Общая теория стоимости
(Дайджест фрагментов из неё)
Постановка задачи
БЛАГО и ЗЛО
Закон всемирного тяготения, открытый в 1667 году И. Ньютоном, гласит: две материальные точки взаимопритягиваются с силой, пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:
M1 M2
F = G
R2
G – гравитационная постоянная, численно равная силе взаимопритягивания двух материальных точек с массами по 1 кг на расстоянии 1 м. По размерности G
R2 F м3 1
G = -------------- = [----- ------]
M1 M2 кг с2
вникнем в физический смысл гравитационной постоянной.
Если кг/м3 – это плотность, определяемая как масса в единице объёма, то первый сомножитель в формуле размерности – м3/кг – есть величина, обратная плотности, т.е. разреженность. Обозначив разряжённость буквой j, имеем:
[G] = j/c2, с – секунда.
Теперь виден физический смысл G: гравитационная постоянная – это ускорение, с которым растёт разрежённость Вселенной.
От физического смысла G перейдём к её космологическому смыслу. Поскольку G входит во всемирный закон (тяготения), то она отражает динамику существования Природы в масштабе Вселенной. Т.е. по размерности G можно сделать вывод, что Вселенная с ускорением равным G разрежается. А разрежаться Вселенная может, только расширяясь, что экспериментально подтверждено открытием красного смещения (1929, Хаббл).
Но помимо расширения, во Вселенной наличествует и сжатие, обусловленное гравитационным взаимопритяжением. Вселенная, расширяясь в своей целостности, сжимается в своих частях: Луна и Земля взаимотянутся, Земля втягивается в себя. И именно это диалектическое единство двух противоположностей – сжатия и растяжения – отражается в законе всемирного тяготения. (Цивилизация, сжимаясь в своей целостности – государственность объединяет всех нас, разжимается в своих частях – каждому из нас нужен свой мирок: отдельный домик, отдельную квартирку и т.п. И Мне плевать на интересы и проблемы государства. Цивилизация – отрицание Природы. Цивилизация - поработитель Природы). Но расширение-сжатие отражает только способ взаимосвязи времени и пространства, т.е. форму Вселенной. А каково же тогда содержание Вселенной, т.е. взаимоупорядоченность времени и пространства?
Ответ на этот вопрос живёт во втором Начале термодинамики, определяющего направление процесса в Природе. Л. Больцман сформулировал его так: Природа стремится (читай, падает) из состояний менее вероятных к состояниям более вероятным. Но так как самое вероятное и потому самое устойчивое состояние в Природе – беспорядок (груда камней более вероятна и устойчивее, чем сложенная из этих же камней пирамида), то это Начало можно сформулировать нагляднее: все естественные процессы направлены к хаосу, беспорядку, энтропии. Вселенная развивается к состоянию, какое описал известный поэт (Байрон):
То было тьма без темноты,
То было бездна пустоты
Без протяженья и границ,
То были образы без лиц;
То странный мир какой-то был
Без неба, света и светил.
Без времени, без дней и лет,
Без промысла, без благ и бед.
Ни жизнь, ни смерть – как сон гробов,
Как океан без берегов,
Задавленный тяжёлой мглой,
Подвижный, мрачный и немой.
Но энтропийность сама же породила своего антагониста – энтальпию. Энтальпия, в широком смысле, - приведение в порядок, в системность, в стройность, налаживание. Приводить же в порядок, систематизировать, строить, налаживать – это, значит, действовать целесообразно. А для целесообразной деятельности необходима обратная связь, т.е. сравнение цели с результатом целесообразной деятельности. И для осуществления обратной связи необходим специальный орган, который бы, во-первых, сравнивал бы цель с результатом и, во-вторых, реагировал бы на итог этого сравнения. В наличии этого специального органа у человека и заключается интеллектуально-духовная сущность Нomo Sapiens. Сознание Человека – это органон, инструмент Природы, созданный самой же Природой, с помощью которого замыкаются два противоположных процесса – энтропия и энтальпия, беспорядок и порядок – в диалектическое единство. Форма существования сознания – жизнь, которая сама же является негаэнтропийным процессом, поскольку её смысл – борьба за существование, постоянное преодоление основного закона неживой природы. «Согласно которому у всех систем, находящихся на более высоком уровне организации, имеется тенденция к деградации, т.е. переходу на некоторый более низкий уровень организации. Сохранение высокой степени организации у живых систем возможно лишь благодаря их способности извлекать энергию извне и управлять её расходованием внутри. Основным источником этой энергии является Солнце, а улавливается она с помощью процессов фотосинтеза. Многие живые организмы не способны к фотосинтезу и для того чтобы выжить, они должны поглощать другие живые организмы, обладающие этой способностью» (Дж. Милсум. Анализ биологических систем управления. 1968).
Итак, имеем два взаимопротивоположных направления процесса – энтропийное (негаэнтальпийное) и энтальпийное (негаэнтропийное). Энтропийное направление – имманентное, т.е. внутренне присущее Природе. И на самом деле: тепло передаётся от горячего тела к холодному, но не наоборот; камни, скатясь с горы уже никогда не поднимутся на её вершину; газы с лавой не вернутся в жерло вулкана. А ведь обратимость этих неживых процессов не противоречит закону сохранения энергии! И уже из этого небольшого ряда мысленных экспериментов можно заметить энергетическую направленность энтропийности: она течёт в направлении от состояния с большей потенциальной энергии к состоянию с меньшей потенциальной энергией. Энтальпийный процесс – обратный энтропийному. Поэтому приведение в порядок – это переход от состояния с меньшей энергией к состоянию с большей энергией. Т.е., чтобы привести в порядок, нужно преодолеть всесокрушающую силу Природы, нужно затратить энергию, нужно совершить работу.
Два вида процессов Природы определяют и два вида сознательной деятельности человека как дитяти Природы – созидающую и разрушающую. Из всех возможных дел, которыми может заниматься человек, будь то живопись или наука, кулинария или трапеза, игра на скрипке или раздробление челюсти ненавистному человеку, вынос ребёнка из пожарища или сжигание людей живьём, сооружение городов или диверсии – всё это сводится к созиданию или к разрушению (негасозиданию). И других дел нет как нет третьего между материальным и духовным.
Поскольку форма существования сознания – жизнь как негаэнтропийный процесс, то созидающая деятельность, т.е. приведение в порядок, служит на пользу Жизни, но во вред Природе. Жизнь уменьшает свою энтропию за счёт увеличения её в Природе. Жизнь вытрехает из себя энтропию в Природу как в мусорную корзину. В результате созидающей деятельности Жизнь из материала Природы творит такие ценности, которые необходимы для поддержания и продолжения Жизни. Вот мы и подошли вплотную к понятию блага. БЛАГО – всё материальное и духовное, что способствует продолжению Жизни, её улучшению и – вообще – её прогрессу. Благо созидается. А раз так, то чтобы получить благо, нужно затратить энергию. Количество материального блага пропорционально работе, которую Я затратил на его создание. Это следует из закона сохранения и превращения энергии в Природе: энергия не исчезает и не возникает вновь, а превращается из одного вида в другой в эквивалентных количествах. Работа – мера этого превращения.
Разрушающая деятельность работает в противофазе с Жизнью, но в синфазе с Природой. Разрушать – ломать порядок, беспорядничать. А коли созидание потребляет энергию, то разрушение выделяет её, поскольку разрушение – перевод системы из состояния с большей энергией в состояние с меньшей энергией. Эта выделенная энергия и является разрушающей деятельностью: не Я ломаю, не Я разрушаю. Я только высвобождаю спящую энергию, которая и сметает всё на своём пути. И, правда: когда в горах тишина, то это кажущаяся тишина, это потенциальный гром. Стоит Мне бросить камешек в неподвижную груду булыжников, как девственный покой гор нарушится стремительно нарастающим гулом. И горе тому, кто окажется на пути камнепада. Вот так – камешком можно обрушить вниз сотни тонн горной породы. И здесь камень сыграл роль искорки, от которой вспыхнул давно готовый к воспламенению сложенный хворост. В результате разрушающей деятельности снижается материальная и духовная ценность жизненного начала Природы. А это зло. ЗЛО - всё материальное и духовное, что препятствует продолжению Жизни, её улучшению и – вообще – её прогрессу. Зло не нужно созидать, строить, творить. Достаточно бездействовать и зло уже будет готово. Если Я не соберу урожай, то всё зерно сгниёт на корню и Я останусь голодным. А если и действовать, то достаточно одной лиши искорки, чтобы спалить всё жито.
Тогда, всё что человек имеет в действительности, делится на благо и зло. И третьего не дано. Причём, благо и зло друг от друга неразрывны. Ибо, если зло – начало отсчёта блага, т.е. насколько далеко Я от зла – столько Я имею блага, то благо – начало отсчёта зла. Как далеко Я ушёл от прогресса Я оцениваю по количеству благ, которые Я имею. И обратно – регресс – по количеству зла. Благо и Зло – категории относительные. И действительно. Если для Меня солнечные лучи – Благо, то для поражённого канцерогеном эти же лучи – Зло. Дожди весной – Благо, но во время жатвы (летом) – Зло. Благу и Злу характерно взаимопроникновение: Благо может переходить в Зло, а Зло - в Благо. Благо и Зло – два коррелятивных понятия, т.е. такие понятия, которые могут быть определены друг через друга. И правда: Благо – уменьшение Зла, а Зло – уменьшение Блага. Это заметил ещё древнегреческий атомист Эпикур: «добро есть бегство от зла, а наслаждение есть уклонение от страдания» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, с. 24). Следует так же заметить, что поскольку феномены Благо и Зло соотносительные с жизнью, то Жизнь можно рассматривать как Благо для самое себя, т.е. Жизнь как благо способствует сама себе. И в этом аспекте Жизнь следует понимать как бесконечно большое Благо, т.е. такое Благо, которому нет меры, нет эквивалента. Жизнь
абсолютна. Потому абсолютны и все её атрибуты: Красота женщины, Счастье, Здоровье...
ДВЕ ЭКОНОМИКИ
Поскольку Зло внутренне присуще Природе, то человек своей созидательной деятельностью борется со Злом за Благо. И в этом смысл его жизни. Но люди производят блага не в одиночку, а сообща. Общественный характер производства породила уже самая примитивная форма деятельности первобытных людей – охота, которая была возможна только при условии объединения их усилий. Поэтому человек как существо социальное и не знает другого производства, кроме общественного, которое имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. А диалектическая связь между ними пронизывает производственный процесс объективностью, т.е. независимостью его от воли людей.Так, люди, сложив свои усилия ради прогресса, навязали себе законы исторического развития, главный из которых – закон облигатного (обязательного) соответствия характера производственных отношений характеру производительных сил. Последние, являясь материальной основой общественного развития, имманентно (внутренне присуще) и непрерывно развиваются сами и потому – как – аргумент определяют историю человечества. Вот почему человечество живет не так - как ему хочется, а так – как получается. Даже познание законов развития общества, которые уже давно нарекли экономическими, не освободили людей от историко-экономического хомута, а только лишь убедили их в том, что от него никогда не отвязаться. Открытие К.Марксом прибавочной стоимости (это гениальное открытие, которое коммунистические проходимцы извратили, за что народы СНГ ещё долго будут расплачиваться арьергардом относительно передовых стран, в авангарде которых - США) предвосхитило дальнейшие пути развития общества и логически замкнуло экономическую теорию. С тех пор мы живём по принципу «свобода – это осознанная необходимость» и, так сказать, больше не рыпаемся, не пытаемся вмешиваться в историю методом сопротивления её потоку.
Таким образом, общественное производство всецело, до экономических капилляров, проникнуто духом (читай кровью) объективности, независимыми от людей законами. В такой же закономерной взаимосвязи находятся и такие два экономические кита как характер собственности на средства производства и соответствующий ему определённый способ распределения материальных благ. Кто хозяин (Собственник) средств производства, тот и присваивает себе всю прибавочную стоимость особого товара – рабочей силы. И «с тех пор как политическая экономия выдвинула положение, Что труд является источником богатства и всякой стоимости, неизбежно возник вопрос: как это возможно совместить с тем, что наёмный рабочий получает не всё произведенное его трудом количество стоимости, а должен часть её отдавать капиталисту? Тщетно пытались и буржуазные экономисты социалисты дать научно обоснованный ответ на этот вопрос, пока, наконец, не выступил Маркс со своим решением» - Ф.Энгельс (Карл Маркс. Биография. М.,1973,с.339). Прибавочная стоимость, которую и открыл К.Маркс, являет собой замок общественно экономического свода, исторической архитектоники человечества. Прибавочная стоимость – это как раз то яблоко раздора, за владение которым боролись, борются и будут бороться «большие группы людей, различающихся по месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». (Под большими группами людей В.И.Ленин имел ввиду партии; современность добавляет в них ещё мафии и боевые незаконные формирования под любыми лозунгами и знамёнами). Тогда, способ распределения благ как конечный пункт общественного потребления проникнут тоже духом объективного и потому не зависит от Моей воли. Так мы увидели понятие (в смысле институт как совокупность норм, регулирующих общественные отношения) Объективной собственности.
Если Я член Первобытнообщинного строя, то Я получаю блага по экономическому закону этого строя: «производство жизненно необходимых средств для существования первобытной общины при помощи примитивных орудий производства, на основе коллективного труда».
В Рабовладельческом строе Я получаю блага по закону «производства прибавочного продукта для рабовладельцев путём хищнической эксплуатации массы рабов, находящихся в полной собственности рабовладельцев». Поскольку в экономическом законе рабовладельческого строя фигурирует прибавочный продукт, то здесь Моя доля уже зависит от того, в каком полюсе общественно-экономического диполя Я нахожусь – в рабовладельческом или рабском.
Точно также Моя доля зависит от Моего социального положения в Феодальном обществе, в котором Я получаю блага по закону « производства прибавочного продукта для феодалов в форме феодальной земельной ренты путём эксплуатации зависимых крестьян». Венцом социольно-общественных формаций, в экономической основе которой лежит эксплуатация наёмного труда, является Капиталистическое общество. При капитализме погоня за прибавочной стоимостью дошла до извращения, поэтому «производство прибавочной стоимости или нажива – таков абсолютный закон этого способа производства».
Вся история общественного развития проникнута целеустремлённостью к оптимальному соотношению производительных сил и соответствующих им производственных отношений. В этом историческом процессе критерием оптимальности был и навсегда останется один – Справедливое распределение благ между членами общества.
Но наличие связи способа распределения благ с формой собственности на средства производства ещё не исключает существование другого способа распределения благ. И действительно, приобретя блага в соответствии с объективным экономическим законом, Я могу распоряжаться этим благом по Своему усмотрению. Я по Своей воле часть блага часть Своего блага могу безвозмездно отдать другому человеку. Тогда возникает вопрос: объективный экономический закон какого общественного строя вынуждает Меня на эту беневоленцию? Естественно, такого закона Нет! Могу так же расколотить стёкла окон в доме ненавистного Мне человека. А ведь всё это есть тоже экономика как способ распределения блага или зла, в котором уже доминирует волевой фактор и потому такую экономику назовём Волевой. Волевая экономика не имеет абсолютного иммунитета от объективной экономики (её законов), и обратно – объективная экономика не стерильна от волевой. Т.е. обе экономики – это два полюса одного диполя – экономического бытия. Один из этих полюсов в чистом виде, т.е. без примеси волевой, - объективную экономику, изучает политическая экономия. По этой-то причине волевая экономика и не попала в компетенцию политической экономии. Этот факт отметил ещё К. Маркс, критикуя книгу Прудона «Что такое собственность»: политическая экономия рассматривает совокупность «отношений собственности не в их юридическом выражении как Волевых отношений, а в их реальной форме, т.е. как Производственных отношений» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. М., 1947, с. 153-154). Мы же исследуем второй полюс экономического диполя – Волевую экономику, которую также, насколько это возможно в первом приближении, рассмотрим в чистом виде.
Первичным понятием Волевой экономики, так же как и её альтернативы – Объективной экономики, является Собственность. Но собственность сама зиждется на более фундаментальном понятии – Стоимости, к раскрытию которой мы и будем стремиться. К. Маркс в предисловии к первому изданию «Капитал» писал: «за исключением отдела о форме стоимости, эта книга не представит трудностей для понимания. Я, разумеется, имею ввиду читателей, которые желают научиться чему-нибудь новому и, следовательно, желают подумать самостоятельно» (К. Маркс. Капитал. М., 1953, с. 4). Если в голове путаница, то часто Благо и Зло меняются в ней местами!
В этом опусе ВСЁ о Формах, да ещё и о Типах Стоимости! Поэтому утешить потенциального читателя Мне не чем. Но смею заверить, что ради облегчения понимания Я - как автор - жертвую, порой, лапидарностью и позволяю Себе чрезмерно пространные рассуждения, а кое в чём даже и повторяюсь.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу стоимости во всех её проявлениях, несколько слов о Собственности.
Обыденное понимание собственности – это ЧТО-ТО (материальное или духовное) Моё или Его. Теория Стоимости понимает под термином Собственность – СПОСОБ присвоения или отчуждения (добывания) блага. Объективная основа существования феномена Собственности лежит в Природной взаимосвязи блага и труда, требуемого на его созидание. Без труда нет блага (но не наоборот). В этом смысле труд и благо неразрывны. При производстве блага наличествуют одновременно и отчуждение (труда) и присвоение (блага). Причём, отчуждение труда – причина присвоения блага. Т.е. способ присвоения блага через отчуждение труда является онтологически замкнутым, имманентным, и потому здесь говорить о Собственности как о способе присвоения или отчуждения блага тавтологично, ну, например, всё равно, что сказать «простота простецкая», «ледяной лёд». Можно сказать, что присвоение блага через отчуждение труда – это Нулевая собственность, поскольку оно (присвоение) нейтрально по отношению к присвоению или отчуждению со Стороны, т.е. минуя Мой труд. Например, если Я смастерил лопату, то бессмысленно да и некому ставить вопрос «Чья эта лопата?». Лопата стала Моей через отчуждение Моего труда в Мою же лопату. Мой Труд + Материал (для изготовления лопаты) = Лопата, как и Самка + Самец = Ребёнок. Как свойство магнита притягивать ферромагнетики неотъемлемо от самого магнита, так и свойство лопаты быть Моей неотъемлемо от самой лопаты. И если в первом случае связь «Притяжение – Магнит» обусловлена Природой – существованием ускоренно движущимися электронами. То во втором - связь «Лопата - Я» обусловлена также Природой – Моей врождённой способностью трудиться. И как Магнит не замечает своё свойство притягивать, так и Я даже не подозреваю о том, что можно усомниться в том, что Лопата Моя.
Определимся: если Я Мою Лопату (вещь) отчуждаю от Себя Ему – это Отрицательная собственность; если Я Его Лопату присваиваю (без труда) Себе от Него – это Положительная собственность. И потому, если говорят о собственности как о способе добывания блага, то имеют ввиду именно одну из этих двух собственностей– положительную или отрицательную, а не нулевую. Как уровень моря является точкой отсчёта «выше - ниже», так и отклонение от нулевой собственности фиксируется нашим сознанием как способ присвоения или отчуждения благ, т.е. Собственность, в распространенном смысле этого слова.
И ещё. Труд есть целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Способность же человека к труду есть свойство врождённое. Именно врождённая способность человека к труду принципиально отличает Человека от Животного: если Человек своим трудом приспосабливает к Себе изменяющуюся Действительность (окружающую среду), то Животное своей биологической идиоадаптацией (вплоть до ароморфоза) приспосабливает Себя к изменяющейся Действительности. Т.е., в этом смысле, биологическая эволюция Человека закончилась с того момента, когда он взял в руки орудие труда – камень, палку… Так труд, будучи природно связанный со Мной, природно же связывает со Мной и нулевую собственность, как онтологический уровень отсчёта собственности, отличной от нуля. Т.е. собственность как феномен можно вытеснить из нашей Жизни только путём вытеснения труда, а не какими-либо идеологиями или лозунгами. Поэтому, там, где начинается труд, неминуемо начинает трепетать и нулевая собственность, генерирующая в сознании людей все другие собственности. Уже младенец, построив Своими руками песочную башню, защищает её от чьего-либо посягательства с тем чувством, которое вызвано в нем собственностью. В противоположность обыденному представлению, которое видит в отношениях собственности отношения Человека к Вещи, Общая теория стоимости видит собственность как отношение Человека к Человеку, выраженное через отношение к Вещи (материальной или духовной), т.е. Мое отношение через отношение к Вещи к Нему: Я-Вещь-Он. Например, если Я подарил Ему шоколадку, то это означает, что Я Его люблю (в онтологическом расширении) в количестве, как это ни кощунственно звучит, стоимости этой самой шоколадки. А Кто в этот же текущий момент и в этих же обстоятельствах Ему подарил две шоколадки, Тот любит Его в два раза больше. Но так как духовное - онтогенез материального, то такие же соотношения наличествуют и для духовной Вещи. Примитивно? Да, в начале. Но потом осознанная Примитивность вырождается в гениальную Простоту!
Тогда, исходя из ОбщеТеорияСтоимостного (пропуск пробелов Мой, в смысле Автора) представления о собственности, разберём все возможные варианты волевого присвоения или отчуждения (добычи) блага (или зла) как отношения между Людьми, выраженные через отношения к благу (или злу). Можно Общую теорию стоимости построить либо по Благу, либо по Злу. Выводы и теоремы будут интеллектуально эквивалентны. Помните, аналогично в химии теория взаимодействия между атомами в молекуле построена по электрофильности атома (электроотрицательности, как это называется в наших учебниках Химии средней школы, что чрезвычайно методологически неудачно). Но можно было бы построить и по электрофобности атома, структура теории с её теоремами нисколечко не изменились бы. Изучив стимулы поведения Самки, мы всё поймём и о Самце. Изучив Покупателя, поймём Продавца. И т.п.
Отношение между людьми возникают уже там, где их Двое. Вот и рассмотрим взаимоотношение этой минимальной стоимостной системы, так сказать, кванта стоимостного поля. Я-Он – стоимостный диполь.
Далее Вы читали Теорию Стоимости в Рассылках (помните – Формы стоимости, Типы стоимости).
Всеобщий Принцип относительности (ВПО): Все законы Природы ОДИНАКОВЫ во всех Действительностях. Поразмыслим и о нём в ключе Общей теории стоимости (ОТС). Все Одинаково хотят жить – от ползучего гада (который для себя, разумеется, не гад) до Меня. И в этом смысле каждая жизнь святая! Из этого же необходимо следует уникальность, неповторимость судьбы, жизни, действительности каждой особи, каждого Человека. Если «Все законы Природы ОДИНАКОВЫ во всех Действительностях», то это возможно только тогда, когда все эти Действительности Разные. В противном случае, т.е. если бы все действительности были одинаковые, неотличимые друг от друга, они слились бы в одну и тогда о каких бы то ни было законах не могло бы быть и речи. Ибо закон – это Устойчивая связь между Отличимыми друг от друга Действительностями. Т.е. для проявления закона должно быть не менее двух Соприкасающихся (онтологически) Разных Действительностей. Так:
пока луч света движется в Воздухе – в Первой действительности, - закон преломления света «спит», ибо свет пока переходит из воздуха в воздух, т.е. движется в одной среде, Действительности. Но стоит свету пересечь границу раздела между воздухом и Водой – Второй, отличимой от Первой, Действительности, - как тут же закон преломления прорывается и различие двух Действительностей - Воздуха и Воды – налицо;
Я не могу Сам Себе сделать подарок, ибо Я – одна и та же действительность и потому это сродни стоимостному онанизму. Но стоит только появиться Ему (другой, отличимой от Меня Действительности), то тут же готова почва для проявления закона стоимости;
Мне невозможно было бы проявить свой патриотизм, если бы Государство (Родина), в котором Я живу, было бы одно на Земном шаре;
А с чьей армией будет воевать «мировая армия»? А с какой командой будет играть в футбол «сборная мира»? Разве только с инопланетянами, т.е. с иной действительностью.
Таким образом, ВПО – закон бытия. ВПО стягивает, замыкает, цементирует в единое бытие Различные Действительности. ВПО – Бытие Бытия. Благодаря ВПО все Различные Явления и Ипостаси Природы «разговаривают» между собой – вступают в стоимость – на одном языке и потому понимают друг друга. В основе ВПО лежит всё та же всепроникающая СТОИМОСТЬ – Валюта Природы. В ВПО как единство и многообразие мира замыкается на самое себя, она без ВПО жить не может. И правда. Вселенной нужен ВПО потому, что все Действительности разные (многообразие), а их надо как-то подчинить себе, что возможно с помощью только одной идеологии – ВПО, Стоимостью (единство). С другой стороны, Разные Действительности только потому и Разнятся друг от друга, что все законы в каждой из них Одинаковые. В противном случае, т.е. если бы законы в каждой из них были бы разными, каждая бы действительность не замечала бы другие действительности. Т.е. все действительности были бы изолированы друг от друга, и тогда в действительности каждой действительности она сама себе была бы вселенной. Но как мужчина, ни разу не увидевший женщину, так никогда не понял бы, что он – мужчина, так и действительность, ни разу не увидевшая другую действительность, так и не поняла бы, что она из себя представляет. Т.е., как мужчина сам себе не мужчина, так и действительность сама себе не действительность. Такая одинокая действительность обречена на стагнацию, на онтологическую смерть. Отсюда следует что
все и всюду Законы Одинаковые только и только потому, что все и всюду Действительности Различные;
и обратно
все и всюду Действительности Разные, только и только потому, что все и всюду Законы Одинаковые.
Как Женщина и Мужчина взаимоопределяют друг друга, точно так же и Многообразие Действительностей и Единство Законов взаимоопределяют друг друга. Как Женщина и Мужчина так Многообразие и Единство – тянутся друг к другу, образуя Связь. Два объекта помимо своей воли образуют связь тогда и только тогда когда сумма потенциальных энергий каждого из них врозь меньше суммы потенциальных энергий каждого из них вместе. Это теорема Взаимовозрождения (Интерренессанса).
Интенсивность Борьбы за существование – это и есть проявление Напряжённости стоимостного поля. Как все массы подвержены гравитационному взаимодействию (гравитационной силе), так и все мы подвержены стоимостному взаимодействию (стоимостной силе). Но гравитационное взаимодействие обусловлено наличием самих же масс. Т.е., если бы во Вселенной было бы только одно Тело, то пропала бы и гравитационная напряжённость и Тело так и не «поняло» бы, что оно способно притягивать другие тела. Точно так же и со стоимостной напряжённостью, которая тоже обусловлена наличием нас же самих. Т.е., если бы Я на Земле был бы только один, то все мои достоинства и недостатки нельзя было бы реализовать в ком-то другом (Мне Себя не на кого менять). А борьба за реализацию Своих возможностей (импредикалов) и есть борьба за существование. Ибо существовать – значит быть тем, кто ты есть, быть самим собой, но не для Себя. И так же в товарообмене: если Я имею Холст, но никто не имеет Пшеницы (т.е. Холст - один) , то Холст перестаёт быть товаром, Холсту не к чему стоимостно притягиваться, напряжённость стоимостного (экономического) поля равна нулю. Холсту-одиночке невозможно проявить своё свойство «холст» (в смысле ткань), а сам себе холст никак не может быть холстом.
О месте Доброго (стоимости) и Злого (негастоимости) в Природе
Доброе (стоимость) – форма сосуществования Противоположностей (женщина-мужчина, плюс-минус) в их Единстве. Злое – форма сосуществования Изоположностей (женщина-женщина, плюс-плюс, минус-минус) в их Раздельности.
Но диалектическое единство противоположностей – источник движения, взаиморазвития. И именно поэтому экономический мир сложился добрым. Ибо только развивающееся устойчиво внутри самого себя (велосипед только в движении устойчив), т.е. способное к жизни. И в этом смысле экономический мир – поскольку он добрый – есть дитя Вселенной, которая сама является единством противоположностей – расширение-сжатие. Онтогенез – Экономика – кратко повторяет филогенез – Вселенную.
В свою очередь, раздельность изоположностей – это сток, финал развития, негадиалектика, т.е. конец всего и вся.
Но если у диалектики возможна только одна стоимостная ипостася, то негадиалектика их имеет две. И действительно. Если диалектика включает в себя Одну стоимостную пару – плюс-минус (Я-антиЯ, в обобщённом выражении), то негадиалектика – Две: плюс-плюс и минус-минус (Я-Я и Он-ОН). В электродинамике два заряда плюс-минус – это схождение их, диполь (диалектика). А плюс-плюс и минус-минус – расхождение их, динегаполь, т.е. конец системы «заряд-заряд» (негадиалектика).
Тоже и во Вселенной. Расширение-сжатие – это диалектика, результаты развития которой очевидны: от элементарного частица-античастица до неисчерпаемого Я-Он. Негадиалектики же у Вселенной две.
Первая – сжатие-сжатие, это известная космологии чёрная дыра (Открыл Стивен Хокинг, 1976). Так называется космическое тело с неимоверно огромной массой, в котором гравитационное сжатие бесконечно больше сил отталкивания. В такой гигантской массе возникает гравитационный коллапс, т.е. сжатие тела в самого себя до бесконечно большой плотности. У чёрной дыры первая космическая скорость равна скорости света в абсолютном вакууме и потому она поглощает всё и не излучает ничего. Луч света, направленный на чёрную дыру, не отражается, а навсегда остается в ней – в космической могиле. Чёрная дыра раскалена до бела, но так как свет её покинуть не может, то поэтому она и чёрная. Морду чёрной дыры нам увидеть не суждено, мы её можем только лишь предполагать. Чёрная дыра – пожиратель материи и пространства.
Вторая ипостася – расширение-расширение, что в пределе даёт абсолютный вакуум, пустоту, которую теперь логично назвать Белой дырой (дырка от бублика – Чёрной дыры). Как понятно, в дырах ни о каком развитии не может идти и речи. Дыры – могилы развития.
То, что характерно целому - Вселенной, характерно и его части – Природе (филогенез – онтогенез!). Например, такая стоимостный диполь как «Гора-Река». Гора нужна Реке для того, чтобы с неё скатывалась вода Реки, т.е. для образования водопотока Реки. Река нужна Горе, чтобы Река своим водопотоком стачивала пологий склон Горы в крутой, тем самым Гору делать ещё более горее. Гора же, становясь горее, увеличивает скорость водопотока, т.е. делает Реку ещё более рекее. А это –диалектика, ибо Гора и Река способствуют развитию друг друга. Они жить не могут друг без друга, они - благо друг для друга. Что же касается негадиалектик Гора-Гора и Река-Река, то в Природе их нет. Тогда уместно задать вопрос: почему негадиалектики во Вселенной имеют конкретное проявление – дыры, а в Природе – как части Вселенной – конкретного проявления негадиалектик нет? Очевидно, что все потенциальные негадиалектики Природы уже в эмбрионе как мусор, как нечто вроде экскрементов бытия, подвергаются своеобразной онтологической дефекации из внутренностей Природы во внешнюю среду, т.е. во Вселенную, в которой и образуется центральная свалка, клоака в виде дыр. Точно так же из дома (аналог Природы, дом – Моя маленькая Природа) выносим мусор в мусороприёмник, а из него коммунальная служба – за город (маленькая Вселенная) на центральную свалку.
Таким образом, все, что образует диалектику способно к развитию, к жизни, к расцвету, всё же остальное гибнет в космической могиле. Живучесть диалектической ипостаси Вселенной и - как следствие – её развитие в сторону прогресса и создаёт Видимость номогенеза (в биологии - ортогенеза), т.е. существования в Природе некоторой «изначальной целесообразности», нечто вроде Вселенского творца, будто бы направляющего развитие по уже давно задуманному им «проекту».
Экономический мир – как и любой – является лишь конкретным проявлением одной сущности – Вселенной. Топор-Пила – это диалектика, которая и связывает экономически Меня с Ним: Мне нужна пила, Ему – топор. Обмен и делает нас взаимополезными друг для друга. Обмен для Меня и для Него – это ещё один шаг к прогрессу, развитию. Но если у Меня и у Него по топору, то мы не только не нужны друг другу, но и взаимовредны, взаимозлы. Я уйду от Него, что бы Он не мешал Мне обмениваться с тем, у кого есть Пила. То же сделает и Он – уйдёт от Меня. Материальная (вещная) негадиалектика Топор-Топор – взаимовредность - порождает духовную негадиалектику Я-Он – взаимоненависть. Точно такой же негадиалектический процесс происходит и с другой ипостасей Пила-Пила: те визави, которые видят друг у друга по пиле так же расходятся друг от друга, дабы устранить взаимопомехи. Эти негадиалектики - Топор-Топор и Пила-Пила – тоже своеобразный экономический мусор (неудовлетворительная рыночная конъюнктура, как бы мы сказали сейчас), неспособный к развитию и потому вытесняется некой онтологической силой, стоимостной напряжённостью: ведь если Мне и Ему уходить некуда, то у кого-то из нас Топор должен быть уничтожен. Тогда Я нападаю на Его топор, а Он – на Мой. А это уже Злое, в основе которого лежит изотопизм.
Следует заметить также, что две ипостаси негадиалектики никак не связаны между собой. Онтологически это выражается в том трагическом факте, что где-то ипостася Топор-Топор может находиться в злом состоянии, т.е. в борьбе Он-Я, в то время как другая ипостася Пила-Пила так же где-то взаимоуничтожается. Казалось бы, стоит двум ипостасям сойтись, как две негадиалектики выродятся в две диалектики, т.е. будет два взаимовыгодных обмена. Но какая онтологическая сила может остановить злой процесс и двигать обе ипостаси навстречу друг другу? В стоимостном поле Нет такой силы (маклеры – это неестественное вмешательство в естество). И в этом ирония простой (случайной) формы стоимости. Так, сколько на Земном шаре сейчас живёт Девушек, до сих пор не встретивших своего Суженого. Отсутствие связи между негадиалектическими ипостасями можно интерпретировать как нечто вроде уродства Вселенной. И действительно, сколько ипостасей уходит в космическую могилу, так и не встретившись со своей стоимостной противоположностью. Это обстоятельство накладывает известные ограничения на число комбинаций во Вселенной, что ставит предел её статистическому многообразию. Онтологически это проявляется в том, что у каждого из нас, и у всех одинаково, в жизни наступает момент, когда Я никому не нужен и Мне никто не нужен, когда Я никому не интересен и Мне никто не интересен и ничто не интересно. И в этом смысле Старость – неизбежный трагизм любой судьбы как бы счастливо она не складывалась.
Внешнее проявление уродства Вселенной – это её две дыры, которые сосуществуют в одном время-пространстве Независимо друг от друга (нейтральный симбиоз). И если бы бытие было лишено доброго начала, то уже бы давно Вселенная разделилась на две части – чёрное ничего (гравитационная яма) и белое ничего (пустота). И на такую раздельность бытие было бы обречено навечно, ибо онтологического выхода из этого антикосмического тупика нет.
Все эти соображения о бытие ещё раз подтверждают то, что доброе состояние экономического мира – это не выдумка мудрого человечества, которое вмешалось в свою судьбу, а результат объективного процесса, происходящего во Вселенной в целом. Экономический мир добрый не потому что нам это выгодно, а потому что он иным быть не может и вот поэтому-то для нас это выгодно и прогрессивно. Доброе состояние экономики – это оптимальный режим существования человечества в целом и сосуществования каждого из нас среди нас же в частности в своих родных пенатах – в такой же доброй Вселенной. Ф.Энгельс о мышлении: «над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой». Тогда, в знгельсовском ключе: над всем нашим экономическим бытием господствует с абсолютной силой тот факт, что стоимость и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они не могут противоречить друг другу, а должны согласовываться между собой.
Из «Разговоры с Гёте» Эккермана:
Вольфган, почему Вы гений?
А я мыслю как Природа.
А что надо делать, чтобы мыслить как Природа?
Надо изучать законы Природы.
Доброе – единосущность всего бытия, это форма, способ существования Вселенной и потому всего, что порождено ею, а следовательно и человечества.
Экономической триаде «доброе – нульобмен - злое» соответствует онтологическая триада «стоимость – нульстоимость - негастоимость», которые осознанны человечеством гносеологической триадой «диалектика – стагнация - негадиалектика». Словарь:
стагнация – застой,
диалектика – сосуществование Противоположностей в их Единстве,
негадиалектика - сосуществование Изоположностей в их Раздельности.
Возникновение денег – особый вопрос.
Из Грациологических Акварелей.
В Детстве Я и Действительность слиты в единство, поэтому Я Свои Поступки не Замечаю.
В Юношестве Я и Действительность - Чёткий (ионный) Стоимостный Диполь (диалектическое единство противоположностей), поэтому: есть Поступки, которым Я рад и горжусь ими, но есть и Поступки, о которых Я жалею и, порой стыжусь их.
Во Взрослости Я и Действительность - Нечёткий (слабый) Стоимостный Диполь (нечёткое диалектическое единство противоположностей, с примесью негадиалектической раздельности изоположностей), поэтому как бы Я не поступил, всё равно Я жалею потом.
В Старости Я и Действительность - Изоположности (негадиалектическая раздельность изоположностей), поэтому есть только Отсутствие Поступков, за каждым Отсутствием Поступка Я смиренно наблюдаю.
Говоря только о Простой форме стоимости, мы намеренно стоимостный диполь Я-Он изолируем от окружающих людей. Мы смотрим на Я-Он как физики смотрят на два взаимодействующих тела – будто бы других окружающих тел нет. На самом же деле невозможно изолировать два тела от других тел, ибо мир материально един. Это единство мира отражено в принципе, утверждающем о невозможности создания «вечного двигателя» первого рода (из-за трения с другими телами). Точно так же невозможно изолировать Я-Он от общества. Я (как и Он) – «совокупность Всех общественных отношений», т.е. и онтологический мир един. Это обстоятельство и порождает развитие Простой формы стоимости в Развёрнутую, и через неё – во Всеобщую (Денежную). Например, Я слышу крик «На помощь!». Это кричит женщина, провалившаяся в проталину реки. Я бросаюсь в ледяную воду, откуда и вытаскиваю Её. Я собою жертвовал ради Неё. И это, не смотря на то, что Я с Ней находился, как кажется с первого взгляда, в нулевой стоимости. Тогда, что же Мною двигало? Ответ – Всеобщая форма стоимости! Т.е. Я (как и все) верен всеобщей идее гуманизма. Гуманизм для Меня (как и для всех) – это всеобщее благо. Бросаясь в ледяную воду, Я служу не Ей, а человечеству (носителю гуманизма) в целом. Но человечеству, а точнее его гуманизму, служу не только Я, но и Все. Т.е. на Моём месте поступил бы точно так же каждый из нас. А такие социальные институты как Родина, Порядочность, Девственность и т.п. – всё это всеобщие эквиваленты, с которыми Я (как и все) нахожусь во всеобщей (денежной) форме стоимости. Александр Матросов закрыл Своим телом амбразуру ДЗОТа не ради Меня или Его, а за Родину (всеобщая форма стоимости). Хотя Я или Он не раз унижали и обижали Матросова неуставными отношениями или обворовывали его не раз, а сколько раз его обливали матом. Но Матросов тоже, разумеется, не подарок. И тем ни менее, отдавая жизнь за Родину, Матросов отдал жизнь и «за того парня» - за Меня и Его (развёрнутая форма стоимости).
А как нас по отдельности унижает Государство одними только коммунальными услугами: в ЖЭКе с нами разговаривают как с военнопленными и ещё оплату сдирают за несуществующие услуги. И порой приходишь из ЖЭКа - готов на стенку лесть от ненависти к диспетчеру, который тоже ненавидит Меня (у него работа такая). Но случись всеобщая беда (например, массовая гибель заложников при терроре), так бежим сдавать кровь.
Вот что значит Всеобщее поле стоимости - аналог гравитационного поля в физической ипостаси Природы, от которого тоже никуда не упрячешься.
Одним исследованием, претендующим на получение результатов в логически замкнутой форме, невозможно «объять необъятное». И именно поэтому мы ограничимся рассмотрением замкнутой в себе системе «Я-Он», что оправдано и методологически. Поэтому настоящее эссе следует рассматривать как Первую часть большой задуманной работы.
Вторая часть посвящена исследованию стоимостного диполя «Идеал (Я) – Действительность (Он)». Т.е. стоимостному отношению между Моим идеалом (представлением о Моей Действительности) и Моей Действительностью (всему, что окружает Меня, а точнее – Моё сознание, и в этом смысле Моё тело – тоже Моя Действительность). Эстетическое отношение – стоимостное отношение между Идеалом и Действительностью. Т.е. Стоимостное отношение – фундамент ВСЕХ отношений в Природе (материальных, духовных и интеллектуальных).
Осознав Эстетическое в Стоимостном аспекте, мы методологически подойдём к понятию общественного (а в пределе - общечеловеческого) блага, что позволит перейти к рассмотрению стоимостного диполя «Я-Общество (а точнее – Толпа, как ни прискорбно это звучит)» - Третья часть – ОХЛОМАТИКА (охло - толпа).
Наконец, рассмотрев в единстве систему
Я-Он,
Идеал-Действительность,
Я-Толпа,
т.е., перейдя к четырёхмерному стоимостному пространству (а через него – и в n-мерное), мы логически охватим весь круг отношений человеческого бытия. Таким образом, Четвёртая часть будет являть собой логический венец науки обо Мне (а точнее – об основе Моего менталитета), которую и назовём ГРАЦИОЛОГИЕЙ. «Грация – движение с наименьшей затратой энергии», М.Горький. И именно поэтому грациозные движения всегда красивы. Оптимальность по энергии – всеобщий критерий прогресса бытия. Лёгкость, с которой Паганини как бисер рассыпает свои пальцы по скрипичным жилам, обязана его таланту найти рациональную аппликатуру, позволяющую с наименьшей затратой усилий исполнять свои знаменитые каприччо. Эйнштейн разгадал тайну феномена относительности благодаря способности экономно мыслить. Понятие Грация может служить онтологизмом для таких технических понятий как «коэффициент полезного действия», эффективность, оптимальность. Грациологию можно ещё определить как науку о стоимостном диполе Я-Жизнь. Ведь Мне нужна Жизнь точно так же как и Я нужен Жизни: без Меня нет Жизни, а без Жизни нет Меня (в Моей действительности). Т.е. Я со своей Жизнью, со всем, что Меня окружает, нахожусь в простой форме стоимости (в действительности Вселенной, т.е. с точки зрения Вселенной). Основной вопрос Грациологии – в чём заключается стоимость диполя Я-Жизнь? Или – на обыденном языке – в чём смысл жизни, для чего Я живу, в чём сущность Моего отношения к Моей Жизни? Если философия – это отношение духа к бытию, Грациология – это отношение Моего духа к Моему бытию. Ведь Я не вообще Я, а конкретное Я и Яйнее Меня никого нет. И бытиё Моё не вообще бытиё, а «вот моя деревня, вот мой дом родной». Т.е. Грациология изучает Моё отношение к действительности в рамках конкретной данности. Конечная цель Грациологии – дать Моё отношение к кому-чему-либо аналитическим выражением, т.е. формулой, с последующим вычислением. Отношение же, как объективный феномен, отражается в Моём сознании субъективно в том виде, которое мы называем Чувством. Т.е. Чувство есть функция отношения. Поэтому Грациологию ещё можно рассматривать и как одну из эвристических форм робкого проникновения разума человека в «алгебру гармонии».
Из Грациологических Акварелей.
В Бизнесе, Политике и Любви ДРУЗЕЙ Не бывает.
Вывод формулы для вычисления Величины стоимости
Нитью Ариадны для этого послужит известный принцип соответствия Нильса Бора: всякая новая теория, которая более глубоко и полно описывает явление, не отменяет законы этой старой теории, а включает их в себя как частный предельный случай. Тогда, из Всеобщего принципа относительности (ВПО), согласно которому Формы Всех законов Природы инвариантны относительно изменения ипостаси её (Природы), следует, что должен быть один всеобщий закон всеобщего феномена Природы – стоимости. Форма же закона стоимости по Бору принципиально соответствует форме закона релятивистского сложения скоростей:
V12 = k(V1 + V2), где k = 1/( 1 + V1V2/c2), тогда
V12 = (V1 + V2)/(1 + V1V2/c2).
Где с – скорость света в абсолютном вакууме, которая является предельной скоростью в Природе всего материального, т.е. ни одно тело, имеющее массу покоя, не может её достичь. Таким образом, скорость света с представляет собой своего рода Деньги (импредикал, недостижимый никаким другим импредикалом) для любой скорости, скорость скоростей (деньги – товар товаров). Как любой товар относится к одному всеобщему эквиваленту товаров – к деньгам, так и любая скорость относится к одному всеобщему эквиваленту скоростей – к скорости света. Поэтому в нашей терминологии коэффициент k – это численное выражение НЕДОСТИЖИМОСТИ любой скорости к их деньгам - скорости света, k – коэффициент НЕДОСТИЖИМОСТИ. Так, при V1 = V2 = c, скорости V1 = V2 становятся «деньгами» (сами себе деньги), а «деньги на деньги не меняют». Это может служить еще одним свидетельством, так сказать, «стоимостным прочувствованием», онтологическим осознанием того факта, что Природа «обязана» иметь скорость Предельную (во-первых) и Недостижимую ничем (во-вторых). Ибо, при снятии первого ограничения, т.е. если бы скорость была бесконечной, Природа на имела бы конкретного воплощения всеобщего эквивалента скоростей. Т.е. она была бы лишена права на свои собственные деньги, а без денег, как знаем, невозможно все разнообразные явления (разные товары) объединить, т.к. в этом случае нет такого нечто, с чем можно было бы сравнивать всё и вся. Вот поэтому-то Природа и имеет конкретное воплощение всеобщего эквивалента скоростей – скорость света (СС). При снятии второго ограничения, т.е. если бы предельная скорость была бы достижима всеми другими телами, то тогда бы эта самая предельная скорость перестала бы быть предельной. А это – антиномия (противоречие между тезисами, каждое из которых логически доказуемо). Кроме того, если даже пойти против естества и допустить достижимость предельной скорости всеми телами, то тогда бы все скорости стали одинаково предельными, т.е. деньгами, что привело бы к аннигиляции любого отношения как источника внутривселенского развития – деньги на деньги не меняют. Т.е. все Действительности слились бы в Одну, что противоречит ВПО.
Из Грациологических Акварелей.
В Детстве Я и Действительность Слиты.
В Юношестве Я Нападаю на Действительность.
Во Взрослости то Я Нападаю на Действительность, то Действительность
- на Меня, и тогда Я Обороняюсь от Неё.
В Старости Нападать на Действительности у Меня Нет сил, а
Обороняться от Неё Нет необходимости - Я не нужен Действительности.
И ещё.
Свет, а точнее частица света – фотон, не имеет массы покоя, т.е. если свет остановился, то это означает, что он тут же отдает всю свою энергию тому телу (а точнее веществу), которое свет остановило. Фотон умирает. Между прочим, этот факт – ещё один способ умопостижения недостижимости скорости света другими телами. И действительно: допустим (допустим!), что ракета достигла скорости света; тогда летя со скоростью света, скорость самого света относительно наблюдателя равна Нулю, а так как масса покоя фотона равна нулю, то свет умирает, и наблюдатель в ракете его не видит. Т.е. для наблюдателя наступит абсолютная темнота. Что является Антиномией.
Из релятивисткой формулы зависимости массы тела от скорости его следует, что чем ближе скорость тела к скорости света, тем больше его масса и при достижении скорости света (допустим!) масса тела "равна" бесконечности. А это означает, что для разгона тела до скорости света нужна бесконечно большая сила, которой у Природы, естественно, нет. Т.е. при близсветовых скоростях все процессы обостряются настолько, что любое маломальское изменение требует огромных энергий. Онтологизируя субсветовые процессы на нашу грешную жизнь, можно говорить, что Я, вступая в стоимость с Ним, разгоняюсь до Предельного стоимостного состояния: Мои чувства и мысли настолько обострены, что Я вот-вот "взорвусь" и в состоянии аффекта, захлёбываясь слезами, могу совершить Глупость до уголовщины. Т.е. в жизни мы постоянно как бы летим с субсветовой скоростью и потому с огромной массой, да такой что Меня, порой, не хватает на Свою судьбу. Вот почему релятивистская формула сложения скоростей - формула НЕДОСТИЖИМОСТИ - онтологизируется для расчёта стоимости.
Аналог в биологии. Акула не имеет плавательного пузыря и если Акула остановилась, то она тут же тонет. Поэтому Фотон и Акула – символы вечного Вынужденного движения, т.е. прогресса.
Скорость света (СС) хотя и недостижимая, но Предельная. Вот очередная антиномия, подтверждающая предельность СС. Пусть СС бесконечная, тогда домысливая, это означает: луч света, испущенный от Наблюдателя через Нулевой промежуток времени, обогнув Вселенную, возвращается к Наблюдателю в затылок. Отсюда следует, что Вселенная не бесконечная! А это неправда. Следовательно, Природа Имеет только конечную скорость.
Таким образом, к выводу о том, что Вселенная не может жить без ВПО, должно добавиться, как следствие первого, ещё и то, что она не может жить и без предельной и ничем недостижимой скорости, т.е. без Денег. А т.к. ВПО и Деньги неразрывны друг от друга, то впредь этот примордиальный принцип действия Природы будем обозначать коротко через ВПО-Д (Д - Деньги).
Но СС – не единственные Деньги в физической ипостаси Природы. Так, например, в таком явлении как преломление света, наряду с понятием относительного коэффициента преломления как отношения оптических свойств одной конкретной среды к оптическим свойствам другой конкретной среды (простая форма стоимости, как холст-сюртук), есть ещё и понятие абсолютного коэффициента преломления. Оно является мерой отношения оптических свойств ВСЕХ конкретных сред с ОДНОЙ оптической средой – Абсолютным вакуумом. Т.е. абсолютный вакуум – всеобщий эквивалент, Деньги (оптические), для всех остальных оптических сред. «Но вакуум занимает особое место по отношению к Системе Отсчёта (СО). Ведь вакуум потому и вакуум, что в нём нет Среды, обладающей массой покоя. С материальной средой всегда можно Связать СО, т.е. выбрать такую СО, в которой среда Покоится как целое или в ограниченной области. Но эта СО является Выделенной. Равноправная с ней, но движущая относительно неё СО, должна обладать тем свойством, что в ней среда так же покоится. А это уже иная физическая ситуация. Итак, наличие среды всегда выделяет одну СО от остальных. Но в вакууме такую СО выделить нельзя, потому что не существует СО, в которой он Покоится. Значит по отношению к вакууму Все СО Равноправны. Отсюда логически следует (при допущении полного равноправия всех инерциальных наблюдателей), что скорость света (ЭМВ) должна быть одной и той же… во всех инерциальных СО» (В.А. Угаров. Специальная теория относительности. М., 1977, с. 30). Т.е. именно своей собственностью на вакуум Природа обязана наличием «потолка» в скоростях по распространению в ней тел. И в этом смысле вакуум можно воспринимать как «деньги денег», ибо одни деньги – вакуум – породили другие деньги – одну и ту же скорость света для ВСЕХ инерциальных систем отсчёта. Вакуум – это нечто вроде валюты в физической ипостаси Природы (валюта в экономике – деньги денег). В экономическом поле на валюту (в настоящий момент идет война между долларом США и евро за должность на Мировую Валюту) Я могу приобрести любой товар в любой точке Земного шара. Так и в физическом поле вакуум – валюта для любого физического явления. Кстати, эта гипертеорема – тема для бесконечного множества диссертаций.
Вот, например, одна из тем. Температура абсолютного нуля (а это температура абсолютного вакуума) так же не достижима: если ВСЕ тела достигнут этот нулевой рубеж, то настанет «тепловая смерть», т.е. не будет теплообмена (как бы, товарообмена), потому что тела по своим тепловым свойствам не будут отличаться друг от друга (холст на холст не меняют).Все действительности сольются в одну. Т.е. абсолютный нуль температур (а это температура абсолютного вакуума) – это Деньги для ВСЕХ температур.
В математике. Гипотенуза прямоугольного треугольника, недостижимая ни одним катетом, - это Деньги для её двух катетов: если хотя бы один из катетов достигнет гипотенузы, то прямоугольный треугольник аннигилируется., выродится в отрезок.
Все эти стоимостные соображения и впитывают в себя коэффициент k в формуле релятивистского сложения скоростей. Обозначим:
с – гипотенуза,
а – противолежащий катет – Он,
b – прилежащий катет – Я,
то для прямоугольного треугольника коэффициент НЕДОСТИЖИМОСТИ имеет вид
k = 1/(1 + ab/(a2 + b2)).
В единичной окружности:
с2 = a2 + b2 = 1,
a = sinj,
b = cosj,тогда формула для вычисления стоимости Я-Он имеет вид
WЯ Он = (cosj + sinj)/ (1 + cosj • sinj),
где
WЯ Он – модуль вектора стоимости,
cosj – модуль проекции вектора стоимости на ось Я (Мою ось, ось гемистоимости),
sinj – модуль проекции вектора стоимости на ось Он (Его ось, ось семистоимости),
j – угол стоимости.
Годограф вектора стоимости W (траектория конца вектора при повороте его от 00 по 3600 в единичной окружности):
ВПО-Деньгами пропитано всё – от элементарных частиц до неисчерпаемого Я-Он.
ОБОБЩЁННО ОБ ОБЩЕМ ИЛИ СТОИМОСТНО О СТОИМОСТИ
«Человечество в течение двух с лишним тысячелетий тщетно пыталось постигнуть товарную форму - форму стоимости, хотя на первый взгляд она кажется очень простой. Эта исключительно трудная задача оказалась по плечу только Марксу. Глубокое исследование формы стоимости вплоть до денег, являющихся своеобразным товаром товаров, составляет одну из величайших заслуг Маркса. Исследование формы стоимости предопределило успех исследования капитала» (Карл Маркс. Биография. М., 1973, с.428).
Не умаляя заслуг Карла Маркса, коротко покажем ограниченность его исследований.
Главный недостаток - метод исследования НЕ математический, из-за чего:
- всё исследование забуксовало на качественном уровне;
- не была замечена Блаженная форма стоимости;
- стоимость исследована только в экономической ипостаси бытия, т.е. Маркс не заметил, что стоимостью проникнуто ВСЁ бытие (Вселенная);
- исследовал «формы стоимости вплоть до денег» внутри только Положительной стоимости, как мы теперь её называем:, до Отрицательной стоимости Маркс так и не домыслил;
- вообще не заметил существования в Природе Типов стоимости;
- вся его так называемая ТЕОРИЯ стоимости так и Не Развилась до логической замкнутости, что является главным симптомом эмбриональности любой Теории.
Теперь мы знаем Восемь качественно определённых Типов стоимости, которые через количественные изменения образуют сплошной (количественный) Спектр Типов стоимости, что и даёт принципиальную возможность построить логически Замкнутую Систему Типов стоимости.
Если марксовское определение стоимости «отношение между двумя лицами… прикрытое вещной оболочкой», т.е. понимаемое им исключительно в экономическом смысле, онтологизировать (распространить во все ипостаси бытия), то
СТОИМОСТЬ – отношение между двумя объектами с импредикабельными свойствами (с аллельными импредикалами, это уже знакомо нам).
ИМПРЕДИКАБЕЛЬНОЕ свойство (Импредикал) объекта – свойство, неприменимое без другого аллельному ему объекта.
ТИП стоимости – структура количественного сочетания блага и зла. Стоимость, как показали исследования, может принимать бесконечный континуум типов. Причём, внутри этого континуума количественные изменения типа стоимости обусловливают Восемь качественно определённых типов стоимости.
Каждый тип стоимости может принимать так же различные формы стоимости. ФОРМА стоимости данного импредикала – глубина протяженности его в пространство импредикалов всего Земного шара. Наше сознание (Наше – в смысле Землян, в инопланетной цивилизации может быть и иначе) в состоянии отразить Четыре глубины протяжённости импредикала:
- нулевое,
- единичное,
- особенное,
- всеобщее.
Этим четырём глубинам соответствуют уже известные нам четыре формы стоимости:
- блаженная,
- простая,
- развернутая,
- денежная.
Если в Объективной экономике отношение к вещам (форма собственности) определяет отношение между людьми (тип стоимости), то в Волевой экономике отношение между людьми определяет отношение к вещам.
Геодезическая линия – наикратчайшая возможная траектория в пространстве с данной кривизной. Например: геодезическая линия при движении от А до В на поверхности шара – Дуга большого круга, соединяющая точки А и В (аналог прямой на плоскости).
Геодезическая линия в онтологическом смысле – оптимальная траектория по какому либо параметру.
Тогда, те Мои поступки, которые мы называем подлинными, т.е. движимые велением Моего сердца, есть не что иное как геодезические линии Моей Жизни, Моей Судьбы. Мы как безотчётно дышим, точно так же безотчётно и поступаем, не замечая той силы, которая двигает нами. Нам только кажется, что мы хорошо обдумываем наши поступки. Как автомобили ездят по выложенным автотрассам, т.е. траектория их движения жёстко определена объективно сложившейся дорожной сетью (геодезическими линиями), так и наши поступки жёстко определены объективно сложившимися (Я даже влюбляюсь не по Своей воле) формой и типом стоимости между Мной и Им. Форма с Типом стоимости определяет Нашу (Я-Он) геодезическую линию в поле стоимости, т.е. кривизну стоимостного пространства.
В «Немецкой идеологии» «Маркс и Энгельс показывают, что каждая новая ступень в развитии материального производства вызывает к жизни новые формы разделения труда и новые формы собственности. Каждая форма собственности в свою очередь порождает соответствующие ей общественные и политические отношения» (Фридрих Энгельс. Биография. М., 1977, с. 70). Точно так же каждая новая ступень в развитии судьбы отдельного человека – стечение обстоятельств, новые случайно (!) встреченные люди, изменения потребностей человека с возрастом – порождает в жизни новые Формы и Типы стоимости. Каждая Форма и Тип стоимости в свою очередь порождает соответствующие им волевые формы собственности, «вещную оболочку». Т.е. увидев свой предмет как «волевую форму собственности», не следует понимать её как нечто вроде «волюнтаристической формы собственности». Ибо «воля определяется страстью или размышлением» (Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1977, с. 43) и «свобода воли… способность принимать решение со знанием дела» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 116. Анти-Дюринг). Т.е. роль воли в «волевой форме собственности» заключается лишь в том, чтобы Сводить (и только!) Мои поступки по отношению к Нему в соответствие с Формой и Типом стоимости, в которой Я с Ним нахожусь объективно. А если Я не свожу в это соответствие, то Я чувствую Себя интеллектуально и духовно некомфортно, "Мне как-то неудобно".
«Маркс первый открыл тайну рождения Прибавочной стоимости, первый сбросил покрывало с механизма капиталистической наживы. Маркс разрешил этот сложный вопрос ч и с т о э к о н о м и ч е с к и м путём, исключив всякий обман, всякое вмешательство какого-либо насилия» (там же, с. 209). Насилие является только лишь «повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» (там же, с. 166). Точно так же и мы открыли тайну рождения всех Поступков человека, сбросили покрывало с механизма так называемой «свободы воли» человека. И мы разрешили этот сложнейший вопрос чисто стоимостным путём, исключив всякий волюнтаризм, всякое вмешательство разума как «творца» принципов и законов поведения. Мы тем самым сняли с разума статус «законодателя для самого себя». Разум является только лишь «повивальной бабкой» для всякой старой Формы и Типа (Формотип) стоимости, когда она беременна новым Формотипом.
На первый взгляд может показаться, что наш вывод совпадает с главным принципом, на котором зиждется этическая теория И. Канта, т.е. императивом – правилом, содержащим «объективное Принуждение к поступку» определённого типа. Например, один из таких императивов: поступай с Ним так, как Ты хотел бы, чтобы Он поступал с Тобой. Но если кантовский императив – необходимая догма, поскольку он ссылается на вечные законы природы Человека, то наш императив – плод Единства всеобщего бытия с одной стороны и его Движения – с другой. Сама же волевая (отнюдь не волюнтаристическая!) экономика в её чистом виде, т.е. в рамках простой формы стоимости, с её законами обмена является не выражением отношений и потребностей исторически определённой формы экономической деятельности человечества в целом или в масштабе государства, а выражением Естественных законов Бытия, выражением Диалектического соотношения Единства и Многообразия непрерывно Изменяющегося материального мира.
Но тогда что же получается: Человек – это компьютер, что ли, в который заложена программа, определяющая характер каждого Моего поступка, каждой Моей реакции на любой предусмотренный программой онтологический раздражитель? Где же тогда грань, «лезвие бритвы», между Сердцем Человека и Его Умом, Интеллектом, компьютером с программой? И что же тогда руководит Мною – Сердце или Ум-компьютер? Очевидно, что как бы программа ни была отлажена, исходными данными для неё всегда будут Благо и Зло! Т.е. законы стоимости начинают действовать только там и только тогда, где и когда уже определено: что есть для Меня Благо, а что – Зло. Определителем же (дискриминантом) Блага и Зла и является СЕРДЦЕ. Таким образом, в первом приближении уже можно указать границу между человечностью и компьютерностью: Я – Человек (Сердце) по отношению к какому-либо Объекту (и в частности – к Нему), пока Я ОПРЕДЕЛЯЮ значимость этого объекта для Меня – Благо Он для Меня или Зло. И только после того, как Я чётко Осознал значимость Его для Меня, Я – Компьютер, программа которого - Законы стоимости. Законы Сердца переходят в законы Стоимости. Причём, такой принцип действия Человека, т.е. по схеме «Сердце – Ум (Компьютер)», имеет место на всех уровнях форм стоимости – на Блаженной, на Простой, на Развёрнутой и на Денежной. Так, во Всеобщей (Денежной) форме стоимости, т.е. в объективной экономике, «пока известный способ производства находится в Восходящей стадии своего развития, до тех пор ему воздают хвалу даже те, кто остаётся в убытке от соответствующего ему способа распределения… Лишь когда данный способ производства прошёл уже порядочную часть своей Нисходящей части, когда он наполовину пережил себя, когда условия его существования в большей своей части исчезли и его приемник уже стучится в дверь, - лишь тогда всё более возрастающее неравенство распределения представляется несправедливым, лишь тогда лишь тогда люди начинают апеллировать от пережитых себя фактов к так называемой вечной справедливости» (Анти-Дюринг, с. 139-140). Продолжение см. 2 часть.