в условиях сложившейся экономической политики нормальное динамичное развитие национальной экономики невозможно - (0)
ограбление страны в особо крупных размерах - (0)
Офицер Черноморского флота: С точки зрения вооружения «Мистраль» — полный шлак - (0)
ВЗГЛЯД / Россия приступила к госиспытаниям новой ракеты для «Искандер-М» - (0)
РУССКОЕ ОРУЖИЕ НЕОТВРАТИМОГО ВОЗМЕЗДИЯ. Система гарантированного ответного ядерного удара &laqu...
Жены декабристов .Муравьева Александра Григорьевна - (0)Жены декабристов .Муравьева Александра Григорьевна Муравьева Александра Григорьевна &...
Без заголовка - (0)Ученые раскрыли «тайну» псориаза Ученые утверждают, что нашли ген, который ответственен з...
Без заголовка - (0)Технология выращивания гриба вешенки в домашних условиях Вот почему я рекомендую этот биз...
А ну, кто еще хочет попробовать..повоевать с Россией? - (0)Письмо американского моряка с "Дональд Кука" Моя любимая Мэри! Прости, что не писал тебе целую ...
Универсальный квантовый компьютер будет создан в России » Ресурс машиностроения. Новости машиностроения, статьи. Каталог машиностроительных заводов и предприятий. - (0)
НПП "Звезда" обеспечит российских космонавтов скафандрами нового поколения » Ресурс машиностроения. Машиностроение: новости машиностроения, статьи. Каталог: машиностроительный завод и предприятия. - (0)
Дежа вю: «Чей Крым?» : Сегодня Крым считают российской территорией уже треть иностранцев-жителей Европы и США. Белоруссия признала Крым российской территорией. Тем не менее украинский суд выдал ордер на арест главы Крыма, а бывший премьер-министр Укр - (0)
Библейские ПРОРОЧЕСТВА. |
Дневник |
|
Откуда Мы Все взялись?? |
Дневник |
![]() | ВОКРУГ СВЕТА / НОВОСТИ Кто и когда породил человечество? Ученые установили возраст женской особи, от которой произошли все люди... Читать статью полностью |
|
История Руси гораздо старше, чем принято считать... |
История Руси гораздо старше, чем принято считать...
Приводим только некоторые замалчиваемые научные данные.
|
Об Истории Руси |
Дневник |
Ученые доказали: цивилизация Европы зародилась в России. Точнее - в районе поселка Костенки Воронежской области, примерно 40 с лишним тысячелетий назад. Группа ученых из России и Германии после многолетних исследований пришла к выводу, что именно Российская территория была колыбелью европейской цивилизации. Результаты новейших изысканий доказали, что человек современного европеоидного типа возник к 50–40-ому тысячелетию до н.э. и изначально обитал исключительно в пределах Русской равнины, и только потом расселился по территории всей Европы. Как сообщает британская радиокомпания ВВС, такие выводы ученые сделали исследовав человеческий скелет, обнаруженный в 1954 году под Воронежем в древнейшем захоронении Маркина гора (Костенки XIV).
Выяснилось, что генетический код этого человека, погребенного около 28 тысяч лет назад, соответствует генетическому коду современных европейцев. К настоящему времени комплекс «Костёнки» под Воронежем признан мировыми археологами самым древним местом обитания человека современного типа, европеоида.Исследования проводились в знаменитом лейпцигском Институте антропологической эволюции Макса Планка. Особенность только что законченных работ ученых состояла в том, чтобы получить из костей скелета древнейшую ДНК и расшифровать ее. При этом одна из главных задач заключалась в том, чтобы отделить древнейшую ДНК от следов ДНК людей, которые работали со скелетом с Маркиной горы последние 60 лет. Как оказалось, обнаруженный под Воронежем древний человек относится по своему генетическому коду к гаплогруппе Y2, которая очень редка среди современного населения Земли, хотя в Европе она представлена более значительно, нежели в других частях мира.Согласно новейшим исследованиям, около 30 тысяч лет назад в Европу пришла новая волна переселенцев, относящихся к другой гаплогруппе - Н. Именно эта группа сейчас и составляет основную часть населения современной Европы. Таким образом, делают вывод ученые, именно современная территория России могла быть колыбелью европейской цивилизации.Прекрасно сохранившийся скелет 20-летнего человека был погребен на берегу Дона на Маркиной горе около 30 тысяч лет назад. Он является уникальным, так как позволяет точно датировать возраст представителя одного из древнейших европейских народов. В 1954 году при раскопках верхнепалеолитического памятника Маркина Гора (Костенки XIV) древностью около 32 тысяч лет близ села Костенки на реке Дон (Воронежская обл.) археолог Александр Рогачев обнаружил прекрасно сохранившийся скелет мужчины 20-25 лет в неглубокой овальной могиле. Скелет древнепалеолитического человека c Маркиной Горы был исследован российскими учеными, которые установили, что захороненному было 20-25 лет, его рост был невысоким − около 160 см. По строению тела и внешнему облику он принципиально уже ничем не отличался от современных людей. Слепки внутренних полостей черепа и его строение свидетельствуют о том, что мозг древнего человека по своим анатомическим характеристикам идентичен мозгу наших современников. Особенности строения скелета позволили воссоздать некоторые черты образа жизни первых людей. Они были достаточно гармонично развиты. Их руки уже были способны выполнять самые различные, в том числе весьма сложные, действия. По всей видимости, они активно ходили и бегали. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки.Хотя обнаруживаются некоторые черты, характерные и для тропических групп − очень узкая черепная коробка, низкое и узкое лицо, резкий прогнатизм (выступание лица вперед), очень широкий нос. Судя по сильно скорченному положению скелета и следам красной краски на костях, тело умершего было спеленуто или связано и засыпано охрой. Никаких вещей в могиле не оказалось, но в культурном слое, с которым связано погребение, были найдены орудия ранней поры верхнего палеолита, относящиеся к ориньякской культуре ( ...,Ориньякская культура, археологиеская культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Ориньякская культура в узком смысле слова распространена во Франции, где она датируется радиоуглеродным методом 33000—19000 лет до н. э., сменяет мустьерскую культуру, с которой не обнаруживает генетических связей (вероятно, Ориньякская культура не возникла в Западной Европе, а принесена сюда извне), сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для Ориньякская культура характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия (см. Нуклеус), довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. Лит.: Григорьев Г. П., Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens, Л., 1968; Bordes F., La Paléolitique dans le monde, P., 1968.) − пластины, скребки, резцы, а также кости животных (в основном диких лошадей).По сохранившимся на останках рядам костных бус и песцовых зубов ученым удалось реконструировать одежду древних людей. В целом костюм представляется как глухая одежда арктического типа, состоявшая из кожаной (замшевой) или меховой рубашки типа малицы, надевавшейся через голову, кожаных же длинных штанов и сшитой с ними кожаной обуви типа мокасинов. Головной убор представлял собой шапку, расшитую песцовыми зубами.
3 января 2009 года 15:55 | Ольга Тягнибеда http://svpressa.ru/society/article/19246/?go=popul
=============
А Вот еще о древних корнях Руси - получено от коллег-блогеров
Цитата сообщения ГЛАГОЛЪ
История Руси гораздо старше, чем принято считать...
Приводим только некоторые замалчиваемые научные данные.
После его смерти, его вдова продала большую часть библиотеки Романовым, после чего никто больше о книгах ничего не слышал. Только маленькая часть из его библиотеки попала в руки других коллекционеров, в том числе и Велесова Книга, с которой Миролюбов в 1942 году сделал фотографии.
Таким способом, у русских было украдено 5508 лет их истории.
Стоит ли удивляться тому, что многие памятники изымались и исчезали бесследно. Так, в прошлом веке в Санкт-Петербурге пропала целая библиотека рунических книг, принадлежавшая собирателю А.И. Сулакадзеву.
По-прежнему идут споры и вокруг ныне изданных памятников славянской ведической традиции. Ныне нас вновь пытаются убедить, что русским людям нечем гордиться, мол, ни в древности, ни ныне мы не создали ничего замечательного, а только учились у иноземцев.
А сколь благотворно может быть воспитание современного человека, основанное на “Велесовой книге”, “Бояновом гимне”, “Слове о полку Игореве” и устной народной традиции! Человек, вставший на путь Прави, иначе будет видеть себя и то, что он делает.
Воспитанный на любви к Отчизне, он станет подлинным патриотом, ясно будет различать добро и зло, правду и кривду. Он почувствует себя частью Природы и уже не сможет губить окружающий живой мир.
Расширится сознание человека, в языке появятся забытые слова, понятия, мир обретет новые краски
- 1.997.994 до н.э.: на реке Лене самое древнее поселение человека – Диринг-Юрях.
В 1983-1984 гг. обнаружена уникальная стоянка древнего человека, жившего 1-2 миллиона лет назад.
В сентябре 1982 года на правом берегу реки Лены, в 140 километрах выше Якутска, в местности Диринг – Юрях, экспедицией Сибирского отделения АН СССР (начальник Ю. Молчанов), на высоте 105-120 метров над рекой было открыто самое древнее поселение русов из всех, которые имеются на сегодняшний день. Поселение названо “Диринг”. Раскопы Диринга по масштабам работ не имеют аналогов в мире. За истекшие с открытия 13 лет вскрыто около 32 тысяч квадратных метров культуросодержащего слоя. Обнаружены более 4,5 тысяч предметов материальной культуры древних русов, в том числе – наковальни, отбойники, различные орудия и др., возраст которых определен в два миллиона лет до н. э. Датировка определена лучшими современными археологическими методами и перепроверена геолого-геоморфологическим, палеомагнитным и другими самыми надежными методами.
[История Сибири. Томск: Изд. ТГУ, 1967., Академия наук СССР. История Европы с древнейших времен до наших дней, 1988]
- 22.994 до н.э.: сибиряки на Ангаре владели искусством.
Изображение на ангарских статуэтках женщин с выраженными монголоидными чертами приводит к выводу, что носителями высокого палеолитического искусства в Сибири были все-таки сибиряки, жившие на Ангаре 25 тысяч лет назад.
[Новгородцев Н.С., Сибирская Прародина. В поисках Гипербореи. М.: Белые альвы, 2006]
- 15.994 до н.э.: сибиряки имели лунный и солнечный календари.
В 1972 году, при раскопках Ачинского (Минусинская котловина) палеолитического поселения (18000 назад), В.Е. Ларичевым был обнаружен скульптурный жезл из полированного бивня мамонта с рядами мельчайших углублений, образующих змеевидно извивающиеся ленты на поверхности жезла. Было установлено, что числовые сочетания отдельных отрезков составляли цифровые ряды, соответствовавшие календарным записям. Найденный жезл оказался древнейшим календарем палеолитического человека, при помощи которого он мог рассчитывать продолжительность лунного и солнечного года, а также продолжительность периодов годового вращения пяти планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Этот календарь позволял сибиряку точно рассчитывать время солнечных и лунных затмений.
[Новгородцев Н.С., Сибирская Прародина. В поисках Гипербореи. М.: Белые альвы, 2006]
- 7000 до н.э.: древнейшие исторические письмена-летопись.
В бО-х годах, в Каменной Могиле и в многочисленных гротах на речке Молочной (левобережье низовьев Днепра), археологом О.Н.Бадером и В.Н.Даниленко, были обнаружены древнейшие письмена. Расшифровать эту письменность, а заодно и открыть в ней древнейшую, из найденных в настоящие время, на Земле мифо-историческую летопись 7-го тысячелетия до н. э. удалось выдающемуся шумерологу А.Г. Кифишину. Это самый древний литературный памятник известный в настоящее время, но не последний:
Я – верховный жрец, назначенный чистой рукою (Инанны).
Скипетр небесного царя, владычица вселенной,
“Иннин “ всех законов, светлая Инанна
В Аратту, страну чистых обрядов воистину меня привела.
- 3.500 до н.э. год: Славянские Солнце-курганы на Северном Кавказе.
Со второй половины IV тыс. до н.э. на Северном Кавказе появляются огромные модели Солнце-курганы. В плане курганы имели круглую форму и были окружены каменными поясами кромлехов. На Константиновском плато (в окрестностях г. Пятигорска) были обнаружены курганы со спиральными кромлехами. В последние десятилетия, благодаря использованию метода аэрофотосъемки, у целого ряда курганов обнаружены так называемые “усы” – вытянутые и изогнутые узкие каменные мощения, отходящие от курганных насыпей и тянущихся на расстоянии до нескольких километров. В плане курган с “усами” представляет собой уже известные разновидности Свастик, увеличенных в тысячи раз.
[Кузнецов В.А., Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Северо-Осетинский НИИ истории филологии и экономики при Совмине СОАССР.]
- 2.750 до н.э.: золотые и бронзовые изделия Славян найдены в курганах Ставрополья.
Группа из шести курганов, расположенная в Новоселицком районе Ставропольского края, обследована летом 1977 года экспедицией Института археологии АН СССР. Находки: несколько десятков погребений, ориентированных в направлении запад-восток; сосуды темно-серого цвета шаровидной формы со слегка уплощенным дном и залощенной поверхностью, сделаны из хорошо обожженной глины; четыре кремневых отщепа; терочник округлых очертаний и плоским основанием; бронзовые тесла; бронзовое шило; бронзовое долото; два кольца-подвески с незамкнутыми концами из хрупкого пористого минерала белого цвета; золотая подвеска в полтора оборота и плоское золотое колечко.
Датированы последней четвертью III тысячелетия до н.э..
(Мунчаев Р.М. Кавказ бронзового века. М., 1975.]
- 2500 до н.э.: Аркаим – древнейший город, культурный центр славян.
Весной 1987 года на юге Челябинской области, двумя школьниками был открыт древнейший протогород Аркаим (Хребет Земли). Дальнейшие исследования, проведенные археологами Г.Б.Здановичем и его коллегой Н.Б.Виноградовым, привели к открытию и изучению ими целой Страны Городов древнейшего протогосударства возраст которого четыре с половиной тысячелетия.
- 250 до н.э.: развитой религиозный и торговый центр на территории Перми.
Находки пермских археологов подтверждают факт существования развитого религиозного и торгового центра на территории Перми уже в 3 веке до н. э. В районе Южного Урала, около деревни Чандар, в 1999 году профессор Чувыров обнаружил каменную плиту, на которую была нанесена рельефная карта Западно-Сибирского региона, выполненная технологиями, неизвестными современной науке. Подобную карту невозможно создать и сегодня. Кроме естественного ландшафта, там изображены две системы каналов общей протяжённостью двенадцать тысяч километров, шириной по пятьсот метров, а также двенадцать плотин шириной 300-500 метров, длинной до десяти километров и глубиной до трёх километров.
На каменной плите есть и письменные знаки, нанесённые иероглифо-слоговым письмом.
Источник: ruslife.org.ua/profile
============
А это Работа Петра Золина доктора исторических наук, профессора Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого
Ильмень как Илмер…
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111117.htm
Нередко в интересном журнале НовГУ появляются статьи, что стимулируют творческую мысль. Но удается пояснить свои позиции по этим статьям только в Интернете, который пока далеко не всем доступен.
В частности, остаюсь активным противником идей тотальных заимствований в древних языках наших пращуров и неисконности славено-русов у Ильменя. На сайте Академии Тринитаризма достаточно полно показываю опасность информационного давления «заимщиков» на мозги россиян (http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0163-00.htm — заинтересованным пользователям стоит все это на флешку скачать, не раз пригодится). Даю и подробности современных историко-лингвистических представлений о глубинах языка, а в небольшом университетском журнале поместить эти объемистые материалы невозможно.
|
|
Перечисляю понятно далеко не все, но думаю – эти материалы сравнительно полно отражают современные подходы к осмыслению глубин отечественной истории, включая и многотысячелетние глубины сравнительно общего для наших пращуров-земляков языка.
Возьмем всего один ононим новгородской земли, но базовый – Ильмень. В бассейне Ильменя почти все жители Новгородской области и живут. Тысячи лет пращуры коренного населения осваивают богатства Приильменья.
Обычно этимологию Ильменя дают по М.Фасмеру. Но тогда стоило бы напоминать весь контекст. «Н ебольшое озеро, остающееся после половодья, [например], на Волге», астрах. (Преобр.); также Мельников (7, 90), ильмень «маленькое озеро», донск., воронежск., уральск. (Миртов). Часто встречается в геогр. номенклатуре на Дону (Маштаков, Дон 10). Про связь ононима с горами и возвышенностями явно не сказано.
Вместе с тем богатство ономастики на «илм-» Фасмер все же знал, но вывод сделал однозначный – в пику учету, например, корней «ил» и «лиман». « Восходит к названию озера Ильмень у Новгорода, др.-русск. Илм kрЮ (Лаврентьевск. летоп.), из фин. Ilmaj»rvi, эст. Ilmj»rv; ср. Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373; Шахматов, Очерк 281. Это название превратилось в речи новгородцев в нарицательное и распространилось благодаря новгородской колонизации. Объяснение из лимаґн (Горяев, ЭС 122; Преобр. I, 269) фонетически невозможно. Неприемлемо возведение к ил, вопреки Экблому (Stud. i modern spraІkvetenskap 8, 19 и сл.)». http://vasmer.narod.ru/p230.htm
Давая трактовки типа « Ilmaj»rvi, эст. Ilmj«rv», Фасмер не указал, что реально тогда должно звучать Илма-ярви. Но это явно не Ильмень и даже не Ильмер. Так что Ильмень (пока очень условно и как один из вариантов: «бог мужчина») – Илмер (еще более условно: «ила мера» (бога мера) – Илмерь (здесь даже женский род; «бога мерь», «состязайся с богом, измеряй его !»; ононим типа античного «Эко сам пей» у Геродота) не поддается однозначной трактовке строго из одного языка.
Ю. В. Откупщиков, недавно выведший Ловать от балтского корня, с некоторой иронией процитировал справедливые слова А. В. Суперанской. По ее мнению, ономастическая этимология — «это всегда гипотеза», основанная «на зыбкой почве предположений». И здесь исследователь «не может настаивать на том, что предложенная (им) этимология абсолютна и единственна» (Суперанская и др., 1986, 78). Сам же лингвист готов одаривать, особенно непосвященных, однозначными этимологическими привязками русской ономастики хотя бы к ближайшему зарубежью (Индоевропейское языкознание и классическая филология — X. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. — СПб., 2006. — С. 215-219; есть в Интернете)
В вышеприведенных моих материалах Интернета отражены современные лингвистические подходы к поиску единого языка общин «хомо сапиенс сапиенс», выходивших в Евразию из Африки около 100 – 80 тыс. лет назад. Тогда впадина Ильменя была много глубже и шире. Но затем 60 – 15 тыс. лет назад ее преимущественно закрывал ледник высотой в сотни метров.
Возможно, эти ледяные возвышения, дававшие по весне все более бурные потоки вод в сторону юга, запомнились в ностратическом и индоевропейском эпосе как горы Рипы (Рифы, Рипеи, Рифеи и т.п.). Ныне это возвышенности Великого водораздела, откуда на юг текут Волга (древняя Ра; Рангха, Раса) и Днепр (в античности Борисфен). В древности считалось, что эти горы, откуда берут начало крупнейшие реки Скифии, создали первую на планете скифскую цивилизацию, что древнее египетской.
Были ли среди евразийских сообществ «хомо сапиенс сапиенс» десятки тысячелетий назад физические предки словено-русов ?! Вот пращуры финнов – к примеру – упорно считают, что были.
Доктор биологических наук, генетик А.Ф.Назарова на основе современных достижений науки показала исход примерно 45 – 55 тыс. лет назад из одной евразийской палеолитической общности целого ряда ныне говорящих на разных языках народов. Саамов (лопарей), ненцев, нганасан, эвенков, якутов, монголов, алтайцев, русских, финнов, немцев и американских индейцев — по частотам 28 аллелей белков, ферментов и групп крови (рис. 1). Ранее предки этих народов говорили на одном или очень близких языках, корни которых – зачастую с обыденными значениями – сотнями сохраняются и ныне. И преимуществ ни у одного нынешнего народа в этих корнях перед другими нет.
Таким временем датировал разделение европеоидов и монголоидов еще Неи (M. Nei. The theory of genetic distance and evolution of human races. Jap. J. Human Genet., 1978, v. 23, 341-369), вычисливший генетические расстояния крупнейших человеческих рас по большому числу генетических маркеров. Ныне Интернет дает обилие материалов этого плана.
Конечно, речь идет о гено-антропологических пращурах нынешних русских и других народов. Но ученые все более отмечают выделение пращуров словено-русов около 15 тыс. лет назад. Свою роль здесь играли природно-климатические факторы. Например, ильм (вяз) явно отмечал для тех пращуров какие-то привлекательные природные условия, рыбные и птичьи угодья. И чего бы было не называть их созвучиями типа Ильменау (река в Германии) – Ильмень – «лиман» (юг России) — Илим (Сибирь) – Илиамно (озеро и гора на Аляске; первые русские здесь называли его Илямна). Илиамно на Аляске тоже ледниково-тектонического происхождения и богато рыбой. При этом «-ил-» (как плодородный и лечебный состав) тоже многие тысячи лет требовал уважения и обозначения.
Люди в пору этнорасовых обособлений уже достаточно хорошо говорили (строение палеолитических скелетов подтверждает это), имели сравнительно развитые культуры со сложными погребальными обрядами. Обладающие многотысячелетней памятью семитские народы сохранили сведения о богах той поры. Допускается, что слово «Аллах», по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного «илах» («бог») с определенным артиклем. Имена древнейшего семитского верховного божества Oelohim (с вариантами Илу, Ил, Эл, Илум, Илим, Илуйанка, Элим, Элоах, Элохей) переводятся как «бог богов». Это дальний предок Яхве (Иеговы).
Ил (угарит., финик.), Эл (финик., иврит), Илум, Илим, Элим (угарит., финик.), Элоах, Элохим (иврит) первоначально значило «сильный», «могучий» (древнейший Илья Муромец), а позже приняло значение «бог». Илум (Илим).- отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Один из ветхозаветных вариантов предания о сотворении мира словом Элохима восходит, вероятно, к ханаанейскому (не семитскому), обработанному жречеством, мифу. Живёт Илим «у источника Реки, у истока обоих Океанов», т. е. в центре мироздания. Он — олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия, и, как таковой, именовался быком. Его позже сравнивали с Кроном и Зевсом, а «морем Крона» в древности оказывалась Балтика.
Вероятно, память об примерно таком Иле хранит славянский Яри мло, Ярила (от яр- 'ярый, храбрый, сильный' и Ила, где последний ныне трактуется как увеличительный суффикс -ил-), славянский бог плодородия, символ сексуальной мощи, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Сын или ипостась бога Велеса (с палеолитическими корнями), который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.
Ил давно присутствует в эпосе индоевропейцев. По античным легендам, Ил, царь дарданов, выиграл на состязании атлетов во Фригии 50 юношей, 50 девушек и пегую корову. Оракул предвестил Илу — ты должен основать город там, где эта корова приляжет отдохнуть. Корова прилегла на отдых в Малой Азии на одном из идейских холмов. Там Ил и основал город, который он назвал сначала в свою честь Илионом, а затем в честь своего отца Троса, переименовал в Трою. Согласно другой версии, город Троя основал Трос, а Ил (иногда связывают и с именем Илья) позже переименовал город в свою честь. Археологические данные говорят о том, что еще в трипольский период около 6 тыс. лет назад на месте Трои было небольшое поселение.
В Махабхарате упоминается персонаж с именем похожим на имя Илья, но уже в женском варианте: Ила, дочь Ману. Хетты (индоевропейцы) и египтяне упоминали Трою как город Илуш, к примеру — в украинском языке сохранилась похожая форма произношения имени Илья: Ілляш, Ілаш. Вергилий сообщает, что сначала имя сына Энея было Ил, но в Италии это имя начали произносить по-новому – Иул, Юл, давшее род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь (Отрок Асканий, твой внук (называется он Юлом отныне, — Илом был он, пока Илионское царство стояло), Энеида, 1.267-268). Считается, что имена Юля, Юлия, Юлий, Ульян – производные от имени Юл (а в итоге от Ила).
Допускают, что основа у этого имени очень древняя, вышедшая из употребления задолго до нашей эры. О ней помнят гидронимы типа Гилл, Гиллис, Иллис, гора Илион, топонимы Ил, Илей, Илион, Гилы, Гилея, имена нимф Гиллиды и Илисиады. Гиллом звали сына Геи/Земли, от которого и была названа река Гилл. Река Ила течет в предгорье Тянь-Шаня. Возможно, топонимы типа Ила в этом регионе возникали из тюркского ял, йил, со значением ветер, быстро двигаться, но это близко трактовке корня ильм и у финнов.
По М. Фасмеру ил в славянских языках означает глина; иловатый, иловай – это низина, топь, а Ожегов определил ил как «вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема»; на греческом ιλυς означает тина, грязь, а в санскрите ila/ida это земля, что в контекстуально близко славянскому ил; в современном английском ил это silt, alluvium; в немецком – schlamm; в норвежском это slam; в итальянском и испанском это limo; в французском это limon. То, что в санскрите слово ила, означающее земля, может также произноситься как ида, вероятно указывает на родство древнеиндийских слов с топонимами употреблявшимися в Средиземноморье: так, Илион, город Ила, был возведен на Идейских горах, горах Иды.
Можно вспомнить, что имя первого человека, сотворенного богом, Адама, буквально означает глина, земля (сравним санскритское ИДА, земля и АДАм, имя первого человека, древнееврейское – земля, adamah, с которым, как предполагают, связаны латинские слова homo (человек) и humus (земля), что также близко и славянскому земля (Х переходит в З)) а имена Гилл, Ил, Илия, Юл, Юлия, означали буквально Землей рожденные (Γηγενεις, Terrigenae).
Историк из алан Иордан в своей «Гетике» (6 век н.э.), рассказывая о переселении готов на южное побережье Балтийского моря, сообщил, что они встретили здесь племя ульмеругов (Ulmerugi, § 26). Они «сидели на берегах Океана», но устойчиво трактуются как «островные руги», когда «Ulme» ведут от «holmr», «holm» (остров). Но если ильм был одним из символов мирового дерева почти с палеолитических времен (ильм по-английски -«ELM», по-немецки -«ULME», по-латински -«ULMUS»), то перед нами Ульма(Ильма) руги. Остров Рюген (славянский Руян) хранил столицу прибалтийских славян Аркону с богатейшим языческим святилищем. Позже немецкие хронисты упорно связывали ругов и руссов. Княгиня Ольга именовалась «Регина ругорум». Славянство ругов не подвергается никакому сомнению, если принять во внимание Адама Бременского, Титмара, Гельмольда, Саксона Грамматика и др. Обилие подробностей в Интернете.
Связи новгородцев средневековья с прибалтийскими славянами доказываются давно и успешно. Ulmerugi (где созвучие Ulmer — ugi явно есть) 1 – 2 вв. н.э. вполне могут быть связаны и с округой священного Ильменя, куда заходили ненадолго для ритуальных целей. Могучий ильм (наряду с дубом и т.п.) в ряде случаев мог символизировать древо вечности (мировое древо), которое почитали многие жители лесных краев.
Иордан упоминает и одного из первых королей гетов-готов Филимера, имя которого тоже созвучно Илмеру. Но в газетных публикациях и брошюрах мне удалось напомнить и следующий факт времен Троянской войны – около 32 веков назад. Из города Орхомена под Трою прибыло 30 кораблей.
Вождь Аскалаф предводил и Иялмен, Ареевы чада;
Их родила Астиоха в отеческом Актора доме,
Дева невинная: некогда терем ее возвышенный
Мощный Арей посетил и таинственно с нею сопрягся.
(Гомер Илиада II, 512-516)
Арей – бог войны у скифов. Астиоха – имя типа Настюха (ононим, тяготеющий к праславянским). Актор – не хуже индоевропейского Виктора. Ас-калаф – ас «замка» (крепости, скалы). Одним из «царей скифов» с 7 века до н.э. считался голубоглазый Ахилл. Округа Скифии хранила немало мест, связанных с его именем. И после войны якобы к низовьям Дона переселился орхоменец (грек) Иалмен с остатками своего флота и дружин. Переселенцы слились со скифами, стали очень грозными противниками южан. А ононим Ильмень (лиман и т.п.) обильно распространился в Приазовье, затем между Доном и Волгой. И это еще одно из подтверждений вероятного сакрального происхождения ононима и на севере (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm).
К сожалению, первые письмена финского языка на несколько веков уступают письменам словено-русов. Финская письменность появилась в 16 веке, если не считать первым памятником письменности на прибалтийско-финских языках берестяную грамоту N 292 13 века с записанным кириллицей заговором на карельском диалекте, получившим название по первой строке перевода текста на русский язык: «Божья стрела, десять имен твоих..».. Но после этой грамоты более двух веков молчания. Ныне гордящиеся своей обособленностью от русских эстонцы, например, вероятнее всего — заимствовали само слово «грамота» в форме raamat и в значении «книга».
Знакомство предков эстонцев — эстов — с письменной культурой явно шло при посредстве новгородцев в первые века второго тысячелетия нашей эры. И возможностей трансформировать индоевропейскую ономастику на свой лад было множество. Знаменитая «Калевала» — плод усилий первой половины 19 века. И очень быстро доброжелатели России стали доказывать значительно большую историческую глубину ее образов по сравнению со славянскими.
Например, Вяйнямейнен рожден девой воздуха Илматар. «Дева юная природы Дочь воздушного простора». Плод – как нередко в эпосе водится — ей буквально ветром надуло: «Понесла от ветра дева, от волны затяжелела». Попутно, плавая в первобытном океане, Илматар сотворила твердь земную и небосвод. Так это привычное дело для плодородных Ила и Ярила. А само имя Ил-матар является реальным следом – вероятнее всего – женской ипостаси Ила: Ил-матерь. Так как образ связан с созданием из ничего всего. В точном переводе у финнов Ilmatar, ilman tyttц — дочь воздуха. Но Ил в южных записях известен несколько тысяч лет назал, Ильмень (Илмер) – почти тысячу, а возраст письменной Илматар не больше двух-трех веков. Кто у кого что заимствовал ?!
Кстати, в одной из рун, записанных Э.Леннротом в Северной Карелии лишь в 19 веке, на не включенных им в окончательный вариант эпоса «Калевала», есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров. В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямейненом воздушном шаре.
Поход оказался неудачным, так как путешественники – Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкяйнен, нарушили запрет верховного бога Укко подниматься в воздух. Укко в наказание изменил направление ветра, и три бедняги вместо предполагаемой Похьелы оказались на Шпицбергене, где их, одичавших, только через три года обнаружили норвежские китобои. Таковы явно недавние варианты «Калевалы»…
Специалисты признают, что точно разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы нельзя, так как недостает предварительных работ о верованиях родственных и соседних народов и не произведены необходимые изыскания. Исследования Кастрена выяснили пока только главные черты почитания природы у финнов, некоторые стороны родового быта и почитания предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии, но шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены только при дальнейшем сравнительном изучении фольклора родственных народов — ливов, эстов, лопарей, вотяков, мордвы и др. Но здесь нельзя не учитывать и влияние пращуров словено-русов. И начались языковые взаимодействия пращуров этих народов десятки тысячелетий назад (рис. 2).
Родство европеоидов и северных монголоидов по исходной евразийской протопопуляции подтверждается данными о полиморфизме митохондриальной (mt)ДНК, которые обнаружили наличие одинаковых гаплогрупп у алтайцев и европеоидов Европы (4 – источники в работе Назаровой) – гаплогруппы H,J,K,T,U,V,W,F, у саамов эвенков и американских индейцев (5)–гаплогруппа V, и у алтайцев и американских индейцев (6)- гаплогруппы A, B, C,D. Наконец, обнаружение идентичной гаплогруппы X у европеоидов и у американских индейцев(7) подтвердило определенную общность происхождения этих двух групп человечества, причем методы молекулярной биологии показали, что эта гаплогруппа X у индейцев не привнесена контактами с европейцами уже после открытия Америки Колумбом, а является древней.
Один из возможных путей миграции (после исхода из Африки), начиная со среднего палеолита, популяций, маркированных гаплогруппами митохондриальной ДНК(4-7), — от места их дифференциации в центре Азии до мест их теперешнего обитания.
Миграции могли быть вызваны изменениями климата и обусловленных этим передвижениями животных, на которых охотились люди палеолита. Предки американского северного оленя (карибу) и предки бизонов в палеолите обитали в регионе Южной Сибири (8), и с изменением климата продвинулись на крайний Северо-Восток Сибири, а потом перешли по существовавшему тогда Берингийскому перешейку в Америку. За ними шли древние племена америндов. Об общей тенденции представителей животного царства к миграциям в древности с Юга Сибири на ее Север говорят данные о миграциях беспозвоночных (кольчатых червей), и о миграциях птиц.
К русским ближе всего оказываются из славянских народов поляки, как и при вычислении генетических расстояний по меньшему числу генетических локусов (11).В одном большом кластере с русскими иранцы, коми, чуваши, удмурты, ненцы, и субкластер осетин и азербайджанцев. Вероятнее всего, генетически словено-русы происходят от скифских племен, мигрировавших и по Азии (как ныне пуштуны). Геродот именовал народы, обитавшие в его время на территории Восточной Европы, «скифами-пахарями». Взаимодействие с финно-угорскими народами достаточно сложно. Но исход словено-русов и финно-угров из одних палеолитических евразийских популяций очевиден.
Еще академик В.П.Алексеев(16) писал об обнаруженных в пещере Дуньдянь в Китае черепах времен палеолита с европеоидными признаками. Писал он и о европеоидных признаках людей палеолита стоянки Сунгирь в Восточной Европе, появившихся там в более позднее время (25 000 лет назад). Доказательств активности европеоидов все больше.
Антрополог Т.В Томашевич обнаружила градиент распределения частот надглазничных каналов черепа человека. В надглазничных каналах проходят надглазничные и надблоковые артерий и вен — ветвей глазничной артерии. В исключительных случаях в них проходят надглазничная и надблоковая ветви лобного нерва. У кетов, юкагиров, русских, манси, осетинов, армян частота надглазничных каналов очень близка и варьирует в пределах 30-38 %, это может быть и подтверждением их общего азиатского происхождения. У монголоидов Восточной Азии – японцев, корейцев, китайцев, а также у монголов частота надглазничных каналов даже 43-48%, что очевидно проявляется в их внешнем облике. Вместе с тем интересно, что у древних египтян, этрусков, древних славян (полян киевских) и индийцев Уттар Прадеш частота каналов практически одинакова и составляет 25-28%, чуть выше она у словен новгородских; это также может быть связано, с происхождением этих народов из древней палеоазиатской популяции.
Шумеролог А.Г.Кифишин расшифровал петроглифы, обнаруженные археологами В.Е.Ларичевым и А.П.Окладниковым в Прибайкалье.т Как известно, академик А.П.Окладников опубликовал петроглифы, обнаруженные на берегах Лены, Байкала,Амура и на Алтае. Ларичев и Окладников исследовали археологическую культуру Мальты в Иркутской области, датируемой 20 000 лет до н.э. По мнению Кифишина, обнаруженная археологами близ села Суон-Тит на р. Алдан, наскальная надпись является первой в мире. Сделана она в 18-м тысячелетии до н.э. и означает – если делать шумерские трактовки — следующее:
ama+BARAdara Іkud-Sin,
что в переводе с шумерского означает: «Ама-терасу осуждена Сином».
Кифишин предложил расшифровки петроглифы десяти пунктов Восточной Сибири(Прибайкалья). Петроглиф со скалы у Хана-Шуулун Кифишин расшифровал как ama-inanna-BARA2 dara-si и перевел: Ама-терасу (судима) Инанной.
Исследователи считают эти места Сибири древними святилищами богини Ама-терасу, принадлежащей к пантеону древних богов, которых почитали далекие пращуры как шумеров и хеттов-(древних европеоидов), так и японцев (монголоидов). Существуют параллели в пантеонах богов древних шумеров и хеттов, и в японской религии синто. Синтоистская религия японцев – совокупность представлений о существовании богов в виде животных, растений, камней и т.д. Одни лингвисты относят японский язык к алтайской группе языков, другие — к австралийской языковой семье. По Кифишину и ряду других исследователей, праяпонцы, как и прашумеры, жили в регионе Алтая и Забайкалья(Селенги), где существовал культ Ама-барагеси.
Ама-барагеси упоминается в надписях 2-й Бородинской скалы под Челябинском на Урале (18 000 лет до н.э.), в протошумерском архиве Каменной Могилы в Приазовье (12-3 тыс. лет до н.э.), в архиве месопотамского Ура (3-е тысячелетие до н.э., и в надписях Урнанши из Лагаша (2450 г до н.э.). Поиски убедительных следов палеолитической письменности усиливаются, о чем свидетельствует и Интернет.
(Назарова А.Ф., Биологические, археологические и культурологические доказательства палеоазиатского происхождения северных монголоидов, европеоидов и американских индейцев // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14446, 12.06.2007 (E-mail: afnazar@yandex.ru).
Великий лингвист С.А.Старостин незадолго до кончины говорил об истоках языка: «Есть набор корней, которые так или иначе обнаруживаются по всему земному шару, конечно, опять-таки на уровне поверхностного сходства, но, тем не менее, они очень распространены. Есть довольно красивые примеры — мама и папа, например. Многие считают, что это примеры так называемого элементарного родства, потому что это как бы одни из первых звуков детской речи — губные согласные «м», «п»…»
Он привел ряд примеров. Подчеркнул, что многие слова уже не звукоподражания. И вполне возможно, что подобные слова могут восходить к очень древним истокам.
Например, есть корень, обозначающий «лист», английское «leaf», в русском — «лепесток», индоевропейский — «леп» или «лоп». Корень обнаруживается практически по всему миру именно со значением «лист». Это праязыки сино-тибетский, и северно-кавказский, и афразийский, и австралийский — и везде звучит типа «лапо», «леп». Совершенно не детское слово, явно не звукоподражательное и, тем не менее, всплывает в столь далеких языковых семьях. Таких глобальных этимологий найдено довольно много, и лингвисты не могут объяснить такое явление иначе, как предположив, что это слова, которые восходят к какому-то общему источнику. Постоянно копятся свидетельства в пользу этого предположения.
Сравнительное языкознание изучает оболочку языка, его звуковую сторону. Но если снять оболочку и посмотреть, что там внутри, окажется, что все люди в общем-то говорят на одном языке.
«Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. Можно назвать ряд свойств, которые универсально присутствуют в каждом человеческом языке. Это — наличие гласных и согласных, синтаксическая структура, в которой должны быть подлежащее, сказуемое и дополнение — синтаксические актанты.
Можно еще много говорить о деталях, но в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково. Очень сомнительно, чтобы эта «глубинная структура» возникла в различных местах независимо. Но как раз чтобы проверить это предположение — общая генетическая структура либо независимо возникшие системы коммуникации, — и приходится обращаться к внешней звуковой оболочке (созвучиям: П.З.). Только конкретные поверхностные параллели и позволяют классифицировать языки по группам, семьям и т.д.» (Знание-сила.2003. № 8; http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2296.html).
Не заимствования, а зачастую развитие от единого. И пример с Ильменем это – вероятнее всего – подтверждает. Не финно-угорская здесь основа, а как минимум – ностратическая. Единящая языки индоевропейцев и финно-угров, тюрков и северных семитов…
И это можно показать на примерах Волхова, Мсты, Волги, Колмова-Коломцов и многих других ононимов, которые традиционное языкознание упорно относит к одним финно-уграм или балтам, германцам на худой конец. Логика «упертых» понятна — не могли же сами пращуры словено-русов водоемы и места поселений называть. Хотя, если верить их летописям, селились здесь с послепотопного времени – примерно с 3264 года до нашей эры. Даже полиэтничную языческую державу возглавляли «Русь, чюдь и вси языци…» Слишком много земли и очень давно стали осваивать…
Бог
----------------
схема миграции древних человеческих популяций
Рис. 2. (1-саамы,,2-ненцы, 3- нганасаны,4-эвенки,5-якуты,6-монголы,7-алтайцы, 8-русские,9-финны, 10-немцы,11-америнды; по А.Ф.Назаровой).
Петроглиф со скалы у Хана-Шуулун Кифишин расшифровал как ama-inanna-BARA2 dara-si и перевел: Ама-терасу (судима) Инанной.
Да, завершая, стоит напомнить — упаси господь (или при Вашем атеизме – упаси абсолютная Истина), сделать вывод, что в этой небольшой статье поставлены все точки над «И…» Над нашим «И…» нет никаких точек. А вот доминированию финно-угорских (и иных каких) версий в этимологиях ономастики на Русской равнине должна быть все же поставлена окончательная и жирная точка.
Как одни из возможных финно-угорские (и иные – включая П.М.Золина) версии – безусловно — рассматриваться могут. Но только как одни из возможных.
Петр Золин - доктор исторических наук,профессор Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого
Ильмень как Илмер… // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14539, 09.08.2007 Опубликованные и упоминаемые в нашем издании работы Автора
|
Недостающее звено в эволюции человека заполнено! |
Дневник |
Предки человека не были похожи на шимпанзе.
Примерно так, по мнению авторов спецвыпуска Science, могла выглядеть Арди, самка Ardipithecus ramidus. В официальных документах Арди значится как «скелет ARA-VP-6/500». Изображения из статьи White et al. Ardipithecus ramidus and the Paleobiology of Early Hominids
http://www.scorcher.ru/journal/art/art471.php
В четверг вечером группа ученых из 47 стран в специальном выпуске журнала Science объявила, что им удалось при раскопках в Эфиопии обнаружить и изучить хорошо сохранившийся скелет женской особи вида Ardipithecus ramidus, получившей имя Арди. Возраст найденных останков - 4,4 миллиона лет. До сих пор наиболее древним предком человека считалась Люси - фрагментированный скелет женской особи австралопитека афарского, жившей примерно 3,2 миллиона лет назад. По сути, описано то самое пресловутое "недостающее звено" - обезьяночеловек или человекообезьяна", - сказал РИА Новости Дробышевский, комментируя результаты исследований.
Ученый отметил, что находки отдельных костей Ardipithecus ramidus были сделаны давно, сообщения об обнаружениях скелета уже несколько лет волновали мысли ученых, однако только теперь палеоантропологи опубликовали подробное описание этих ценнейших находок.
Дробышевский добавил, что Арди соединяет черты обезьян и людей: "Руки до колен, череп с маленьким мозгом (меньше, чем у шимпанзе), большой палец на стопе хватательный, но при этом клыки маленькие, ходило существо на двух ногах и одновременно хорошо лазило по деревьям, жило в лесостепях и лесах".
По его словам, до сих пор были известны или совсем четвероногие обезьяны, или уже полностью прямоходящие австралопитеки и гоминиды.
"Теперь описан промежуточный вариант, причем описан в мельчайших деталях, так что сомнений уже быть не может. Находка заполняет пробел, так надоевший антропологам и так долго не дававший покоя креационистам. Без сомнения, эта сенсационная работа станет классической на долгие годы", - заключил ученый.
http://elementy.ru/news/431159
Вышел в свет специальный выпуск журнала Science, посвященный результатам всестороннего изучения костей ардипитека — двуногой обезьяны, жившей на северо-востоке Эфиопии 4,4 млн лет назад. Новые данные позволяют уверенно интерпретировать ардипитека как переходное звено между общим предком человека и шимпанзе (жившим около 7 млн лет назад) и австралопитеками, появившимися около 4 млн лет назад. Ардипитек жил в лесистой местности (но не в непролазном лесу), был всеядным и передвигался по ветвям на четвереньках, опираясь на ладони, а по земле — на двух ногах. Отсутствие полового диморфизма и маленькие клыки, возможно, свидетельствуют о пониженной внутригрупповой агрессии. Исследование показало, что наши предки были гораздо меньше похожи на шимпанзе, чем считалось. Вид Ardipithecus ramidus был описан в 1994 году по нескольким зубам и фрагментам челюсти. В последующие годы коллекция костных остатков ардипитека значительно пополнилась и сейчас насчитывает 109 образцов. Самой большой удачей стала находка значительной части скелета особи женского пола, которую ученые торжественно представили журналистам под именем Арди на пресс-конференции 1 октября 2009 года. Одиннадцать больших статей, опубликованных в спецвыпуске журнала Science, подводят итоги многолетней работы большого международного исследовательского коллектива. Публикация этих статей и их главная героиня — Арди — широко разрекламированы в СМИ. И это отнюдь не пустая шумиха, потому что изучение костей ардипитека действительно позволило гораздо подробнее и точнее реконструировать ранние этапы эволюции гоминин. Как и предполагалось ранее на основе изучения первых фрагментарных находок, A. ramidus является переходным звеном между общим предком человека и шимпанзе (к этому предку, по-видимому, были близки оррорин и сахелантроп) и более поздними представителями гоминин — австралопитеками, от которых, в свою очередь, произошли первые люди (Homo).
До сих пор самым древним из детально изученных видов гоминин оставался афарский австралопитек (около 3,0–3,7 млн лет назад) (см.: Дональд Джохансон, Мэйтленд Иди. «Люси: истоки рода человеческого»; «Дочка Люси» ходила как человек, а лазила по деревьям и думала как обезьяна, «Элементы», 26.09.2006). Все более древние виды, известные науке (в порядке возрастания древности: Australopithecus anamensis, Ardipithecus ramidus, Ardipithecus kadabba, Orrorin tugenensis, Sahelanthropus chadensis), были изучены на основе фрагментарного материала. Соответственно, наши знания об их строении, образе жизни и эволюции тоже оставались фрагментарными и неточными. И вот теперь почетное звание «самой древней из хорошо изученных гоминин» торжественно перешло от Люси к Арди.
1. Датировка и особенности захоронения. Кости A. ramidus происходят из одного слоя осадочных отложений толщиной около 3 м, заключенного между двумя вулканическими прослоями. Возраст этих прослоев был надежно установлен при помощи аргон-аргонового метода и оказался одинаковым (в пределах погрешности измерений) — 4,4 млн лет. Это значит, что костеносный слой образовался (в результате наводнений) сравнительно быстро — максимум за 100 000 лет, но вероятнее всего — за несколько тысячелетий или даже столетий. Раскопки были начаты в 1981 году. К настоящему времени добыто более 140 000 образцов костей позвоночных, из которых 6000 поддаются определению до семейства. Среди них — 109 образцов A. ramidus, принадлежавших как минимум 36 индивидуумам. Фрагменты скелета Арди были рассеяны по площади около 3 кв. м. Кости были необычайно хрупкими, поэтому извлечь их из породы стоило немалых трудов. Причина смерти Арди не установлена. Она не была съедена хищниками, но ее останки, судя по всему, были основательно растоптаны крупными травоядными. Особенно досталось черепу, который был раскрошен на множество фрагментов, рассеянных по значительной площади.
2. Окружающая среда. Вместе с костями A. ramidus найдены остатки разнообразных животных и растений. Среди растений преобладают лесные, среди животных — питающиеся листьями или плодами деревьев (а не травой). Судя по этим находкам, ардипитек жил не в саванне, а в лесистой местности, где участки густого леса чередовались с более разреженными. Соотношение изотопов углерода 12C и 13C в зубной эмали пяти особей A. ramidus свидетельствует о том, что ардипитеки питались в основном дарами леса, а не саванны (для трав саванны характерно пониженное содержание изотопа 13C, см.: Isotopic signature). Этим ардипитеки резко отличаются от своих потомков — австралопитеков, которые получали от 30 до 80% углерода из экосистем открытых пространств (ардипитеки — от 10 до 25%). Однако ардипитеки всё-таки не были чисто лесными жителями, как шимпанзе, пища которых имеет лесное происхождение почти на 100%. Тот факт, что ардипитеки жили в лесу, противоречит гипотезе, согласно которой ранние этапы эволюции гоминин и развитие двуногого хождения были связаны с выходом наших предков из леса в саванну. Аналогичные выводы были ранее сделаны в ходе изучения оррорина и сахелантропа, которые тоже, по-видимому, ходили на двух ногах, но жили в лесистой местности.
3. Череп и зубы. Череп Арди очень похож на череп сахелантропа. В частности, для обоих видов характерен небольшой объем мозга (300–350 куб. см), смещенное вперед большое затылочное отверстие (то есть позвоночник крепился к черепу не сзади, а снизу, что указывает на двуногое хождение), а также менее развитые, чем у шимпанзе и гориллы, коренные и предкоренные зубы. По-видимому, сильно выраженный прогнатизм (выступание челюстей вперед) у современных африканских человекообразных обезьян не является примитивной чертой и развился у них уже после того, как их предки отделились от предков человека. Зубы ардипитека — это зубы всеядного существа. Вся совокупность признаков (размер зубов, их форма, толщина эмали, характер микроскопических царапин на зубной поверхности и др.) свидетельствует о том, что ардипитеки не специализировались на какой-то одной диете — например, на фруктах, как шимпанзе, или листьях, как горилла. По-видимому, ардипитеки кормились как на деревьях, так и на земле, и их пища не была слишком жесткой. Один из важнейших фактов, установленных исследователями, состоит в том, что у самцов A. ramidus, в отличие от современных обезьян, клыки были не крупнее, чем у самок. Самцы обезьян активно используют клыки и для устрашения соперников, и как оружие. У самых древних гоминин (Ardipithecus kadabba, Orrorin, Sahelanthropus) клыки у самцов и самок если и различались по размеру и форме, то совсем немного; в дальнейшем в «человеческой» эволюционной линии эти различия окончательно сошли на нет (произошла «феминизация клыков»), а у шимпанзе и гориллы они вторично усилились. У карликового шимпанзе (бонобо) половой диморфизм по размеру клыков меньше, чем у других современных человекообразных обезьян. Для бонобо характерен также и самый низкий уровень внутривидовой агрессии. Авторы полагают, что между размером клыков у самцов и внутривидовой агрессией может быть прямая связь. Иными словами, можно предположить, что уменьшение клыков у наших далеких предков было связано с определенными изменениями в социальном устройстве, например с уменьшением конфликтов между самцами.
4. Размер тела. Рост Арди составлял примерно 120 см, вес — около 50 кг. Самцы и самки ардипитеков почти не отличались друг от друга по размеру. Крайне слабый половой диморфизм по размеру тела характерен и для современных шимпанзе и бонобо, с их сравнительно равноправными отношениями между полами. У горилл, напротив, диморфизм выражен очень сильно, что обычно связывают с полигамией и гаремной системой (см.: У парантропов были гаремы, «Элементы», 04.12.2007). У потомков ардипитеков — австралопитеков — половой диморфизм усилился, хотя это не обязательно было связано с доминированием самцов над самками и установлением гаремной системы. Авторы допускают, что самцы могли подрасти, а самки — измельчать в связи с выходом в саванну, где самцам пришлось взять на себя защиту группы от хищников, а самки, может быть, научились лучше кооперироваться между собой, что сделало физическую мощь менее важной для них.
5. Посткраниальный скелет. Арди передвигалась по земле на двух ногах, хотя и менее уверенно, чем Люси и ее родня — австралопитеки. При этом у Арди сохранились многие специфические адаптации для эффективного лазанья по деревьям. В соответствии с этим в строении таза и ног Арди наблюдается сочетание примитивных («обезьяньих», ориентированных на лазанье) и продвинутых («человеческих», ориентированных на ходьбу) признаков. Кисти рук Арди сохранились исключительно хорошо (в отличие от рук Люси). Их изучение позволило сделать важные эволюционные выводы. До сих пор было принято считать, что предки человека, подобно шимпанзе и гориллам, ходили, опираясь на костяшки пальцев рук. Этот своеобразный способ передвижения характерен только для африканских человекообразных обезьян; прочие обезьяны при ходьбе опираются на ладонь. Однако кисти рук Арди лишены специфических черт, связанных с «костяшкохождением» (knuckle-walking). Кисть ардипитека в целом более гибкая и подвижная, чем у шимпанзе и гориллы, и по целому ряду признаков сходна с человеческой. Теперь ясно, что эти признаки являются «примитивными», исходными для гоминин (и, по-видимому, для общего предка человека и шимпанзе). Строение кисти, характерное для шимпанзе и горилл (которое, между прочим, не позволяет им так ловко манипулировать предметами, как это делаем мы), напротив, является продвинутым и специализированным. Сильные, цепкие руки шимпанзе и горилл позволяют этим массивным животным эффективно передвигаться по деревьям, но плохо приспособлены для тонких манипуляций. Руки ардипитека позволяли ему ходить по ветвям, опираясь на ладони, и лучше подходили для орудийной деятельности. Поэтому в ходе дальнейшей эволюции нашим предкам пришлось не так уж сильно «переделывать» свои руки. Ардипитек преподнес антропологам немало сюрпризов. По признанию авторов, такую мозаику примитивных и продвинутых черт, которая обнаружилась у ардипитека, никто не смог бы предсказать, не имея в руках реального палеоантропологического материала. Например, никому и в голову не приходило, что наши предки сначала приспособились ходить на двух ногах за счет преобразований таза, и лишь после отказались от противопоставленного большого пальца и хватающей функции ступней. Исследование показало, что некоторые популярные гипотезы о путях и механизмах эволюции гоминин нуждаются в пересмотре. Многие признаки, характерные для современных человекообразных обезьян, оказались не примитивными (как считалось), а продвинутыми, специфическими чертами шимпанзе и гориллы, связанными с глубокой специализацией к лазанью по деревьям, повисанию на ветвях, «костяшкохождению», специфической диете. Этих признаков не было у наших с ними общих предков. Те обезьяны, от которых произошел человек, были не очень похожи на нынешних. Скорее всего, это касается не только физического строения, но и поведения наших предков. Возможно, мышление и социальные отношения у шимпанзе — не такая уж хорошая модель для реконструкции мышления и социальных отношений у наших далеких предков. В заключительной статье специального выпуска Science Оуэн Лавджой призывает отказаться от привычных представлений, согласно которым австралопитеки были чем-то вроде шимпанзе, научившихся ходить прямо. Лавджой подчеркивает, что в действительности шимпанзе и гориллы — крайне своеобразные, специализированные, реликтовые приматы, укрывшиеся в непролазных тропических лесах и только потому и дожившие до наших дней. На основе новых фактов Лавджой разработал оригинальную и весьма интересную модель ранней эволюции гоминин, о которой мы расскажем в отдельной заметке.
Источник: Ardipithecus ramidus (специальный выпуск журнала Science от 02.10.2009).
Осадочная толща, содержащая кости ардипитеков, заключена между двумя вулканическими прослоями, которые поддаются радиометрическому датированию (обозначены желтыми и синими точками). Фото из статьи White et al. Ardipithecus ramidus and the Paleobiology of Early Hominids
Примерно так, по мнению авторов спецвыпуска Science, могла выглядеть Арди, самка Ardipithecus ramidus. В официальных документах Арди значится как «скелет ARA-VP-6/500». Изображения из статьи White et al. Ardipithecus ramidus and the Paleobiology of Early Hominids
Зубы человека (слева), ардипитека (в центре) и шимпанзе (справа). Все особи — самцы. Внизу: первый моляр; цвет отражает толщину эмали: красный — толстая эмаль (около 2 мм), синий — тонкая (около 0,5 мм). Изображение из статьи Suwa et al. Paleobiological Implications of the Ardipithecus ramidus Dentition
Ступни современных человекообразных обезьян специализированы для эффективного лазанья и хватания за ветки, они очень гибкие и плохо приспособлены для ходьбы по земле. Слева вверху: шимпанзе лезет на дерево; справа вверху: ступня шимпанзе и человека. У ардипитека в строении ступни (внизу) наблюдается мозаика признаков, свидетельствующих о сохранении способности хвататься за ветки (противопоставленный большой палец) и одновременно — об эффективном двуногом хождении (более жесткий, чем у человекообразных обезьян, свод стопы). Потомки ардипитеков — австралопитеки — утратили способность хвататься ногами за ветки и приобрели почти совсем человеческое строение стопы. Изображение из статьи Lovejoy et al. Combining Prehension and Propulsion: The Foot of Ardipithecus ramidus
|
Страницы: | [1] |