Вообще-то считается, что любой мало-мальски уважающий себя замок должен иметь многовековую историю и умопомрачительно страшную легенду. Или напротив, счастливую, о прекрасной даме и её верном рыцаре, о любви, верности, коварстве или предательстве. В замке должны обитать духи и привидения. Из замка должны вести тёмные подземные ходы, здесь должны быть мрачные подземелья и сырые темницы, потайные двери и узкие-узкие коридоры.
Замок Вайдахуньяд — замок в будапештском парке Варошлигет. Замок возводился в 1896—1908 годах по проекту архитектора Игнаца Альпара.
Игнац Альпар (при рождении Игнац Шёкль 17 января 1855, Пешт, Австрийская империя — 27 апреля 1928, Цюрих, Швейцария) — венгерский архитектор.
В 1896 году в ходе подготовки к празднованию 1000-летия обретения венграми родины в парке Варошлигет по проекту известного архитектора Игнаца Альпара был построен «Исторический павильон». Павильон был сделан из дерева, фанеры и папье-маше и представлял собой эклектическую смесь романского стиля, готики, ренессанса и барокко.
В свой проект замка Альпар включил элементы 21 знаменитых сооружений Венгрии, в том числе замка Вайдахуньяд (замка Корвинов), крепости Шегешвара, башни брашовской крепости Каталина, церкви в Яке и целого ряда других храмов, башен и замков.
Поскольку элементы сооружения, копирующие архитектуру замка Вайдахуньяд, родового гнезда рода Хуньяди в Трансильвании, были наиболее заметны, «Исторический павильон» стали также именовать Вайдахуньяд.
После окончания торжеств павильон был разобран, однако он настолько полюбился будапештцам, что было решено возвести его на том же месте в камне. Строительство завершилось в 1908 году. Перед замком установлен памятник Игнацу Альпару работы Эде Тельча.
Во дворе замка находится статуя Анонима, неизвестного автора хроники Gesta Hungarorum. Также рядом с замком установлен памятник архитектору замка Игнацу Альпару. В настоящее время в замке Вайдахуньяд располагается Сельскохозяйственный музей. |
Увы, всего этого в замке Вайдахуняд вы не найдёте.
Однако поверьте, замок, представляющий целый архитектурный ансамбль на острове Сечени в Городской роще, безусловно стОит вашего внимания, потому что в совершенно уникальном единстве демонстрирует характерные особенности четырёх архитектурных стилей: романского, готического, ренессансного и барочного. Такой сплав вы вряд ли найдёте где-то ещё!
В 1896 году Венгрия праздновала тысячелетие прихода венгерских племен в Карпатский бассейн и обретения родины. Было принято решение отпраздновать это важное событие организацией национальной юбилейной выставки.
Местом для проведения выставки выбрали Городскую рощу. В то время роща находилась на окраине города и представляла собой лесопарк, куда состоятельная публика часто выезжала на конных экипажах отдохнуть и подышать свежим воздухом. Когда-то там протекал один из рукавов Дуная, который затем высох, а на одном из оставшихся озер стоял остров. Чем не замечательное место для замка?
Алпар очень старательно и ответственно подготовился к проектированию и строительству, он много раз посетил Трансильванию и Северную Венгрию, сделал множественные снимки и зарисовки, ведь задача была непростая - возродить утраченные на протяжении веков ценности в реконструированной и обновлённой форме.
Ведущий мотив ансамблю задает готический трансильванский замок Вайдахуняд, по имени которого и был назван весь замковый комплекс.
Сроки проведения юбилейной выставки диктовали ускоренный темп работ. Отчасти из-за быстроты, отчасти из-за нехватки средств и низкой сметы, а кроме того- временного характера сооружения, каркас был сделан из дерева, по двум сторонам покрыт кирпичом и затем оштукатурен с имитацией под камень. В процессе планирования и строительства на архитектора посыпались скептические отзывы, будущий ансамбль окрестили «крепостным замком на курьих ножках». Однако по окончании строительства здание было встречено всеобщим одобрением и стало главной сенсацией юбилейной выставки.
По единогласному мнению авторитетных лиц города и простых жителей здание было решено сохранить как ценную достопримечательность, которая сделала Городскую рощу более привлекательной для посетителей. Зародилась общественная инициатива открытия в здании сельскохозяйственного музея.
Ják Chapel
Музей начал свою работу в 1897 году, но временный фундамент из балок и деревянный каркас замка стали быстро трухлеть на влажной почве, поэтому уже в 1899 году музей пришлось закрыть и разобрать рушившееся здание. Однако деятели архитектуры и искусства снова встали на защиту памятника, требуя от городских властей изыскать средства на строительство копии замка из прочных, долговечных материалов.
Власти пошли навстречу этому пожеланию, и с 1902 по 1907 год замок был заново выстроен из камня, кирпича, стальных и железобетонных конструкций.
Во время Второй мировой войны весь комплекс сильно пострадал от бомбёжек и артиллерийских обстрелов. События вооружённого восстания 1956 года тоже нанесли огромный ущерб зданию. Полная реконструкция была завершена только в 1990-ых годах.
Сегодня замковый комплекс и Городская роща стали излюбленным местом прогулок для горожан и одним из самых рекомендуемых мест посещения (must see) для туристов.
Романская часть замка находится налево от главного входа и состоит из трёх зданий.
Якская часовня, отчасти повторяющая церковь в романском стиле в поселке Як области Ваш (1256 год). Первоначально копия капеллы предназначалась для библиотеки музея и только во время Первой мировой войны была освящена как церковь.
К церкви прилегает дворик, имитирующий монастырский двор времён правления Арпадской династии. В середине дворика стоит точная копия романского декоративного колодца.К дворику примыкает крытая галерея, на дальней стороне которой к юбилейной выставке был построен ряд покоев и приёмных с чрезвычайно пышным убранством для императора Франца Иосифа.
На их месте в 1904 году был оборудован министерский приёмный кабинет, который сегодня служит административным корпусом. Внутренние помещения открываются для посетителей только в особых случаях.
музей
Третьим зданием романского комплекса является угловая башня, - плод вольного архитекторского воображения(см.выше) - которую в просторечии называют "Башней пыток", а следом за ней начинается готический ансамбль.Внутренняя сторона готического ансамбля продолжается во втором внутреннем дворе, носящем имя древнего рода Хуньяди.
После завершения строительства дворцового комплекса к открытию юбилейной выставки ренессансная часть и барочный дворец стояли отдельно. После перейстройки они были соединены переходом, где разместились служебные помещения.
Ренессансная и барочная части различаются только снаружи, внутренные помещения выдержаны в едином стиле барокко.
Главный фасад барочного комплекса построен в габсбургском стиле времен Марии Терезии и является вольной композицией. Здание очень пышно украшено: тут и трубящие крылатые ангелы, и львиные головы, и драконы, и путто, и гербовые щиты, и каменные вазы. Венчает купол венгерская государственная корона.
Вокруг купола установлены скульптуры, олицетворяющие разные виды сельскохозяйственных занятий - животноводство, растениеводство, земледели, виноделие, садоводство.
Statue of Anonymous
Statue of John Hunyadi
Statue of Sándor Károlyi by Alajos Stróbl