-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108092
Комментариев: 6801
Написано: 116562


22 ноября родились...

Суббота, 22 Ноября 2014 г. 00:50 + в цитатник
MilMikhLeont (488x700, 124Kb)
1909
Михаил Леонтьевич Миль
советский конструктор вертолётов, один из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Родился в городе Иркутск в семье служащих. Еврей. С юных лет увлекся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места. В 1925 году после окончания коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт (ныне - Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ») в Томске. Принимал активное участие в работе планерной секции. С товарищами построил легкий одноместный планер и сделал на нём первый полёт. В 1927 году из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории. В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне - Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте. В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И.Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н.Е.Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров «А-7», «А-12» и «А-15». В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам. В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года. В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Руководил проектированием и созданием геликоптера «ГМ-1» (прототип первого отечественного вертолета «Ми-1»). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л.Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор. С 1947 года М.Л.Миль - главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт «Ми-1».
 (699x526, 90Kb)
С 1964 года - Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Его коллективом были созданы вертолёты «Ми-2», «Ми-4» (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10», «Ми-12» (самый большой в мире транспортный вертолёт), «Ми-14», «Ми-24», «В-12» и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов. В 1962 году М.Л.Миль награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства» знаменитого авиаконструктора И.В.Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире вертолётом «Ми-6» рекорда скорости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью. В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности «Ми-24», первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора. Умер 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен в Одинцовском районе Московской области на кладбище посёлка Юдино. Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945), профессор (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями. Именем М.Л.Миля назван Московский вертолётный завод, улицы в Москве и Казани, московская средняя школа № 1738.
 (699x466, 84Kb)
В 2009 году в Москве на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст М.Л.Миля.
Mil_M_L_md (700x479, 240Kb)
В Москве (Староконюшенный переулок, дом 19) на доме, в котором в 1964-1970 годах жил М.Л.Миль установлена мемориальная доска. Открыта 18 ноября 1972 года. Скульптор В.А.Рогайшис, архитектор А.С.Дубовской. Сочинения: Вертолеты, книги 1—2, Москва, 1966—1967 (соавтор).

 (492x698, 104Kb)
1909
Григорий Алексеевич Петренко
стрелок 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, красноармеец. Родился в селе Черныши ныне Каневского района Черкасской области Украины в крестьянской семье. Украинец. Окончил начальную школу. Работал в колхозе. С 1933 года жил и работал в городе Соликамск ныне Пермского края, затем в городе Пржевальск, селе Сазоновка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии. В Красной Армии с июля 1941 года. С этого же времени на фронте. Стрелок 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка (316-я стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) красноармеец П. в бою у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области 16 ноября 1941 года в составе группы истребителей танков во главе с политруком В.Г.Клочковым и сержантом И.Е.Добробабиным участвовал в отражении многочисленных атак противника. Группа, вошедшая в историю битвы под Москвой и Великой Отечественной войны, как 28 героев-панфиловцев, уничтожила восемнадцать вражеских танков. Пал смертью храбрых в этом бою. Похоронен в братской могиле у деревни Нелидово Волоколамского района Московской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Петренко Григорию Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. В нелидовском сельском клубе открыт музей, посвящённый Героям. На месте подвига 28-и героев-панфиловцев сооружён мемориал. Имя Григория Петренко было присвоено теплоходу.

1910
Ирина Николаевна Иордан
российский композитор. Жена Г.В.Киркора. Автор симфонии (1944), концертов, в том числе для скрипки с оркестром (1963), камерных и других произведений.

1911
Ли Пэтрик
американская актриса.

1912
Евгений Ильич Аладышкин
конструктор в области морского приборостроения, Герой Социалистического Труда (1963 г.). В предвоенные годы возглавлял работы по созданию гидроакустических систем, которые успешно применялись на кораблях ВМФ во время Великой Отечественной войны. В 1946-1949 гг. начальник ОКБ Ленинградского приборостроительного завода, затем зам. директора ЦНИИ. Умер 22 ноября 1982 года.

 (534x699, 62Kb)
1913
Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten)
английский композитор, родился в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933). Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hölderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн святой Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Святой Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye's Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т.Манну. Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person's Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976 года.

 (511x699, 54Kb)
1913
Николай Гаврилович Латышев
советский спортивный деятель, арбитр ФИФА (ему первому из советских судей присвоено это звание – 1952), судья всесоюзной категории (1941). Выступал за клубные команды «Электрозавода», «Сталинца», московского «Динамо» – 1932 – 1942. Как арбитр в поле в высшей лиге – 1940 – 1963 – провел около 200 матчей. Семь раз судил финалы Кубка СССР (1947, 1948, 1950, 1952, 1954, 1955, 1957 – рекорд среди арбитров). Судил матчи ОИ-52 (Венгрия – Румыния), ОИ-56 (Югославия – Индия, Болгария – Индия), ЧМ-58 (Швеция – Мексика, Уэльс – Венгрия), ЧМ-62 (Италия – Швейцария, Англия – Аргентина, Венгрия – Чехословакия, финал – Бразилия – Чехословакия, за что был награжден «Золотым свистком ФИФА»). Член судейского комитета ФИФА – 1962 – 1984 (с перерывом), награжден орденом ФИФА «За заслуги» (1987). Председатель Всесоюзной коллегии судей – 1949 –19 73 1979 – 1983. Преподавал в Московском cтaнкocтpoитeльнoм институте – 1947 –1987, кандидат технических наук, был доцентом кафедры «Технология машиностроения». Награжден орденами Трудового красного знамени и Почета. Умер 18 февраля 1999 года.

1913
Зоя Борисовна Маршак
украинский режиссер. В 1932 г. окончила Киевский художественный техникум. С того же года начала работать на Киевской киностудии «Техфильм» (ныне – Киевская киностудия научно-популярных фильмов) первоначально как художник технического мультипликационного плаката, затем ассистент режиссера, с 1953 г. – режиссер. Среди фильмов: «Детали машин – зубчатые передачи» (1953), «Основы теории резания металлов» (1956), «Электрические машины переменного тока» (1959-1960), «Основы телевидения» (1961), «Применение радиоактивных изотопов в машиностроении» (1962), «Ферменты» (1964), «Орган зрения» (1966) и др.

 (547x699, 58Kb)
1914
Николай Николаевич Амелько
участник Великой Отечественной войны, бывший командующий Тихоокеанским флотом, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР по ВМФ адмирал в отставке. Родился в Петрограде. В 1931 г. поступил в Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, по окончании которого в 1936 г. начал службу в 5-м отдельном разведуправлении РККА начальником морского отделения. В 1939 – 1940 гг. командовал электронавигационной группой, был помощником командира учебного корабля «Ленинград-совет». Во время советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. командовал плавсредствами при высадке десанта на острова в Финском заливе. В годы Великой Отечественной войны Н.Н.Амелько, командуя кораблем, участвовал в героическом прорыве флота из Таллина в Кронштадт. С 1942 г. командовал дивизионом сетевых заградителей, а с 1943 г. – дивизионом сторожевых катеров-дымзавесчиков, который был награжден орденом Красного Знамени. В 1945 – 1954 гг. Н.Н.Амелько – начальник штаба, командир бригады траления, начальник штаба, затем командир дивизии кораблей на Балтийском флоте. В дальнейшем он был начальником штаба, а с 1962 по 1969 год – командующим Тихоокеанским флотом. Затем вплоть до ухода в отставку в 1987 г. Н.Н.Амелько служил заместителем главнокомандующего ВМФ по противолодочным силам, помощником и заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР по ВМФ. Н.Н.Амелько был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова I и II степени, Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многими медалями. Был лауреатом Ленинской премии. Скончался 27 июня 2007 года.

 (507x699, 48Kb)
1914
Александр Алексеевич Гнедой
командир эскадрильи 40-го авиационного полка пикирующего бомбардировщиков (13-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, ВВС Черноморский флота) капитан. Родился в селе Царицын Кут, ныне село Приморское Васильевского района Запорожской области, в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1940. Окончил один курс Киевского Института механизации и электрификации сельского хозяйства. В Военно-Морском Флоте с 1934. В 1936 окончил школу военных пилотов. Участвовал в советско-финлядской войне 1939-1940. Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Командир эскадрильи 40-го авиационного полка пикирующего бомбардировщиков (13-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, ВВС Черноморский флота) капитан Гнедой к середине октября 1944 совершил 140 боевых вылетов, потопил миноносец, подводную лодку, 6 барж, транспорт и тральщик противника, взорвал железнодорожный мост, уничтожил 15 самолетов на земле и много другой боевой техники врага. Звание Героя Советского Союза присвоено 6 марта 1945. После войны продолжал службу в ВМФ. В 1951 окончил Военно-морскую академию. С 1960 полковник Гнедой - в запасе. Жил в Ленинграде. Работал старшим инженером Всесоюзного проектно-конструкторского Института технологии электротехнического производства. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 14 апреля 1983 года. Похоронен на Северном кладбище.

 (514x698, 105Kb)
1914
Николай Яковлевич Гужва
командир пулеметного взвода 1-го стрелкового батальона 953-го стрелкового полка 257-й Краснознаменной Сивашской стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта, лейтенант. Родился в деревне Ново-Владимировка ныне Сахновщинского района Харьковской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. С 1930 года жил в городе Дзержинске Донецкой области Украины. Окончил 9 классов. Работал на шахте, бухгалтером мельзавода № 5 в поселке Новгородске. В Красной Армии с июня 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Отличился в июльских боях 1942 года под Воронежем. Здесь он был ранен осколком. Но ненадолго выбыл солдат из строя. Из дивизионного медсанбата он вскоре вернулся на передовую. Отвага и солдатская сметка Николая Гужвы были отмечены командованием. Одного из первых в роте его наградили медалью «За боевые заслуги». Во время ожесточенных боев осенью 1942 года Николай Гужва попал в плен, но не смирился с фашистской неволей. Рискуя жизнью, он бежал из лагеря и снова с оружием в руках громил врага. В огне войны Николай Гужва накопил боевой опыт, а краткосрочные командирские курсы пополнили его военные знания. Недавний шахтер был назначен командиром взвода. В боях за освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков весной 1944 года неоднократно отличался пулеметный взвод Н.Я.Гужвы. Слава о нем разнеслась по всей 257-й Сивашской Краснознаменной стрелковой дивизии. За проявленную в бою отвагу и успешное командование взводом Н.Я.Гужву наградили орденом Красной Звезды. Командир пулеметного взвода 1-го стрелкового батальона 953-го стрелкового полка (257-я Краснознаменная Сивашская стрелковая дивизия, 51-я армия, 4-й Украинский фронт) лейтенант Николай Гужва особенно отличился в боях за Севастополь 7-9 мая 1944 года. В ожесточенной битве на подступах к городу выбыл из строя командир пулеметной роты. Заменил его Николай Гужва. В ходе боя он лично уничтожил более 20 гитлеровцев и огнем из пулемета подавил две огневые точки противника. В разгар штурма Севастополя погиб командир стрелкового батальона, был тяжело ранен его заместитель. На какое-то время подразделения остались без управления. В этот критический момент командование батальоном лейтенант Н.Я.Гужва принял на себя, увлек бойцов на штурм вражеских позиций. Дом за домом, квартал за кварталом очищали советские воины улицы города от фашистов. Первым прорвался в центр Севастополя батальон 953-го стрелкового полка, который вел в атаку коммунист Н.Я.Гужва. Выбив противника из здания «Панорамы Севастопольской обороны», отважный командир водрузил там красный флаг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Гужве Николаю Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6376). С 1945 года капитан Н.Я.Гужва — в запасе. Возвратился в город Дзержинск Донецкой области Украины. Работал на шахте имени Артема. Горняки оказали ему большое доверие, избрав председателем шахтного комитета профсоюза. Скончался 10 июня 1955 года после тяжелой болезни... Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями, среди которых «За боевые заслуги».

 (540x699, 122Kb)
1914
Эрдни Теледжиевич Деликов
командир расчёта противотанкового ружья (ПТР) 273-го кавалерийского полка 110-й отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии 51-й армии Северо-Кавказского фронта, сержант; первый из уроженцев Калмыкии, удостоенный звания «Герой Советского Союза». Родился в населённом пункте Ики-Заргакин ныне Сарпинского района Калмыкии в крестьянской семье. Калмык. Образование неполное среднее. Работал в колхозе. В Красной Армии с 1941 года. Окончил полковую школу младших командиров. Член ВКП(б). В действующей армии с мая 1942 года. Командир расчёта ПТР 273-го кавалерийского полка (110-я отдельная калмыцкая кавалерийская дивизии, 51-я армия, Северо-Кавказский фронт) сержант Эрдни Деликов 21 июля 1942 года, обороняя переправу через реку Дон в районе хутора Пухляковский Усть-Донецкого района Ростовской области, обеспечивая тем самым бесперебойную эвакуацию населения, скота и отход войск Южного фронта, подбил три броневика и четыре автомашины с гитлеровцами. Осколком авиационной бомбы отважному бронебойщику оторвало ногу, но, получив смертельное ранение, он продолжал сражаться с врагом... Как писала газета «Комсомольская правда» от 30 июля 1942 года: «Умирая, отважный сын советского народа боец Деликов крикнул своим товарищам: «Возьмите моё ружьё. Бейте фашистских гадов! Пусть знают, что наши не отступают!» «Молодые воины, - призывала газета, - сражайтесь, как Деликов! Ни шагу назад!» Предположительно Э.Т. Деликов похоронен в санитарном захоронении недалеко от станицы Раздорская Ростовской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Деликову Эрдни Теледжиевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем первого Героя Советского Союза из Калмыкии Эрдни Деликова назван совхоз в Сарпинском районе. Там же установлен его бюст и создан музей, посвящённый Герою. Его имя носят улицы в селе Садовое Сарпинского района и в столице Калмыкии – городе Элиста, школа в станице Раздорская Константиновского района Ростовской области. 31 января 2003 года, в Крымской астрофизической обсерватории состоялось торжественное собрание, посвященное 60-летию Сталинградской битвы, на котором одной из малых планет присвоено имя Эрдни Деликова.

Egorov_ALSem (510x700, 184Kb)
1914
Алексей Семёнович Егоров
активный участник партизанской борьбы на Украине и в Чехословакии, командир партизанской бригады. Родился в городе Андижан (Узбекистан) в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1938 году А.С.Егоров вступил в ряды Красной Армии, затем учился в военном училище, а после его окончания стал командиром. В 1941-1942 годах продолжал учёбу в Военной академии в городе Ташкенте. С августа 1942 года работал в партизанской школе при Центральном штабе партизанского движения в Москве. В июне 1943 года по указанию ЦК КП(б)У А.С.Егорова направили в партизанское соединение под командованием А.Ф. Фёдорова на должность заместителя командира по диверсионной работе. А.С.Егоров укомплектовывал учебные диверсионные группы, учил партизан, как применять мины новой конструкции. Мины старой конструкции нажимного и мгновенного действия партизанам были известны. Новые мины замедленного действия требовали и новых способов применения. За короткое время первые группы подрывников овладели техникой использования новых мин. Чтобы определить наиболее эффективное применение мин, А.С.Егоров принимает личное участие в диверсиях. В июле 1943 года с десятью минёрами и взводом охраны он вышел на железную дорогу восточнее станции Маневичи, где руководил группами при установке мин замедленного действия. Обманув немецкую охрану, партизаны заминировали железную дорогу. Через установленные сроки мины замедленного действия взорвали 7 воинских эшелонов и бронепоезд врага.
Egorov_ALSem1 (528x700, 120Kb)
Партизаны-минёры под руководством и с помощью А.С.Егорова приобрели опыт в использовании новых мин. Результаты досконального изучения подрывной техники сказались незамедлительно. После проведённых партизанами диверсий на железных дорогах Ковель-Сарны, Ковель-Брест в течение двух недель не мог пройти ни один эшелон. В августе 1944 года А.С.Егоров с небольшой группой десантников-партизан вылетел в глубокий тыл врага — на территорию Словакии. Там он возглавил партизанский отряд, принимавший активное участие в Словацком национальном восстании. Этот отряд за счёт местного населения через некоторое время вырос в бригаду с личным составом около трёх тысяч человек. Партизаны провели большую диверсионную работу на вражеских коммуникациях. Они разрушили 21 мост, пустили под откос 20 воинских эшелонов, уничтожили много живой силы и техники врага. А.С.Егоров продолжал бороться против фашистов вплоть до встречи с частями Красной Армии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских оккупантов Егорову Алексею Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7376). С 1945 года А.С.Егоров был на ответственной советской и партийной работе. В 1956 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал заместителем председателя исполкома Кировоградского областного Совета депутатов трудящихся. Скончался 15 апреля 1970 года.
EgorovAS_mogila1 (700x583, 485Kb)
EgorovAS_mogila2 (565x700, 488Kb)
Похоронен в Кировограде в Пантеоне Вечной Славы. Награжден двумя орденами Ленина (5 сентября 1943, 2 мая 1945), Красного Знамени (8 мая 1945), медалями; также Военным крестом (Чехословакия). В Чехословакии по случаю 25-летия Словацкого национального восстания против гитлеровских захватчиков учреждён нагрудный знак, названный "Звездой Егорова".
Его имя выбито на памятной стеле в честь Героев-освободителей Кировограда в Пантеоне Вечной Славы. На доме, в котором жил А.С.Егоров, установлена мемориальная доска.
Stela_Kirovograd (650x700, 596Kb)
Его имя выбито на памятной стеле в честь Героев-освободителей Кировограда в Пантеоне Вечной Славы.
EgorovAlexeySemen_MD_Kirovograd (568x700, 343Kb)
Мемориальная доска установлена в городе Кировоград (Украина) на доме, в котором жил А.С.Егоров (улица Декабристов, 10).

1914
Александр Матвеевич Петряхин
конструктор геофизических ракет ОКБ-1 для исследования верхних слоев атмосферы Земли, Солнца и повежения живых организмов в условиях перегрузок и невесомости

1914
Николай Никитович Пузырев
советский геофизик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1966). Родился в селе Яковлеве, ныне Елабужского района Татарской АР. Учился в Ленинградский государственный университет (1936—1941). В 1945—1950 руководил геофизическими исследованиями в Казахской ССР. В 1951—1959 работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте геофизических методов разведки (Москва), с 1959 — в институте геологии и геофизики Сибирского отделения Академии Наук СССР (Новосибирск). Основные труды посвящены разработке сейсмического метода отраженных волн, скважинной сейсмометрии, метода региональных сейсмических исследований земной коры и верхней мантии, созданию метода сейсмических исследований, основанного на регистрации поперечных и обменных волн. Исследовал проблемы скважинной сейсмометрии. Награжден 2 орденами. Умер в 2005 году. Сочинения: Измерение сейсмических скоростей в скважинах, Москва, 1957; Интерпретация данных сейсморазведки методом отраженных волн, Москва, 1959.

 (511x699, 60Kb)
1914
Александр Гаврилович Рыбин
командир 1-го мотострелкового батальона 15-й мотострелковой бригады (16-й танковый корпус, 2-я танковая армия, 2-й Украинский фронт), капитан. Родился в селе Правые Ламки ныне Сосновского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 6 классов, работал в колхозе. В Красной Армии в 1936—38 и с 1940 года. Окончил курсы младших лейтенантов. На фронте в Великую Отечественную войну с июля 1941 года. Участвовал в битве под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Командир мотострелкового батальона 15-й мотострелковой бригады 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии 2-го Украинского фронта капитан Рыбин особо отличился в боях по освобождению Черкасской области. 12 февраля 1944 года мотострелковый батальон под его командованием занял оборону северо-западнее села Почапинцы (Лысянский район Черкасская область), создав один из рубежей на пути прорывающихся из Шендеровки (Корсунь-Шевченковский район Черкасской области) на Лысянку гитлеровцев. В течение трёх суток батальон прочно удерживал занимаемый рубеж и не пропустил танки противника, стремившиеся на выручку окружённым под Корсунь-Шевченковским дивизиям. При отражении атаки пехоты и танков противника было подбито и сожжено 6 «тигров», а всего уничтожено 13 танков и более ста гитлеровцев. В боях южнее села Журжинцы батальоном капитана Рыбина истреблено 889 солдат и офицеров противника и 114 захвачено в плен. 6 марта 1944 года батальон форсировал реку Горный Тикич в районе села Буки (ныне посёлок городского типа Маньковского района Черкасской области) и захватил плацдарм, обеспечив переправу других частей. 9 марта 1944 года Рыбин со своим подразделением обходом справа первым ворвался в город Умань и быстро продвинулся на юго-западную окраину города. В результате смелого маневра были захвачены большие трофеи. В ходе дальнейшего продвижения батальон с ходу форсировал реки Южный Буг, Днестр, Прут. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Рыбину Александру Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4444). Заместитель командира бригады подполковник А.Г.Рыбин закончил войну в Берлине. После войны продолжал службу в армии. В 1946 и 1954 годах окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1955 года подполковник Рыбин — в запасе. Жил в родном селе где работал сначала председателем колхоза "Большевик", затем директором Сосновского торфопредприятия. Под его руководством колхоз "Большевик" стал одним из передовых хозяйств района. Умер 25 февраля 2003 года. Награждён орденом Ленина (13 сентября 1944), четырьмя орденами Красного Знамени (16 августа 1943; 7 июля 1944; 1944; 17 февраля 1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985), двумя орденами Красной Звезды (31 марта 1943; 19 ноября 1951), медалью "За боевые заслуги" (30 апреля 1947), другими медалями.

1914
Кулахмет Конгырходжаевич Ходжиков
казахский художник. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1966). В 1936 г. окончил театрально-художественную студию при ленинградском Большом драматическом театре. Был художником Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). С 1943 г. работал на киностудии «Казахфильм». Среди фильмов: «Батыри степей» (1942), «Под звуки домбр» (1944), «Это было в Щугле» (1955), «Мы из Семиречья» (1959), «Сплав» (1962), «Меня зовут Кожа» (1964), «Земля отцов» (1968). Умер в 1986 году.

 (500x700, 46Kb)
1915
Николай Андреевич Жихарев
командир танка "Т-34" 288-го танкового батальона 52-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии лейтенант. Родился деревне Плочениново ныне Ярославского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал слесарем на тормозном заводе в Ярославле. В августе 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в военное училище. В декабре 1942 года окончил Горьковское танковое училище и в должности командира танка был направлен на фронт. С июля 1943 года в составе 52-й гвардейской танковой бригады участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Участвовал в освобождении левобережной Украины. Танк лейтенанта Жихарева одним из первым вышел к Днепру и огнем пушки поддержал форсирование реки мотострелковым полком. Ночью был переправлен на пароме на правый берег. В боях на Букринском плацдарме молодой танкист действовал умело и отважно. В бою в районе населенного пункта Григоровка, провел танк по краю оврага. Обойдя гитлеровские позиции с фланга, ворвался на высоту 209,7 и гусеницами уничтожил противотанковое орудие вместе с расчетом. Следом за Жихаревым на высоту ворвались еще два танка, и в считанные секунды батарея врага перестала существовать. В этом бою Жихарев уничтожил более 50 фашистов. Вслед за танком двигались мотострелки, расширяя плацдарм на правом берегу Днепра. 22 октября танкисты подошли к поселку Первомайский. Гвардии лейтенант Жихарев первым повел свою "тридцатьчетверку" в атаку. Он первым вышел на окраину поселка, подавил огонь артиллерийского орудия и уничтожил более 40 гитлеровцев. Когда танк был подбит, экипаж под командованием Жихарева занял оборону. Четверо суток сражались танкисты в окружении, пока на выручку не пришла пехота. В ночь с 5 на 6 ноября начался штурм фашистской обороны и освобождение столицы Украины. Гвардии лейтенант Жихарев, действуя смело и решительно, первым ворвался в пригород Киева - Святошино. Устремившись в глубь обороны немцев, вышел на шоссе Житомир - Киев, сжег два танка, уничтожил 20 автомашин, 40 повозок противника с грузами и солдатами, захватил исправный вражеский танк, 50 пленных солдат и перерезал важную магистраль в тылу обороны немцев. Путь отступления фашистов на Житомир был закрыт. В наградном листе говорится: "В этом бою Жихарев был тяжело ранен, но не бросил своего танка. Оставшись на боевом посту, продолжал вести бой, чем обеспечил ввод главных сил в прорыв и овладение городом Киевом". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Жихареву Николаю Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 3634). Отважный танкист несколько месяцев провел в госпиталях. На фронт вернуться не пришлось. По инвалидности весной 1944 года Н.А.Жихарев был уволен из армии. Жил и работал в городе Ярославле. Скончался 23 февраля 1983 года. Был похоронен на Игнатовском гражданском кладбище. В 1994 году останки перезахоронены на аллее Героев воинского мемориального кладбища города Ярославля. Награжден орденом Ленина, медалями.
 (700x586, 114Kb)
В Ярославле на доме №101 по улице Автозаводской, у входа в подъезд, где последние годы жил ветеран, установлена мемориальная доска.

 (493x699, 50Kb)
1915
Сергей Константинович Коблов
командир звена 182-го истребительного авиационного полка 105-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны (ПВО) страны, старший лейтенант. Родился в селе Коби ныне Казбегского района Грузии в крестьянской семье. Осетин. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Окончил 7 классов, а в 1936 году – авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в городе Батайске Ростовской области. В Красной Армии с 1941 года. В том же году окончил курсы командиров звеньев истребительной авиации, после чего проходил службу в 160-м авиационном полку. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. В одном из своих первых боевых вылетов Сергей Коблов вынудил приземлиться в расположение советских войск пилота гитлеровского самолёта-разведчика «Ju-88». С 1942 года С.К.Коблов воевал в составе 182-го истребительного авиаполка. В воздушных боях с группами фашистских бомбардировщиков он неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки вражеских истребителей, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их. Командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО страны) старший лейтенант Сергей Коблов к сентябрю 1942 года в семнадцати воздушных боях сбил девять вражеских самолётов. Обладая отличной лётной выучкой, высоким мастерством пилотажа, отлично владея авиационной техникой, летая в любых погодных условиях, при ограниченной видимости, лётчик-истребитель Коблов С.К. доставал самолёт противника на любых высотах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Коблову Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 701). Один из лучших своих воздушных боёв капитан Сергей Коблов провёл 11 мая 1943 года, когда, при отражении вражеского налёта на железнодорожный узел Валуйки, он лично сбил три вражеских самолёта: бомбардировщик «Ju-88» и два истребителя «FW-190», а ведомая им четвёрка сбила семь самолётов противника. За годы войны С.К.Коблов сбил двадцать семь вражеских самолётов, среди которых, более половины – это двухмоторные тяжёлые бомбардировщики: «Do-215», «Do-217», «He-111», «Ju-88». После войны отважный лётчик истребитель ПВО продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году он окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. Подполковник Коблов С.К. трагически погиб 17 июня 1954 года при облёте нового реактивного истребителя. Похоронен в Пантеоне города Владикавказ. Награждён орденами Ленина (14 февраля 1943), Красного Знамени (10 июня 1943), медалями. Имя Героя носят улицы во Владикавказе и Цхинвали. В городе Казбеги установлен его бюст.

1915
Освальд Моррис
англо-американский кинооператор.

 (498x699, 110Kb)
1915
Николай Александрович Никитин
командир взвода разведки 267-го гвардейского стрелкового полка 89-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й армии Степного фронта, гвардии младший лейтенант. Родился в селе Усть-Чебула ныне Чебулинского района Кемеровской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Жил в Красноярске, где окончил школу ФЗО, работал во внутриведомственной охране стрелком. Затем работал старателем на золотых приисках в Якутии. В Красной Армии в 1937-39 годах и с августа 1941 года, призван Центральным райвоенкоматом города Красноярска. В действующей армии с сентября 1941 года. В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Командир взвода разведки 273-го гвардейского стрелкового полка (89-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт) кандидат в члены ВКП(б) гвардии младший лейтенант Николай Никитин во главе группы разведчиков 29 сентября 1943 года под огнём противника преодолел реку Днепр в районе села Келеберда Кременчугского района Полтавской области Украины. Группа Никитина уничтожила вражеское боевое охранение и захватила плацдарм. В течение пяти суток воины-разведчики под командованием гвардии младшего лейтенанта Никитина Н.А. отразили шесть контратак гитлеровцев. В критическую минуту боя Николай Никитин поднял бойцов в атаку и в рукопашной схватке отстоял захваченный рубеж. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Никитину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1453). После войны Н.А.Никитин продолжал службу в армии. В 1949 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военной академии тыла и снабжения. С 1971 года полковник Никитин Н.А. - в отставке. Заслуженный ветеран жил в Москве, где скончался 26 июня 1992 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (участок 4). Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2-я орденами Красной Звезды, медалями.

 (525x700, 57Kb)
1915
Владимир Николаевич Рогожин
советский российский конструктор и инженер, директор научно-исследовательского института № 147 (ФГУП «ГНПП «Сплав»), кандидат технических наук. Родился в городе Тула в семье служащего. Русский. В 1936 году с отличием окончил Тульский механический институт и был направлен на завод № 187 «Новая Тула» (ныне – АК «Тульский комбайновый завод»). Когда возникла необходимость эвакуации завода во время Великой Отечественной войны, Рогожин принимал активное участие в демонтаже оборудования прессового цеха, отправке его в город Новосибирск и установке на новом месте. В кратчайший срок производство было запущено, а благодаря внедрению сокращённого технологического процесса, без ущерба для качества резко повысился выпуск гильз. За это он был награждён орденом Красной Звезды. В 1943 году, вернувшись в Тулу, Рогожин продолжил работу на своём заводе. К окончанию войны он был начальником цеха. Нужно было решать задачи перехода на выпуск мирной продукции. Но с наибольшей полнотой талант Рогожина как инженера-конструктора, технолога и организатора производства раскрылся, когда он перешёл (1946) в научно-исследовательский институт № 147 (ныне – Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», ФГУП «ГНПП «Сплав»). Институт решал проблемы обеспечения армии артиллерийскими гильзами с использованием стали взамен традиционной дорогостоящей латуни. В 1951 году за эту работу группа специалистов, куда входил и начальник бюро Рогожин, была удостоена Сталинской премии. Вскоре Рогожин был назначен главным технологом, в 1960 году – главным инженером, а с 1963 года – возглавлял институт (предприятие). В течение двадцати двух лет, до выхода в 1985 году на пенсию, под руководством Рогожина велась технологическая разработка реактивных систем залпового огня. Базой для них стала реактивная артиллерийская установка «Катюша». Мощность, поражающая способность, дальность стрельбы новых систем не шла ни в какое сравнение с прежними. Для их разработки был создан мощный коллектив конструкторов, технологов, металлургов, химиков и других высококлассных специалистов. Он руководил технологической разработкой реактивных систем залпового огня «Град», «Град-1», «Ураган», «Смерч», организовывал производство снарядов для таких систем на заводах страны. Разрабатывая новые технологии, инженеры, учёные стремились при этом повышать коэффициент использования металла. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») в 1976 году Рогожину Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Скончался 6 марта 2009 года. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красной Звезды, медалями. Лауреат Сталинской премии (1951). Почётный гражданин города-героя Тулы (24 июля 1995).

 (478x699, 60Kb)
1915
Александр Мефодиевич Фурманов
командир отделения 2-го гвардейского понтонно-мостового батальона 4-й понтонно-мостовой бригады, 8-й гвардейской армии, 3-го Украинского фронта, гвардии старшина. Родился в Киеве в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу в Киеве. Работал формовщиком на заводе имени Артёма. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. Участник финляндско-советского вооруженного конфликта. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Сталинградском, 1-м Белорусском, 1-м Украинском и 3-м Украинском фронтах. Осенью 1943 года советские части широким фронтом выходили к Днепру. 2-й гвардейский понтонно-мостовой батальон бросил "якорь" вблизи плотины Днепрогэса. Стали готовить переправочные средства для форсирования реки. Командир батальона распределял по рейсам катера, понтоны, паромы. У катера старшины А.М.Фурманова он остановился. Старшина ещё на подходе к Днепру просил разрешить первым пересечь родную реку. И для открытия "навигации" А.М.Фурманов был самым подходящим кандидатом. Он зарекомендовал себя человеком железной воли, беспримерной храбрости, его рука не дрогнет на штурвале, когда противник обрушит всю силу огня. Но такой храбрец нужен командиру батальона и в резерве. "Успеет отдать должное Днепру!" — после колебаний решил командир. И катер А.М.Фурманова зарезервировал. Переправа началась в ночь с 23 на 24 октября 1943 года. Вначале высадились малочисленные группы в трехстах метрах от плотины вверх по течению. Бесшумно захватив маленький "пятачок", стали его расширять, закрепляться. С левого берега к ним двинулось более мощное подкрепление. И вдруг правый берег, где хозяйничали гитлеровцы, ожил. Взлетели серии разноцветных ракет, осветили переправу. Из темноты застрочили вражеские пулемёты, открыли огонь миномётно-артиллерийские батареи. В ответ наша артиллерия обрушилась на гитлеровские батареи. Выходили из строя переправочные средства. А.М.Фурманов, наблюдая из кабины катера за переправой, сидел как на иголках: "Ну, почему я бездействую, когда все воюют? Отдыхаю, как в санатории",— возмущался он. Но его "отдых" оказался непродолжительным. Не было еще и полуночи, как старшина был вызван на "боевую линию".Старшина А.М.Фурманов артистически проделал петлю на воде, и катер стал кормою к парому. Тут же с понтонов в корму полетели толстые веревочные буксиры. Их на лету подхватили помощники старшины. Еще минута — и соединили паром с катером. А.М.Фурманов отчалил. Быстро набрав скорость, шли на пределе. Огибая вражеские заграждения, А.М.Фурманов искусно лавировал на воде. Воины с восхищением смотрели на удалого старшину. Все хорошо понимали, что от умения катериста и его хладнокровия зависит сейчас их судьба, исход порученного им задания, жизнь многих людей. Рейс за рейсом переправлял старшина пехотинцев, пэтээровцев, миномётчиков, артиллеристов. А.М.Фурманов совершал уже восемнадцатый рейс. Отцепив паром, он в катере переправлял боеприпасы. Рассветало. Недалеко от плацдарма несколько вражеских зажигательных пуль угодили в крышки верхних ящиков. Тара загорелась. Старшина, передав штурвал помощнику, выскочил и, рискуя жизнью, быстро потушил огонь. Пока выгрузили боеприпасы, стало совсем светло. Возвращаться было бессмысленно. А.М.Фурманов получил распоряжение: укрыться до вечера на правом берегу. Он стал загонять катер под обрывистый берег. И тут случилось несчастье. Вражеский снаряд угодил в бензобак. Катер взорвался. А.М.Фурманова, потерявшего сознание, взрывной волной выбросило в воду. Течение подхватило его и понесло. Очнувшись, он выбрался на берег недалеко от плотины Днепрогэса. Осмотрелся вокруг. Вблизи никого. Он разделся, отжал одежду, вылил из сапог воду и во всем сыром дожидался вечера. Ночью по плотине с большим трудом переправился на левый берег, получил другой катер и опять стал за штурвал. Долгое пребывание в холодной воде напоминало о себе. Часто сводило ноги, но А.М.Фурманов мужественно переносил боль. В один из рейсов на правом берегу на его паром поместили около 200 раненых, и он отчалил. На середине Днепра попал под вражеский налет. Два снаряда разорвались рядом с катером. Взрывом были выведены из строя оба помощника старшины и повреждено рулевое управление. Катер и паром понесло течение. На пути зиял пролом в плотине с высоким водопадом. Раненым грозила неминуемая гибель. А.М.Фурманова принял решение установить вспомогательную ручку поворота руля на включение. Он с невероятной быстротой побежал на корму: включил. И с такой же быстротой направился обратно к рулю. Однако в тот момент, когда дорога была каждая доля секунды, внезапно свело судорогой ноги. А паром вот-вот будет у водопада. А.М.Фурманов в безумном порыве пополз, цепляясь окровавленными руками за днище, и все же добрался до руля. Буквально в 20 метрах от водопада он взял управление и лёг на нужный курс. Благодаря исключительному мужеству старшины раненые были спасены. Закончилось форсирование, А.М.Фурманов лег в госпиталь. Его молодой, крепкий организм быстро победил болезнь, и он вскоре опять вступил в строй. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за форсирование Днепра в районе Днепрогэса и проявленные в бою мужество, отвагу и героизм гвардии старшине Александру Мефодиевичу Фурманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2714). А.М.Фурманов продолжал громить врага до светлого дня Победы. Ему присвоили офицерское звание. После войны служил в Армии до 1955 года. Уйдя в запас, А.М.Фурманов сразу же поступил на Киевский завод по ремонту и изготовлению строительных механизмов. За ударный труд, за военно-патриотическую работу среди молодежи занесен в Книгу почёта завода, ему было присвоено звание ударника коммунистического труда. Жил в Киеве. Скончался 7 мая 1982 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы". Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

1916
Михаил Григорьевич Греку
российский живописец. Учился в Академии Художеств в Бухаресте (1937-1940) и Республиканском художественном училище имени И.Е.Репина в Кишинёве (1945-1947). Автор ряда картин на темы истории молдавского народа, отмеченных глубоким драматизмом и повышенной эмоциональной выразительностью цвета ("Татарбунарское восстание", 1956-1957). С начала 1960-х гг. в творчестве (композиции жанрового характера, пейзажи) преобладало стремление к поэтическому осмыслению жизни современного молдавского села; однако поиски национального характера художественного образа и его эмоциональности сочетаются с приёмами примитива и подчёркнутой условностью живописной манеры ("Чадырлунгские девушки", 1960, "Проводы", 1964-1965, триптих "История одной жизни", 1966; все упомянутые произведения - в Художественного музее Молдавской ССР, Кишинёв).

1916
Виктор Иванович Меньщиков
участник войны, танкист, дважды представлявшийся к званию Героя Советского Союза, но из-за недисциплинированности так им и не ставший.

 (466x699, 82Kb)
1916
Михаил Петрович Ренц
командир авиаэскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор. Родился в городе Курск. Русский. В 1932 году окончил 7 классов школы, в 1934 году – ФЗУ. Работал техником-нормировщиком, слесарем в паровозном депо Курск-Северное. В армии с апреля 1938 года. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. До июля 1941 года служил в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке). В 1941-1942 – лётчик-инструктор Мелитопольской военной авиационной школы лётчиков. В августе-октябре 1942 – лётчик-инструктор 22-го запасного авиационного полка (город Иваново), занимался переучиванием строевых лётчиков на американские истребители «Р-39» «Аэрокобра». Участник Великой Отечественной войны: в марте 1943-мае 1945 – старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Всего за годы войны выполнил 261 боевой вылет на истребителе «Р-39» «Аэрокобра», в 63 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 2 самолёта противника. Дважды был сбит, один раз был вынужден покинуть самолёт с парашютом. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии майору Ренцу Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№9083). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. Командовал истребительным авиационным полком, был лётчиком-инспектором по технике пилотирования авиакорпуса (в Прибалтийском военном округе). В 1949 году окончил Высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки (город Тамбов). В марте 1951-июле 1953 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 64-го истребительного авиационного корпуса, лётчики которого воевали в Корее. В 1953-1956 – лётчик-инспектор 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава (город Воронеж), в 1956-1958 – лётчик-инспектор Управления Закавказского корпуса ПВО. С июля 1958 года подполковник М.П.Ренц – в запасе. Жил в городе Воронеж. С 1968 года работал на Воронежском авиационном заводе командиром лётного отряда, затем – в музее трудовой славы завода. Умер 29 сентября 2008 года. Похоронен в Воронеже. Полковник (1975), военный лётчик 2-го класса (1950). Награжден орденом Ленина (15 мая 1946), 4 орденами Красного Знамени (26 мая 1943, 30 июля 1944, 4 февраля 1945, 16 июня 1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985), Красной Звезды (30 декабря 1956), медалями. В Воронеже на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Воронеже на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

 (466x698, 93Kb)
1916
Александр Андреевич Соломонов
командир взвода 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона (7-я моторизированная понтонно-мостовая бригада, 65-я армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант. Родился в селе Панкратово ныне Починковского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. В 1932 году окончил восемь классов сельской школы. Работал в колхозе. В 1936 году в Починках окончил курсы ветеринарных фельдшеров. В 1937 году был призван в Красную Армию. Член ВКП(б) с 1937 года. По окончанию срока службы в 1940 году вернулся домой, работал ветеринарным фельдшером Починковской ветеринарной лечебницы. В марте 1942 года по мобилизации был направлен в запасный стрелковый полк. В 1943 году окончил офицерские курсы при Ленинградском военно-инженерном училище, эвакуированном в Кострому. В действующей армии с марта 1943 года. Командовал взводом 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона. Продвигаясь вперед с наступающими частями, понтонный взвод Соломонова обеспечивал переправу войск через водные преграды. В сентябре 1943 года при форсировании Днепра Соломонов руководил переправой, совершил несколько рейсов на правый берег с пехотой и боеприпасами. Особенно отличился в сентябре 1944 года при форсировании реки Нарев. 5 сентября 1944 года при форсировании реки Нарев в районе города Остроленка (Польша) старший лейтенант Соломонов обеспечивал переправу частей армии на пароме. Под непрерывным вражеским минометно-артиллерийским огнем за 10 часов совершил с бойцами взвода 24 рейса, переправил через реку 8 полковых, 18 самоходных орудий с расчетами и 24 автомашины. За эту операцию был представлен к званию Героя Советского Союза. Наступление продолжалось. Отважный офицер с боями дошел до Одера. 16 апреля 1945 года взвод старшего лейтенанта Соломонова обеспечивал под бомбежкой переправу пехоты и техники на западный берег районе населенного пункта Шветиг, южнее города Франкфурт-на-Одере. Прямым опаданием вражеского снаряда в паром офицер был убит, тело утонуло в реке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Соломонову Александру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды. В селе Панкратове на доме, где родился и жил Соломонов, и на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.

 (500x699, 124Kb)
1917
Николай Митрофанович Гаврилин
командир 2-го стрелкового батальона 212-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской Краснознаменной Бахмачской стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в селе Гордеевка ныне Троицкого района Алтайского края в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. С 1938 года литературный сотрудник районной газеты. В Красной Армии с июля 1941 года. В октябре 1941 года окончил ускоренный курс военного пехотного училища. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Командир 2-го стрелкового батальона 212-го гвардейского стрелкового полка (75-я гвардейская стрелковая дивизия, 60-я армия, Центральный фронт) гвардии старший лейтенант Николай Гаврилин особо отличился при форсировании реки Днепр 29 сентября 1943 года в районе села Глебовка Вышгородского района Киевской области Украины. Весь личный состав вверенного гвардии старшему лейтенанту Гаврилину Н.М. 2-го стрелкового батальона был отлично подготовлен к форсированию Днепра. В момент приближения к реке, воины батальона заметили гитлеровский пароход с баржей и грузом. Комбат Н.М.Гаврилин выделил десант в количестве тридцати человек, а во главе его поставил своего заместителя по политической части гвардии старшего лейтенанта Суркова. После чего батальон открыл ружейно-пулемётный и миномётный огонь по пароходу, а десант в это время быстро форсировал Днепр и пошёл в атаку на пароход. Благодаря умелой организации, смекалке, военному умению, вражеское судно было захвачено и два гитлеровца взяты в плен без единой потери с нашей стороны. Батальон Н.М.Гаврилина первым в полку форсировал Днепр, перенеся на себе все средства вооружения и боеприпасы. Его подразделение ворвалось во вражеские боевые порядки и почти без потерь в рукопашной схватке выбило их с оборонительного рубежа и закрепилось на нём. Бойцы 2-го стрелкового батальона расстреляли в упор из винтовок и автоматов пять немецких офицеров и 700 солдат, взяли несколько пленных и доставили их в штаб. Тем самым батальон под командованием гвардии старшего лейтенанта Гаврилина Н.М. прорвал вражескую оборону и, закрепившись на западном берегу Днепра, обеспечил переправу остальным подразделениям 212-го гвардейского стрелкового полка. В течение нескольких дней отважный командир батальона со своими бойцами вёл бои на плацдарме. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Гаврилину Николаю Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1552). В мае 1944 года капитан Гаврилин Н.М. по ранению уволен из армии. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. С 1949 года - заместитель директора зерносовхоза, заведующий отделом пропаганды, затем организационного отдела Алейского райкома КПСС Алтайского края, начальник автомотоклуба и председатель райкома ДОСААФ. Скончался 29 сентября 1979 года. Похоронен в городе Алейск Алейского района Алтайского края. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнаул – административном центре Алтайского края. Именем Героя Советского Союза Николая Гаврилина назван один из переулков города Алейска Алтайского края.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку