-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108571
Комментариев: 6801
Написано: 117042


28 января родились...

Вторник, 28 Января 2014 г. 01:04 + в цитатник
Владимир Константинович Высокович  (700x686, 108Kb)
1854
Владимир Константинович Высокович
русский врач, патологоанатом, бактериолог и эпидемиолог. Родился в городе Гайсин, ныне Винницкой области. Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1876). С 1895 профессор кафедры патологической анатомии Киевского университета. В 1896 был командирован в Индию для изучения эпидемии чумы. Совместно с И.И.Мечниковым создал основы учения о системе, позднее получившей название ретикуло-эндотелиальной системы. Сочетая морфологические и бактериологические методы исследования, Высокович впервые установил происхождение фибробластов и блуждающих клеток соединительной ткани из гистиоцитов (1882), способность эндотелиальных клеток кровеносных сосудов и блуждающих клеток соединительной ткани захватывать вводимые в кровь бактерии (1886), значение регионарных лимфатических узлов в патогенезе инфекции (1888), пригодность убитых бактерий для вакцинации против сибирской язвы (1889) и чумы (1896), тождество туберкулёза и золотухи (1890). В 1902 вел борьбу с чумой в Одессе вместе с Д.К.Заболотным. В дальнейшем неоднократно выезжал в различные места России для борьбы с эпидемиями холеры и чумы. В докторской диссертации (1882) показал ведущую роль фибробластов соединительной ткани при ее новообразовании и опроверг данные Е.Циглера об участии в этом процессе белых кровяных телец. В 1886 опубликовал работу "О судьбе микробов, введенных в кровь", где впервые описал важный факт, что микробы не проникают в здоровые ткани организма, и показал, что введенные в кровь микроорганизмы быстро задерживаются, оседая в определенных участках соединительной ткани. Позднее на основе этих работ развилось современное учение о ретикулоэндотелиальной системе, играющей важную роль в защите организма от инфекции. В 1890 установил, что т. н. золотуха является туберкулезным заболеванием. В 1892 участвовал в разработке практических мероприятий по борьбе с холерой; составил специальные инструкции для населения, опубликовал ряд популярных брошюр. Умер 13 мая 1912 года. Сочинения: О заболевании кровеносных сосудов при сифилисе.. Диссертация, Харьков. 1882; О холере. Этиология, патогенез, терапия, профилактика..., 2-е издание, Киев. 1907; Патологическая анатомия, выпуски 1—2, 4-е издание, Киев. 1915—18; Избранные труды, Москва, 1954. Литература: Мельников-Разведенков Н.Ф. Профессор В.К.Высокович как патологоанатом, Харьков, 1913; Медицинский факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805—1905), Харьков. 1905—1906 (имеется библиография работ Высоковича); Сборник трудов в честь, тридцатипятилетия научно-педагогической деятельности профессора Владимира Константиновича Высоковича, Киев. 1907; Клейн Б.И., Высокович и Габричевский — основоположники русской микробиологии, "Врачебное дело", 1947, № 7 (имеется библиография работ Высоковича); Планельес X.X., В.К.Высокович. 1854—1912, Москва, 1953 (имеется библиография печатных трудов Высоковича). Литература: Планельес Х.Х., В.К.Высокович. 1854—1912, Москва, 1953 (библиография).

William_Seward_Burroughs (700x646, 167Kb)
1855
Уильям Сьюард Барроуз (William Seward Burroughs)
американский изобретатель, создатель первой самопишущей счетной машины, основатель фирмы Burroughs. Родился в Оберне, штат Нью-Йорк. Уже в пятнадцатилетнем возрасте, прервав образование, Барроуз начал зарабатывать на жизнь. Заболев туберкулезом, он вынужден был сменить климат, и в 1881 году он вместе с семьей переехал в Сент-Луис (штат Миссури). Там Барроуз начал работать в магазине своего отца, где изготавливал модели для литья и одновременно занимался разработкой различных машин. В это время он задумал создать счетную машину, чтобы ускорить арифметические расчеты. В 1885 году, воспользовавшись финансовой помощью местного фабриканта Томаса Меткафа, Барроуз после нескольких неудачных попыток создал свою суммирующую машину. Ввод данных в машине Барроуза производился с клавиатуры, а результат вычислений печатался на бумажной ленте. В 1886 году Барроуз, Меткаф и двое других бизнесменов из Сент-Луиса организовали компанию American Arithmometer. Арифмометр Барроуза, запатентованный в 1892 году, имел большой успех, однако сам Барроуз не успел воспользоваться его плодами. Умер в Ситронеле, штат Алабама, 15 сентября 1898 года. За свое изобретение за год до смерти Барроуз был удостоен медали Джона Скотта Франклиновского института. В 1905 году компания American Arithmometer была преобразована в фирму Burroughs Adding Machine, ставшую впоследствии одной из крупнейших фирм, выпускающих средства обработки данных - от кассовых аппаратов до мощных ЭВМ. В 1953 году компания была переименована в Burroughs Corporation. В 1986 году Burroughs слилась с корпорацией Sperry, в результате чего была образована фирма Unisys.

Kulch (547x700, 84Kb)
1856
Николай Константинович Кульчицкий
русский гистолог и деятель образования, последний Министр народного просвещения Российской империи. Кавалер орденов Станислава 1-ой степени и Почётного легиона. Родился в Кронштадте, в семье морского офицера. После окончания в 1874 курса тамбовской гимназии поступил на медицинский факультет Харьковского Императорского университета, из которого вышел в 1879 лекарем с отличием и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В 1882 стал доктором медицины. В 1883 приват-доцент и прозектор при кафедре гистологии. С 1889 экстраординарный, а с 1893 и до 1910 — ординарный профессор гистологии. В 1912 назначен попечителем Казанского учебного округа, в 1914 — Петроградского. 27 декабря 1916 г. утвержден Министром народного просвещения и занимал этот пост до Февральской революции. В 1918 году был арестован большевиками, но вскоре освобождён, после чего уехал в Харьков. Затем пешком, с семьёй, добрался до Севастополя. В 1921 году, на вывозившем из Крыма беженцев английском судне уехал в Великобританию, где стал работать в Отделе анатомии Лондонского университета. Погиб в Оксфорде в результате несчастного случая, упав в шахту неработающего лифта 30 января 1925 года. Кульчицкий обнародовал целый ряд выдающихся работ по гистологии и эмбриологии. Так, например, им описаны оригинальные слюнные железы у ежа, открыты ядрышки в pronucleus, описана взаимная связь гладких мышечных волокон. Кульчицкий внёс в технику гистологического исследования несколько оригинальных методов, получивших в своё время широкое распространение: фиксирующая смесь («жидкость Кульчицкого»); окрашивание миэлиновых нервных волокон гематоксиллином и кармином, окрашивание упругого вещества, нейроглии, цветных элементов крови и др. В его лаборатории был проведён также целый ряд исследований, преимущественно нервной системы, его многочисленными учениками. На 1-й Всероссийской гигиенической выставке (1893), гистологические препараты Кульчицкого были удостоены золотой медали. Именем Кульчицкого названы: Жидкость Кульчицкого; Вышеупомнутый метод окрашивания миелиновых оболочек нервных волокон («метод Кульчицкого»); Клетки Кульчицкого (энтерохромаффинные клетки) — энтероэндокринные клетки эпителиальной выстилки желудочно-кишечного тракта. 22 марта 1903 г избран членом Совета Харьковского Отдела "Русского Собрания» (ХОРС), вместе с 5 другими профессорами Харьковского Императорского университета: профессор Вязигин (председатель); профессор Анфимов (товарищ председателя); профессор Денисов (делопроизводитель); профессор Альбицкий (казначей); профессор Буцинский. В 1906 году стал членом Совета Харьковского отдела Союза Русского Народа. Из напечатанных трудов необходимо отметить следующие: «О строении окончаний двигательного нерва в мышцах произвольного движения» («Труды общества испытателей природы при Императорском Харьковском университете», том XV, 1881); «О происхождении окрашенного тельца крови млекопитающих» (там же); «К вопросу о строении слизистой оболочки тонких кишок и механике всасывания» («Протоколы заседаний медицинской секции общества опытных наук при Харьковском университете», 1882); «О строении телец Granary» (диссертация, «Труды Общества испытателей природы», том XVII, 1881), «Zur Lehre vom feineren Bau der Speicheldrüsen» («Zeitschrift f. wiss. Zoologie», том XLI, 1884); «Материалы для изучения кишечного канала рыб» («Записки Новороссийского общества естествоиспытателей.» том ХП); «Странствование лимфатических клеток…» («Труды медицинской секции общества оп. наук», 1886); «Выделение лейкоцитов в связи с деятельностью некоторых органов» («Труды II-го Пироговского съезда врачей»); «Karyokinesis in farblosen Blutkörperchen» («Centralblatt f. d. medicin. Wiss.» 1887, № 6); «Ueber die Verbindung der glatten Muskelfasern mit einander» («Biol. Centralblatt», № 18, 1887); «Die Befruchtungsvorgänge bei Ascaris megalocephala» («Arch. f. mikr. Anatomie», том 31); «Основы практической гистологии» (руководства для врачей и студентов, Харьков, с 1889) и ряд статей по гистологической технике.

dubois (524x700, 52Kb)
1858
Мари Эжен Франсуа Тома Дюбуа (нидерландское имя - Marie Eugène François Thomas Dubois)
голландский антрополог. Родился в городе Эйсден. По образованию военный врач. В 1890-1892 обнаружил на острове Ява скелетные остатки ископаемого предка человека, назвав его "Pithecanthropus erectus", т. е. "обезьяночеловек прямостоящий". Эти открытия сыграли важную роль в укреплении эволюционной теории. В разгоревшихся в то время спорах эти находки были использованы как доказательство дарвиновской теории о происхождении человека. Питекантроп как раз стал тем дотоле отсутствовавшим промежуточным звеном в цепочке эволюции от обезьяны к человеку. Умер в городе Хален 16 декабря 1940 года. Сочинения: Pithecanthropus erectus, Batavia, 1894. Литература: Eugène Dubois Pithecanthropus erectus: Eine menschenaehnliche Uebergangsform aus Java — Landesdruckerei, 1894. — 39 p; Bert Theunissen Eugène Dubois and the ape-man from Java: the history of the first missing link and its discoverer — Springer, 1989. — 206 p. — ISBN 1556080816, 9781556080814; Pat Shipman The man who found the missing link: Eugène Dubois and his lifelong quest to prove Darwin right — Simon & Schuster, 2001. — 514 p. — ISBN 068485581X, 9780684855813; Pat Shipman The Man Who Found the Missing Link: Eugene Dubois and His Lifelong Quest to Prove Darwin Right — Harvard University Press, 2002. — 528 p. — ISBN 0674008669, 9780674008663; Pat Shipman The man who found the missing link: the extraordinary life of Eugène Dubois — Phoenix, 2002. — 580 p. — ISBN 0753813416, 9780753813416; G. Philip Rightmire The Evolution of Homo Erectus: Comparative Anatomical Studies of an Extinct Human Species — Cambridge University Press, 1993. — 260 p. — ISBN 0521449987, 9780521449984; Arthur Keith The Antiquity of Man — Anmol Publications PVT. LTD., 2004. — 1270 p. — ISBN 8170419778, 9788170419778.

Joseph_Bedier (477x700, 187Kb)
1863
Жозеф Бедье (Joseph Beder; полное французское имя - Жозеф Шарль Мари Бедье)
французский ученый и критик. Родился в Париже. По происхождению — бретонец. Детство провёл на острове Реюньон. В 1883 поступил в Эколь Нормаль. Посещал также лекции в Эколь Пратик и Коллеж де Франс, где познакомился с Гастоном Парисом, ставшим его научным руководителем. В 1889—1891 преподавал в университете Фрибура, c 1891 — на филологическом факультете университета в Кане. В годы Первой мировой войны работал в Министерстве обороны. В 1903 сменил Г.Пари на кафедре старофранцузского языка и литературы в Коллеж де Франс. В 1921 был избран во Французскую Академию; в 1929 стал ректором Коллеж де Франс и занимал этот пост до выхода на пенсию в 1936. Первой крупной научной работой Бедье была его докторская диссертация Фаблио, очерк популярной литературы и литературной истории Средних веков (Les Fabliaux, études de littérature populaire et d'histoire littéraire du moyen âge, 1893, переиздания 1894 и 1924), в которой он опроверг преобладавшие тогда теории восточного происхождения повествовательного жанра фаблио (фабльо) и убедительно доказал, что тот возник во Франции 13 в. и тесно связан с общественным и литературным климатом своего времени. Его следующая книга, Роман о Тристане и Изольде (Le Roman de Tristan et Iseult, 1900), вольная реконструкция романа о Тристане, относящегося к 12 в., принесла ему мировую писательскую славу. Это был шедевр французской прозы, в создании которого равно участвовали ученость и литературный талант. Двумя годами позже Бедье опубликовал первый том своего издания Романа о Тристане (в двух томах, 1903–1905), которое послужило ценнейшим вкладом в изучение ранних форм средневекового рыцарского романа. Бедье неопровержимо доказал, что все известные версии этого сюжета восходят не к бесформенному корпусу кельтских сказок, как считалось прежде, а к одному утраченному источнику – французской поэме 12 в. Высшим достижением Бедье в исследовании эпической литературы было критическое издание Песни о Роланде (Chanson de Roland, 1922). Оно включает перевод текста Песни на современный французский язык, который, помимо того что проясняет оригинал, и сам по себе обладает высокими поэтическими достоинствами. Бесстрашный консерватизм, проявленный Бедье при обращении с сохранившейся старинной рукописью Песни о Роланде, может служить образцом бережности в отношении к тексту. Член Французской Академии (1920). Директор Коллеж де Франс (1929). Кавалер Большого креста Ордена Почётного легиона (1925). Умер в Ле-Гран-Серре 29 августа 1938 года.

ХЛОПИН (700x522, 120Kb)
1863
Григорий Витальевич Хлопин
советский гигиенист и педагог. Заслуженный деятель науки РСФСР (1927). Родился в селе Добрянка Пермской губернии. По окончании курса на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (1886) служил в городе Перми лаборантом в санитарной лаборатории пермского губернского земства и редактировал «Сборник Пермского Земства». В 1890 году Г.В.Хлопин поступил на 5 сем. медицинского факультета Московского университета и окончил курс в 1893 году. С начала 1894 года Хлопин Г.В. был оставлен при Университете по кафедре гигиены и утвержден в звании лаборанта при Гигиеническом институте Московского университета, директором которого в то время состоял профессор Фёдор Фёдорович Эрисман. В 1896 году В.Г.Хлопин защитил диссертацию на доктора медицины под названием «К методике определения растворённого в воде кислорода» (ряд работ по тому же вопросу помещён в «Archiv für Hygiene» тома 32 и 34). В том же году Г.В.Хлопин был назначен сверхштатным экстраординарным профессором гигиены в Юрьевский (ныне Тартуский) университет, а в 1899 году стал ординарным профессором там же. В 1897, 1898 и 1899 годах был три раза командирован с учеными целями за границу. Кроме того, Хлопин Г.В. имел две учено-практические командировки в пределах России. В 1897 году производил санитарные ревизии и организовал предупредительные против чумы меры в Поволжье и на северном побережье Каспийского моря. Результаты его работ напечатаны вместе с всеподданнейшим отчетом по командировке (издан на правах рукописи, Санкт-Петербург, 1898). В 1889 году Григорий Витальевич Хлопин был командирован на Волгу, как член особой комиссии, для выяснения вреда, от загрязнения Волги нефтью, рыболовству и здоровью побережных жителей (Г.Хлопин, «Загрязнение проточных вод хозяйственными и фабричными отбросами и меры к его устранению», 2-е издание, Юрьев, 1902). В.Г.Хлопин написал несколько статей для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Из гигиенической лаборатории Хлопина с 1897 по 1902 год вышло около двадцати диссертаций и других исследований, сделанных под его руководством. Помимо этого профессор Хлопин редактировал «Сборник работ гигиенической лаборатории Юрьевского университета». С 1903 года — профессор Новороссийского университета (ныне Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова). С 1904 года — преподавал на кафедре гигиены в Санкт-Петербургском Женском медицинском институте (ныне Санкт-Петербургский государственный медицинский университет). С 1906 года занимает должность профессора в Клиническом институте Петербурга (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования). После октябрьской революции, начиная с 1918 года Хлопин преподаёт в Военно-медицинской академии (ныне Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова). В 1925 году, по его инициативе был создан институт профилактических наук имени З.П.Соловьева, который сам Хлопин и возглавил. Григорий Витальевич Хлопин скончался в Цихисдзири (ныне Аджарская АР, Грузия) 30 июля 1929 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Награды и премии: Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святого Станислава II степени; Медаль «В память царствования императора Александра III»; Медаль «В память коронации Императора Николая II»; Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых». Сыновья: Виталий (1890—1950) — советский радиохимик, академик Академии Наук СССР (в честь которого названы улица и институт в Санкт-Петербурге); Николай (1897—1961) — советский гистолог, академик Академии Медицинских Наук СССР. Экспериментальные работы: «О студенистом состоянии белковых тел» (совместно с В.П.Михайловым, «Журнал Русского физико-химического общества», том XVIII, 1886); «Об ядовитых свойствах глиняной посуды» (Пермь, 1887); «Опыт исследования торфов Пермской губернии в санитарном отношении» («Сборник работ Пермской Земской Санитарной станции», выпуск I, Пермь, 1889); «К методике определения фенола в мылах» («Журнал Русского Физико-Химического Общества», том 28); «Способы и приборы для определения кислорода посредством титрования» («Журнал медицинского департамента», 1899); «Материалы для оценки воздуха и жидкости канализационных стоков в санитарном отношении» (Санкт-Петербург, 1899); «Азотистые основания бакинской нефти, их химический состав и физиологические свойства» («Журнал Медицинского Департамента», 1900); «Патентованные овсяные крупы, их химический состав и питательные свойства» (1901); «Ueber die Gifligkeit und Schädlichkeit einiger Tehrfarhstoffe» («Zeitschrift für Untersuchung der Nahrungs und Genussmittel», 1902); «Ein neues Reagens auf Ozon» (ib., 1902). Прочие труды: «Движение населения Кусье-Александровского завода Пермской губернии и уезда за 38 лет» (с 1838 по 1875 г., Пермь, 1900); «Искусственно приготовленные суррогаты белков и их значение для питания здоровых и больных» («Русский Архив Патологии», 1898); «Молоко и молочные продукты, как возможные передатчики туберкулеза» («Архив Подвысоцкого», том 12); «Фальсификация пищевых продуктов и простейшие способы ее распознавания» (1902; отдельный оттиск из I тома «Общедоступного руководства к предупреждению болезней и сохранению здоровья», издан под редакцией профессора Г.В.Хлопина, Санкт-Петербург, 1902).

 (484x698, 58Kb)
1864
Анна Семеновна Голубкина
русская художница, представительница скульптуры русского модерна. Родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область), в мещанской семье. В двадцать пять лет уехала в Москву, поступила в организованные А.О.Гунстом Классы изящных искусств (1889—1890 гг.), где её способности заметил известный скульптор и педагог С.М.Волнухин. В 1891 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучилась там до 1894 года под руководством С.И.Иванова. В том же году несколько месяцев училась в Санкт-Петербургской Академии художеств у В.А.Беклемишева. Три раза ездила в Париж, где плодотворно работала и обучалась у О.Родена. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904—1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922 гг.). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора». Руками одной из самых известных русских женщин-скульпторов сделано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры. Работы находятся в крупнейших музеях и собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей и других). Голубкина стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда. Ей также принадлежит первый в России скульптурный портрет Карла Маркса. В последние годы часто возвращалась на родину. Умерла в Зарайске 7 сентября 1927 года, где и была похоронена на городском кладбище. Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в её доме. В 1999 году в музее установлен памятник Голубкиной работы Ю.Ф.Иванова. Наиболее известные произведения: «Пловец» (1886) горельеф ("Море житейское"); «Березка» (1927); «Портрет Л.Н.Толстого» (1927); «Раб» (1909); «Идущий человек» (1903); «Портрет М.Ю.Лермонтова» (1900—1901); «Рабочий» (1900); «Портрет К.Маркса» (1905); «Железный» (1897); «Старость» (1897); Портрет писателя А.М.Ремизова. 1910, Государственная Третьяковская Галерея (дерево). Отлив 1940 г. Бронза; бюст в гипсе Сергея Андреевича Муромцева -- юриста и политического деятеля, председателя 1 Государственной думы; бюст в мраморе Григория Антоновича Захарьина -- терапевта и гигиениста, профессора Московского университета ( в клинике 1-го Московского медицинского института); В собрании ММГ имеется портрет Волошина М. работы Голубкиной -- камея из слоновой кости, выполненная между 1920 и 1923 гг.; "Портрет Е.Д.Никифоровой" (мрамор, 1909, Государственный Русский Музей); "Две" (мрамор, 1910, Киевский художественный музей); "Лисичка" (1909, местонахождение варианта в дереве неизвестно, вариант в мраморе - Смоленский областной художественный музей, вариант в гипсе - ММГ); "Мать и дети" - "Пленники" (мрамор, 1908, ММГ); "Нина" (мрамор, 1907, ММГ); "Ломовик" - дерево, 1909, Государственный Русский Музей; "Человек" - гипс, 1909, ММГ; местонахождение варианта в бронзе неизвестно; "Голова старухи". - "Старая" (мрамор, 1908, Государственная Третьяковская Галерея); кариатиды для камина ( дерево, 1911, ММГ); "Огонь" (бронза, 1900-1901, ММГ); эскизные группы "Лужица", "Задумчивость", "Дети", "Полет"; "Лужица" - бронза, 1910, ММГ; "Задумчивость" ("Кустики") - гипс, 1910; "Дети" ("Кочка") гипс, 1910, ММГ; "Полет" ("Птицы") гипс, 1910, ММГ; Декоративная ваза "Туман". 1899. Отлив 1940 г. Бронза; Сидящий человек. 1912. Гипс тонированный. Память: Музей-мастерская А.С.Голубкиной в Москве по адресу: Большой Лёвшинский переулок, дом 12; Дом-музей Голубкиной в Зарайске. Литература: А.С.Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников.- Москва : Советский художник, 1983; Каменский А.А. Анна Голубкина: Личность. Эпоха. Скульптура. — Москва : Изобразительное искусство, 1990; Каменский А. Рыцарский подвиг: Книга о скульпторе Анне Голубкиной. Москва, 1978; Добровольский О.М.Голубкина. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 352 страницы. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 707). — 150 000 экземпляров. — ISBN 5-235-00787-5; Русские художники. Энциклопедический словарь. Ю.Я.Герчук, И.А.Башинская, Т.Б.Вилинибахова и др. — Москва : Азбука, 2000. ISBN 5-267-00*064-7; Калугина О.В. Скульптор Анна Голубкина: Опыт комплексного исследования творческой судьбы: монография. — Москва : Галарт, 2006. — 248 страниц. — ISBN 5-269-01043-7 — Библиография: страницы 228—237. — Именной указатель: страницы 239—241. — Приложения: страница 245; Рецензия М. Волошина на выставку Товарищества московских художников: Русская художественная летопись (приложении к "Аполлону"), 1911, февраль, №4, страницы 62—63; Волошин М. А.С.Голубкина. Впервые опубликовано в журнале "Аполлон" (1911, № 6, страницы 5-12); на вкладках этого номера "Аполлона" помещены фотографии скульптур Голубкиной; Чулков Георгий. Годы странствий: Из книги воспоминаний. Москва, 1930, страница 205; Машковцев Н. О современном скульпторе (По поводу выставки А.С.Голубкиной). - Северные записки, 1915, № 3, страница 98; Булгаков С. Тихие думы. Москва, 1918, страница 57 (у С.Н.Булгакова в статье "Тоска", посвященной выставке Голубкиной 1914-1915 гг.: "...ее творчество <...> исполнено той высшей, правой тоски, которая есть всегда преодолеваемая основа радости"); Россций [А.М.Эфрос]. А.С.Голубкина (выставка скульптур). - Русские ведомости, 1915, 10 января); Врангель Н. История скульптуры. Москва, [1909], страница 402; Ефимов Иван. Об искусстве и художниках. Москва, 1977, страница 188.

Kaarlo_Juho_Ståhlberg (513x700, 104Kb)
1865
Карло Юхо Стольберг (Kaarlo Juho Ståhlberg)
политический и государственный деятель Финляндии. Родился в Суомуссалми. По образованию юрист. В 1908—1918 профессор административного права университета в Хельсинки. Один из лидеров либерального крыла младофиннов, которое в декабре 1918 образовало Национальную прогрессивную партию. В 1898—1903 секретарь, в 1905—1907 член сената. Многие годы избирался депутатом парламента, в 1914 его председатель. В 1918—1919 президент высшего административного суда, руководил разработкой республиканской конституции Финляндии, принятой в 1919. В 1919—1925 президент Финляндии. Содействовал заключению в октябре 1920 мирного договора с РСФСР. В день 10-летия договора в октябре 1930 был похищен лапуасцами (членами фашистской организации), намеревавшимися перебросить его с провокационными целями на советскую территорию, но вскоре освобожден ими. В 1926—1946 член комиссии по подготовке законов. Скончался в Хельсинки 22 сентября 1952 года.

Carl_E._Seashore (484x700, 56Kb)
1866
Карл Эмиль Сишор (Carl Emil Seashore)
американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей. Карл Эмиль Сишор родился в Морлунде — небольшом городке на юго-востоке Швеции, в семье фермеров Эмили Шарлотты Борг и Карла Густава Шёстранда. Фамилия «Шёстранд» (шведское имя - Sjostrand) по-шведски означает «морской берег» — по-английски это же словосочетание звучит как «Сишор» (seashore). У американцев произнесение шведской фамилии вызывало значительные трудности, поэтому дядя Карла, эмигрировавший в США раньше остальных Шёстрандов, адаптировал её для местного населения. В 1870 году семья эммигрировала в США и поселилась в небольшой фермерской общине в округе Бун, штат Айова, где отец Карла приобрел 80 акров земли и организовал ферму. Карл, двое его братьев и двое сестер получили начальное образование на дому. Как и прочие члены общины они говорили и читали по-шведски. Когда Карлу исполнилось 8 лет, он начал ходить в школу, которую организовал и возглавлял его отец. По окончании школы в 1882 году Карл трудился на отцовской ферме, а кроме того преподавал в местных школах. В 1891 году Сишор окончил Колледж Густава Адольфа в Сент-Питере, штат Миннесота, где изучал математику, музыку, иностранные языки и литературу. Сишор прекрасно учился, пел в хоре, играл на различных музыкальных инструментах. Темой своей выпускной речи по окончании колледжа он избрал силу музыки как средства выражения чувств. В 1895 году окончил Йельский университет. Сишор первым среди выпускников факультета психологии Йельского университета получил степень доктора философии, защитив диссертацию о роли торможения в процессе научения. Ещё во время учёбы Сишор начал работать в психологической лаборатории при Йельском университете, где учился вместе с Д.Т.Лэддом и С.Т.Скрипчером. Там он овладел разными экспериментальными методами, психологической статистикой и методами измерения, освоил также преобладавшую в то время структурную психологию Эдварда Титченера, систематический подход которого определил его мышление. В 1897 году Сишор был назначен директором психологической лаборатории при Университете Айовы, где продолжил экспериментальные исследования, в том числе в области психологии музыки. Умер в Льюистоне (Айдахо) 16 октября 1949 года. В течение многих лет Сишор вел экспериментальные исследования в области психологии музыки. Его теория музыкальных способностей была названа «теорией особенностей»: он полагал, что нет такого явления, как музыкальный талант вообще, и считал, что музыкальные склонности складываются из ряда особенностей, которые являются врожденными и не подвержены влиянию обстоятельств. На основе своей теории Сишор разработал первый стандартный тест — «Шкалу музыкального таланта», и ещё ряд тестов, которые должны определить у людей наличие тех или иных способностей и в зависимости от этого установить, насколько человек чувствителен в отношении восприятия музыки и необходимо ли ему в дальнейшем заниматься ей. Кому-то, по его мнению, такие занятия были абсолютно противопоказаны, так как у тех не было врождённой склонности к восприятию музыки. Cистема Сишора основывается на том, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, то есть способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и продолжительности звуков. Ученый выделял 25 музыкальных способностей: Чувство высоты звука; Чувство интенсивности звука; Чувство времени; Чувство протяжённости звука; Чувство ритма; Чувство тембра; Чувство консонанса; Чувство объемности звука; Контроль высоты; Контроль интенсивности; Контроль времени; Контроль ритма; Контроль тембра; Контроль объемности звука; Слуховые представления; Двигательные представления; Творческое воображение; Объем памяти; Способность к обучению; Свободные музыкальные ассоциации; Способность к музыкальной рефлексии; Общая умственная одарённость; Музыкальный вкус; Эмоциональная реакция на музыку; Способность эмоционально выражать себя в музыке. В область научных интересов учёного входило также музыкальное звучание. Сишор исследовал возможности голоса, рояля и скрипки. Сишор является автором более 237 публикаций, в том числе книг и статей, среди которых: Seashore C.E. Measurements of illusions and hallucinations in normal life. Studies from the Yale Psychological Laboratory, — 1895. — 3: 1-67; Seashore C.E. New psychological apparatus, II: An audiometer. Studies in Psychology from the University of Iowa, 1899. — 2: 158—163; Seashore C.E. Elementary experiments in psychology. — NY: H. Holt and Co, 1908; Seashore C.E. Psychology in daily life. — NY: Appleton, 1918; Seashore C.E. The psychology of musical talent. — Boston, NY: Silver, Burdett and Co, 1919; Seashore C.E. The Iowa pitch range audiometer, Lancet, October 15, 1919. — pp. 3–8; Seashore C.E. The psychology of musical talent. — NY: Silver, Burdett & Co, 1919; Seashore C.E. Introduction to psychology. — NY: The Macmillan Company, 1923; Seashore C.E. A Survey of Musical Talent in the Public Schools, Representing the Examination of Children of the Fifth and the Eighth Grades in the Public Schools of Des Moines, Iowa, with the Author’s Measures of Musical Talent. — Iowa City: University of Iowa, 1924; Seashore’s resume by his students. Psychological Monographs, 1928. — #178; Seashore C.E. Objective Analysis of Musical Performance. — Iowa City: University of Iowa, 1937; Seashore C.E. Psychology of music. — NY, London: McGraw-Hill book company, inc., 1938; Seashore C.E. A preview to college and life, 1938; Seashore C.E. Pioneering in Psychology. — Iowa City: University of Iowa Press, 1942; Seashore C.E. Applied psychology in 1895. — Journal of Speech Disorders, 10, 1945. — рр. 211—213; Seashore C.E. In search of beauty in music: A scientific approach to musical esthetics. — NY: Ronald Press, 1947; Seashore C.E. Measures of Musical Talents Manual. — NY: Psychological Corporation. Revised edition, 1956; Seashore C.E. A history of psychology in autobiography. — NY: Russell and Russell, 1961. — Vol 1. — рр. 225—297; Seashore C.E. Seashore’s psychology of life in autobiography, 1964. Литература: Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р.Корсини, А.Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1896 страниц. — ISBN 5-272-00018-8; История психологии в лицах: персоналии / Под редакцией А.В.Петровского, Л.А.Карпенко. — Москва : ПЕР СЭ, 2005. — 784 страницы. — ISBN 5-9292-0136-6; Шихи Н., Чэпмен Э., Конрой У. Психология: биографический библиографический словарь. — Санкт-Петербург: Евразия, 1999. — 854 страницы. — ISBN 5-8071-0006-9.

aguirre1 (444x700, 123Kb)
1868
Хулиан Агирре (испанское имя - Julíán Aguírre)
аргентинский композитор, пианист. Окончил Мадридскую консерваторию, ученик Эмилио Арриеты. В 1887 г. вернулся в Аргентину. С 1893 г. преподавал в Буэнос-Айресской консерватории Альберто Вильямса, в 1916 г. основал собственное учебное заведение — Аргентинскую школу музыки (испанское название -Escuela Argentina de Musica). Творчество Агирре — в основном, состоящее из фортепианных и вокальных сочинений, — сочетает испанские и французские влияния с глубокими фольклорными корнями, включая прямые обработки креольских песен. Агирре также много выступал как музыкальный критик, а в 1900 г. выпустил книгу стихов. В 1951 г. в честь Агирре была названа консерватория в аргентинском городе Банфилд, основанная Альберто Джинастерой. Умер 13 августа 1924 года.

Фредерик Арчибальд Ламонд  (619x700, 24Kb)
1868
Фредерик Арчибальд Ламонд (Frederic Lamond)
шотландский классический пианист и композитор, один из последних учеников Ференца Листа (Franz Liszt). Родился в Глазго, Шотландия (Glasgow, Scotland), в небогатой семье, и с раннего детства вместе со старшим братом стал учиться музыке. Помимо фортепиано, он овладел скрипкой, органом, гобоем и кларнетом. В Глазго Фредерик считался своего рода музыкальным вундеркиндом. К 14-ти годам юный Фредерик исчерпал все ресурсы своего родного города в плане музыкального образования и отправился учиться за границу. Для начала Ламонд поехал в Германию (Germany), где брал уроки у Макса Шварца (Max Schwarz) и Ганса фон Бюлова (Hans von Bülow), дирижера, композитора и виртуозного пианиста. Затем, в 1885 году, по рекомендации Шварца, он стал учеником Ференца Листа в Веймаре (Weimar) и Риме (Rome), и продолжил у него свое обучение в Лондоне (London) в 1886 году. В том же 1886 году Ламонд познакомился с Иоганнесом Брамсом (Johannes Brahms), который учил его на примере собственных произведений. Кроме того, в Германии Фредерик свел знакомство с Антоном Рубинштейном (Anton Rubinstein), одним из величайших исполнителей всех времен; он много раз слушал, как Рубинштейн играет, и наблюдал, как он управляет оркестром, а в 1890-х годах продолжил это знакомство в России (Russia). Помимо того, что Ламонд был одним из первых и самых горячих поклонников фортепианных произведений Брамса, шотландский пианист считался также одним из первых авторитетных знатоков фортепианной музыки Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven), превзойти которого удалось только Артуру Шнабелю (Artur Schnabel); музыкальное издательство 'Breitkopf & Härtel' публиковало фортепианные сонаты Бетховена в редакции Ламонда. В 1893 году Василий Сафронов (Vasily Safonov), русский дирижер, пианист и директор Московской консерватории (Moscow Conservatory), пригласил Ламонда в Москву (Moscow), чтобы исполнить Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского (Pyotr Ilyich Tchaikovsky), по просьбе самого композитора. В России Ламонд познакомился с Александром Скрябиным (Alexander Scriabin), Вторую сонату, сочинение 19 которого он позже исполнил. В 1904 году Фредерик Ламонд женился на австрийской актрисе Ирен Триш (Irene Triesch, 1877–1964). В 1920-х и 1930-х годах Ламонд записал много произведений Бетховена, включая акустическую запись полного Концерта для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор, соч. 73, известного как 'Император' ('Emperor' Concerto), под управлением Эжен Гооссенс-сына (Eugène Goossens), на студии 'HMV'. Также часто он записывал произведения Листа и работы многих других композиторов. Хотя к тому времени, когда появилась возможность делать записи, его технику нельзя было назвать безупречной – в отличие от времен его юности, когда восторженные отзывы отмечали точность и безукоризненность его исполнения даже самых сложных произведений. Несмотря на то, что уровень его техники падал, Ламонд продолжал концертную деятельность до конца жизни. В 1938 году, когда нацисты вторглись в Чехословакию (Czechoslovakia), он был в Праге (Prague) и вынужден был бежать в Англию (England), бросив не только все свое имущество, но и рукопись неоконченного романа. Позже один из его друзей, рассказывал, что на границе Ламонда остановил офицер гестапо, пожелавший увидеть его паспорт. 'Вы можете посмотреть его, но в руки я его вам не дам', - ответил Ламонд. А на вопрос гестаповца, ариец ли он, пианист ответил, что нет, он – обезьяна. Друзья считали Ламонда смелым и откровенным человеком, который не выносил абсурда. У Ламонда была репутация весьма уважаемого преподавателя, и среди его учеников были Гуннар Йохансен (Gunnar Johansen), Эрвин Ньиредьхази (Ervin Nyíregyházi) и Виктор Борге (Victor Borge). Ламонд скончался в Стерлинге, Шотландия (Stirling, Scotland) 21 февраля 1948 года.

1870
Михаил Владимирович Владимиров (настоящее имя - Моисей Меерович Итцегсон)
советский дирижер, композитор, педагог. Родился в Порхове Псковской губернии. Первоначальное музыкальное образование получил дома. В 1889 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу гобоя В.А.Шуберта, инструментовку изучал у А.К.Лядова. С 1892 2-й дирижер Панаевского театра в Санкт-Петербурге, с 1894 военный дирижер в Кронштадте. Изучал состояние военной музыки в России и за рубежом. Основал в Кронштадте Общество любителей музыки и пения. С 1897 дирижер духового оркестра графа А.Д.Шереметева; в 1900 оркестр преобразован в симфонический; Владимиров работал с этим оркестром в 1900–1910, и с 1915. С 1901 преподавал в Придворной певческой капелле и в организованной по его проекту музыкальной школе Балтийского флота. В 1903 в Берлине дирижировал на Вагнеровских торжествах, был отмечен золотой медалью и дипломом. С 1905 возглавил организационный комитет Союза оркестрантов в Санкт-Петербурге («Санкт-Петербургское общество взаимопомощи оркестровых деятелей»). В 1920 по его проекту в Петрограде создана военно-музыкальная школа сухопутных войск. В 1920–1923 и в 1928—1932 вел курс инструментовки для духовых оркестров в Петроградской/Ленинградской консерватории (с 1928 доцент), принимал участие в создании духового оркестра консерватории. Сотрудничал как музыкальный критик в газетах и журналах («Нувел-лист», «Русская музыкальная газета»). Автор оркестровых сочинений, хоров, романсов, переложений фортепианных пьес для оркестра, а также «Практического руководства по инструментовке для духового оркестра» (Москва, 1930). Умер в Ленинграде в 1932 году.

Gorbunov (503x700, 206Kb)
1871
Федор Ильич Горбунов
челябинский краевед, профсоюзный и общестенный деятель. Окончил Златоустское окружное училище, работал учителем в деревне Новоандреевке (близ Миасского завода), затем на золотых приисках Урала и Забайкалья. В 1902 начал публиковаться в уральских периодических изданий под псевдонимом Ф.Деревенский. В 1911 секретарь в газете «Казак» на Миасском заводе. С 1912 работал в Челябинске счетоводом, затем (до 1928) бухгалтером на Челябинском переселенческом пункте, бухгалтером ЧОКМ (1935—1936). Председатель правления Союза профсоюзов Челябинска (2-я половина 1917 — 1-я половина 1918). Печатался в газете «Советская правда» под псевдонимом Дед Федос и Ф.Г. Краеведением занялся в конце 1920-х гг., был членом челябинского, миасского, златоустовского краеведческих обществ и членом-корреспондентом УОЛЕ, омского, тюменского и свердловского краеведческих обществ. Входил в правление краеведческого кружка при Челябинском краеведческом музее (1928—1934), в 1930 возглавил его. Работы Горбунова о дореволюционном Челябинске отличаются острой критической направленностью, субъективизмом, тем не менее в них присутствует и реальная оценка экономического развития Челябинска конца 19 — начала 20 вв. В 1934 в рукописном журнале «Челябинский краевед», выпускавшемся краеведческим кружком при ЧОКМ, Горбунов одним из первых попытался объяснить происхождение названий ряда челябинских поселков: Колупаевка, Никольский, Порт-Артур и др. Умер в Челябинске 27 апреля 1936 года.

Colette (510x700, 143Kb)
1873
Колетт (французское имя - Colette; полное имя Сидони - Габриэль Колетт, Sidonie-Gabrielle Colette)
французская писательница, одна из звёзд Прекрасной эпохи; член Гонкуровской академии с 1945 года. Родилась и выросла Сен-Совёр-ан-Пюизе (Йонна) в Бургундии. Дочь офицера. В 1893 вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара (1859—1931), известного под псевдонимом «Вилли». Он ввёл её в литературные и артистические круги столицы, но при этом беззастенчиво использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 Колетт написала для него серию автобиографических романов о Клодине, которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом. Под собственным именем-псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904. Отдаляясь от мужа и ища собственный путь, она с 1906 стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же она развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами (в том числе — художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф, известной в полусвете под именем Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужчинами (среди них — Габриэле д’Аннунцио, известный боксёр и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Её откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции. В 1912 году Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь. Завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 году развелась и с этим мужем. Во время Первой мировой войны деятельно помогала раненым. Дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). Дружила с супругой Альберта I, королевой Бельгии Елизаветой, актрисой Маргаритой Морено (их переписка опубликована в 1959), писательницей Натали Барни, ссорилась с Лианой де Пужи. В 1935 вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу). На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, среди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-х. В последние годы жизни страдала от жестокого артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать-плот». Слава писательницы к тому времени была уже очень велика. Умерла в Париже 3 августа 1954 года. После её смерти Французская республика устроила Колетт официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей как разведённой). Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез. Послевоенные годы — время национального признания Колетт. В 1948—1950 вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 стала её президентом. Кавалер Ордена Почётного легиона (1953). В 1966 площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа её именем. Колетт в настоящее время — классик французской словесности. Однако она — не только крупная, по нынешний день популярная писательница, но и яркая символическая фигура женщины новейшего времени. Не зря Юлия Кристева посвятила ей один из трёх томов монографии о выдающихся женщинах XX века. Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. Среди режиссёров, обращавшихся к её книгам, — Марк Аллегре, Макс Офюльс, Марсель Л’Эрбье, Роберто Росселлини, Эдуар Молинаро, Клод Отан-Лара, Жак Деми, Каролина Юппер. Пьеса по роману «Жижи» (1951, в заглавной роли — Одри Хепберн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноимённый мюзикл с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров). Очередную экранизацию её романа «Шери» с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом создал Стивен Фрирз (2009). О Колетт сняты фильмы Янник Беллон (1950, документальный), Денни Хьюстона (1991, игровой, в роли Колетт — Матильда Мей, в роли Вилли — Клаус Мария Брандауэр), Надин Трентиньян (2003, телевизионный, в роли Колетт — Мари Трентиньян, по ходу съёмок она погибла). Литература (публикации на русском языке): Клодина в Париже. Клодина в школе Москва: Книгоиздательство «Основа», 1908; Конец Шери: Роман. Москва: Артель писателей "Круг", 1927; [Рассказы]// Французская новелла XX века, 1900—1939. Москва: Художественная литература, 1973, страницы 210-220; Странница. Ранние всходы. Рождение дня. Закуток: Романы. Москва: Художественная литература, 1987; Избранное. Москва: Художественная литература, 1992; Изнанка мюзик-холла: Избранные произведения. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993; Чистое и порочное: Романы, повести, эссе. Москва: АСТ; Орлов и сын, 1994; Ангел мой: Романы. Москва:: АСТ; Орлов и сын, 1994; Ангел мой. Рождение дня. Вторая. Дуэт: Романы. Москва: Терра—Книжный Клуб, 2004; Собрание сочинений в 7-ми томах. Москва: Терра, 2008. Биографическая и критическая литература: Bonmariage S. Willy, Colette et moi. Paris: C. Frémanger, 1954 (переизд. 2004); Goudeket M. Près de Colette. Paris: Flammarion, 1956 (переизд. 1966); Marks E. Colette. New Brunswick: Rutgers UP, 1960; Crosland M. Colette—the difficulty of loving: a biography. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1973; Mitchell Y. Colette: a taste for life. New York : Harcourt Brace Jovanovich, 1975; Pichois Cl., Pichois V., Brunet A. Album Colette: iconographie. Paris: Gallimard, 1984; Richardson J. Colette. New York: F. Watts, 1984; Benstock Sh. Women of the Left Bank: Paris, 1900—1940. Texas: University of Texas Press, 1986; Lottman H.R. Colette: a life. London: Secker & Warburg, 1991; Thurman J. Secrets of the flesh: a life of Colette. New York: Knopf, 1999 (переизд. 2000); Del Castillo M. Colette, une certaine France. Paris: Stock, 1999; Francis Cl., Gontier F. Creating Colette. Vol.1-2. South Royalton: Steerforth Press, 1999—2000; Kristeva J. Colette. Paris: Fayard, 2002; Bonal G., Rémy-Bieth M. Colette intime. Paris: Phébus, 2004; Lucey M. Never say I: sexuality and the first person in Colette, Gide, and Proust. Durham: Duke UP, 2006; Literarische Gendertheorie, Eros und Gesellschaft bei Proust und Colette/ Ursula Link-Heer, Ursula Hennigfeld, Fernand Hörner (Hrsg.). Bielefeld: Transcript, 2006; Мангуэль А. Чтение наедине с собой// Мангуэль А. История чтения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008, страницы177-192; Michineau S., L’autofiction dans l’oeuvre de Colette, Paris: Publibook, 2008

Julian Carrillo Trujillo (582x700, 198Kb)
1875
Хулиан Каррильо Трухильо (испанское имя - Julián Carrillo Trujillo)
мексиканский композитор, скрипач, дирижёр и теоретик музыки, один из первых микротоновых композиторов. Отец ректора Мексиканского университета Набора Каррильо. Родился в Ауалулко, штат Сан-Луис-Потоси, в семье индейцев-крестьян последним, 19-м ребёнком. По финансовым причинам не смог окончить школу, однако пел в церковном хоре своего городка и учился музыке у его руководителя. Сочинив для этого хора мессу, которая была с успехом исполнена, получил стипендию для занятий в Национальной консерватории Мексики. Здесь в 1899 году его игру на скрипке услышал руководитель страны, генерал Порфирио Диас, и субсидировал поездку молодого музыканта для обучения в Европу. Каррильо учился в Лейпцигской консерватории у Ганса Беккера (скрипка) и Саломона Ядассона (композиция), играл на скрипке как в оркестре консерватории, так и в Оркестре Гевандхауза. В Лейпциге были написаны первые значительные сочинения Каррильо — струнный секстет соль мажор (1900) и Первая симфония ре мажор (1901), исполненная консерваторским оркестром под управлением автора. Затем Каррильо продолжил своё обучение игре на скрипке в Гентской консерватории под руководством Ханса Циммера. Вернувшись в Мексику в 1904 году, Каррильо начал преподавать в Национальной консерватории целый ряд различных дисциплин, а в 1913 году возглавил её. В 1918—1924 гг. он возглавлял Национальный оркестр Мексики. В 1925 г. произведения Каррильо были впервые исполнены в США Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского, вызвав восторженную реакцию: так, Ольга Самарофф писала, что исполненная оркестром Соната-фантазия Каррильо «открывает новую эру в мире западной музыки». Умер в Мехико 9 сентября 1965 года.

sargis-kasyan (448x700, 211Kb)
1876
Саркис Иванович Касьян (настоящая фамилия — Тер-Каспарян)
армянский советский государственный и партийный деятель, публицист. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Шуше, Нагорный Карабах, в мещанской семье. В 1900-1904 гг. учился в Лейпцигском коммерческом институте и на философском факультете Берлинского университета; кандидат коммерческих наук и кандидат философских наук. Во время Революции 1905-1907 гг. - один из создателей армянской большевистской печати. В 1912-1914 гг. руководил Тифлисской партийной организацией. В 1917-1920 гг. - член Кавказского краевого комитета партии, член Тифлисского бюро Кавказского краевого комитета РКП(б) в 1918 г. В 1917-1918 гг. - редактор армянских большевистских газет. В январе 1920 г. - один из организаторов и руководителей 1-й конференции большевистской организации Армении. В 1919-1920 гг. - председатель Армянского комитета (Арменкома) РКП(б). С ноября 1920 г. - член ЦК КП(б) Армении и председатель Армянского ревкома, который декларацией, написанной им, провозгласил свержение дашнакского правительства и установление Советские власти в Армении 29 ноября 1920 г. В телеграмме на имя Касьяна 2 декабря 1920 г. В.И.Ленин приветствовал Советскую Армению. В 1924-1927 гг. - ректор Закавказского коммунистического университета имени 26 бакинских комиссаров, председатель Совета национальностей и член президиума ЦИК ЗСФСР. В 1927-1931 гг. - председатель ЦИК ЗСФСР, одновременно в 1928-1930 гг. - председатель ЦИК Армянской ССР. Избирался членом ВЦИК. Был делегатом 3-го конгресса Коминтерна (1921), 16-го съезда ВКП (б) (1930). Репрессирован и расстрелян в декабре 1937 года. Реабилитирован посмертно. Литература: Большая Советская энциклопедия: В 30 томах - 3-е издание - Москва, 1969-1978. Том: 11, Страница: 513; Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 – 1991; В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 42, страница 54 (В телеграмме на имя Кашьяна 2 декабря 1920 В.И.Ленин приветствовал Советскую Армению.

Иосиф Михайлович Лапицкий (471x700, 229Kb)
1876
Иосиф Михайлович Лапицкий (псевдоним – Михайлов)
советский оперный режиссер, музыкальный и общественный деятель, теоретик оперного искусства. Заслуженный артист РСФСР (1936). Автор статей о реформе оперного театра. Родился в Минске. В 1897 году окончил Императорское Училище Правоведения в Петербурге(58 выпуск[1]) и был направлен в Сибирь проводить судебную реформу. Именно в это время он стал определяться как театральный режиссёр; в 1897—1900 годах Лапицкий работал как актёр и режиссёр в труппе М.А.Саблиной-Дольской. В это период, в Иркутске, он встретился с певицей Марией Васильевной Веселовской (1877—1941), которая стала его женой. В 1902 году он уже в Мюнхене, в труппе Королевского придворного национального театра. В 1903 году, по приглашению К.С.Станиславского, он поступил в Московский Художественный театр. В 1903—1906 годах он — режиссёр оперного театра Солодовникова в Москве. С 1906 года И.М.Лапицкий периодически выпускал спектакли в Большом театре (1906—1908, 1921, 1924, 1925, 1928). В 1912 году он основал в Петербурге Театр музыкальной драмы. В 1903 году Лапицкий уехал на Украину, где стал одним из организаторов и руководителем оперных театров в Киеве и Харькове. В 1937 году он создал Донецкий театр оперы и балета. В 1936 году получил звание заслуженного артиста РСФСР. Умер в Москве 5 ноября 1944 года. Литература: Коломийцов В., Лапицкпй, "Театр", 1923, № 9; Мозжухин А., Лапицкий как режиссер, там же: Левик С., Записки оперного певца, 2-е издание., Москва, 1962; Лапицкий, Иосиф Михайлович — статья из Большой советской энциклопедии; Полубнева Ю.А. Фотоархив театрального режиссёра И. М.Лапицкого: биография в образах // Книга в пространстве культуры. — Москва: Российская государственная библиотека, 2013. — Выпуск 1(9). — Страницы 146—152.

 (507x699, 30Kb)
1877
Семен Людвигович Франк
русский философ. Родился в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучал философию и социальные науки в университетах Германии. Прошел путь от «легального марксизма» к идеализму и метафизике. Первый значительный труд Франка – «Предмет знания» (1915, магистерская диссертация). В своей докторской диссертации «Душа человека» (1917) предпринял попытку создания нового подхода в психологии, последовательно критикуя эмпиризм «научной» психологии и указывая на «тупиковость» психологического субъективизма. Душевная жизнь человека, по Франку, – обладающий всей полнотой реальности и особой организацией, целостный, динамический мир, не сводимый ни к каким «внешним» факторам и ни в каком смысле не вторичный. Во внутреннем опыте личности, который никогда не бывает психологически замкнутым («я» всегда предполагает «ты» и «мы»), раскрывается абсолютное духовное бытие и душа встречает Бога как «последнюю глубину реальности». В 1922 Франк был выслан из России. Жил в Германии (до 1937), во Франции (до 1945) и затем в Англии. Среди наиболее значительных трудов Франка – «Живое знание» (1923), «Крушение кумиров» (1924), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939). Франк считал себя принадлежащим «к старой, но еще не устаревшей секте платоников». Он исключительно высоко ценил систему Николая Кузанского. Существенное влияние на него оказала метафизика всеединства Вл.С.Соловьева. Франк исходит из интуиции всеединства бытия: «Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем -либо другим». Всеединство имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. «Даже понятие Бога не составляет исключения... Он не мыслим без отношения к тому, что есть его творение». Впрочем, рациональное постижение и тем более объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе, и философ вводит понятие «металогичности» как первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это «первичное знание», полученное таким «металогическим» образом, Франк отличает от знания «отвлеченного», выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, что особенно важно, в конечном счете основано на «первичном», интуитивном (металогическом) познании. Наделенный даром интуиции и способный к «живому» (металогическому) знанию человек с особой силой чувствует глубинную иррациональность бытия. «Неведомое и запредельное дано нам именно в этом своем характере неизвестности и неданности с такой же очевидностью.., как содержание непосредственного опыта». Иррационалистическая тема, отчетливо заявленная уже в «Предмете знания», становится ведущей в книге Франка «Непостижимое». «Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого», – утверждал философ, размышляя о том, с какой «жуткой очевидностью» раскрывается ничтожность человеческого знания в отношении пространственной и временной бесконечности и соответственно «непостижимости» мира. Тем не менее основания для метафизического оптимизма существуют, считал мыслитель, и связаны они прежде всего с идеей Богочеловечества. Человек не одинок, божественный «свет во тьме» дает ему надежду, веру и понимание собственного предназначения. и становится основанием для служения делу религиозно-нравственного преображения природно-исторического бытия человека. Умер близ Лондона 10 декабря 1950 года. Сочинения: философия и жизнь, Санкт-Петербург, 1910; Предмет знания, Петроград, 1915; Душа человека, Москва, 1917; Очерк методологии общественных наук, Москва, 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Духовные основы общества, Париж, 1930; Непостижимое, Париж, 1939: Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия, Париж, 1956. Литература: Памяти С.Л.Франка, Мюнхен, 1954; История философии в СССР, том 4, Москва, 1971.

Мэри Боланд (556x700, 223Kb)
1880
Мэри Боланд (Mary Boland)
американская актриса. Родилась в Детройте, штат Мичиган, США. В кино дебютировала в 1915 году, в фильме "На краю бездны". Снималась в таких жанрах, как комедия, драма, мелодрама. Последняя работа в кино - сериал "Продюсерская витрина" (1954-1957 годы выпуска). Боланд никогда не была замужем и не имела детей. Она умерла от сердечного приступа 23 июня 1965 года и была похоронен в городе Глендейл, штат Калифорния. За свой вклад в киноиндустрию получила звезду 6150 на Голливудской аллее славы, на Голливудском бульваре.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку