-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108509
Комментариев: 6801
Написано: 116980


23 декабря родились...

Суббота, 23 Декабря 2006 г. 09:15 + в цитатник
3
Сервий Сульпиций Гальба
римский император (правил в 68-69 гг. н.э.). Будучи наместником провинции Тарраконская Испания, вместе с Г. Виндексом возглавил в 68 г. восстание войск против Нерона; после смерти последнего был провозглашен императором легионами Тарраконской Испании и утвержден сенатом. Придя к власти, быстро вызвал против себя недовольство войск и преторианцев из-за введения суровой дисциплины в армии и отказа выдать войску обещанные подарки. Был убит во время мятежа войск.

1555
Микулаш Дачицки из Хеслова
Чешский писатель

1582
Северо Бонини
Итальянский композитор, бенедиктинский монах

1597
Оноре II
князь Монако (1604-1662).

1597
Мартин Опиц
немецкий поэт и теоретик литературы, вдохновитель группы поэтов, получивших название Первой силезской школы (Фридрих Логау и др.), создатель основ новой немецкой поэзии, построенной на принципах классицизма

1644
Томас де Торрехон-и-Веласко
Перуанский композитор родом из Испании

1682
Джеймс Гиббс
английский архитектор. Его синтез английского и итальянского стилей, проявился в архитектуре церкви Сетт-Мартин ин-дэ-Филдс в Лондоне, которая стала образцом 18 в. английской и американской церковной архитектуры. В Риме занимался у Карло Фонтана, ведущего представителя стиля итальянского барокко. Римский опыт дал ему решающее преимущество перед конкурентами по возвращении в Англию в 1709 г. Первым его заказчиком в Лондоне был Джон, граф Марский, дом которого в Уайтхолле он перестраивал. Благодаря влиянию графа, а также рекомендации архитектора Кристофера Рена он получил должность в комиссии по церковному строительству. Теперь он мог начать свой первый общественный проект – церковь Сент-Мэри-ле-Странд, который наиболее заметно отразил влияние итальянского барокко. Вскоре он стал ведущим архитектором тори. Количество частных домов, построенных им или к строительству которых он приложил руку, достигает по меньшей мере 50. После 1720 гг. влияние барокко в его работах падает, под воздействием энергичного палладианизма лорда Бурлингтона и совпавшего с этим отката общественных вкусов в сторону классицизма. Зрелый стиль архитектора представляет собой синтез итальянских первоисточников (как барокко, так и палладианизма) и английского средневекового народного стиля. Самое известное его творение церковь святого Мартина (Сент-Мартинин-дэ-Филдс), спроектированная в 1720 г., со своим готически шпилем и классической галереей является образцом смешения различных влияний. Несмотря на критику современников, церковь святого Мартина стала прототипом бесчисленных британских и американских церквей. Главный его печатный труд «Трактат об архитектуре» (1728) широко использовался в 18 в. в Британии и ее колониях как сборник архитектурных образцов.

1683
Франсуа Николь
французский математик. Учился в Парижском коллеже. В 1702 г. написал работу о спрямлении циссоиды, в 1706 г. - о рулеттах. В 1707 г. - избран учеником Французской АН, в 1717 г. - сверхштатным адъютантом, затем был механиком-пенсионером АН. Основные работы посвящены теории плоских кривых. Развивал теорию конечных разностей (1717-1727) и теорию конических сечений (1729-1731). Получил результаты в области алгебры и теории вероятностей.

1689
Жозеф Боден де Буамортье
Французский композитор

1703
Алексей Ильич Чириков
русский мореплаватель, капитан-командор (1746). Окончил Морскую академию (1721). В 1725-1730 и 1733-1743 гг. был помощником В. Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях. 16 июля 1741 г. на пакетботе «Св. Павел» первым из европейцев достиг западного побережья Северной Америки, открыл некоторые из Алеутских островов. В 1742 г. плавал на поиски пакетбота «Св. Петр», которым командовал Беринг, уточнил положение острова Атту. Участвовал в составлении итоговой карты русских открытий в Тихом океане (1746). Его именем названы мысы на острове Кюсю, в Анадырском заливе, Тауйской губе, на острове Атту и подводная гора в Тихом океане.

1709
Жан-Ноэль Амаль
Южнонидерландский композитор

1714
Раньери Симоне Франческо Мариа да Кальцабиджи
итальянский либреттист. С 1750 г. жил в Париже, с 1760 г. – в Вене, где сотрудничал с Глюком и Анджолини в реформе оперы и балета. Написал либретто опер Глюка «Орфей и Эвридика», «Алкеста», «Парис и Елена», балетов Глюка (постановка Анджолини) «Дон Жуан», «Семирамида». Идеи оперной реформы высказал еще в 1755 г. («Диссертация о драматической поэзии синьора аббата Пьетро Метастазио»). На его тексты написаны некоторые оперы итальянских композиторов, в т. ч. Дж. Паизиелло («Эльфрида» 1792, «Эльвира» 1794).

1716
Иоганн Генрих Ролле
Немецкий композитор

1722
Аксель Фредрик Кронстедт (Кронштедт)
шведский минералог и химик, член Королевской шведской АН (с 1753 г.). Родился в Стрепете (провинция Сёдерманланд). Окончил Упсальский университет (1742 г.). Работал там же и в Горной академии. Основные научные исследования посвящены изучению состава природных неорганических веществ. Первым ввел в минералогическую классификацию и номенклатуру минералов химический принцип. Отделил ископаемые организмы и другие геологические объекты от собственно минералов. Открыл (1751) новый элемент — никель, получив его в металлическом состоянии при восстановлении зеленого оксида. Первым применил в качественном анализе паяльную трубку.

1732
Ричард Аркрайт
английский предприниматель. Родился в Престоне (гр. Ланкашир). В 1767 занялся изобретательством. В 1768 переехал в Ноттингем. В 1769 получил патент на кольцевую прядильную машину, дававшую нить повышенной крутки для основы, что значительно удешевило производство ситца и привело к модернизации текстильной промышленности. Совместно с Дж.Смолли Аркрайт построил небольшую фабрику в Ноттингеме, а затем объединился с Дж.Страттом и С.Нидом, богатыми владельцами чулочных фабрик. В 1771 партнеры приняли решение о строительстве прядильной фабрики с водяными двигателями на реке Деруэнт в Кромфорде, и к 1774 у них работало уже 600 человек. В 1775 Аркрайт получил патент на метод валкового чесания, и через пять лет партнеры широко развернули производство. После разрыва в 1781 деловых связей со Страттом Аркрайт самостоятельно открывал прядильные фабрики в Манчестере, Матлоке, Бате и (совместно с Д.Дейлом) в Нью-Ланарке, создав текстильную индустрию в северной Англии. В 1786 Аркрайт был назначен шерифом графства Дербишир и возведен в рыцарское достоинство. Умер Аркрайт в Кромфорде (гр. Дербишир) 3 августа 1792.

1740
Афанасий Филимонович Шафонский
украинский ученый, экономист, этнограф, врач. В 1756-1763 гг. учился в университетах Галле, Лейдена, Страсбурга. С 1769 г. старший врач Московского генерального госпиталя, участник борьбы с эпидемией чумы (книга "Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год...", ч. 1-2, в 1775 г. была переведена на многие иностранные язык). С 1782 г. служил в уголовной палате Черниговского наместничества, в 1784-1786 гг. составил "Черниговского наместничества топографическое описание" (ч. 1-2, 1851), содержащее ценный материал по истории, этнографии и экономике Левобережной Украины.

1750
Фридрих Август I
король Саксонии с 1806 г., курфюрст Саксонский в 1768-1806 гг. В 1806 г. выступил как союзник Пруссии в войне с наполеоновской Францией; однако после разгрома прусских войск при Йене (октябрь 1806) перешел на сторону Наполеона I. Вступил в Рейнский союз 1806-1813 гг. В 1806 г. получил от Наполеона королевский титул, в 1807 г. – титул великого герцога варшавского. В 1813 г. захвачен в плен прусскими войсками. По решению Венского конгресса 1814-1815 гг. уступил Пруссии почти половину территории своего королевства.

1754
Джордж Крабб
английский поэт. В дидактико-описательных поэмах («Деревня», 1783; «Приходские списки», 1807) и стихотворных рассказах реалистически изображена жизнь сельских бедняков.

1757
Михаил Богданович Барклай-де-Толли
русский генерал-фельдмаршал (1814), князь (1815), герой Отечественной войны 1812 г. Происходил из старинного шотландского рода, переселившегося в Ригу в XVII в. На военной службе с 1776 г. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и русско-шведской войне 1788-1790 гг. Отличился во время войны с Францией в 1806-1807 гг. при Прёйсиш-Эйлау, с 1807 г. командовал дивизией. Во время русско-шведской войны 1808-1809 гг. командовал корпусом, руководил успешной переправой через пролив Кваркен зимой 1809 г. В 1809-1810 гг. — генерал-губернатор Финляндии. С января 1810 г. по сентябрь 1812 г. — военный министр, провел большую работу по усилению русской армии. В Отечественной войне 1812 г. командовал 1-й Западной армией, ему же, как военному министру, была подчинена 2-я Западная армия. В условиях значительного превосходства противника проявил талант полководца и успешно осуществил отход и соединение двух армий. Однако отступление вызвало недовольство в дворянских кругах и армии, и 17 августа он сдал командование армиями М. И. Кутузову. В Бородинском сражении командовал правым крылом русской армии, проявив стойкость и искусство в обороне. Признал выбранную Л. Л. Беннигсеном позицию под Москвой неудачной и поддержал на военном совете в Филях предложение М. И. Кутузова оставить Москву. В сентябре 1812 г. по болезни покинул армию. В феврале 1813 г. назначен командующим 3-й, а затем русско-прусской армией, которой успешно командовал во время заграничных походов русской армии 1813-1814 (Кульм, Лейпциг, Париж). Похоронен в имении Беклор в Лифляндии (ныне Йыгевесте, Эстонская ССР). На могиле сооружён памятник-мавзолей (1823, скульптор В. И. Демут-Малиновский). Памятники ему сооружены также в Ленинграде перед Казанским собором (1837, скульптор Б. И. Орловский) и в Тарту (1849, скульптор В. И. Демут-Малиновский).

1761
Селим III
турецкий султан в 1789-1807 гг. Известен попытками реформ, направленных на спасение Османской империи от внутреннего и внешнеполитического кризиса. По его поручению небольшая группа представителей светской и духовной знати наметила и частично осуществила программу преобразований («низам-и джедид»). Однако, когда против реформ выступила феодальная реакция и начались волнения янычар, у него не хватило мужества поддержать своих единомышленников. 29 мая 1807 г. был смещен с престола, а через год убит.

1777
Александр I
российский император с 12 марта 1801. Старший сын Павла I. Воспитанием А. I руководила Екатерина II. Вступил на престол после убийства Павла I в результате дворцового заговора. Был женат (1793) на дочери маркграфа баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны (1779 - 1826). Александр I отличался двуличностью, нерешительностью, подозрительностью и болезненным самолюбием; вместе с тем, обладая несомненным умом и хорошим образованием, он был незаурядным дипломатом. Первая половина царствования Александр I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ, большая часть которых была разработана т. н. Негласным комитетом (предоставление купцам, мещанам и казённым поселянам права покупать ненаселённые земли, издание указа о свободных хлебопашцах, учреждение министерств и Кабинета министров, Государственного совета, открытие Петербургского, Харьковского и Казанского университетов и др.). Целью их являлось сохранение самодержавия в условиях разложения крепостничества и предотвращение революционного взрыва. Те же цели преследовал по существу и разработанный по предложению Александра проект государственных реформ М. М. Сперанского, ставшего с 1808 ближайшим помощником Александра I. Однако основные положения проекта никогда не были реализованы. В области внешней политики Александр I лавировал вначале между Англией и Францией, заключив одновременно мирные договоры с обеими державами (1801). В 1805-07 он участвовал в 3-й и 4-й коалициях против наполеоновской Франции. Поражение под Аустерлицем (1805), где фактически Александр I был главнокомандующим, и Фридландом (1807), отказ Англии от субсидирования военных расходов коалиции привели к подписанию Тильзитского мира 1807 с Францией, который, однако, не предотвратил нового русско-французского столкновения. Успешно завершившиеся войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09) укрепили международное положение России. В царствование Александра I к России были присоединены Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813). В начале Отечественной войны 1812 царь находился в действующей армии, но ввиду неспособности руководить военными действиями покинул её. Под давлением общественного мнения назначил главнокомандующим М. И. Кутузова. В 1813-14 Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав. 31 марта 1814 вступил в Париж во главе союзных армий. Александр I был одним из руководителей Венского конгресса (1814-15) и организаторов реакционного Священного союза (1815), неизменным участником всех его конгрессов. Победа реакции в Европе после поражения наполеоновской Франции дала возможность Александр I покончить с игрой в либерализм во внутренней политике России и стать на путь открытой реакции. Вместо М. М. Сперанского, отстранённого в 1812 от всех должностей и сосланного в Нижний Новгород, ближайшими помощниками Александр I стали А. А. Аракчеев, А. Н. Голицын и др. Было восстановлено право помещиков, отмененное в 1809, ссылать крепостных без суда в Сибирь, созданы военные поселения, передовая наука и культура подверглись гонению. Пышно расцвели различные религиозные и мистические организации. Александр I в последние годы жизни впал в крайний мистицизм. Внезапная смерть Александр I в Таганроге породила легенду о том, что он якобы скрылся в Сибири под именем старца Федора Кузьмича.

1783
Джованни Берше
итальянский поэт, один из основоположников итальянского романтизма. В «Полусерьезном письме Златоуста своему сыну» (1816) утверждает, что поэзия должна быть национальной, подражать природе и не зависеть от правил эстетики классицизма. Его стихи проникнуты мотивами национально-освободительной борьбы, в них звучат ненависть к австрийцам, презрение к предателям и боль за порабощённую отчизну (поэма «Беглецы из Парги», издание 1823, «Романсы», 1822-1824). В поэме «Фантастические сны» (1829) бездействию современников противопоставлена славная борьба их предков. Эти лироэпические произведения приобретают иногда сентиментальную окраску. Более мужественно звучит ода «К оружию» (1831). Ему принадлежат также критические статьи и переводы.

1790
Жан Франсуа Шампольон
французский ученый-египтолог, основатель египтологии, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма. Автор первой грамматики древнеегипетского языка. Родился в семье книготорговца; еще в детстве обнаружил выдающиеся лингвистические способности, к 11 годам самостоятельно изучил латинский, греческий и древнееврейский языки. В 1804-1807 гг. самостоятельно изучает восточные языки (прежде всего коптский) и античные источники о Древнем Египте, готовит работу «Египет при фараонах» (частично опубликована в 1814), а также карту древнего Египта. В возрасте 17 лет избирается членом Гренобльской Академии наук. С 1809 г. — профессор истории университета Гренобля. С начала 1810-х гг. работает над словарем коптского языка, изучает Розеттский камень, пытаясь найти ключ к дешифровке древнеегипетской письменности. Установив значение большинства алфавитных знаков демотического письма, приходит к выводу о генетической связи между тремя видами древнеегипетской письменности — иероглификой, иератикой и демотикой — и принципиальном единстве их структуры, определяет значение ряда алфавитных «рисуночных» иероглифов. 27 сентября 1822 г. (этот день считается днем рождения египтологии) сообщает о своем открытии Французской академии надписей и изящной словесности. В 1828 г. возглавил археологическую экспедицию в Египет, собравшую множество памятников (ее результаты опубликованы после его смерти в «Памятниках Египта и Нубии», 1835). Изучал египетские памятники на территории Франции, а также Италии, где открыл знаменитый Туринский царский список. С 1829 г. — хранитель египетской коллекции Лувра. Он составляет первый словарь египетского языка (опубликован посмертно, в 1841-1843) и первую «Египетскую грамматику» (1836). Ему принадлежит также «Очерк иероглифической системы древних египтян» (1827-1828).

1793
Дост Мухаммед (Дост Мyхаммед-Хан I Баракзаи)
афганский эмир (с 1834). Двадцатый сын Паинда-хана, главы племени баракзаев. После распада Дурранийской державы в 1818 г. управлял (с 1826/27) Кабульским и Газнийским княжествами. В 1834 г. провозгласил себя эмиром, положив начало новой, Баракзайской династии. Объединительная политика, в которой он пытался заручиться поддержкой России, встретила противодействие Великобритании. В 1838 г. Великобритания развязала войну против Афганистана. На первом ее этапе он активно участвовал в оказании отпора агрессорам, но в конце 1840 г. сдался в плен и был выслан в Индию. В 1842 г. англичане, потерпевшие поражение в войне, были вынуждены освободить его. Он вернулся в Афганистан и вновь занял пост эмира. В течение 1855-1863 гг. присоединил Кандагар, Восточный Систан, земли на левобережье реки Амударьи, Герат.

1793
Роза Дерине
венгерская актриса и оперная певица (сопрано). Одна из основоположников венгерского профессионального театрального искусства. В 1810 г. дебютировала на сцене в Пеште как драматическая актриса. В 1815 г. выступала в различных городах Венгрии. Исполняла роли: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера), Сафо («Сафо» Грильпарцера), Мелинда в драме «Банкбан» Катоны. Была первой оперной певицей в театрах городов Коложвара и Пешта. Среди оперных партий: Розина («Севильский цирюльник» Россини), Норма («Норма» Беллини), Констанция («Похищение из сераля» Моцарта) и др. В 1853 г. оставила сцену, выступала с концертами. Автор мемуаров, которые являются своеобразной летописью венгерского театра.

1798
Адам Мицкевич
польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма (сборник «Поэзия», т. 1, 1822; поэмы «Гражина», 1823, «Дзяды», ч. 2, 4, 1823, «Конрад Валленрод», 1828). В 1824 г. выслан царскими властями из Литвы; жил в России, где сблизился с декабристами, А. С. Пушкиным. В эмиграции (после 1829) создал 3-ю часть «Дзядов» (1832) и поэму «Пан Тадеуш» (1834) — эпическое полотно старопольского быта, шедевр словесной живописи. В 1840-1844 гг. читал лекции о славянских литературах в Париже; в 1849 г. редактор демократической газеты «Трибюн де пепль». До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 г. он создает польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя принимает участие в издании демократической газеты «Трибуна народов» в Париже. А последней в его жизни поездкой стала политическая миссия в Константинополь в связи с Крымской войной. В Турции Мицкевич заболевает холерой и 26 ноября 1855 г. умирает. Его прах торжественно переносят в Краков и хоронят на Вавеле.

1799
Карл Павлович Брюллов
русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в Петербургской АХ (1809-1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-1835 гг. работал в Италии, в 1835 г. вернулся в Петербург, с 1836 г. профессор Петербургской АХ. В 1849 г. жил на о. Мадейра, с 1850 г. – вновь в Италии. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причем эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Уже его ранние картины («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Ленинград; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и обаяния в изображениях обнаженного тела. Основное произведение – картина «Последний день Помпеи» (1830-1833, Русский музей) – изображает гибель города при извержении Везувия. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в т. ч. попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839-1843, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Его композиционное и декоративное мастерство раскрылось в эффектных парадных портретах («Всадница» - портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837 – в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851 – в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета. Был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835).

1804
Шарль-Огюстен Сент-Бев
французский критик и писатель. В книге «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра ХVI в.» (1828) утверждал романтизм как литературную программу, возникшую под воздействием Великой французской революции, требуя свободы творчества, обновления поэтических форм, введения в литературу новых героев из народной среды. Автор сборников лирических стихов «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма» (1829) и «Утешение» (1830). В 30-е гг. опубликовал этюды о французских писателях XVII-XIX вв., которые впоследствии были включены в сборник «Литературно-критические портреты» (тт. 1-5, 1836-1839). В 1834 г. опубликовал роман «Сладострастие», в 1840-1859 гг. – «Историю Пор-Рояля». С 1849 г. писал для парижских журналов критические статьи, которые печатались по понедельникам; они составили многотомную серию «Беседы по понедельникам» (1851-1862) и ее продолжение «Новые понедельники» (1863-1870). Применяя методы исторической, психологической, философской критики, он искал истоки литературного движения в исторической действительности, отвергал догматическую критику. Как критик разрабатывал эстетические проблемы. Живое ощущение исторической и психологической атмосферы каждой эпохи, тонкое постижение эстетических идеалов позволили ему по-новому оценить творчество многих французских писателей.

1804
Мариано Ривера Пас
гватемальский государственный и политический деятель, президент Гватемалы (1838-1839; 1839-1841; 1842-1844).

1805
Джозеф Смит
американский пророк, основатель религиозной секты мормонов («святых последнего дня»). Он вырос в большой семье, соседи запомнили его подростком, который занимался поиском спрятанных сокровищ. В возрасте 14 лет ему якобы явился ангел, который возвестил о существовании спрятанных текстов с «откровениями», которые были записаны на золотых дощечках реформированным египетским письмом и содержали сведения об истории американских индейцев, бывших, как следовало из этих откровений, потомками евреев, столетиями раньше перебравшихся через Тихий океан в Северную Америку. Об этом он заявил в 1827 г. и написал «Книгу Мормона» («Священную историю первооткрывателей Америки»), которую он перевел с этих дощечек с помощью специальных камней и опубликовал в 1830 г. Многочисленные последователи следовали за своим учителем в Огайо, Миссури и Иллинойсе, где они пытались обосноваться и освободиться от преследования своих недоброжелателей. Особую неприязнь вызывали слухи о многоженстве мормонов. Так, сам Смит имел 50 жен, хотя признавал только первую — Эмму, которая родила ему девятерых детей. В феврале 1844 г. объявил себя кандидатом в президенты США, после чего нападки стали особенны яростными. Вместе с братом Хайремом был арестован и брошен в тюрьму. Несмотря на защиту, обещанную губернатором Иллинойса, тюрьма подверглась нападению неизвестных лиц и братья были убиты. Большинство мормонов после смерти Смита перебралось в район Большого Соленого озера, где они и обосновались.

1806
Вильгельм Герман (Герман Вильгельмович) Абих
русский геолог. По происхождению немец. Окончил Берлинский университет (1831). В 1833-1834 гг. изучал вулканические области Италии. В 1841 г. был приглашен в Россию, где возглавил кафедру геологии и минералогии в Дерптском университете (с 1841 г. - профессор). Проработал в России 35 лет. Затем уехал в Вену. До 1876 г. занимался изучением геологического строения Кавказа, Керченского полуострова и Ирана. Автор работы «Геологические исследования Кавказских гор» (1878-1887), в которой содержатся сведения по стратиграфии осадочной толщи, тектонике и петрографии Кавказа, а также описаны месторождения полезных ископаемых в этом регионе. Впервые в России указал на приуроченность скоплений нефти и газа к сводовым частям антиклинальных структур. Изучал грязевые вулканы Предкавказья. Академик (с 1853), почётный член (с 1866) Петербургской АН.

1810
Карл Рихард Лепсиус
немецкий египтолог, продолживший после смерти Шампольона его работы.

1811
Евдокия Петровна Ростопчина, урожд. Сушкова (Ясновидящая)
русская писательница и поэтесса, автор повести "Поединок".

1812
Самюэль Смайлс
шотландский писатель.

1817
Степан Иванович Барановский
русский изобретатель, учёный и общественный деятель. Основные труды посвящены различным отраслям механики, геометрии, географии, статистике, языковедению, истории литературы, медицине и пр. Барановский сконструировал многоступенчатый компрессор в соединении с коллектором из труб - "духовик" (1860), впервые установленный на мотовозе его же конструкции (1862), а также построил, совместно с сыном В. С. Барановским, подводную лодку и др. Автор ряда проектов среднеазиатских ж. д., один из инициаторов строительства Сибирской ж. д.

1822
Себастьян Бауэр
немецкий инженер - создатель первых подводных лодок.

1822
Иван Васильевич Турчанинов
русский и американский военный деятель, историк. Окончил Михайловское артиллерийское училище в Петербурге (1841) и Академию Генштаба (1852). Полковник Генштаба (1855). Будучи противником самодержавно-крепостнического строя, выехал в 1856 г. за границу и поселился в США, где был известен как Турчин Джон Безил. В письме к А. И. Герцену (1859) подверг острой критике американскую демократию. Участвовал в Гражданской войне 1861-1865 гг. в США на стороне Севера. Бригадный генерал (1863), участник рейда в Алабаму, сражений при Чаттануге и Чикамоге. В 1865 г. издавал в Чикаго военно-политическое обозрение «Милитэри рамблс», в котором отстаивал революционные методы борьбы с рабовладельцами.

1823
Александру (Адольф) Флехтенмахер
Румынский композитор, дирижер, скрипач немецкого происхождения

1824
Петер фон Корнелиус
немецкий композитор и музыкальный критик. Ученик З. Дена. Представитель Веймарской школы (главой которой был Ф. Лист). В Веймаре под управлением Ф. Листа была поставлена его опера «Багдадский цирюльник» (1858), позднее признанная лучшей немецкой комической оперой 19 в. Среди нескольких опер - комическая "Багдадский цирюльник" (1858). В песнях (в т. ч. цикле "Рождественские песни", 1856) - черты позднеромантического стиля.

1829
Пауль Шютценбергер
французский химик, член Парижской АН (с 1888). Учился в Страсбургском университете (доктор медицины, 1855). В 1876-1897 гг. - профессор Коллеж де Франс. Основные направления научных исследований - химия высокомолекулярных соединений, биохимия и химия красителей. Выделил ксантопурпурин, псевдопурпурин, карминовую кислоту. Открыл карбонильные соединения платины. Получил циангидрины глюкозы и левулезы и гидролизовал их до кислот, что в конечном счете привело к созданию метода доказательства структуры сахаров. Получил (1869) ацетилцеллюлозу действием уксусного ангидрида (при 180 градусов Цельсия) на целлюлозу. Сформулировал (1875) уреидную теорию строения белков. Президент Французского химического общества (1871, 1872, 1885).

1835
Хосе Уайт
кубинский скрипач, композитор и педагог. Совершенствовался во Франции. Директор императорской консерватории в Рио-де-Жанейро; выступал как дирижер с оркестром основанного им Общества концертов классической музыки. С 1888 г. жил в Париже. Автор скрипичных сочинений (в т. ч. хабанеры «Прекрасная кубинка»).

1837
Ханс фон Маре
немецкий живописец. Учился у К. Штеффека в Берлине (1854- 1855). В 1864-70 и с 1873 жил в Италии. Под влиянием искусства итальянского Возрождения обратился к монументально-декоративной живописи, добиваясь жизненной конкретности изображаемого (фрески Зоологической станции в Неаполе, 1873-74). Разделяя эстетические взгляды А. Хильдебранда и К. Фидлера (т. н. неоидеализм), Маре стремился в аллегорических образах воплотить мечту о "золотом веке" человечества, добивался выразительности чисто пластических элементов своих произведений ("Золотой век", 2 варианта, 1879-85). Его поздние сюиты-триптихи на мифологические темы отличаются ясным распределением основных масс, мерной ритмикой форм, известной звучностью колорита; плоскостностью композиции и контурной линеарностью они предвосхищают живопись "модерна". Вместе с тем тяготение к абстрактному, построенному на ассоциациях с классическим искусством, художественному идеалу вносит в произведения Маре элемент холодной отвлечённости ("Суд Париса", 1880-81; "Геспериды", 1884-87).

1845
Гюстав Адор
глава государства Швейцарии (1919-1919)

1845
Георг I
король Греции в 1863-1913 гг. из династии Глюксбургов. Вступил на престол по настоянию Англии, поддержанной Францией и Россией. Добивался создания Великой Греции за счет присоединения территорий соседних государств.

1847
Ичилио Гуарески
итальянский химик-органик. Окончил университет в Болонье (1870). С 1879 г. – профессор Туринского университета, с 1881 г. – директор «Химической энциклопедии» в Турине. Основные научные исследования относятся к органическому синтезу. Изучал химию аспарагина, птомаинов, производных нафталина. Открыл (1896) реакцию получения пиридиновых соединений. Выяснил (1905) возможность замены в этой реакции циануксусного эфира амидом ауетоуксусной кислоты. Занимался также аналитической химией и историей химии.

1851
Эдуар Кастельно, виконт де Кюрьер
французский генерал. Участник франко-прусской войны 1870-1871 гг. С 1911 г. - 1-й помощник начальника Генштаба и с 1913 г. - член Высшего военного совета, участвовал в разработке плана стратегического развёртывания войны с Германией. Во время первой мировой войны командовал армией, группой армий во Франции, с декабря 1915 г. до середины 1916 г. - начальник штаба главнокомандующего французской армией Ж. Жоффра. В 1919-1923 гг. - депутат Национального собрания Франции и председатель военной комиссии.


1854
Хосе Мария Рейна Барриос
гватемальский государственный и политический деятель, президент Гватемалы (1892-1898).

1854
Юлиус Эльстер
немецкий физик-экспериментатор. Учился в Гейдельберге и Берлине, в 1879 г. получил степень доктора философии Гейдельбергского университета. С 1881 работал в гимназии в Вольфенбуттеле. где проводил совместные исследования с Г. Гейтелем. Научные работы посвящены изучению электрических явлений в газах и атмосфере, фотоэлектрическому эффекту, радиоактивности, термоэлектронной эмиссии. Многие из их исследований были пионерскими. Построил первый фотоэлемент, первый фотоэлектрический фотометр. Высказал идею о превращении элементов в радиоактивных процессах. В 1887 г. открыл термоэлектронную эмиссию, в 1900 г. при исследовании атмосферного электричества заметил неизвестный источник ионов в воздухе и пришел к выводу о существовании излучения, способного непрерывно ионизировать газ.

1854
Вера Сергеевна Васильева (по мужу - Попова)
дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. Сценическую деятельность начала в 1872 (Калуга, труппа П. П. Павлова). В 1873 играла в Московском общедоступном частном театре. В 1874 дебютировала в Малом театре и в 1875 была принята в труппу. С большой искренностью, простотой, заразительной весёлостью исполняла роли молодых девушек, затем перешла на роли пожилых женщин. Остро характерная актриса, Васильева обладала чувством меры, избегала шаржа, преувеличений. Роли: Марина Федотовна ("Около денег" по А. Потехину), Графиня-внучка ("Горе от ума"), герцогиня Оливарец ("Дон Карлос" Шиллера), Мейер ("Цепи" Сумбатова), Звездинцева ("Плоды просвещения") и др.

1854
Викториано Уэрта
мексиканский военный, государственный и политический деятель, генерал. В 1903 г. участвовал в подавлении восстания индейцев майя на Юкатане. Во время Мексиканской революции 1910-1917 гг. ввел в 1910-1913 гг. военные действия против революционного крестьянства, руководимого Э. Сапатой. В 1913 г. возглавил мятеж против правительства Ф. Мадеро. Захватив власть (1913-1914), установил диктатуру, выражавшую интересы помещиков-латифундистов, клерикалов, английских империалистов. Потерпев поражение от революционных армий Ф. Вильи и Э. Сапаты, летом 1914 г. бежал из страны. В 1915 г. предпринял попытку мятежа против правительства В. Каррансы, действовавшего на части территории страны.

1858
Владимир Иванович Немирович-Данченко
российский режиссер, народный артист СССР (1936). Брат Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1870-х гг. - критик, с 80-90-х гг. - писатель, драматург, педагог. Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 г. основал Московский Художественный театр (куда вошли ученики его из Музыкально-драматического училища Московского филармоническое общества). Утверждал передовой современный репертуар, привлек в Московский Художественный театр (МХТ) А. П. Чехова, М. Горького. Ставил со Станиславским их пьесы. Значительные работы - «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1903), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1910), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Враги» М. Горького (1935), «Три сестры» А. П. Чехова. (1940), «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942). В 1919 г. основал музыкальную студию (с 1926 г. - Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, с 1941 г. - Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Написал пьесы «Новое дело» (постановка 1890), «Золото» (постановка 1895), романы «На литературных хлебах» (1891), «Старый дом» (1895), «Драма за сценой» (1896), повесть «Губернская ревизия» (1896). Государственная премия СССР (1942, 1943).

1858
Рамон Баэс Мачадо
доминиканский государственный и политический деятель, президент Доминиканской республики (1914-1914).

1859
Клавдия Владимировна Лукашевич
российская писательница. Некоторое время учительствовала. В 1880-е гг. начала печататься; писала исключительно для детей. Произведения отличались сентиментальностью, дидактичностью и схематизмом, но в то же время и любовью к детям, стремлением пробудить в них трудолюбие и любознательность. Популярными были произведения «Азбука – сеятель и первое чтение для школы и семьи» (1907), сборники рассказов «Босоногая команда» (1896), «Зернышки» (1899) и др., автобиографические повести «Мое милое детство» (1914) и «Жизнь пережить – не поле перейти» (1918); повесть о В. А. Жуковском и др.

1860
Уильям Горацио Бэйтс
создатель известной методики коррекции зрения без очков.

1860
Николай Оттович Эссен
русский адмирал (1913). Окончил Морской корпус (1880) и Морскую академию (1886). С 1902 г. в первой Тихоокеанской эскадре; командовал крейсером "Новик", с марта 1904 г. - эскадренным броненосцем "Севастополь", участвуя в обороне Порт-Артура. В 1906-1908 гг. начальник 1-й минной дивизии Балтийского флота. Был последователем адмирала С. О. Макарова; превратил минную дивизию в своеобразную школу, через которую прошло большинство командиров кораблей и соединений Балтийского флота. С 1908 г. - начальник соединённых отрядов Балтийского флота, с 1909 г. - начальник Морских сил Балтийского моря, с 1911 г. - командующий Балтийским флотом. Под его руководством был разработан план операций Балтийского флота в случае войны (создание системы минно-артиллерийских позиций в Финском заливе, взаимодействие с сухопутными войсками), который был осуществлён в начале первой мировой войны.

1862
Анри Пиренн
бельгийский историк. В 1886-1930 гг. — профессор Гентского университета (в 1919-1921 гг. — ректор), член Бельгийской королевской академии наук, литературы и изящных искусств. В центре его научных исследований находилась социально-экономическая история западно-европейского средневековья. Разрабатывая проблему возникновения и развития средневекового города и его институтов (книга "Города средневековья", 1927 г. в русском переводе "Средневековые города и возрождение торговли", 1941, и др.), он развивал теорию происхождения города из купеческого поселения; преувеличивал роль купечества и торговли в историческом процессе. Основным стержнем его фундаментальной работы "История Бельгии..." (1914, частичный русский перевод "Средневековые города Бельгии", 1937; "Нидерландская революция", 1937) является проблема возникновения бельгийской нации. Исходя из тезиса о единстве социально-экономического развития отдельных бельгийских областей, он доказывал истинное единство бельгийской нации и историческую закономерность существования бельгийского государства. Занял одно из ведущих мест в полемике, развернувшейся в медиевистике 20-30-х гг. по вопросу о характере перехода от античности к средневековью. Он создал концепцию экономического развития этого периода, исходя из своего представления о первенствующей роли внешней торговли в историческом процессе (окончательно оформлена в книге "Магомет и Карл Великий", 1937). Переломный момент в социальной жизни Западной Европы он связывал с арабскими завоеваниями 7-8 вв., положившими конец средиземноморской транзитной торговле между европейским 3ападом и Востоком; в результате с 8 в. основой экономической жизни становится натуральное хозяйство, городская жизнь замирает. С вытеснением арабов из Средиземноморья в 11 в. вновь возрождаются торговля и города. С развитием средневекового города он связывал и развитие капитализма, который определял очень расплывчато и первую стадию развития которого относил (во Фландрии и Северной Италии) уже к концу 11-12 вв.; соответственно модернизировал и социальные отношения средневекового города.

1863
Любомир Давидович
сербский и югославский политический деятель. Окончил естественно-математическое отделение философского факультета Великой школы в Белграде. Преподавал в гимназии в Ужице, Вране и Белграде, затем служил в Министерстве просвещения. В мае 1901 г. основал буржуазную Независимую радикальную партию. В 1904, 1914-1917, 1918-1919 гг. - министр просвещения. В 1905 г. - председатель Сербской народной скупщины. В 1919 г. основал буржуазно-демократическую партию. В 1919-1920, 1924 гг. возглавлял производство. После военного монархического переворота 6 января 1929 г. - в оппозиции. В середине 30-х гг. был одним из руководителей т. н. Объединённой оппозиции. Выступал за восстановление парламентаризма в стране.

1864
Сомерсет Калтроп
английский адмирал, командующий Средиземноморским флотом (1917-19), верховный комиссар в Константинополе (1918-19).

1865
Альбрехт (Альбрехт-Мария-Александр-Филипп-Йозеф)
немецкий фельдмаршал, герцог Вюртембергский, нанесший французам поражение в Арденнах (1914), первым применивший отравляющие газы (1915), наследник немецкого престола.

1866
Николай Федотович Мельников-Разведенков
украинский патологоанатом, академик АН Украинской ССР (с 1927). Окончил Московский университет (1889). В 1890-1902 гг. работал на кафедре патологической анатомии этого университета. Профессор кафедр патологической анатомии Харьковского (1902-1920), Кубанского (1920-1922) университетов, Кубанского медицинского института (1922-1925). В 1925-1930 гг. - директор основанного им Украинского патологоанатомического института, с 1930 г. - заведующий патоморфологическим отделом Украинского института экспериментальной медицины в Харькове. Основные научные работы посвящены изучению сибирки, эхинококкоза, актиномикоза, морфологических изменений при аллергии, истории патологической анатомии. Доказал возможность размножения эхинококка без промежуточного хозяина. Описал актиномикоз тронного мозга. Предложил метод и изготовления и консервирования анатомических препаратов с сохранением естественной окраски органов. Разрабатывал принципы бальзамирования.

1867
Кантаро Судзуки
премьер-министр Японии (1945-1945).

1867
Александр Фёдорович Иванов
российский оториноларинголог, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). Окончил физико-математический (1890), медицинский (1893) факультеты Московского университета. С 1911 г. - профессор Высших женских курсов. Организатор первого в России (1908) съезда отоларингологов, с 1914 г. - профессор оториноларингологии Московского университета (с 1930 г. - 1-го Московского медицинского института). Один из основоположников оториноларингологии в СССР как самостоятельной отрасли медицинской науки. Основные труды посвящены гистологии, анатомии и лечению болезней уха, горла и носа, хронического сужения гортани и др. Усовершенствовал и упростил методику многих операций, в т. ч. операцию ларингостомии. Создал крупную школу оториноларингологов.

1867
Мехмет Тевфик Фикрет
турецкий поэт и журналист. В 1888 г. окончил Галатасарайский лицей в Стамбуле. Служил в Министерстве иностранных дел, в 1894-1915 гг. преподавал турецкий язык и литературу в школе. Печатался как поэт с 1894 г. Был редактором журнала «Сервети-фюнун», печатал в нем статьи и стихи в защиту общественного назначения литературы; писал о тяготах жизни турецкого народа, полемизировал с приверженцами «искусства для искусства», осуждал деспотизм и фанатизм (цикл «Разбитая лютня»). Выступая против пантюркизма и панисламизма, ратовал за гуманизм и братство всех народов, защищал демократические завоевания (стихотворение «Пир грабителей», «Древняя история» и др.). Стихотворный цикл «Шермин» (1914). Один из крупнейших реформаторов турецкой поэзии.

1869
Фёдор Николаевич Крашенинников
российский ботаник, ученик К. А. Тимирязева. Окончил Московский университет (1893) и работал там же на кафедре физиологии и анатомии растений (с 1902 г. - доцент, затем профессор). В магистерской диссертации ("Накопление солнечной энергии в растении", 1901) доказал усвоение растениями солнечной энергии в процессе фотосинтеза и определил теплоту сгорания его продуктов.

1869
сэр Хью (Перси) Аллен
Английский органист, дирижер

1870
Митрофан Степанович Боднарский
российский географ. Ученик Д. Н. Анучина. Окончил духовную семинарию. Работал в банковской конторе в Варшаве. В 1900 г. выехал за границу, слушал лекции по естественным наукам в Парижском и Берлинском университетах. В 1906 г. поступил в Московский университет, который окончил в 1910 г. С 1912 г. преподавал в Московском университете (с 1925 г. - профессор). После Октябрьской революции читал также курс географии в Военной академии им. М. В. Фрунзе, в вузах Москвы, Иванова, Воронежа и др. Научные работы посвящены истории географии. Одним из первых начал изучать географические труды М. В. Ломоносова, исследовал ряд древнерусских географических сочинений, атласов и карт. Основные труды Боднарского освещают историю исследования Северного морского пути и историю русского землеведения. Принимал участие в создании Большого советского атласа мира, составил «Словарь географических названий» (1954).

1871
Сюсэй Токуда (наст. имя - Суэо)
японский писатель, действительный член Японской академии искусств (с 1937 г.). Был учеником Одзаки Коё. К первым произведениям относится роман "Новая семья" (1908). Его перу принадлежат романы "Плесень" (1911), "Распущенность" (1915), "Пепел" (1920), автобиографический роман "Под чужой личиной" (1938).

1872
Петр Юльевич Шмидт
российский зоолог. В 1895 г. окончил Петербургский университет. В 1906-1930 гг. - профессор Сельскохозяйственного института в Петербурге; одновременно читал курс ихтиологии в университете и работал (1914-1931) в Зоологическом музее АН СССР; в 1930-1949 гг. - учёный секретарь Тихоокеанского комитета АН СССР. С 1900 г. начал заниматься ихтиологией, в частности исследованием ихтиофауны Тихого океана. Участвовал в ряде крупных экспедиций, во время которых собрал богатые коллекции рыб. Первым дал очерк ихтиофауны русских территориальных вод на Дальнем Востоке, в котором высказал ряд теоретических соображений о её распределении и происхождении; ему принадлежат первая крупная работа по морским промыслам Южного Сахалина и ряд обзоров по многим группам рыб Тихого океана. Труды по общей биологии ("Анабиоз", 1948; "Миграция рыб", 1936, и др.); под его руководством издана "Малая биологическая энциклопедия" (1924).

1873
Семен Семенович Зимницкий
российский терапевт. В 1898 г. окончил Военно-медицинскую академию и в 1901 г. защитил докторскую диссертацию. Работал под руководством И. П. Павлова и С. С. Боткина. В 1902-1903 гг. совершенствовался за границей по терапии, физиологической химии, патологической анатомии, бактериологии и иммунобиологии; работал в лаборатории И. И. Мечникова. С 1906 г. - заведующий кафедрой частной патологии и терапии медицинского факультета Казанского университета и одновременно (с 1924) - кафедрой инфекционных болезней Казанского института усовершенствования врачей. Изучил клинику т. н. маньчжурского тифа (крысиный риккетсиоз). Предложил оригинальную функциональную диагностическую пробу почек ("проба 3имницкого") и диагностический метод двойного бульонного завтрака. Выдвинул теорию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Ряд работ посвящён клинике и лечению эндокардита, гипертонической болезни, почек, дискинезии желчевыводящих путей, туберкулёза и заболеваний лёгких.

1874
Екатерина Павловна Корчагина-Александровская
российская актриса, народная артистка СССР (1936). С детских лет выступала на сцене под псевдонимом ее родителей-актеров - Ольгина. На профессиональной сцене с 1887 г. Сыграла в провинции около 400 ролей. Среди них: Варвара («Гроза» А. Н. Островского), Лиза («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Елена, Настя («Мещане», «На дне» М. Горького). Обратила на себя внимание как талантливая исполнительница характерно-бытовых ролей. В 1904-1907 гг. в петербургском Театре Комиссаржевской, в 1907-1908 гг. в театре Н. Д. Красова, в 1908-1915 гг. в Театре Литературно-художественного общества. Исполняя роли «комических старух», раздвинула рамки амплуа, сочетая комедийность с глубоким драматизмом. С 1915 г. в Александринском театре. Роли: Домна Пантелевна, Улита, Галчиха («Таланты и поклонники», «Лес», «Без вины виноватые» Островского), Пошлепкина («Ревизор» Гоголя), Матрена («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Козлиха («Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина), Караулова («Чужой ребенок» В. В. Шкваркина), Демидьевна («Нашествие» Л. М. Леонова) и др. Снималась в кино.

1874
Адам Дидур
польский певец (высокий бас). Учился пению в консерватории во Львове, совершенствовался в Милане, где дебютировал в 1895 г. в театре "Ла Скала" и был его солистом до 1898 г. В 1899-1904 гг. пел в оперных театрах Варшавы и Львова, в начале 1900-х гг. - в Мариинском театре в Петербурге. В 1904-1914 гг. с успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах Европы, Северной и Южной Америки. В 1914-1932 гг. - солист "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. В 1945 г. организовал оперу в Бытоме (Силезия), был её первым директором, одновременно преподавал в консерватории в Катовице. Крупнейший оперный артист первой трети ХХ в. (выступал в течение 40 лет). Обладал огромным диапазоном голоса (пел и баритоновые партии), большим темпераментом и дарованием актёра. Лучшие партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Борис Годунов ("Борис Годунов" Мусоргского), Гремин ("Евгений Онегин" Чайковского), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини) и др.

1875
Даниил Порфирьевич Томашов
российский скрипичный мастер. Ученик П. Хилинского. С 1906 г. жил в Москве. Его инструменты были отмечены золотой медалью на выставке в Риме (1911).

1875
Отто Эндер
австрийский государственный и политический деятель, канцлер Австрии (1930-1931).

1877
Николай Алексеевич Рынин
российский учёный в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии. После окончания в 1901 г. Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же (профессор с 1921). При его участии в институте была создана одна из первых в России аэродинамическая лаборатория (1909) и организован факультет воздушных сообщений (1920), где он читал курс воздухоплавания. В 1928-1932 гг. издал «Межпланетные сообщения» - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов. Автор учебников по начертательной геометрии. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

1878
Нестор Александрович Смирнов
российский зоолог. В 1900 г. окончил Петербургский университет. Профессор Азербайджанского (1920-1923) и Ленинградского (1930-1938) университетов. С 1900 г. участвовал в исследованиях на Белом, Баренцевом, Каспийском, Чёрном и дальневосточных морях. Основные исследования по систематике, экологии, географическому распространению и промыслу морских млекопитающих; ряд работ по рыбам, птицам, млекопитающим Кавказа и Закавказья. Впервые поставил вопрос о возможности акклиматизации в СССР ондатры.

1878
Степан Прокофьевич Тимошенко
ученый в области теоретической и прикладной механики, академик АН УССР, иностранный член-корреспондент АН СССР. Основатель в США научной школы в об-ласти механики упругого тела. В 1920 г. эмигрировал из России, с 1922 г. в США. Автор фундаментальных трудов по прочности, устойчивости и колебаниям механических систем.

1879
Адам Владимирович Раковский
российский физикохимик, член-корреспондент АН СССР (с 1933). Окончил Московский университет (1903). С 1903 г. работал в Центральной химической лаборатории министерства финансов, в 1919-1941 гг. — в Институте чистых химических реактивов. С 1915 г. одновременно преподавал в Московском университете (с 1920 г. — профессор). Основные научные работы относятся к химической термодинамике. Изучал растворимость солей и равновесия в их водных растворах. Определил упругость паров разработки нового металлургического процесса разделения полиметаллических руд и их концентратов путем хлорирования. Исследовал гетерогенные равновесия при высоких температурах. Многие его работы посвящены решению практических задач химической промышленности, в частности вопросам очистки этилового спирта, производства реактивов.

1880
Дэвид Г. Келлер (Генри Сесил; Эми Уэрт)
американский писатель, физик и психиатр, автор романов "Дьявол и доктор", "Вечный конфликт", "Гомункулус", "Леди принимает решение", серий рассказов "Винг Лу", "Повелитель Корнуолла", "Пороки Сан-Франциско".

1881
Хуан Рамон Хименес
испанский поэт, нобелевский лауреат 1956 года «за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».

1883
Юбер Пьерло
граф, глава правительства Бельгии в 1939 — феврале 1945 (в мае 1940 — сентябре 1944 в эмиграции в Лондоне); один из лидеров Католической партии.

1887
Эрик Блор
американский актер.

1887
Луи Жуве
французский режиссёр, актёр, педагог. В 1911 г. начал сценическую деятельность в "Театр дез Ар". С 1913 г. работал в театре "Вьё коломбье", был ближайшим учеником и помощником Ж. Копо. В 1922-1934 гг. - актёр театра "Комедия Елисейских полей" (с 1924 г. - и руководитель), с 1934 г. до конца жизни (кроме 1941-1945) - театра "Атеней". Лучшая роль - образ Кнока ("Кнок" Ромена) - острая сатира на дельцов. Среди его лучших ролей также Жан ("Жан с Луны" Ашара), Дон Жуан, Тартюф ("Дон Жуан", "Тартюф" Мольера), Меркурий, Гектор ("Амфитрион 38", "Троянской войны не будет" Жироду). С 1913 г. снимался в кино: "Героическая кермесса" (1935), "Бальная записная книжка" (1937), "Северный отель" (1938), "Кнок" (1950) и др. Был профессором драматических классов Парижской консерватории.

1887
Лукреция Бори
испанская певица (сопрано). Ученица М. Видаля. С 1908 г. пела на сценах оперных театров Италии и Франции. В 1912-1915 и 1921-1936 гг. солистка театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

1887
Хуан Гри
испанский художник, представитель кубизма

1888
Джон Кромвелл
американский режиссер.

1888
Альфонсо Теха Сабре
мексиканский учёный. По образованию юрист. В 1909 г. - адвокат, затем сотрудник Национального музея археологии, истории и этнографии. В 1913-1914 гг. - депутат конгресса. В 1922-1924 гг. - издатель газет "Демокрасия" и "Универсаль". С 1925 г. - профессор уголовного права и истории мексиканского Национального автономного университета. В 1928-1934 гг. - член Верховного суда. В 1934-1940 гг. - генеральный директор департамента информации МИД Мексики. Был членом Академии истории, языка и литературы, Академии уголовного права Мексики и Академии истории Колумбии. Автор ряда исторических работ, важнейшая - "История Мексики..." (1951).

1888
Галатея Казандзаки
греческая писательница. Жена H. Казандзакиса. Первые произведения - повесть "Смейся, паяц" (1909), пьеса “Любой жертвой” (1911). В романе "Женщины" (1933), в сборниках рассказов "С 11 до часу дня", "Критические минуты" критика семейных и социальных отношений дана с демократических позиций. К произведениям 30-х годов относятся сборник драм "Занавес" (1959), сборник прозы "Умирающий мир и мир грядущий" (1963).

1888
J Arthur RANK
британский киномагнат.

1888
Фридрих Вольф
немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на фронте Вольф занял антимилитаристическую позицию. В годы войны вступил в Герм. социал-демократическую партию. Вольф - активный участник революции 1918. С 1928 - член КПГ. Первые пьесы В.: "Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин - 1921), "Чёрное солнце" (1920, Ольденбург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт - на - Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена), написанные в экспрессионистической манере, направлены против капитализма как источника войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит Вольфа к созданию реалистической народной трагедии из эпохи Крестьянской войны "Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в комедии "Человек во мраке" (1924, Эссен- 1927) Вольф вновь отдаёт дань экспрессионизму. В 1927 Вольф пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург - 1927). С момента вступления в ряды КПГ В. начинает борьбу за искусство, являющееся активным оружием в классовой борьбе, стремится в своём творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, которую таит в себе фашизм. Свои теоретич. взгляды Вольф изложил в статье "Искусство - это оружие" (1928), а практически воплотил в пьесах: "Цианистый калий" (1929, Группа молодых актёров, Берлин; 1930, б. театр Корша, Москва); "Матросы из Кат'таро" (1930, Народный театр, Берлин); "Тай Янг пробуждается" (1931, театр Пискатора, Берлин); "Парни из Монса" (1931, Берлин). Политической остротой характеризуются и пьесы, написанные Вольфом для рабочего агитпроптеатра. Среди последних особенным успехом пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая" (1932), "Где проходят фронты?" (1932) и пьеса "Крестьянин Бетц" (1932), поставленные на сцене руководимого Вольфом рабочего театра "Зюдвест". В 1933 Вольф эмигрирует из фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии он создаёт одно из лучших своих произведений: проникнутую острой ненавистью к фашизму и расизму пьесу "Профессор Мамлок" (1934, Еврейский театр, Варшава; 1934, Цюрих). Пьеса эта обошла многие прогрессивные театры мира (поставлена в Москве в 1935 в Театре им. МГСПС и в др. театрах СССР). На её основе в 1938 был создан одноимённый советской фильм. В 1934 Вольф переехал в СССР, где в том же году написал "Лауренсию" (свободная обработка "Овечьего источника" Лопе де Вera, 1934, Неметший театр, г. Энгельс). В 1935 В. создал драму "Флоридсдорф" о восстании венских рабочих в 1934 (1936, Театр им. E. Вахтангова, Москва). В СССР Вольфом написаны также пьесы "Троянский конь" - о борьбе немецких антифашистов (1935, Центральный детский театр, Москва), "Петер возвращается домой" - о судьбе немецкого военнопленного, обретающего вторую родину на Украине (1937, г. Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из гражд. войны в Испании (1937, не поставлена). В 1937 Вольф выехал из СССР для участия в боях за народный Испанию, но окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская пьеса "Корабль на Дунае" (1939, Берлинский театр им. Максима Горького, 1955). В 1939 Вольф был заключён вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне, где написал пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий театр, Берлин,- 1946). В начале 1941 В. с помощью Советского правительства удалось освободиться из лагеря и выехать в Москву. В СССР Вольф активно работал на радио и в печати, написал пьесы о Движении Сопротивления: "Патриоты" (1943, Кобург,- 1947), "Доктор Лилли Веннер" (1945, Хемниц), "Что человек посеет" (1945, Галле,- 1955). По возвращении на родину в 1945 Вольф написал пьесы: "Последняя репетиция" - о личных судьбах и обществ, долге деятелей искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о бессмысленной гибели немецкой молодёжи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр Анна" - о новом в жизни немецкой деревни, ставшей на путь демократизации (1950, Дрезден), исторической трагедию "Томас Мюнцер" (1953, Немецкий театр, Берлин). Вольф дважды удостоен Национальной премии - в 1949 и в 1950. В 1949-51 был первым послом ГДР в Польской Народной Республике. Для драматургии Вольфа после экспрессионистского периода характерна яркая политическая направленность, стремление ответить на злободневные проблемы современности, следовать подлинным фактам и документам. Вольф стремился раскрыть в первую очередь обществ, идеал персонажей своих пьес, классовую основу их характеров. Образам пьес Вольфа иногда недостаёт психологической глубины. Однако в лучших его пьесах социально-типические черты обогащают индивидуально-психологическую разработку характеров. Плодотворное овладение методом социалистического реализма, опытом советской литературы и театра позволило Вольфу стать одним из передовых драматургов Германии 20 в.

1888
Юрий Андреевич Желябужский
российский режиссер, оператор и сценарист. Окончил Высшую техническую школу. Работу в кино начал в 1915 г. помощником монтажера. В дни Февральской революции снимал демонстрацию рабочих, организованную Московским советом. В 1918 г. участвовал в съемках В. И. Ленина. Был автором сценария, режиссером и оператором фильмов «Новое платье короля» (по Х. К. Андерсену, 1919), «Война войне» (1920) и др. Поставил агитфильмы: «Дети – цветы жизни» (1919), «Домовой – агитатор» и «Гидроторф» (оба в 1920). Его лучшая операторская работа в этот период – фильм «Поликушка» (1922). В поставленной им сказке «Морозко» (1924), сатирической комедии «Папиросница из Моссельпрома» (1924), драме «В город входить нельзя» (1929) снимались К. Н. Еланская, В. О. Массалтинова, Б. Н. Ливанов, И. В. Ильинский, Л. М. Леонидов и др. Удачей также явился фильм «Коллежский регистратор» (1925, по А. Пушкину), в котором он был режиссером (совместно с И. М. Москвиным) и оператором. Руководил созданием первых советских мультипликационных фильмов «Приключения Болвашки» и «Каток» (оба в 19267). В 1946-1947 гг. снял цветные научно-популярные фильмы «Живопись Репина» и «Василий Иванович Суриков». Преподавал во ВГИКе (профессор кафедры операторского мастерства).

1889
Христо Ясенов
болгарский поэт. Учился в Софийском художественное училище. С 1919 г. вместе с К. Кюлявковым основал журнал "Нервен смях", где публиковал сатирические стихи, фельетоны; сотрудничал в журнале "Пламък" Г. Милева. После Сентябрьского восстания 1923 г. - член руководства Организации помощи жертвам белого террора, редактор её бюллетеней. Погиб в застенках софийской полиции.

1889
Эмиль Бруннер
швейцарский протестантский теолог. Профессор в Цюрихе с 1924 г. Представитель диалектической теологии. Выступая против либерального протестантизма XIX в. и возвращаясь к мировоззренческим основам Реформации XVI в., он противопоставил духу позитивистской научности - веру и откровение. Выступал как критик цивилизации XX в., обвиняя ее в гипертрофии технического интереса и в распаде человеческого духа, утерявшего бога и покинутого в мире вещей. В современном состоянии мира видел свидетельство его близкого конца.

1890
Владимир Модестович Брадис
российский математик-педагог, член-корреспондент АПН СССР (1955), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Окончил Петроградский университет (1915), профессор (1934), доктор педагогических наук (1957). В 1920-1959 гг. работал в Тверском институте народного образования. С 1959 г., после ухода на пенсию, руководил аспирантами, в 1965-1971 гг. был профессором-консультантом. Основные труды посвящены теоретической и методической разработке вопросов повышения вычислительной культуры учащихся средней школы. Его «Методика преподавания математики в средней школе» переиздавалась много раз и переведена на другие языки. В 1921 г. впервые вышли его «Таблицы четырехзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин», положившие начало популярным таблицам Брадиса.

1890
Иван Николаевич Филимонов
российский невролог, академик АМН СССР (1960). Окончил медицинский факультет Московского университета (1914). В 1927-1966 гг. — руководитель морфологического сектора Института мозга АМН СССР и одновременно заведующий кафедрами нервных болезней Украинского психоневрологического института в Харькове (1932-1936), 3-го, а затем 2-го медицинского институтов в Москве (1936-1941). Один из основоположников эволюционной нейроморфологии в СССР. Автор трудов по изучению структуры и развития различных участков коры головного мозга в сравнительном ряду животных и человека; особенностей эмбрионального развития головного мозга и архитектоники его коры. Предложил классификацию формаций коры больших полушарий головного мозга, концепцию мультифункциональности корковых структур и их вариабельности у человека и животных; сделал значительный вклад в развитие учения о локализации функций, клинико-морфологическое и клинико-физиологическое исследование центральной нервной системы.

1892
Сарра Дмитриевна Лебедева
российский скульптор-портретист. Член- корреспондент Академии Художеств СССР (1958), заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Училась в мастерских М.Д. Бернштейна, Л.В. Шервуда и В.В. Кузнецова (1910-1915). Участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Член Общества русских скульпторов (с 1926 г.). Работала главным образом для бронзы. Испытав в раннем творчестве воздействие импрессионизма, пройдя через увлечение кубизмом, с начала 1920-х гг. стремилась соединить художественные открытия этих течений с последовательно реалистическими принципами изображения (портреты Ф.Э. Дзержинского, 1925; А.Д. Цюрупы, 1927). Работам 1920-1930-х гг. присущи острый психологизм, выявление пластичной специфики индивидуального облика модели и живописно-динамичная трактовка материала, сохраняющая этюдную непосредственность (портрет В.П. Чкалова, 1936). Пополнила портретную галерею современников (портреты А.Т. Твардовского, 1943, В.Е. Татлина, 1943-1944; Б.Л. Пастернака, 1961-1963). Создавала серии портретных статуэток, фигурок для фарфора и фаянса, этюдов обнаженной натуры, делала опыты в области монументальной пластики и декоративно-прикладного искусства.

1893
Тамара Николаевна Вахвахишвили
грузинский советский композитор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1940). Музыке обучалась в Тифлисском музыкальном училище Русского музыкального общества по классам фортепиано (1912-16) и композиции (1917-21). В 1927 Вахвахишвили окончила Парижскую консерваторию. Заведывала музыкальной частью Театра им. Руставели (1922- 1926) и Театра им. К. Марджанишвили (1928-33). Автор музыки к балетам "Праздник Вакха" (1919), "Любовное зелье" (1920), "Спартак" (1937); музыкальной комедии "Дон Хиль Зелёные Штаны" по Тирсо де Молина (1924); пантомим "Иранская пантомима" (1914), "Солнце солнц", "Пожар" (1929; по сценариям К. Марджанишвили); музыки ко многим спектаклям (в т. ч. "Овечий источник" Лone де Вera, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Маскарад" Лермонтова и др.).

1896
Джузеппе Томази ди Лампедуза
итальянский писатель. Его перу принадлежит социально-психологический роман «Леопард» (издан в 1959).

1896
Альберто Хемси (Кикурель
Итальянский композитор еврейского (сефардского) происхождения родом из Турции

1897
Николай Леонидович Рубинштейн
российский историк, профессор (1938). Окончил Новороссийский университет (1922) в Одессе. В 1934-1859 гг. преподавал в вузах Москвы (с 1938 г. - профессор). В 1943-1949 гг. - заместитель директора по научной работе Государственного Исторического музея. Основные труды — по русской историографии, истории народных движений в Украине XVII в., социально-экономической истории России в XVIII в. - проблемы складывания капиталистического уклада и генезиса капитализма в России.

1897
Алексей Иванович Колосов
российский писатель, журналист. Начал печататься в 1917 г. В 1928-1956 гг. - специальный корреспондент газеты «Правда». Автор рассказов и очерков о преобразовании деревни, публиковавшихся в «Правде» и отдельными книгами: «В Сельской степи» («Обновленная степь», 1949), «Новое поле» (1951), «Как расцветала степь» (опубликовал в 1957) и др.

1897
Жюльен Каретт
французский актер.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку