-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108002
Комментариев: 6801
Написано: 116472


21 ноября родились...

Среда, 21 Ноября 2012 г. 07:47 + в цитатник
1645
Иоганн Лёнер (Johann Lцhner)
немецкий композитор. Родился в Нюрнберге. Он был органистом в Нюрнберге, в частности в Шпителькирхе (с 1682) и Санкт-Лоренце (с 1694) и сочинил для домашнего использования более чем 300 песен для голоса и континуо в фольклорном мелодичном стиле. Его наиболее значительные работы - Auserlesene Kirch- und Tafel-Music (1682), составленные с 12 работ для сольного голоса, двух скрипок и континуо. Из трех его известных опер сохранились только две коллекции арий. Умер в Нюрнберге 2 апреля 1705 года.

1689
Гойон-Мантиньон Жак I
монакский правитель, князь Монако (1731-1733 г.). Умер 23 апреля 1751 года.

Carlo_Innocenzo_Frugoni_by_Luigi_Rados (476x700, 107Kb)
1692
Карло Инноченцо Фругони (Carlo Innocenzo Frugoni)
итальянский поэт. Как младший сын, был отдан, против его желания, в монашескую конгрегацию, но, по просьбе кардинала Бентивольо, освобожден папой от монашеских обетов, и учился большей частью при дворе Франческо Фарнезе, герцога Пармского. Фругони писал во всех родах: поэмы, драмы, сонеты, оды, сатиры, послания и т. п., но не всегда подвергал критике свои произведения, вследствие чего они далеко не все представляют интерес в наше время. Чрезмерное богатство эпитетов и метафор, чересчур напыщенный стих, аффектированность и расплывчатость — главные недостатки Фругони; но именно эти свойства Фругони особенно нравились современникам и доставили ему славу главы Аркадийской школы (ее 3-ей манеры) и массу подражателей, которые довели его недостатки до крайних пределов. Фругони считается главой пармской школы поэтов. Умер 20 декабря 1768 года. Избранные сочинения Фругони ("Opere Scelte") изданы в 1782 г.

 (619x699, 132Kb)
1694
Вольтер (François-Mari Arouet de Voltaire; Франсуа-Мари Де Аруэ)
французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей. После многочисленных житейских передряг юный Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под именем Вольтер он и достиг славы. В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира. Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, «божественной Эмилией», в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, помимо литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню». В сентябре 1749 мадам дю Шатле неожиданно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь более не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с «королем-философом» внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей – если они не выходили за пределы частного разговора. Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей» (1753). Поскольку три года назад он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него теперь закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок Торне и еще один, более современный, – Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, «царил» в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых – и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. Вольтер – один из основоположников Просвещения, он – провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы Французской революции. В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778 года. Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем. Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743). Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Eptre Uranie, 1722) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; Рассуждение о человеке (Discours sur l'Homme, 1738–1739); Поэма о естественном законе (Рome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о «естественной» религии – тема в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание. Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), Век Людовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, 1756), сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования. Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским «законом трех единств» и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии. Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством. Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В стремительно развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (буквально «одни слова», «пустозвон»), внушавшего ему, вслед за Лейбницем, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». Мало-помалу, после повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины. Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь рядом с философом Панглосом, который, хотя и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгляд на мир; его небольшое общество составляют еще несколько персонажей. Все вместе они организуют неподалеку от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад», выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов «почему» и «для какой цели», без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь рассказ кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма. В коллекции радиофонда произведения писателя представлены записью радиоспектакля «Заира» по одноименной трагедии (в ролях: В.Стремовский, Г.Куликов, А.Покровская, А.Малкова, В.Сторожик, Р.Суховерко, О.Щетинин) и страницами философской повести «Кандид, или Оптимизм» (в переводе Ф.Сологуба) в исполнении С.Юрского и Г.Менглета (цикл литературных чтений). В собрании радиофонда имеется также запись радиопередачи о судьбе французского драматурга, философа, политика. Библиография: Собрание сочинений в 50 томах — Р. 1877—18824; Переписка Вольтера, там же, тома 33—504; Языков Д. Вольтер в русской литературе. 18794; Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. — Санкт-Петербург, 1870; Собрание стихотворений, перевод Курочкина. II, — Санкт-Петербург, 1869.; Вольтер М.-Ф. Кандид. — Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан — «Огонёк», 1926); Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919; Вольтер М.-Ф. Орлеанская девственница", в 2 томах, с примечаниями и статьями, 1927; Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. — Москва: Искусство, 1974; Иванов И.И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. — Москва, 1895. на сайте Руниверс; Засулич В.Вольтер. — Санкт-Петербург, 1909; Шахов А. Вольтер и его время. — Санкт-Петербург, 1912; Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — Москва: «Диалектика», 2007. — Страница 320. — ISBN 0-471-35066-4; Desnoiresterres G. Voltaire et la sociйtй du XVIII siиcle, 8 vv. — P., 1867—1877; Morley J. Voltaire. — London, 1878 (русский перевод. — Москва, 1889); Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses uvres. 4 vv. — P., 1889—1891; Champion G. Voltaire. — P., 1892; Strauss D. F. Voltaire. — Lpz., 1895 (русский перевод. — Москва, 1900); Crousle L. La vie et les uvres de Voltaire. 2 vv. — P., 1899; Lanson G. Voltaire. — P., 1906; Brandes. Voltaire. 2 vv. — P., 1923; Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. — P., 1886; Brunetiиre F. Les йpoques du thйвtre franзais. — P., 1892; Lion H. Les tragйdies et les thйories dramatiques de Voltaire. — P., 1896; Griswald. Voltaire als Historiker. — 1898; Ducros L. Les encyclopйdistes. — P., 1900 (есть русский перевод); Robert L. Voltaire et l’intolйrance rйligieuse. — P., 1904;
Pellissier G. Voltaire philosophe. — P., 1908.

 (523x699, 131Kb)
1718
Фридрих Вильгельм Марпург (Friedrich Willhelm Marpurg)
Немецкий музыкальный писатель, теоретик, композитор. Друг Г.Э.Лессинга, И.И.Винхельмана, Вольтера. Оказал большое влияние на развитие музыкально-теоретические и эстетические мысли эпохи Просвещения. Марпургу принадлежит разработка учения о фуге (на материале музыки И.С.Баха), проблем классической гармонии (популяризация системы Ж.Ф.Рамо), музыкальной темперации, музыкального восприятия и др. Известны его руководства по композиции, генерал-басу, игре на клавире. Периодич. издания Марпурга ("Historisch-critische Beytrage zur Aufrrahme der Musik", Bd 1-5, В., 1754-1778; переиздание - Hildesheim, 1970) дают широкую панораму музыкальной жизни того времени (хроника, биографии композиторов, обзоры книг, полемика и т. п.). Умер 22 мая 1795 года. Литература: Die Kunst das Clavier zu spielen., ., В., 1750, 1762, факсимильное переиздание - 1969; Abhandlung von der Puge., ., В., 1754, факсимильное переиздание - 1970; Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition., ., В., 1758, факсимильное переиздание - 1970; Versuch fiber die musikalische Temperatur., ., Breslau, 1776, и др.

 (545x699, 101Kb)
1753
Людвиг фон Кобенцль (Johann Ludwig Joseph von Cobenzl)
австрийский дипломат и государственный деятель. Родился в Брюсселе. В 1779-1800 гг. сначала посланник, а затем посол в России. Принимал участие в организации монархической коалиций против революционной Франции. Подписал Кампоформийский мир 1797 г. и Люнееильский мир 1801 г. С сентября 1800 г. - министр иностранных дел и государственный вице-канцлер, с сентября 1801 г. по декабрь 1805 г. - фактически глава министерства. Разгром союзной армии наполеоновскими войсками под Аустерлицем (2 декабря 1805) послужил причиной его ухода в отставку. Умер в Вене 23 февраля 1809 года.

 (550x699, 116Kb)
1758
Николай Петрович Николев
русский поэт и драматург, член Российской академии. По отцовской линии — родственник княгини Е.Р.Дашковой, которая и ввела его в общество самых высокопоставленных семей Екатерининского времени. Отец — генерал-майор Преображенского полка, происходил из дворянского рода, который вел начало от переселившегося в Россию в XVII в. французского полковника Д.Николь-Деманора; мать — купеческого сословия. Когда Николеву было пять лет, Дашкова обратила на него внимание и взяла на воспитание: было "прилагаемо особенное старание дать ему должные познания в математике и словесности, к чему он имел особенную склонность, и в продолжение своего воспитания сверх языка отечественного, столько успел в литературе французской и итальянской, что мог не токмо свободно объясняться в разговорах, но и писать на сих двух языках". Пятнадцати лет он был зачислен в гвардию. Благодаря Дашковой, Николев часто бывал у Паниных и в др. аристократических домах. Вместе с тем он любил совершать прогулки "на народные площади, гульбища, в ряды, бывал даже в местах, открытых для народных праздников". По свидетельству С.А.Маслова, Николев женился на княжне Е.А.Долгорукой на двадцать седьмой году, но, по записям в дневнике П.Лаврова, женитьбу Николева можно отнести к самому концу 1777 – началу 1778 (Русский архив 1878. No 8. Страницы 445, 448). Во время службы, очевидно в 1778, Николев находился в Крыму; возвращаясь курьером в Санкт-Петербург, он сильно простудился. В связи с этим ухудшилось его зрение, и он вышел в отставку в чине майора. Н. впосл. вспоминал, что его зрение стало слабеть с двадцати лет. Вскоре он почти ослеп, но активно продолжал заниматься литературой. По его собственным словам, он начал писать стихи с тринадцати лет. "Сатиру на развращенные нравы нынешнего века" Н. назвал своим "первым плодом", отнеся ее к 1770 и указав, что первая публикация "Сатиры..." (1777) была осуществлена "против его воли". Другие стихотворения ("Элегия", "Станс") датированы 1771. "Сатира к Музе" была написана "на шестнадцатом году сочинителя". К "Идиллии на восшествие Екатерины Алексеевны на престол" (1773) Николев сделал примечание: "Автор имел осьмнадцать лет, когда сочинил сию идиллию". В 1774 Николев опубликовал "Оду Екатерине Алексеевне на заключение славою увенчанного мира"; "Ода Екатерине II на торжество мира с Оттоманскою Портою 1775 года" названа в "Творениях" (1795. Часть 2) "второй одой автора". В 1770-е гг. Николев написал еще несколько традиционных похвальных од Екатерине II, приуроченных к придворным праздникам, "Стихи на возвращение из чужих краев <...> И.И.Шувалова" (опубликоваы в. 1779) и ряд стихотворений более камерного характера ("Послание к Танаисе" и др.). С 1770-х гг. Николев стал выступать как драматург. Его пьесы не равноценны по своему идейному и художественному значению: обращаясь к традиционным, большей частью заимствованным сюжетам, он по-своему разрабатывал их, стремясь отразить явления, характерные для рус. действительности, а также использовать драматургию как средство литературной борьбы. Свою первую комедию "Попытка не шутка, или Удачный опыт" (1774), написанную на сюжет пьесы Ж.-Ф.Пуллена де Сен-Фуа "Юлия", Николев посвятил Е.Р.Дашковой. Комедия Николева "Испытанное постоянство" (1776), представленная на домашнем театре князя П.М.Волконского, была посвящена княжне В.П.Волконской, принимавшей участие в спектакле. "Благородным героям" здесь были противопоставлены намеренно сниженные, комедийные характеры слуг. Пьеса была "много раз играна на прочих театрах" (Драматический словарь (1787)). В 1776 Николев написал комическую оперу "Розана и Любим". Текст первой редакции, существенно отличающийся от позднейшего печатного текста, сохранился в рукописи (Санкт-Петербургская Государственная Театральная Библиотека). Хотя Николев опирался на опыт французских авторов (Ш.-С.Фавара, Ф.-А.Филидора), ему удалось создать достаточно оригинальные образы русских крестьян, изображенных с явным сочувствием. В 1777 Николев отдал в театр текст пьесы, и в том же году он был положен на музыку И.И.Керцелли. Премьера, однако, состоялась в Москве лишь в 1778 (в Санкт-Петербурге - 17 декабря 1780); опера "была играна сряду четыре раза к отменному удовольствию публики, была много раз аплодирована" (Драматический словарь (1787)). Причиной задержки Николев считал несправедливое предпочтение, оказанное театральной дирекцией пьесам В.И.Майкова "Деревенский праздник" и "Любовник-колдун", "гораздо после "Розаны и Любима" сочиненным и на театр отданным", как писал драматург в предисловии к изданию "Розаны и Любима" (1781; 2-е издание 1787). Здесь же в особом "Объяснении" автор выразил недовольство "дурными представлениями", хотя отметил "прекрасную игру господина Ожогина", которая даже заставила его переработать первоначальный текст. В том же "Объяснении" и приложенном к изданию "Письме к Н.И.Новикову" нашла отражение полемика Николева с А.О.Аблесимовым и В.В.Капнистом, задевшим Николева в "Сатире I". "Розана и Любим" стала одной из излюбленных пьес в репертуаре Московского театра, где часто ставилась в течение более двух десятилетий. В июле 1778 в "вольном московском театре" состоялась премьера и др., написанной в 1777, пьесы Николева - "Приказчик, драматическая пустельга в одном действии. Сочинена в Москве" (музыка Ж.-Ф.Дарси, 1781). Здесь затрагивалась характерная для русской комедии XVIII в. тема "злого приказчика". В "драме с голосами" "Финикс" (1779) Николев одним из первых ввел в русскую драматургию "восточную тему", а в комической опере "Точильщик" (1780; поставленной в Москве 8 мая 1783), являющейся переработкой пьесы Филидора, использовал мотивы русских сказок. В 1782 Николев написал комическую оперу "Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия" (поставлена 15 декабря 1784; под названием "Опекун-учитель, или Любовь сильнее элоквенции" упомянута в издании: Драматический словарь (1787)). Тексты всех трех опер были напечатаны в "Российском феатре" (1788. Части 22-24), издававшемся по инициативе Е.Р.Дашковой, так же как и тексты ранее публиковавшихся комедий Николева: "Розана и Любим", "Приказчик", "Испытанное постоянство", "Попытка не шутка". Анонимная комедия "Победа невинности, или Любовь хитрее осторожности" (Российский феатр 1788. Часть 25) также приписывается Н.П.Н.Арапов упоминает комедию Николева "Сорока", которая якобы "имела большой успех", но др. сведений об этой пьесе не найдено. Скандальную известность приобрела комедия Николева "Самолюбивый стихотворец"; в ее главном герое Надмене современники узнали А.П.Сумарокова. Написанная еще в 1775 пьеса была поставлена лишь 26 июня 1781 в Санкт-Петербурге (опубликована: Российский феатр. 1787. Часть 15). А.А.Шаховской сообщает, что при представлении "в первый раз послышался в русском театре мстящий за Сумарокова свист. Говорят, что он раздался из ложи дочери его, К.А.Княжниной, и повторился во многих местах и многими зрителями, оскорбленными поруганием отца нашего театра" (Репертуар русского театра. 1840. Части 2. Страница 3). П.Н.Арапов передает: "Княжнина <...> послала своего сына Александра в парадиз, чтоб он свистнул по окончании спектакля; он это исполнил с некоторыми приятелями, публика поняла насмешку, свист усилился, и "Самолюбивого стихотворца" уже не давали". Арапов относит этот эпизод к 3 июля 1800, но более вероятно, что он произошел во время премьеры. Комедия ставилась в Придворном театре "неоднократно к удовольствию зрителей" (Драматический словарь (1787)). Известны многочисленные постановки пьесы с 1795 по 1800, а также 13 июля 1802 и 9 ноября 1804. Николев осмеял дочь Сумарокова в притче "Мартышка" и в эпиграмме "В уединение ко мне доходит слух...". В этой борьбе отразилось и литературное соперничество Николева с Я.Б.Княжниным, начавшееся в 1779-1781. Впоследствии Княжнин высмеял Николева в послании "От дяди стихотворца Колинева" (1787). В сатире некоего Арсеньева "Обед Мидасов", продолжавшей полемику Капниста с Николеве, о постановке "Самолюбивого стихотворца" говорилось: "Как игран был Надмен, глупцы все восхищались; Разумные, сердясь, нахальству удивлялись". Вопрос об отношении Николева к Сумарокову достаточно сложен, о чем свидетельствуют, в частности, принадлежащие Николеву "Письмо к Федору Григорьевичу Карину на преставление А.П.Сумарокова, из подмосковной 5 октября" и приложенная к нему эпитафия Сумарокову (1777). Впоследствии Николев переработал текст письма и эпитафии. Ф.Г.Карин написал ответное "Письмо к Н.П.Николеву о преобразителях российского языка" (1778), где были выражены взгляды, характерные для группы московских литераторов, которые объединялись вокруг Карина (А.С.Хвостов, Д.И.Хвостов, Д.П.Горчаков и др.). В "Письме" Карина с Николевым -комедиографе говорилось как о преемнике Сумарокова. По свидетельству С.Н.Глинки, и в последующие годы Николев был "лучшим другом Карина, навещал его почти каждый день". С помощью общительного Карина Николев поддерживал контакты со многими не только московскими, но и Санкт-Петербургскими писателями и деятелями театра, как свидетельствует, в частности, письмо Карина к Николеву от 13 августа 1781. Весной 1781 в связи с одной тяжбой Николев ездил в Санкт-Петербург, где с ним познакомился М.Н.Муравьев, лестно отзывавшийся о нем в письмах отцу и сестре 23 апреля и 17 мая 1781: "московский bel esprit", который "очень мил" (ГИМ, фонд 445, No 2, лист 4 об.; ИРЛИ, р. II, опись 1, No 261, лист 26). В 1781 Николев написал трагедию "Пальмира" (поставлена в Москве 3 мая 1783), а в 1784 - "Сорена и Замир". В письме от 20 марта 1784 И.А.Дмитревский просил Николева прислать их для представления в Санкт-Петербургском театре, упоминая о том, что "прекрасные сочинения" Николева в списках распространяются по городу. В 1783 Горчаков сообщал, что московская публика овацией встретила "Пальмиру", но в напечатанном по этому случаю стихотворном "Письме" к Николеву говорил и о нападках на пьесу "худых творцов", кипящих завистью. "Пальмира" "представлена была много раз с отменною удачею к чести сочинителя и актеров на московском театре" (Драматический словарь (1787)) и не сходила со сцены до 1806. А.А.Палицын упомянул "Пальмиру" в "Послании к Привете" (1807). Премьера "Сорены и Замира" прошла 12 февраля 1785 в Москве с большим успехом. Трагедия привлекла зрителей своим тираноборческим пафосом: аплодисменты раздавались "при резких выходках против тиранов и тиранства". В стихотворном "Письме к П.И.Панину" Николев упоминал, что Панин похвалил "Сорену" "при многолюдстве". Толки о пьесе вызвали опасения московского главнокомандующего Я.А.Брюса, который отправил текст трагедии Екатерине II, отметив наиболее смелые строки. По преданию, императрица дипломатично ответила на это: "Смысл таких стихов, которые вы заметили, никакого не имеют отношения к вашей государыне. Автор восстает против самовластия тиранов, а Екатерину вы называете матерью" (Русский вестник. 1810. Часть 10. No 4). После этого трагедия продолжала ставиться и была напечатана вместе с "Пальмирой" в "Российском феатре" (1787. Часть 5). Почитатели Николева стали называть его "творцом "Ссорены"". Постановка "Сорены" в январе 1810 вызвала весьма критический отзыв А.Ф.Мерзлякова, упрекавшего Николева в отсутствии исторического правдоподобия (Вестник Европы. 1810. No 3), но в защиту Николева выступил С.Н.Глинка (Русский вестн. 1810. Часть 10. No 4). В 1780-е гг. Николев продолжал писать торжественные оды ("Ода Екатерине на взятие Очакова", "Ода Екатерине на победу, одержанную над шведами" и др.), нравоучительно-философские стихотворения ("Сон, виденный могольцем в 1788 году") и дружеские послания (П.С.Гагарину, С.А.Волконскому). В "Стихах на смерть С.А.Волконского, принесшего жизнь свою в жертву отечеству 1788 года декабря 6 дня при взятии Очакова" (Московские ведомести 1788. 16 декабря No 103. Приблизительная перепечатка: Иртыш. 1790. Январь) с сочувствием говорилось о "страждущей сестре" Волконского Н.А.Пушкиной, муж которой М.А.Пушкин, сосланный в Тобольск, написал ответное "Послание к Н.П.Николеву" (опубликован: Николев Н.П. Творении. Москва, 1797. Часть 4). Очевидно, к 1780-м гг. относится и создание ряда песен Николева. Публикуя их тексты в "Творениях", Николев напечатал две песни, принадлежащие, по-видимому, его жене Е.А.Николевой (подпись - "сочинение Е.Н."). Одна из этих песен ("Ах, когда б я то предвидела...") датирована 1782. С 1787 Николев стал сотрудничать в "Новых ежемесячных сочинениях.". Анонимно он опубликовал здесь "Рассуждение о стихотворстве российском" (1787. Часть 10. Апрель), обосновывая свои отступления от орфографии в рифме (окончания "-ой" вместо "-ый" и др.) ссылками на авторитеты М.В.Ломоносова и Сумарокова. В 1789 под псевдонимом "Моисей Слепцов" Николев напечатал (Часть 34. Апрель) "Оду российским солдатам на взятие Очакова 1788 года, декабря 6 дня", стилизованную под разговорную речь (вместе с одой-пародией на В.К.Тредиаковского вошла в издание Николева "Две оды на взятие победоносным российским воинством города Очакова 1788 года, декабря 6 дня, сочиненные первая г. Т....м в царстве мертвых, вторая отставным солдатом Моисеем Слепцовым"). Первая из этих од получила широкую популярность. Говоря о "всем известной тогда пародии на Тредиаковского", С.Т.Аксаков знавший наизусть эту оду, только в 1812 при встрече с Н. узнал, кто ее автор. В 1791-1793 Николев поместил в "Новых ежемесячных сочинениях" ряд традиционных верноподданнических од, посвященных Екатерине II в частности "Оду императрице Екатерине Алексеевне за оказанную милость награждением сочинителя" (1791. Часть 58. Апрель). В том же журнале (1791. Частьб 60. Июнь) было напечатано нравоучительно-философское "Лирическое послание княгине Е.Р.Дашковой" (позднее под заглавием: "Лиродидактическое послание..."). Все эти стихи Николев. вызвали весьма иронические отзывы Н.М.Карамзина, который 1 июня 1791 писал И.И.Дмитриеву об одах Николев: "То-то поэзия! то-то вкус! то-то язык!". О "Лирическом послании..." Карамзин отозвался с еще большей иронией: "Это жесткое послание (и притом лирическое!!!) так натерло мой мозг, что он несколько часов был подобен болячке". В ноябре 1791 Карамзин поместил в "Московском журнале" (Часть 4. Ноябрь) краткую отрицательную рецензию на постановку в Московском театре стихотворной комедии Николева "Баловень, или Об заклад проигранная невеста" (поставлена в октябре - ноябре 1791). Карамзин сообщил Дмитриеву, что Николев "бесится" за этот отзыв. Самолюбивый Николев оскорбился и сатирой И.И.Дмитриева "Гимн восторгу" (Московский журнал 1792. Часть 7. Август). Карамзин, очевидно, захотел уладить назревавший конфликт и напечатал ставшую популярной песню Николева "Вечерком румяну зорю..." (Часть 7. Сентябрь; подпись - "Н.Н."). Текст песни сопровождался авторским указанием: "Сочинена в подмосковной, в сельце Усладе, по просьбе дворовой девушки, прозвищем Швея-Горемыка, живописцем, прозванным Сердце". В издательском примечании говорилось, что песня "сообщена от сочинителя". Тем не менее Николев остался одним из ярых противников Карамзина и Дмитриева. К началу 1790-х гг. Николев был уже маститым автором, избалованным похвалами. Д.П.Горчаков характеризовал Николева следующим образом в примечании к стихотворению "Он и я": "Лучший наш трагик, оставивший далеко за собою в сем роде господина Сумарокова и прочих и почти равняющийся с господином Ломоносовым" (Поэты-сатирики (1959). Страница 114). 21 января 1792 Николев был избран членом Российской Академии. Признание своих литературных заслуг Николев получил и у враждовавших с Карамзиным И.А.Крылова и А.И.Клушина, который писал Николеву 19 сентября 1793: "Оценять вашу оду и Сорену и отдавать справедливость почтенному их автору есть должность каждого, кто умеет чувствовать". Клушин обращался к Николеву с просьбой прислать его "творения" для "Санкт-Петербургсеого Меркурия" (1793). Николев не дал согласия на напечатание своего "Послания к Г-ву" (Д.П.Горчакову), но опубликовал в журнале оду "Суета славы мира" и песню "Полно, сизенький, кружиться...". Николев был среди подписчиков журнала, в котором (Часть 3) была помещена "Сатира" Горчакова, где Николев наряду с Ломоносовым провозглашался образцом для подражания. В "Творениях" Николева (1795-1798. Части 1-5) были помещены как ранее печатавшиеся, так и некоторые новые произведения. Издатель писал о сочинениях Николева: "Смело заключаю, что они принесут пользу и утешение разуму и вкусу как тонким изображением мыслей, нежностию чувствований, так и гармоническою приятностию". В части 1 были помещены духовные стихи Николева: переложения псалмов и др. В часть 2 вошли посвященные Екатерине II похвальные оды, хоры, мадригалы и пр. В части 3 было напечатано письмо "Автор к издателю", свидетельствующее о том, как были встречены "Творении". "Прежде нежели отпечатан был первый том вашего издания, - писал Николев, - как уже по единому слуху, что оно выходит, сочинены были на него епиграммы и сатиры, разными обинеками исковерканные". Далее Николев упоминал, что одни возмущались, как он осмелился перелагать те же псалмы, что Ломоносов и Сумароков; др. сочли его духовные стихотворения "затейливыми и непонятными"; третьи высмеивали "невразумительные" слова, употребляемые Николевым, в частности слово "ячность" (эгоизм). Своими главными врагами Николев считал "творцов касаточек и голубков", т. е. Дмитриева, Карамзина и писателей их окружения. В части 3 опубликованы философско-нравоучительные оды Николева и его "Лиродидактическое послание Е.Р.Дашковой", снабженное обширными "пополнительными примечаниями" автора. Здесь Николев подробно развивает свои эстетические взгляды: он полемизирует с литературными противниками-сентименталистами, высмеивает комическую оперу Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват"; безоговорочно восторгается поэзией Ломоносова, с похвалой отзывается о басенном творчестве Сумарокова, высоко ценит перевод "Илиады", сделанный Е.И.Костровым. Николев, поддерживавший с Костровым дружеские отношения, написал стихи "На смерть господина Кострова" (Приятное и полезное. 1796. Часть 12). Части 4 и 5 "Творений" были заняты разделом "Смесь", куда вошли стихотворения самых разных жанров (шутливые оды, сатиры, послания, басни, эпиграммы, преимущественно оригинальные, а также переводы из Н.Буало, Вольтера). "Собрание разных песен" открывается посвящением "российскому Шолью", т. е. Ю.А.Нелединскому-Мелецкому. Большой интерес представляют дружеские послания Николева, обращенные к Д.П.Горчакову, П.И.Панину, Н.М.Козловскому, Н.М.Голицыну и др. Написанные живым разговорным слогом, эти стихи во многом открывают частную жизнь поэта, рассказывающего о своем деревенском быте, о встречах с друзьями. Карамзин предпринял новую попытку сотрудничества с Николевым, пригласив его к участию в альманахе "Аониды". Однако на обеде у Карамзина по случаю начала издания между хозяином и Николевым произошел обмен некоторыми колкостями. В "Аонидах" (1796. Книга 1) Николев напечатал "Рондо Петру Первому". Эти стихи пародировал Г.Р.Державин ("На "Рондо Петру Великому""), относившийся к творчеству Николева весьма иронически. В ответ на выпады Николева против Карамзина М.М.Херасков написал в 1796 оду "Клевета" (Аониды. 1797. Книга 2). В письме к И.И.Дмитриеву от 16 августа 1796 Державин сожалел о том, что Херасков "связался" с Николевым, "который есть и будет всеми своими вздорами сам на себя сатира" (Державин. Сочинения (1864-1883). Том 6 (1871). Страница 55). Николев, со своей стороны, смотрел на Державина несколько свысока, называя его "поэтом внешней природы". Возможно, помня дружбу Николева с П.И.Паниным и зная поэта "из детства", Павел I относился к нему с "особенным благоволением"; он называл его "слепым ясновидящим", пользуясь загл. одноименной комедии М.-А.Леграна. При Павле Николев жил в Санкт-Петербурге, а с 1801 переехал в Москву, живя то в городе, то в своем имении под Москвой. Он постоянно интересовался театром, посещая московские спектакли. Устроив в имении собственный театр, поставил свою трагедию "Святослав". В журнале "Друг проcвещения" (1805. No 5) Николев поместил стихотворение "Пение добродетельной души, посвященное ей самой в лице княгини Е.Р.Дашковой" и предварявшие его стихи "Дактиль, коим автор просит позволения напечатать следующую за сим пиесу". Продолжая писать, Николев почти ничего не печатал, лишь изредка помещая стихи в "Русском вестнике" и "Сыне отечества". В архиве Д.И.Хвостова сохранился текст стихотворного "Послания князю Багратиону", принадлежащего Николеву и датированного сентябрём 1809 (ИРЛИ, фонд 322, No 62, листы 344-347). В 1811 Николев был принят почетным членом в Общество любителей российской словесности при Московском университете и избран почетным членом Беседы любителей русского слова. В начале 1812 с Николевым познакомился С.Т.Аксаков, подробно описавший свои встречи с поэтом. В доме Николеваон встречался с С.Н.Глинкой, Н.М.Шатровым, Я.Е.Шушериным, Н.И.Ильиным. Аксаков слушал, как Николев напыщенно читал отрывки из своей новой трагедии "Малек-Адель" ("Матильда"), "играя все лица разными голосами". Николев старался скрыть свою слепоту и читал наизусть собственные стихи, делая вид, что читает по рукописи. По свидетельству Аксакова, Николев "придавал великую важность своим примечаниям и весьма наивно говорил, что тут скрыта бездна знаний и учености и что одни примечания могли бы составить великую славу их сочинителю". Летом 1812 Николев в своей подмосковной деревне при известии о взятии 24 августа французской армией Смоленска произнес патриотическую речь, обращенную к крестьянам Верейской округи (опубликована в книге: Памятник друзей Н.П.Николеву. Москва, 1819. Страницы 34-43; также: Русский вестник 1819. Часть 1. No 23-24). Он помогал приходившим к нему раненым солдатам, "принимая, кормя, поя, леча и похороняя их". Вынужденный наконец оставить свое имение, он переселился с семьей в Тамбов. В письмах к Д.И.Хвостову от 28 ноября 1812 и 26 января 1813 Николев привел текст нескольких своих эпиграмм на Наполеона. После победы над французской армией Николев снова переселился в Москву. В 1813 здесь было напечатано его стихотворение "Чувствование по случаю кончины М.Л.Голенищева-Кутузова Смоленского". Событиям войны 1812-1814 посвящены стихи Николева, публиковавшиеся в "Русском вестнике" (1813. Часть 1. No 2; Часть 2. No 7), а также включенные в издание: Три лирические стихотворения. Москва, 1814. В последние годы жизни Николев написал значительное число произведений, оставшихся ненапечатанными: "Орфей", "София", "Малек-Адель" ("Матильда"); поэмы "Петр Великий", "Изгнанная простота" и "Зориада" (белым стихом); "Ода к отцу отечества" и др. Умер в Москве 5 февраля 1815 года. Уже после смерти Николева 2 ноября 1815 в Санкт-Петербурге состоялась премьера его комедии "Победа невинности, или Любовь хитрее осторожности" (рукопись: СПбГТБ, I.ХV.3.109, 10, 666). В кратком некрологе говорилось о Николеве более чем сдержанно: " Николев имел плодовитое воображение, но в сочинениях его не видно отличного вкуса и красот пиитических. Впрочем, он был весьма щедр и любил благотворить бедным" (Современный наблюдатель российской словесности. 1815. Часть 1. No 1). Друзья Николева несколько раз торжественно отмечали день его кончины. Эти собрания происходили в Москве в доме А.П.Татищевой (1816); у воспитанника Николева С.А.Маслова (1817); у Ф.И.Горяинова (1818). Активное участие в них принимали Н.М.Шатров, С.Н.Глинка. На собраниях читались неизданные произведения Николева, речи и стихи его памяти, исполнялись музыкальные сочинения на слова Николева. Почитатели Николева превозносили его литературные заслуги, называя поэта "русским Мильтоном". Считая сочинения Николева "слабыми и вялыми", М.А.Дмитриев, однако, отзывался о нем как о "человеке ума тонкого и остроумном". К.Н.Батюшкову, П.А.Вяземскому, А.И.Тургеневу и многим другим литераторам первой четверти XIX в. сочинения Николева представлялись безнадежно устаревшими, а сам поэт казался "какой-то литературной державой для суеверных поклонников печати" (Остафьевский архив. Санкт-Петербург, 1899. Том 2. Страница 176). Литература: Глинка С.Н. Письмо пожилого любителя отечественной словесности // Русский вестник 1810. Часть 10. No 4; Маслов С.А.: 1) Краткая биография Н.П.Николева // Сын отечества 1816. No 12; 2) Описание дружеского празднества в воспоминание Н.П.Николева // Сын отечества 1817. No 9 (подпись - цифровая криптограмма "200-40", т. е. "С.М."); 3) Воспоминание о Н.П.Николеве //Рус. вестн. 1818. No 3-4; Дашкова Е.Р. Письмо к Н.П.Николеву // Рус. правда: Лит. альм. Киев, 1860; Письма Н.М.Карамзина к И.И.Дмитриеву. Санкт-Петербург, 1866; Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. Москва, 1869; Державин. Сочинения (1864-1883). Том 6 (1883); Чебышев А.А. Н.П.Николев: (Историко-литературный очерк). Воронеж, 1891; Глинка С.Н. Записки. Санкт-Петербург, 1895; Архангельский А.С. Н.П.Николев и Фр.Сент-Фуа // Голос минувшего. 1916. No 3; Берков. Журналистика (1952); Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII в. Москва, 1953. Том 2; Три письма к Н.П.Николеву // XVIII век. Ленинград, 1958. Сборник 3; Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России: (От истоков до Глинки). Ленинград, 1959; Арзуманова М.А. Из истории литературано-общественной борьбы 90-х годов XVIII в.: (Н.П.Николев и Н.М.Карамзин) // Вестник ЛГУ. No 20. Серия истории, языка и литературы, 1965. Выпуск 4; Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания // Собрание сочинений: В 5 томах. Москва, 1966. Том 3; Альтшуллер М.Г. "Лиродидактическое послание" Н.П.Николева // Ученые записки ЛГУ. 1968. No 339. Серия филологических наук. Выпуск 72; Стенник Ю.В. Ломоносов и Николев // Поэтика и стилистика русской литературы. Ленинград, 1971; Поэты XVIII в. Ленинград, 1972. Том 2; Берков. История комедии (1977); История драматического театра. Тома 1-2 (1977); Борисов Ю.Н. "Горе от ума" и русская стихотворная комедия. Саратов, 1978; Заборов (1978); Русская литературная критика XVIII в. Москва, 1978; Степанов В.П.: 1) К истории литературных полемик XVIII в.: ("Обед Мидасов") // Ежегодник Рукописного отделения Пушкинского Дома на 1976 г. Ленинград, 1978; 2) Полемика вокруг Д.И.Фонвизина в период создания "Недоросля" // XVIII век Ленинград, 1986. Сборник 15; 3) Неизданные произведения Д.П.Горчакова // XVIII век. Ленинград, 1989. Сборник 16; Письма русских писателей (1980); Витковская Л.В.: 1) "Самолюбивый стихотворец" Н.П.Николева // Проблемы изучения русской литературы XVIII в. Ленинград, 1983. Выпуск 5; 2) Две редакции пьесы Н.П.Николева "Розана и Любим" // Проблемы изучения русской литературы XVIII в. Ленинград, 1984. Выпуск 6; Гнеушева Р.Д.: 1) К проблеме восприятия наследия "второстепенного" поэта конца ХVIII - начала XIX в. Н.П.Николева // Проблемы восприятия и оценки русской классической литературы: Сборник научных трудов. Ашхабад, 1983; 2) Н.П.Николев в литератрном. процессе 90-х гг. XVIII в.: (К постановке проблемы); "Лиродидактическое послание" и "Пополнительные примечания" к нему как эстетический манифест Н.П.Николева // Структура литературных. произведений: Межвузовый сборник Владивосток, 1983.

 (511x699, 167Kb)
1768
Фридрих Даниель Эрнст Шлейермахер (Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher)
немецкий теолог и философ, родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье реформатского капеллана. Учился в гимназии гернгутерской братской общины, в семинарии гернгутеров, а в 1787–1789 – в университете Галле, в 1794 стал пастором. Был домашним учителем, проповедником во многих церквах, а с 1804 – экстраординарным профессором и университетским проповедником в Галле. В 1809 Шлейермахер стал проповедником в берлинской церкви святой Троицы и профессором теологии в только что основанном Берлинском университете. Оба поста он занимал до конца жизни. Шлейермахер оказал сильное влияние на теологическую мысль несколькими своими трудами. Среди них – Речи о религии к образованным людям, ее презирающим (Ueber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern, 1799); Монологи (Monologen, 1800); Принципы критики существующих этических систем (Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre, 1803); Христианская вера по принципам евангелической церкви в систематическом изложении (Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhang dargestellt, 1821–1822; сам автор кратко называет данную работу Glaubenslehre, т.е. Вероучение или Догматика). В Берлине, этой цитадели немецкого рационализма, он сдружился с Людвигом Тиком, Фридрихом Шлегелем, Новалисом. В противовес рационалистам и вслед за романтиками он настаивал на необходимости нравственного совершенствования, рассматривая его как долг индивида по отношению к себе и к обществу и, одновременно, как процесс слияния индивида с Божеством. Талантливый оратор, Шлейермахер был, по-видимому, первым представителем романтизма в теологии, обратившимся к широкой аудитории. Умер Шлейермахер в Берлине 12 февраля 1834 года.

1772
Йозеф Трибензе (Josef Triebensee)
богемский композитор. Родился в Виттингау, ныне Тршебонь. Умер в Праге 22 апреля 1846 года.

 (548x699, 83Kb)
1785
Уильям Бомон (William Beaumont)
американский армейский хирург, первый человек, который смог наблюдать и изучать процессы переваривания пищи в желудке. Однажды молодого военного хирурга пригласили к больному, раненному в живот выстрелом из дробовика. Рана была «больше ладони взрослого мужчины». Больной Алексис Мартин не умер и Бомон в течение нескольких лет использовал этот свищ для исследования функции пищеварения. Он идентифицировал соляную кислоту как основной агент желудочного сока и раскрыл его пищеварительные и бактериостатические функции. Многие из его заключений по поводу регулирования секреции и подвижности желудка остаются актуальными и сегодня. Умер Уильям Бомон 25 апреля 1853 года.

 (550x699, 77Kb)
1787
Сэмюэл Кунард (Sir Samuel Cunard)
один из крупнейших судовладельцев XIX века. Родился в Галифаксе. Сын канадского лесоторговца Абрахама Кунарда. В 1808 году купил свое первое судно — парусную шхуну Уайт Оук С 1809 года управляющий компании «Абрахам Кунард и Сын, судовладельцы». Им был заключен контракт с правительством Великобритании на перевозку почты между Бостоном, Ньюфаундлендом и Галифаксом. К 1812 году компания владела флотом из 40 парусников. Во время войны 1812 года ушел добравольцем и дослужился до чина капитана. К 1837 году стал миллионером и отцом 9 детей (2/7). После того, как у себя на родине в Галифаксе Кунард достиг больших успехов в развитии судоходства, он отправился в метрополию и в 1839 основал вместе с рядом компаньонов пароходную почтовую компанию — «Бритиш энд Норт Америкэн Ройял Мейл Стим Пакет Компани» (British and North American Royal Mail Steam Packet Company (BNARMSPC)), впоследствии получившую его имя (ныне компания «Cunard Line»). При поддержке британского почтового управления в 1840 рейс парохода «Британия» из Ливерпуля в Бостон положил начало регулярному трансатлантическому грузопассажирскому пароходному сообщению. Будучи президентом компании основал приз — Голубая лента Атлантики. В 1859 за заслуги в развитии трансатлантическгого судоходства, Кунард получил от королевы Виктории рыцарский титул. Скончался в Лондоне 28 апреля 1865 года, после его смерти компания которой он руководил получила его имя и стала называться «Cunard Steamships Limited».

 (699x683, 114Kb)
1787
Брайан Уоллер Проктер (Bryan Waller Procter; псевдоним - Барри Корнуолл, Cornwall)
английский писатель. Родился в Лидсе. Сын фермера. По образованию юрист. Основная тема его "Драматических сцен" (1819, русский перевод 1837) в духе позднего романтизма — власть судьбы, сокрушающей человеческое счастье. Пользовалась успехом трагедия Проктера "Мирандола" (постановка 1821). Наиболее известный сборник Проктера — "Английские песни" (1832). На русский язык стихи Проктера переводили А.С.Пушкин ("Пью за здравие Мери..."), Д.Д.Минаев, М.Л.Михайлов и др. Умер в Лондоне 5 октября 1874 года. Сочинения в русском переводе, в книге: Гербель Н.В., Английские поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1875. Литература: Яковлев Н.В., Последний литературный собеседник Пушкина (Вари Корнуоль), в сборнике: Пушкин и его современники, выпуск 28, П., 1917; Armour R.W., Barry Cornwall, Boston, 1935.

 (512x699, 94Kb)
1791
Владимир Федорович Адлерберг
граф генерал-адъютант, генерал от инфантерии, главноначальствующий над Почтовым департаментом, министр двора и уделов. Родился в Выборге. Происходил из знатной шведской фамилии. Отец Владимира Фёдоровича, полковник Густав-Фридрих (Фёдор Яковлевич) Адлерберг, перешёл из шведской службы в русскую и вторым браком женился на Анне-Шарлотте-Юлиане (Юлии Фёдоровне) Багговут, бывшей впоследствии главной воспитательницей великих князей Николая и Михаила Павловичей. Это обстоятельство весьма сблизило Адлерберга с императором Николаем Павловичем, который всю свою жизнь питал к нему искреннюю, горячую дружбу. В.Ф.Адлерберг воспитывался в Пажеском корпусе. Произведённый 26 декабря 1811 г в прапорщики, Адлерберг в рядах лейб-гвардии Литовского (впоследствии переименованного в лейб-гвардии Московский) полка принял участие в Отечественной войне и в Заграничном походе, сражаясь при Витебске, Смоленске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, Люцене, Бауцене, Кульме, Лейпциге, Бриенне, Арси-сюр-Обе и под Парижем. Особенно отличился в сражении под Бородиным, а также в битвах при Люцене и Бауцене. В августе 1813 года произведён в подпоручики и в январе 1816 года — в поручики. Назначенный 14 мая 1817 г адъютантом к великому князю Николаю Павловичу, Адлерберг в июле того же года сопровождал его за границу для встречи августейшей невесты великого князя, принцессы прусской Шарлотты, впоследствии императрицы Александры Федоровны. В январе 1818 года произведён в штабс-капитаны, в августе 1819 года — в капитаны. В марте 1820 года Адлерберг был произведён в полковники и через три года назначен управляющим канцелярией генерал-инспектора по инженерной части. 14 января 1825 года Адлерберг был пожалован званием флигель-адъютанта. При восшествии на престол императора Николая I, 26 декабря 1825 г, утром, при первом известии о беспорядках в городе, Адлерберг привёз из Аничковского дворца в Зимний наследника престола. После этого Адлерберг был послан успокоить императриц и находился при их величествах до прибытия Николая I. После подавления восстания Адлерберг принимал значительное участие в трудах следственной комиссии по раскрытию деятельности тайных обществ и вообще по делу декабристов. Назначенный 6 апреля 1828 года директором канцелярии начальника Главного Штаба, Адлерберг сопровождал императора Николая I в действующую против турок армию и находился при нём при переправе через Дунай, при осаде Браилова, обложении Шумлы, осаде и сдаче крепости Варны, за что 7 июля произведён в генерал-майоры, с назначением в свиту Его Величества, а 11 октября пожалован и в генерал-адъютанты. С 1829 г. Адлерберг находился при государе во всех его путешествиях, состоя в должности начальника походной Его Императорского Величества канцелярии и члена военного совета (с 13 мая 1832 г.), председательствовал в особом комитете по устройству оружейных заводов и для составления положения об управлении ими (1835 г.); докладывал дела по учреждениям императрицы Марии и в 1836 году временно управлял военным министерством. 18 декабря 1832 года произведён в генерал-лейтенанты. За это время он был удостоен орденов святого Станислава 1-й степени (1829 г.), святой Анны 1-й степени (1829 г.), святого Владимира 2-й степени (1831 г.), Белого Орла (1835 г.), святого Георгия 4-й степени (13 декабря 1835 года, за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах, № 5094 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова) и святого Александра Невского (1837 г, алмазные знаки к этому ордену были пожалованы в 1841 г.). В 1841 г. Адлерберг получил в управление почтовый департамент, а по смерти князя A. H. Голицына утверждён (8 апреля 1842 г.) главноначальствующим над этим департаментом, за время управления которым им были сделаны в почтовом ведомстве многие преобразования, способствовавшие облегчению почтовых сообщений. Почти пятнадцатилетнее управление Адлербергом почтовым департаментом ознаменовалось, между прочим, введением в Российской империи почтовых марок. 22 октября 1843 г. Адлерберг был произведён в генералы от инфантерии, 19 апреля 1846 г пожалован ему орден святого Владимира 1-й степени, а в 1847 г он был возведён, с нисходящим потомством, в графское Российской империи достоинство. Во время Венгерской кампании 1849 года, по случаю отсутствия в Варшаве главнокомандующего действующей армией, генерал-фельдмаршала князя Паскевича, Адлерберг докладывал императору Николаю I дела оставшихся в Царстве Польском частей войск. 22 августа 1849 года Николай I собственноручно возложил на Адлерберга орден святого Андрея Первозванного при особом Высочайшем рескрипте. По смерти князя П.М.Волконского, 11 сентября 1852 года Адлерберг был назначен министром Императорского Двора, с оставлением в прежних должностях. По восшествии на престол императора Александра II граф Адлерберг, при Высочайшем рескрипте, удостоился получить украшенный бриллиантами портрет императора Николая І, а 20 апреля 1856 г состоялось назначение его командующим Императорской главной квартирой, 7 сентября он получил алмазные знаки ордена святого Андрея Первозванного, а 10 ноября он был назначен канцлером Российских императорских и царских орденов и министром уделов. Уволенный 13 января 1857 г, по прошению, от должности главноначальствующего над почтовым департаментом, граф Адлерберг 15 января был назначен членом Секретного (впоследствии Главного) комитета по крестьянскому делу и членом комитета для устройства быта крестьян: удельных, государственных, дворцовых и заводских. Получив, при особом рескрипте, 20 сентября 1859 года украшенный алмазами портрет с изображением императоров Александра II и Николая I, 26 декабря 1861 г, в день 50-летия службы Адлерберга в офицерских чинах, он назначен был шефом 25-го пехотного Смоленского полка и 5-й роты лейб-гвардии Московского полка, а в 1864 г — и шефом 85-го пехотного Выборского полка. 29 апреля 1870 г, по расстроенному здоровью (к этому времени он почти полностью потерял зрение), Адлерберг, был уволен от занимаемых им должностей, с назначением членом Государственного совета. 11 октября 1878 г, в день 50-летия службы в генеральских чинах, назначен 2-м шефом лейб-гвардии Московского полка. Скончался 20 марта 1884 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковом православном кладбище. Разнообразные и многосторонние занятия графа Адлерберга высоко ценились государями. Николай I, по духовному завещанию, назначил его своим душеприказчиком и оставил пенсию в размере 15 тысяч руб. «С моего детства, — сказано было в этом завещании, — два лица были мне друзьями и товарищами; дружба их ко мне никогда не изменялась. Генерал-адъютанта Адлерберга любил я, как родного брата, и надеюсь иметь в нем по конец жизни неизменного и правдивого друга…». Александр II, в данном на имя Адлерберга рескрипте по случаю восшествия на престол, говорил, что его родитель питал к графу Адлербергу беспредельную доверенность. «Пред Вами не имел Он душевной тайны, — говорится в этом рескрипте, — с вами делил Он радость и горе. Его чистая прекрасная душа не могла не оценить ваших высоких достоинств, и Он, любя вас, как человека, радовался, что в подданном своём нашел Себе друга…» Отто фон Бисмарк характеризовал Адлерберга: «… самая светлая голова из тех, с кем мне там приходилось встречаться, человек, которому недоставало только трудолюбия, чтобы играть руководящую роль». Имеются сведения, что граф Адлерберг долго вёл записки, рукопись которых, по повелению Александра II, поступила на хранение в надежное место. Записки эти должны, без сомнения, иметь ценное значение для истории времени Николая I и первых лет царствования Александра II. В 1817 г. Адлерберг женился на фрейлине, племяннице подруги императрицы Марии Фёдоровны, Екатерины Ивановны Нелидовой, Марье Васильевне Нелидовой. Их дети: Александр (1818—1888, генерал-адъютант, министр императорского двора), Николай (1819—1892, генерал от инфантерии, Финляндский генерал-губернатор), Анна (1821—1898, замужем за генерал-лейтенантом Н.А.Новицким), Василий (1827—1905, генерал-майор), Юлия (1829—1854, замужем за тайным советником, гофмейстером А.А.Ковальковым). Источники: Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Том I. Москва, 1940. Страницы 188—189; Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербургское товарищество И.В.Сытина, 1911—1915. — Том 1; Милорадович Г.А. Список лиц свиты их величеств с царствования императора Петра I по 1886 год. Санкт-Петербург, 1886; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896-1918; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869; Федорченко В.И. Свита Российских императоров. Книга 1. А—Л. Москва, 2005; Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801—1906: Биобиблиографический справочник. Санкт-Петербург, 2007.

 (469x698, 134Kb)
1794
Карл Христиан Траугот Фридеман Гебель (Carl Christian Goebel)
русский химик, фармаколог, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1833). Родился около Веймара, Германия. Учился в Йенском университете. Работал там же, в 1828-1851 гг. заведовал кафедрой химии в Дерптском университете. Научные работы относятся к общей химии и фармакологии. Организовал Фармацевтический институт при Дерптском университете (1834). Создал в Дерпте традицию чтения популярных лекций по химии для населения. Умер 8 июня 1851 года.

 (395x699, 95Kb)
1818
Льюис Генри Морган (Lewis Henry Morgan)
американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член Национальной Академии Наук США (1875). Морган родился близ Ороры (штат Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже (Скенектади). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее — также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем «Тот, Кто является Мостом» (между индейцами и белыми). Первый крупный труд Моргана, посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851) поныне остаётся важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах (основной из них — «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877, русский перевод, 2-е издание, 1934) Морган выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. Морган разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства, а каждый из них — на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, Морган фактически сумел отойти от него и, по словам Ф.Энгельса, «...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 36, страница 97). Вокруг концепции Моргана до сих пор идёт борьба между прогрессивным и реакционным течениями этнографической науки. Данные современной этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений Моргана требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет своё значение и продолжает развиваться марксистской наукой. Умер Морган в Рочестере 17 декабря 1881 года. Сочинения: Дома и домашняя жизнь американских туземцев, перевод с английского, Ленинград, 1934. Литература: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в книге: Архив Маркса и Энгельса, том 9, Москва, 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 21; Косвен М.О., Л.Г.Морган. Жизнь и учение, 2-е издание, Ленинград, 1935; Семенов Ю.И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, «Советская этнография», 1964, № 4.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку