-Цитатник

Манное рассыпчатое печенье - (1)

Замечательный рецепт, который буден выгодным в настоящее время для многих домохозяек. Ингредиенты вс...

Хотите в домашних условиях устроить себе выработку коллагена и эластина просто как у девочки??!!! - (0)

...

Мак крючком: описание - (0)

Материалы и инструменты Красная пряжа для лепестков (в данном случае YarnArt Tulip, 1...

Вязание спицами - Жакет с полочками частичным вязанием - (0)

Копилка - вязание и шитье! Автор этого чудесного жакета - Татьяна, работа выставлена на яр...

Схемы для вязания юбок - (0)

Среди такого множества схем, для вязанию юбок,  Вам обязательно понравится какая то из них. ...

 -Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 0
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (79708 место)
За все время набрано баллов: 72 (10676 место)

 -Метки

Коврик агротехника альбом аппликация баклажаны блог блоги блок блоки видео выкройка выкройки выпечка выращивание вышивка вязание вязание крючком газеты дача декупаж дети детская одежда дизайн дневник жакет женская одежда жилет журнал заготовки запекание здоровье игрушки идеи интерьер ирландское кружево кабачки капуста картинки картон квилт кекс книга комментарии корзинка коробка крючок лечение логопед лоскутная техника лоскутное шитьё мастер-класс молитва огород огурцы одежда описание оформление пасха печенье пирог платье плетение помидоры пост похудение праздник практика пэчворк раскрой рецепт рецепты рисование роспись рукоделие рулет сборка своими руками скрап скрапбукинг советы спицы схема схемы технология ткани торт трафареты узоры уроки фоны фото фотошоп цветы шаблоны шапка шарф шитьё шкатулка юбка яблоки

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Свято-Юрьев монастырь
Свято-Юрьев монастырь
21:58 31.10.2010
Фотографий: 10
Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:37 31.10.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Кипрские зарисовки
Кипрские зарисовки
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чайка-белая_птица

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2009
Записей: 3913
Комментариев: 3244
Написано: 10990


Люблю разглядывать иконы о Страшном суде...

Воскресенье, 07 Февраля 2010 г. 18:46 + в цитатник

 

 

Источник: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/sud/others/sud_tr.htm


Страшный суд

 

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в X–XI веках. В основу ее, наряду с текстами Откровения Иоанна Богослова, были положены евангельские притчи и некоторые ветхозаветные эсхатологические пророчества, а также житийные и апокрифические сочинения. Значительную роль в сложении иконографии “Страшного суда” сыграли эсхатологические поучения отцов Церкви, прежде всего Слова преподобного Ефрема Сирина, в которых были собраны воедино разрозненные свидетельства Священного Писания и церковного предания.

Композиция иконы разделена на четыре регистра.

Образ Христа – Судии в “славе”, нисшедшего с небес, располагается посреди второго сверху регистра. В правой руке он держит оливковую ветвь, а в левой – опущенный меч. По обеим сторонам от Христа представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающие к его стопам Адам и Ева, сидящие на престолах двенадцать апостолов с раскрытыми книгами и две группы ангелов, стоящих за ними (Мф. 19 : 28). От “славы”, окружающей Христа, берет начало огненная река (Дан. 7 : 9-10), заканчивающаяся в правом нижнем углу иконы изображением геенны огненной.

Страшный суд (2)

Под Христом располагается изображение Этимасии – престола, уготованного для Суда (Пс. 9 : 5-8). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее – закрытое Евангелие. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту. Евангелие указывает на подобие престола Ковчегу Нового Завета и напоминает об апокалиптической Книге Жизни (Откр. 5 : 1-3). Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр. 5 : 9-10). За престолом стоят два ангела с развернутыми свитками, а по обе стороны от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, – их изображают соответственно справа и слева от Христа (Мф. 25 : 31-46).

Страшный суд (2)

Праведники представлены в два ряда, по чинам святости: пророки, цари, мученики (вверху), святители, преподобные и святые жены. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд. В нижнем ряду сохранились три надписи: “жиды”, “эфиопы” и “немцы”.

Страшный суд (3)

В следующем регистре, под престолом, в небесном полукруге представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одеждах. Около этого изображения сохранился фрагмент надписи: “праведные [души] в руце [божией]” (Прем. 3 : 1).

Страшный суд (3)

Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами – несколько композиций на тему единоборства ангелов с бесами. В том же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение пророка Даниила. Справа, под грешниками, восставшими на Суд, – темный круг, внутри которого аллегорические изображения Земли с гробницей и Моря с кораблем, отдающих мертвецов (Откр. 20 : 13), а также – фигурки различных животных и рыб, которые выплевывают проглоченных ими людей.

Страшный суд (3)

По четырем концам Земли изображены четыре трубящих ангела, возвещающих о всеобщем воскресении и наступлении Страшного суда: “и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров” (Мф. 24 : 31).

Изображение воскресения мертвых на описываемой иконе, как и на более ранних русских иконах, как бы “вставлено” внутрь другого сюжета – трубящие ангелы, созывающие мертвых на Суд, воспринимаются одновременно с этим как олицетворения четырех ветров из видения Даниила (Дан. 7 : 2). Само видение четырех “погибельных царств”, на смену которым должно прийти Царство Божие, располагается в другом, меньшем по размеру, круге. Царства вавилонское, персидское, греческое – державу Александра Македонского и римское – Антихристово символизируют соответственно изображения льва, медведя, барса и зверя с десятью рогами. Сам Даниил и ангел, толкующий ему видение, представлены в круге, рядом с изображением рая.

Страшный суд (4)

В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлена Богоматерь на престоле между ангелами, а ниже – лоно Авраамово (Лк. 16 : 22), благоразумный разбойник (Лк. 23 : 39-43), райские врата с херувимом (Быт. 3 : 24) и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют апостолы Петр и Павел. За ними следуют святители, пророки, мученики и мученицы (вверху), преподобные и преподобные жены (внизу).

Справа представлен ад с сатаной, сидящим на звере и держащим на руках душу Иуды. Под ним – пещеры со сценами адских мучений. Между раем и адом изображен “милостивый блудник”, привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т.к. постоянно творил милостыню.

Страшный суд (4)

К числу уникальных иконографических мотивов, появляющихся лишь в поздней русской иконописи, относится прежде всего змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: “и вражду положу... между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3 : 15). На змее располагаются двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств – испытаний в различных грехах, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. Около некоторых из них сохранились надписи с названиями грехов: “зависть”, “убийство”, “сребролюбие”, “кощунство”, “пьянство”. Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют видение монахини Феодоры из византийского “Жития преподобного Василия Нового” (X в.) и русское “Слово о небесных силах”. Его появление на иконах “Страшного суда” соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния.

Страшный суд (1)

В верхнем регистре иконы располагается композиция “Отослание на Суд”, которая представляет собой также переработку видения пророка Даниила (Дан. 7 : 9-14). Она состоит из двух частей: справа в круге представлен сидящий на престоле Бог Отец с восьмиконечным нимбом и в белых одеждах, рядом с ним – Святой Дух в виде голубя. Бог Отец благословляет стоящего перед ним в овальной мандорле Христа. Надпись в круге поясняет эту сцену: “Господь Саваоф благослови Сына своего равнодетельнаго и сопрестольнаго судити живым и мертвым”. По центральной оси располагается еще одно изображение Бога Отца на престоле со Святым Духом в окружении девяти чинов ангельских. Справа от Бога Отца на престоле оставлено место для Христа.

 

Страшный суд (левое поле) В этом же регистре слева располагается изображение Небесного Иерусалима в виде города, обнесенного стенами со множеством башен и ворот. Внутри него, за восемью престолами, представлены святые по чинам: апостолы, мученики, преподобные, отшельники (юродивые), пророки, святители, мученицы и преподобные жены. Напротив, в правом верхнем углу иконы, – ангелы, свивающие небо в свиток (Откр. 6 : 14).

Вдоль левого поля иконы изображены крылатые монахи, возносящиеся в Небесный Иерусалим. Этот сюжет иллюстрирует видение египетского подвижника Иоанна Колова (V в.) и ряд других монашеских видений. Симметрично ему, вдоль правого поля, представлено низвержение с небес падших духов. Сочетание этих двух сюжетов, образующих своеобразное “обрамление” традиционной композиции “Страшного суда”, отражало распространенную в церковной литературе систему представлений, согласно которой праведники должны были занять на небесах место, освободившееся после отпадения десятого ангельского чина.

Развитие византийской иконографии “Страшного суда” на русской почве отражало стремление иконописцев к максимальной широте и универсальности идейного содержания этой композиции. Как традиционные сюжеты, так и новые, появившиеся в более позднее время, должны были свидетельствовать о промыслительной мудрости Бога – Творца и Спасителя и раскрывать всю историю Божественного Домостроительства – от Предвечного Совета до грядущего блаженства праведных в Царствии Небесном. Подобные тенденции были характерны для культурных процессов середины XVI века, когда происходило и окончательное сложение развитой иконографии “Страшного суда”.

Страшный суд (правое поле)

Л.Нерсесян


Nadya_art   обратиться по имени Вторник, 28 Сентября 2010 г. 14:25 (ссылка)
Да,почаще бы всем нам живущим поглядывать на эти сюжеты и мир бы стал точно другим,более добрее...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Октября 2010 г. 00:10ссылка
"Мир" в основе своей не верит в воскресение из мертвых((( Его устраивает, что он просто бездарно сгниёт в могиле. Ехала в поезде. С собой была книжка Д. Сысоева "Инструкция для бессмертных" Тему беседы он называл "Искусство умирать" Бабулька ходила по вагону искала чтиво. Я ей предложила с радостью. Сама думаю, если интересно ей будет и не успеет прочесть - подарю! И внутренне была уже счастлива. Думаешь стала она читать? Две страницы прочла... и перешла на какой-то журнальчик(
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку