Замечательный рецепт, который буден выгодным в настоящее время для многих домохозяек. Ингредиенты вс...
Хотите в домашних условиях устроить себе выработку коллагена и эластина просто как у девочки??!!! - (0)...
Мак крючком: описание - (0)Материалы и инструменты Красная пряжа для лепестков (в данном случае YarnArt Tulip, 1...
Вязание спицами - Жакет с полочками частичным вязанием - (0)Копилка - вязание и шитье! Автор этого чудесного жакета - Татьяна, работа выставлена на яр...
Схемы для вязания юбок - (0)Среди такого множества схем, для вязанию юбок, Вам обязательно понравится какая то из них. ...
Люблю разглядывать иконы о Страшном суде... |
Источник: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/sud/others/sud_tr.htm
|
Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в X–XI веках. В основу ее, наряду с текстами Откровения Иоанна Богослова, были положены евангельские притчи и некоторые ветхозаветные эсхатологические пророчества, а также житийные и апокрифические сочинения. Значительную роль в сложении иконографии “Страшного суда” сыграли эсхатологические поучения отцов Церкви, прежде всего Слова преподобного Ефрема Сирина, в которых были собраны воедино разрозненные свидетельства Священного Писания и церковного предания.
Композиция иконы разделена на четыре регистра.
Образ Христа – Судии в “славе”, нисшедшего с небес, располагается посреди второго сверху регистра. В правой руке он держит оливковую ветвь, а в левой – опущенный меч. По обеим сторонам от Христа представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающие к его стопам Адам и Ева, сидящие на престолах двенадцать апостолов с раскрытыми книгами и две группы ангелов, стоящих за ними (Мф. 19 : 28). От “славы”, окружающей Христа, берет начало огненная река (Дан. 7 : 9-10), заканчивающаяся в правом нижнем углу иконы изображением геенны огненной.
Под Христом располагается изображение Этимасии – престола, уготованного для Суда (Пс. 9 : 5-8). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее – закрытое Евангелие. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту. Евангелие указывает на подобие престола Ковчегу Нового Завета и напоминает об апокалиптической Книге Жизни (Откр. 5 : 1-3). Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр. 5 : 9-10). За престолом стоят два ангела с развернутыми свитками, а по обе стороны от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, – их изображают соответственно справа и слева от Христа (Мф. 25 : 31-46).
Праведники представлены в два ряда, по чинам святости: пророки, цари, мученики (вверху), святители, преподобные и святые жены. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд. В нижнем ряду сохранились три надписи: “жиды”, “эфиопы” и “немцы”.
В следующем регистре, под престолом, в небесном полукруге представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одеждах. Около этого изображения сохранился фрагмент надписи: “праведные [души] в руце [божией]” (Прем. 3 : 1).
Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами – несколько композиций на тему единоборства ангелов с бесами. В том же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение пророка Даниила. Справа, под грешниками, восставшими на Суд, – темный круг, внутри которого аллегорические изображения Земли с гробницей и Моря с кораблем, отдающих мертвецов (Откр. 20 : 13), а также – фигурки различных животных и рыб, которые выплевывают проглоченных ими людей.
По четырем концам Земли изображены четыре трубящих ангела, возвещающих о всеобщем воскресении и наступлении Страшного суда: “и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров” (Мф. 24 : 31).
Изображение воскресения мертвых на описываемой иконе, как и на более ранних русских иконах, как бы “вставлено” внутрь другого сюжета – трубящие ангелы, созывающие мертвых на Суд, воспринимаются одновременно с этим как олицетворения четырех ветров из видения Даниила (Дан. 7 : 2). Само видение четырех “погибельных царств”, на смену которым должно прийти Царство Божие, располагается в другом, меньшем по размеру, круге. Царства вавилонское, персидское, греческое – державу Александра Македонского и римское – Антихристово символизируют соответственно изображения льва, медведя, барса и зверя с десятью рогами. Сам Даниил и ангел, толкующий ему видение, представлены в круге, рядом с изображением рая.
В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлена Богоматерь на престоле между ангелами, а ниже – лоно Авраамово (Лк. 16 : 22), благоразумный разбойник (Лк. 23 : 39-43), райские врата с херувимом (Быт. 3 : 24) и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют апостолы Петр и Павел. За ними следуют святители, пророки, мученики и мученицы (вверху), преподобные и преподобные жены (внизу).
Справа представлен ад с сатаной, сидящим на звере и держащим на руках душу Иуды. Под ним – пещеры со сценами адских мучений. Между раем и адом изображен “милостивый блудник”, привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т.к. постоянно творил милостыню.
К числу уникальных иконографических мотивов, появляющихся лишь в поздней русской иконописи, относится прежде всего змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: “и вражду положу... между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3 : 15). На змее располагаются двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств – испытаний в различных грехах, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. Около некоторых из них сохранились надписи с названиями грехов: “зависть”, “убийство”, “сребролюбие”, “кощунство”, “пьянство”. Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют видение монахини Феодоры из византийского “Жития преподобного Василия Нового” (X в.) и русское “Слово о небесных силах”. Его появление на иконах “Страшного суда” соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния.
В верхнем регистре иконы располагается композиция “Отослание на Суд”, которая представляет собой также переработку видения пророка Даниила (Дан. 7 : 9-14). Она состоит из двух частей: справа в круге представлен сидящий на престоле Бог Отец с восьмиконечным нимбом и в белых одеждах, рядом с ним – Святой Дух в виде голубя. Бог Отец благословляет стоящего перед ним в овальной мандорле Христа. Надпись в круге поясняет эту сцену: “Господь Саваоф благослови Сына своего равнодетельнаго и сопрестольнаго судити живым и мертвым”. По центральной оси располагается еще одно изображение Бога Отца на престоле со Святым Духом в окружении девяти чинов ангельских. Справа от Бога Отца на престоле оставлено место для Христа.
В этом же регистре слева располагается изображение Небесного Иерусалима в виде города, обнесенного стенами со множеством башен и ворот. Внутри него, за восемью престолами, представлены святые по чинам: апостолы, мученики, преподобные, отшельники (юродивые), пророки, святители, мученицы и преподобные жены. Напротив, в правом верхнем углу иконы, – ангелы, свивающие небо в свиток (Откр. 6 : 14).
Вдоль левого поля иконы изображены крылатые монахи, возносящиеся в Небесный Иерусалим. Этот сюжет иллюстрирует видение египетского подвижника Иоанна Колова (V в.) и ряд других монашеских видений. Симметрично ему, вдоль правого поля, представлено низвержение с небес падших духов. Сочетание этих двух сюжетов, образующих своеобразное “обрамление” традиционной композиции “Страшного суда”, отражало распространенную в церковной литературе систему представлений, согласно которой праведники должны были занять на небесах место, освободившееся после отпадения десятого ангельского чина. Развитие византийской иконографии “Страшного суда” на русской почве отражало стремление иконописцев к максимальной широте и универсальности идейного содержания этой композиции. Как традиционные сюжеты, так и новые, появившиеся в более позднее время, должны были свидетельствовать о промыслительной мудрости Бога – Творца и Спасителя и раскрывать всю историю Божественного Домостроительства – от Предвечного Совета до грядущего блаженства праведных в Царствии Небесном. Подобные тенденции были характерны для культурных процессов середины XVI века, когда происходило и окончательное сложение развитой иконографии “Страшного суда”. |
Л.Нерсесян
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |