-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Olge_Gerda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.08.2005
Записей: 255
Комментариев: 651
Написано: 990


Символ и символическая реальность как основа поэтического мира Ф.И.Тютчева

Понедельник, 23 Января 2006 г. 17:22 + в цитатник
здесь лежит хорошо сокращенная версия моего диплома. доступно изложено, нет? вместо введения: работа защищена на кафедре Теории литературы, поэтому теория символа и выведение собственно литературоведческого аспекта толкования этого понятия в ней занимает 90%, поэзия Тютчева лишь иллюстрирует теоретические изыскания. теоретическая глава состоит из трех частей, в первой изложены аспекты толкования символа различными науками, во второй понятие символа отграничивается от сходных с ним и часто смешиваемых, в третьей выводятся понятия собственно литературоведческого аспекта толкования символа и символической реальности. более расширенная версия работы предусматривает рассмотрения символа в аспекте исторической парадигмы. но здесь эта информация опущена. а завершает работу практическая иллюстрация теоретического вывода исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СИМВОЛА
1. АСПЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ СИМВОЛА
1.1. Философский аспект толкования символа
1.1.1 Концепция А.Ф. Лосева и П.А. Флоренского
Символ в философии есть предельное обобщение смысла вещи. Всякое философское понятие является смысловым зародышем символа, считает А.Ф. Лосев. Философское понятие потенциально является смысловым обобщением, которое может быть в свою очередь разложено на бесконечный ряд значений.
А.Ф. Лосев дает определение категории символа: «Символ есть отражение, или, точнее говоря, функция действительности, сигнификативно данная как индивидуально-общий и чувственно-смысловой закон (или модель) с возможным разложением этой исходной функции в бесконечный ряд членов, из которых каждый в виду своей закономерной связи с другими членами ряда и с исходной функцией, является как эквивалентным всякому другому члену ряда и самой функции, так и амбивалентным по самой своей природе» (37, с. 10-11).
Концепция Лосева основывается на том, что символ вещи есть ее отражение в сознании, которое «несет в себе силу и мощь самой действительности» (36, с. 66), ее смысл. Причем такой смысл, который порождает саму вещь: полученное отражение вещи обрабатывается человеческим сознанием, в процессе осмысливания вещь или понятие приобретают значения. Символ как будто «понимает <...> объективную вещь, но в ее внутренней закономерности...» (36, с. 65).
Символ вещи есть ее обобщение: «та общность, которая имеется в символе, imlicite уже содержит в себе все символизируемое, хотя бы оно и было бесконечно» (36, с. 66). Имеется в виду общность бытия и в то же время такая общность, которая не утрачивает сути конкретной вещи. Скорее наоборот: символ - это обобщение до такого уровня, на котором конкретность вещи таит в себе бытийную мощь и силу мировой целокупности.
Символ это закон вещи, который «смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их эмпирическую конкретность» (36, с. 66). Смысловое развертывание символа отнюдь не хаотично, оно абсолютно закономерно, логично, несмотря на присущую ему сверхрациональность. Даже более: собственно символ и является закономерным развертыванием смыслов. Это принцип смыслового конструирования, механизм порождения, созидания смыслов. Символ вещи есть ее «структура, - пишет А.Ф. Лосев, - заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных проявлений этой структуры». (36, с. 66) Символ как вместилище силы и мощи бытия и сознания в их единстве порождает бесконечное число значений вещи.
Принцип смыслопорождения заложен изначально в структуре символа: это «внутренне-внешнее выражение» вещи или явления, такое диалектическое двуединство, при котором только возможно нераздельное и неслиянное существование форм внутреннего и внешнего. (36, с. 67) Через материальную и конкретную реальность являет себя реальность высшая, а символ представляет целостное единство одной и другой. Символ вещи представляет собою единораздельную цельность, определенным образом направленную. Он особым образом сохраняет внутри предметного образа всю полноту бытия. В силу этого означаемое равнодостойно означающему, неразрывно и в то же время неотождествляемо с ним.
Важным источником философской концепции символа А.Ф. Лосева являются идеи П.А. Флоренского. С его точки зрения, символ есть проявление Божественной сути в земной человеческой жизни.
«Бытие, которое больше самого себя, - писал П.А. Флоренский, - таково основное определение символа. Символ - это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и, однако, существенно через него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю». (11, с. 287)
Символизм Флоренского является энергийным. Две стороны бытия - внешняя и внутренняя - могут быть объединены между собой своими энергиями, оставаясь неслиянными и несводимыми одно на другое. И эта «связь бытий», «синэнергия, со-деятельность бытий», в которой «нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое». То есть символизм, или символическая реальность.
Суть концепции Флоренского в том, что символ - являет, открывает человеку Божественную, высшую реальность, первореальность. Она проявляется в каждой вещи и сквозь каждую просвечивает. Символ - это целостность вещи и высшей реальности: «В малейшей частности открывается целое, в его таинственной глубине, в его пленительном и радующем совершенстве. Все выражает целое, и целое - именно во всем, а не где-то рядом с ним ... оно есть живая связь своих органов, сердце своих, - своих именно, - явлений, - отнюдь не мертвых и не пустых, а наполненных жизнью таинственного первоявления сверхчувственной своей идеи» (51, с. 57). Для Флоренского символ - это протока к Богу в человеческой субъективности.
Он видит символ как завершенное в себе произведение искусства: «Если символ, как целесообразный, достигает своей цели, то он реально неотделим от цели - от высшей реальности, им являемой; если же он реальности не являет, то, значит, - цели не достигает, и, следовательно, в нем вообще нельзя усматривать целесообразной организации, формы, и, значит, как лишенный таковой, он не есть символ, не есть орудие духа, а лишь чувственный материал». (51, с. 65).
Символы в учении П. Флоренского играют роль механизма, созидающего мироздание, объясняют суть человеческого существа и его связи с мирозданием, являются способом и инструментом познания мировой реальности.

1.1.2. Философско-герменевтический аспект толкования символа. Концепция Г.-Г. Гадамера.
Г.-Г. Гадамер предваряет изложение своего концепта символа обращением к древности. В Древней Греции символом назывался черепок, служивший знаком дружеских отношений. Расставаясь с гостем, хозяин разламывал черепок надвое и одну половинку отдавал. Таким образом, складывая две половинки посуды, могли узнать друг друга люди, связанные дружескими отношениями в прошлом, или - их потомки. Актуален в этом смысле, с точки зрения Г.-Г. Гадамера, и платоновский миф об андрогинах, он указывает на аналогию встречи родственных душ и восприятия прекрасного в искусстве.
Легенда гласит, что в наказание за посягательство на власть богов люди были разделены надвое. «С тех пор, - заключает Г.-Г. Гадамер, - человек, лишенный целостности жизни и бытия ищет свою половину» (12, с. 298). Гадамер называет это символом человека. «Символ же, познание символического смысла предполагает, что единичное, особенное предстает как осколок бытия, способный соединиться с соответствующим ему осколком в гармоничное целое, или же, что это - давно ожидаемая частица, дополняющая до целого наш фрагмент жизни» (12, с 299). То есть обретение первоначальной целостности возможно через посредство символа.
Символ - связь между осколками бытия, которые жаждут воссоединения в гармоническое целое. По Г.-Г. Гадамеру, символ указывает на значение, актуализирует его и репрезентирует. Суть функции символа – репрезентировать смысл в произведении искусства, где человеку открывается «послание блага и гармонии» (12, с. 299).
Ключевыми в понимании символа Г.-Г. Гадамером являются слова «соответствование», «совпадение» и «встреча». Символ - это встреча с тем «нечто, именуемым mimesis, imitatio» (12, с. 299), подражание целостному началу первоединства и первотворца всего сущего, которое всегда присутствует в произведении искусства. Это встреча с Божественным началом, Божественной внутренней силой, которая овладевает художником, это встреча с гармонией и обретение ее человеком.
«Онтологическая функция прекрасного: перебросить мост через пропасть, разделяющую идеальное и реальное» (12, с. 280). Символ у Гадамера актуален именно как целостность в свете герменевтической традиции понимания прекрасного и его осуществления в искусстве. Через символ осуществляется целостность познаваемого мира. В произведении всегда присутствует идея, недоступная непосредственному созерцанию, но реализуемая посредством символа.

1.2 Семиотический аспект толкования символа
Ю.М. Лотман в работе «Символ в культуре» пишет, что «... символ определяется как знак, значением которого является некоторый знак другого ряда или другого языка. Этому определению противостоит традиция истолкования символа как некоторого знакового выражения высшей и абсолютной незнаковой сущности. В первом случае символическое значение приобретает подчеркнуто рациональный характер и истолковывается как средство адекватного перевода плана выражения в план содержания. Во втором - содержание иррационально мерцает сквозь выражение и играет роль как бы моста из рационального мира в мир мистический» (39, с. 212). Он обозначает возможность двух подходов - рационального и иррационального. Но оба эти подхода являются по сути своей семиотическими. В одном случае символ выступает как знак, в другом - как накопитель памяти культуры.
Специфика такого подхода заключена в том, что символ накапливает значения, в которых когда-либо выступал, - пронзая культуру по вертикали. Из одной исторической эпохи символ с присущим ему набором значений переходит в другую, где приобретает новые смысловые сопоставления и значения, не утратив прежних. Символ выступает как механизм памяти культуры: «как послание других культурных эпох (других культур), как напоминание о древних (вечных) основах культуры» (39, с. 211). В структуре символа, по Лотману, присутствует момент соединения разных знаковых систем семиосферы, охватывающей различные коды, языки, культурные миры, направления и виды человеческой деятельности. У Ю.М. Лотмана символ не только мост от одного уровня бытия к другому, но некая точка соприкосновения между миром действительным и виртуальным, реальным и надреальным, земным и высшим, кроме того - мост, соединяющий эпохи. Суть семиотического аспекта толкования понятия символа в следующем: у каждого искусства есть свой язык. Символы - знаки языков культуры - образуют семантическую сеть, посредством которой они несут суть вещи, от глубинных ее смыслов до сегодняшних значений.

1.3 Культурологический аспект толкования символа
Основоположником интерпретации символа в культурологическом аспекте является Э. Кассирер, автор труда «Философия символических форм». По Кассиреру, «У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. <...> человек живет <…> не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия - части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта». (21, с. 512 - 513).
Суть концепции Кассирера заключается в том, что символ есть человеческое конструирование. У человека возникла потребность в иной реальности. Восприятие вещей мира происходит опосредованно. Человеку необходимо символическое конструирование для осуществления себя. Символическая реальность обеспечивает ему возможности для творческого самовыражения.
Культура, по Кассиреру, - многообразие культурных артефактов, творчески порождаемых сознанием человека, и объединяемых в целостные образования - символы, это конструирование смыслов человеком. Символ есть выражение, воплощение форм человеческого духа, которые, собственно, и составляют культуру. Функция символизации - означения - представлена равным образом во всех формах духовной культуры: в языке, мифе, искусстве, религии, истории и т.д.
А что касается непосредственно искусства, концепция Э. Кассирера предполагает, что «Символические формы - основные функции духа, которым присуща изначально творческая, а не просто копирующая сила» (21, с. 522). По его мнению, художественное произведение - форма символической формы - самое совершенное выражение и воплощение высот человеческого духа. Художественное произведение создает образную реализацию, которая выявляет символическую «среду», реальность культурных смыслов, «символическое звено». По Кассиреру, наиболее значимой особенностью художественного произведения как формы символической формы является важность факта существования «межсубъективного статуса» этих смыслов - наличие символического звена.
Другой особенностью кассиреровского символизма является творческое осуществление и воссоздание эстетических явлений полноты бытия. В «символической функции» открывается способность человеческого сознания существовать посредством синтеза противоположностей внутреннего и внешнего. Дух, или человеческое сознание, может явить свое внутреннее содержание только через внешнюю материальную реальность.

2. ЧТО ЕСТЬ И ЧТО НЕ ЕСТЬ СИМВОЛ?
Я намереваюсь рассмотреть границы понятия символ и, в частности, представляющую принципиальный интерес попытку Е. Курганова отграничить символ от других так или иначе связанных с ним явлений и осмысляющих их теоретических понятий.
2.1 Символ и миф
Функционально миф и символ во многом схожи, но по главенству в истории европейской культуры миф предшествовал символу. Принципиальное отличие символа от мифа, с точки зрения Е. Курганова, заключается в том, что миф - это всегда сюжет, это всегда некое внешнее оформление концепции бытия. Символ же надсюжетен и гораздо более размыт, расплывчат, но он может вбирать в себя сюжеты.
Символ не может быть исчерпан. В идеале он неисчерпаем. Не быть исчерпанным в принципе и составляет его предназначение. Он существует, пребывая в своей неопределенности. Символ, который исчерпает свои значения, и тем самым получит определенность, перестанет быть таковым. Миф представляет собой самостоятельную реальность так же, как и символ. Мифотворчество возможно и сегодня, но лишь как игра воображения, а не как абсолютная реальность, миф архаичен, символ же еще работает в нашей культуре, символ - это обновление мифа на современном уровне состояния цивилизации. И в этом смысле символ мифологичен.
2.2 Символ и знак. Символическая и знаковая реальности.
Одной из характерных тенденций современного толкования символа является его полное противопоставление знаку, утверждение принципиально разных, параллельных друг другу реальностей: символической и знаковой. Так, с точки зрения Е. Курганова, символическая и знаковая реальности существуют как параллельные плоскости: между символом и знаком не действуют иерархические отношения. Они работают независимо, каждый в своей сфере. Знак предполагает рациональное отношение к языку, когда знак обозначает нечто по условной договоренности между людьми. Символ настроен на проникновение в глубинные смыслы, которые существуют сами по себе и не могут быть произвольно установлены человеком, они всегда мотивированы и могут быть общими для различных исторических эпох и культур.
Символ противопоставлен и тропам как разновидностям знаковой реальности. Метафоры, метонимии, аллегории и другие тропы строятся на переносе значений с объекта на объект. «Антитропная» природа символа основывается на том, что он не строится на переносе значений, а порождает смысл из самого себя. Хотя структура символа образная, она не сходна с типом образности тропов, она принципиально иная. Символ абсолютно устойчив и мотивирован, несмотря на то, что неясен и неопределен. Метафора неустойчива и одномоментна, она есть исключительно знаковая реальность, в силу этого совершенно определенная и четкая. Определенность метафоры условна. В рамках определенного текста она обозначает только что-то одно, но с легкостью может начать обозначать нечто совсем иное, чем прежде. Автор может перенастроить метафору по своему усмотрению. Иначе обстоит дело с символом: «Символ - это устойчиво неопределенная структура. Характер неопределенности символа имеет некую конфигурацию, и измениться никак не может. Если же этот характер все-таки изменится, то появится другой символ. Так что символ в своей неопределенности в высшей степени устойчив» (26, с. 122). Символ открывает суть вещи, знак же указывает на смысл, установленный волей человека.
Символ - форма, в которой значения оседают, накапливаются, и уже не изменяются. Но это не механическое и безразмерное накапливание значений, а накапливание закономерное. Структура символа призвана прозревать суть вещи. Значения накапливаются вокруг некоего смыслового центра, они будто окутывают истину, концентрируются вокруг нее, стягиваются. Истина не может быть названа непосредственно, она открывается в игре смыслов, приближается к человеку, просвечивает, но не открывается непосредственно.
Символ не сводится на знак, но в нем можно увидеть источник продуцирования знаков
Аллегория и символ. Аллегория только условно обозначает некое реальное явление, она иллюстративна, символ, напротив, при всем том, что он выражает некий общий смысл, реально существует: он обладает «совершенно материальным бытием, он веществен» (26, с. 72). Принципиальное отличие аллегории (и тропа в целом) от символа - в наличии самостоятельной реальности у последнего. «Символ всегда претендует на то, - пишет Е. Курганов, - что он представляет саму реальность, но только сгущенно-загадочную, такую именно реальность, которая до конца не может быть познана, не может быть исчерпывающим образом истолкована. И еще: символ - это реальность и одновременно модель реальности» (26, с. 85). Троп же вообще не обладает самостоятельным бытием.
Характерная особенность символа в том, что он «означает нечто только косвенным образом; он существует прежде всего ради самого себя, и лишь вторичным образом мы обнаруживаем, что он одновременно что-то означает» (26, с. 74). Возникает закономерный вопрос - а для чего, собственно, существует символ? Для выражения принципиально невыразимого.
В целом, символ - это спайка между материальным бытием и неким пластом смыслов. Спайка, которая соединяет видимый и невидимый миры, земной и высший, выразимое и невыразимое. Символ есть именно неразрывное единство предметного пласта и пласта высшего идеального смысла. Это неразрывное единство - напряженное соединение - образовывает живую реальность.
Целостность символа конкретизируется как взаимосвязь разных целых, каждое из которых имеет символическую природу. Как выражение «всеоживляющей связи» всего со всем в конкретном явлении символ и оказывается особенно актуальным для эстетического выражения полноты и целостности человеческого бытия в художественной реальности, которая одновременно оказывается реальностью символической.

3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ СИМВОЛА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
Реальность художественного произведения представляет собою сопряжение смысловых пластов, или связь реальностей. Посредством энергетики сопряжения, связывания смысловых полюсов предметного и сверхчувственного в художественной реальности возникает напряжение, которое способствует образованию «поля бесконечного смыслопорож-дения», бесконечного проявления сверхчувственной реальности в конечных и совершенно конкретных формах существования.
Реальность смыслообразования как символическая реальность существует за счет того, что жаждущие восстановления противоположности (полюса, или пласты реальности) существуют в непрерывном сопряжении, но не могут быть ни слиты воедино, ни сведены к чему-то одному. Механизм смыслового сопряжения (символическая реальность связей) - единственный способ их существования, или функционирования. Такая связь может быть осуществлена в художественном тексте и в художественном мире.
В этом смысле актуальна глубинная внутренняя связь символической и художественной реальности. Художественная реальность по сути своей сопрягающая. Символ - это «универсальная категория культуры, - пишет И. Лагутина, - определяющая систему отношений между реальным миром и сферой идеального смысла; особая парадоксальная структура, в которой совпадает смысл и его выражение» (27, с. 17). Парадоксальность И. Лагутина видит в том, что в нем совпадают «несопоставимые смысловые сферы»: материальное бытие и сферу идеального смысла.
«Символ в своем двуединстве внешнего и внутреннего сохраняет непостижимую сокровенную сущность - даже приоткрываясь нам во вполне конкретной и понятной чувственно-воспринимаемой форме» (27, с 19). Феномен «открытой тайны» (27, с. 19) кроется в сверхрациональном соединении несоединимого. Символ открыт для понимания, но его интерпретации бесконечны, принципиально неисчерпаемы. Символ существует как тайна, которая не может быть разоблачена, не может быть понята иначе, только как тайна (тайна, не предполагающая ясной разгадки). Или как нерасторжимое сопряжение смысловой реальности и буквальной, конкретной, которое не может быть сведено ни на одно, ни на другое.
По мнению С.С. Аверинцева, смысл, просвечивающий сквозь образ, соединяет множество пластов реальностей. Смыслы символических сцеплений все не только одномоментно присутствуют в художественном произведении, но и «переливаются один в другой», посредством этих сцеплений символ открывает «бесконечную смысловую перспективу» воспринимающему. (24, с 598).
Такая структура символа позволяет через один смысловой уровень увидеть, прозреть другой - более глубокий, увидеть сущность явления или вещи. Символ и есть переход из одного пласта смыслов в иной. Ирина Лагутина считает, что в основе всех попыток теоретизировать символ лежит «стремление описать механизмы, выражающие связь (переход) из сферы реального в сферу идеального и наоборот» (27, с. 19). То есть сверхрациональное соединение конкретно-чувственной реальности и сферы идеального смысла и есть символ.
Таким образом, символическая реальность, рассмотренная в литературоведческом аспекте, может быть определена как осуществленная литературным произведением художественная реальность связи Божественного и земного, идеального и реального, бесконечного и конечного, вечного и временного, идеальной полноты бытия и реального существования здесь и сейчас живущего человека. Эта символическая реальность конкретизируется как многообразие связей художественного мира и художественного текста, смыслообразующего события, о котором рассказывается, и структурного построения высказывания, состояния сознания и его словесного воплощения, авторского творческого созидания и созерцания, сотворческого восприятия читателя.
Символическая реальность, ориентированная на бытийно-смысловую целостность, вместе с тем обязательно предполагает определенную структуру текста и пространственную организацию художественного мира, конечного и человечески завершенного. Символ основывается на литературных и культурных традициях, он всегда формируется как индивидуальная целостность, опирающаяся на взаимосвязи всех элементов и всех уровней текстовой структуры, так что символическими оказываются каждая частица и каждый компонент целого. Атом и космос, деталь и мироздание предстают в символической реальности нераздельными и неслиянными. Именно в таком направлении мы попытаемся раскрыть во второй главе некоторые особенности символической реальности в лирике Ф.И. Тютчева.


СИМВОЛ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА Ф.И. ТЮТЧЕВА
Глубокая характеристика пространственной структуры символической реальности лирики Тютчева была обоснована в работе В. Кормачева «Проблемы поэтики Тютчева: художественное пространство»: «В своей предельной законченности эта структура может быть представлена в виде сферы с отчетливо различающимися ядром и оболочкой, находящимися в постоянном и противоречивом взаимодейситвии. <…> Они никогда не находятся в примиренном состоянии, создавая тем самым специфическое качество напряженной, болезненной дисгармонии в самой законченности тютчевского «мировоззренческого космоса». (29, с. 294 - 295). «Мировоззренческий космос» - это, действительно, одно из очень точных и глубоких определений символической реальности Тютчева в ее эстетическом, поэтическом выражении.
О Ф.И. Тютчеве сложилось представление как о самой ночной душе русской поэзии. «... он никогда не забывает, - пишет С. Соловьев, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания». (52, с. 114) Ночь - это центральный символ поэзии Ф.И. Тютчева, сосредоточивающий в себе разъединенные уровни бытия, мира и человека.
Ночь в творчестве Тютчева восходит к античной греческой традиции. Она дочь Хаоса, породившая День и Эфир. По отношению ко дню она - материя первичная, источник всего сущего, реальность некоего первоначального единства противоположных начал: света и тьмы, неба и земли, «видимого» и «невидимого», материального и нематериального. Ночь, восходя к античной традиции, не являет собою исключительно античное мифологическое ее понимание, но предстает в индивидуально-тютчевском стилевом преломлении. Вот один из примеров:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая oбъeмлeт,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Прежде всего, обращает на себя внимание бросающаяся в глаза внешняя «ленивость» поэтического мира стихотворения. Наречие «лениво» интенсивно подчеркнуто: употреблено трижды в первой строфе стихотворения. Вместе с тем даже само троекратное повторение этого наречия развертывает в воображении предельно динамичную, отнюдь не «ленивую» картину. Сквозь внешнюю «ленивость» проявляется колоссальная внутренняя напряженность, ритмико-интонационная динамика.
Художественный мир стихотворения переполнен движениями и внутренне противоречив.
Так, в первой строфе наречие «лениво» встречается три раза, соотносится с предикативными центрами «дышит полдень», «катится река», и «тают облака». А во второй эта часть речи употреблена только однажды - это наречие «покойно». Оно соотносится с предикативным центром «Пан дремлет». Здесь очень сильно противоречие: за Паном - шевелящийся хаос, наводящий панический ужас. В дремоте панического ужаса очевидна динамика космического масштаба.
С одной стороны, «Полдень мглистый» - это конкретная природа, это облака, река, туман, которые совершенно конкретно-чувственны. С другой стороны (во второй строфе) природа - это «пещера нимф» и дремлющий Пан. «Полдень мглистый» оборачивается «великим Паном», «Полдень мглистый» и есть сам «великий Пан». Оборачиваемость эта сочетается с несводимостью целого ни на одно, ни на другое. Диалектическое единство существования «полдня мглистого» и «великого Пана» в несводимости к одному конкретному смыслу и представляет собой символическую реальность. «Полдень мглистый» сам по себе - это противоречивый сгусток смыслов, очень мощно энергетически заряженный, где играют и оборачиваются друг другом хаос, темная и истинная основа мироздания, и покой, покрывающий этот страшный кишащий хаос, и делающий последний благовидным. Как и дремлющий Пан в своей основе невозможное соединение, но тем не менее осуществленное в поэтическом тексте, сгусток противоречий, накапливающий вокруг себя массу смыслов.
В последних двух строчках:
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
сконцентрирован смысловой центр стихотворения противоречивое единство невероятной динамики хаоса и покоя, одно в другом - динамика в покое, и покой в движении мироздания.
Выделенность «полдня мглистого» и «великого Пана» подтверждается и на ритмическом уровне. Во всем стихотворении эти строки выбиваются из общего ритмического строя:
Лениво дышит полдень мглистый
и
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Эти строки являются единственными полноударными.
«Полдень мглистый» как смысловой центр стихотворения предельно акцетирован на звуковом уровне: концентрация звонких и сонорных звуков, их в первой строфе больше, чем во второй. Во второй же строфе единственная строка, где глухие преобладают над звонкими (6 -7) - это:
И сам теперь великий Пан.
Звуковая выделенность «великого Пана» усиливается тем, что эта строчка следует за строкой:
Дремота жаркая объемлет, -
которая максимально насыщена звонкими - 10 против 3 глухих.
Полдень мглистый и дремлющий Пан - энергетически мощный сгусток противоречий, заряжающий и стягивающий смыслы вокруг себя. Это смысловой центр стихотворения. Этот сгусток содержит колоссальную энергетику, потенциально способную развернуться в символическую реальность со всей ей присущей полнотой бытия.
Оборачивающиеся друг другом «Полдень мглистый» и «великий Пан» как напряженное поле смыслопорождения обнаруживают свою причастность и внутреннюю связь с центральным тютчевским символом – символической реальностью ночи. Хаос как истинное лицо мироздания. открывается человеку в полноте своей силы только ночью. Кишащий и бушующий разлад между ночью и днем, хаосом и космосом, миром и человеком поэт чрезвычайно остро ощущает, он чувствует космических масштабов страх человека, утратившего первоначальную гармонию, первоначальное единство с тем миром, который теперь ему кажется враждебным и угрожающим. И поэт может об этом лишь писать, создавая смыслопорождающую реальность связей разъединенных частей мира: они оказываются в общении друг c другом в художественной реальности поэтического произведения. Своим творчеством поэт может восстанавливать утраченную гармонию» или по крайней мере прояснять дисгармонию в свете гармонической мысли и идеала.

here   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2006 г. 17:34 (ссылка)
буков много - песдетс!
но, асилил
поэтому я никогда и не любил предмет "русская литература"
;)
Ответить С цитатой В цитатник
я-Михаил   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2006 г. 17:52 (ссылка)
Ниасилил...

Как-нить потом
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2006 г. 17:53 (ссылка)
я засекала, его полчаса читать не меньше.
я поняла. как развлекательный жанр этот текст глубоко не годен
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2006 г. 21:46 (ссылка)
У Вас нет аккаунта на livejournal.com? А то у меня была бы громадная просьба поместить этот текст еще и здесь: http://www.livejournal.com/community/tiutchev/
Ответить С цитатой В цитатник
here   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 00:42 (ссылка)
10 мин.
вопрос не в этом.
это как осознание некой сути, размазанной по поверхности, бросающейся в глаза, но требующей объяснения.
как "сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы",
языком математика - зануды.
что рождает истину?
вино!

где-то так.
да и поздно уже.
поспать бы :)
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 09:58 (ссылка)
nevmenandr, случайно есть. я не сильна в интерфейсе ЖЖ. не разобралась, как я могу добавить этот текст в коммьюнити.
http://rediska-1.livejournal.com/
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:10 (ссылка)
Все довольно просто. Нужно залогиниться, пройти по вот этой ссылке: http://community.livejournal.com/community/join.bml?comm=tiutchev нажать там кнопочку "присоединиться к сообществу", а затем пройти вот по этой ссылке: http://www.livejournal.com/update.bml?usejournal=tiutchev и добавить запись в сообщество, так же, как и в Вашем ЖЖ, то есть с lj-cut, конечно.
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:39 (ссылка)
nevmenandr, что-то пока не получается войти в сообщество. страница недоступна. но позже я это сделаю. считаю необходимым отметить тот факт, что моим науным руководителем был Гиршман М.М. надеюсь, и останется им.
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:42 (ссылка)
и еще одно, nevmenandr, я вас отлично помню на Тютчевской конференции в Донецке.
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:42 (ссылка)
странно. Попытайтесь еще раз, обычно страницы недоступны всего по паре секунд.

А когда была юбилейная тютчевская конференция, Вы на ней присутствовали?


Михаил Моисеевич - очень достойный и уважаемый мною человек
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:45 (ссылка)
присутствовала. не пропустила ни одного выступления, но сама не выступала. сейчас мне сложно сказать, почему. очевидно, боялась. и Михаил Моисеевич ничего не мог с этим поделать.
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:45 (ссылка)
Ага, вот это как раз я и хотел спросить :) А я могу Вас помнить?
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:51 (ссылка)
Да, поначалу это бывает, но, преодолев страх, дальше идти уже легче.

Не пропустить ни одного было сложно, ведь было разделение на секции. Кого Вы слушали? Нас "Творчество Тютчева" или "Филологические и культурологические проблемы..."?
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:53 (ссылка)
nevmenandr, приятно видеть вас на этой странице. М.М. очень хорошо о вас отзывался, когда мы обсуждали конференцию.
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 12:57 (ссылка)
Мне тоже приятна встреча. Да, спасибо Михаилу Моисеевичу, мне лично он тоже сказал очень теплые слова и это много для меня значит. О конференции я даже пытался написать что-то, но не слишком удачно, на мой взгляд: http://community.livejournal.com/tiutchev/1039.html

если у Вас есть что добавить по впечатлениям - делайте комментарии!
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 13:24 (ссылка)
:) да, странно, для меня других секций как будто не существует. конечно, я слушала теорию. вряд ли вы меня можете помнить. молча сидела и даже вопросов не задавала. но пыталась как можно больше запомнить
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 13:53 (ссылка)
nevmenandr, кажется, первый ра я вас видела в Донецке, когда Тюпа приезжал. в 2002, наверное. было?
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 13:58 (ссылка)
нет, боюсь, что нет, в донецке я был только один раз, в 2003 и с Тюпой мне пересекаться никогда не доводилось
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 14:07 (ссылка)
в 2004 году я была единственной дипломницей Гиршмана. и дружба с Тютчевым началась с исследовательской работы "Образ ночи в поэзии Ф.И.Тютчева" еще в школе.
охотно могу опубликовать полный вариант дипломной работы. как раз сейчас его восстанавливаю.
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 14:09 (ссылка)
да, если это возможно, опубликуйте его, пожалуйста, в сообществе. Для начала.
Ответить С цитатой В цитатник
Olge_Gerda   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 17:56 (ссылка)
не могу сама запостить в сообщество. можете это сделать как смотритель. в ЖЖ текст проще, чем здесь.
Ответить С цитатой В цитатник
nevmenandr   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2006 г. 22:02 (ссылка)
Мне бы не хотелось делать это самому - в сообществе и так преизбыток записей, сделанных мной. В самом деле, почему-то страница, которая позволила бы присоединиться к сообществу пока недоступна. Вручную сам я Вас добавить тоже не могу. Будем надеяться, что эта техническая трудность будет преодолена и моя просьба остается в силе.

Посмотрите здесь: http://www.livejournal.com/manage/invites.bml
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени образ ночи в поэзии Ф.И.Тютчева Воскресенье, 16 Апреля 2006 г. 16:42 (ссылка)
Исходное сообщение Olge_Gerda
в 2004 году я была единственной дипломницей Гиршмана. и дружба с Тютчевым началась с исследовательской работы "Образ ночи в поэзии Ф.И.Тютчева" еще в школе.
охотно могу опубликовать полный вариант дипломной работы. как раз сейчас его восстанавливаю.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени образ ночи в поэзии Ф.И.Тютчева Воскресенье, 30 Апреля 2006 г. 18:08 (ссылка)
Исходное сообщение Olge_Gerda
в 2004 году я была единственной дипломницей Гиршмана. и дружба с Тютчевым началась с исследовательской работы "Образ ночи в поэзии Ф.И.Тютчева" еще в школе.
охотно могу опубликовать полный вариант дипломной работы. как раз сейчас его восстанавливаю.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку