Сначала давайте разберёмся, почему появляется муар.
Цветоделенные фотоформы при регулярном растрировании представляют собой повторяющуюся структуру растровых точек отстоящих друг от друга на равном расстоянии. Количество таких точек на единицу длины называют линиатурой растра. При наложении двух растровых структур друг на друга мы получаем новую растровую структуру, содержащую как суммарную так и разностную составляющую исходных растровых структур. Под муаром в полиграфии понимается ситуация когда разностная составляющая исходных растровых структур становится видимой при печати. На самом деле муар присутствует на оттиске всегда, но может быть как четко выраженным, так и практически незаметным. В идеальном случае, в четырехцветной публикации муар, как результат взаимодействия четырех растровых структур, вырождается в мало заметную круговую структуру - полиграфическую розетку. На предыдущих примерах она лучше всего заметна на красном канале (верхняя картинка).
(вольное изложение цитаты с
http://init.ekonomika.ru/init/STAT/muar/muar.html)
Соответственно, муар может присутствовать в полиграфическом отпечатке ещё до сканирования. И непосредственно само сканирование нередко добавляет муар в изображение. Взгляните на приведенную схему. Желтое поле с фиолетовыми точками имитирует типографский отпечаток с линейным растром. Черная сетка - линейку ПЗС элементов сканера и ее движение вдоль сканируемой области, т.е. мы видим через отверстия черной сетки то, что "видит" сканер посредством своих светочувствительных элементов. Поворот желтого поля относительно черной сетки - 5 градусов. Изменяя угол поворота можно добиться изменения частоты (периодичности) муаровой сетки. Чем меньше угол поворота линейного растра (желтого поля) относительно линейки ПЗС - тем крупнее ячейка муаровой сетки. Чем ближе угол поворота растра к 45 градусам, тем меньше размер муаровой ячейки. При повороте на 45 градусов муара не возникает совсем.
Казалось бы - вот оно, такое простое решение проблемы муара, берешь журнал, кладешь на сканер, поворачиваешь на 45°, сканируешь и "дело в шляпе"! Однако не всё так просто. Этот способ применим только для одноцветных типографских отпечатков, например газетных черно-белых. Только не забывайте, что линии растра газетных фотографий зачастую уже повёрнуты на какой-то угол (нередко на те самые 45°). Перед сканированием необходимо выяснить, на какой угол повернут растр типографского отпечатка, если необходимо, довернуть его до 45°, и можно сканировать. После сканирования останется только подавить растр на полученном изображении. Как выбрать фильтр, позволяющий убрать растр наиболее эффективно, читайте ниже.
С полноцветной печатью всё гораздо сложнее. Дело в том, что полноцвет обычно печатается в четыре краски (желтая, пурпурная, голубая, черная), растровые сетки которых при совмещении также могут породить муар. Чтобы снизить вероятность возникновения муара при совмещении типографских красок растровую сетку каждой краски поворачивают на определённый угол следующим образом: желтая (Yellow) на 0°, голубая (Cyan) на 15°, пурпурная (Magenta) на 75° и черная (blacK) на 45°. При таком раскладе удаётся добиться наименьшего муарового эффекта возникающего при печати. Приведенные значения углов поворота растра не являются единственно возможными, но на данный момент они наиболее распространены.
![](http://www.psd.ru/profi/moire/moire-shema.gif)