Перчаточная кукла - эскиз |
Эскиз
__________________________________________________________
Записи о детском творчестве постоянно переплетаются
с обращениями к взрослым людям. Может быть, эта путаница
затрудняет восприятие материала, и меня захочется
раздраженно лягнуть. Тогда попробуйте сами найти ту границу,
которая проходит между творчеством детей и взрослых.
Трудно сказать, кто заинтересуется этими страницами. Они
писались самому себе, тому молодому парню, который был
одержим куклами, и собирал по крохам все, что касалось
секретов их изготовления. Редко в каком деле требовалось
владение столь сложным ремеслом, а сочетание изобразительного
искусства, театра и таинственной механики, просто, кружило ему
голову. «Куклы, как и кошки, всем интересны!» Это слова моего
хорошего друга, без поддержки которого я бы ничего не писал.
Перчаточная кукла издревле относилась к низшему сословию
кукол, и работала она для людей того же сословия. Ее внешность,
и репертуар, отвечали низменным интересам бульварной публики.
Постоянный спутник уличных балаганов, шут гороховый, он и
в наши дни охотно уживается, как в профессиональной среде
кукольников-эстетов, так и среди наивных любителей куколок.
Обыватели его прихорашивают, а эстеты матершинники всячески
культивируют его гадливую безобразность, стараясь шокировать
этим окружающих.
Мне близка природная сущность петрушки, как хиппующего циника,
но и современная его роль детского воспитателя не отвергается.
Если ему удалось проникнуть в телепередачу «Спокойной ночи, малыши»,
то можно поверить в его способность к нравственному перевоплощению,
в то, что и яблоко способно закатиться под грушу.
___________________________________________________________
Куклы и дети
Есть удачный опыт работы с детьми, при котором их знания
рисунка и живописи находят практическое применение в работе
над театральными куклами. Любой эскиз куклы, это рисование
по представлению, это первое знакомство с пространственной
композицией. В свою очередь, куклы повышают интерес детей
к изобразительному искусству, помогают ученикам развивать
конструктивное мышление, так необходимое в рисовании.
Вы можете и не заниматься изготовлением кукол, достаточно
включить эту тематику в программу по композиции (эскизы кукол).
Куклы-перекладки, пальчиковые куклы были описаны на
предыдущих страницах, как прелюдия к основному материалу.
Актерское мастерство, управление куклой, в данном случае,
носит вспомогательный характер, и реализуется в камерных
импровизациях перед малолетками на праздничных утренниках.
Детскую мастерскую кукол всегда осаждают доморощенные
режиссеры (при поддержке администрации)! Я хорошо понимаю,
солидный театр, даже детский, живет по своим законам, далеким
от моих предпочтений в педагогике. Там режиссер (по сути,
педагог-диктатор), одержим выпуском спектакля к праздничной дате.
Все подчинено спектаклю, его победе в конкурсах, получению
дипломов. Но мне неприятно сталкиваться с разделением коллектива
на актеров и «изготовителей кукол», с рациональной жилкой
режиссера, с меркантильной мишурой публичности, основанной
на творчестве детей, и я всегда старался, чтобы моих детей
миновала сия чаша.
___________________________________________________________
Конструкция куклы
Существует много систем управления верховыми куклами, но
конструкция перчаточной куклы уникальна. В данной системе,
куклой выставляется сильно приукрашенная кисть руки актера.
Уберите красивую перчатку, и увидите «костяк» системы
управления этой куклы. Чем сильнее вы раздуваете туловище,
тем больше вы скрадываете красоту движения руки. Сегодня,
это очевидно, но было время, когда Образцов впервые
продемонстрировал пластику своих рук с шариком на пальце,
и это воспринималось революцией.
Перчатка базируется на множестве шарниров, входящих в кисть
руки, и по их числу превосходит многие искусственные системы
управления.
Напрашивается вопрос, а почему бы не натянуть большую
«перчатку» на весь скелет актера, и не получить новый вид куклы?
В цифровых фильмах научились и этому. Там все движения
реального человека передаются оболочке любого монстра.
На практике применяется множество мелких отступлений от
классической схемы куклы. Например, голова может одеваться
сразу на два-три пальца (если она большая и тяжелая), руками
могут управлять не крайние пальцы, а те, что соседствуют
с указательным пальцем. Есть масса примеров по применению
в перчатке простейших гапитов. Существует обширная литература
по этой теме, которую мне нет смысла дублировать.
А теперь о деле.
В перчаточной кукле все размеры привязаны к руке.
Обычно, заранее планируется, для какой руки, правой или
левой, шьется перчатка.
Костюм куклы в виде трехпалой перчатки имеет подкладку,
которая должна легко отделяться от него для стирки. В каждый
«палец» перчатки (а их три) монтируется патронка, диаметр
которой подгоняется под размер пальца руки актера.
На патронки крепятся головка и кисти рук куклы. Часто, к костюму
пришиваются ложные ножки. Они так же могут иметь патронки для
пальцев кукловода.
Если вам нужно создать куклу с выразительным силуэтом,
изучите силуэт кисти руки, которая формирует ее костяк
(в буквальном смысле кости и их взаимодействие). Иначе,
нарисуете костюм, а рука в него не войдет, или он будет
болтаться бесформенным мешком, или вы не сможете
пошевелить кистью руки.
Работа над эскизом, требует знания крайних точек подвижности
пальцев руки, формирующих силуэт куклы. Сделайте себе
шарнирную «перекладку» для профильного и фронтального
вида кисти руки.
Понимая, что никто этим заниматься не будет, предлагаю несколько
ключевых фаз движения руки.
Кукла, поднятая от края ширмы на предельную высоту, выглядит стройнее.
Бывает, что юные кукловоды от усталости буквально висят на ширме,
и тогда их куклы едва видны зрителю.
___________________________________________________________
Особенности перчаточной куклы
Классическая перчаточная кукла не может поворачивать голову
в стороны, ее руки постоянно задраны к верху из тряпичного
кулька с безвольно свисающими тощими крохотными ножками.
Но, как бы ни была сильна зависимость формы куклы от размера
и формы руки, кое-что изменить удается.
Размер головки не может быть меньше пальца, на который она
одета, и не может увеличиваться до размеров, при котором палец
не сможет удержать ее вес (это очень важно).
Ручки куклы можно удлинить за счет длинны патронок на пальцах
рук. Ладошки с пальчиками, как и головка, могут быть разного
размера (в пределах функциональности).
Традиционно маленькие символические ножки, болтающиеся под
куклой, легко превратить в неожиданно огромные, что сильно меняет
силуэт куклы в целом.
Эксперименты с пропорциями туловища безграничны. Это может
быть голая рука, или огромная, во всю сцену, ткань-костюм
с отверстиями для головок разных кукол.
__________________________________________________________
Подробнее о голове.
У театральных кукол затылочная и лобная части сокращаются,
они, просто, не нужны. Часто, головку заменяет резная мини-маска,
декорированная париком. Кроме того, головка имеет легкий наклон
вперед относительно шеи с пальцем. Объяснение простое, зритель
смотрит на куклу снизу (верховые куклы играют на верхнем краю
ширмы).Глаза располагаются под небольшим углом друг к другу,
так, чтобы взгляд зрачков слегка расходился в стороны (рассеянный
взгляд). Чтобы глаза лучше смотрелись со стороны профиля, головку
стараются сделать слегка приплюснутой (представьте себе, что уши
сдавили друг к другу).
__________________________________________________________
Форма руки.
Руки редко когда имеют все пять пальцев, обычно, хватает
одного большого пальца (рукавица), в редких случаях оставляют
четыре крохотных пальчика (в противном случае пальцы
смотрятся граблями). Но чаще всего руки делают беспалыми
закругленными наперстками.
Можно ко всему сказанному отнестись, как к ремесленному
стереотипу, но знание этих трафаретов может помочь в создании
особого колорита народных кукол.
____________________________________________________________
Силуэт куклы
Начните рисовать эскизы с фронтального вида куклы, основываясь
на пропорциях реальной кисти руки (обведите растопыренную на
бумаге руку). Изменяя силуэт куклы, не затрагивайте эту руку.
Удлинение или укорачивание трубок на пальцах руки позволяет
изменять в определенных пределах не только размеры, но и
пропорции куклы. Кстати, определите для себя, что это за пределы.
Помните о возможном применении толщинок в костюме (плечи, горб,
живот), о применении плащей, кринолина для юбки, о силуэте парика
и прочих деталях.
__________________________________________________________
Стилистическое единство
Куклы - партнеры лучше стилистически объединять.
Рассмотрим два детских рисунка.
Легко заметить, что силуэт Буратино мало чем отличается
от силуэта вороны, форма перчатки и головы одинаковые,
сходен даже принцип декора на костюме.
Но это не режет глаз. Мы воспринимаем это как единство
стиля одной группы кукол. Конечно, дети не думали о стиле,
они рисовали так, как могли, о стиле думал педагог. Стиль,
это ключ к объединению композиции в целое. В данном
примере можно говорить о стилизации кукол под детское
творчество.
Надо ли говорить, что эти две головки объединены стилем,
отличным от стиля предыдущих двух кукол.
Эстрадные куклы, пародирующие известных людей с характерной
внешностью, обречены на успех. Лепить голову такой куклы, это
проверка вашего профессионализма, и огромное удовольствие.
Попробуйте соединить в пару куклы из разных стилистических групп,
и вам станет понятна роль стиля в искусстве.
Мы видим человека и его игрушку. Этому способствует не только
различие стилей и цветовой гаммы, но и разномасштабность кукол.
___________________________________________________________
Графический символ
Важно найти лаконичный графический символ для выбранного
силуэта головы, который окажется эстетически самодостаточным.
Именно с этого момента начинается «раскрутка» образа с помощью
деталей, и только Бог знает, куда она вас выведет.
__________________________________________________________
На принципах детского мышления
Привожу несколько эскизов,
опирающихся на принципы детского мышления.
Переходом детей к рисованию в ракурсе нужно управлять.
Как-то я уже описывал задание, выполнение которого требовало
сочетания плоскостного рисования декораций с перспективным
изображением планшета сцены. Сейчас я опишу еще одно задание,
основанное на той же методике.
Если детям показать, как изображаются простые геометрические
фигуры в ракурсе, они без проблем смогут это повторить. Самое
интересное для них заключается в моей просьбе, оживить эти
фигуры нужными деталями. На первый взгляд, плоскостное
рисование сохраняется, только плоскости, на которых дети рисуют
детали, находятся уже в ракурсе. И это заставляет их как-то
приспосабливаться, искать пути решения задачи. Тогда педагогу
самое время показать некоторые профессиональные хитрости
художников.
Возможно, кому-то пригодится подборка кукольных образов
извлеченных мною из рисунков детей младшего возраста.
Поверьте, там много поучительного. На большинстве эскизов
куклы изображаются в фас, и, если вы рискнете использовать
заложенные в них идеи, подключите крохи своей фантазии,
и попытайтесь представить их в профиль.
_________________________________________________________
Продолжение по ссылке
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post127084888/
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Roman_FRF
здраствуйте,Роман!И нам очень приятно.Ответ на комментарий oxox
Мне нравятся ваши работы, ваше понимание кукол.Ответ на комментарий Roman_FRF
ура!рады близкому по духу человеку!Ответ на комментарий Руанская_Дева
:0)Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |