-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109630
Комментариев: 6802
Написано: 118103


28 декабря родились...

Пятница, 28 Декабря 2007 г. 00:34 + в цитатник
1510
Николас Бэкон
лорд-хранитель Большой печати при королеве Елизавете I, отец Фрэнсиса Бэкона.

1550
Висенте Эспинель
испанский писатель. Учился в университете Саламанки, был священником. Автор сборника «Различные стихи» (1591). Преобразованная им форма децимы получила название эспинелы. Автор реалистического роман «Жизнь Маркоса де Обрегона» (1618, русский перевод 1935).

1620
Антуан Фюретьер
французский писатель. С 1662 г. — член Французской академии. Получил юридическое образование. В 1653 г. опубликовал бурлескную поэму "Путешествие Меркурия" — меткую и смелую сатиру на пороки общества, главным образом аристократии. В сборнике "Различные стихотворения" (1655) преобладают стихи, близкие к жанру моралистической сатиры. Значительную роль в становлении бытового реалистического романа ХVII в. сыграл "Буржуазный роман" (1666). Особое место в нем занимают полемика с прециозной литературой, осуждение крайностей бурлескной литературы. В 1671 г. вышли "Моральные басни и новеллы", подтвердившие "третьесословные" демократические взгляды писателя. Создал "Всеобщий словарь, содержащий все слова французского языка..." (издание 1690), широко отразивший французскую лексику ХVII в. Выход 1-й части словаря (1684), опередивший появление готовившегося аналогичного коллективного труда Французской академии, вызвал возмущение членов академии, в 1684 г. исключивших его из состава академиков.

1717
Шарль Гравье Верженн
французский государственный деятель, дипломат. В 1754-68 посол в Турции, в 1771-74 - в Швеции; проводил враждебную России политику. В 1774-83 министр иностранных дел Франции. В период Войны за независимость в Северной Америке 1775-83? поддерживал американцев, стремясь ослабить Великобританию. Однако в 1780 в связи с успехами США в войне с Великобританией выдвинул план раздела Северной Америки между Францией, Великобританией и Испанией. В 1783-87 возглавлял финансовый совет, вёл борьбу против финансово-экономических реформ, проведённых А. Р. Ж. Тюрго. Скончался 13 февраля 1787 г.

1731
(Иоганн) Кристиан Каннабих (Инноценц Бонавентура)
Немецкий композитор, скрипач, дирижер, представитель мангеймской школы

1753
Юхан Викмансон
Шведский композитор

1763
Джон Молсон
канадский пивовар, банкир, судовладелец. Будучи англичанином по происхождению, он фактически явился основоположником канадского пивоварения, открыв в 1786 году в Монреале свое предприятие. Фирма существует до сих пор, выпуская более десятка марок пива, пользующихся широкой популярностью. С именем Молсона связана также история канадского виски. В 1799 году Джоном Молсоном было создано крупное производство виски. А в 1821 году компания Молсона уже экспортировала виски в Европу. Скончался 11 января 1836 г.

1775
Жуан Домингуш Бонтемпу (Буонтемпо)
Португальский пианист и композитор

1775
Пётр Григорьевич Бутков
русский историк, академик Петербургской АН (1841). Главная область исследований - древнейшая история России. Наибольшее значение имеет его источниковедческое сочинение "Оборона летописи русской, Несторовой, от навета скептиков" (1840), направленное против критики начальной русской летописи М. Т. Каченовским, относившим её к "баснословным временам в российской истории". Выступил с обоснованием подлинности русской начальной летописи, самобытности древнерусской культуры. Из других работ известны "Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. " (ч. 1-3, 1869).

1800 год
Василий Семёнович Садовников
русский художник, акварелист и график. Родился в Санкт-Петербурге. Брат архитектора П. С. Садовникова (1796—1877). Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году. Самоучка, «занимался перспективной живописью сам собою».Мастерство акварелиста приобрел, раскрашивая чужие гравюры и литографии. Позднее в Академии художеств ученик М. Н. Воробьёва. Академик Академии художеств (1852). По поручениям императоров Николая I и Александра II исполнил множество видов Зимнего дворца, с происходившими перед ним парадами и смотрами, зал этого дворца, а также загородных дворцов с их парками. Много работал для «Памятной книжки», издаваемой Главным Штабом; рисовал на камне для издателей литографии. Широко известна его серия литографий, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничкова моста (1835 г.), известная как «Панорама Невского проспекта» (1830—1835). Выполненная в акварели почти 16-метровой длины, она была переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево серией в 30 листов. В. С. Садовников. Кафедральный собор Св. Станислава в Вильне. 1847Мастер точного в деталях городского пейзажа и изображения интерьеров. Исполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Ревеля, Вильны, Гельсингфорса, Новгорода, Тамбова. Скончался в Санкт-Петербурге 10 марта 1879 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Митрофаньевском кладбище, могила не сохранилась.

1809
Александр Филиппович Кашеваров
путешественник, генерал-майор, родился на острове Кадьяке от русского отца, служившего там учителем, и матери-алеутки, образование получил в Кронштадском штурманском училище, в 1829 - 30 годах совершил кругосветное плавание. Произведенный в прапорщики корпуса флотских штурманов, не переставал служить российско-американской компании и в 1831 г. отплыл в колонии, где оставался до 1844 г.; в 1838 г. был начальником байдарочной экспедиции для обозрения и описи северо-западного берега полярной Америки. По возвращении в Санкт-Петербург, прикомандирован был к гидрографическому департаменту, где занялся составлением атласа вод, омывающих Восточную Сибирь и владения российско-американской компании. В 1850 - 56 годах был командиром Аянского порта, после чего занимал должность начальника чертежной в гидрографическом департаменте. Кашеваров напечатал несколько журнальных статей, например, ""Заметки об эскимосах в Русской Америке"" (""Северная пчела"", 1846, № 227 и 228). Уже по смерти Кашевароварова издан его ""Журнал, веденный при байдарочной экспедиции, назначенной для описи северного берега Америки в 1838 г."" (Санкт-Петербург, 1879 - приложение к 8 тому ""Известий Императорского Русского Географического Общества"").

1812
(Август Вильгельм) Юлиус Ритц
Немецкий виолончелист, дирижер, композитор, редактор

1818
Карл Ремигий Фрезениус
немецкий химик. Учился в Боннском (1836-1840) и Гисенском (до 1842) университетах. С 1842 г. работал ассистентом Ю. Либиха в Гисенском университете. С 1845 г. – профессор Сельскохозяйственного института в Висбадене, где в 1848 г. организовал химическую лабораторию, впоследствии одну из лучших аналитических лабораторий в Европе. Основное направление научных работ – аналитическая химия. Написал ставшие классическими руководства по качественному (1841) и количественному (1845) анализу, переведенные на многие языки. Основал (1862) журнал «Цайтшриф фюр аналитише хеми», был его редактором до конца жизни.

1826
Конрад Бюскен Хюет
нидерландский критик и журналист, редактор (существующего до сих пор) влиятельнейшего журнала “Гид”, заметная фигура в литературном движении нидерландского натурализма 1880-х годов. Наиболее важная часть литературного наследия Бюскена Хюэта — его монография “Страна Рембрандта” (1882–1884) – панорамное описание литературы и искусства “золотого” (ХVII) века в литературе и искусстве Нидерландов.

1826
Владимир Яковлевич Стоюнин
русский педагог, историк русской литературы. Окончив Петербургский университет (1850), преподавал словесность в гимназии. Как видный педагог-просветитель 60-х гг. XIX в. Выступал против сословной системы воспитания, за неразрывность обучения и воспитания. Главную задачу школы видел в осуществлении общего образования, в формировании будущих граждан, ратовал за объединение усилий семьи и школы в воспитании. Особенно много он сделал в области разработки целостной системы методики преподавания литературы в школе. Выдвинул принцип историзма в изучении литературы, отстаивал необходимость углублённой работы над текстом художественного произведения, анализа его в единстве формы и содержания. Создал новый тип учебного пособия для учителей, включающего методику, теорию и конкретный анализ художественных произведений. Основные взгляды по вопросам педагогики и методики преподавания литературы изложил в работах: «Развитие педагогических идей в России в 18 столетии» (1857-1858), «Наша семья и её исторические судьбы» (1884), «О преподавании русской литературы» (1864), «Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы» (1869) и др. Ему принадлежит ряд работ по истории русской литературы, статьи о А. Д. Кантемире, А. П. Сумарокове, А. В. Кольцове и др., а также монографии о А. С. Пушкине и А. С. Шишкове.

1842
Каликса Лавалле
канадский композитор, автор музыки Гимна Канады. Впервые канадский гимн был исполнен в Квебек-Сити в 1880 г. Автором слов гимна на французском языке является Адольф-Базиль Рутье. Наилучший перевод гимна на английский принадлежит Роберту Стенли-Виеру, который был опубликован в 1908 г. В 1967 г. канадский парламент официально утвердил этот текст как английский вариант гимна. Скончался Лавалье 21 января 1891 г.

1850
Франческо Таманьо
итальянский певец (драматический тенор). Ученик К. Педротта. Дебютировал в 1870 г. (театр «Реджо», Турин). Гастролировал во многих странах (впервые в России в 1895). Славился исполнением партий в операх Верди – Манрико, Дон Карлос, Радамес, Отелло («Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло») и др.

1852
Кристиан Эрслев
датский историк-медиевист. Наиболее крупный представитель радикально-позитивистского направления в датской историографии. Профессор Копенгагенского университета (1883-1916), директор Государственного архива Дании (1916-1924), член Датской королевской академии наук и литератур. Один из основателей (1877) Общества издания источников по датской истории. Ввёл в университетах исторические семинары (по образцу германских университетов), создал школу датских историков, отличающуюся скрупулёзным критическим подходом к источникам. Одним из первых датских историков обратился к социально-экономической истории средневековой Дании.

1852
Иван Спиридонович Джабадари
русский деятель революционного движения, народник. Один из организаторов кружка «кавказцев» и группы «москвичей». В 1877 г. приговорен к 5 годам каторги. Участник Революции 1905-1907 гг.

1855
Хуан Соррилья де Сан-Мартин
уругвайский писатель. Был дипломатом (с 1877) и журналистом (1878-1886), депутат парламента. Представитель позднеромантической поэзии: сборники национально-патриотических поэм «Заметки к гимну» (1877) и «Национальное предание» (1879). Роман в стихах «Табаре» (1888, переработанное издание 1923) – о завоевании страны испанцами. Автор романизированной биографии национального героя Уругвая «Эпопея Артигаса» (тт. 1-2, 1910), пацифистского эссе «Проповедь мира» (1924) и др.

1856
Томас Вудро Вильсон
28-й президент США. Родился в Стонтоне (шт. Вирджиния) в семье выходцев из Шотландии; сын пресвитерианского священника. Детство провел в Огасте (шт. Джорджия). Учился в Дэвидсон-колледже в Северной Каролине (1873–1874) и Принстонском университете в Нью-Джерси (1875–1879); получил степень бакалавра. В 1880 поступил в Школу права при Вирджинском университете, по окончании которой в 1882 занялся адвокатской практикой в Атланте (шт. Джорджия). С 1883 был аспирантом при Университете Джона Хопкинса (Балтимор, шт. Мэриленд) по специальности конституционное право и история. В начале 1885 опубликовал свой первый научный труд Правление Конгресса: исследование американской политики (Congressional Government: A Study in American Politics). В том же году стал преподавателем истории и политической экономии в колледже Брин-Мор (шт. Пенсильвания). В 1886 получил докторскую степень. В 1888 перешел на работу в Веслианский университете (шт. Коннектикут); написал книги Государство: основы исторической и практической политической деятельности (State; elements of historical and practical politics; 1888) и Лидеры человечества (Leaders of men; 1890). В 1890 приглашен в Принстонский университет в качестве профессора права и политической экономии; зарекомендовал себя как талантливый лектор. В 1902 избран президентом университета; выступал за модернизацию систему обучения. В 1896 издал биографию Дж. Вашингтона (George Washington), в 1902 – Историю американского народа (A History of the American People), в 1906 – Конституционное правление в Соединенных Штатах (Constitutional Government in the United States). Защищал идею сильной президентской власти и лидерства США в мире. С 1906 рассматривался некоторыми кругами Демократической партии как возможный кандидат на пост президента. Выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора штата Нью-Джерси от демократов и в ноябре 1910 одержал победу. В период губернаторства (1911–1913) проявил себя как либеральный политик, независимый от местных боссов Демократической партии; добился принятия ряда антитрестовских и антикоррупционных законов в духе Т.Рузвельта, реформировал систему местных первичных выборов (праймериз), сделав их прямыми. На съезде Демократической партии в Балтиморе в июне 1912 при поддержке либерального крыла выдвинут кандидатом в президенты. В ходе предвыборной кампании выступил поборником «тихой, бескровной революции»; в своей программе «Новая свобода» призывал ликвидировать крупные корпорации, возродить свободную конкуренцию, повысить роль государства как защитника общественных интересов от покушений частных лиц, предоставить избирательные права женщинам. Выиграл президентские выборы 5 ноября 1912, воспользовавшись расколом в Республиканской партии. 4 марта 1913 занял пост главы Белого Дома. В 1916 переизбран на второй срок. Во внутренней политике стремился укрепить государственный контроль над экономикой. В 1913 провел через Конгресс закон о создании системы штатных федеральных резервных банков для регулирования финансовой жизни США, в 1914 – об образовании Федеральной комиссии по коммерции, призванной контролировать торговые отношения между штатами. Продолжил курс Т.Рузвельта по ограничению монополизации американской промышленности; в 1914 поддержал закон Клейтона, запретивший крупным корпорациям совершать действия, препятствующие свободному товарообмену внутри страны. Осуществил значительное снижение тарифов на широкий круг импортных товаров и ввел прогрессивный подоходный налог (закон Андервуда-Симпсона 1913); установил восьмичасовую рабочую неделю, ограничил использование детского труда на производстве, легализовал профсоюзы и мирные формы их борьбы за свои права (забастовки, пикетирование). Принял ряд мер для улучшения положения фермерских хозяйств. Во внешней политике провозгласил отказ от применения силы в отношениях с другими странами. Заявил об отсутствии у США особых интересов в Западном полушарии, но одновременно об их готовности препятствовать попыткам свержения законных правительств в латиноамериканских странах. В январе 1913 вывел американские войска США из Никарагуа, урегулировав отношения с правительством А.Диаса; в августе 1914 добился для США права на строительство в Никарагуа канала, соединяющего Атлантический и Тихий океана, на создание на ее территории военных баз. Неоднократно принимал решения о посылке американских войск в страны Карибского бассейна для подавления антиправительственных мятежей (Гаити 1915, Доминиканская республика 1916, Куба 1917). Расширил владения США в Вест-Индии, организовав покупку в 1917 у Дании Виргинских о-вов. Приоритетное значение уделял отношениям с соседней Мексикой. Отказался признать режим генерала Уэрты, установленный в результате государственного переворота 18 февраля 1913. Вследствие Веракрусского инцидента 21 апреля 1914 (арест группы американских моряков) вступил в открытый конфликт с мексиканским правительством и послал американский десант в Веракрус; потребовал от Уэрты передать власть лидеру конституционалистов В.Каррансе. После падения Уэрты в июле 1914 вывел американские войска из Веракруса. В 1915 отверг предложение об интервенцию в Мексику ради защиты интересов американских нефтяных компаний. Но в марте 1916 в ситуации обострившейся гражданской войны между каррансистами и партизанами Вильи и Сапаты и участившихся нападений последних на пограничные районы США направил в Мексику экспедиционный корпус; в феврале 1917 по требованию правительства В.Каррансы был вынужден эвакуировать его. На Дальнем Востоке пытался помешать расширению японской экспансии в Китай; выступал за проведение там политики «открытых дверей». С началом Первой мировой войны объявил о нейтралитете США. Однако нападения германских подводных лодок на английские суда, на борту которых находились американские граждане, особенно гибель парохода «Лузитания» летом 1915, привели к резкому ухудшению отношений между Германией и США. Согласился на кредитование военных заказов стран Антанты. В декабре 1915 предложил значительно увеличить расходы на военные нужды; создал Совет национальной обороны для руководства индустрией вооружений. В то же время предпринял ряд усилий по прекращению общеевропейской бойни. В декабре 1916 обратился к воюющим сторонам с призывом прекратить военные действия и заключить «мир без победы». После начала Германией неограниченной подводной войны (1 февраля 1917) разорвал с ней 2 февраля дипломатические отношения и провозгласил «вооруженный нейтралитет». Обнародование в конце февраля телеграммы немецкого министра иностранных дел Циммермана (попытка спровоцировать нападение Мексики на США) побудила его 6 апреля объявить войну с Германией. 8 января 1918 выступил с программой послевоенного урегулирования («Четырнадцать пунктов Вильсона»), основанной на принципах освобождения всех оккупированных территорий, национального самоопределения народов Австро-Венгрии и Османской империи, возвращения Франции Эльзаса и Лотарингии, сокращения вооружений, создания «всеобщего союза наций», свободы торговли и судоходства. После победы Антанты принял активное участие в Парижской мирной конференции 1919–1920 и подготовке Версальского мирного договора 1919; член «Большой четверки» вместе с Ж.Клемансо, Д.Ллойд Джорджем и В.Орландо. Был инициатором создания Лиги наций; возглавлял комиссию по выработке ее устава. В 1919 получил Нобелевскую премию мира. Международные инициативы В. Вильсона вызвали резкое неприятие изоляционистских кругов в США. В августе 1919 потерпел серьезное политическое поражение в Сенате, республиканское большинство которого отказался ратифицировать Версальский договор. В сентябре 1919 отправился в поездку по стране, намереваясь добиться поддержки своего внешнеполитического курса; 25 сентября после выступления в Пуэбло (штат Колорадо) почувствовал себя плохо и был вынужден прервать турне. 2 октября перенес церебральный паралич. В течение последних семнадцати месяцев президентства был прикован к постели и практически не занимался государственными дел. По истечении срока полномочий 3 марта 1921 жил частной жизнью в Вашингтоне, где и умер 3 февраля 1924. Похоронен в вашингтонском Национальном соборе.

1862
Маврикий Рудзкий
польский астроном и геофизик, член Краковской АН (1899 г.). В 1886 г. окончил Венский университет. Профессор Краковского университета (1901 г.) и директор университетской обсерватории (1902 г.). Основные труды по теоретической астрономии, сейсмологии, метеорологии.

1863
Степан Меликсетович Агаджанян
советский живописец-портретист, народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественой студии в Марселе (1886-90) и в академии Жюлиана в Париже (1897-1900) у Ж. П. Лоранса и Б. Констана. Работал в Ростове-на-Дону (с 1903) и Ереване (с 1922). Реалистические портреты А. отличаются содержательностью характеристик, сдержанностью колорита (портреты отца и матери, оба 1900). Некоторые из них превращаются в портреты-типы ("Дядюшка Седрак" и"Васил", оба 1926; "Беспризорник", 1928); глубоким психологизмом отмечены автопортреты (1925 и 1926). (Все названные произведения - в Картинной галерее Армении в Ереване.)

1864
Анри Франсуа Жозеф де Ренье
французский писатель. В близкой к символизму поэзии (сб. «Как во сне», 1892, «Зеркало часов», 1910) сочетание декоративности с подлинной влюбленностью в земную красоту. Роман «Героические иллюзии Тито Басси» (1916), «Грешница» (1920) и др. эстетизируют быт французской знати 17-18 вв. Рассказы.

1865
Феликс Валлоттон
швейцарский график и живописец, работавший во Франции. Учился в академии Жюлиана в Париже. В 1891-98 работал преимущественно в технике гравюры на дереве. Психологически выразительные портреты писателей (гравюра - "Достоевский", 1895) и обличительные по духу сцены из жизни Парижа (серии "История одного преступления", "Интимность"), строящиеся на напряжённом сочетании белых и глубоких чёрных пятен, предельно лаконичны. Позже писал обнажённую натуру, интерьеры и пейзажи, с холодной точностью воспроизводя формы, жестко моделируя объёмы ("Раздевающаяся натурщица", 1904, галерея П. Валлоттон, Лозанна).

1866
Кадыр-Гулям
российский акробат, атлет, организатор и руководитель группового номера акробатов-наездников на верблюдах («Кадыр-Гулям»). Начал выступать как цирковой артист с 6-летнего возраста. В 1910 г. выехал в Среднюю Азию, где выступал как атлет и борец. В 1913 г. создал там номер акробатов-прыгунов с подкидной доской, позже – акробатов-наездников на верблюдах – один из самых своеобразных в отечественном и мировом цирке. В номере широко используются игры, бытовые обряды и спортивные состязания, бытующие в Средней Азии. После его смерти группу возглавляет его ученик Ф. М. Полудяблик.

1866
Даниил Кириллович Заболотный
русский микробиолог и эпидемиолог, основоположник русской эпидемиологии. Прослушав курс Новороссийского университета, он получил медицинскую специализацию в Киевском университете, а известность Даниилу Заболотному принесла борьба с чумой. Когда в 1897 году из-за вспышек чумы в разных странах мира царское правительство России выпустило указ об организации "комиссии по предупреждению и борьбе с чумной заразой", Даниил Заболотный вошел в специальную экспедицию по изучению чумы в Индии, а затем обрабатывал полученные данные в Пастеровском институте в Париже у Ильи Мечникова. В 1898 г. он возглавлял экспедицию по борьбе с чумой в восточной Монголии. Здесь ученый заразился и перенес пустулезную (бубонную) форму чумы. После подавления монгольско-байкальской эпидемии 1905 года Заболотный с несколькими коллегами не вернулись домой, а остались в степи - ловить грызунов-тарбаганов для исследований на возбудителя чумы. 12 июня 1911 г., наблюдая больное животное, Заболотному удалось выделить из стенки желудка тарбагана палочку чумы. Тогда-то и был сделан важный вывод о том, что "эпизоотии среди диких грызунов служат источником человеческой чумы". В 1926 году Даннил Заболотный был избран в большую советскую Академию. Скончался 15 декабря 1929 г.

1866
Шимон Аскенази
польский историк. Учился в Варшавском, затем Гёттингенском университетах. С 1897 преподавал в Львовском университете (в 1902-14 профессор). С 1910 член Краковской АН. В 1920-23 представитель Польши в Лиге Наций. Автор многих работ по истории Польши конца 18 - начала 19 вв.

1868
Владимир Алексеевич Бобринский
русский граф. Из семьи крупных владельцев сахарных заводов и других отраслей промышленности. Депутат 2-й, 3-й и 4-й Государственных дум. Во 2-й Думе - один из лидеров умеренных правых. В 3-й Думе - активный сторонник П. А. Столыпина. Один из организаторов (1909) фракции националистов, ярый проводник политики русификации районов России и наступательной внешней политики. В 4-й Думе подписал от имени националистов программу «Прогрессивного блока». После революции входил в «Совет государственного объединения России». В 1919 г. эмигрировал.

1870
Иван Прокофьевич Вацек
советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в семье рабочего, по национальности чех. В 1876 семья В. переехала в Россию. Работал слесарем. В 1903 один из руководителей июльской всеобщей забастовки бакинских рабочих. В 1905-12 председатель Биби-Эйбатского районного комитета и член Бакинского комитета РСДРП. Летом 1917 председатель Черногорского районного комитета, член Бакинского совета и Бакинского комитета партии. После падения Советской власти в Баку работал в Астраханской губернской ЧК. С октября 1920 член ЦК, председатель ЦКК КП (б) Азербайджана, затем секретарь партколлегии КПК при ЦК ВКП (б) по Закавказью, член Ревизионной комиссии КП (б) Грузии. Депутат Верховного Совета СССР 1-3-го созывов. Награжден орденом Ленина и медалями.

1872
Пио Бароха-и-Неси
испанский романист. Родился в Сан-Себастьяне. Изучал медицину и два года практиковал в кастильской деревне, затем некоторое время владел пекарней в Мадриде, прежде чем решил посвятить себя журналистике. В первые годы 20 в. активно участвовал в политической жизни, дважды баллотировался в кортесы от республиканской партии, но оба раза потерпел поражение. Бароха принадлежал к т.н. «поколению 98 года», был его крупнейшим представителем. Кроме романов, писал эссе и автобиографическую прозу; впрочем, автобиографические черты присущи всем его произведениям. Его романы чрезвычайно разнообразны по содержанию. Написанное между 1900 и 1913 он собрал в следующие трилогии: Земля басков (La Tierra vasca, 1900–1909), в которую входит Повелитель Лабраса (El Mayorazgo de Labraz, 1903) – один из его лучших романов; Борьба за существование (La Lucha por la vida, 1904), куда вошли Поиск (La Busca, 1904), Сорная трава (La Mala hierba, 1904) и Алая заря (Aurora roja, 1904) – триптих из жизни трущобного Мадрида; Прошлое (El Pasado, 1905–1907) – о странных, авантюристического склада мадридцах романтической поры; Города (Las Ciudades, 1910–1912). В некоторых из упомянутых романов автор перенес место действия из Испании в Париж, Рим и Лондон. Бароха дал название Воспоминания человека действия (Memorias de un hombre de acción, 1913–1927) циклу исторических романов, в которых выразил свое видение Испании первой четверти 19 в. Озабоченность проблемой действия (активизм) и его соотношения с умозрением наиболее сильно прозвучала в романе Барохи Путь к совершенству (Camino de perfección, 1902) из трилогии Фантастическая жизнь (La Vida fantástica, 1913). Писатель выработал новый для испанского романа стиль повествования: безличный, пронизанный пессимизмом, интеллектуальный. Многие считают его крупнейшим испанским романистом 20 в. Умер Бароха в Мадриде 30 октября 1956.

1873
Уильям Дрепер Харкинс
американский физикохимик, член Национальной АН. Окончил Станфордский университет (1900). В 1912-1939 гг. работал в Чикагском университете (с 1917 - профессор). Предсказал существование нейтрона (1920) и действия – тяжелого водорода. Получил формулы и привел таблицы состава легких ядер, ввел понятие четно-четных и четно-нечетных ядер (1920). Один из первых осуществил (1932) ядерные реакции под действием нейтронов. Медаль Дж. Гиббса (1928). Выполнил пионерские исследования по разделению изотопов.

1875
Ашхен Ованесовна Араксян
армянская советская актриса. Заслуженная артистка Арм. ССР (1934). Сценическую деятельность начала в 1896 в Тифлисе. С 1928-актриса Ленинаканского театра. Одна из старейших деятельниц армянской сцены. Роли Араксян: Хахо ("Разорённый очаг" Сундукяна), Шогокат ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Гурмыжская, Кукушкина ("Лес", "Доходное место"), Клара ("Страх") и др. Скончалась 16 февраля 1944 г.

1879
Уильям (Билли) Митчелл
американский летчик, бригадный генерал армии США, народный герой и признанный пророк авиации. Он был известен как ведущий американский специалист в области авиации в 1920-х годах. Митчелл поступил в армию в 1898 году добровольцем. Почти сразу же он попал в привилегированные части, вероятно, в равной степени это произошло из-за его отца-сенатора и его прирожденных способностей к лидерству. В Сигнал Корпс он работал и изучал различные аппараты легче воздуха, но успех братьев Райт убедил его, что и за аэропланами также есть большое военное будущее. В апреле 1906 года журнал Кэвэрли Джорнел опубликовал его первые, еще скромные, предвидения о воздушной мощи. После начала Первой мировой войны он выступил против изоляции Америки и изоляционистских настроений, пропитывавших тогда страну. Выступая своего рода вестником новых настроений, он заявил, что переброска и наступление должны осуществляться быстро, и настоящий мужчина должен теперь измерять расстояние не в милях, а во времени. Его эмоциональный доклад об авиации был опубликован и распространяем американским правительством. Он видел в аэропланах не только средство поддержки наземных сил, но и предлагал использовать их как разведывательное приспособление для армии и флота. В последнем случае, по его мнению, дирижабль и аэроплан выступали как помощник для дальнобойной береговой артиллерии. 30 июня 1917 года подполковник Митчелл, как офицер авиации, был назначен в американский экспедиционный корпус (АЭФ). Совсем недавно только пилот, он погрузился в картину огромной воздушной борьбы, шедшей в Европе. Его взгляды получили здесь дальнейшее развитие. Смотря далеко вперед, он приступил к организации бомбардировочных частей, понимая их важность. Он также участвовал в координации усилий по созданию бомбардировочных соединений в Европе. За свою активную деятельность Митчелл был произведен в генералы, получил награды и стал национальным героем Америки. Скончался 19 февраля 1936 г..

1879
Август Герман Пфунд
американский физик. В 1910-1947 гг. работал в университете Дж. Гопкинса в Балтиморе (с 1927 г. – профессор и с 1938 г. – декан физического факультета). Работы посвящены оптике и спектроскопии, в частности исследованию инфракрасного излучения. Усовершенствовал (1912) термопару, изучал (1916) фотопроводимость окиси меди. Построил источник спектра железа (дуга Пфунда) и в 1927 г. – дифракционный спектрограф, усовершенствованный в 1931 г. Харди (спектрограф Пфунда – Харди). Первый предложил (1930) использовать порошкообразные пленки как инфракрасные фильтры и в 1933 г. создал фильтр из кварцевого порошка. Показал, что селен может служить хорошим поляризатором инфракрасного излучения. Открыл спектральную серию (серия Пфунда). В 1943 г. – президент Американского оптического общества.

1880
Кристиан Фредерик Луи Лейпольдт
писатель ЮАР. По происхождению африканер. Писал на языке африкаанс. Изучал медицину в Лондоне (1902-1907). Во время англо-бурской войны 1899-1902 гг. был военным корреспондентом. В его творчестве отразился духовный кризис поколения африканеров, потерпевших поражение в войне за независимость: сборники «Рассказ дядюшки Герта и другие стихи» (1911), «Обещанный день» (1920). Заметное место в литературе ЮАР занимает его лирика – сборники «Из трех частей света» (1923), «Утешение красотой» (1932). Писал также книги для детей, путевые очерки, исторические сочинения и первые значительные драмы на африкаанс («Ведьма», 1923; «Последний вечер», 1930).

1882
Тадас Леонардович Иванаускас
литовский зоолог, академик АН Литовской ССР (с 1941). Окончил Сорбонну (1908) и Петербургский университет (1910). В 1910-1915 гг. руководил созданной им лабораторией наглядных естественнонаучных пособий. В 1914 г. организовал экспедицию в Мурманск и Северную Норвегию, в 1917 г. - на острова Северного Ледовитого океана. В 1919-1922 гг. руководил организованной им станцией по изучению природы. Инициатор создания Жувинского заповедника (1937) и орнитологической станции (1929). Принимал участие в организации Литовского университета, в 1922-1940 гг. - профессор и заведующий кафедрой зоологии и сравнительной анатомии этого университета. В 1940-1956 гг. руководил кафедрой зоологии Вильнюсского университета, одновременно в 1949-1954 гг. работал на кафедре лесоводства Литовской сельскохозяйственной академии. Один из организаторов и первый директор (1945-1950) Института биологии АН Литовской ССР. В 1954-1970 гг. работал на кафедре общей биологии Каунасского медицинского института (в 1954-1965 гг. - заведующий). Основная область научной деятельности - зоология позвоночных. Исследовал животный мир Севера, Средней Азии, Поволжья, Средиземноморья, Бразилии. Один из основоположников и организаторов работ по охране природы в Литве. Автор работ по фауне Литвы, многочисленных учебников и научно-популярных книг. Редактор журнала "Мяджетояс" (1927-1938). Член Российского энтомологического общества (с 1916), почетный доктор Падуанского университета (с 1923), председатель Комиссии по охране природы при Президиуме АН Литовской ССР.

1882
Артур Стэнли Эддингтон
английский астроном. Родился в Кендале на севере Англии. В 1898–1902 учился в Оуэнз-колледже, в 1904 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. В 1906–1913 работал ассистентом в Гринвичской королевской обсерватории. Был членом совета Тринити-колледжа, награжден премией Смита. В 1914 был назначен профессором астрономии и директором обсерватории Кембриджского университета. Ранние работы Эддингтона (1906–1914) посвящены изучению движений звезд и строению звездных систем. Эддингтон провел статистический анализ собственных движений звезд, подтвердивший существование двух звездных потоков. Выполнил фундаментальные исследования по теории внутреннего строения звезд. В основе теории лежало представление о том, что перенос энергии из внутренних областей звезды во внешние осуществляется главным образом путем излучения, а не конвекции. Создал модель звезды (стандартная модель Эддингтона), равновесие в которой определяется соотношением между силами тяготения и силами давления газов и излучения. Дал теоретическую интерпретацию соотношения между массой и светимостью (1924). Рассчитал диаметр некоторых красных гигантов, оценил плотность карликового спутника Сириуса, оказавшуюся необычайно высокой. Все эти результаты были обобщены в одном из важнейших трудов Эддингтона – Математическая теория относительности (Mathematical Theory of Relativity, 1923). В 1918–1919 Эддингтон опубликовал работы, посвященные проблеме пульсаций звезд, в которых опроверг гипотезу двойственности, привлекавшуюся для объяснения переменности цефеид. Еще одно направление исследований Эддингтона – физика звездных атмосфер. Ученый создал теорию образования линий поглощения, предложил модель их появления, основанную на том, что линии и непрерывный спектр формируются совместно (модель Милна – Эддингтона). Показал, что узкие линии ионизированного кальция в спектрах некоторых горячих звезд имеют межзвездную природу. Эддингтон экспериментально подтвердил одно из предсказаний теории относительности – отклонение лучей света в гравитационном поле Солнца, которое обнаружил во время полного солнечного затмения в 1919. В последние годы работал над созданием единой физической теории на основе квантовой механики, общей теории относительности и теории расширения Вселенной. Работа осталась незавершенной, полученные результаты были собраны и опубликованы в 1946 в книге Фундаментальная теория (Fundamental Theory) под редакцией Э.Г.Уиттекера. Среди других трудов Эддингтона – Движение звезд и строение Вселенной (Stellar Movements and the Structure of the Universe, 1914); Пространство, время и тяготение (Space, Time and Gravitation, 1920); Внутреннее строение звезд (Internal Constitution of the Stars, 1926); Расширяющаяся Вселенная (The Expanding Universe, 1933); Философия физики (The Philosophy of Physical Science, 1939). Эддингтон был награжден многими медалями, награжден орденом «За заслуги» (1939). В 1930 возведен в рыцарское достоинство. Умер Эддингтон в Кембридже 22 ноября 1944.

1883
Николай Соломонович Гварадзе
грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1950). Сценическую деятельность начал в 1903 в тифлисском грузинском театре, которым в то время руководил поэт А. Церетели. В 1904-06 Г. работал в Кутаиси, в труппе В. Алекси-Месхишвили, затем в различных театрах Грузии. В 1931-48 - в Грузинском ТЮЗе (Тбилиси). Гварадзе - актёр реалистической школы. Среди ролей: Патара Кахи (о. п. Церетели), Незнамов, Жадов; Шут ("Король Лир"), Хуциа ("Сурамская крепость" Мтварадзе) и мн. др. Автор мемуаров (1т. 1949, 2 т. 1952).

1884
Жозеф Фольен
премьер-министр Бельгии (1950-1952)

1885
Владимир Евграфович Татлин
русский художник; наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве в семье инженера. В 1899–1900, убежав из дома, устроился юнгой на пароход, совершив плавание по маршруту Одесса – Варна – Стамбул – Батум и обратно. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в следующем году был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Снова плавал матросом по Черному морю в 1904. В 1905–1910 занимался в Пензенском художественном училище. Завязал связи с М.Ф.Ларионовым, Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию П.Пикассо в Париже. В ранней живописи Татлина аналитически выделяются крупные, ритмически соподчиненные плоскости (Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург). В своей сценографии, совмещая черты модерна и футуризма, он экспрессивно воплощает всеобщий, «мировой» ритм (оформление «народной драмы» Царь Максемьян в московском «Литературно-художественном кружке», 1911; циклы эскизов к неосуществленным оперным спектаклям – Жизнь за царя М.И.Глинки, 1913, и Летучий голландец Р.Вагнера, 1915). Наконец, в 1914 он изобретает новую разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916; Третьяковская галерея, Москва); искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей. Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. Пафос вселенского обновления (комплекс должен был стать не только символическим, но и реальным культурно-пропагандистским центром мировой революции) сочетается здесь с удивительным смысловым драматизмом: монумент более всего напоминает Вавилонскую башню, причем представленную в момент наклона, т.е. начавшегося разрушения. В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в московских Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (имея в виду эту цель, он сам создает лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели, 1923–1924). Венцом его проектной деятельности явился «Летатлин», 1930–1931, Музей истории авиации, Москва), летающий аппарат (орнитоптер), который оказался технически непрактичным (он так и не взлетел), но остроумно предвосхитил принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой природы. В 1930–1940-е годы Татлин активно работал как художник книги и сценограф. Однако развернувшаяся критика «формализма» все энергичнее вытесняет его как одного из лидеров этого «формализма» с художественной сцены. С середины 1930-х годов Татлин увлеченно занимался станковой живописью, создавая натюрморты и пейзажи, реже портреты – простые по композиции, но сложные по игре живописных фактур и сдержанных, мерцающе-приглушенных тонов (цикл цветочных букетов; Череп на раскрытой книге, 1948–1953, Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва); эти вещи примыкают уже к сугубо неофициальному «тихому искусству» тех лет. Умер Татлин в Москве 31 мая 1953.

1887
Вальтер Руттманн
немецкий режиссер. В начале 20-х гг. примыкал к группе берлинских киноавангардистов, ставил абстрактные фильмы (серия фильмов «Опусы I, II, III, IV», 1922-1925). Снимал также трюковые рекламные фильмы. В 1924 г. поставил эпизод «Сон о соколе» в фильме режиссера Ф. Ланга «Нибелунги». В том же году помогал режиссеру П. Вегенеру в создании трюковых сцен в фильме «Живые Будды». В 1927 г. снял свой лучший «Берлин – симфония большого города» - документальный репортаж о 24 часах жизни столицы. В 1928 г. экспериментировал в области звукового кино, создал фильмы «Конец недели», «Звучащая волна» и «Немецкое радио». В 1929 г. использовал материалы, отснятые во время пароходного рейса Гамбург – Америка, и смонтировал большую документальную ленту «Мелодия мира». В игровом фильме «Сталь» (1932, поставлено в Италии) проявилось влияние фашистской идеологии. Вернувшись в 1934 г. Германию, он сделал несколько документальных и научно-популярных короткометражных фильмов. В дальнейшем не создавал значительных фильмов.

1887
Вернер Генрих Юлиус Кольхерстер
немецкий физик. Окончил университет в Галле (1911). С 1930 г. работал в Берлинском университете (с 1935 г.— профессор), с 1935 г.— также директор Института космических исследований. Научные исследования относятся к физике космических лучей. В 1913—1919 гг. совершил много полетов на воздушных шарах с целью измерения интенсивности ионизирующего излучения и подтвердил вывод В. Гесса о существовании космического излучения. В 1929 г. совместно с В. Боте провел серию экспериментов по выяснению природы космических лучей (опыты Боте и Кольхёрстера) и пришел к выводу, что первичное космическое излучение состоит из заряженных частиц. Независимо от В. Оже наблюдал (1938) широкие атмосферные ливни.

1889
Фридрих Вильгельм Мурнау (настоящее имя Ф.Н.Плюмпе)
немецкий театральный и кинорежиссер. Родился в Вестфалии, Германия. До Первой мировой войны изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Получил звание доктора философии Гейдельбергского университета, после окончания которого играл и ставил пьесы в театре Макса Рейнхардта. В 1914 стал театральным режиссером. Во время Первой мировой войны принимал участие в боевых действиях в качестве военного летчика. В 1918 после окончания войны уехал в Швейцарию, где работал в различных театрах. Немецкое посольство предложило ему поставить несколько пропагандистских фильмов. В тот период особое место в кинематографе начинает занимать экспрессионистическое мировоззрение. В фильмах этого направления мир представал фантастически искаженным, лишенным естественных очертаний. В деформации предмета экспрессионисты видели средство повышения его выразительности. Они отказывались от съемок на натуре, целиком заменяя ее декорациями, использовали резкие контрасты света и тени. Первые фильмы, поставленные Мурнау, по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам были близки экспрессионизму: Мальчик в голубом (1919) и Голова Януса (1920). В Замке Фогелёд (1921) использует крупные планы лица героя для того, чтобы запечатлеть на экране внутренние эмоциональные импульсы и создать атмосферу ужаса. Эта ранняя работа подтверждала его способность стирать границы между реальным и нереальным. Действительность выступала в ореоле призрачного, смутных предчувствий, а реальный герой казался зрителям мимолетным видением. Особенную славу получил Носферату вышедший в 1922, где главным действующим героем впервые в истории кино был вампир. Это экранизация романа Брэма Стокера Дракула, но сценарист Генрик Галеен переработал сюжет, усилив идею автора первоисточника. Бела Балаш, венгерский кинокритик, писал в 1924, что «по сценам Носферату пробегал знобящий холод судного дня». Мурнау и его оператор Фриц Арно Вагнер достигли этого различными приемами. Кадры негатива изображали карпатские леса – массу призрачных белых деревьев на фоне черного неба. Кадры, снятые двойной экспозицией, преображали кровать клерка в зловещую ладью, толчками двигающуюся вперед. Но самым впечатляющим эпизодом был тот, где корабль-призрак со своим страшным грузом скользил по фосфоресцирующим волнам. Символика кадров и все технические ухищрения преследовали единственную цель – нагнетание ужаса. Исполнитель главной роли Макс Шрек был адептом системы Станиславского, прошедшим в Москве актерскую школу переживания и перевоплощения. Мурнау подстраховался: для того чтобы воплотить на экране его параноидально-романтические предчувствия ужасов нацизма, одного перевоплощения было мало. Ужас, который по земле сеет Носферату, – это злодеяния вампира, отождествленного с моровой язвой. Но действительно ли он олицетворяет мор или этот образ лишь дополнительная его характеристика? Если бы он просто воплощал гибельную стихию, то поединок героини с Носферату и поражение его граничили бы с волшебным, бессмысленным вымыслом. Носферату – «бич божий», и только в этом качестве он олицетворяет мор. Это кровожадный вампир-тиран, родившийся на пересечении мифа и сказки. И вовсе не случайно, что именно в ту пору немецкая фантазия обращается к таким образам, точно ею движет любовь-ненависть. Центральная идея фильма – силы тирании пасуют перед великой любовью, символ которой победа героини над Носферату. В конце 1924 поставил Последнего человека. Эта выдающаяся лента – детище Карла Майера, Ф.-В. Мурнау и оператора Карла Фрейнда. Весь фильм снимался в павильоне. В таких условиях оператор мог свободно применять любое движение камеры, используя различные приспособления. Камера то взмывает вверх, то ныряет вниз так настойчиво, что повествование достигает особой пластической непрерывности, а зритель может следить за течением событий под разными углами зрения. Благодаря блуждающей камере воочию видно торжество сверкающей ливреи и нищету доходного дома; камера отождествляет зрителя со швейцаром этой гостиницы и приобщает к эмоциям самого автора. Камера подчеркивает трагедию «маленького человека». Но, несмотря на свое желание запечатлеть вечно меняющиеся формы действительности, камера, с легкостью воспроизводящая инстинктивную жизнь, не в силах проникнуть в зону сознания. Поэтому актер – пассивный объект. В статье о Мурнау критик Кеннет Уайт развивает эту мысль, ссылаясь на сцену опьянения швейцара: «Пантомиму, искусство, которое принято считать связанным с кино, не найдешь в Последнем человеке. Швейцар напился пьяным, но актер не прибегает к приемам пантомимы и не играет пьяного человека. За него это сделала камера». Впоследствии, в 1958, решением жюри Международной выставки в Брюсселе, Последний человек был включен в число 12 лучших фильмов «всех времен и народов». После успеха Последнего человека, в 1926 Мурнау покидает Германию и направляется в США. Но перед отъездом в Голливуд осуществил постановку еще одного суперколосса УФА – Фауст (1925). Концерн УФА предполагал сделать фильм монументом культуры. В своем сценарии Ганс Кизер перекроил Марло, Гёте и германские народные сказания, а немецкий писатель Герхарт Гауптман сделал текстовые связки к картине. Разнообразные технические приемы использовались при изображении полетов ангелов и хитроумных дьявольских фокусов. Камера Карла Фрейнда передвигалась на специальном приспособлении вверх и вниз среди просторных павильонных ландшафтов, забитых городками, лесами и селениями, и такие съемки позволили зрителю ощутить, что они тоже путешествуют по воздуху вместе с Мефистофелем и омоложенным Фаустом. Кадры полета были подлинной сенсацией. Но ни операторские уловки, ни текст Гауптмана не могли спасти фильм, который неверно истолковывал, если вообще не перечеркивал, идейные мотивы фаустовской легенды. Метафизический конфликт добра и зла был предельно вульгаризован, а сентиментальная любовная история Фауста и Маргариты была так прокомментирована критиком «Нэшнл борд оф ревью мэгезин»: «С высот мужественной версии Марло и философского построения Гёте мы докатились до уровня либретто, которое подвигло Гуно сочинить свою оперу». Фауст оказался не «монументом культуры», а монументальной витриной выдумок. Хотя в других странах на долю Фауста выпал значительный успех, в самой Германии его встретили прохладно, в ту пору немцы оставались равнодушными к фаустовским проблемам, но тем не менее встречали в штыки любые переработки национальной классики. В 1926 Мурнау приезжает в Голливуд, где ставит три фильма на студии «Фокс», в том числе Восход солнца (1927, по роману Г.Зудермана), получивший специальный приз «Оскар» за художественные достоинства фильма. Хотя Восход солнца имел коммерческий успех, творчество Мурнау не вписывалось в коммерчески ориентированное направление студии. Выпустив еще два фильма, среди них драму Четыре дьявола (1928), снятую на цирковом материале, в 1929 он был уволен со студии. Продолжил работу с Р.Флаэрти, американским кинодокументалистом, и в 1931 они по собственному сценарию сняли кинокартину Табу о романтической любви туземцев одного из островов Тихого океана. Умер Ф.-В.Мурнау 11 марта 1931, в Калифорнии, в результате автомобильной катастрофы. Режиссерская фильмография: Мальчик в голубом / Смарагд смерти (Knabe in Blau, Der, 1919); Сатана (Satanas, 1920), Горбун и танцовщица (Der Bucklige und die Tänzerin, 1920); Голова Януса / Двуликий Янус (Der Januskopf, 1920); Вечер – Ночь – Утро (Abend – Nacht – Morgen, 1920), Темная дорога (Der Gang in die Nacht, 1921), Желание (Sehnsucht, 1921), Замок Фогелёд (Schloß Vogeloed, 1921); Марица (Marizza, 1922), Горящая пашня (Brennende Acker, Der 1922); Носферату – Симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922); Призрак (Phantom, 1922); Изгнание (Die Austreibung, 1923), Финансы великого герцога (Die Finanzen des Großherzogs, 1923); Последний человек (Der Letzte Mann, 1924); Тартюф (Herr Tartüff, 1926); Фауст (Faust, 1926); Восход солнца (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927); Четыре дьявола (4 Devils, 1928); Горожанка (City Girl, 1930) Табу (Tabu, 1931).

1889
Михаил Полиевктович Костенко
советский электротехник, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1939). Герой Социалистического Труда (1969). Родился в селе Вейделёвка, ныне Валуйского района Белгородской области в семье земского врача. После окончания в 1918 Петроградского политехнического института был оставлен для преподавательской деятельности (с 1933 профессор). В 1939—50 заведующий лабораторией Энергетического института АН СССР; в 1951—55 заведующий Ленинградским отделением института автоматики и телемеханики АН СССР, в 1955—66 директор института электромеханики АН СССР (Ленинград). В 1957—63 член Президиума АН СССР. Основные труды относятся к теории электрических машин и методам их экспериментального исследования и проектирования. Дал обобщение теории трансформатора, многофазной асинхронной и коллекторной машин; разработал оригинальную схему коллекторного генератора переменного тока. Занимается вопросами электрической тяги на переменном токе, электродинамическим моделированием энергетических систем в связи с проблемами устойчивости дальних электропередач, а также вопросами преобразования переменного тока в постоянный. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва. Государственная премия СССР (1949, 1951), Ленинская премия (1958). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, медалями.

1890
Йёста Экман
шведский актер. Выдающийся деятель национального театра, крупнейший шведский трагедийный актер 20 в. В кино дебютировал в фильме «Только мечта» (1911). Среди ролей, сыгранных в период «немого» кино, выделяются: образы короля Карла XII в одноименном фильме (1925), Фауста в одноименном фильме (1926) и клоуна Джо Хиггинса в фильме «Клоун» (1926). В 30-е гг. создал образ национального героя финского народа Юхана Ульфшерны в одноименном историческом фильме (1936), трагикомический образ профессора Сведенхьельма и лирический образ скрипача в психологических драмах «Сведенхьельмы» (1935, по Я. Бергману) и «Интермеццо» (1936).

1890
Виктор Лутце
начальник штаба СА. Во время 1-й мировой войны дослужился от рядового до офицера. Вступив в 1922 в НСДАП, начал быстро подниматься по иерархической лестнице коричневорубашечников. В 1925 стал заместителем гауляйтера Рура, а в 1928 оберфюрером СА. В 1930 Лутце стал депутатом рейхстага от нацистской партии от избирательного округа Ганновер-Брауншвейг. В 1933, в звании обергруппенфюрера СА (генерал), был назначен полицай-президентом Ганновера и членом прусского государственного совета. 30 июня 1934, во время событий "Ночи длинных ножей",
Шеф СА Виктор Лутце обращается к своим подчиненным на пороге войны в 1936
Лутце сопровождал Гитлера в Бад-Висзее, где были схвачены Эрнст Рём и другие лидеры СА. После казни Рёма Гитлер назначил на его место Лутце. Гитлер передал Лутце особый приказ, состоявший из 20 пунктов, в котором членам СА запрещалось употребление спиртных напитков, противоестественные половые связи, автомобильные прогулки, распутство и вечеринки. Лутце погиб в автомобильной катастрофе 2 мая 1943.

1890
Роберто Лонги
итальянский историк искусства и художественный критик. Учился на литературном факультете Римского университета у П. Тоэски. С конца 1920-х гг. — редактор искусствоведческий периодичных изданий "Vitа аrtistiса", "Рinасоtеса" и др. С 1934 г. — профессор Болонского, после 1945 г. — Флорентинского университетов. Будучи исследователем широкого диапазона (искусство эпохи Возрождения, ХVII-ХVIII вв., современное искусство) и мастером атрибуции, стремился связать явление искусства с его историческим окружением, художественный процесс — с социальными и общекультурными движениями эпохи.

1894
Лев Израилевич Зубок
российский историк, специалист по новой и новейшей истории, главным образом в области истории США, доктор исторических наук (1940), профессор (1938). В 1913-1924 гг. находился в эмиграции в США, где участвовал в рабочем движении. Одновременно с работой на производстве прошёл университетский курс. После возвращения на родину работал в Профинтерне и занимался преподавательской деятельностью в различных высших учебных заведениях, в т. ч. в Высшей партийной школе при ЦК КПСС (1930-1949), в Московским институте истории, философии и литературы (1929-1941), на историческом факультете МГУ (1942-1949), в Институте международный отношений (1948-1961) и др. В 1938-1949 гг. и с 1957 г. - старший научный сотрудник Института истории АН СССР. Автор работ "Движение меньшинства в Англии" (1929), "Империалистическая политика США в странах Карибского бассейна. 1900-1939" (1948), "Очерки истории США (1877-1918)" (1956), "Очерки истории рабочего движения в США. 1865-1918" (1962), "Экспансионистская политика США в начале ХХ в." (1969) и др. Был также ответственным редактором и соавтором ряда коллективных научных трудов и учебников.

1894
Герман Матиссон
латышский шахматный мастер, один из крупнейших шахматных композиторов своего времени. Первый чемпион мира среди любителей (1924). Лидер команды Латвии на Всемирной Олимпиаде 1931 года, где победил А.Алехина и А.Рубинштейна!

1894
Илья Львович Майзелис
Советский шахматист, шахматный теоретик, историк и литератор; переводчик. Член редколлегии журнала "64. Шашки и шахматы в рабочем клубе" (1925 - 1930), ответственный секретарь издательства "Советская шахматная хроника" (1943 - 46), выходившего на английском языке в Москве под эгидой Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС). Лучшие результаты в соревнованиях: турнир городов "Б" (1924) - 1 - 2-е место; первенство Москвы (1932) - 4-е место. Автор учебника шахматной игры для юношества, ряда работ в области теории (эндшпиль) и истории шахмат. Переводчик "Учебника шахматной игры" (1926) и повести "Как Виктор стал шахматным мастером" (1973) Эм. Ласкера, книги "Теория и практика эндшпиля" (1928) И. Бергера, "Моя система" А. Нимцовича (1926 - 1928). В 1930 году вышло 5-е издание этой работы.

1896
Роджер (Хантингтон) Сешнс
американский композитор. Ученик X. Паркера и Э. Блоха. В 1925-1933 гг. работал (с перерывами) во Флоренции, Риме и Берлине. Совместно с А. Коплендом организовал "Копленд-Сешнс концерты" (1928-1931), сыгравшие большую роль в популяризации современной американской музыки. В 1934-1942 гг. возглавлял Международное общество современной музыки (с 1953 г. - вице-президент). С 1933 г. преподавал композицию в различных университетах и консерваториях США, читал эпизодические курсы в странах Европы. В 1958 г. был в СССР. Для его музыкального стиля характерны интеллектуальная углублённость, значительность, экспрессивность, напряжённое контрапунктическое движение. Среди сочинений: оперы "Осуждение Лукулла" (по Б. Брехту, 1947) и "Монтесума" (1964, Западный Берлин); "Идиллия Феокрита" для голоса с оркестром (1954); 8 симфоний, оркестровая сюита из музыки к драме Л. Н. Андреева "Чёрные маски" (1923), инструментальный концерты с оркестром - для скрипки (1935), фортепьяно (1956); камерно-инструментальные сочинения, в т. ч. ансамбли; хоры; сочинения для фортепьяно. Автор учебников по гармонии, работ по эстетике и теории музыки.

1897
Николай Никанорович Кухарков
деятель российского книжного дела. Родился в Феодосии. В 1945- 1953 директор издательства "Искусство", где при его непосредственном участии была создана редакция литературы по полиграфии и книгоиздательскому делу. В этот же период Кухарков входил в состав коллегии Главполиграфиздата при Совете Министров СССР, был редактором журнала "Полиграфическое производство". С 1954 до конца своей жизни Кухарков был директором Всесоюзной книжной палаты, одним из инициаторов создания и первым председателем редколлегии научно-книговедческого сборника "Книга. Исследования и материалы". На протяжении многих лет Кухарков был редактором сборника "Советская библиография". Скончался в Москве 6 февраля 1963 г.

1897
Иван Степанович Конев
советский военачальник, Маршал Советского Союза (1944). Родился в дер. Лодейно Вятской губернии в крестьянской семье. В Первую мировую войну в 1916 был призван в армию и по окончании учебной команды младшим унтер-офицером артиллерийского дивизиона направлен на Юго-Западный фронт. Демобилизовавшись из армии, в 1918 вступил в РКП(б) и Красную армию, принимал участие в установлении Советской власти в г. Никольске Вологодской губернии, где был избран членом уездного исполкома и назначен уездным военным комиссаром. Во время Гражданской войны комиссар бронепоезда, 5-й стрелковой бригады; воевал в Сибири и на Дальнем Востоке. Участник подавления Кронштадтского восстания. В 1921–1922 комиссар штаба Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Затем военный комиссар 17-го Приморского стрелкового корпуса, 17-й стрелковой дивизии. По окончании в 1926 курсов усовершенствования высшего начсостава при Военной академии командир полка и помощник командира дивизии. С 1931 командовал стрелковой дивизией, учился в Военной академии имени Фрунзе. В 1935–1937 командовал стрелковым корпусом и 2-й отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией. Коневу удалось пережить массовые репрессии высшего командного состава армии. Более того, в 1939 он был избран кандидат в члены, в 1952 членом ЦК партии. В 1940–1941 командующий войсками Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов. В начале Великой Отечественной войны командовал 19-й армией, которая участвовала в Смоленском оборонительном сражении. Затем командовал Западным (сентябрь-октябрь 1941, август 1942 – февраль 1943), Калининским (октябрь 1941 – август 1942), Северо-Западным (с марта 1943), Степным (с июля 1943), 2-м Украинским (с октября 1943) и 1-м Украинским (май 1944 – май 1945) фронтами. В октябре 1941 потерпел сокрушительное поражение под Орлом и Вязьмой, за что был понижен до заместителя командующего фронтом. Сталин хотел отдать его под суд, но Конева спас Г.К.Жуков, который заступился за него. В последующих сражениях проявил себя с лучшей стороны. Войска под его командованием успешно действовали в ходе контрнаступления на белгородско-харьковском направлении, участвовали в освобождении Белгорода и Харькова в Курской битве, затем в Корсунь-Шевченковской операции, в результате которой была окружена и уничтожена крупная группировка немецких войск. В конце войны руководил ударом по Венгрии и Чехословакии. В ходе Берлинской операции искусно провел маневр танковыми армиями 1-го Украинского фронта с целью быстрейшего окружения берлинской группировки противника, а затем в короткие сроки подготовил и совместно с войсками 2-го и 4-го Украинских фронтов успешно провел Пражскую наступательную операцию, в ходе которой была освобождена Прага. В 1945–1946 главнокомандующий Центральной группой войск и Верховный комиссар по Австрии. Когда Г.К.Жуков попал в опалу, сменил его в 1946 в должности главнокомандующего Сухопутными войсками и заместителя министра Вооруженных сил СССР. В 1950, когда Сталин начал очередную чистку среди комсостава армии и флота, потерял пост главнокомандующего, но сохранил должность заместителя министра, получив почетную должность главного инспектора Советской армии. Отличался стремлением строго следовать любым директивам партийного руководства. По воспоминаниям Н.С.Хрущева, оказался «единственным из крупных военачальников, кто «откликнулся» на материал, который был разослан Сталиным по делу «врачей-вредителей»… В ответ на эти псевдоматериалы прислал Сталину письмо, в котором солидаризовался с разосланной фальшивкой». Несмотря на это, в 1951 был вновь понижен и назначен командующим войсками Прикарпатского военного округа. После смерти Сталина принял участие в смещении Л.П.Берии. Был назначен председателем Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, которое 18–23 декабря 1953 рассмотрело дело и приговорило к смертной казни Л.П.Берию, В.К.Меркулова, В.Г.Деканозова, Б.З.Кобулова, С.А.Гоглидзе, П.Я.Мешика, Л.Е.Влодзимирского. При этом подавляющее большинство обвинений (измена Родине, шпионаж, реставрация капитализма и т.д.) были полностью вымышленными. В 1955–1956 вновь занял пост главнокомандующего Сухопутными войсками. В 1955–1960 первый заместитель министра обороны СССР. Одновременно в мае 1955 – июне 1960 главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств – участников Варшавского договора. Руководил подавлением восстания в Венгрии (1956). Один из активных участников октябрьского (1957) пленума ЦК КПСС, где обсуждался вопрос отстранения Г.К.Жукова от руководства вооруженными силами страны, произнес против своего непосредственного начальника обличительную и во многом несправедливую речь. В 1961–1962 главнокомандующий группой войск в Германии. С апреля 1962 – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1965 представлял СССР на похоронах У.Черчилля. Умер Конев в Москве 21 мая 1973. Похоронен в Москве в Кремлевской стене.

1898
Карл Густав Арвид Росби
шведский метеоролог. Учился в Стокгольмском университете (в 1917-18 и в 1922-25), Бергенском геофизическом институте у В. Бьеркнеса (1918-19) и Лейпцигском университете (1920). В 1926-48 гг. работал в США, сначала в Вашингтоне, затем профессор Массачусетсского технологического института и Чикагского университета (с 1941). Зам. директора Бюро погоды США (1931-41). В 1948 г. основал и возглавил Институт метеорологии в Стокгольмском университете. С 1954 г. — президент Международной ассоциации метеорологии и физики атмосферы Международного союза геодезии и геофизики. Основные труды Росби по термодинамике атмосферных процессов и атмосферной турбулентности оказали большое влияние на развитие проблемы математического моделирования общей циркуляции атмосферы и численного прогноза погоды. Установил существование длинных волн в верхних слоях атмосферы (волны Росби) и развил теорию их движения. Заложил основы теории струйных течений в атмосфере. Исследовал взаимосвязь атмосферных и океанических процессов. Росби принадлежат первые работы по атмосферной химии и атмосферной радиоактивности.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку