-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109047
Комментариев: 6801
Написано: 117519


25 декабря родились...

Пятница, 25 Декабря 2015 г. 00:33 + в цитатник
 (518x699, 103Kb)
1907
Владимир Николаевич Дружинин
активный участник партизанской борьбы на Украине, комиссар Черниговско-Волынского партизанского соединения. Родился в Москве в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года. Восьмилетним мальчиком остался сиротой и был направлен в детский приют, где прожил до 1923 года, сначала в Москве, потом в Курске и Путивле (Сумская область). В пятнадцать лет В.Н.Дружинин поступил в комсомол. В 1923 году комсомольская организация направляет его на работу на шахты Донбасса. Он был коногоном, потом откатчиком. В 1926 году возвратился в Путивль, был на комсомольской работе. В 1930 году партия направила его на партийную работу сначала в Сумскую, а затем в Черниговскую области. В феврале 1940 года В.Н.Дружинина избирают вторым секретарем Тернопольского обкома КП(б)У, где он работает до июля 1941 года. В начале войны В.Н.Дружинин был направлен в Красную Армию старшим инструктором политотдела стрелковой дивизии. В сентябре 1941 года дивизия в составе киевской группы войск попала в окружение. По предложению Дружинина работники штаба дивизии уничтожили документы и решили прорвать кольцо окружения в районе лесов Черниговской и Сумской областей, чтобы соединиться с частями Красной Армии. После 20 дней поисков выхода из вражеского кольца к линии фронта группа военных во главе с В.Н.Дружининым 16 октября 1941 года встретила Черниговский партизанский отряд под командованием Н.Н.Попудренко. В партизанском отряде В.Н.Дружинина назначили комиссаром кавалерийской группы. 28 июля 1942 года, когда создавалось соединение партизанских отрядов Черниговщины, командиром соединения был назначен А.Ф. Фёдоров, комиссаром — В.Н. Дружинин. Формировалось соединение в тяжёлой обстановке окружения и боёв, происходивших в районе Жуклянских и Рейментаровских лесов. Бои продолжались с 27 июля по 4 августа 1942 года. Во время контратак командир и комиссар своим примером поднимали в атаку партизан и после кратких, но горячих боев отбрасывали противника. В ночь на 5 августа 1942 года соединение партизанских отрядов Черниговщины вырвалось из окружения и передислоцировались в Софиевские лесные дачи Гомельской области. Но и там противник не прекратил преследования. Командование соединения издало новый приказ о переходе в Клетнянские леса Орловской области, для того чтобы организовать приём самолётов из советского тыла с оружием и боеприпасами. В начале 1943 года Украинский штаб партизанского движения поставил перед соединением задачу: выйти в рейд в направлении Щорского района Черниговской области. После тяжёлых боёв с фашистами соединение выполнило приказ. 5 марта 1943 года был получен новый приказ Украинского штаба партизанского движения, в котором было указано на необходимость разделения Черниговского партизанского соединения на два. Командиром Черниговско-Волынского соединения партизанских отрядов был назначен А.Ф.Фёдоров, комиссаром — В.Н.Дружинин. 11 марта 1943 года Черниговско-Волынское партизанское соединение двинулось в рейд на Правобережную Украину. В мае 1943 года оно остановилось на берегу реки Уборть для подготовки к выходу в район Ковельского железнодорожного узла. В июле 1943 года соединение приступило к выполнению приказа Верховного Главнокомандования Красной Армии по осуществлению диверсий на железных дорогах и пустило под откос сотни эшелонов с живой силой и техникой. В.Н.Дружинин был членом Черниговского и Волынского подпольных обкомов КП(б)У. Он прилагал много усилий для воспитания личного состава соединения и проведения массово-политической работы среди населения оккупированных районов. В соединении выходила газета "Радянська Україна". Партизанская типография периодически издавала листовки, в которых разоблачала фашистскую пропаганду о непобедимости гитлеровской армии, приводила примеры преступлений оккупантов на советской земле. Всего было выпущено более 49 тысяч экземпляров газеты и различных листовок. Комиссар В.Н.Дружинин лично редактировал содержание статей, заметок, листовок, давал указания относительно распространения их среди населения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1944 года за организацию партизанского движения в тылу врага и выполнение заданий ЦК КП(б)У и Украинского штаба партизанского движения в борьбе против фашистских захватчиков Владимиру Николаевичу Дружинину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2884). После реформирования партизанского соединения в мае 1944 года В.Н.Дружинин был избран вторым, а затем первым секретарем Тернопольского обкома КП(б)У. Позднее стал ответственным работником аппарата ЦК Компартии Украины. С 1954 года он — первый секретарь Дрогобычского, потом Херсонского обкомов партии, председатель Крымского облисполкома. В 1966 году был назначен заместителем, а затем первым заместителем министра пищевой промышленности Украинской ССР. Последние годы работал директором Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов пищевой промышленности УССР. В.Н.Дружинин был депутатом Верховного Совета СССР III-VI созывов и Верховного Совета УССР ряда созывов. На XVIII-XXII съездах Компартии Украины был избран членом ЦК. Жил в городе-герое Киеве. Скончался 20 августа 1976 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

1907
Кэб Кэллоуэй
американский музыкант и композитор.

 (480x699, 39Kb)
1907
Борис Константинович Саламбеков
начальник Октябрьской железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор тяги II ранга. Родился в Тифлисе (ныне – Тбилиси). Армянин. Окончил рабфак. С 1926 года трудился на железнодорожном транспорте: практикант машиниста и машинист Тифлисского паровозного депо. В 1930 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно окончил в 1935 году по специальности "инженер-механик паровозного хозяйства". В том же году распределен в депо Ленинград-Московский-Пассажирский Октябрьской дороги, работал инженером технического бюро, мастером, заместителем начальника депо. Уже в 1937 году назначен начальником депо станции Ленинград-Московский-Пассажирский взамен репрессированного предшественника. Там проявил себя инициативным руководителем транспорта. При его участии в депо был разработан и внедрен новый рациональный технологический процесс подъемочного ремонта паровозов. В результате простои локомотивов сократились в четыре раза. В 1939 году Саламбеков назначен заместителем начальника Октябрьской железной дороги. В этой должности встретил Великую Отечественную войну, отличился в трудных условиях вражеского наступления в 1941 году, обеспечивая подачу составов под эвакуацию предприятий и населения, встречные перевозки войск и материальных ресурсов для действующей армии. В феврале 1942 года назначен начальником Октябрьской железной дороги. В этой должности в 1942 году отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на "Большой земле" и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Построенные в кратчайший срок и практически без поступления материалов для строительства, за счет изысканных на месте ресурсов, эти линии существенно повысили грузопоток в осажденный город. Когда в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и по узкому коридору южнее Ладожского озера была спешно проложена новая железнодорожная линия, Борис Саламбеков лично организовывал по ней движение поездов. Эта дорога не имеет примеров в мировой истории - почти на 20 километров пути шли по болотам паралельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага, не говоря уже о дальнебойных орудиях и авиации. Повреждения линии происходили каждый день, вдоль путей громоздились уничтоженные паровозы и вагоны. Однако железнодорожники Октябрьской магистрали совместно с бойцами железнодорожных войск ликвидировали все повреждения в немыслимо короткие сроки. Саламбеков предложил новую организацию движения по ветке - в одну ночь составы шли в Ленинград буквально вплотную друг к другу (100 - 200 метров), в следующую возвращались обратно. В обычных условиях по такой ветке могли бы пройти 3-4 поезда за короткую северную летнюю ночь, реально проходило от 30 до 35 поездов. Вдоль дороги были расставлены живые семафоры - железнодорожники с фонариками и рациями, дававшие сигналы каждой поездной бригады в зависимости от обстановки. Многие из них погибли на посту. Тогда эта короткая ветка была главной дорогой Октябрьской магистрали и Саламбеков жил на ней неделями под обстрелами и бомбежками, не только руководя подчиненными, но и показывая им личный пример мужества. Никто из работников не догадывался тогда о личной трагедии начальника дороги - в блокадном Ленинграде погибла его жена. Не легче были дела и на остальной магистрали - практически вся она была в зоне действия вражеской авиации. Гитлеровцы прекрасно понимали её стратегическое значение: Октябрьская дорога обеспечивала не только 5 фронтов (Ленинградский, Карельский, Волховский, Северо-Западный, Калининский и часть Западного), но и подачу воинских грузов, поступивших по ленд-лизу из Мурманска и Архангельска на фронты центрального и южного стратегических направлений. Бомбардировки станций, составов и полотна шли непрерывно. Но и поезда по магистрали шли непрерывно. Благодаря умелому руководству Саламбекова и героизму работников железной дороги врагу не удалось вывести дорогу из строя ни на сутки. В 1943 году Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги II ранга". Один из примеров, Характерных для того времени: при бомбардировке железной дороге две крупные авиабомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Взрывотехники предложили бомбы подорвать на месте, но это на длительное время вывело бы путь из строя. Борис Саламбеков принял решение – взрыв не производить, бомбы из насыпи извлечь. Но движение было остановлено, у опасного участка скопилось около 30 поездов, в любую минуту могли внось появиться вражеские самолеты. Тогда Саламбеков рискнул пропустить все поезда по опасному участку, высадив людей из вагонов. При этом сам он поднялся в кабину паровоза, занял место машиниста и медленно повел первый состав. После того, как все поезда благополучно миновали это место, бомбы обезвредили. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Борису Константиновичу Саламбекову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". После изнания врага из-под Ленинграда железнодорожники Oктябрьской железной дороги в короткие сроки восстановил хозяйство дороги. После войны выдающийся руководитель пошёл на повышение: с 1946 года возглавлял Северо-Западный округ железных дорог, с 1947 - Приволжский округ железных дорог. Тогда такие округа объединяли по 4-5 дорог, обеспечивая непрерывное движение грузов и пассажиров по территории округа как по единому целому и в то же время не вмешиваясь в повседневную текущую работу. Многие специалисты оценивают деятельность таких округов как наиболее успешный механизм работы железных дорог. Из-за исключительной ответственности ряд округов железных дорог возглавили бывшие заместители Наркома путей сообщения и такие назначения воспринимались для них как повышение. Постановлением Совета Министров СССР в 1949 году Б.К.Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги I ранга". Однако в 1950 году Саламбеков был снят с должности. Причина - он работал вместе с всеми ключевыми обвиняемыми по "Ленинградскому делу" и его фамилия также упоминалась во многих протоколах допросов. Саламбеков был понижен в должности сразу на несколько ступеней - его перевели главным инженером одного из отделений Московско-Киевской железной дороги. Только после смерти Сталина он опять пошёл на повышение. В 1954 году назначен первым заместителем начальника, а в 1957 году - начальником Омской железной дороги. С 1959 года - начальник Красноярской железной дороги, а после укрупнения дорог с 1961 года - начальник Восточно-Сибирской железной дороги (управление дороги в Иркутске). Именно тогда происходило полномасштабное техническое перевооружение и электрификация Транссибирской магистрали. Так как Саламбеков получил "паровозное" образование, чтобы всесторонне овладеть новыми проблемами, он заочно окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер-электромеханик дорожного хозяйства". В годы руководства Саламбекова Восточно-Сибирская дорога стабильно занимала первые места по всем железным дорогам СССР по большинству показателей работы, признавалась лучшей железной дорогой СССР. Перечень решённых им сложнейших проблем за время руководства дорогой увеличил бы объем настоящей биографии в несколько раз. Можно лишь указать на то, что спустя 40 лет имя Бориса Саламбекова знает каждый железнодорожник Восточно-Сибирской магистрали. В 1964-1968 годах Борис Саламбеков - начальник Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР. По его инициативе и активном участии в вагонном хозяйстве был внедрен метод поточного ремонта, который произведена техническая революция в этом хозяйстве, повышены качество и производительность труда. В 1968 году вышел на пенсию, однако не смог расстаться с железной дорогой и пришел на работу на должность научного сотрудника во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта. Жил в городе-герое Москве. Скончался 1 июля 1978 года от инфаркта, пятого по счету. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 10). Награжден тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями, в том числе "За оборону Ленинграда", тремя знаками «Почетный железнодорожник».Мемориальные доска в память о выдающемся руководителе железнодорожного транспорта установлены на зданиях депо станции Санкт-Петербург-Московский-Сортировочный, бывшего управления Омской железной дороги (ныне управление Омского отделения западно-Сибирской железной дороги), управления Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутске. Новая серия скоростных электровозов Коломенского завода ТЭП70БС, выпускающаяся с 2004 года носит имя Б.К.Саламбекова: "БС" в названии означает "Борис Саламбеков".

 (529x699, 138Kb)
1907
Фёдор Филиппович Сушков
командир отделения 120-го стрелкового полка 69-й Краснознамённой Севской стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, старший сержант. Родился в селе Никольское ныне Аннинского района Воронежской области в крестьянской семье. Русский. Окончил Мичуринский сельскохозяйственный техникум. Работал агрономом в селе Жердевка, ныне город Тамбовской области. В Красной Армии с декабря 1941 года. В действующей армии с июня 1943 года. Командир отделения 120-го стрелкового полка (69-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) старший сержант Фёдор Сушков в составе десантной группы 15 октября 1943 года в числе первых в полку форсировал реку Днепр в районе посёлка городского типа Радуль Репкинского района Черниговской области Украины. В бою за расширение плацдарма в районе села Бывалки Лоевского района Гомельской области Белоруссии старший сержант Сушков Ф.Ф. заменил выбывшего из строя командира взвода, и умело организовал отражение контратак противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Сушкову Фёдору Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1591). В 1944 Ф.Ф.Сушков демобилизован. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. Работал агрономом в Тамбовской области. В конце 1980-х – начале 1990-х годов жил в Москве. До ухода на заслуженный отдых Ф.Ф.Сушков работал в тресте зелёного хозяйства города. Скончался 19 марта 1992 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище (участок 84). Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Chernienko_GeorgGeorg (529x700, 92Kb)
1907
Георгий Георгиевич Черниенко
командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил (ВВС) Черноморского флота, гвардии майор. Родился в городе Тирасполе (с 1990 года – административный центром непризнанной Приднестровской Молдавской Республики) в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Окончив школу-семилетку, пошел работать с отцом на кирпичный завод. Одновременно учился на рабфаке. В 1927 году уехал на Донбасс, работал на шахтах. В Красной Армии с 1929 года. Службу проходил в зенитном артиллерийском полку, затем поступил в летную школу. В феврале 1932 году окончил 1-ю военную школу пилотов имени Мясникова (г. Севастополь). Летчиком службу проходил 52-й отдельной авиационной эскадрильи Белорусского военного округа. С 1933 года в Военно-Морском флоте. С июня 1933 года инструктор-пилот, командир звена Ейского военно-морского училища летчиков имени Сталина. С ноября 1939 года продолжил службу в авиации Черноморского флота, в составе 2-го минно-торпедного авиационного полка командиром звена, заместителем командира эскадрильи. В составе этого полка, преобразованного в апреле 1942 года в 5-й гвардейский, встретил Великую Отечественную войну. Уже в ночь на 23 июня звано капитана Черниенко нанесло первый дар по румынскому порту Констанца. Летчики поднимались в небо по 2-4 раза в сутки, нанося бомбовые удары по вражеским колонам, переправам. В мае 1942 года был назначен командиром эскадрильи, летал на самолете «ДБ-3Ф» («Ил-4»). К ноябрю 1942 года эскадрилья под его командованием произвела 487 боевых вылетов, в которых было уничтожено 4 корабля противника, 6 складов с боеприпасами. Не прерывая боевой работы, одновременно летчики эскадрильи переучивали летный состав самолетов «МБР-2». Сам капитан Черниенко к тому времени произвел 115 боевых вылетов, из ни 74 в 1942 году. Награжден первым боевым орденом - Красного Знамени (29 января 1942). Действуя с территории Крымского полуострова, эскадрилья Черниенко участвовала в обороне Севастополя, Одессы: торпедировала корабли противника на коммуникациях в Черном море, ставила мины, сопровождала корабли, совершала полеты к крымским партизанам. В последнее день обороны Севастополя экипаж Черниенко сопровождал транспорты с защитниками города, сбил вражеский бомбардировщик. Командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) гвардии майор Георгий Черниенко к июню 1943 года совершил 152 успешных боевых вылета. Вверенная ему авиационная эскадрилья уничтожила 6 транспортных кораблей, 3 самоходные баржи, 7 складов с боеприпасами, 4 железнодорожных узла, 35 самолётов на аэродромах противника, 39 танков, 6 артиллерийских батарей, 2 переправы, около 3000 солдат и офицеров противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Черниенко Георгию Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1048). В октябре 1943 года как лучший командир, отлично знающий свое дело, был назначен инспектором по технике пилотирования 1-й минно-торпедной авиационной дивизии. С февраля 1945 и до конца войны – старший инспектор-летчик Военно-воздушных сил Черноморского флота. Всего за время боевых действий произвел 189 боевых вылетов, из них 107 – ночью. После войны продолжал службу в ВМФ. В июле 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. Инспектор-летчик старший летной инспекции Управления ВВС ЧФ (июль 1945-март 1947). Командир эскадрильи штурманского летного центра авиации Военно-морских сил, штурманско-летного центра Высших офицерских летно-тактических курсов авиации ВМС (март 1947-декабрь 1950). С декабря 1950 года на испытательной работе: командир эскадрильи авиационного полка летных испытаний летной испытательной станции института №15 ВМС (декабрь 1950-апрель 1951), командир эскадрильи, летчик-испытатель авиаполка летных испытаний летной станции авиации ВМС (апрель 1951-сентябрь 1952), 986-го отдельного авиационного полка авиации ВМС (бывшего 1890-го отдельного авиационного полка авиации ВМС) (сентябрь 1952-ноябрь 1955). В 1955 году по болезни полковник Черниенко уволен в запас. Жил в городе-герое Одессе. Умер 17 февраля 1982 года. Похоронен на Новогородском (Таировском) кладбище города Одесса. Награжден орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1942, 1943, 1950), Нахимова 2-й степени (1946), Красной Звезды (1945), медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале авиаторам-черноморцам в городе Севастополь.
 (700x525, 164Kb)
Фрагмент памятника защитникам Севастополя 1941-1942 годов. Установлен в Севастополе на площади Нахимова.

1908
Ефим Яковлевич Дорош
российский писатель. В очерках 1956-1970 гг., составивших книгу «Деревенский дневник» («Дождь пополам с солнцем», 1973), художественно-публицистическое исследование современной сельской жизни. Статьи о литературе, театре, живописи (сборник «Живое дерево искусства», 1967). Умер в 1972 году.

KyleshovPavelS (463x700, 222Kb)
1908
Павел Николаевич Кулешов
начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны СССР, маршал артиллерии. Родился в деревне Кайлык ныне Уярского района Красноярского края, в крестьянской семье. Окончил железнодорожную школу-семилетку в Красноярске. В октябре 1926 года призван в Красную Армию. В 1929 году окончил Томскую артиллерийскую школу. Служил командиром огневого взвода батареи 50-го стрелкового полка в Нижнем Новгороде, командиром учебного взвода в полковой школе и командиром отдельного артиллерийского дивизиона в Новосибирске, командиром учебной батареи Томского артиллерийского училища. Окончил с отличием Артиллерийскую академию имени Ф.Э.Дзержинского (командный факультет) в 1938 году. С сентября 1938 года служил в Главном артиллерийском управлении РККА старшим помощником начальника отдела, с ноября 1939 - инспектором по военно-учебным заведениям. В 1939 году он поступил в Академию Генерального штаба РККА, которую успешно окончил в сентябре 1941 года. После окончания академии был направлен в Генеральный штаб на должность помощника начальника отдела артиллерийского вооружения Управления устройства тыла вооружения и снабжения. Однако прослужил там всего около месяца. В связи с реорганизацией отдел был переведен в другое управление, а Кулешов получил приказ срочно формировать в подмосковном Алабино 3-й гвардейский минометный полк (вооруженный легендарными «катюшами»). Это был один из самых первых полков «Катюш» (официально именовались «гвардейскими минометами», отсюда и название полков, ещё не побывавших в боях). Однако и полком Кулешову пришлось командовать недолго: в октябре 1941 года он назначается начальником оперативной группы гвардейских минометных частей Северо-Западного фронта, а чуть позднее - на такую же должность в Волховской оперативной группе войск Ленинградского фронта. Осенью 1941 года группа вела тяжелые бои, имея задачу остановить противника и не позволить ему выйти к Ладожскому озеру с целью захвата единственного пути сообщения между Большой землей с осажденным Ленинградом. В конце 1941 года Кулешов был тяжело ранен. После возвращения в строй командовал гвардейскими минометными частями Волховского фронта. Отличился в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года. В июне 1943 года П.Н.Кулешов был отозван с фронта и назначен заместителем командующего гвардейскими минометными частями РККА. В этот период в составе оперативных групп представителей Ставки Верховного Главнокомандования выезжал на Северо-Кавказский, Воронежский, 4-й и 2-й Украинские фронты. Участвовал в Курской битве, в форсировании Днепра, в боях на Керченском плацдарме в Крыму. В ноябре 1943 года в связи с ростом численности и значения реактивной артиллерии на всех фронтах были введены должности заместителя командующего артиллерией фронта по гвардейским минометным частям. Кулешов был назначен на такую должность на 1-м Прибалтийском фронте. Фронт в это время под командованием И.Х.Баграмяна провел успешную Невельско-Городокскую, не столь удачную Витебскую (февраль-март 1944), выдающиеся Витебско-Оршанскую, Полоцкую и Шауляйскую наступательные операции (июнь-август 1944). В этих боях «катюши» генерала Кулешова проявили себя с наилучшей стороны, после чего последовало новое повышение по службе. С августа 1944 года П.Н.Кулешов был заместителем начальника штаба артиллерии Красной Армии. Он курировал вопросы формирования новых частей реактивной артиллерии для фронтов и обеспечения их боеприпасами и техникой. Он также привлекался к планированию стратегических наступательных операций завершающего периода войны в Генеральном штабе. После Победы над Японией генерал-лейтенант Кулешов назначен начальником первого в стране инженерно-ракетного факультета в Военной артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского. С апреля 1950 года - заместитель начальника этой академии по научной и учебной работе. В 1952 году П.Н.Кулешову было поручено создание нового испытательного полигона на юге страны с целью испытаний зенитно-ракетных боевых средств и практической подготовки новых полков ПВО, оснащенных новейшими зенитными ракетами. Этот полигон располагался вблизи ставшего теперь знаменитым Капустина Яра, но во времена СССР был исключительно засекречен. Дело дошло до того, что ответственные работники полигона проходили службу под псевдонимами. Например, сам Кулешов работал под псевдонимом «Сергеев». В военных справочниках о работе Кулешова в тот период указывалось, что он «работал в центральном аппарате Министерства обороны». Впрочем, довольно скоро он там и оказался, будучи назначен в 1953 году первым начальником 4-го управления (зенитная ракетная техника) Министерства обороны СССР, а в мае 1955 года - начальником 4-го Главного управления Министерства обороны СССР. С апреля 1957 года П.Н.Кулешов - заместитель Главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны страны. На этом посту он возглавил неотложную работу по созданию более мощных боевых средств и зенитно-ракетных комплексов. С 1963 года П.Н.Кулешов - начальник 2-го управления - заместитель начальника 10-го Главного управления Генерального штаба. Он занимался поставками ракетной техники в дружественные страны Востока и на Кубу, содействовал им в освоении этой боевой техники. В 1964-1965 годах занимался созданием противоздушного щита над Демократической Республикой Вьетнам, которую авиация США пыталась «вбомбить в каменный век». Но летом 1965 года единовременно заработали несколько дивизионов советских ракет ПВО С-75. Десятки самолетов США были сбиты, что вынудило американское командование прекратить массированные налёты на территорию ДРВ. В апреле 1965 года П.Н.Кулешов назначен начальником Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны. Это управление отвечало за производство боевой техники и боеприпасов, обеспечение войск, формирование резервов вооружения, подготовку кадров, создание новых образцов ракет, ствольной артиллерии, стрелкового оружия и всевозможных боеприпасов. Основным направлением работы ГРАУ за 18 лет работы Кулешова в нем было создание нового зенитно-ракетного и противотанкового вооружения для Сухопутных войск. Сейчас об этом вооружении пишут в газетах, его показывают по телевидению, оно представляет мощь страны на парадах. Тогда же все работы были настолько засекречены, что перестало упоминаться даже имя начальника ГРАУ маршала артиллерии Кулешова. Ракетный щит Сухопутных войск был создан и намного опередил аналогичные работы армий «вероятного противника». За выдающиеся заслуги в укреплении обороноспособности Родины, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года маршалу артиллерии Кулешову Павлу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С июня 1983 года маршал артиллерии Кулешов был военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года - в отставке. Продолжал исследовательскую и консультативную работу, будучи с 1993 года главным специалистом и ведущим инспектором ГРАУ Министерства обороны Российской Федерации. Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1949). Почётный академик Академии ракетных и артиллерийских наук России (1994). Жил в городе-герое Москве. Скончался 26 февраля 2000 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Генерал-майор артиллерии (24 марта 1942). Генерал-лейтенант артиллерии (18 ноября 1944).Генерал-полковник артиллерии (18 февраля 1958). Маршал артиллерии (28 октября 1967). Награждён пятью орденами Ленина (1951, 1956, 1962, 1967, 1978), четырьмя орденами Красного Знамени (1942, 1943, 1945, 1946), орденами Суворова 2-й степени (1944), Кутузова 2-й степени (1943), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), орденами Красной Звезды (1944), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1975), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом «9 сентября 1944 года» с мечами (Болгария). Лауреат Ленинской премии (1982). В Москве на здании Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации установлена мемориальная доска в честь Героя.

kuroiwa (564x700, 58Kb)
1908
Тошио Куроива
японский военный лётчик. Вступил во флот в 1926 году и был одним из первых японских морских летчиков, получивших крылышки в декабре 1928 года. Сразу был направлен на авианосец "Кага". В январе 1932 года в составе эскадрильи был направлен в Китай. Был отправлен в резерв в 1939 году. На тот момент на его счет было 13 побед. Отставника с удовольствием взяли пилотом гражданской авиакомпании «Dai Nippon Koku». 26 августа 1944 года во время рутинного транспортного полета в Малайе его самолет пропал, о судьбе пилота неизвестно ничего по сей день.

Lazarev_I_R_2 (467x700, 121Kb)
1908
Иван Романович Лазарев
командир огневого взвода 53-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (40-я стрелковая дивизия, 1-я отдельная Краснознамённая армия), лейтенант. Родился в деревне Жавронково Копылковской волости Опочецкого уезда Псковской губернии (ныне не существует, территория Пустошкинского района Псковской области). Русский. В 1919 году окончил 3 класса школы в деревне Ваулино (Пустошкинский район Псковской области). Работал в сельском хозяйстве. С 1929 года жил в деревне Верхний Танай (Дзержинский район Красноярского края). В армии с октября 1930 года. Служил в пехоте. В 1931 году окончил полковую школу. До декабря 1932 года был командиром отделения. В 1932-1934 годах обучался во Владивостокской пехотной школе, в 1936 году окончил артиллерийское отделение Омского объединённого военного училища. Служил командиром взвода в пехоте. Участник боёв в районе озера Хасан в июле-августе 1938 года в должности командира огневого взвода 53-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона. 31 июля 1938 года под пулемётным огнём противника выдвинул орудия на открытую огневую позицию в боевые порядки пехоты и стрельбой прямой наводкой поддержал её наступление. При этом был ранен, но продолжал руководить боем. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года лейтенанту Лазареву Ивану Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в ноябре 1939 года знака особого отличия для Героев Советского Союза 23 мая 1940 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда». В августе-ноябре 1938 – командир батареи, а с ноября 1938 года – командир отдельного дивизиона противотанковой обороны (на Дальнем Востоке). С июля 1940 года обучался в Военной академии имени М.В.Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны: с августа 1941 года – командир 877-го артиллерийского полка противотанковой обороны (Резервный фронт). Участвовал в Ельнинской операции. 22 сентября 1941 года тяжело заболел и был доставлен в инфекционный госпиталь №2393, где 24 сентября 1941 года умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Капитан (1938). Награждён орденом Ленина (25 октября 1938). Его именем названы улицы в городе Пустошка Псковской области, селе Дзержинское и деревне Нижний Танай (Дзержинский район Красноярского края). На территории Нижнетанайской школы установлен памятный камень с мемориальной доской.

 (505x699, 65Kb)
1908
Константин Павлович Левашов
командир 78-го Белградского стрелкового полка 74-й Киевско-Дунайской стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта, подполковник. Родился в деревне Васильевская Мышкинского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 5 классов. Работал в деревне, затем в колхозе. В Красной Армии с 5 ноября 1930 года. Служил командиром отделения 53-го стрелкового полка 18-й стрелковой дивизии в городе Рыбинск. В 1932 году окончил Рязанское пехотное училище. Член ВКП(б) с 1932 года. До 1938 года в звании лейтенанта служил командиром взвода и роты 10-го отдельного стрелкового батальона Московского военного округа. В 1939 году окончил курсы переподготовки политсостава при Доме партобразования МВО, получил звание политрука. Участник советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов в должности командира 399-й отдельной лыжной эскадрильи. После финской кампании служил политруком курсовой роты Ярославского пехотного училища. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был военным комиссаром стрелковой роты, сапёрного батальона, инспектором политотдела армии, военным комиссаром и командиром стрелкового полка. Воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. В 1943 году окончил курсы «Выстрел». В боях 6 раз ранен. Участвовал: в оборонительных боях в районе станции Дно и на подступах к городу Валдай – в 1941 году; в боях северо-восточнее города Демянск, в оборонительных и наступательных боях севернее Сталинграда – в 1942; в боях на Курско-Орловской дуге в районе города Малоархангельск, в освобождении станции Глазуновка, в боях за посёлок Чернобыль – в 1943; в боях за город Белая Церковь, в Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях, в том числе в форсировании рек Горный Тикич, Южный Буг, Днестр, Прут с выходом на территорию Румынии, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, в том числе города Белград, в форсировании реки Дунай с завоеванием плацдарма – в 1944; в оборонительных боях в Венгрии южнее озера Балатон, в освобождении города Надьканижа с выходом на территорию Австрии – в 1945. Командир 78-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии подполковник Левашов 10-15 ноября 1944 года умело организовал форсирование реки Дунай в районе города Апатин (ныне Сербия). Полк под его командованием прорвал вражескую оборону, овладел рядом населённых пунктов и создал условия для переправы на плацдарм главных сил дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Левашову Константину Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5438). После войны в 1946 году окончил курсы «Выстрел». Служил: до марта 1948 года - заместитель командира 361-го гвардейского стрелкового полка 113-й гвардейской стрелковой дивизии в городе Запорожье; в 1948-52 годах - командир 313-го отдельного гвардейского стрелкового батальона 43-й отдельной гвардейской стрелковой бригады; с 1952 года - командир 1271-го строительного полка, затем заместитель начальника строительства объекта № 417 в городе Керчь управления Черноморского флота. С 1957 года полковник К.П.Левашов – в запасе. Жил и работал в городе Керчь. Умер. Похоронен в Керчи. Награждён 2 орденами Ленина (24 марта 1945; 30 декабря 1956), 4 орденами Красного Знамени (27 октября 1942; 11 мая 1944; 17 апреля 1945; 15 ноября 1950), орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени (3 июня 1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (31 июля 1943; 6 апреля 1985), орденом Красной Звезды (6 мая 1946), медалями «За отвагу» (22 ноября 1942), «За боевые заслуги» (3 ноября 1944), «За оборону Сталинграда», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией».

Popov_SP (515x700, 201Kb)
1908
Спиридон Павлович Попов
директор Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Московская область. Родился в городе Бердянск ныне Запорожской области Украины в семье литейщика. В 1927 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) и 2 года работал слесарем на Первомайском заводе в городе Бердянск Украинской ССР (ныне - Украина). Затем переехал в город Кировоград, где работал техником ремонтно-экспериментального цеха завода "Красная Звезда". В 1932 году без отрыва от производства окончил вечерний институт и, получив специальность инженера-механика, пришел на Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А.В.Ухтомского в городе Люберцы Московской области. Работал конструктором, механиком цеха, начальником ремонтно-механического цеха. В 1938 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В годы Великой Отечественной войны – главный механик завода № 711 имени Ухтомского Наркомата минометного вооружения СССР – Наркомата боеприпасов СССР. На заводе в этот период изготавливались корпуса для мин и другие военные заказы, выполняли которые женщины и подростки. К сентябрю 1945 года завод имел 2 награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. В послевоенные годы до 1951 года являлся главным инженером завода. Примечателен тот факт, что в 1949-1951 годах на заводе сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского проходил производственную практику будущий первый в мире космонавт Ю.А.Гагарин, учась в Люберецком ремесленном училище. В своей книге «Дорога в космос» он дал высокую оценку заводу, назвав его знаменитым. В 1951 году назначен директором Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского и возглавлял это предприятие четверть века до последнего дня своей жизни (в 1955-1957 и с 1965 года завод находился в ведении Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, а с 1973 года – Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР). На посту директора зарекомендовал себя грамотным руководителем и крепким хозяйственником. Внес большой личный вклад в развитие завода, его перевооружение. Под его руководством завод получил мощное развитие, освоив производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству СССР, а также другим странам. Многие машины пользовались большим спросом, были удостоены Знака качества, а за разработку конструкции льнокомбайна ЛК-7, аналогов которого не было в мире, заводские конструкторы М.Шлыков, А.Маят и А.Моисеев были удостоены Сталинской премии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких производственных показателей Попову Спиридону Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Процесс обновления выпускаемой техники и увеличения объемов производства продолжался и в 1960-е - 1970-е годы. За девятую пятилетку (1971-1975) завод выпустил более 609 тысяч тракторных косилок, около 169 тысяч стогометателей-погрузчиков, более 31 тысячи силосоуборочных комбайнов «Вихрь», 720 комбайнов для уборки сахарного тростника. Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Об этом свидетельствует тот факт, что продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза. В июле 1972 год с коллективом завода встречался лидер кубинской революции Фидель Кастро, получив единодушную поддержку люберчан по возобновлению поставок тростниково-уборочных комбайнов и строительству завода по их выпуску на Кубе. Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера. В 1972 году при непосредственном участии научно-исследовательского института тракторного и сельскохозяйственного машиностроения внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка. Внедрение линии позволило удовлетворить потребность отрасли в этих изделиях и одновременно снизить их трудоемкость и повысить качество. По итогам девятой пятилетки директор завода С.П.Попов был награжден вторым орденом Ленина. Проявлял много заботы о строительстве жилья, о решении других социальных проблем многотысячного коллектива сельмашевцев. Вместе с тем много энергии вкладывал в развитие всего города Люберцы, в укрепление сельскохозяйственного производства в районе. Жил в городе Люберцы Московской области. Скоропостижно скончался 1 мая 1976 года. Похоронен на Старо-Люберецком кладбище в Люберцах. Уже после смерти С.П. Попова в 1977 году - год 75-летия со дня основания и за успехи в оснащении сельского хозяйства высокопроизводительной кормоуборочной техникой Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского был удостоен ордена Октябрьской Революции, что было крупным итогом послевоенного периода его истории. А в 1990-е годы завод, как и многие тысячи предприятий в стране, прекратил свое существование. Сегодня территория Завода имени Ухтомского полностью сдана в аренду небольшим фирмам, некоторые цеха полуразрушены. Делегат XXII (1961) и XXIII (1966) съездов КПСС. Избирался членом Московского обкома и бюро Люберецкого горкома КПСС, депутатом Московского областного и Люберецкого городского Советов депутатов. Награжден 2 орденами Ленина (5 августа 1966, 27 февраля 1976), орденами Октябрьской Революции (5 апреля 1971), Трудового Красного Знамени (16 сентября 1945), «Знак Почета» (24 ноября 1942), медалями. Имя С.П.Попова носит одна из улиц города Люберцы. На доме, в котором жил С.П. Попов, установлена мемориальная доска.

 (536x699, 63Kb)
1908
Василий Иванович Туровцев
командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта, капитан. Родился 25 декабря 1908 года в селе Донское ныне Мичуринского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 5 классов. Работал на мясокомбинате в городе Мичуринске Тамбовской области. В Красной Армии с 1930 года. В 1932 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, а в 1933 году - Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) капитан Василий Туровцев к октябрю 1941 года совершил тридцать два успешных боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, нанеся врагу значительный урон. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Туровцеву Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 662). В 1942 году майор Туровцев командовал 198-м штурмовым авиационным полком. С конца 1942 года он - инспектор-лётчик управления боевой подготовки ВВС. После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1956 года полковник Туровцев В.И. - в запасе. Жил в Москве (с 1965 года – город-герой). Скончался 5 декабря 1964 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище (участок № 21). Награждён тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Именем Героя названа школа № 11 в городе Мичуринске Тамбовской области.

1908
Вера Сергеевна Чудова
советская шахматистка. Международный арбитр (1951). Чемпионка РСФСР (1934) и Москвы (1937, 1941, 1949, 1955). Участница многих чемпионатов СССР (1927 - 1954); лучшие результаты: 1927 и 1931 - 3-е место, 1934/1935 - 2 - 5-е, 1936 и 1937 - 5-е, 1946/1947 - 2 - 3-е место. В течение ряда лет председатель женской комиссии шахматной федерации СССР и Международной женской комиссии ФИДЕ. Автор статей о женских соревнованиях. Умерла в Москве 18 февраля 1977 года.

1909
Александр Андрианович Батурин
советский шахматный композитор; международный шахматный арбитр (1961), заслуженный тренер РСФСР (1966). Инженер-экономист. Председатель комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации РСФСР (1965-1975). Редактор отдела композиции журнала "Шахматы в СССР" (1945-1961). С 1927 опубликовал около 250 задач, преимущественно двухходовки. Умер в Москве 5 августа 1981 года.

Сергей Прокофьевич Денисов9f (453x700, 191Kb)
1909
Сергей Прокофьевич Денисов
лётчик-истребитель, командир отряда 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, капитан; начальник ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта, комдив. Родился в слободе Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии (с 1923 года - город в Воронежской области) в семье рабочего. Русский. В Красной Армии с 1929 года, служил мотористом отряда. В 1931 году окончил военную авиационную школу пилотов, и проходил службу в должности младшего лётчика 11-й авиационной эскадрильи 111-й авиационной истребительной бригады ВВС Ленинградского военного округа. Затем был старшим лётчиком и командиром звена в 41-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. С ноября 1936 по апрель 1937 года старший лейтенант С.П.Денисов участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, где в рядах лётчиков-республиканцев командовал истребительным авиационным отрядом. Совершил более 200 боевых вылетов. О количестве побед С.П.Денисова данные противоречивы: он лично доложил Народному комиссару обороны СССР К.Е.Ворошилову о сбитых им лично 13 вражеских самолётов и 6 - в группе, однако документами его же авиационного отряда подтверждены 3 личные победы и 4 групповые. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1937 года капитану Денисову Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения особой степени отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда". По возвращении из Испании, карьера С.П.Денисова стала стремительной: в течение 1937 года он досрочно получил сразу три воинские звания. В апреле 1937 года назначен командиром эскадрильи, но уже в том же месяце стал командиром истребительного авиационного полка. С августа 1937 года командовал 142-й истребительной авиационной бригадой в Белорусском военном округе. С 1938 года командовал 2-й авиационной армией особого назначения (Воронеж). В 1939 году был откомандирован в зону боевых действий и участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол. В том же 1939 году окончил курсы усовершенствования комсостава при Академии Генерального штаба. Пользовался доверием И.В.Сталина, которому неоднократно подавал служебные записки о недостатках советских истребителей и об их устранении по опыту боевых действий. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов, во время которой он был начальником ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Авиация подерживала наступление армии, наносившей главный удар на Карельском перешейке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич удостаивается второй медали "Золотая Звезда", и становится пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза.
 (531x699, 43Kb)
С апреля 1940 года С.П.Денисов командовал ВВС Закавказского военного округа. В период Великой Отечественной войны, с августа 1941 года он начальник Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы пилотов имени Мясникова. При проверке школы комиссией штаба ВВС были выявлены большие недостатки в организации работы школы и лично С.П.Денисова, за которые 20 ноября 1942 года он был снят с должности и направлен в распоряжение командующего ВВС Красной Армии. С февраля 1943 года по февраль 1944 года - командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Под руководством генерал-лейтенанта Денисова С.П. части дивизии в сражении под Орлом и Курском произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбив 73 самолёта противника, потеряв 16 своих (соотношение 4:1). За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание гвардейского, а второй был награжден орденом Красного Знамени. Однако и на фронте генерал С.П.Денисов допустил существенные нарушения воинской дисциплины. В феврале 1944 года был с понижением направлен на тыловую работу старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управлении формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии. С февраля 1946 года находился в распоряжении командующего ВВС Красной Армии, через четыре месяца направлен на учёбу в Высшую военную академию РККА имени К.Е.Ворошилова. С ноября 1947 года - в отставке по болезни. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах). Жил в городе-герое Москве. Умер 6 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Воинские звания: старший лейтенант (1936), капитан (1937), майор (1937), полковник (1937), комбриг (22 февраля 1938), комдив (8 августа 1939), генерал-лейтенант авиации (4 июня 1940). Награждён орденом Ленина (4 июля 1937), 2 орденами Красного Знамени (2 января 1937, 29 августа 1939), орденами Александра Невского (28 июля 1943), Красной Звезды (1944), медалями, иностранным орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики 1-й степени (10 августа 1939).

 (487x699, 69Kb)
1909
Павел Павлович Дмитриев
помощник командира стрелкового взвода 42-го стрелкового полка 180-й стрелковой дивизии 27-й армии 2-го Украинского фронта, старшина. Родился в селе Фоминка Краснохолмского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Образование начальное. Работал в колхозе. В июле 1941 года призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Воевал на Северном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Был ранен. Помощник командира стрелкового взвода 42-го стрелкового полка старшина П.П.Дмитриев отличился в боях на территории Румынии. Вокруг него, пожилого бывалого воина, группировались смельчаки взвода. По его сигналу они первыми поднимались в атаку. Так было при прорыве глубоко эшелонированной долговременной обороны врага в районе Ла-Русь 20 августа 1944 года. Захватив высоту "143", взвод П.П.Дмитриева без промедления вышел к высоте "159". Сам старшина в этих горячих схватках уничтожил до двух десятков фашистов, захватил три станковых и два ручных пулемёта. 16 сентября 1944 года старшина П.П.Дмитриев со взводом под сильным миномётно-пулемётным огнём врага вброд переправился через реку Арьеш, ворвался в деревню Кея в восьми километрах юго-западнее города Турда, где гранатами уничтожил два пулемёта, открыв путь наступающему батальону. При освобождении села Сэндулешти в двух километрах западнее города Турда захватил 38 пленных. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях за освобождение Румынии и проявленные при этом мужество и героизм старшине Павлу Павловичу Дмитриеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8662). После окончания Великой Отечественной войны жил и работал в городе Избербаш Дагестана. Скончался 2 сентября 1966 года. Награжден орденом Ленина, медалями. На доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

 (500x699, 81Kb)
1909
Александр Власович Коваленко
1-й секретарь Волчанского районного комитета КП(б) Харьковской области Украинской ССР; 1-й секретарь Оренбургского областного комитета КПСС. Родился в селе Николаевка, ныне село Светловщина Новосанжарского района Полтавской области (Украина) в семье крестьянина-бедняка. Украинец. Окончил начальную школу. Трудовую деятельность начал с 12 лет, работал по найму с 1921 года у богатых крестьян в Новосанжарском районе. С 1926 года пастух общественного стада в Новосанжарском районе. Комсомолец-активист, был вожаком сельской молодежи, в 15 лет стал членом ВЛКСМ. В 1930 году был избран председателем рабочего комитета Лозовской МТС. В начале коллективизации освоил специальность механизатора и стал работать трактористом, затем бригадиром тракторной бригады. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В 1932-1934 годах проходил службу в Военно-Морском Флоте. Был секретарём бюро ВЛКСМ крейсера «Красный Кавказ» Черноморского флота. Участвовал в Средиземноморском походе, побывал в Турции, Греции, Италии. В 1934 году поступил, а в 1937 году окончил Харьковский сельскохозяйственный коммунистический университет имени Артёма по специальности «агроном». Был на партийной и советской работе в Харьковской области (Украина). В 1937-1939 годах – заместитель директора по политической части, директор Старо-Салтовской, Ново-Водолажской машинно-тракторной станции (МТС); в 1939-1941 годах – председатель Исполнительного комитета Ново-Водолажского районного Совета; в 1941 году – 1-й секретарь Ново-Водолажского районного комитета КП(б) Украины. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Во время оккупации Харьковской области в 1941-1943 годах находился в партизанском отряде, был секретарём подпольного Ново-Водолажского районного комитета ВКП(б). Боевое крещение Ново-Водолажский партизанский отряд получил в совместных с частями Красной Армии оборонительных боях. В мае 1942 года командование приказало отряду перейти через линию фронта, углубиться в тыл врага и соединиться в Змиевских лесах с партизанским отрядом И.И.Копёнкина. Из характеристики: «За время пребывания в партизанском отряде Волчанского района тов. Коваленко А.В. зарекомендовал себя как дисциплинированный, выдержанный боец, проявивший исключительную твердость и волю к победе... Тов. Коваленко проявил героизм и стойкость во всех последующих операциях». В 1943 году вместе с Красной Армией вернулся в Новую Водолагу. В 1943-1944 годах – вновь 1-й секретарь Ново-Водолажского районного комитета КП(б) Украины. Принимал активное участие в восстановлении хозяйства района. За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и за активное участие в восстановлении народного хозяйства после изгнания оккупантов награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями. В 1944-1952 годах – 1-й секретарь Волчанского районного комитета КП(б) Украины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1948 года за перевыполнения планов урожайности сахарной свёклы и зерновых культур по Волчанскому району, Коваленко Александру Власовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Стал одним из первых Героев Социалистического Труда из числа секретарей райкомов партии. В 1952-1954 годах – 1-й секретарь Чугуевского районного комитета КП(б) - КП Украины (Харьковская область). В 1954 году был направлен на партийную работу в Белгородскую область. В 1954-1955 годах – заведующий Сельскохозяйственным отделом Белгородского областного комитета КПСС, в 1955-1956 годах – 1-й заместитель председателя Исполнительного комитета Белгородского областного Совета. В 1956-1957 годах был слушателем Курсов переподготовки руководящих партийных и советских кадров при ЦК КПСС. С 1957 по декабрь 1960 года – председатель Исполнительного комитета Белгородского областного Совета, с 14 декабря 1960 по январь 1963 года – 1-й секретарь Белгородского областного комитета КПСС, с января 1963 по 7 мая 1964 года – 1-й секретарь Белгородского сельского областного комитета КПСС. В 1964 году был направлен на партийную работу в Оренбургскую область. С 28 апреля по 23 декабря 1964 года – 1-й секретарь Оренбургского сельского областного комитета КПСС, с 23 декабря 1964 по 22 декабря 1980 года – 1-й секретарь Оренбургского областного комитета КПСС. В период руководства А.В.Коваленко Оренбургской областью широко развивалось промышленное производство: сооружена Ириклинская ГРЭС, вступила в действие четвёртая домна Орско-Халиловского металлургического комбината, построен Киембаевский асбестовый комбинат, газопровод Оренбург – Западная граница СССР, освоено газоконденсатное месторождение, возведен комплекс по добыче и переработке газа. Производство газа возросло в 22 раза и достигло объема Франции и ФРГ вместе взятых. Особое внимание А.В.Коваленко уделял аграрному сектору. Область стала важнейшей житницей СССР. Производственные фонды на селе к 1980 году выросли в три раза. Страна ежегодно получала по пять, а в 1968, 1976 и 1978 годах – по шесть миллионов тонн высококачественного зерна. Удвоилось производство мяса, молока и шерсти. Пять птицефабрик на 200-220 тысяч кур-несушек полностью обеспечивали население яйцом, мясом птицы. Было создано 50 объединений по откорму крупного рогатого скота, доказавших свою высочайшую эффективность. Высокими темпами велось культурное и жилищное строительство. Только в IX пятилетке (1971-1975) оренбуржцы получили 4,4 миллионов квадратных метров жилья, каждая пятая семья справила новоселье. Построены школы на 44 тысячи учащихся, дошкольные учреждения на 17 тысяч детей, десятки больниц, Дворцов культуры, торговых и бытовых центров, был открыт политехнический институт (ныне Оренбургский государственный университет). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1976 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых высоких обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других сельскохозяйственных продуктов в 1976 году, Коваленко Александр Власович награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Был единственным из первых секретарей обкомов КПСС дважды Героем Социалистического Труда. С декабря 1980 по апрель 1986 года – председатель Государственного комитета СССР по материальным резервам. На этой должности в считанные месяцы преобразил этот стратегически важный сектор советской экономики, от которого в немалой степени зависела безопасность страны. Работникам системы была существенно повышена заработная плата и улучшены жилищно-бытовые условия. С апреля 1986 года – персональный пенсионер союзного значения. Член ЦК КПСС в 1961-1986 годах. Делегат XXI-XXVI съездов КПСС. Член Президиума Верховного Совета РСФСР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-11-го созывов (в 1962-1989 годах), депутатом Верховного Совета РСФСР. Жил в Москве. Умер 2 ноября 1987 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10). Награждён 6 орденами Ленина (в том числе 7 мая 1948, 24 ноября 1969, 6 оетября 1976, 23 ноября 1979), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985), 3 орденами Трудового Красного Знамени (в том числе 25 ноября 1959), орденом Дружбы народов (23 ноября 1984), 2 орденами Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин Оренбурга. На родине Героя – в селе Новые Санжары Полтавской области установлен бронзовый бюст. О А.В.Коваленко написана книга «Из поколения непобежденных» (Оренбург, 1999), где собраны воспоминания, архивные материалы, фотографии о его жизни, тех, кому пришлось много и плодотворно работать с ним.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку