-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108944
Комментариев: 6801
Написано: 117416


4 февраля родились...

Среда, 04 Февраля 2015 г. 00:18 + в цитатник
Kliment_kvitka1jpg (482x700, 137Kb)
1880
Климент Васильевич Квитка
украинский и российский советский музыковед-фольклорист. Один из основоположников советской музыкальной этнографии. Автор многих теоретических работ, посвящённых украинскому музыкальному фольклору. Ему принадлежат также труды по изучению народных музыкальных инструментов, учебные и методические пособия. Награждён 2 орденами, а также медалями. Разработал новую методику полевой работы, теоретические основы этномузыкальной социологии и историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (славян, тюрков). Сделал ряд важных открытий в области происхождения и распространения первобытных звукорядов, хроматизмов, ритмических архетипов и народных музыкальных инструментов. Первостепенное значение имеют его работы по критике источников. К.В.Квитка собрал свыше 6000 украинских, русских, белорусских и др. народных песен. Квитка сделал уникальные записи на фонограф дум кобзаря Игната Гончаренко, голосов Леси Украинки и Ивана Франко. Поэтому его не зря называют основоположником украинской музыкальной этнографии. Климент Квитка (стоит) со старшей сестрой и её семьей, конец 1890-х. Родился в селе Хмелев, ныне Роменского района Сумской области. Отца потерял рано, мать отдала его, 5-летнего, на воспитание в семью киевских мещан Карповых, так как не могла содержать сына. Они дали ему основательное образование. Музыке учился с 7 лет у частных учителей, затем — в училище Киевского отделения Русского музыкального общества. В 1897 году окончил киевскую гимназию № 5 с золотой медалью. В 1898 году Леся Украинка читает свой рассказ «Над морем» в литературно-артистическом кружке Киевского университета. Так происходит знакомство уже известной писательницы и студента-первокурсника Климента Квитки, увлекающегося этнографией и народной украинской музыкой. В 1902 году окончил юридический факультет Киевского университета, после окончания которого работал в суде города Киева. В 1902—1905 году работал в Тифлисском окружном суде. В 1905—1907 году работал в Симферопольском окружном суде; позже также мировым судьёй. Музыкальное образование получил в Киевском музыкальном училище, где занимался по классу фортепиано у Г.К.Ходоровского. В 1907 году происходит бракосочетание Климента Васильевича Квитки и Леси Украинки (Лариса Косач, после замужества — Косач-Квитка). В 1913 году умирает его жена — Леся Украинка. В 1917 году Квитка издал фотоскопическим способом двухтомник «Мелодии с голоса Леси Украинки». В 1917—1918 годах во время Центральной Рады служил одновременно в двух министерствах — образования и юстиции. В 1918 году работал счетоводом в городе Юзовке (ныне Донецк). С 1920 года — член фольклорной комиссии Российской Академии Наук и профессор Музыкально-драматического института имени Н.В.Лысенко в Киеве. В 1922—1933 годах возглавлял Кабинет музыкальной этнографии Академии Наук Украинской ССР. В 1933 году был арестован в Киеве. Обвинение в сотрудничестве с буржуазной «старой» властью (Центральной Радой). Пробыл в тюрьме полтора месяца. В камеру подсадили «стукача» и тот писал начальству, что Квитка всегда с энтузиазмом ждал допроса — «чтобы быстрее всё рассказать и идти домой, потому что там много работы!». После допроса сказал: «Слава Богу, меня спросили, чего я не знаю», — и сразу принялся записывать песни от заключённых. Выйдя на свободу, отправился в Москву. Стал профессором консерватории, преподавал музыкальную культуру народов СССР. Музыка имела для него математическое измерение, а математику он считал наднациональной. С 1933 года — профессор Московской консерватории. Вёл курс музыки народов СССР. В 1934 году в Москве его снова арестовали — уже как «русского национал-фашиста» по сфабрикованному делу Российской национальной партии. Квитка получил три года лагерей в Средней Азии. Наказание отбывал в Карлаге, (Казахстан). Досрочно выпущен в 1936 году. Был восстановлен на работе. Судимость сняли в 1941 году. С 1937 года — основатель и руководитель Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР. В 1937 году под его руководством была предпринята первая фольклорная экспедиция в некоторые районы Курской области для сбора сведений о народных инструментах, в частности, о редкостном инструменте «кувички» — русской флейте Пана. Умер 19 сентября 1953 года. Похоронен в Москве. В ноябре 1898-го Леся Украинка читала свой рассказ «Над морем» в литературно-артистическом кружке Киевского университета. На этих чтениях был и студент-первокурсник Климент Квитка. Он ещё с 16 лет увлекался собиранием народных песен. Леся тогда предложила ему записать от неё песни, которые знала и которые пела до последних дней своей жизни. В 1907 году вместе с Лесей Украинкой приезжает в Крым — оба были больны туберкулёзом. Именно Леся настояла на срочном переезде — за 6 лет до этого от туберкулёза умер её возлюбленный Сергей Мержинский. Это, фактически, спасает Квитку. Климент Васильевич был в очень плохом состоянии. Мягкий климат и активное лечение помогло — кровохарканье прекратилось. Вскоре они решили пожениться. Климент Васильевич был моложе Леси на 9 лет. Сообщение об их женитьбе стало большой неожиданностью для близких. Мать Леси была категорически против всяческих отношений дочери «с каким-то нищим», как она презрительно называла Климента Васильевича. Он был человеком мягким по характеру, замкнутым, стеснительным, пережившим в детстве глубокую личную драму — Климент вырос в приёмной семье, куда постоянно приходила его родная мать с угрозами забрать ребёнка. По-видимому, психологическая травма детства всю жизнь не давала покоя Клименту Васильевичу. Он был недоверчив, малоразговорчив и потянулся только к Лесе, больной девушке, от которой, конечно, трудно было ждать обмана или измены. Впрочем, к Сергею Мержинскому мать Леси Украинки относилась не лучше. Несмотря на негативное отношение к данному союзу, Ольга Петровна была вынуждена согласиться на брак дочери. Они венчались в Вознесенском храме в киевском предместье Демиевке. Супруги жили в Ялте. Леся Украинка умерла в 1913 году. Климент Васильевич пережил жену на 40 лет. После смерти жены Климент Васильевич продолжает музыкальную и этнографическую деятельность. В 1917 году Квитка издал фотоскопическим способом двухтомник «Мелодии с голоса Леси Украинки». В 65 лет Климент Васильевич женится второй раз, на 25-летней пианистке Галине Кащеевой. Она защитила диссертацию об украинских народных думах и работала в теоретическом отделении Московского музыкального училища имени Гнесиных. Брак был скептически принят в музыкальной среде. Галина Кащеева собиралась написать книгу о муже, но умерла от ангины в 1962 году. Галина Кащеева, как и Леся Украинка, прожила 42 года. Сборники песен: «Народнi мелодiї з голосу Лeci Українки», части 1-2 — Киев, 1917/18; «Українськi народнi мелодiї» — Kиев, 1922; Статьи и исследования: «Ритмiчнi паралелi в пiснях слов’янських народiв» — Киев, 1923; «М.Лисенко як збирач народних пiсень» — Киев, 1923; «Професiональнi народнi спiвцi i музиканти на Украпнi» — Киев, 1924; «Вступнi уваги до музичноетнографiчних студiй» — Киев, 1925; «Первiснi тоноряди» — Киев, 1926; «Українськi пiснi про дiтозгубницю» — Киев, 1926;«Ангемiтонiчнi примiтиви i теорiя Сокальського» — Киев, 1928; «Избранные труды в двух томах», тома 1-2 — Москва, 1971-1973. Литература: Иваненко В.Г. «Народна творчiсть та етнографiя», № 1 — 1970(?), страницы 70—73; Бачинский Л.О., Кащеева-Квитка Г.Л. «Народна творчiсть та етнографiя», № 4 — декабрь 1958, страницы 55—59; Бачинский Л.О. «Вопросы музыкознания», ежегодник, выпуск 2 — Москва, 1955, страницы 317—321; Руднева А.В. «Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории» — Mосква, 1966, страницы 156—166, 206—208.

beklemishev_grigorij (547x700, 172Kb)
1881
Григорий Николаевич Беклемешев
русский пианист, композитор, музыкальный педагог. Заслуженный профессор Украинской ССР (1926). Родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию, затем совершенствовался у Ф.Бузони в Берлине. В 1913 г. с созданием Киевской консерватории переехал в Киев и преподавал в ней, а также в Высшем музыкально-драматическом институте имени Лысенко. С его именем связано возникновение киевской пианистической школы. Григорий Николаевич Беклемишев приехал в Киев в 1913-ом году – с открытием здесь местной консерватории. В Киеве пианист преподавал также в Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко. Обладая тонким слухом, Беклемишев исполнял произведения необычайной сложности, повторить которые могут лишь считанные музыканты. Он – автор пьес, этюдов, прелюдий, а также учебных программ и пособий. Среди известных учеников музыканта и педагога Григория Беклемишева – популярный композитор и пианист Матвей Гозенпуд. Умер в Киеве 5 февраля 1935 года. Научные труды: Психофізичні основи сучасної фортепіанної техніки // Радянська музика. — 1939. — № 4. Литература: Українська радянська енциклопедія. В 12-ти томах / За ред. М. Бажана. — 2-ге вид. — К.: Гол. редакція УРЕ, 1974-1985; Митці України: Енциклопедичний довідник / Упорядники: М. Г. Лабінський, В. С. Мурза. За редакцією А. В. Кудрицького. — К.: «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1992. — 848 с. — ISBN 5-88500-042-5. — Страница 56; Мистецтво України: Біографічний довідник. — Київ, 1997. — Страница 50; Муха Антон. Композитори України та української діаспори. — К.: 2004. — ISBN 966-8259-08-4; Немкович О. М. Беклемішев Григорій Миколайович // Енциклопедія Сучасної України. — Т. 2. — Київ, 2003. Страницы 436—437; Юрмас Я. Г.М.Беклемішев// Нове мистецтво (Xарків). — 1926. — № 6; Ревуцький Л., Івановський В., Гозенпуд М. Пам'яті Г. Беклеміше-ва// Рад. музика. — 1940. — №1; Курковський Г. В. В. Пухальський і Г. Беклемішев // Київ, консерваторія: наук.-метод, записки, К., 1956; *він же. Музикант і просвітитель// Музика (Київ). — 1971. — №2; Лобачова Т. Фортепіанні транскрипції Г. Беклемішева// Музика (Київ). — 1988. — №1; Лобачова Т. Г. Беклемішев — редактор // Музика (Київ). — 1986. — №6; Хурсіна-Аністратенко Ж. Незабутнє ім'я// Музика (Київ). — 1981. — №6; Ревуцький В. По обрію життя. Спогади, Київ, 1998.


1881
Климент Ефремович Ворошилов
советский военачальник, государственный и партийный деятель, Председатель Президиума и член Президиума Верховного Совета СССР, Маршал Советского Союза. Родился в селе Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне Луганской области Украины) в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Член РСДРП(б)/КПСС с 1903 года. С 1896 года работал на Юрьевском металлургическом заводе, с 1903 года в городе Луганске на паровозостроительном заводе Гартмана. В 1904 году член Луганского большевистского комитета. В 1905 году - председатель Луганского совета, руководил стачкой рабочих, созданием боевых дружин. Делегат 4-го (1906 год) и 5-го (1907 год) съездов РСДРП. Вёл в 1908-17 годах подпольную партийную работу в городах: Баку, Санкт-Петербурге, Царицыне. Неоднократно подвергался арестам, отбывал ссылку. После Февральской революции 1917 года - член Петроградского совета, делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6-го съезда РСДРП(б). С марта 1917 года председатель Луганского совета и городской думы. В дни Великой Октябрьской Социалистической революции, в ноябре 1917 года К.Е.Ворошилов был комиссаром Петроградского Военно-революционного комитета (по градоначальству). Вместе с Ф.Э.Дзержинским вёл работу по организации Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). В начале марта 1918 года организовал 1-й Луганский социалистический отряд, оборонявший город Харьков от германо-австрийских войск. В годы Гражданской войны - командующий царицынской группой войск, заместитель командующего и член Военного совета Южного фронта, командующий 10-й армией, нарком внутренних дел Украины, командующий Харьковским военным округом, командующий 14-й армией и внутренним Украинским фронтом. Один из организаторов и член Реввоенсовета 1-й Конной армии, которой командовал С.М. Будённый. За боевые заслуги в 1920 году награждён почётным революционным оружием. На 8-м съезде РКП(б), проходившем в марте 1919 года, примыкал к "военной оппозиции". В 1921 году во главе группы делегатов 10-го съезда партии участвовал в ликвидации Кронштадтского антисоветского мятежа. В 1921-24 годах член Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) и командующий войсками Северо-Кавказского военного округа.
4 февраля 1881 года родился — Климент Ефремович Ворошиловpost-13108-130942248142 (700x365, 285Kb)
В 1924-1925 годах - командующий войсками Московского военного округа и член РВС СССР. С 6 ноября 1925 года по 20 июня 1934 года нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета СССР; в 1934-1940 годах - Народный комиссар обороны СССР. 22 сентября 1935 года "Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА" были введены персональные воинские звания. 20 ноября 1935 года ЦИК и Совнарком СССР присвоил пяти крупнейшим советским полководцам воинское звание "Маршал Советского Союза". В их числе был и Климент Ефремович Ворошилов. С 1940 года - заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и председатель Комитета обороны при СНК СССР. В годы Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Ворошилов К.Е. - член Государственного комитета обороны, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления (до 5 сентября 1941 года), командующий войсками Ленинградского фронта (с 5 по 10 сентября 1941 года), представитель Ставки по формированию войск (сентябрь 1941 года - февраль 1942 года), представитель Ставки Верховного Главнокомандования на Волховском фронте (февраль - сентябрь 1942 года), главнокомандующий партизанским движением (с сентября 1942 года по май 1943 года), председатель Трофейного комитета при ГКО (май - сентябрь 1943 года), председатель Комиссии по вопросам перемирия (сентябрь 1943 года - июнь 1944 года). В 1943 году участвовал в работе Тегеранской конференции. В 1945-1947 годах - председатель Союзной контрольной комиссии в Венгрии. В 1946-53 годах - заместитель председателя Совета Министров СССР. С марта 1953 года по май 1960 года - председатель Президиума Верховного Совета СССР. Указами Президиума Верховного Совета СССР: от 3 февраля 1956 года (в связи с 75-летием со дня рождения) и от 22 февраля 1968 года (в связи с 50-летием Вооружённых Сил СССР), Маршал Советского Союза Ворошилов Климент Ефремович дважды удостоен звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года, отмечая выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством, Ворошилову Клименту Ефремовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. С мая 1960 года член Президиума Верховного Совета СССР. С 1921 года по октябрь 1961 года и с 1966 года - член ЦК КПСС, с 1926 года по 1952 год - член Политбюро ЦК КПСС, с 1952 года по июль 1960 года - член Президиума ЦК КПСС. Делегат 10-23-го съездов партии. Депутат Верховного Совета СССР 1 -7-го созывов. Скончался на 89-м году жизни 2 декабря 1969 года. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.
0_32dcc_955c73b1_XL (468x700, 131Kb)
На могиле установлен памятник. Является одним из 11-и человек, кому присвоены обе высшие степени отличия Советского Союза. Награждён девятью орденами Ленина (23 февраля 1935, 22 февраля 1938, 3 марта 1940, 21 февраля 1945, 3 февраля 1951, 3 февраля 1956, 7 мая 1960, 3 февраля 1961, 22 февраля 1968), шестью орденами Красного Знамени (26 февраля 1920, 1921, 2 декабря 1925, 22 февраля 1930, 22 ноября 1944, 24 июня 1948), орденами Суворова 1-й степени (22 февраля 1944), Красного Знамени Узбекской ССР (17 февраля 1930), Красного Знамени Таджикской ССР (14 января 1933), Красного Знамени ЗСФСР (25 февраля 1933), медалями, иностранными наградами - орден Боевого Красного Знамени МНР (Монголия), два ордена Сухэ-Батора (Монголия), Большой Крест ордена Белой Розы (Финляндия), орден Царицы Савской (Эфиопия, 1959). Также награждён Почётным революционным оружием (30 декабря 1920), Почётным оружием с изображением Государственного герба СССР (22 февраля 1968). Герой Монгольской Народной Республики (29 мая 1957). Имя К.Е.Ворошилова в 1941-1958 и в 1969-1991 годах носила Военная академия Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (в 1942-1958 годах называлась Высшей военной академией). Ранее имя Ворошилова носили многие города и населённые пункты, воинские части, учебные заведения.
 (700x336, 98Kb)
В Москве на доме №3 по улице Грановского, где он жил, установлена мемориальная доска. В настоящее время имя К.Е. Ворошилова носят улицы во многих городах бывшего СССР.
Voroshilov_K_E_pam3 (481x700, 447Kb)
Памятник установлен в Центральном военном клиническом санатории имени Я.Фабрициуса в городе Сочи Краснодарского края,
Voroshilov_KE_bust (450x700, 292Kb)
бюст - в городе Лисичанск.
VoroshilovKlimefrem_PZ_Dnepropetrovsk (610x700, 380Kb)
Памятный знак установлен на здании русского драматического театра имени Горького в городе Днепропетровск. Бюст К.Е.Ворошилову установлен в городе Луганске. Сочинения: Оборона СССР. Избранные статьи и речи, Москва, 1937; Рассказы о жизни (Воспоминания), книга 1, Москва, 1968.

Fernand Léger (686x700, 172Kb)
1881
Жозеф Фернан Анри Леже (французское имя - Joseph Fernand Henri Lйger)
французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Фернан Леже родился в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году. В 1890—1896 учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре В 1897—1899 учится у архитектора в Канне.В 1900—1902 едет в Париж; работает чертежником у архитектора. В 1902—1903 находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале. В 1903 Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр.В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.. В 1904—1907 ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году. В 1908—1909 поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. В 1910 Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение». В 1911-вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета. В 1912 выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера. В 1913 В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и ее изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни. В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом. В 1917 находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы. В 1918—1919 напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон». В 1920 при основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых». м 1921 вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом. В 1922 выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре. В 1923 выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых». В 1924 ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной. В 1925—1927 С известным трудом удается выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам. В 1928 выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже. В 1929 вместе с Озанфаном открывает Современную академию. В 1930 выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером. В 1931 проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля. В 1932 преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена. В 1933 большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь». В 1934 выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г.Дж.Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни». В 1935 на всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго. В 1936 в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства. В 1937 декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто. В 1938—1939 Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж.Р.Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме. В 1940—1945 живет в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р.П.Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. В 1946—1947 отец Р.П.Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии. В 1948 выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. В 1949 ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. В 1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси. В 1951 выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. В феврале 1952 женится на Наде Ходасевич, двоюродной сестре поэта, с 1924 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюр-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Биеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. В 1953 передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». В 1954 мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре. В 1955 первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Биеннале искусства в Сан-Паулу. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает в городке Жиф-сюр-Иветт в Иль-де-Франс 17 августа 1955 года. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Произведения: «Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель; «Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия; «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Биот; «Строители», 1951, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва; мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Сочинения: Fonctions de la peinture, P., 1970. Литература: Сагалович М.В. По следам Фернана Леже. — Москва: Советский художник, 1983. — 352 странцицы. — (Рассказы о художниках); «Фернан Леже», автор Гастон Диль, Отпечатано в Венгрии, 1985 год, типография «Кошут»; Жадова Л.А. Фернан Леже. — Москва: Искусство, 1970. — 144 страницы; Descargues P., Fernand Lйger, P., 1955; Hoinmage a Fernand Lйger, P., 1971.

 (646x699, 117Kb)
1881
Яков Александрович Протазанов
российский и советский режиссёр немого кино, сценарист, актёр. Яков Протазанов родился в Москве, в купеческой семье. В 1900 году окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 годах занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссёра московской кинофирмы «Глория». Первые фильмы Протазанова — «Песня каторжанина», «Песнь о вещем Олеге» и «Анфиса» пользовались большим успехом. Критика того времени писала о фильме «Песнь о вещем Олеге»: картина «выдержана <…> какой-то особенно присущей пушкинскому стиху тональностью <…> в работе чувствуется <…> заметно прогрессирующее любовное отношение к русской истории <…> неподражаемы <…> сцена смерти Олега, снятая против солнца, удивляет глубиной рельефа фигур, а самый пейзаж — поэтической дымкой залитых светом берёзок». В фильме «Анфиса», по словам самого Протазанова, участие известных театральных актёров «задерживало применение средних и крупных планов». В 1912—1913 гг. Протазанов поставил 2 биографических фильма — «Уход великого старца» о Льве Толстом, вызвавший бурю негодования и запрещённый к прокату в России, и «Как хороши, как свежи были розы…» о Тургеневе. В кино-биографии Тургенева были запечатлены сцены: «детские впечатлений Тургенева, первая любовь, встреча с Полиной Виардо, встреча с Некрасовым, ссора с Толстым, прощание с Россией, предсмертное письмо к Толстому и смерть». По мнению критики, «повседневная жизнь наших великих художников ещё мало изучена и бедна деталями, но и такая она производит сильное впечатление».
Могила_кинорежиссёра_Якова_Протазанова (525x700, 453Kb)
Могила Протазанова на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1913 году Протазанов поставил 15 фильмов: эпизод из битвы под Аустерлицем «За честь русского знамени» (о героическом подвиге русского солдата, сохранившего знамя полка), драма из цирковой жизни «О чём рыдала скрипка»; «Клеймо прошедших наслаждений» (проблема ответственности за грехи молодости и вопрос о врачебной тайне); «Любовь японки» (любовь японской сестры милосердия к русскому пленному); «Купленный муж» (драма аристократки и опустившегося помещика, вступивших в фиктивный брак, но полюбивших друг друга); салонная мелодрама «Разбитая ваза»; драма матери, случайно убившей свою дочь «Рукою матери» (по воспоминаниям актрисы Гиацинтовой, было сделано два финала: счастливый — для заграницы, и трагический — для России); «Сын палача»; инсценировки балетов «Музыкальный момент», «Ноктюрн Шопена» и «О чём рыдала скрипка»; фарсы «Один насладился, другой расплатился» и «Сделайте ваше одолжение». В 1914 году Протазанов экранизировал повесть Толстого «Дьявол» и роман Нагродской «Гнев Диониса»; поставил психологический одночастевой этюд на тему современной войны «Лицо войны»; 7 фарсов («Амур, Артур и Ко», «Блюститель нравственности», «Женщина захочет — чёрта обморочит», «Живой манекен», «Зуб мудрости», «Обезьянка выручила», «Произведение искусства»); психологическую драму «Мимо жизни» (женщина, ищу­щая новых переживаний и ощущений, проходит мимо настоящей жизни и настоя­щей любви); авантюрно-приключенческий фильм из цирковой жизни «Арена мести»; «Рождество в окопах»; засъёмку балета («Ёлка») и модных танцев («Танго», «Танец вампира»); киноскетчи «На скамье подсудимых» и «Пляска среди мечей» (ряд сцен в концертном исполнении, снятых для гастрольного турне В.Максимова и В.Каралли; оба фильма смонтированы из одного и того же материала) и психологический этюд на сюжет пьесы Андре де Лорда «У телефона» «Драма у телефона». Среди фильмов Протазанова этого периода выделяется фильм «Драма у телефона», в котором «едва ли не впервые в кинематографии был применён принцип „полиэкрана“, то есть одновремённого показа изображений разных событий». «В центре экрана зрители видели грабителей, которые ломились в дачу, в левой части — изображение мужа, говорящего по телефону, в правой части — жены, вызывающей мужа домой. В нижней части экрана в этих кусках размещались субтитры, передающие диалог между мужем и женой». Среди фильмов 1915 года: «Плебей» (поддавшись минутному влечению страсти, юная аристократка становилась любовницей грубого и циничного лакея и погибала); «Чайка» (экранизация романса «Вот вспыхнуло утро»); «Война и мир» (фильм ставился в порядке конкуренции с фирмами Ханжонкова и Талдыкина); комедия «Депутат»; авантюрно-приключенческие 4-х серийные фильм «Петербургские трущобы» (по одноимённому роману Крестовского) и «Сашка-семинарист»; экранизация романа Достоевского «Бесы» (фильм «Николай Ставрогин», по мнению С. Гинзбурга, «был одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии»); «На окраинах Москвы» (уголовно-бытовая драма «не блещет особенной глубиной замысла, однако даёт цельную бытовую картину, строго моральную»); «Наташа Проскурова» (о женщине, изменяющей мужу; «немотивированные поступки героев <…> мастерски поставленные декорации <…> картина <…> смотрится с интересом <…> чувствуется, что сценарий не был продуман режиссёром»); «Не подходите к ней с вопросами» (о «жрице свободной любви и как она дошла до жизни такой»; «хороший по замыслу сценарий, тщательная постановка и недурное исполнение»); «Тайна нижегородской ярмарки» (уголовно-бытовая кинодрама из купеческой жизни); «Я и моя совесть» (роковые страсти приводили к смерти человека, построившего свою карьеру на преступлениях). В 1916 году продолжаются творческие искания Протазанова. В фильме «Суд божий» была использована съёмка важных деталей (нож, звонок) крупным планом. Экранизация повести Толстого «Семейное счастье», согласно С.Гинзбургу, был одним из трёх фильмов Протазанова (другие — «Андрей Кожухов» и «Отец Сергий»), которые не кончались трагически; в то же время фильм, по мнению Гинзбурга, «оказался серьёзной неудачей режиссёра <…> не поднялся над обычным уровнем посредственных киноиллюстраций». В фильме «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья» В. Вишневский отметил «занимательный, интересно поставленный сюжет» Фильмы «Женщина с кинжалом», «Панна Мэри», «Тася», по мнению кинокритики, представляли интерес исключительно благодаря участию в главной роли О.Гзовской. В 1917 году Протазанов ставил революционно-разоблачительные фильмы («Андрей Кожухов», «Не надо крови»), которые, по мнению С.Гинзбурга и В.Вишневского, были лучшими фильмами на эту тему. О фильме «Не надо крови» рецензент писал: «Революция оказала благодетельное влияние на кинематографическое искусство. В затхлый, удушливый воздух салонно-любовных сюжетов ворвалась свежая струя <…> Впервые мы увидели на экране потрясающе просто и безыскусственно рассказанную драму…». Удачной названа картина «Прокурор» (1917). Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» и «Отец Сергий». В 1920 году вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где в период с 1920 по 1923 год снял ряд фильмов — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение». В 1923 году вернулся в СССР и на фабрике «Межрабпом-Русь» снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Насреддин в Бухаре». Протазанов открыл талант многих киноактёров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова. Признание и награды: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1945); Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937) (Золотая медаль, фильм «Бесприданница»). Умер в Москве 8 августа 1945 года. Фильмография (режиссёрские работы): 1909 — Бахчисарайский фонтан (1 ч., 180 м.) (не сохранился); 1910 — Майская ночь, или утопленница (совместно с В. Кривцовым) (1 ч., 245 м.) (не сохранился); 1910 — Первый винокур (совместно с В. Кривцовым) (1 ч., 321 м.) (не сохранился); 1911 — Песнь о вещем Олеге (1 ч., 285 м.) (не сохранился); 1911 — Песня каторжанина (1 ч., 380 м.) (сохранился не полностью: фрагмент); 1912 — Анфиса (4 ч., 860 м.) (не сохранился); 1912 — Пригвождённый (2 ч., 625 м.) (не сохранился); 1912 — Уход великого старца (4 ч., 800 м.); 1913 —За честь русского знамени (2 ч., 730 м.) (не сохранился); 1913 — Как рыдала душа ребёнка (3 ч., 260 м.) (не сохранился); 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (2 ч., 715 м.) (не сохранился); Клеймо прошедших наслаждений (2 ч., 862 м.) (не сохранился); 1913 — Ключи счастья (совместно с В. Гардиным) (10 ч., 4700 м.) (не сохранился); 1913 — Купленный муж (3 ч., 960 м.) (не сохранился); 1913 — Любовь японки (совместно с К. Ганзеном) (3 ч., 775 м.) (не сохранился); 1913 — Музыкальный момент (1 ч., 150 м.) сохранился (не полностью?)); 1913 — Ноктюрн Шопена (2 ч., 150 м.) (сохранился (не полностью?)); 1913 — О чём рыдала скрипка (3 ч., 1195 м.) (не сохранился); 1913 — Один насладился, другой расплатился (2 ч., 400 м.) (сохранился не полностью: 1 часть); 1913 — Разбитая ваза (2 ч., 700 м.) (не сохранился); 1913 — Рукою матери (4 ч., 866 м.) (не сохранился); 1913 — Сделайте ваше одолжение (1 ч., 258 м.) (не сохранился); 1913 — Сын палача (2 ч., 594 м.) (не сохранился); Амур, Артур и Ко (2 ч., 625 м.) (не сохранился); 1914 — Арена мести (4 ч., 1140 м.) (не сохранился); 1914 — Блюститель нравственности (3 ч., 950 м.) (не сохранился); 1914 — Гнев Диониса (5 ч., 1650 м.) (не сохранился); 1914 — Детская преступность и борьба с ней (документальный) (3 ч., 1450 м.) (не сохранился); 1914 — Драма у телефона (2 ч., 600 м.) (не сохранился); 1914 — Дьявол (4 ч., 1075 м.) (не сохранился); 1914 — Ёлка (1 ч., 184 м.) (не сохранился); 1914 — Женщина захочет — чёрта обморочит (2 ч., 630 м.) (не сохранился); 1914 — Живой манекен (2 ч., 650 м.) (не сохранился); 1914 — Зуб мудрости (2 ч., 720 м.) (не сохранился); 1914 — Лицо войны (1 ч., 425 м.) (не сохранился); 1914 — Мимо жизн (4 ч., 1258 м.) (не сохранился); 1914 — На скамье подсудимых (3 ч., 1030 м.) (не сохранился); 1914 — Обезьянка выручила (1 ч., 265 м.) (не сохранился); 1914 — Пляска среди мечей (2 ч.) (не сохранился); 1914 — Произведение искусства (2 ч., 400 м.) (не сохранился); 1914 — Рождество в окопах (1 ч., 243 м.) (сохранился не полностью: 207 метров); 1914 — Танго (1 ч., 125 м.) (не сохранился); 1914 — Танец вампира (1 ч., 84 м.) (не сохранился); 1915 — Война и мир (совместно с В. Гардиным) (10 ч., 3000 м.) (не сохранился); 1915 — Депутат (3 ч.) (не сохранился); На окраинах Москвы (4 ч., 1400 м.) (не сохранился); 1915 — Наташа Проскурова (4 ч., 1550 м.) (не сохранился); 1915 — Не подходите к ней с вопросами (4 ч., 1491 м.) (не сохранился); 1915 — Николай Ставрогин (6 ч., 2200 м.) (не сохранился); 1915 — Санкт-Петербургские трущобы (совместно с В.Гардиным) (16 ч., 5889 м.) (не сохранился); 1915 — Плебей (4 ч.) (сохранился не полностью: 1 часть); 1915 — Сашка-семинарист (также приписывается Ч.Сабинскому) (18 ч., 5535 м.) (сохранился не полностью: 2 части); 1915 — Тайна нижегородской ярмарки (4 ч., 1270 м.) (не сохранился); 1915 — Чайка (4 ч., 1350 м.) (не сохранился); 1915 — Я и моя совесть (5 ч., 1830 м.) (не сохранился); 1916 — Вниз по матушке по Волге (8 ч., 2665 м.) (не сохранился); 1916 — Во власти греха (7 ч.) (не сохранился); 1916 — Грех (6 ч., 1940 м.) (не сохранился); 1916 — Женщина с кинжалом (5 ч., 1650 м.) (не сохранился); 1916 — Запрягу я тройку борзых, темнокарих лошадей (4 ч., 1071 м.) (не сохранился); 1916 — И песнь осталась недопетой (5 ч., 1535 м.) (не сохранился); Не пожелай жены ближнего своего (5 ч., 1850 м.) (не сохранился); 1916 — Нищая (4 ч., 1594 м.); мПанна Мэри (8 ч., 2480 м.) (не сохранился); 1916 — Пиковая дама (6 ч., 2300 м.); 1916 — Пляска смерти (5 ч.) (не сохранился); 1916 — Семейное счастье (4 ч., 1170 м.) (не сохранился); 1916 — Суд божий (5 ч., 1400 м.) (не сохранился); 1916 — Так безумно, так страстно хотелось ей счастья (4 ч., 1250 м.) (не сохранился); 1916 — Тася (4 ч.) (не сохранился); 1917 — Андрей Кожухов (8 ч., 2264 м.) (не сохранился); 1917 — Её влекло бушующее море (не сохранился); 1917 — Крёстный путь (5 ч.) (не сохранился); 1917 — Не надо крови (5 ч.) (сохранился не полностью: 1-я, 2-я, 5-я части); 1917 — Проклятые миллионы (8 ч.) (не сохранился); 1917 — Прокурор (5 ч., 1750 м.) (не сохранился); 1917 — Сатана ликующий (10 ч., 3683 м.) (сохранился не полностью: отсутствуют финальные сцены в обоих сериях); 1918 — Богатырь духа (6 ч., 1440 м.); 1918 — Горничная Дженни (6 ч., 1793 м.); 1918 — Малютка Элли (6 ч., 1700 м.) (сохранился не полностью: 4 части); 1918 — Немой страж () (не сохранился); 1918 — Отец Сергий (7 ч., 1920 м.); 1918 — Человек у решётки (не сохранился); 1919 — Голгофа женщины (5 ч.) (не сохранился); 1919 — Дитя чужого (не сохранился); 1919 — Правда (не сохранился); 1919 — Тайна королевы (не сохранился); 1919 — То надежда, то ревность слепая (не сохранился); 1919 — Чёрная стая (6 ч., 1445 м.) (не сохранился); 1919 — Член парламента (7 ч., 1800 м.) 1920 — Страшное приключение («Ужасная авантюра») (Франция); 1921 — За ночь любви (Франция); 1921 — Правосудие прежде всего (Франция); 1921 — Смысл смерти (Франция); 1922 — Тень греха (Франция); 1923 — Паломничество любви (Германия); 1923 — Член парламента (Россия); 1924 — Аэлита (СССР); 1925 — Его призыв («23 января») режиссёр (СССР); 1925 — Закройщик из Торжка (СССР); 1926 — Процесс о трёх миллионах (СССР); 1927 — Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой») режиссёр (СССР); 1927 — Сорок первый (СССР); 1927 — Человек из ресторана (СССР); 1928 — Белый орёл (СССР); 1929 — Чины и люди («Чеховский альманах») (СССР) при участии М.Доллера; 1930 — Праздник святого Йоргена (СССР); 1931 — Томми (СССР); 1934 — Марионетки (СССР) при участии П.Подобеда; 1936 — Бесприданница (СССР); 1936 — О странностях любви (СССР); 1938 — Семиклассники (СССР); 1941 — Салават Юлаев (СССР); 1943 — Насреддин в Бухаре (СССР). Сценарные работы: 1909 — Бахчисарайский фонтан — дебют Протазанова, считается утраченным, автор сценария; 1910 — Майская ночь, или Утопленница (Россия) автор сценария совм. с В.Кривцовым; 1910 — Первый винокур (Россия) автор сценария совм. с В.Кривцовым; 1910 — Песнь каторжанина (Россия) автор сценария; 1911 — Песнь о вещем Олеге (Россия) автор сценария; 1912 — Пригвожденный (Россия) автор сценария; 1913 — За честь русского знамени (Россия) автор сценария; 1913 — Как рыдала душа ребёнка (Россия) автор сценария; 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (Россия) автор сценария; 1913 — Разбитая ваза (Россия) автор сценария; 1914 — Гнев Диониса (Россия) автор сценария; 1914 — Дьявол (Россия) автор сценария; 1914 — Произведение искусства (Россия) автор сценария; 1914 — Рождество в окопах (Россия) автор сценария; 1915 — Война и мир (Россия) автор сценария совм. с В.Гардиным; 1915 — Николай Ставрогин (Россия) автор сценария; 1915 — Плебей (Россия) автор сценария; 1915 — Тайна нижегородской ярмарки (Россия) автор сценария; 1916 — Вниз по матушке, по Волге (Россия) автор сценария; 1916 — Не пожелай жены ближнего твоего (Россия) автор сценария; 1916 — Панна Мэри (Россия) автор сценария; 1916 — Пиковая дама (среднеметражный, Россия) автор сценария; 1917 — Андрей Кожухов (Россия) автор сценария;1917 — Её влекло бушующее море (короткометражный, Россия) автор сценария; 1917 — Не надо крови (Россия) автор сценария; 1918 — Горничная Дженни (Россия) автор сценария; 1918 — Малютка Элли (Россия) автор сценария; 1918 — Немой страж (Россия) автор сценария; 1918 — Чёрная стая (Россия) автор сценария; 1919 — Тайна королевы короткометражный, Россия) автор сценария; 1926 — Процесс о трех миллионах (СССР) автор сценария; 1927 — Человек из ресторана (СССР) автор сценария совместно с О.Леонидовым; 1928 — Белый орел (СССР) автор сценария совместно с О.Леонидовым, Я.Уриновым; 1929 — Чины и люди (к/а) (СССР) автор сценария совместно с О.Леонидовым; 1930 — Праздник святого Йоргена (СССР) автор сценария совместно с В.Швейцером (согласно официальным выходным данным. В действительности сценарий написан С.Д.Кржижановским); 1931 — Томми (СССР) автор сценария; 1932 — Две встречи (СССР) автор сценария совместно с Я.Уриновым; 1934 — Марионетки (СССР) автор сценария совместно с В.Швейцером; 1936 — Бесприданница (СССР) автор сценария совместно с В.Швейцером. Актёрские работы: 1909 — Смерть Иоанна Грозного (Россия); 1911 — Песнь о вещем Олеге (Россия); 1911 — Рогнеда (Россия); 1925 — Шахматная горячка (короткометражный, СССР). Литература: Алейников М.Н. Яков Протазанов. — Москва: Искусство, 1961. — 208 страниц; Арлазоров М.С. Протазанов. — Москва: Искусство, 1973. — 280 страниц — (Жизнь в искусстве).

Alexey_Badaev (531x700, 151Kb)
1883
Алексей Егорович Бадаев
советский партийный и государственный деятель, по профессии рабочий-слесарь. Родился в деревне Юрьево, Орловская губерния, в крестьянской семье. В 1903 году приехал в Санкт-Петербург, где поступил чернорабочим на Александровский завод. Впоследствии работал слесарем на Александровском заводе и в Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги. В 1904 году вступил в РСДРП. Активный деятель Союза металлистов. В 1912 году был избран в IV Государственную думу от рабочей курии Санкт-Петербургской губернии, член большевистской фракции. В 1912—1913 гг., по предложению В.И.Ленина, являлся официальным издателем газеты «Правда». Бадаев вспоминал: «Владимир Ильич не только руководил всей фракцией в целом, но и помогал каждому депутату в его работе». C апреля по ноябрь 1914 г. — член ЦК РСДРП(б). В ноябре 1914 года арестован в числе других депутатов-социалистов, приговорён к ссылке в Туруханский край. Вернулся в Петроград после Февральской революции и был избран от большевиков в Петроградскую городскую думу. Участник Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. Председатель избирательной комиссии по первым после революции выборам в Петроградскую городскую думу, состоявшимся 29 ноября 1917 года. Как член РСДРП(б) с поставленной перед ним политической задачей справился: по результатам выборов большевики беспрецедентно увеличили свое представительство в Петроградской городской думе с 67 до 188 мандатов из 200[4]. Таким образом при непосредственном участии А. Е. Бадаева был фактически ликвидирован единственный петроградский легитимный орган политической оппозиции Совнаркому. После революции возглавлял органы продовольственного снабжения Петрограда. В первой половине 1920-х годов работал заместителем председателя Петроградского (Ленинградского) губисполкома. С 1922 кандидат в члены ЦК РКП(б), в 1925—1951 гг. — член ЦК ВКП(б). С 1930 председатель Центросоюза, с 1931 — Московского союза потребительских обществ. С октября 1935 по август 1937 заместитель наркома пищевой промышленности СССР, а в 1937—1938 нарком пищевой промышленности РСФСР. С 1938 заместитель председателя Мосгорисполкома. В 1938—1944 — председатель Президиума Верховного Совета РСФСР и заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Бадаев, склонный к алкоголизму, в 1943 году дискредитировал себя недостойным поведением в ходе государственного визита в Монголию и Туву. В связи с этим 6 апреля того же года Политбюро ВКП(б) приняло решение об отстранении Бадаева от должности (и. о. председателя был назначен И.А.Власов). В решении, в частности, говорилось: «ЦК ВКП(б) стали известны факты безобразного поведения т. Бадаева во время пребывания его в качестве председателя делегации СССР на празднествах Монгольской Народной Республики и в Тувинской народной республике, порочащие его как председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и члена ЦК ВКП(б). Бадаев во время пребывания в Монгольской и Тувинской народных республиках беспробудно пьянствовал. Бадаев, будучи пьяным, терял чувство всякого личного достоинства и в своем антиморальном поведении опускался до того, что неоднократно приставал к женщинам и требовал, чтобы «доставили ему баб» для разврата.» После отстранения от должности был назначен руководителем треста Главпиво (1943—1951). Умер в Москве 3 ноября 1951 года. Автор книги «Большевики в Государственной думе. Воспоминания» (1929), неоднократно переизданной и переведенной на многие иностранные языки. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Именем А.Е.Бадаева в 1934 году был назван московский Пивоваренный завод Трехгорного Товарищества. Именем А.Е.Бадаева в 1937 году был назван комплекс складских помещений, находившийся между современными Московским проспектом, Черниговской и Киевской улицами в Ленинграде. Именем А.Е.Бадаева в 1937 году был назван хлебозавод № 2 в Ленинграде. Бюст А.Е.Бадаеву установлен земляками в Хотынце Орловской области перед ПУ-14. В Санкт-Петербурге есть улица Бадаева. Литература: Герои Октября. — Лениннград, 1967. — Том 1; Государственная дума Российской империи, 1906—1917 : Энциклопедия. — Москва: Российская политическая энциклопедия, 2008. — Страница. 31. — ISBN 978-5-8243-1031-3; Спичка А.М. «Номер первый» : документальная повесть об А.Е.Бадаеве. — Ленинград: Лениздат, 1987. — 300 страниц. — (Жизнь славных революционеров-большевиков). — 50 000 экземпляров.

Asen_Zlatarov (495x700, 333Kb)
1885
Асен Златаров
болгарский ученый-химик, философ и общественный деятель. Изучал химию в Женевском университете (1904-1907). В 1908 стал доктором по химии и физике в Гренобльском университете. Затем преподавал в Пловдиве. В 1909-1910 стажировался в Мюнхене. Был редактором журналов "Жимия и индустрия", "Природа и наука", "Наука и хизнь". С 1910 – ассистент по химии. Член Болгарской социал-демократической партии (группа широких социалистов) (с 1905). По философским взглядам был близок к махизму, делал попытки "дополнить" философию Маркса воззрениями Маха и Авенариуса, которых защищал от критики со стороны Ленина и других русских марксистов-материалистов. В конце жизни Златаров активно участвовал в борьбе против фашизма и войны, симпатизировал коммунизму. С 1935 года профессор Софийского университета. Автор некоторых литературных статей, стихов и прозаических произведений. После посещения СССР в 1936 написал восторженные статьи и книги "В стране советов" ("Въ страната на съветитъ", 1936) об успехах социализма и науки в Советском Союзе. Скончался 22 декабря 1936 года. Сочинения: Очерки по философия на биологията, София, 1911; Проблемата за истината [предговор], в книге: Мах Е., Познание и заблуждение, София, 1924 (Натурфилософско четиво, No 5); Маркс-Енгелсовият материализъм и ечпириокритицизмъ [предговор], в книге: Кауцки К., Медицина и исторический материализъм, София,1930 (Натурфилософско четиво, No 50); Сборник, София, 1956. Литература: Бербатов Н., Философските възгляди на Асен Златаров, в сборнике: Годишник на Софийский университет. Философско-исторически факултет, том 52, книга 1, София, 1959; Философская Энциклопедия. В 5-х томах — Москва: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В.Константинова. 1960—1970.

Georg Volborth (476x700, 409Kb)
1885
Георгий Владимирович Фольборт (немецкое имя - Georg Volborth)
российский и советский физиолог, профессор Киевского медицинского института, действительный член Академии Наук Украинской ССР (1951). Родился в Санкт-Петербурге, в семье надворного советника, чиновника Министерства финансов Владимира Александровича Фольборта (1838-1889). В 1896 году он поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое успешно закончил в 1903 году. В том же 1903 году Г.В.Фольборт поступил в Военно-медицинскую академию, где в то время преподавал академик И.П. Павлов. В 1909 окончил Военно-медицинскую академию (ВМА) и работал там же под руководством академика И.П.Павлова. В период с 1912 по 1926 год работал в ВМА, а с 1923 по 1926 год одновременно был профессором в ЛГУ. С 1926 по 1946 год Г.В.Фольборт заведовал кафедрой нормальной физиологии Харьковского медицинского института (с 1940 года — профессор кафедры). С 1946 по 1948 год работал в Институте биохимии Академии Наук Украинской ССР. C 1946 года Г.В.Фольборт — профессор Киевского медицинского института и заведующий отделом нормальной физиологии Института физиологии Академии Наук Украинской ССР. С 1949 по 1960 Г.В. Фольборт работал в институте физиологии имени А.А.Богомольца Академии Наук Украинской ССР. Умер в Киеве 17 апреля 1960 года. Научные достижения и заслуги: В своих исследованиях органов пищеварения, кровообращения и высшей нервной деятельности Г.В.Фольборт доказал влияние симпатических нервов на секреторную деятельность желудка и значение пилорического отдела желудка как гормонообразующего органа; Г.В.Фольборт установил наличие секретина в кишечном соке. Изучил закономерности влияния симпатической нервной системы на работоспособность сердечной мышцы. В области высшей нервной деятельности выявил факт образования отрицательных (тормозных) рефлексов и значение следовых реакций в формировании основных проявлений высшей нервной деятельности, в частности - второй сигнальной системы. Многолетние исследования Г.В.Фольборта были посвящены важной проблеме физиологии — изучению процессов истощения и восстановления, лежащих в основе утомления и отдыха организма. Опубликованные научные работы: Тормозные условные рефлексы - диссертация, Санкт-Петербург: 1912; Значение процессов истощения и восстановления в нормальной и патологической деятельности желудочно-кишечного тракта в книге: "Труды научного совещания по проблеме физиологии и патологии пищеварения", Москва—Ленинград: 1954; Патология сердечно-сосудистой системы в клинике и эксперименте - Киев: 1956; Физиология нервных процессов - Киев: 1955. Награды: Заслуги Г.В.Фольборта в научной и педагогической деятельности отмечены многочисленными правительственными наградами СССР, в том числе - орденом Ленина (1952) и премией имени академика И.П.Павлова Академии Наук СССР (1942). Источники: Приходькова Е.К., Путилин Н.И., К 70-летию со дня рождения и 50-летию научной, педагогической и общественной деятельности Г.В.Фольборта, Киев: 1955; Архив Петришуле: фонд 18;

1887
Александр Евгеньевич Раевский
российский летчик. Учился во Франции у Л.Блерио. Во время 1-й мировой войны участвовал в боевых действиях, занимался подготовкой летчиков. С 1919 г. служил в Красной Армии, в 1920-1922 гг. состоял на испытательной работе. В дальнейшем профессионально занимался фотографией. Был репрессирован.

1887
Стасис Стасио Шимкус
литовский композитор, дирижёр, общественный деятель. Родился в деревне Мотишкяй, близ Каунаса. Окончил в 1908 Варшавский музыкальный институт по классу органа, в 1914 - Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А.К.Лядова, М.О.Штейнберга, Я.Витола). Совершенствовался в Лейпцигской консерватории (1921-1922). В 1923 основал музыкальную школу в Клайпеде (с 1924 музыкальное училище), сыгравшую значительную роль в распространении музыкального образования в Литве (среди его учеников И.Швядас, А.Баужинскас и др.). Важнейший вклад Шимкуса в развитие национальной музыкальной культуры - собирание, обработка и популяризация народных песен, руководство хорами. На фольклорной основе построены и оригинальные (сольные и хоровые) песни Шимкуса, вошедшие в репертуар многих художественных коллективов республики. Среди крупных сочинений Шимкуса - опера "Деревня у поместья" (1942), кантата "Прощание с родиной" (1916), симфоническая поэма "Неман" (1930). Имя Шимкуса присвоено Клайпедскому музыкальному училищу. Скончался в Каунасе 15 октября 1943 года.

1889
Ричард Валентинович Болеславский (настоящая фамилия - Стржезницкий)
русский актер, режиссер. Два года учился в школе МХТ, в 1908-1919 гг. в этом театре. Характерный актер; обладал прекрасными сценическими данными. Роли: Беляев («Месяц в деревне» И.С.Тургенева), пан Врублевский («Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому), Лаэрт («Гамлет» У. Шекспира), Фабрицио («Хозяйка гостиницы» К.Гольдони), князь Мстиславский («Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого), Барановский («Осенние скрипки» И.Д.Зургучева) и др. Поставил: «Гибель "Надежды"» Г.Гейерманса (1913), «Калики перехожие» В.М.Волькенштейна (1915), «Балладина» Ю.Словацкого (1920, он же художник) и др. С 1920 г. за границей, работал в театрах Варшавы и Нью-Йорка («Три мушкетера» по А.Дюма и «Укрощение строптивой» Шекспира, 1928). Принимал участие в гастролях МХАТ по Америке (1923). Пропагандировал идеи К.С.Станиславского. Вместе с М.А.Успенской основал Американский Лабораторный театр (1925-1930) и преподавал в нем. Автор книг «Искусство актера, первые шесть уроков» («Acting, the first six lessons», Нью-Йорк, 1935). Успешно работал также и как кинорежиссер.

1889
Уолтер Кэтлетт
американский актер.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку