-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109099
Комментариев: 6801
Написано: 117571


5 мая родились...

Понедельник, 05 Мая 2014 г. 00:16 + в цитатник
GeorgeInness (648x700, 93Kb)
1825
Джордж Иннесс (George Inness)
американский пейзажист. Обучался у французского художника Жиньу; вернулся в 1860 в Америку. Из его картин лучшие: «Заход солнца», «Долина тени смерти», «Осеннее утро», «Сосновый бор виллы Берберини», «Триумф света», «Восход солнца» и др. С конца 1820-х годов в американском изобразительном искусстве начинается бурное развитие пейзажа, который в последующие десятилетия становится ведущим жанром в живописи. Художники впервые обратились к природе родного края, что являлось чрезвычайно важным явлением для молодой страны, свидетельствующим об укреплении национального самосознания. Возникло целое направление, получившее в искусствоведении наименование «школы реки Гудзон», художники которого чаще всего сосредоточивались на изображении наиболее живописных мест Новой Англии, штатов Нью-Йорк и Пенсильвания и прежде всего — долины реки Гудзон. Эффектный, нарочито романтизированный пейзаж «школы реки Гудзон» в ходе развития американского искусства постепенно преобразился в пронизанное живым лирическим чувством реалистическое воспроизведение подлинной и неприкрашенной природы Соединенных Штатов Америки. Подобную эволюцию можно проследить в творчестве одного из ведущих художников США XIX века — пейзажиста Джорджа Иннесса. Иннесс родился неподалеку от Нью-Йорка, в семье небогатого фермера, пятым из тринадцати детей. Отец вначале сопротивлялся художественным устремлениям сына вплоть до того, что заставил его заниматься торговлей, но, в конце концов, уступил, — и мальчик поступил в нью-йоркскую мастерскую по гравированию географических карт. Такое первоначальное обучение сказалось на всем раннем этапе творчества Иннесса — его юношеские произведения обладают своеобразным «топографическим» подходом к изображению ландшафта. Воспроизведение отвлеченно-красивого вида, подробное перечисление деталей, построенная «по всем правилам» композиция, коричневатый «музейный» колорит — во всем этом Иинесс следует выработанным канонам «школы реки Гудзон». Большие изменения в его творчестве происходят под влиянием знакомства с европейским искусством — с конца 40-х годов Иннесс регулярно ездит в Европу, подолгу живет в Риме, посещает Париж и Лондон. В европейской живописи этот период ознаменован становлением и расцветом реалистического национального пейзажа, предоставляемого такими мастерами, как Констебль в Англии, Коро во Франции. Молодой американский художник тяготеет к их искусству, с его искренностью и простотой, хотя отнюдь не меньшее впечатление производят на него классические произведения Пуссена и Лоррена. Выполненные Иннессом в это время итальянские и американские пейзажи теряют мелочную выписанность, свойственную его прежним работам, формы обобщаются и монументализируются, и вместе с тем пейзажи становятся более естественными и теснее связываются с изображением конкретного места («Долина Делавара»).Истинный расцвет дарования Иннесса приходится на 1860—1870-е годы, чему немало способствуют происходящие общественные потрясения. Гражданская война 1861—1865 годов делит всю Америку на два лагеря — все прогрессивные демократические силы становятся на сторону северных штатов, ведущих революционную войну против рабовладельческого Юга. Джордж Иннесс принимает активнейшее участие в этой борьбе. Не попав из-за состояния здоровья в действующую армию северян, Иннесс посвящает всю свою энергию вербовке добровольцев в войско Улисса Гранта и сбору денежных средств. В год окончания войны художник создает свою знаменитую картину «Мир и изобилие», репродуцированную в миллионах открыток и приобретшую необыкновенную популярность. Полотно, воссоздающее безмятежно-ясный просветленный пейзаж долины реки Делавар, воспевает прекрасную природу обновленной Америки. В поздний период творчества Иннесса в его произведениях возникают нотки трагического звучания, в них появляется пессимистический взгляд на мир. Сумеречные и пасмурные пейзажи художника, наполненные меланхолическим лиризмом, приобретают символическое значение. Одна из работ живописца под названием «Долина тени Смерти» вдохновляет его современника, гениального поэта Уолта Уитмена на создание стихотворения, озаглавленного «Долина Смерти».В 1894 году, во время очередной поездки в Европу, Иннесс умирает. На родине Национальная Академия художеств устраивает ему пышные публичные похороны. Но вскоре в американском искусстве, увлекаемом новыми антиреалистическими течениями, имя Джорджа Иннесса оказывается прочно забытым. «Новое открытие Америки», начавшееся в XX веке и приведшее к основательной переоценке ценностей, возродило интерес к творчеству живописца. Художник занял принадлежащее ему по праву место в истории изобразительного искусства Соединенных Штатов Америки.

Wilhelm_Hertenstein (524x700, 75Kb)
1825
Вильгельм Фридрих Хертенштейн (немецкое имя - Wilhelm Friedrich Hertenstein)
швейцарский политик, президент. Член Радикально-демократической партии. Родился в Кибурге, кантон Цюрих, Швейцария. Сын лесничего, Вильгельм Хертенштейн после окончания школы сам стал лесничим в Феральторфе (1855-1872). В 1853 году женился на Катарине Элизабете Тальман и имел двоих детей. Во время войны с Зондербундом был лейтенантом артиллерии, затем дослужился до полковника и командовал 7-й артиллерийской бригадой (1875-1877). Одновременно со службой он занялся политикой и в 1872 году был избран в Кантональный совет Цюриха и в Национальный совет Швейцарии. В 1878 году Хертенштейн перебрался в сенат, а через год был избран в Федеральный совет. И в кантональном, и в федеральном правительствах он занимался военными делами. 21 марта 1879 — 27 ноября 1888 — член Федерального совета Швейцарии. 1 января 1879 — 1827 ноября 1888 — начальник военного департамента. 1 января — 31 декабря 1887 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 27 ноября 1888 — президент Швейцарии. Вильгельм Хертенштейн умер в Берне после серьёзной болезни и ампутации ноги 27 ноября 1888 года. Он стал единственным президентом Швейцарии умершим до окончания срока президентства.

Ганна Барвинок  (527x700, 113Kb)
1828
Ганна Барвинок (псевдоним; настоящее имя - Александра Михайловна Белозерская-Кулиш)
малороссийская писательница. Родилась на хуторе Мотроновке, под Борзною, Черниговской губернии, в помещичьей семье. В аристократическом доме Белозерских строго соблюдали народные обычаи и пользовались народным языком, и поэтому маленькая Леся, как звали дома Барвинок, с первых же лет своей жизни узнала и свой народ и свой родной язык. Первым учителем Барвинок был крепостной слуга, отличавшийся строгостью и считавший розгу необходимым условием успешности занятий, но когда мать Барвинок узнала о педагогических приемах учителя своей дочери, то она положила этому конец и сама стала руководить ее образованием. Когда Барвинок было 7 лет, она лишилась отца, и мать ее, имевшая на руках 8 человек детей и все хозяйство, отправила ее к своей приятельнице О.И.Козиковой: здесь прожила Леся до 12 лет, обучалась вместе с детьми Козиковой, и здесь же ознакомилась она с малороссийскими народными песнями и с произведениями Котляревского, Гулак-Артемовского и В.Забелы. На 13-м году, по смерти О.И.Козиковой, Барвинок вернулась домой к матери, которой стала деятельно помогать по хозяйству; хозяйственные заботы дали возможность ей ближе ознакомиться с народом, быт которого она впоследствии воспроизвела в своих повестях. По всей вероятности, у своего родственника Тимковского она познакомилась с П.А.Кулишем, замуж за которого вышла 3 февраля 1847, причем шафером у нее был Т.Шевченко. С этого времени жизнь Барвинок тесно была связана с жизнью П.А.Кулиша, с которым она делила до самой его смерти все радости и огорчения. Умерла 3 июля 1911 года. На литературное поприще Барвинок вступила сравнительно поздно, и, говорят, побудил ее к этому пример Марии Маркович (Марко Вовчок). Первыми литературными трудами ее были повести: «Лихо не без добра» и «В осени лето», напечатанные под псевд. Ганны Барвинок в альманахе «Хата» в 1860. В 1861 появились под псевд. А. Нечуй-ветер три новых ее повести: 1) «Сиритський жаль», 2) «Не було з малку, не буде й до ‘станку» и 3) «Хатне лихо», а в 1862 под тем же псевдонимом Барвинок напечатала в той же «Основе» повесть «Наш дид и пип». Затем под псевдонимом Ганна Барвинок ею были напечатаны следующие повести: «Домонтар» («Правда», Львов, 1869), «Трудящий шукае доле, а доля шукае трудящого», «Чорт у крепацтве» (обе в альманахе «Руська Хата», 1877), «Квитки с сльозами, сльозы з квитками» («Рада», Киев, 1884), «Перемогла!», «Жиноче бидуванне» (обе в издании «Перший винок», Львов, 1887), «Пьяныця» («Складка». Альманах. Харьков, 1887), «Вирна пара» (иллюстр. календ. товарищества «Просвета» на 1886) и «Подожна пара» («Дзвонок», Львов, 1890). Кроме того, Барвинок написала шесть этнографического характера рассказов на великорусском языке: «С Волыни» (1861); «С дороги» (1861); «Жизнь в одном селе» (1862); «Молотники» (1888); «Половинщик» (1888) и «Русалка» (1889). В повестях «Не було з малку, не буде й до ‘станку» Ганна Барвинок подражала М.Маркович, более самостоятельной является она в повести «Домонтар», где изображена тихая домашняя жизнь. Лучше удавались Барвинок те повести, в основу которых клала она народный рассказ, каковы, напр., «Трудящий шукае доле, а доля шукае трудящого», «Чорт у крепацтве», «Пьяныця», «Перемогла!», «Жиноче бидувание». Некоторые критики считают выдающейся повестью «Верна пара», но существенным ее недостатком является ее неправдоподобность; гораздо выше стоит повесть «Перемогла!», в основу которой положены слова песни: «Батько милый, маты мила, дружина милiйшы». Хорошо написаны также ее рассказы на великорусском языке, а в одном из них — «Жизнь в одном селi» немало и автобиографического материала.

John Batterson Stetson (474x700, 67Kb)
1830
Джон Баттерсон Стетсон (John Batterson Stetson)
американский предприниматель - производитель шляп. В 1865 начал свое дело, имея на руках 100 долларов. Спустя 20 лет на фабрике Стетсона работали три с половиной тысячи рабочих, а к концу его жизни она ежегодно выпускала 2 миллиона шляп. Шляпы Стетсона носили все: гангстеры, ковбои и президенты, не говоря уж о героях Гари Купера и Хэмфри Богарта. Умер 18 февраля 1906 года.

Ferdinand_von_Richthofen (492x700, 102Kb)
1833
Фердинанд Пауль Вильгельм фон Рихтгофен (немецкое имя - Ferdinand Freiherr von Richthofen)
немецкий геолог, географ и путешественник, основоположник геоморфологии, президент Берлинского географического общества (с 1873). Автор эоловой гипотезы происхождения лёсса и термина «Великий Шёлковый путь» (1877). Родился в Бад Карлсруэ. Окончил Берлинский университет. В 1856 г. произвел геологическое исследование юго-восточного Тироля и Карпат. В 1860 -1867 годах в вместе прусским посольством посетил Японию, Китай, Сиам, Манилу и голландские владения внутри Индии, и побывал также в ещё неисследованных частях Явы. Совершил пешее путешествие из Бангкока в город Моулмейн. С берегов Бенгальского залива отправился в США, где некоторое время работал геологом в Калифорнии и в горах Сьерра-Невада. В 1868 году вернулся в Восточную Азию и до 1872 года занимался исследованием Китая. Он объездил 13 из 18 китайских провинций. именно здесь он превратился из геолога в географа. В 1875 году Рихтгофен вернулся в Германию и стал профессором сначала Боннского, затем Лейпцигского и наконец Берлинского университетов. Он положил начало новому научному направлению - геоморфологии. В 1873 году стал президентом Берлинского географического общества. Среди его многочисленных учеников — знаменитый Свен Гедин. Особенное значение имеют исследования Рихтгофена о геологическом устройстве Китая, о залежах каменного угля в Китае, о распространении нуммулитовых пород на Филиппинских островах, о золотоносных богатствах Калифорнии, а также систематические труды о трахитовых породах. Именем Рихтгофена назван горный хребет в Наньшане. Умер в Берлине 6 октября 1905 года. Работы: «Китай. Результаты собственных путешествий.» 5 томов. 1877-1911 гг.; «Путеводитель для исследователя-путешественника». 1886 год.; «Геоморфологические этюды Восточной Азии» 4 тома. 1901-1903 гг.; «Китайские дневники» 2 тома. 1907 год. Сочинения: China. Ergebnisse eigener Reisen und darauf gegrьndeter Studien, Bd 1, 2, 4, В., 1877-1883, Bd 3 - назв. Das sьdliche China, В., 1912; Aufgaben und Methoden der heutigen Geographic, Lpz., 1883; ьhrer fьr Forschungsreisende, ., 1886; Geomorphologische Studien aus Ostasien, Bd 1-5, В., 1900-1903. Литература: Н.Внуков Великие путешественники. Биографический словарь.2000 г. ISBN 5-267-00048-5

August_Fick (537x700, 90Kb)
1833
Август Фик (немецкое имя - August Fick)
немецкий филолог. Родился в Петерсхагене. Большую часть жизни прожил в Гёттингене, где изучал филологию под руководством Теодора Бенфея. Окончил Гёттингенский университет. Работал с 1858 года учителем в гимназии, в 1876 году стал профессором сравнительной филологии Гёттингенского университета (до 1888), в 1888 году — профессором университета в Бреслау, ныне Вроцлав, Польша (до 1891). Из-за слабого здоровья был вынужден оставить должность, но продолжал самостоятельные исследования. Изучал этимологию индоевропейских языков, древнегреческий эпос. В своей работе «Сравнительный словарь индогерманских языков» (1868, 2-е издание 1870) первым провёл всесторонний сравнительный анализ родственных слов в индогерманских языках. Умер в Хильдесхейме 24 марта 1916 года. Работы: «Сравнительный словарь индогерманских языков» («Vergleichen des Wцrterbuch der indogermanischen Sprachen», 1868); «Die griechischen Personennamen nach ihrer Bildung erklart und systematisch geordnet» (1874); «Die ehemalige Spracheinheit der Indogermanen Europas» (1875); «Die Homerische Odyssee» (1883); «Ilias, nach ihrer Entstehung betrachtet und in der ursprьnglichen Sprachform wiederhergestellt» (1885). Литература: Bezzenberger A., August Fick, "Zeitschrift fьr vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen", 1916, Bd 47.

Иммануэль Лазарус Фукс  (510x700, 114Kb)
1833
Иммануэль Лазарус Фукс (Immanuel Lazarus Fuchs)
немецкий математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук c 2 декабря 1895, физико-математическое отделение (по разряду математическому), член Берлинской Академии Наук (1884). Родился в Мошине, близ Познани. Основные труды по теории линейных дифференциальных уравнений 2-го порядка с аналитическими коэффициентами (уравнение класса Фукса). Умер в Берлине 26 апреля 1902 года.. Литература: Математический энциклопедический словарь. Москва, Советская энциклопедия, 1988.

 (499x699, 40Kb)
1834
Виктор Александрович Гартман
русский архитектор, представитель «русского стиля» внутри романтического историзма. Родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника-француза (позднее к имени прибавил отчество «Александрович»). Занимался в Академии художеств в качестве «вольноприходящего» ученика (1852–1861), затем работал помощником своего дяди, архитектора А.Гемильяна. В 1852–1868 как «пенсионер» Академии посетил Германию, Швейцарию и Италию. Вернувшись в Россию, показал себя одаренным сценографом, оформив оперы Руслан и Людмила М.И.Глинки и Вражья сила А.Н.Серова (обе – в Мариинском театре, 1871). В том же году в связи с начавшимся строительством Политехнической выставки переселился в Москву. Активно сотрудничал с абрамцевским кружком и журналом-увражем «Мотивы русской архитектуры» (1874–1880), которые ознаменовали выход «русского стиля» на новый, более «демократический» или, по декоративно-пластическому характеру, фольклорно-«крестьянский» этап. Стал (наряду с И.П.Ропетом) одним из самых ярких и авторитетных представителей «неорусской» стилистики. Известнейшей его работой является «Студия» (мастерская) в Абрамцеве (1872). По проекту Гартмана возведена Мамонтовская типография в Москве (обе – 1872). Наиболее живописные его произведения – павильоны Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге (1869), Военный павильон и Народный театр (вероятно, первое в России здание сборно-разборного типа) на Политехнической выставке в Москве, а также подмосковная дача Мамонтова в Кирееве (поселок, со временем исчезнувший; существовал на месте современного Ленинградского шоссе в районе Химок; все – 1872) до нас не дошли. Органичней всего его идеи, развивающие характерные мотивы народных вышивок и резьбы по дереву, воплощались именно в деревянных постройках. В изданном В.В.Стасовым альбоме Образцы русского орнамента (1872) гартмановские проекты такого рода воспроизведены наряду с узорами крестьянских полотенец из собрания зодчего. Умер в Кирееве 4 августа 1873 года. Вошел также в историю русской музыки, поскольку посмертная выставка его рисунков и проектов (1874) вдохновила М.П.Мусоргского на написание знаменитых Картинок с выставки.

1836
Вильгельм Шуппе (немецкое имя - Ernst Julius Wilhelm Schuppe)
немецкий философ-идеалист, представитель имманентной философии. Родился в Бриге, ныне Бжег, Польша. Учился в университетах Бреслау, Бонна и Берлина. Докторскую диссертацию защитил в Берлине (1860). Работал в школе в Силезии, затем был профессором в Грейфсвальде (1873—1910). В основных трудах исследовал эпистемологическую основу знания вообще и логики в частности. Умер в Бреслау 29 марта 1913 года. Сочинения: Das menschliche Denken. Berlin, 1870; Erkenntnistheoretische Logik. Bonn, 1878; Grundzьge der Ethik und Rechtsphilosophie. Breslau, 1881; GrundriЯ der Erkenntnistheorie und Logik. Berlin, 1894. В русском переводе: Шуппе, В. Солипсизм // Новые идеи в философии. — 1913. — Сборник 6. Литература: Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. Страница 49; К.С.Бакрадзе. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. — Тбилиси, 1960. — Страницы 124—177; А.С.Богомолов. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. — Москва, 1969. — Cтраницы 61—76; Н.R.Herrmann. Schuppe's Lehre vom Denken, Greifswald, 1895; L.Kljukowsky. Das BewuЯtsein und das Sein bei Wilhelm Schuppe. Heidelberg, 1912.

Burmester Ludwig (503x700, 102Kb)
1840
Людвиг Бурместер (Burmester Ludwig)
немецкий математик и механик, член Баварской Академии Наук (с 1909). Родился в семье садовника. В 14-летием возрасте стал учеником часовщика и одновременно учился в вечерней ремесленной школе. В 1862-1864 гг. учился в Дрезденском политехникуме на отделении подготовки учителей математики. Изучал математику в Геттингенском и Гейдельбергском университетах (1864-1865). Работал в Дрезденском политехникуме (с 1871 г. - профессор), с 1887 г. - профессор Высшей технической школы в Мюнхене. Основные работы посвящены начертательной и кинематической геометрии и теоретической кинематике. Кроме того, он занимался исследованиями по геометрической оптике. Основной труд - «Учебник кинематики» (1888) - посвящен кинематике плоского движения. Заложил основы геометрического синтеза механизмов, развил ряд задач кинематической геометрии и заложил основы кинематики изменяемых систем, в частности подобно-изменяемых, аффинно-изменяемых и бифокально-изменяемых. Применил в кинематике механизмов геометрические методы исследования. В кинематической геометрии известны точки Бурместера - точки плоской фигуры, четыре положения которой лежат на одной окружности. Последние годы жизни Бурместер посвятил исключительно научной работе - вопросам кинематики. Умер Людвиг Бурместер 20 апреля 1927 года.

 (684x699, 131Kb)
1846
Генрик Сенкевич (польское имя - Henryk Sienkiewicz, полное имя - Хенрик Адам Александер Пиус Сенкевич, Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz; также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич)
польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 года. Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 г.) и почётным академиком (с ноября 1914 г.) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности. Родился в имении Воля Окшейска близ Лукова в обедневшей шляхетской семье. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866—1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года — Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegld Tygodniowy», 1869). С 1873 года — постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), позднее с 1882 года — редактор консервативной газеты «Слово» («Sowo»). В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской. Посетив США (1876—1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876—1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году — Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 — Египет и Занзибар, и проч.). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии — музей писателя). С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. Скончался в Веве (Швейцария) 15 ноября 1916 года. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя. В ранних повестях и рассказах изобразил угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879, и др.). Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883—1884), «Потоп» (1884—1886), «Пан Володыёвский» (1887—1888). В первом романе идеализируется борьба шляхетской Речи Посполитой с Украиной времён Богдана Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655—1656. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672—1673). В психологическом романе «Без догмата» (1889—1890) изображён тип декадента-аристократа. В романе «Семья Поланецких» (1893—1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества. В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894—1896) изображается борьба ранних христиан против деспотизма Нерона. Борьбе поляков и литовцев с Тевтонским орденом в конце XIV — начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897—1900). Роман «Омут» (1909—1910) касается событий русской революции 1905—1907. В 1910—1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913—1914) остался незаконченным. При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей). Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889—1890) высоко ценили Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, А.П.Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша). Также в его честь был назван самолет «Ил-62» с бортовым номером RA-86708.
Памятник в Ченстохове (525x700, 476Kb)
Памятник в Ченстохове.
Романы: Историческая трилогия о Речи Посполитой; «Огнём и мечом» / польское название - Ogniem i mieczem (1883 — 1884); «Потоп» / польское название - Potop (1884 — 1886); «Пан Володыёвский» / польское название - Pan Woodyjowski (1887 — 1888); «Без догмата» / польское название - Bez dogmatu (1889 — 1890); «Семья Поланецких» / польское название - Rodzina Poanieckich (1893 — 1894); «Камо грядеши» / латинское название - Quo vadis (1894 — 1896); «Крестоносцы» / польское название - Krzyacy (1897 — 1900); «Омуты» / польское название - Wiry (1909 — 1910); «Легионы» / польское название - Legiony (1913 — 1914). Повести и рассказы: «Напрасно» / польское название - Na marne (1872); «Юморески из портфеля Воршиллы» / польское название - Humoreski z teki Worszyy (1872); «Старый слуга» / польское название - Stary suga (1875); «Письма из путешествия» / польское название - Listy z podrуy (1876 — 1878); «Ганя» / польское название - Hania (1876); «Селим Мирза» / польское название - Selim Mirza (1877); «Эскизы углем» / польское название - Szkice wglem (1877); «Янко-музыкант» / польское название - Janko Muzykant (1878); «Из дневника познанското учителя» / польское название - Z pamitnika poznasiego nauczyciela (1879); «За хлебом» / польское название - Za chlebem (1880); «Фонарщик на маяке» / польское название - Latarnik (1881); «Бартек-победитель» / польское название - Bartek Zwycizca (1882); «Ангел» / польское название - Jamio (1882); «Сахем» / польское название - Sachem (1889); «Воспоминание о Марипозе» / польское название - Wspomnienie z Maripozy (1889); «В пустыне и пуще» / польское название - W pustyni i w puszczy (1910 — 1911). В Риме, на Старой Аппиевой дороге (Via Appia Antica), стоит церковь «Quo Vadis» (по преданию, на этом месте апостол Пётр, убегающий из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно — этот эпизод описан в романе Сенкевича «Quo vadis?»). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

Federico_Chueca (546x700, 65Kb)
1846
Федерико Чуэка (Federico Chueca)
испанский композитор. Родился в Мадриде (Madrid). Свой музыкальный талант Федерико проявил довольно рано, и уже в возрасте 8 лет он был зачислен в Мадридскую консерваторию (Madrid Conservatory), а уже через год его учебы написанные талантливым мальчиком произведения привлекли к себе внимание местной прессы. Несмотря на это, после окончания школьного курса Федерико пошел изучать медицину, так его родители посчитали такую карьеру более надежной. В 1865-м, подобно многим другим студентам, Федерико был арестован как участник демонстрации против правительства Нарваэса (Narvaez), однако, оставаясь в тюрьме, он не терял времени даром и создал несколько музыкальных произведений, одним из которых был вальс под названием 'A Prisoner's Lament' ('Плач узника'). Этот вальс услышал Барбьери (Francisco Asenjo Barbieri), а вскоре он уже был поставлен в театре Teatro Rossini, где был встречен с большим успехом. Так, впоследствии Чуэка навсегда остался благодарен Барбьери, и считал его своим 'отцом в музыке'. В 1867-м Федерико потерял обоих родителей во время эпидемии холеры, после чего он отказался продолжать свою учебу медицине, вместо этого вернувшись в консерваторию. В 1868 году Федерико сочинил свой знаменитый гимн 'General Prim', который впоследствии стал известен как 'March from Cadiz', в итоге став настоящим национальным военным гимном. В 1874-м, являясь пианистом и дирижером в театре Teatro de Variedades, Чуэка продолжал сочинять собственную музыку, к тому времени его все более признавали как автора сарсуэл - музыкально-сценических представлений с танцами. Кроме того, в том же театре он познакомился и сошелся с композитором Хоакином Вальверде (Joaquнn Valverde), с которым впоследствии написал множество совместных произведений, включая 'Un maestro de obra prima', 'Los barrios bajos' и 'La canciуn de la Lola'. Кстати, по мнению многих, это сотрудничество стало одним из самых успешных музыкальных творческих дуэтов 19 века. В 1855-м Чуэка стал дирижером знаменитого театра Teatro Apolo, именно в этот период были написаны его самые известные и, возможно, лучшие сарсуэлы 'El chaleco blanco', 'Las zapatillas', и 'La alegrнa de la huerta'. Последней сарсуэлой, написанной Фредерико, стала в 1901 году 'El bateo'. Он умер 20 июля 1908 года, причиной смерти стали осложнения диабета. Похоронили Федерико Чуэка с большой помпой - его оплакивал весь музыкальный Мадрид. Тело композитора упокоилось на кладбище Cemetery of St Justo, а в его честь была названа площадь в Мадриде. Работы: La canciуn de la Lola (1880); La Gran Vнa (1886); Cбdiz (1886); El aсo pasado por agua (1889); El chaleco blanco (1890); Agua, azucarillos y aguardiente (1897); La alegrнa de la huerta (1900); El bateo (1901).

 (452x699, 51Kb)
1851
Вальтер Гемпель (Хемпель, Walther Mathias Hempel)
немецкий химик-аналитик и технолог. Родился в Пульснице, Саксония. Ученик Р.Бунзена. В 1879—1913 профессор Высшей технической школы в Дрездене. Гемпель предложил применяемые и в настоящее время газовые бюретку и пипетку, эксикатор, калориметр и др. Разработал методы газового анализа, определял теплоту сгорания углей (с 1892), указал на возможность применения электролиза растворов хлористого натрия для получения едкого натра и хлора (1899). Умер в Дрездене 1 декабря 1916 года.

Ermete Novelli (518x700, 213Kb)
1851
Эрмете Новелли (Ermete Novelli)
итальянский актёр. Родился в городе Лукка. С 10 лет выступал в театре. В 1884 г. создал собственную труппу, которую возглавлял до конца жизни. Особенное признание получил как комедийный актёр, исполнитель характерных ролей в пьесах К.Гольдони, Дж.Джакозы, Э.Скриба и др.; выступал также в фарсах, читал остроумные комические монологи. Известностью пользовалось его исполнение драматических и трагедийных ролей - Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Шейлок ("Венецианский купец" Шекспира), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти) и др. Обладал сценическим обаянием, мощным темпераментом, выразительной мимикой. Написал мемуары "Страницы, рассказывающие о моей жизни" (Рим, 1919). Умер в Неаполе 29 января 1919 года. Литература: Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, Москва - Ленинград, 1940.

Horbachevsjkyj_ivan (497x700, 154Kb)
1854
Иван (Ян) Яковлевич Горбачевский (украинское имя - Іван Якович Горбачевський)
украинский химик, биохимик, гигиенист и эпидемиолог, общественно-политический деятель. Академии Наук Украинской ССР (1925). Иван Горбачевский родился в селе Зарубинцы (ныне Збаражского района Тернопольской области), в семье грекокатолического священника. По окончании Тернопольской гимназии в 1872 году, он изучал врачебную химию на медицинском факультете Венского университета. В 1875 году он начал работать лаборантом-демонстратором, а позднее — ассистентом кафедры медицинской химии в Институте профессора Людвига при Венском университете. В 1877 году И.Горбачевский с отличием закончил университет и начал заниматься научными исследованиями в Химическом, а со временем в Физическом институтах Вены. Научные эксперименты принесли ему общеевропейское признание. С 1883 по 1917 год по приглашению ректората Иван Яковлевич был профессором кафедры фармакологии Карлового университета в Праге. Тут он продолжил опыты, начатые в Вене, став основателем и первым директором Института медицинской химии и биологии при университете, который работает и ныне. Горбачевский четыре раза переизбирался деканом медицинского факультета, а с 1902 по 1903 год был ректором Карлового университета. В 1906-1917 годах Горбачевский был членом Наивысшего государственного санитарного совета в Чешском королевстве, с 1908 года — член Палаты господ австро-венгерского парламента. В 1917—1918 — первый австро-венгерский министр здравоохранения (первый в мире министр здравоохранения). Он был советником цесарского двора и членом Королевского чешского научного общества (позднее — Чешской академии наук). И. Горбачевский стал одним из организаторов в 1919 году Украинских университетских курсов, которые позднее были реорганизованы в Украинский свободный университет (УСУ). Официальное открытие его состоялось 17 января 1921 года в Вене, а в октябре университет перевели в Прагу. В 1924 году Горбачевский был избран ректором Украинского свободного университета, он переизбирался на эту должность пять раз. Иван Горбачевский избирался также почётным доктором права и почётным профессором. Заведовал кафедрами химии в УСУ и в Украинском высшем педагогическом институте имени Драгоманова. Был также профессором Украинского техническо-хозяйственного института, Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, председателем номенклатурной химической комиссии при этой академии. В 1924 году как ректор Украинского свободного университета при участии профессоров И. Горбачевский организовал в Праге Музей освободительной борьбы Украины. В 1939 году Иван Горбачевский был избран Почётным главой Комитета обороны Карпатской Украины. Умер Иван Яковлевич в Праге 24 мая 1942 года; похоронен на малом кладбище святого Маттея в Шарце под Прагой. Научная деятельность Ивана Горбачевского была чрезвычайно разнообразной. Он работал как биохимик-гигиенист, эпидемиолог, сделал свой вклад в судебную медицину, токсикологию. Он является автором свыше 60-ти научных работ преимущественно экспериментального характера по биологической химии, свыше 100 научных разработок в области санитарии, которые характеризуются новым подходом к решению различных медицинских проблем. Его четырёхтомным учебником «Lekбskб chemie» (1904—1908) до сих пор пользуются чешские студенты-медики. Свою первую научную работу «О вестибулярных нервах» он опубликовал в 1874 году, ещё будучи студентом. В 1882 году Иван Яковлевич сделал большое научное открытие — впервые в мире осуществил синтез мочевой кислоты из глицина. В дальнейших исследованиях он установил источник и пути её образования в человеческом и животном организмах. В 1885 году ему удалось получить метилмочевую кислоту из метилгидантоина и карбамида. В 1886 году он предложил новый метод синтеза креатина, а в 1889-1891 годах открыл фермент ксантиноксидазу. Иван Горбачевский одним из первых указал, что аминокислоты являются составляющими белков. Его заслугой стало также то, что он предложил новую методику определения вместительности азота в моче и других веществах. В 1898 году его научная деятельность была отмечена наивысшей наградой Австро-Венгрии — орденом Железной короны. Ещё с 1899 года Горбачевский был действительным членом Научного общества имени Тараса Шевченко (НТШ) во Львове, позднее — почётным членом математически-природописно-лекарственной секции, а в 1911—1918 годах — её главой. Занимался организацией фармакологической комиссии НТШ. В 1910 году он был избран почётным президентом Украинского фармакологического общества. В 1900 году он возглавлял делегацию на Всемирном медицинском конгрессе в Париже, где его избрали вице-президентом и президентом химической секции. В 1923 году учёный опубликовал в «Украинском медицинском вестнике» работу, посвящённую вопросу украинской химической терминологии. Он подготовил также два тома учебника органической и неорганической химии на украинском языке, из которых первый том — «Органическая химия» был опубликован в Праге в 1924 году, а второй остался в рукописи. В 1925 году за значительные научные заслуги учёный был избран академиком Всеукраинской академии наук в Киеве и приглашён преподавать химию в Харьковском университете, но из-за преклонного возраста учёный отказался. Горбачевский был организатором первого (1926) и второго (1932) украинских научных съездов в Праге. Награды: Орден Железной короны (1898). Имя Ивана Яковлевича Горбачевского носят Тернопольская медицинская академия и школа в родном селе. Литература: Энциклопедия украиноведения (в 10 томах) / Главный редактор Владимир Кубийович. — Париж, Нью-Йорк: «Молоде Життя», 1954—1989. (на украинском языке); Выдающиеся химики мира: Биогр.справочник / В.Волков, Е.Вонский, Г.Кузнецова. — Москва, 1991; Віталій Абліцов Галактика «Україна». Українська діаспора: видатні постаті. — Киев: КИТ, 2007. — 436 страниц.

Antonio_Smareglia_by_Maderni_circa_1880 (497x700, 224Kb)
1854
Антонио Смарелья (Antonio Smareglia)
итальянский композитор. Родился в городе Пола, Истрия, ныне Хорватия. Кроме симфонической поэмы "Леоноре" и романсов, С. написал оперы: "Preziosa", "Bianca da Corvia", "Der Vasall von Szigeth", "Cornelius Schutt", "Nozze Istriane", "La Falena" и др. Умер в Градо 15 апреля 1929 года.

LischinGrigorii (532x700, 295Kb)
1854
Григорий Андреевич Лишин
русский композитор-дилетант, пианист, музыкальный и театральный критик. Дирижер и антрепренер провинциальной оперной труппы. Автор мелодекламаций (с которыми выступал на эстраде в качестве аккомпаниатора), свыше 100 романсов (были популярны «Она хохотала», «Колодник» и др.), драматических пьес. Переводчик оперных и опереточных либретто (свыше 80). Родился в Санкт-Петербурге. Сын генерал-майора. Первоначальное образование получил дома, а музыкальное под руководством матери, ученицы Шопена. На 13 году он поступил в училище Правоведения, которое окончил в 1875 г. одним из лучших учеников, но этой специальностью он не воспользовался, как и не помышлял о служебной карьере, хотя два года служил в иностранной цензуре (1878—1879 гг.). Тяготение он имел к музыке, которая была ему родственна и которой он всецело отдался, обогатив ее многими произведениями. После матери учителями музыки его были Гарднер, Нагель, Гензельт и Н.Ф.Соловьев. Лишин обладал широкою талантливостью и живым, нетерпеливым характером. Если что мешало развитию его талантливости, то именно живость его характера, его темперамент и отчасти некоторые условия воспитания. Ему все легко давалось, и это заставляло его относиться нередко небрежно к подготовительным работам, составляющим необходимый фундамент для всяких прочных шагов вперед. Тем не менее он достиг того, что игра его, не будучи виртуозною в действительном смысле слова, отличалась большою законченностью техники. Уменье владеть фортепьяно дало, без сомнения, первый толчок дремавшим композиторским способностям Лишина и вместе с тем помогло его быстрым салонным успехам. Уже 9-ти лет он играл в концерте, а 13-ти лет выступил публично как пианист, как солист на корнете и как аккомпаниатор таких светил вокального мира того времени, как Тамберлик и Нантье-Дидье. Лишину принадлежит честь введения в России мелодекламации, т. е. декламирования поэтических произведений под аккомпанемент рояля. Было признано, что своей декламацией Лишин "внес определенность и тождество поэтических и музыкальных идей" и "что музыкальное сопровождение при его декламации близко иллюстрировало текст". Особенно удачно им декламировались стихотворения Лермонтова "Спор" и графа Толстого "Колодники". По окончании училища Правоведения Лишин поступил вторым капельмейстером в Харьковскую оперу. Здесь он дирижировал (в 1875 и 1876 гг.) операми "Жизнь за царя", "Русалка", "Волшебный стрелок", "Фауст" и "Гугенота". После сезона он не вернулся в Санкт-Петербург, как рассчитывал, а поддавшись живости своего характера, составил небольшую труппу, названную им "летучей", и объехал с нею юг и восток России, знакомя с русскою оперною музыкою те глухие уголки провинции, которые до этой попытки не имели никакого понятия об опере вообще. Эта попытка Лишина имела несомненно свою цену и принесла долю пользы обществу в деле его музыкального образования. Лишин к дирижированию имел особенную склонность и любил выступать во главе оркестра всегда, когда только ему представлялся случай. Так, в 1878 г. дирекция Московского театра заказала ему аранжировку Оберновской оперы "La part du diable" для московского Малого театра, и он сам дирижировал при ее постановке. В том же году, и опять в Москве, была им поставлена оперетта "Под ясным небом Испании", которая выдержала 14 представлений сряду; музыка ее послужила для некоторых сцен оперы, написанной им уже впоследствии под названием "Испанский дворянин" (Дон Сезар де Безан), шедшей с полным успехом в Киеве (1888 г.). Эту оперу в переводе на итальянский язык предполагали поставить в Одессе вместе с другой его оперой, не вполне обработанной, на сюжет "Цыган" Пушкина. Кроме двух названных опер, Лишину принадлежит еще третья — "Граф Нулин", написанная, как и большинство его произведений, в мелодичном стиле, и неоконченная опера "Бахчисарайский фонтан". В жанре комической оперы Лишин обнаружил большой талант, и если бы не преждевременная смерть, ему, быть может, суждено было бы положить у нас прочную основу этому роду музыкальных произведений. Кроме опер, Лишин составил симфоническую поэму для оркестра "Салимская гетера", написанную на текст В. Крестовского; отрывки "Реквиема", кантату "Вещий Олег", "Торжественный марш", две сюиты для оркестра а capella, — большое количество романсов и несколько фортепьянных пьес. Все они отличаются мелодичностью и несомненною грациею, а также уменьем дать достаточно яркие музыкальные образы. В этом роде особенно выдаются его баллады "Она хохотала" и "Колодник". Из романсов особенно популярны: "Первая любовь", "Дождя отшумевшего капли" и "Нельзя поверить". Последним напечатанным из его произведений был романс "Слеза дрожит". Позднейшею его крупною вещью была музыка к прологу и живым картинам, написанная для открытия Одесского театра. Немаловажной заслугой Лишина являются переводы оперных либретто. Их он перевел до 40 (Африканку, Джиоконду, Кармен, Мефистофеля и др.). Известно, что переводы либретто были у нас в большом пренебрежении и поручались первому встречному, даже и безграмотному. Лишин показал, что и переводам оперных либретто можно дать смысл, а подчас и поэзию. К своим операм он писал всегда сам тексты, и они отличаются литературными достоинствами. Лишин занимался и поэзией. Им написано немало стихотворений, напечатанных в разных ежедневных газетах и музыкальных органах ("Полярной Звезде", "Звезде", "Гражданине" и др.). Писал он под псевдонимом "Нивлянского", заимствованном от села Нивного, Черниговской губ., где находилось их родовое имение. Из его стихотворений особенно выдаются "Королевская месть" и "Памятнику Глинке", читанное им с большим успехом в Смоленске на торжестве открытия памятника. Наконец, Лишин занимался и музыкальной критикой, но в этой области он ничем не выдавался, тем более, что его постоянные поездки в разные концы России мешали его журнальной деятельности. Умер в Санкт-Петербурге 27 июня 1888 года. Литература: "Памяти Григ.Андр.Лишина" (Биографический очерк), Самара, 1893 г. (здесь полный перечень всех его музыкальных и поэтических произведений). — "Памяти Григ.Андр.Лишина. Материал для его биографии. Издательство А.В.Мазаракия. Одесса, 1888 г. — Чешихин, "История русской оперы", страницы 358—360, 394, 395, 500, 519. — Д.Д.Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей и писательниц", выпуск VIII, страницы 64—65. — Некрологи в периодических изданиях за 1888 год: "Исторический Вестник", книга 8, страницы 422—424; "Московские Ведомости", № 169; "Нива", № 28; "Новое Время" №№ 4417—4419, 4421; "Новь", книга 17, отдел II, страница 129; "Нувеллист", № 9.

 (523x698, 69Kb)
1854
Николай Гаврилович Славянов
русский изобретатель, один из создателей дуговой электросварки металлов. Родился в селе Никольское Задонского уезда Воронежской губернии. Закончил Воронежскую гимназию. По окончании Горного института в Санкт-Петербурге (1877) работал на Боткинском и Омутнинском заводах на Урале, с 1883 - на Пермских пушечных заводах в Мотовилихе, где был управителем орудийных и механических фабрик, помощником горного начальника и с 1891 горным начальником. Впервые применил электрический ток для промышленного нагрева, усовершенствовал изобретённый Н.Н.Бенардосом способ дуговой электросварки. В 1888 Славянов разработал и применил сварку металлическим электродом с предварительным подогревом изделия, которую назвал способом электрической отливки металлов. В 1890-91 получил патенты на своё изобретение в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Австро-Венгрии. В трудах Славянова заложены металлургические основы дуговой электросварки. Для питания электрическим током сварочных постов Славянов впервые использовал электрические генераторы, а для механизации и автоматизации процессов дуговой электросварки - автоматический регулятор длины дуги ("электроплавильник"), послуживший прототипом автоматических сварочных головок. Славянов предложил способ "электрического уплотнения металлических отливок", сущность которого состояла в подогревании электрической дугой верхней части слитков сразу же после их отливки с целью улучшения структуры металла. В 1892 Русское техническое общество на 4-й Электрической выставке удостоило Славянова высшей награды - медали и почётного диплома. В 1893 на Всемирной выставке в Чикаго работы Славянова отмечены медалью и дипломом. Скончался в Мотовилихе, ныне Пермь 17 октября 1897 года. В городе Липецке есть улица Славянова. В Перми есть Политехнический колледж имени Н.Г.Славянова и памятник Славянову на площади Дружбы. В Перми есть Мемориальный дом-музей имени Н.Г.Славянова. Расположен по адресу: улица 1905 года, 37, в доме построенным по проекту Н.Г.Славянова. Сочинения: Электрическая отливка металлов, Москва, 1954. Литература: Шателен М. А., Русские электротехники второй половины XIX века. Москва — Ленинград, 1950; Огиевецкий А.С., Радунский Л.Д., Николай Гаврилович Славянов, Москва — Ленинград, 1952; Никитин В.П., Русское изобретение — электрическая дуговая сварка, Москва, 1952; Чеканов А.А., Родоначальники электросварки, Москва, 1953; его же, История автоматической электросварки, Москва, 1963.

Tsuyoshi_Inukai_facing_left_cropped (551x700, 210Kb)
1855
Цуёси Инукаи (Tsuyoshi Inukai)
политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1931–1932 гг. По профессии - журналист. Начиная с 1882 г. играл заметную роль в формировании партийной системы Японии. Был избран в палату представителей японского парламента на первых всеобщих выборах 1890 г. и переизбирался 17 раз. В 1898 г. стал министром просвещения в кабинете Окума Сигэнобу. В 1910 г. организовал и возглавил партию Риккэн кокуминто. Инукаи вместе с Танака Гиити образует крупнейшую и влиятельнейшую партию Сэйюкай, руководителем которой он становится в 1929 г. после смерти Танака. 13 декабря 1931 г. Инукаи формирует правительство Японии. В первый же день после прихода к власти правительство Инукаи ввело эмбарго на вывоз золота и взяло курс на проведение инфляционной экономической политики. Провал японской интервенции в Китае и негативное отношение к Японии со стороны Лиги Наций способствовали активизации антиправительственных террористических сил. В ходе инцидента 15 мая 1932 года группой экстремистов была совершена попытка государственного переворота. При нападении путчистов на резиденцию премьер-министра Инукаи был смертельно ранен.

tirindelli-album (563x700, 220Kb)
1858
Пьер Адольфо Тиринделли (итальянское имя - Pier Adolfo Tirindelli)
итальянский скрипач, композитор и музыкальный педагог. Родился в Конельяно. Окончил Миланскую консерваторию (1876) как скрипач, ученик Винченцо Корбеллини, затем ещё два года изучал композицию у Карло Бонифорти. В 1878—1881 гг. руководил городскими музыкантами в Гориции, затем продолжил обучение в Вене у Йозефа Хельмесбергера (скрипка) и Якоба Грюна и наконец в 1883 г. занимался в Париже под руководством Ламбера Массара. С 1884 г. преподавал скрипку в венецианском Музыкальном лицее имени Марчелло, в 1893—1895 гг. его директор. В 1895 г. отправился на гастроли в США, где получил предложение преподавать в Консерватории Цинциннати — и на протяжении 22 лет был в этом учебном заведении профессором скрипки. В 1922 г. вернулся в Италию и до конца жизни жил в Риме, сочиняя музыку. Умер в Риме 6 февраля 1937 года. Основные произведения Тиринделли — оперы «Атенаида» (итальянское название - Atenaide; 1892) и «Белое и чёрное» (французское название - Blanc et noir; 1897), два скрипичных концерта, многочисленные пьесы для скрипки и фортепиано, песни (в том числе на стихи Ады Негри, Франческо Чиммино и др.), транскрипции итальянской музыки XVII века. Переложение ранней мазурки Тиринделли принадлежит Ференцу Листу. В родном городе Тиринделли его именем названа улица и существует Общество Пьера Адольфо Тиринделли (итальянское название - Associazione Lirica «Pier Adolfo Tirindelli»), посвящённое изучению и пропаганде его творчества и творчества других незаслуженно забытых итальянских музыкантов.

Max_Elskamp,_portrait (531x700, 561Kb)
1862
Макс Эльскамп (французское имя - Max Elskamp)
бельгийский поэт-символист, писал на французском языке. Родился в Антверпене. Происходил из обеспеченного католического семейства, отец — банкир, фламандец, мать — набожная, болезненная валлонка. Рано покинул семью. Учился на юриста в Брюсселе, бросил учёбу. Дружил с Шарлем Ван Лербергом, Анри Ван де Вельде, который иллюстрировал его книги и оставил о нем позднее ценные воспоминания (1933). В 1887 отправился в океанское плавание на грузовом корабле. Наиболее активно писал стихи в течение двух периодов — в 1886—1901 и в 1920—1924. Коллекционировал народные картинки, солнечные часы и астролябии. Увлекался буддизмом и фламандским фольклором. Завершил жизнь, страдая тяжелой депрессией и много лет не выходя из дома. Был близок к бельгийским символистам, кругу журнала и издательства Mercure de France, хорошо знаком с Верленом и Малларме, которые его высоко ценили. Вдохновлялся живописной стороной католичества в стихах и гравюрах. Его песенная лирика повлияла на Аполлинера. Умер в Антверпене 10 декабря 1931 года. Прижизненные издания: Японский веер/ L'Йventail japonais (1886); Воскресное/ Dominical (1892, иллюстрации Анри Ван де Вельде); Salutations, dont d’Angйliques (1893); En Symbole vers l’apostolat (1894); Six Chansons de pauvre homme pour cйlйbrer la semaine de Flandre (1898); Enluminures (1898); L’Alphabet de Notre-Dame la Vierge (1901); Les Commentaires et l’idйographie du jeu de loto dans les Flandres (1914, опубликовано в 1918); Под шатрами Исхода/ Sous les tentes de l’exode (1921, стихи времен войны); Chansons dйsabusйes (1922); Песенка улицы Сен-Поль/ La Chanson de la rue Saint-Paul (1922); Les Sept Notre-Dame des plus beaux mйtiers (1923); Les Dйlectations moroses (1923); Chansons d’Amures (1923); Maya (1923); Remembrances (1924); Больные сны/ Aegri Somnia (1924). Посмертные публикации: Huit chansons reverdies (1932); Les Fleurs vertes (1934); Les Joies blondes (1934); Effigies (1989). Переиздания: Chansons et Enluminures (1980); La Chanson de la rue Saint-Paul prйcйdй de Sous les tentes de l’exode et de Aegri Somnia (1987); La Louange de la vie (1997); La Chanson de la rue Saint-Paul, Chansons d’Amures, Les Dйlectations moroses, Aegri Somnia (1997). Сводные издания: uvres complиtes (1967). Публикации на русском языке: [Стихи]/ Перевод С.Головачевского// Умственный аквариум: Из поэзии и прозы бельгийского символизма/ Составитель М.Яснов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург — ХХI век, 2003, страницы 194-196. Литература: Bosschиre J. de. Max Elskamp. Paris: Bibliothиque de l’Occident, 1914 (переиздание, 1990); Van Balberghe E. Autour de Max Elskamp. Bruxelles: Sociйtй royale des bibliophiles et iconophiles de Belgique, 2003

Marie-Eugène_Debeney-1924 (469x700, 77Kb)
1864
Эжен-Мари Дебени (Marie-Eugиne Debeney)
французский дивизионный генерал (1916). Родился в Бор-эн-Брессе. Образование получил в Сен-Сирской военной школе (1886) и Академии Генштаба (1909). Выпущен в егерский батальон. С 1911 профессор тактики в Академии Генштаба. В начале войны был назначен начальником щтаба 1-й армии генерала О.Дюбайля, затем в составе Генштаба армии. В 1915 командовал 57-й и 25-й пехотными дивизиями, во главе которых отличился в боях под крепостью Верден. В 1916-17 командир XXXVIII, а затем XXXII Армейского Корпуса. 19 декабря 1916-4 мая 1917 командовал 7-й армией в Эльзасе, затем состоял начальником штаба главнокомандующего на Севере и Северо-Востоке. С 21 декабря 1917 командующий 1-й армией. Во время германского наступления в марте 1918 на Сомме армия Дебени понесла тяжелое поражение. К 23 марта создалась угроза разрыва между армией Дебени и соседней 5-й английской армией, сильно измотанной в предыдущих боях. 26 марта генерала Ф.Фош отдал приказ о наступлении 1-й французской и 5-й английской армий на Амьен. К 28 марта Дебени удалось с помощью сил 3-й французской армии ликвидировать разрыв во фронте, и 5 апреля германское наступление было остановлено. В конце 1918 назначен членом Высшего военного совета. В 1919-1924 начальник Академии Генштаба. В 1924-1930 начальник Генштаба, руководил реорганизацией французской армии. Автор мемуаров «Война и человек» (1937). Умер в Бор-эн-Брессе 8 ноября 1943 года.

Ants_Laikmaa1 (490x700, 137Kb)
1866
Антс Лайкмаа (эстонское имя - Ants Laikmaa до 1935 года подписывался как Ханс Лайпман, Hans Laipman)
эстонский художник, общественный деятель. Один из основоположников национальной художественной школы Эстонии. Родился на ферме Пайба (Paiba) посёлка Арасте (Araste) в волости Вигала Ляэнемааского уезда в крестьянской семье. Желание рисовать подвигло юношу к переезду в Санкт-Петербург, где он устроился на работу в музей Академии Художеств. В 1891 году без средств к существованию пешком из Риги добрался до Дюссельдорфа, где шесть лет (с перерывом 1891—1893, 1896—1897) при помощи благотворителей обучался в Дюссельдорфской академии художеств. После возвращения в Эстонию, открыл в Таллинне курсы рисования, ставшие в дальнейшем студией, работавшей в 1903—1907 и в 1913—1932 годах, в которой прошли художественную подготовку многие эстонские мастера (А.Ууритс, О.Каллис, Э.Бринкманн, И.Выэрахансу, П.Аавик, Э.Роос и др). В 1907 году им было организовано первое эстонское художественное общество. Своё творчество начал как портретист («Старый Айтсам» 1904). Им созданы портреты представителей эстонской культуры: поэтессы Марие Ундер (1904), композитора Мийны Хярма (1904), актера Пауля Пинна (1906). В 1903 году им создано лирическое произведение «Девушка из Ляэнемаа». В этом же году написал портрет Ф.Р.Крейцвальда. В 1913 году появился один из лучших портретов художника — «Сальме», где изображена племянница Лайкмаа. В Финляндии, куда после событий 1905 года художник был вынужден эмигрировать, у него возникает увлечение пейзажем («Валлинкоски» 1909). Ряд пейзажей и портретов мастер создал во время своего пребывания на Капри (1909—1910) («Панорама Анакапри», «Портрет итальянского мальчика», «Mia Padrona» (1910) и др.) и в Тунисе (1910—1913). С 1932 года и до конца жизни художник прожил в Эстонии, в деревне Таэбла близ Хаапсалу («Зимний пейзаж» (1938). Скончался в Таебла, ныне Хаапсалуский район Эстонии 19 ноября 1942 года. Галерея: Работы Антса Лайкмаа; Ants Laikmaa; Vana talu; Vaade Caprilt. Aitsam. Литература: Vaga A., A.Laikmaa. Tallinn, 1939; Ants Laikmaa. (дituse kataloog), Tallinn, 1966.

melnikov (677x700, 49Kb)
1868
Ювеналий Дмитриевич Мельников
один из первых украинских революционеров-марксистов. Родился в селе Красное, ныне Бахмачского района Черниговской области, в семье мелкого чиновника. В 1888 рабочий железно-дорожных мастерских в Харькове; участник революционных кружков, затем пропагандист в Таганроге и Ростове; находился под влиянием народничества. В начале 1890-х гг. перешел на позиции марксизма, установил связи с М.И.Брусневым и П.В.Точисским. С 1892 работал в Киеве, основал первые марксистские кружки, из которых впоследствии был создан киевский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1895 возглавил первый стачечный комитет рабочих в Киеве. Арестовывался в 1889 и 1896, в 1899 выслан в Астрахань, где участвовал в создании социал-демократической организации. Умер в Астрахани от туберкулеза 7 мая 1900 года. Литература: Мирошников И.Я., Рюмшин Н.А., Ювеналий Мельников, Харьков, 1963; Мишко Д.П., Шморгун П.М., Ю.Д.Мельников, Кипв, 1970.

 (560x700, 102Kb)
1869
Ганс Пфицнер (Hans Pfitzner)
немецкий композитор, дирижер и публицист, долгая жизнь которого заняла значительную часть второй половины века 19-го и почти всю первую половину 20-го. Родился в Москве. Сын и ученик скрипача, служившего в 1860-е годы в московском Большом театре. Образование получил у И.Кнорра в Академии музыки во Франкфурге-на-Майне. Ученик X.Римана. С 1892 работал преподавателем музыки и дирижером в различных городах Германии, в том числе в Страсбурге, где с 1908 он занимал пост директора Консерватории, а в 1910—26 директора Муниципальной оперы. Известность Пфицнеру принесли работы, в которых он развивал эстетику позднего романтизма: «Бедный Генрих» (1895), «Роза сада жизни» (1901) и самое известное произведение — музыкальная легенда «Палестина» (1917). С 1913 профессор, с 1920 генерал-музик-директор. В 1920—1929 преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в 1929— 1934 — в Академии музыки в Мюнхене. Стал одним из наиболее видных представителей националистического движения в европейской музыке в послевоенный период. Убежденный националист, Пфицнер сохранял приверженность нацизму до самой старости. В 1921 написал одно из самых известных своих произведений «О немецкой душе». Считал себя последователем Р.Вагнера. В 1934 награжден медалью Гёте. В 1944 переехал в Вену. Скончался в доме престарелых, в Зальцбурге 22 мая 1949 года. Пфитцнер был хороший человек и зла никому не причинил, поэтому его быстро простили - а в Вене, где вальсы, кондитерские и парковые аттракционы всегда служили отличным противоядием любым формам национального раскаяния, главный шедевр Пфитцнера, опера "Палестрина", выдерживал постановку за постановкой с 1919 года до наших дней. "Снова и снова меня пленяет благородство и неслыханные богатства Вашей музыки, снова и снова меня очаровывают Ваши выразительные мелодии, снова и снова я спасаюсь тем, что наконец-то слышу музыку, в которой нет ничего от банальности",- из письма А.Швейцера (1932 год). Литература: Bernhard Adamy: Hans Pfitzner. Literatur, Philosophie und Zeitgeschehen in seinem Weltbild und Werk. Schneider, Tutzing 1980, ISBN 978-3-7952-0288-0; Williamson, John (1992). The Music of Hans Pfitzner. Oxford: Clarendon Press. ISBN 0-19-816160-3; Toller, Owen: Pfitzner's Palestrina (1997, Toccata Press).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку