-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108711
Комментариев: 6801
Написано: 117182


30 июня родились...

Вторник, 30 Июня 2009 г. 00:05 + в цитатник
 (578x699, 166Kb)
1470
Карл VIII (Charles VIII, по прозвищу - Любезный, l’Affable)
король Франции с 1483, из династии Валуа. Наследовал своему отцу, Людовику XI, в возрасте тринадцати лет. В первые годы его царствования государством правила его старшая сестра, Анна де Божё. Герцог Орлеанский, желавший присвоить себе власть, заключил союз с герцогом Бретонским Франциском II и другими принцами и начал войну (получившую название Безумной войны). Латремуйль разбил их войско при Сент-Обене (1486) и взял в плен герцога Орлеанского. Герцог Бретонский должен был заплатить военные издержки, уступить несколько пограничных крепостей и дать обещание не выдавать свою дочь замуж без согласия короля Франции. Через несколько месяцев он умер, и ему наследовала его дочь — двенадцатилетняя Анна Бретонская. Короли английский и испанский и император Священной Римской империи заключили союз с целью помешать Карлу завладеть Бретанью. Анна предложила свою руку императору Максимилиану I, и он обвенчался с ней заочно. Но Анна Божё созвала собрание богословов и юристов; они объявили этот брак недействительным, и Карл явился претендентом на руку герцогини Бретонской. Анна Божё сумела привлечь на свою сторону бретонское дворянство и герцога Орлеанского: Латремуйль явился в Бретань с армией, и герцогиня Анна вынуждена была согласиться на этот брак. 15 ноября 1491 г. под видом брачного контракта совершилось присоединение Бретани к Франции. Союзников, начавших по этому поводу войну, удалось легко успокоить: Генриха VII — деньгами, Максимилиана — возвращением Артуа, Франш-Конте и Шароле, приданого бывшей невесты Карла, Маргариты Австрийской, а короля испанского — уступкой Руссильона. Затем Карл отправился в Италию завоевывать Неаполитанское королевство, на которое имел некоторые права. В августе 1494 г. Карл перешёл Альпы с многочисленной армией и дошёл до Неаполя, не обменявшись ни одним ударом копья, так как жители, угнетаемые своими правителями, везде встречали его с восторгом. Он короновался, принял титул короля Неаполитанского, Иерусалимского и императора Востока и затем в течение двух месяцев праздновал свою победу. В это время составилась новая коалиция против Франции: Папа Александр VI, Венеция, бывший союзник Карла, Людовик Сфорца, должны были задержать французов в долине По, а Максимилиан Австрийский, Генрих Английский и Фердинанд Католик — начать нападение на Францию. Карл назначил герцога Монпансье вице-королем Неаполя, быстро прошёл Италию, разбил армию союзников при Фернуово 6 июля 1495 г. и вернулся во Францию. Король Фердинанд при помощи испанцев снова овладел Неаполем; герцог Монпансье умер от чумы, и Д’Обиньи привёл во Францию остатки французских гарнизонов. Итальянский поход не принес, таким образом, никаких результатов. 7 апреля 1498 года Карл умер в Амбуазе: входя в слишком низкую дверь и ударившись головой о косяк, он получил сотрясение мозга и скончался через несколько часов. Так как все трое сыновей Карла и Анны Бретонской умерли во младенчестве, а более близких родственников по мужской линии не было, то, согласно салическому закону, ему наследовал Людовик XII, герцог Орлеанский, правнук Карла V.

 (477x699, 47Kb)
1503
Иоганн-Фридрих Великодушный
курфюрст саксонский (1532—1547) из династии Веттинов, старший сын Иоганна Твёрдого. Сначала Иоганн правил вместе со своим братом Иоганном-Эрнестом. Секуляризация им духовных владений в Цейтце и Вирцене привела к распре между ним и его двоюродным братом, Морицем Саксонским, который вышел из шмалькальденского союза и решил наказать Иоганна, в силу произнесённой над ним императором опалы. В сражении при Мюльберге, в 1546, Иоганн был взят в плен и низложен. Приговорённый Карлом V к смерти, но помилованный, Иоганн подписал виттенбергскую капитуляцию, давшему герцогу Морицу Саксонское курфюршество (1548). Иоганн оставался в плену, пока Мориц своим нападением на императора близ Инсбрука в 1552 не освободил его. По наумбургскому договору 1554 за ним были оставлены земли, составлявшие затем владение Эрнестинской линии. Иоганн-Фридрих был последним из эрнестинских курфюрстов. В 1526 году Иоганн-Фридрих женился на Сибилле Клевской (1512—1554), дочери Иоганна III Клевского. Дети: Иоганн-Фридрих II (1529—1595), герцог Саксен-Готский в 1554—1566 г.; Иоганн-Вильгельм (1530—1573); Иоганн-Эрнест (1535); Иоганн-Фридрих III (1538—1565). Умер 3 марта 1554 года.

 (592x699, 97Kb)
1685
Джон Гей (John Gay)
английский поэт и драматург. Пользовались успехом его басни (тома 1-2, 1727-1738). Автор пьес "Как это называется" (1715), "Три часа после свадьбы" (1717; совместно с А.Попом и Дж.Арбетнотом), трагедии "Пленники" (1724). Славу ему составляют комедия "Опера нищего" (1728) и ее продолжение "Поли" (1729). Этими пьесами он создал жанр т. н. балладной оперы, сочетая пародию с политической и социальной сатирой. В 20 в. его произведения использовал Б.Брехт в "Трехгрошовой опере" (1928). Умер 4 декабря 1732 года.

1685
Доминикус Циммерманн (Dominikus Zimmermann)
немецкий архитектор в стиле барокко и мастер штукатурных работ. Родился в Gaispoint. Его церковь, построенная в Висе (ныне Баден-Вюртемберг), считается одним из самых красивых сооружений периода барокко. Учился искусству лепных отделочных работ у Иоганна Шмутцера и первоначально работал в этой области. Самым первым его самостоятельным архитектурных проектом является церковь в доминиканском монастыре в Медингене (1716-1721). Построил две знаменитые церкви – в Штайнхаузене (1727) и в Висе (1746-1754). Умер в Висе 16 ноября 1766 года.

1722
Йржи Бенда (Георг Бенда; Jiн Antonнn Benda)
чешский композитор, скрипач, дирижер. Был придворным скрипачом в Берлине (с 1742), капельмейстером в Готе (1750-1778). Развил жанр музыкальной мелодрамы. Автор одноактных трагических дуодрам (пьес с двумя действующими лицами) – «Ариадна на Наксосе» (постановка 1775, 1779 в Петербурге), «Медея» (1775), которые высоко ценил В.А.Моцарт, «Пигмалион» (1779), а также зингшпилей «Деревенская ярмарка» (1775), «Ромео и Джульетта» (1776), «Дровосек, или Три желания» (1778), которые сыграли важную роль в формировании жанра музыкальной комедии. Писал мессы, симфонии, концерты, сонаты и др. Умер 6 ноября 1795 года.

 (699x519, 127Kb)
1748
Доминик де Кассини (Jean-Dominique, comte de Cassini)
французский геодезист, создатель первого полного атласа Франции. Родился в париже. Умер в Thury 18 октября 1845 года.

 (497x699, 208Kb)
1755
Поль Баррас (Paul Franзois Jean Nicolas, vicomte de Barras; Поль Франсуа Жан Николя, виконт де Баррас)
деятель Великой французской революции, инициатор термидорианского переворота, фактический правитель (глава национальной гвардии) Франции в 1795—1799. Родился в Провансе в дворянской семье. В 1792 году был избран в Конвент. Голосовал за смертную казнь короля Людовика XVI. Примкнул к якобинцам.
В качестве комиссара Конвента участвовал в подавлении роялистского мятежа в Тулоне (1793). Был одним из организаторов термидорианского переворота (27—28 июля 1794). В период Директории входил во все её составы. Содействовал выдвижению Наполеона Бонапарта. После переворота 18 брюмера (9—10 ноября 1799) отстранён от участия в политической жизни. Барраса отослали из Парижа сначала в его замок Гробуа, потом в Бельгию, оттуда в Прованс, а в 1810 году ему было окончательно запрещено жить во Франции. Вынужденный поселиться в Риме, он оставался там вплоть до первого отречения Наполеона. Любовница Барраса Жозефина Богарне впоследствии стала женой Наполеона. Мало кому из соратников Барраса довелось тихо почить в собственной постели. Он же окончил жизнь 29 января 1829 года в своем дворце в Шайо, где до того писал мемуары о том, что так сильно потрясало Францию в последнее десятилетие ХVIII века.

1756
Хрыстиан Пётр Айгнер (Chrystian Piotr Aigner)
польский архитектор-классицист, теоретик архитектуры. Родился в Пулавы. Учился в Италии. Профессор отделения изящных искусств Варшавского университета (с 1817). В своих работах - перестройка дворца Радзивиллов (дворца наместника; 1818-1819) и костёл святого Александра (1818-1825) в Варшаве, павильоны парка и костёл в усадьбе Пулавы (первое десятилетие XIX в.) - стремился к монументальности и простоте форм. Разработал типовые проекты жилых, общественных и промышленных зданий, получившие в Польше широкое применение. Умкр во Флоренции 9 февраля 1841 года.

 (574x699, 74Kb)
1789
Орас Верне (Horace Vernet)
французский художник. Родился в Париже. Сын Шарля Верне, учился у отца. Сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Был директором Французской академии в Риме (1829—1835). Побывал вместе с французской армией в Алжире (1833), в 1836 и 1842—1843 приезжал с дипломатическими поручениями в Россию, где написал несколько картин по заказам двора. Получил широкую известность как автор патетических батальных полотен (в том числе огромных композиций — Взятие Танжера, картины сражений: при Фридланде, Йене, Ваграме и Фонтенуа и др. — созданных в 1830-е и 1850-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III и хранящихся в Версале). Любил писать яростные схватки и бурные пейзажи, нередко сочетая их в едином образе (Битва на море, 1825, Эрмитаж, Петербург). Испытывал влечение к остродраматической экзотике (Мазепа, преследуемый волками, 1826—1827, Музей Кальве, Авиньон). Его североафриканские мотивы оказали большое влияние на развитие ориентализма. Выступал также как мастер монументально-декоративной живописи (плафон в зале египетских древностей в Лувре, 1827; и др.) и портретист (Б.Торвальдсен, 1835, Музей Торвальдсена, Копенгаген). Умер в в Париже 3 декабря 1863 года.

 (587x699, 123Kb)
1789
Александр Дмитриевич Чертков
историк, археолог, библиофил, коллекционер, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1842). Родился в Воронеже. Из дворян. Получил домашнее образование. В 1808 уехал в Петербург, где поступил к министру внутренних дел А.Б.Куракину, в сентябре 1809 вступил в лейб-гвардейский конный полк. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии. В 1822 вышел в отставку, совершил путешествие по Европе. С 1828 в Москве. Член Попечительского совета общественного призрения в Москве и попечитель Работного дома (1834). Московский уездный предводитель дворянства (1835—1844), губернский предводитель (1844—1856). Участвовал в работе Русского археологического общества, Общества истории и древностей российских (его председатель в 1849—57). Один из основателей Московского училища живописи и ваяния (1843). С 1844 член комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя. С середины 1820-х гг. увлёкся коллекционированием; первоначально собирал естественно-исторические коллекции. Нумизматическая коллекция Черткова включала 600 древнерусских монет; Чертков составил и опубликовал каталог своего нумизматического собрания («Описание древних русских монет», 1834). В течение всей жизни пополнял библиотеку, перешедшую к нему от деда — С.И.Тевяшова; составил одну из крупнейших библиотек по истории России (около 17300 книг, в том числе старопечатные). Подготовил и издал её каталог («Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего Отечества...», 1838, дополнения — 1838—1845). Чертков владел значительным рукописным собранием и коллекцией изобразительных материалов (портреты, планы и виды городов, церквей, памятников старины). Собрание Черткова размещалось на Мясницкой улице (ныне дом 7). Умер в Москве в 1858 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Библиотеку и коллекцию наследовал сын Черткова — Г.А.Чертков. Выполняя волю отца, он открыл бесплатную частную Московскую городскую Чертковскую публичную библиотеку (существовала в 1863—73 в специально пристроенном к дому флигеле). Хранителем библиотеки с 1859 был П.И.Бартенев, издававший журнал «Русский архив». В 1873 Г.А.Чертков передал библиотеку в дар Москве, в 1874 в связи с созданием Исторического музея в Москве и с согласия Г.А.Черткова книги и коллекции были переданы музею. Позднее основная часть книжного собрания легла в основу созданной в 1938 Государственной публичной исторической библиотеки. Рукописи русских писателей, собранные Чертковым, были переданы в Государственный литературный музей (1945). Литература: Разманова Н.А., Из истории книжной коллекции А.Д.Черткова, в сборнике: Сокровищница книги, часть 1, Москва, 1987; Немировский А.И., А.Д.Чертков. Опыт научной биографии, «Вопросы истории», 1988, № 10.

1791
Феликс Савар (Fйlix Savart)
французский физик, член Парижской Академии Наук (1827). Родился в Мезьере. Был сперва врачом в Страсбурге (1816), затем преподавателем физики в одном частном учебном заведении в Париже и, наконец, консерватором физического кабинета в Collиge de France. Знаменит своими научными исследованиями, главным образом, в области акустики. Во всех учебниках физики упоминается о зубчатом колесе Савара, служащем для определения числа колебаний звучащего тела, а также о простом приспособлении, придуманном Саваром для нахождения положений узлов и пучностей в звучащих трубках; оно состоит из натянутой на деревянное кольцо перепонки, на которую насыпается песок, и которая на нитках опускается внутрь вертикальной трубы. Его опыты направлены были преимущественно к изучению условий резонанса и передачи звуковых колебаний в различных телах. На основании этих опытов и теоретических соображений он устроил особой формы скрипку, которая, однако, не нашла применения в музыке. Устройству струнных инструментов он посвятил особый мемуар («Mйmoire relatif а la construction des instruments a cordes et а archet», 1819). Он занимался, между прочим, вопросом о пределах слышимости тонов. Он нашёл именно, что тон в 30000 колебаний в секунду слышится почти всеми; 33000 же колебаний в секунду слышат уже немногие. Притом тона, колебания которых превосходят 16000 колебаний в секунду, уже не различаются ухом между собой и, поэтому, не могут употребляться в музыке. Верхним пределом вообще для слышимости Савар считал 96000 колебаний в секунду (другие определяли этот предел в 80000 и даже 70000 колебаний). Для нижнего предела он принимал 14—16 колебаний. Занимался он также исследованиями над звучанием труб, в которые введено пламя или из которых вытекает тонкая струя жидкости. Принимал Савар участие и в опытах Био над изучением взаимодействия между электрическим током и магнитным полем; результатом этих опытов было установление известного «закона Био и Савара», о котором упоминается во всех подробных курсах физики. Хотя Савар и не внёс в науку ничего особенно крупного, благодаря его многочисленным и остроумным исследованиям его имя пользуется довольно значительной и вполне заслуженной известностью. Умер в Париже 16 марта 1841 года.

1795
Жозеф Бьенеме Каванту (иногда Кавенту; Joseph Bienaimй Caventou)
французский химик и фармацевт, один из основателей химии алкалоидов. Каванту родился на улице Сент-Берти в городе Сент-Омер. Его отец Пьер Франсуа Каванту был продавцом сукна. После получения первоначального образования у своего отца он едет в Париже, где слушает лекции в «Ecole de pharmacie» («Эколь де Фармаси» фармацевтическое училище в Париже). Позже он стал профессором этого учебного заведения. C 1817 года и в течение 25 лет Каванту работал в тесном сотрудничестве с Пельтье. Они были пионерами в использовании легких растворителей для выделения активных веществ растений. Оба фармацевта концентрировались на изучении алкалоидов растений. В 1817 году они выделили зеленый пигмент из листьев растений, который они назвали хлорофиллом. Именно они ввели это название. Пельтье и Каванту в 1818 году выделили стрихнин главный алкалоид рвотных орешков — семян чилибухи (Strychnos nux vomica или Strychninum nitricum). Первоначально Пелетье и Каванту хотели назвать алкалоид именем Воклена, своего земляка, который, как они считали, первый обратил внимание на ядовитое растение. Однако Французская Академия наук решила, что «любезное имя не может быть дано столь вредному веществу». В 1819 году ими были получены бруцин и veratrine. После получения Б.Гомесом из коры хинного дерева кристаллического продукта, названного цинхонино, в 1820 году, на фармацевтическом факультете Сорбонны Пельтье и Каванту достигли самого большого успеха, из цинхонино экстрагировали алкалоиды, названные ими хинином и цинхонином. Они открыли собственный завод по производству хинина для борьбы с малярией. Ни один из партнёров не хотел патентовать их открытие и они опубликовали сведения о новом алкалоиде чтобы хинин смог получить широкое распространение. Позже ими было получено более двух десятков веществ из коры хинного дерева и из других растений рода Ремиджия (Remijia) семейства Мареновые (Rubiaceae). В 1821 они, возможно первые, выделили кофеин. В 1826 году Пельте и Каванту получили из растения болиголов алкалоид кониин. Умер в Париже 5 мая 1877 года. В родном городе Каванту в 1879 году одна из улиц была названа его именем. Кратер на луне диаметром 3 км, глубиной 0,4 км, (координаты 29.8°N, 29.4°W) назвается «Caventou» в честь Жозефа Каванту.

1801
Фредерик Бастиа
французский буржуазный экономист, пропагандист фритредерства. К.Маркс охарактеризовал Бастиа как "..самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 23, страница 18). Бастиа - один из авторов "теории" гармонии интересов труда и капитала (см. Гармонии интересов теория), маскирующей эксплуатацию пролетариата буржуазией и изображающей её в форме некоего "обмена услугами" между трудом и капиталом. Бастиа выступал с активной проповедью "свободного предпринимательства", которое рассматривалось им в качестве решающего условия установления социальной гармонии в буржуазном обществе.

1803
Томас Ловел Беддоуз (Thomas Lovell Beddoes)
английский поэт и драматург-романтик. Родился в Клифтоне, графство Сомерсет, Великобритания. Племянник Марии Эджуорт; его отец, известный врач и анатом, впервые применивший на практике «веселящий газ», дружил с Кольриджем и Саути. Сам он был в дружбе с Мэри Шелли и Барри Корнуоллом. Выпустил роман «Импровизатор» (1821), стихотворную драму «Трагедия невесты» (1822), переводил «Философские письма» Шиллера (1825). Внезапно резко переменил жизнь, с 1825 по 1840, а затем в 1844-1846 и 1847-1848 жил в Германии, то учился медицине и занимался политикой, то пил и бузотерил. Семья считала его пропащим человеком. Несколько раз пытался покончить с собой (стрелялся), последняя попытка (на этот раз он принял большую дозу яда) удалась. Умер в Базеле (Швейцария) 26 января 1849 года. Главная книга «Шуточки смерти», над которой он работал четверть века, вышла в 1850, «Собрание стихотворений» - в 1851. Поэзию Беддоуса высоко ценили Теннисон, Мередит и Браунинг. Первым его биографом стал Эдмунд Госс, в 1890 выпустивший том его сочинений, а в 1894 - том писем. Впоследствии о нём писали Литтон Стрейчи и Дж.Сентсбери, Харольд Блум и Нортроп Фрай. На стихи Беддоуса сочиняли музыку Б.Бриттен, Бернард ван Дирен. Литература о писателе: Moldauer G. Thomas Lovell Beddoes. Wien; Leipzig: W. Braumьller, 1924; Snow R.H. Thomas Lovell Beddoes, eccentric & poet. New York: Covici; Friede, 1928; Donner H.W. Thomas Lovell Beddoes; the making of a poet. Oxford: B. Blackwell, 1935; McDaniel G.G. Thomas Lovell Beddoes and his literary context: a critical history and analysis. Austin: s.n., 1976; Thompson J.R. Thomas Lovell Beddoes. Boston: Twayne Publishers, 1985; Bradshaw M. Resurrection songs: the poetry of Thomas Lovell Beddoes. Burlington: Ashgate, 2001.

1807
Фридрих Теодор Фишер
немецкий эстетик, критик, писатель. Шеститомная «Эстетика» (тома. 1-3, 1846-1858), в которой выступал как эпигон гегелевской школы, оказала значительное влияние на немецкую академическую эстетику конца XIX – начала XX вв. В конце жизни развивал теорию вчувствования. Автор «Критических прогулок» (том 1, 1860), трагикомического романа «Еще один» (тома. 1-2, 1879) и др.

1810
Станко Враз
словенский и хорватский поэт и критик. Родился в крестьянской семье. Учился в Грацком университете. Видный деятель иллиризма, представитель романтизма и основатель прогрессивной хорватской критики. В 1842-1850 издавал (совместно с Л.Вукотиновичем и Д.Раковацем) журнал "Коло" ("Kolo"). Враз пропагандировал идеи национального возрождения, необходимость национально-самобытного развития литературы на общенародном языке. Автор сборников интимной и гражданской лирики: "Джулабии" (1840), "Голоса из Жеравинской дубравы" (1841), "Гусли и тамбура" (1845), переводов западноевропейских и славянских поэтов. Составил сборник "Иллирийские народные песни..." (1839).

1812
Ион Негулич
румынский художник

1812
Мирза Фатали Ахундов
азербайджанский писатель-просветитель, философ. В комедиях "Молла Ибрагим Халил, алхимик" (1850), "Мусье Жордан, ботаник" (1851), "Хаджи Кара" (1852), в повести "Обманутые звезды" (1857) реалистически изображал современную ему азербайджанскую действительность; в философских сочинениях - проблемы познания и критика религии. Оказал влияние на развитие общественной мысли народов Ближнего Востока.

1817
Джозеф Долтон Гукер
английский ботаник, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1858). Сын У.Дж.Гукера. В 1839–1843 участвовал в антарктической экспедиции (Австралия, Новая Зеландия, Кергелен, Огненная Земля, Фолклендские острова); в 1847–1851 изучал флору Северной Индии и Непала. С 1855 ассистент, в 1865–1885 директор Ботанического сада в Кью (предместье Лондона). Президент Лондонского королевского общества (1873–1878). Обрабатывал коллекции Ч.Дарвина с Галапагосских островов, сторонник эволюционной теории Дарвина, привлекшего данные Гукера по географии растений для доказательства своей теории. Развивал эволюционные идеи в ботанической географии. Автор (совместно с Дж.Бентамом) обзора родов и основатель (1893) издаваемого поныне указателя всех описанных видов семенных растений («Index kewensis»).

 (525x698, 101Kb)
1819
Люсиль Гран (Lucile Grahn)
датская артистка балета. Училась у известного педагога Авг.Бурнонвиля. В 1834 г. дебютировала в па-де-де в опере «Немая из Портичи» Обера в Королевском оперном театре (Копенгаген). В 1835 г. исполнила ведущую партию Астрид в балете Бурнонвиля «Вальдемар» Фрелиха. В 1839 г. уехала из Дании и выступала в Париже, Лондоне и др. Одна из ярких представительниц романтического балета, она с успехом исполняла партии Эолины, Катарины (Пуни). Выступала в па-де-катр на музыку Пуни (постановка Перро для Тальони, Гризи, Гран и Черрито). Т.Готье писал о ее «меланхолической грации», легкости и свободе танца. В 1845 г. гастролировала в Петербурге, выступала в главных партиях в балетах «Жизель»; «Сильфида» Шнейцгоффера, «Гитана» Обера и Шмидта и др. С 1856 г. перестала выступать как танцовщица, вела балетмейстерскую деятельность.

1825
Флоримон Эрве (настоящая фамилия - Ронже)
французский композитор и дирижер. Один из создателей жанра оперетты-буфф. Наибольшую известность получила "Мадемуазель Нитуш" (1883). В 1854 г. открыл театр "Фоли консертант", в котором ставились оперетты, буффонады, музыкально-сценические гротески. Многие его произведений (автор свыше 80 оперетт) пародировали традиционные оперные формы и штампы: "Простреленный глаз" (пародия на "Вильгельма Телля" Россини, 1867), "Маленький Фауст" (в России - "Фауст наизнанку" - пародия на "Фауста" Гуно и Гёте, 1869) и др.

1828
Иван Афанасьевич Стрельбицкий
русский картограф, генерал от инфантерии (1899). Окончил Николаевскую академию Генштаба (1859). В 1865-1871 гг. возглавлял работы по составлению «Специальной карты Европейской России» (в масштабе 10 верст в 1 дюйме), покрывающей не только Европейскую Россию, но и значительную часть Германии, Балканского полуострова и Малой Азии. С 1865 г. прикомандирован к Военно-топографическому отделу Главного штаба для составления специальной карты. Дал первые точные сведения о площади России как в целом, так и по губерниям и уездам.

1831
Виктор Анри Рошфор
маркиз де Рошфор-Люсе, французский публицист и политический деятель. Дебютировал как автор водевилей и театральный рецензент (1856-1858). Сотрудничал в демократической прессе 60-х гг. В 1868 начал издавать журнал "Лантерн" ("La Lanterne"). Приобрёл большую популярность острой критикой бонапартистского режима. Приговорённый в августе 1868 к тюремному заключению, укрылся в Брюсселе, где продолжал выпускать свой журнал, переправляя его во Францию. В 1869 вернулся в Париж, был избран в Законодательный корпус; основал республиканскую газету "Марсейез" ("La Marseillaise"). В феврале 1870 был арестован по обвинению в призыве к свержению империи (на похоронах В. Нуара). Освобожденный революцией 4 сентября 1870, был включен в "Правительство национальной обороны"; активной роли в нём не играл и 1 ноября 1870 вышел из его состава. С февраля по май 1871 издавал газету "Мо д'ордр" ("Le Mot d'ordre") радикально-республиканского направления. В период Парижской Коммуны 1871 осуждал версальцев, но в то же время выступал против революционной политики коммунаров. После падения Коммуны был арестован (1871), в 1873 сослан в Новую Каледонию. Бежал в 1874 в Великобританию, затем обосновался в Женеве. За границей возобновил издание "Лантерн". После амнистии вернулся в 1880 во Францию. Основал газету "Энтрансижан" ("L?Intransigeant"), популярную в левых кругах. В конце 80-х гг. покинул лагерь буржуазных радикалов, примкнул к буланжистскому движению, а в дальнейшем - к открытым реакционерам (во время Дрейфуса дела выступал как ярый антидрейфусар).

1835
Мануэль Амадор Герреро
панамский государственный и политический деятель. В 1888 г. занимал пост губернатора штата Панама в составе Колумбии. После провозглашения независимости Панамы (ноябрь 1903) был первым президентом (1904-1908) страны. Способствовал развитию в Панаме экономики и образования (сооружены первые линии телефонной и телеграфной связи, начато осуществление программы общественных работ, открыт ряд школ и училищ и др.).

1845
Итало Кампанини
итальянский певец (тенор). Брат К.Кампанини. Ученик Гриффини. Дебютировал в Одессе в 1869 г., пел в Петербурге, Москве, оперных театрах Европы и Америки.

1846
Риккардо Дриго (Ричард Евгеньевич Дриго)
российский композитор и дирижер итальянского происхождения. Более 40 лет работал в Санкт-Петербурге, в 1920 г. вернулся в Италию. С 1879 г. дирижер Итальянской оперы в Петербурге, с 1886 г. главный дирижер балета Мариинского театра. Под его руководством впервые поставлены балеты П.И.Чайковского: «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892), А.К.Глазунова: «Раймонда» (1898). Автор балета «Арлекинада» (1900) и др. Умер в 1930 году.

1847
Эмиль Годлевский
польский физиолог растений и агрохимик. Окончил университет в Варшаве (1869). Профессор Краковского университета (1878-1919), заведующий отделом Института сельского хозяйства в Пулавах (1919-1928). Основные работы по фотосинтезу растений - выявлению его первичных продуктов, а также зависимости от концентрации углекислого газа и интенсивности освещения. Наблюдая за ритмичностью ростовых движений днём и ночью в зависимости от возраста растений, температуры и освещённости, выдвинул некоторые представления о механизме роста. Изучал дыхание растений, поглощение ими и перемещения в них воды, минеральных веществ и др.; установил, что при созревании маслянистых семян и образовании масла из углеводов дыхательный коэффициент достигает 4,75; доказал, что углерод в процессе нитрификации усваивается из СО2 воздуха. Разработал методику оценки плодородия почв по химическому составу выращенных на них растений. Основные результаты исследований обобщены им в работе "Размышления о физиологии растений" (тома 1-2, 1923-1933).

1848
Эуген Нетто
немецкий математик. Труды по алгебре, вариационному исчислению, геометрии. Один из основоположников абстрактной теории групп.

1852
Джачинто Галлина
итальянский драматург. Один из крупных представителей венецианского диалектального театра. Написал около 30 комедий. Творчество Галлина делится на два периода: 1870-80 (в эти годы его комедии ставятся труппой А. и М.Моро Лин) и 1891-97. В 1891 Галлина становится во главе труппы, которая получает его имя. К первому периоду относятся: "Семейные ссоры" (1872), "Разорение одной семьи" (1872), "Возлюбленный бабушки" (1875), "Глаза сердца" (1879), "Мама никогда не умрёт" (1880) - семейно-бытовые комедии, в большинстве случаев сентиментальные, с искусственным оптимистическим концом. Значительно интереснее и глубже комедии второго периода, в которых Галлина разоблачает лицемерие и ложь буржуазных семейных отношений ("Семья святого", 1892), оплакивает "добрую старую" Венецию ("Светлейшая", 1891) п показывает, что на смену патриархальным нравам приходят эгоизм и корыстолюбие капиталистического мира ("Основа всего", 1894).

1853
Иоганн Адольф Михаэль Фуртвенглер
немецкий археолог и историк античного искусства. С 1894 г. — профессор Мюнхенского университета. В 1878-1879 гг. вел раскопки в Олимпии, в 1901-1907 гг. — в Эгине, Амиклеи, Орхомене. Опубликовал и приписал определенным мастерам значительное количество произведений древне-греческого искусства (преимущественно скульптуры), пользуясь тщательным стилистическим анализом, высказываниями античных авторов. Умер в 1907 году.

 (450x699, 17Kb)
1857
Фридрих фон Ингеноль (Gustav Heinrich Ernst Friedrich von Ingenohl)
немецкий адмирал. Родился в Нойвиде. Окончил Морскую академию (1891). В 1874 г. вступил в ВМФ, лейтенант (1877). В 1889 г. во время морского путешествия в Великобританию сблизился с императором Вильгельмом II. В 1895-1896 гг. находился на «Илтисе» в Восточной Азии. В 1898-1901 гг. служил в управлении ВМФ. В 1902-1903 гг. командовал крейсерами «Императрица Августа» и «Герта», в 1903-1904 гг. возглавлял отделение Адмирал-штаба. С 1905 г. командир императорской яхты «Гогенцоллерн» и флигель-адъютант императора. С 1908 г. 2-й адмирал 1-й эскадры и генерал-адъютант императора. В 1909-1910 гг. командир эскадры крейсеров. С 1913 г. возглавлял Флот открытого моря, предназначавшийся для активной борьбы с английским флотом. В 1914 г. санкционировал начало так называемой «малой войны», с применением подводных лодок, миноносцев и торпедных катеров, не используя при этом главные силы флота. Был в 1915 г. отстранен от командования флотом и 2 февр. заменен Г. фон Полем. В феврале 1915 г. вышел в отставку. Призывал к сплочению оппозиции против ошибочных действий правительства. Летом 1915 г. выступал за передачу флота под командование А.Тирпица. Умер в Берлине 19 декабря 1933 года.

1860
Владимир Александрович Михельсон
российский физик и геофизик, один из основоположников отечественной актинометрии, профессор. Труды по тепловому излучению, статистической физике, физике горения, сельскохозяйственной метеорологии. Он учился у Столетова, окончил Московский Университет, стажировался в Берлине и Париже, где слушал лекции физка Гельмгольца. В 1894 Владимир Михельсон стал профессором Московского сельскохозяйственного института, где и создал, в частности, метеорологическую обсерваторию. Умер в 1927 году.

1863
Рихард фон Веттштейн
австрийский ботаник. Почётный член Академии Наук СССР (1927). С 1892 профессор немецкого университета в Праге, с 1899 профессор университета и директор Ботанического института и сада в Вене. Автор теории происхождения обоеполого цветка покрытосеменных из нескольких однополых (как мужских, так и женских) цветков голосеменных и основанной на ней филогенетической системы ("Руководство по систематике растений", тома 1-2, 1901-1908, русский перевод, тома 1-2, 1903-1912). Один из создателей морфолого-географического метода в систематике растений. Открыл явление сезонного диморфизма у цветковых растений. В вопросах эволюции придерживался ламаркистских взглядов.

1868
Лаури Иоганн Ингман
финский государственный и политический деятель, премьер-министр Финляндии (1918-1919, 1924-1925).

1871
Сергей Александрович Адрианов
литературный критик и публицист. Родился в Томске в семье мелкого чиновника из кантонистов. С 1905 являлся приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Широкой популярностью пользовались лекции по литературе, с которыми он выступал в различных городах России. Умер в Ленинграде в 1942 году.

1873
Димитр Георгиев (Хаджигеоргиев)
болгарский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из основоположников оперного искусства в Болгарии. Музыке обучался в 1892-1897 в Пражской консерватории у И.Фёрстера и др. После окончания консерватории руководит хором в городе Стара-Загора. С 1902 работал в Софии. Был одним из организаторов первого в Болгарии оперного театра "Оперна дружба" (1908) и до 1923 входил в руководство этого театра. Георгиев - автор одной из первых болгарских опер ("драматические оперетты") - "Тахир-беговица" ("Жена Тахир-бека", 1911, "Оперное товарищество", София), написанной на сюжет старинной народной легенды о борьбе болгарского народа против турецких поработителей (либретто М. Георгиева), Георгиеву принадлежат также оперы "Певец Багдада" (1913), "Ашик и Заира" (1915), "Македония свободна" (1917); эти оперы остались незаконченными. Георгиев был основателем (1907) и директором частного Музыкального училища (с 1912 Государственное), преобразованного в 1921 в Музыкальную академию (существовала до 1931), основателем болгарского музыкальногосоюза, редактором газеты "Музыкальный вестник" и др.

1873
Юрий Владимирович Готье
советский историк, археолог, академик Академии Наук СССР. Им впервые сделана обобщающая научная обработка обширного, но разрозненного археологического материала о древнейшей истории от палеолита и неолита до возникновения Древнерусского государства. Автор труда «Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси». Умер в 1943 году.

1874
Владимир Апполонович Лосский
российский певец (бас), режиссер, педагог, заслуженный артист Республики (1925). Ученик К.Эверарди. С 1906 г. солист, в 1920-1928 гг. главный режиссер, в 1934-1936 и 1943-1946 гг. режиссер Большого театра. С 1909 г. работал во многих театрах страны как режиссер.

1875
Генрих Оттонович Чечотт
горный инженер. Родился в Петербурге в семье врача. В 1894 окончил гимназию и поступил в Горный институт в Петербурге, где обучался до 1900. С 1901 по 1908 работал в Главном горном управлении; затем в 1909 был зачислен адъюнктом по кафедре горного искусства в Горный институт. В том же году Чечотт посетил Германию, где во фрейбергской Горной академии занимался изучением обогащения полезных ископаемых; побывал на ряде предприятий, изготовляющих горно-обогатительное оборудование. В 1914, когда в преддверии войны вопросы механической обработки полезных ископаемых приобрели для России особую актуальность, Чечотт был командирован в США - страну, достигшую в то время наибольших успехов в этой области. Чечотт поступил на старший курс обогатительного отделения Технологического института в Бостоне, где в течение трех месяцев слушал лекции Р.Ричардса. Здесь же он провел детальный осмотр горно-обогатительных предприятий. Возвратясь в Петербург, Чечотт защитил диссертацию. Обе «пробные лекции», чтение которых было обязательным по правилам защит диссертаций в Горном институте, были посвящены проблемам обогащения руд. В должности экстра-ординарного профессора (с 1915) Чечотт читал лекции по механической обработке полезных ископаемых. Хорошо зная запросы практики, он понимал невозможность успешного развития горного производства без внедрения новых процессов обогащения, подготовки квалифицированных кадров, создания научно-производственной базы исследований. Благодаря его инициативе в 1920 в Горном институте была учреждена первая в стране кафедра обогащения полезных ископаемых. За эти годы вышел в свет «Курс механической обработки полезных ископаемых», еще 64 научных работы Чечотта основная часть которых касалась непосредственно вопросов обогащения; он по праву считается пионером в этой отрасли знаний. Имя Чечотта получило широкую известность, к нему постоянно обращались руководители крупных горно-промышленных предприятий с просьбой провести экспертизу, консультацию, разработать проект обогатительной фабрики. Только за период с 1916 по 1922 под его руководством было выполнено 14 проектов обогатительных фабрик. Он постоянно выезжал в командировки по России и за границу, выступал с лекциями, в которых пропагандировал достижения обогатительного дела. В 1916 Чечотт организовал первую в России обогатительную лабораторию, в которой испытывались руды на обогатимость и проводились практические занятия со студентами. В 191819 по его проекту была создана испытательная станция с полупромышленными аппаратами отсадочной машиной, круглым концентратным столом и деревянной флотационной машиной. Результаты испытаний стали исходным материалом для проектирования обогатительных фабрик, Такие проекты были выполнены в специальном производственном бюро, также организованном Чечоттом. В лаборатории и испытательной станции, представлявших первую научно-исследовательскую базу в области обогащения полезных ископаемых, под руководством Чечотта проходили подготовку инженерные кадры обогатителей нашей страны, зарождалась научная школа. После революции 1917 работа созданных Чечоттом учреждений не была остановлена. Проектное бюро по его предложению в 1920 преобразовалось в Институт механической обработки полезных ископаемых (МЕХАНОБР): его директором стал Чечотт (1920-1922). В 1922 Чечотт выехал в Польшу, где в качестве профессора приступил к преподаванию в краковской Горной академии. Он также вел больтую практическую работу, поддерживая тесную связь с предприятиями горной промышленности Польши. За время с 1922 по 1928 Чечотт опубликовал в Польше 43 научных работы, что стало значительным вкладом в развитие горного дела Польши. Одновременно в Петрограде в 1924-1929 издавался в виде выпусков его фундаментальный труд «Обогащение полезных ископаемых» - книга, ставшая по существу энциклопедией обогатительного дела. В 1928 по поручению Товарищества эксплуатации калиевых солей Польши Чечотт выехал в Германию и Испанию, однако, не добравшись до места назначения, скончался во Фрейберге от заражения крови 6 сентября 1928 года. Его тело было перевезено в Польшу и захоронено на Евангелическом кладбище в Варшаве.

1876
Антон Давидоглу
румынский математик. Работал в Бухаресте. Он внес значительный вклад в теорию обыкновенных дифференциальных уравнений. Работал также в области алгебры.

1876
Эрнесто Тисдель Лефевр
глава государства Панамы (1920-1920).

1880
Сергей Иванович Антимонов
Комедийный актёр театра и кино начала 20 в. Один из основателей и премьеров петербургского пародийного театра "Кривое зеркало". Родился в Курске в семье купцов. В юношеском возрасте полюбил актёрское ремесло, пробовал писать. В 1903 году окончил актерскую школу МХТ, руководимую В.И.Немировичем-Данченко. Будучи студентом, участвовал почти во всех постановках МХТ, исполнял небольшие роли. Окончив школу, с 1903 по 1908 играл в провинциальных театрах в Твери, Самаре, Екатеринбурге, Моршанске, Херсоне, Нежине, Красноярске, Белгороде.

 (494x699, 71Kb)
1884
Франц Гальдер (Franz Halder)
генерал-полковник (1940) немецко-фашистской армии. Родился в Вюрцбурге. В армии с 1902, окончил Баварскую военную академию (1914), участник 1-й мировой войны 1914-1918. С 1936 в Генеральном штабе сухопутных войск, с октября 1937 - второй, с февраля 1938 - первый обер-квартирмейстер. С сентября 1938 по сентябрь 1942 начальник Генерального штаба сухопутных войск, активно участвовал в создании гитлеровской армии, разработке и осуществлении планов агрессии против Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Югославии, Греции и СССР. В связи с провалом немецко-фашистской стратегии осенью 1942 отстранён, а в январе 1945 уволен в отставку. В 1945-1946- в американском плену, участвовал в написании военно-исторических трудов. Автор брошюры "Гитлер как полководец" (1949), в которой пытался представить Гитлера единственным виновником поражения Германии и доказать непогрешимость немецкого генералитета и его стратегии. "Военный дневник" (тома 1-3, 1962-64) Гальдер - важный источник по истории 2-й мировой войны 1939-1945 (в русском переводе - "Военный дневник", тома 1-2, 1968-69). Умер в Ашау 2 апреля 1972 года.

1884
Жорж Дюамель
французский писатель, член Французской академии (1935). Родился в Париже, вырос в мелкобуржуазной семье. Врач по образованию. Один из основателей творческого объединения "Аббатство" (1906). Поэт (книги стихов "Легенды, битвы", 1907, "Спутники", 1912), драматург (пьесы "Свет", 1911, "Битва", 1913) и критик (этюды "Поль Клодель", 1913, "Поэты и поэзия", 1914), Дюамель дебютировал как представитель унанимизма. В реалистических рассказах ("Жизнь мучеников", 1917, русский перевод 1924; "Цивилизация", 1918, Гонкуровская премия, русский перевод 1924) и балладах (книга стихов "Элегии", 1920) Дюамель пацифистски осуждал 1-ю мировую войну 1914-1918 (фарс "Лапуант и Ропито", 1919). Отвергал революционное переустройство общества (эссе "Беседы в суматохе", 1919), защищал "независимость духа" от политики. Творчество Дюамеля двойственно: резкая критика ницшеанствующих "спасителей" человечества (комедия "Сообщество атлетов", 1920), колониальной войны в Марокко (заявление Дюамеля в журнале "Кларте" - "Clarte", 15 июля 1925, № 76), интерес к созиданию нового мира (очерки "Путешествие в Москву", 1927), осуждение американской "торгашеской диктатуры" (очерки "Сцены будущего", 1930) совмещались у него с боязнью революционной активности масс. В цикле романов "Жизнь и приключения Салавена" (тома 1-5, 1920-1932) рассказано о трагическом стремлении "маленького человека" обрести себя в духовном самопознании и общественном действии. Угрозе стандартизации жизни (эссе "Гуманист и автомат", 1933), духовному кризису Запада (эссе "Защита литературы", 1937) Дюамель противопоставляет лишь созерцание чуда самой жизни ("Сказки моего сада", 1936). Дюамель видел опасность фашизма ("Дневник белой войны", 1939), его книги заметок ("Французские позиции", 1940) и впечатлений военной поры ("Место убежища", 1940) сожжены нацистскими оккупантами, которых он проклял в очерке "На руинах морали: Орадур-сюр-Глан" (1944). Духовная несвобода, власть денег, кризис буржуазного общества воссозданы Дюамелем в реалистической серии романов "Хроника семьи Паскье" (тома 1-10, 1933-1944). В романе "Путешествие Патриса Перио" (1950) Дюамель отдал дань реакционной демагогии периода "холодной войны". Автор атомной утопии "Пассажиры "Надежды" (1953) и детектива "Комплекс Теофиля" (1958). Примечательны его мемуары "Моя жизнь при свете дня" (тома 1-5, 1945-53). Скончался в Вальмондуа 13 апреля 1966 года.

1885
Дмитрий Петрович Боголепов
Председатель Временного президиума (ректор) МГУ с 1920 по 1921 г. Умер в 1941 году.

1886
Зоя Петровна Лодий (Зоя Петровна Лоди)
российская певица (лирическое сопрано), педагог, заслуженный деятель искусства РСФСР (1957). В 1906-1908 гг. училась в Петербургской консерватории (класс Н.А.Ирецкой), затем совершенствовалась в Милане. С 1912 г. выступала с концертами в городах России и за рубежом. С тонким чувством стиля исполняла самые разнообразные по характеру произведения — французские песенки Ж.Б.Векерлена, романсы А.А.Алябьева, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, И.Брамса, вокальные циклы Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана и др. Преподавала в Московской (1930-1935) и Ленинградской (с 1933) консерваториях (с 1939 г. — профессор).

1887
Анатолий Васильевич Венедиктов
советский учёный, юрист, академик Академии Наук СССР (1958). Окончил экономическое отделение Петербургского политехнического института (1910) и юридический факультет Петербургского университета (1912). Преподавал в Ярославском университете (1918-1919), в Петроградском политехническом институте (1919-1930), в 1930-1944 профессор ленинградского машиностроительного, а затем планового институтов; профессор ЛГУ (1944). Основные труды по вопросам права и экономики, в том числе "Слияние акционерных компаний" (1914), "Правовая природа государственных предприятий" (1928), "Договорная дисциплина в промышленности" (1935), "Государственная социалистическая собственность" (1948), "Гражданско-правовая охрана социалистической собственности в СССР" (1954), "Организация государственной промышленности в СССР" (2 тома, 1957-1961). Сталинская премия СССР (1949). Награжден орденом Ленина.

1888
Константин Петрович Горшенин
декан агрономического факультета Омского сельскохозяйственного института, первый редактор журнала "Земля сибирская, дальневосточная", исследователь почв Сибири, автор книг "К вопросу об эволюции почвенного покрова Западно-Сибирской низменности" (1921), "Почвы чернозёмной полосы Западной Сибири" (1923), "Почвы южной части Сибири" (1955, Ленинская премия). Родился в селе Борском Бузулукского уезда Самарской губернии. Учился в Казанском и Петербургском университетах. В 1912 он участвовал в экспедиции крупного почвоведа К.Д.Глинки на юге Тобольской губернии, вдоль Омско-Тюменской железной дороги, затем в Оренбургской губернии, а с 1920 – в Омске. Умер в Омске 18 сентября 1981 года.

1890
Пол Боффа
премьер-министр Мальты (1947-1950).

1891
Александр Иванович Завалишин
писатель, участник революции и Гражданской войны в Москве, на Урале и в Сибири. Родился в посёлке Кулевчинском Николаевской станицы Оренбургского казачьего войска. Репрессирован, погиб в 1939 году.

 (541x699, 200Kb)
1891
Стенли Спенсер (Stanley Spencer)
английский художник, представитель магического реализма, мастер религиозной и жанрово-бытовой картины. Родился в селе Кукхэм (графство Беркшир). Учился в лондонской Школе изящных искусств Ф.Слейда (1908–1912). Участник Первой мировой войны (на балканском фронте); в 1918 был назначен официальным военным художником (ту же должность занимал и в 1940-е годы). Фронтовые впечатления легли в основу первой его большой картины Прибытие транспорта с ранеными на перевязочный пункт (1919, Императорский военный музей, Лондон). Жил и работал преимущественно в родном селе, вдохновляясь местными мотивами. Испытал большое влияние прерафаэлитов. Сделал себе имя магико-реалистическими полотнами, совмещающими правду подчеркнуто современных бытовых деталей с мистическими видениями; охотно использовал причудливые, «маньеристически-барочные» ракурсы, феерические красочные эффекты, был виртуозом точного, академического рисунка. Часто обращался к христианской тематике (Воскрешение в Кукхэме, 1924–1926, Галерея Тейт Бритейн, Лондон; Святой Франциск с птицами, 1935, там же; цикл Воскрешение в порту Глазго, 1945–1950; цикл Христос, проповедующий на Кукхэмской регате, 1957–1959). В 1927–1932 исполнил настенные панно для Сандхемской мемориальной часовни в Бургклере (графство Гэмпшир), преобразовав (в особенности в центральной композиции – Воскрешение солдат) традиционную эсхатологическую иконографию в патетически-мрачный «окопный эпос». Обращался к пейзажу и бытовому жанру, и здесь до предела сгущая реально-ирреальные, «житейски-сказочные» контрасты (Мусорщик, Влюбленные, 1934, Галерея Лэнг, Ньюкасл), нередко обретающие сатирический оттенок. В 1930-е годы в его жанрах и автопортретах усилилось сексуальное начало, близкое эротическому мистицизму Д.Г.Лоуренса (Любовь среди народов земли, 1935–1936, Музей Фицуильям, Кембридж; Голая баранья нога –автопортрет с женой – 1936, Галерея Тейт Бритейн, Лондон). В 1959 был возведен в рыцарское звание. Умер Спенсер в Тэплоу (графство Бакингемшир) 14 декабря 1959 года.

1892
Пьер Бланшар
французский актер.

1892
Ласло Лайта
Венгерский композитор, фольклорист

1892
Освальд Поль
обергруппенфюрер СС (генерал), начальник Главного административно-хозяйственного управления СС, в ведении которого находились концлагеря и предприятия системы СС. В 1926 вступил в нацистскую партию. Являясь главным казначеем военно-морского флота Германии, Поль в 1929 вступил в СА. В 1934 он был назначен начальником управления РСХА. В 1942-45 Поль служил на различных командных должностях в войсках СС, в том числе был начальником Главного административно-хозяйственного управления СС. После поражения Третьего рейха Поль попытался скрыться, но был арестован в мае 1946 и 3 ноября 1947 предстал перед американским военным трибуналом, приговорившим его к смертной казни. Он был повешен в тюрьме Ландсберга 8 июня 1951 года.

1893
Гарольд Джозеф Ласки (Harold Joseph Laski)
британский политолог и писатель, выдающийся деятель Лейбористской партии. Родился в Манчестере, второй сын Натана и Сары Ласки. Окончил Оксфордский университет. В 1911 Ласки женился на Фриде Керри. В том же году начал свою научную карьеру в Нью-колледже Оксфордского университета, где стал членом Фабианского общества, английской социалистической организации. В 1914, получив докторскую степень, отбыл из Англии в Канаду, читал лекции по истории в Макгиллском университете. В 1916–1920 преподавал в Гарвардском университете, тогда же стал близким другом известных американских юристов, члена Верховного суда США Оливера Уэндела Холмса младшего и профессора права Гарвардского университета Феликса Франкфуртера, позже также ставшего членом Верховного суда. В 1920 Ласки вернулся в Англию и работал в Лондонской школе экономики. С 1925 и до своей смерти 24 марта 1950 года в Лондоне он был профессором политических наук в ЛШЭ. Ласки был чрезвычайно плодовитым ученым, опубликовал около 30 книг и сотни популярных статей и памфлетов. В нескольких книгах, написанных в период его преподавательской работы в Америке – Основы суверенитета (1921), Власть в современном государстве (1919), Исследование проблемы суверенитета (1917), – он изложил плюралистические доктрины правоведа Фредерика Уильяма Мейтленда и священника Англиканской церкви Джона Невила Фиггиса и резко критиковал идею «всепроникающего» государства. После своего возвращения в Англию Ласки опубликовал труд Грамматика политики (1925). В этой книге и других трудах 1920 – начала 1930-х годов Ласки проявил себя как один из крупнейших теоретиков т.н. «демократического социализма». Это немарксистское учение призывало к преобразованию общества не революционным путем, а через нравственное самосовершенствование человека и примирение классов в ходе постепенных социальных реформ. В книге Свобода в современном государстве (1930) Ласки защищал право индивида на свободу мысли и слова. В 1930-х Ласки стал более пессимистически относиться к возможности достижения социализма демократическим путем. В книгах Демократия в кризисе (1933) и Государство в теории и практике (1935) он утверждал, что даже в Англии насилие будет сопровождать переход от капитализма к социализму. В годы Второй мировой войны Ласки утверждал, что Англия должна использовать преимущества временного единения классов и партий для осуществления перспективных социально-экономических преобразований мирным путем – «революции согласия». Последние годы его жизни 1946–1950 были посвящены исследованию конфликта между США и СССР. В 1948 Ласки опубликовал труд Американская демократия. Ласки был влиятельным членом британской Лейбористской партии, в 1934–1949 – членом ее исполнительного комитета; был председателем исполкома партии в 1945, когда она впервые завоевала парламентское большинство и сформировала кабинет министров.

 (699x628, 58Kb)
1893
Вальтер Ульбрихт
деятель германского и международного рабочего движения, партийный и государственный деятель Германской Демократической Республики. Родился в семье рабочего. В 1908 вступил в организацию Социалистической молодёжи, в 1912 - в Социал-демократическую партию Германии. В 1915-1918 служил в армии, вёл антивоенную пропаганду, подвергался преследованиям. В 1918 вступил в "Союз Спартака". Во время Ноябрьской революции 1918 работал в Совете рабочих и солдатских депутатов в Лейпциге; Ульбрихт - один из основателей организации Коммунистической партии Германии (КПГ) в Лейпциге. В 1919 член окружного комитета КПГ Средней Германии, редактор газеты "Классенкампф" ("Der Klassenkampf"). В 1921-1923 политический секретарь окружной организации КПГ в Тюрингии. В 1923 впервые избран член ЦК, затем секретарём ЦК КПГ, с 1935 член Политбюро ЦК КПГ. Вместе с Э.Тельманом и В.Пиком боролся за превращение КПГ в марксистско-ленинскую, массовую пролетарскую партию. В 1926-1928 Ульбрихт - депутат саксонского ландтага, в 1928-1933 депутат германского рейхстага от КПГ. С 1928 кандидат в члены Исполкома Коминтерна, в 1928-1929 и 1938-1943 представитель КПГ при Исполкоме Коминтерна. После установления в Германии фашистской диктатуры Ульбрихт находился на руководящей работе в подполье; в конце 1933 в связи с угрозой ареста был вынужден покинуть Германию. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 вёл разъяснительную работу среди немецких военнопленных в СССР, участвовал в создании Национального комитета "Свободная Германия". После разгрома фашизма вернулся на родину. Ульбрихт - один из основателей Социалистической единой партии Германии (СЕПГ, 1946). В 1946-49 заместитель председателя СЕПГ, с 1949 член Политбюро ЦК СЕПГ, в 1950-53 генеральный секретарь, в 1953-71 первый секретарь ЦК СЕПГ, с 1971 председатель СЕПГ. В 1949-55 Ульбрихт - заместитель премьер-министра ГДР, в 1955-1960 первый заместитель председателя Совета Министров, в 1960-1971 председатель Национального совета обороны, с 1960 председатель Государственного совета. Ульбрихт удостоен звания Героя Труда (1953, 1958, 1963), награжден 3 орденами Карла Маркса и др. орденами ГДР; удостоен звания Героя Советского Союза (1963), награжден орденом Октябрьской Революции (1968) и др. советскими орденами. Скончался 1 августа 1973 года.

1894
Иван Иванович Туманов
российский физиолог растений, член-корреспондент Академии Наук СССР (1953). В 1923 г. окончил Киевский сельскохозяйственный институт. В 1925-1942 гг. - во Всесоюзном институте растениеводства (Ленинград); с 1940 г. - в Институте физиологии растений Академии Наук СССР (с 1947 г. - профессор). Основные труды по вопросам зимостойкости, засухоустойчивости, водного режима и плодоношения сельскохозяйственных культур. Разработал лабораторные методы определения засухоустойчивости (метод завядания) и морозоустойчивости озимых и плодовых культур. Обосновал концепцию 3 этапов развития у растений морозостойкости; разработал способы закаливания, доказал возможность получения в лабораторной обстановке невымерзающих растений путём закаливания и очень быстрого охлаждения растений (витрификации протопласта). Под его руководством осуществлено проектирование и строительство первого в СССР фитотрона.

 (590x698, 75Kb)
1894
Юрий Александрович Завадский
советский режиссер, актер, педагог, театральный деятель, народный артист СССР (1948), воплотивший в своем творчестве синтез различных театральных школ. Педагог ГИТИСа с 1940, профессор (1947). Дважды лауреат Сталинской Премии СССР и Ленинской премии. Родился в Москве. Семья проявляла огромный интерес к художественному, театральному и музыкальному искусству. Это сформировало некий универсальный, разносторонний талант будущего режиссера. За годы обучения в гимназии обнаружил способности к живописи и сценическим выступлениям: поэтической декламации, игре в спектаклях разных жанров. В 1913 поступил на юридический факультет Московского Университета. В 1913–1916 занимался живописью. Готовился стать художником, изучал труды театральных новаторов, таких как Г.Крэг, Г.Фукс, М.Рейнгард, Вс.Мейерхольд, Н.Евреинов. В 1915 поступил в театральную Студию Вахтангова (Мансуровскую), где делает свои первые шаги в качестве актера и режиссера, ориентируясь на опыт романтического театра. В 1919 самостоятельно поставил первый спектакль Обручение во сне (по пьесе П.Антокольского Кот в сапогах). Режиссерский дебют встретил резкую критику Е.Вахтангова за оторванность от современности, вымученную символику, тематическую архаику. В 1920–1922 продолжил сотрудничать с Вахтанговым в качестве актера, режиссера и художника в 3-ей студии МХАТ, проникаясь новыми задачами, которые ставил перед студийцами педагог – приблизиться к современности через открытую, праздничную театральность. Все, что декларировал Вахтангов, было близко Завадскому: отказ от натурализма и призыв вернуть на сцену эффектные декорации, расписной занавес, оркестр, аплодисменты. Влияние идей Вахтангова на творческое становление молодого актера очевидно. Изящная пластика Завадского, его музыкальность, поэтичность всего облика становятся неотъемлемой принадлежностью спектаклей Вахтангова, с их установкой на карнавальность, грациозные ритмы, насмешливую иронию. В студии Завадский стал премьером, исполнял главные роли: Святого Антония (Чудо святого Антония М.Метерлинка) и принца Калафа (вахтанговская Принцесса Турандот К.Гоцци). Премьера Чуда состоялась в 1921 и была совместной режиссерской работой Завадского с Вахтанговым. По сравнению с первой редакцией, спектакль изменился до неузнаваемости, во многом благодаря вмешательству Завадского, на практике воплотившего уроки учителя. Спектакль приобрел сатирический смысл, заостренность формы, сочетая трагедию и гротеск. Безобидная ирония первого варианта сменилась сарказмом. С 1920 в студии проходили занятия с К.С.Станиславским по его системе. После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии, получив приглашение, как актер, в Московский Художественный театр. В 1924–1936 сыграл графа Альмавиву (Женитьба Фигаро П.Бомарше), Чацкого в возобновленном Горе от ума А.С.Грибоедова, другие роли. Работа со Станиславским дала возможность проникнуть в глубины психологического искусства, внутренних линий, разбудив аналитический интерес к сложностям проявления человеческой души, тонким течениям. Занимался строительством собственного нового театра, обобщая полученный театральный опыт, синтезируя все лучшее в нем, дополняя традиции театра Вахтангова традициями «художественников» в области психологического театра. Костяк нового коллектива Школы-Студии Завадского составили лучшие артисты студии прежней: Р.Симонов, О.Абдулов, М.Астангов, а также вновь поступившие В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Мордвинов. Педагогами, кроме самого Завадского были приглашенные им «вахтанговцы»: А.Орочко, И.Толчанов, И.Раппопорт, а вслед за ними «мхатовцы»: Е.Телешева, Н.Хмелев, В.Соколова. Дебютом студии стал спектакль по пьесе А.Мюссе Любовью не шутят (1926). Наделенный недюжинной интуицией, Завадский отличался умением открывать актерские «имена», высвобождать в актере скрытые возможности, развивать индивидуальность исполнителя. Вскоре, многие из ранее «провалившихся» заблистали в его студии: Мордвинов в Простой вещи Б.Лавренева (1927), Марецкая и Р.Плятт в Компасе В.Газенклевера. Лучшими спектаклями Театра-Студии стали Вольпоне Б.Джонсона (1932), Ученик дьявола Б.Шоу (1933), Волки и овцы А.Н.Островского (1934), Школа неплательщиков (1935). Постановки отличались броскостью театральной формы, подчеркнутой игрой в театр, безудержным озорством и экспериментаторством. Так как театр постоянно испытывал проблему с помещением, осуществляя свои опыты в маленьком зале подвала на Сретенке, предложение направить коллектив в Ростов-на-Дону было всеми поддержано. Студии Завадского предстояло выдержать испытание – сформировать репертуар в новом Театре Красной Армии с залом на две тысячи мест. Если в Москве он прослыл «большим мастером маленьких вещей», то в Ростове необходимы были крупные формы, масштабные художественные решения. В начале 1930-х у режиссера уже был опыт преодоления камерности. Некоторое время он являлся художественным руководителем ЦТКА в Москве. Ростовский театр Красной Армии открылся в 1936 спектаклем Любовь Яровая (К.Тренев), спорным, но новаторским в решении революционной темы. Ростовский период отличается необыкновенной плодотворностью. Поставлено более двух десятков спектаклей: Враги, Мещане М.Горького, Разбойники Ф.Шиллера, пьесы К.Тренева, Н.Погодина, других современных авторов, шекспировские постановки Отелло, Укрощение строптивой, возобновлена работа над спектаклем Горе от ума, в котором режиссер снова вышел в роли Чацкого. Одним из лучших спектаклей ростовского периода стала Трактирщица К.Гольдони с Марецкой и Мордвиновым в главных ролях (1940). В том же году его пригласили возглавить Театр имени Моссовета. На столичной сцене заискрился площадной юмор солнечной Италии, изобретательные мизансцены, веселый дух импровизации, поддерживающий зрителя в годы войны, также как Принцесса Турандот окрыляла московскую публику в период голодной послевоенной неустроенности 1920-х. Театр имени Моссовета находился в кризисе, который Завадскому предстояло преодолеть. Кроме направления жизнеутверждающей народной комедии и сатиры, он сделал ставку на серьезную современную драматургию. С большим лирическим проникновением и психологической тонкостью им был поставлен спектакль Машенька (1940) по пьесе А.Афиногенова, в военное время на сцене театра с успехом шли пьесы А.Корнейчука, К.Симонова и особенно Нашествие Л.Леонова – спектакль, полный трагического напряжения с тщательно разработанной внутренней партитурой. Эту линию в 1940-е продолжили спектакли: Встреча в пути Ф.Кнорре, Бранденбургские ворота М.Светлова, Битва в пути Г.Николаевой (1958). Продолжая традиции революционной темы в театре Моссовета, дважды обращался к Шторму Билль-Белоцерковского (1951, 1967), в последний раз осуществив постановку в жанре современного спектакля-концерта. Крупными событиями в театральном мире стали Маскарад М.Ю.Лермонтова, поставленный режиссером в 1952 и в 1964, а также композиция по роману Достоевского Преступление и наказание – Петербургские сновидения (1969). Оба спектакля поражали грандиозностью замысла, масштабом художественного решения, полифонизмом развития действия. В Маскараде одним из ведущих действующих лиц спектакля был Дирижер, управляющий судьбами, являющийся посредником между двумя эпохами – минувшей и настоящей. Действующим лицом спектакля становился вальс А.Хачатуряна, написанный специально для постановки. Фигура Арбенина впервые не была противопоставлена петербургскому высшему свету. В исполнении Н.Мордвинова герой был сыном своего времени, частью светского общества. Конфликт героя перемещался из сферы внешней во внутреннюю, тем самым усиливая трагедию. В Петербургских сновидениях, прозвучавших как творческое завещание режиссера, также важнейшим было раскрытие внутреннего мира Раскольникова, развенчание его философии сверхчеловека и утверждение правды человечности и покаяния. Завадскому было свойственно внимание к личности актера. Будучи режиссером-педагогом по призванию, сформировал не одно поколение актеров и режиссеров (кроме уже названных, это – М.Терехова, Г.Бортников, режиссеры И.Анисимова-Вульф, Б.Щедрин, М.Левитин, А.Бородин, Е.Гротовский и др.). Автор книг и статей по теории и практике театрального искусства: Учителя и ученики и Рождение спектакля. Умер в Москве 1 апреля 1977 года.

1895
Борис Сергеевич Ромашов
российский драматург, критик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Из семьи актёров. Учился в Московском университете. С 1916 г. выступал как актёр, режиссёр, с 1922 г. — и как журналист. Первая значительная драма «Федька-есаул» (1924) посвящена Гражданской войне 1918-1920 гг. Большую роль в становлении сатирической драматургии сыграли комедии «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска» («Заре навстречу», 1926). Драма «Огненный мост» (1929, Малый театр) посвящена судьбам интеллигенции. Автор пьес «Смена героев» (1933), «Бойцы» (1933), «Родной дом» (1938), «Звёзды не могут погаснуть» (1942), «Знатная фамилия» (1943) и др. В пьесе «Великая сила» (1947; Сталинская премия СССР, Малый театр, 1948) стремился показать борьбу идей в среде научной интеллигенции. Его лучшие пьесы отличаются определённостью характеров, гражданским пафосом, сценичностью, сюжетной остротой. Автор статей о театре и драматургии.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку