-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110899
Комментариев: 6802
Написано: 119372


11 января родились...

Вторник, 11 Января 2011 г. 07:31 + в цитатник
 (542x699, 54Kb)
1850
Евгений Кумичич (хорватское имя - Eugen Kumii; псевдоним - Jenio Sisolski)
выдающийся хорватский писатель. Родился в городке Брcеч, ныне Приморско-Горанская жупания, Хорватия. После окончания Венского университета по специальности философия вернулся в Хорватию, где работал преподавателем в городах Сплит, Задар и Загреб. С 1875 по 1878 он провел два года в Париже и 6 месяцев в Венеции, готовясь к экзаменам по французскому и итальянскому языкам. Во Франции Кумичич испытал влияние натурализма, в основном через работы Эмиля Золя. По возвращении в Хорватию, с 1879 по 1883 год он преподает в Загребской средней школе. В течение этого времени Кумичич активно сотрудничает с хорватскими литературными кругами, а также проявляет политическую активность. Будучи горячим сторонником Анте Старчевича, он завершает работу на гражданской службе в 1883 году для того, чтобы продолжить политическую и литературную карьеру. Вместе с Матко Лагиньей он открывает журнал Primorac в Кральевице. Кроме того он работает в журналах Хорватской партии права Hrvatska vila (1882—1883) и Hrvatska (1887—1888). Здесь он публикует эссе, очерки и рассказы. В 1884 году был избран в парламент Хорватии, провел большую часть своей политической карьеры в борьбе против венгерских националистов. Кумичич написал много романов и рассказов, в основном, о простых людях в его родной Истрии. В своих романах, касающихся городской жизни и хорватской истории, он пытался привнести элементы натурализма, но его усилия зачастую находили препятствие в хорватской национальной романтической тенденции. Его творчество, как правило, делится на три тематических периода: первый период отмечен романами и рассказами, отличающимися романтическим описанием трудолюбивых жителей Истрии — в основном рыбаков, земледельцев и моряков; следующий литературный этап обычно связан с городской жизнью (так называемые «городские романы»), где наиболее заметно натуралистическое направление его творчества, выраженное в описании финансового и морального хаоса; третий этап творчества знаменуется историческими романами, где описывается жизнь и быт важных фигур хорватской истории. Умер в Загребе, Хорватия, 13 мая 1904 года.
 (348x699, 94Kb)
На Мирогойском кладбище Евгению Кумичичу установлен памятник. Романы: Olga i Lina (1881); Primorci (1882); Zaueni svatovi (1883); Gospoa Sabina (1883); Sirota (1885); Teodora (1889); Urota Zrinsko-Frankopanska (1893); Kraljica Lepa ili propast kraljeva hrvatske krvi (1902). Рассказы: Sluaj (1879); Jelkin bosiljak (1881); Neobini ljudi (1882); Ubilo ga vino (1884); Pod pukom (1886); Preko mora (1889); Saveznice (1889); Otrovana srca (1890); Broj 84 i 85 (1890); Crn Boi (1890); Tri muenice (1890); Mladost-ludost (1891); Podijeljeni grobovi (1896). Пьесы: Sestre (1890); Obiteljska tajna (1890); Poslovi (1898); Petar Zrinski (1900). Очерки: O romanu (1883); Ivan Turgenjev (1883); Zablude nae kritike (1890); Petar Zrinski, Fran Krsto Frankopan i njihovi klevetnici (1899).

1852
Константин Ференбах
канцлер Германии в 1920-21 гг.

1854
Евгений Францевич Шмурло
историк, педагог, переводчик, публицист, уроженец г. Челябинска. Умер в 1934 году.

1856
Илья Николаевич Игнатов
русский литературный и театральный критик, публицист. Участник народнического движения, в 1877 г. арестован, был в заключении, сослан в Вятскую губернию, в 1883-1890 гг. жил за границей. С 1893 г. ведущий сотрудник, позже редактор «Русских ведомостей». Рецензировал театральные постановки. Главный труд, занявший около 20 лет, - монография «Театр и зрители». В последние годы жизни работал над книгой «Психика русского театрального зрителя 60-х годов» («Вестник Европы», 1916, № 9). После закрытия «Русских ведомостей» (1918) занимался историей литературы и театра: «П.С.Мочалов» (1922).

1856
Кристиан Синдинг
норвежский композитор.

1857
Фред Арчер
английский жокей.

1858
Гарри Гордон Селфридж
основатель магазина Selfridge's в Лондоне. Умер 8 мая 1947 года.

1859
Франсишку ди Андради
португальский артист оперы (баритон).

 (536x699, 96Kb)
1859
Джордж Керзон (George Curzon)
британский государственный деятель, вице-король Индии. Родился в Кедлстоне (графство Дербишир). Учился в Итоне и Оксфордском университете. В 1886 был избран в парламент по списку консерваторов. В 1891 и 1892 – заместитель министра по делам Индии; в 1895 – заместитель министра иностранных дел. В периоды, когда Керзон не занимал государственные посты, он путешествовал по Азии. Написал несколько книг – путевых заметок и исследований (Россия в Центральной Азии, 1889; Персия и персидский вопрос, 1892; Проблемы Дальнего Востока, 1894). В 1898 Керзон был назначен вице-королем Индии и получил титул барона Керзона Кедльстонского. На посту вице-короля осуществил налоговую реформу, много внимания уделял проблеме сохранения древних индийских памятников. Благодаря Керзону был спасен от разрушения и отреставрирован Тадж-Махал. В 1905, после конфликта с лордом Китченером, Керзон ушел в отставку. По возвращении из Индии занял место в палате лордов и пост ректора Оксфордского университета, в 1915 вошел в коалиционный кабинет Г.Асквита. При Ллойд Джордже стал лордом президентом Тайного совета, а затем одним из четырех министров военного кабинета. В 1919 занял пост министра иностранных дел и оставался на этом посту при Б.Лоу и С.Болдуине, вплоть до 1924. Керзон участвовал в переговорах, закончившихся заключением Лозаннского договора. Благодаря его усилиям был учрежден Дауэсовский комитет по репарациям. В 1921 Керзон был удостоен титула маркиза. В 1923 Лоу оставил пост премьер-министра. Керзон был уверен, что займет пост премьера, однако Георг V остановился на кандидатуре Стэнли Болдуина. Умер в Лондоне 20 марта 1925 года.

1864
Роберт Мейер
немецкий гинеколог-патогистолог. Медицинское образование завершил в Страсбурге (1889). С 1912 директор Патологического института гинекологической клиники Берлинского университета. В 1939, преследуемый фашистами, эмигрировал в США; в 1939-1944 профессор медицинского факультета университета штата Миннесота. Основные работы по гистологии, физиологии и эмбриологии женского полового аппарата. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей, обосновал необходимость ранней диагностики опухолей матки для своевременного лечения.

1864
Генри Гордон Сэлфридж
американский предприниматель и основатель Лондонского универсального магазина.

1865
Иоганнес Франц Гартман
немецкий оптик и астроном. Открыл (1904) существование межзвездного газа, обнаружив неподвижную линию поглощения иона кальция в спектре двойной звезды Дельта Ориона. Изобрел несколько астрономических приборов, в том числе диафрагму Гартмана для исследования качества объективов.

1865
Кристиан Синдинг
норвежский композитор. Среди сочинений: оперы – «Титандр» (1884), «Священная гора» (постановка 1914); 4 симфонии (1890, 1907, 1921, 1936); концерты (с оркестром) – для фортепьяно (1889), для скрипки (1898, 1901, 1917); струнный квартет, фортепьянный квинтет; для скрипки и фортепьяно – 4 сонаты и 4 сюиты; инструментальные пьесы, романсы, хоры и др.

1867
Эдвард Брэдфорд Титченер
видный американский психолог, один из создателей структурализма, ученик Вильгельма Вундта. Эдвард Брадфорд Титченер, известный при жизни как отец экспериментальной психологии в Америке, привнес в Соединенные Штаты «новую психологию», экспериментальную психологию Вильгельма Вундта и других, повлияв таким образом на переход от ментальной философии к психологии в том виде, в котором она существует сегодня. Его наиболее значительный вклад, несомненно, заключается в том, что он придал психологии научный статус. Именно с этой целью он опубликовал свои лабораторные дневники — свою четырехтомную Experimental Psychology, получившую широкое применение и ставшую образцом для многочисленных подражаний. Титченер сыграл уникальную роль инициатора кристаллизации новых взглядов в психологии. Его влияние всемирно, его книги переведены на немецкий, французский, русский, итальянский, испанский, японский и польский языки.

1868
Берта Ферстрова-Лаутерерова
чешская певица (сопрано). Окончила Пражскую консерваторию. Солистка оперных театров в Праге (1887-1893), Гамбурге (1893-1901) и Вене (1901-1913). Была 1-й исполнительницей главных партий в операх Б.Сметаны, А.Дворжака, Й.Б.Ферстера; лучшие из созданных ею образов – из вагнеровского репертуара. Широкий диапазон голоса позволял ей выступать и в партиях меццо-сопрано (Кармен, «Кармен» Бизе). Высокую оценку ее исполнению партии Татьяны («Евгений Онегин») дал П.И.Чайковский.

1872
Пауль Гренер
немецкий композитор и дирижер. Член Прусской академии искусств (1922). Преподавал в консерватории Лондона (1897-1902, там же в 1896-1908 гг. дирижер театра «Хеймаркет»), Вены, Лейпцига (1920-1924, профессор) и Берлина (директор консерватории Штерна в 1930-1934), директор Моцертеума в Зальцбурге (1910-1913), руководитель корпорации композиторов в Берлине (1935-1941). Среди сочинений: 7 опер, в том числе (даты постановок) – «Последнее приключение Дон Жуана» (1914), «Феофано» (1918), «Фридеман Бах» (1931); симфония и другие оркестровые произведения, в том числе «Оркестровые вариации на русскую народную песню»; концерты, камерные ансамбли, хоры, романсы.

1873
Матвей Константинович Муранов
советский партийный деятель; с 1904 социал-демократ; депутат 4-ой Государственной думы. Родился в Полтавской губернии в крестьянской семье. В 1915–1917 находился в ссылке в Туруханском крае. В 1917 стал членом редакции "Правды", также являлся членом Учредительного собрания от Харькова. Умер 9 декабря 1959 года.

1874
Альфонсо Киньонес Молина
президент Сальвадора (1914-1915;1918-1919;1923-1927).

1875
Терезия Брзкова (Terezie Brzkovб)
чешская актриса. Играла, кроме прочего, в труппе Народного театра, руководителем которого был её второё муж Вацлав Зейферт (1914-1919). Впоследствии играла в городском театре в Плзени. В основном играла рль матерей и бабушек. В 1938 сыграла главную роль в постановке по роману Божены немцовой «Бабушка». Т.Брзова олицетворяла красивх, умных и добродушных женщин, и создала один из лучших женских образов в истории чешского кино. Умерла в Праге 19 ноября 1966 года.

 (430x699, 70Kb)
1875
Рейнгольд Морицевич Глиэр
советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР (1937). Доктор искусствоведения (1941). Родился в Киеве. Предки Глиэра — выходцы из Центральной и Восточной Европы; отец и дед — потомственные мастера музыкальных инструментов. Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Глиэр в 1894 г. окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию сначала по классу скрипки, а затем композиции. "...Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр", - писал Танеев Аренскому. В 1900 окончил Московскую консерваторию (класс композиции М.М.Ипполитова-Иванова, гармонии - А.С.Аренского и Г.Э.Конюса, полифонии - С.И.Танеева). Преподавал теоретические дисциплины в Московской музыкальной школе Гнесиных, среди его учеников были Н.Я.Мясковский (1903) и С.С.Прокофьев (1902—1904). 11 января 1901 в концерте ИРМО состоялось первое публичное исполнение сочинения Глиэра — струнного октета, сыгранного профессорами и студентами консерватории. 21 декабря 1902 в симфоническом собрании ИРМО состоялась премьера 1-й симфонии Глиэра. В 1906—1908 Глиэр обучался дирижированию у О.Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений. В Москве впервые выступил 20 февраля 1910 в симфоническом собрании ИРМО с исполнением своей 2-й симфонии (впервые в России). Первая театральная премьера Глиэра в Москве — балет-пантомима «Хризис» (на античную тему), поставленная на сцене Интернационального театра 17 ноября 1912. С 1913 профессор (с 1914 директор) Киевской консерватории по классу композиции (среди его учеников - Б.Н.Лятошинский, Л.Н.Ревуцкий и др.). В 1920-1941 профессор Московской консерватории по классу композиции (среди учеников - Б.Александров, В.Виноградов, Ф.Витачек, Л.Книппер, Б.Лятошинский, А.Мосолов, А.Мутли, А.Новиков, Л.Половинкин, Н.Раков, Л.Ревуцкий, И.В.Способин, В.Г.Фере, А.Хачатурян.и др.). В Москве развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Помимо организации общедоступных концертов (до 1923 г.), в которых выступал сам, в 20-х гг. он был сотрудником московского Отдела народного образования, Музыкального отдела Наркомпроса, этнографической секции Пролеткульта, в 1938 председателем московского Союза композиторов, в 1939—1948 председателем Оргкомитета СК СССР. Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, результатом которого явились симфоническая картина "Запорожцы" (1921), симфоническая поэма "Заповiт" (1941), балет "Тарас Бульба" (1952). В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера "Шах-Сенем", поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры "Ферганский праздник" (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер "Лейли и Меджнун" (1940) и "Гюльсара" (1949). Глиэр - автор первого советского балета "Красный мак" (1927). Из других произведений отмечу балет "Медный всадник" (1949) и концерт для голоса с оркестром (1943). Глиэр - единственный русский композитор, трижды награждённый высшей музыкальной премией царской России и трижды высшей премией СССР - соответственно премией имени Глинки (1905, 1912, 1914) и Сталинской (1946, 1948, 1950). Он был награждён также тремя орденами Ленина (1945, 1950, 1955) и орденом Трудового Красного Знамени (1934). Он был доктором искусствоведения, был удостоен звания Народного артиста СССР и других почётных званий. Глиэр является продолжателем реалистических традиций русской музыкальной классики, главным образом П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, композиторов "Могучей кучки". Для его произведений характерна широкая и выразительная мелодическая распевность, стройность форм, изящество гармоний, жанровое многообразие. Музыка Глиэра отличается эмоциональной уравновешенностью, в ней господствуют светлые, лирические, либо эпически-повествовательные образы. Глиэр нередко использует подлинные народные песни и танцы. Ему принадлежит первый советский репертуарный балет на современную тему ("Красный мак", постановка 1927, Большой театр, Москва, 2-я редакция 1949, Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М.Кирова; с 1957 идёт под названием "Красный цветок"). Среди других балетов Глиэра популярен "Медный всадник" (пост. 1949, Театр оперы и балета имени С.М.Кирова) по поэме Пушкина. Глиэр - автор 5 опер, в их числе произведений, содействовавшие становлению национальной музыкальной культуры Азербайджана ("Шахсенем", постановка 1927, Баку) и Узбекистана ("Лейли и Меджнун", в соавторстве с Т.Садыковым, постановка 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент; "Гюльсара" в соавторстве с Т.Садыковым, постановка 1949, там же). Глиэр написал ряд произведений для оркестра (3 симфонии - 1900, 1907, 1911, несколько программных симфонических сочинений- "Запорожцы" по картине И.Е.Репина, 1921, и др., концертов с оркестром: для арфы - 1938, голоса - 1943, виолончели - 1947, валторны - 1951), а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес. В 1938-1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР. Лауреат Сталинских премий СССР (1946, 1948 и 1950). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался в Москве 23 июня 1956 года.

1875
Якоб Эббен (Jacobus Johannes Ebben)
нидерландский шахматный композитор. Умер в Хельмоне 8 августа 1961 года.

1877
Бенито Хигинио Виллегас (Benito Higinio Villegas)
аргентинский шахматный мастер, чемпион Аргентины (1922). Умер 27 апреля 1952 года.

1878
Николай Дмитриевич Авксентьев
один из создателей и идеологов Партии социалистов-революционеров, доктор философии университета в Галле. Родился в Пензе в дворянской семье. Он принимал участие в Революции 1905 (вице-председатель Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов), был сослан в Обдорск (ныне Салехард) Тобольской губернии, откуда в 1907 бежал, эмигрировал. В 1917 был избран в Учредительное собрание, участвовал в подготовке выступления Чехословацкого корпуса против Советов, а в сентябре 1918 на Уфимском государственном совещании избран председателем Временного Всероссийского правительства ("Директории"). В Омске он пытался изменить курс Временного Сибирского правительства, но после переворота 18 ноября выслан колчаковцами в Китай. С 1919 Николай Дмитриевич Авксентьев жил в Париже, вёл активную антисоветскую деятельность, возглавлял масонскую ложу "Северная звезда". В 1940 он переехал в Нью-Йорке, где и умер 4 марта 1943 года.

1879
Борис Сергеевич Глаголин (настоящая фамилия - Гусев)
российский актер, режиссёр, драматург. Ученик В.Н.Давыдова. Начал играть на профессиональной сцене в Пскове (1896). В 1899 г., до окончания императорских драматических курсов, был принят в Театр Литературно-художественного общества (на сезон 1905-1906 гг. выходил из него, в сезон 1911-1912 гг. художественный руководитель, в 1912 г. уволен, в 1913 г., после смерти А.С.Суворина. вернулся), в 1906 г. режиссёр Санкт-Петербургского Малого театра. В репертуаре - комедийные, характерные роли, герои-любовники: Алексей («Дети Ванюшина» С.А.Найденова), Гамлет («Гамлет» У.Шекспира), Петр Верховенский («Бесы» по Ф.М.Достоевскому), Жанна д`Арк («Орлеанская дева» Ф.Шиллера), Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя) и др. Разноплановый актер; его игре были присущи искренность, темперамент, простота и естественность, блестящая техника. В 1917-1927 гг. режиссёр и актер театров на Украине с перерывом в 1923-1924 гг., когда работал в Москве (Театр Революции, Замоскворецкий театр). Поставил: «Поджигатели» А.В.Луначарского, «Святая Иоанна» Б.Шоу, и др. В 1927 г. режиссёр Театра Революции, поставил «Матрац» Б.С.Ромашова. Автор пьес: «Новые приключения Шерлока Холмса» (с М.А.Сувориным, 1906). «За кулисами войны» (1914), «Моб» по роману Э.Синклера (1924) и др. С 1898 г. театральный рецензент газеты «Жизнь театра», журнала «Рампа и жизнь», «Театр и искусство», с 1907 г. - «Журнала театра литературно-художественного общества». Написал ряд брошюр о театре: «Новое в сценическом искусстве» (1900), «О свободе театра» (1905), «За кулисами моего театра» (1911), «Детский театр» (1921) и др. В 1927 г. уехал на театральную, выставку в Германию, оттуда в США. Ставил в Нью-Йорке спектакли на русском языке.

1880
Отакар Новотный
чешский архитектор. Один из создателей новой чешской архитектуры. Учился в Праге в Художественно-промышленной школе (1900-1903) и у Я.Котеры. Преподавал в Художественно-промышленной школе в Праге (1929-1940). Эволюционировал от стиля "модерн" к функционализму. В своих постройках (дом Штенца, 1911, дом общества "Манес", 1930 - в Праге) стремился придать формам монументальность и лаконизм.

 (440x699, 50Kb)
1881
Игнатий Игнатьевич Нивинский
русский художник, мастер графики, представитель символизма в его ретроспективно-романтическом варианте. Родился в Москве в семье предпринимателя. В 1898 окончил Строгановское художественно-промышленное училище, где затем преподавал до 1905. В 1903–1904 ездил в Италию с архитектором И.В.Жолтовским, позднее работал помощником в его мастерской, исполнив ряд неоклассических архитектурных проектов. Вторично побывал в Италии в 1910 с зодчим Р.И.Клейном. В 1911 осваивал технику офорта под руководством Р.Н.Раман-Гамона, ученика В.В.Матэ. Во время третьего итальянского путешествия (1912) рисовал пейзажи с натуры непосредственно на офортных досках. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Москве. В своих гравюрных циклах (Итальянская сюита, 1912–1915; Крымская сюита, 1916–1917; оба офорт, акватинта; Кавказские каприччо, офорт, акватинта, белый штрих, цветная прокладка, 1923–1926) романтически стилизовал впечатления от старинной архитектуры и живописной природы. Однако, чуткий к современным веяниям, вводил в более поздние образы (серия Земо-Авчальская гидроэлектростанция (ЗАГЭС), офорт и сухая игла, 1927) приемы агитационного монтажа. Выступал и как монументалист-неоклассик (росписи в Музее изобразительных искусств, 1908–1912; и внутри гостиницы «Метрополь», 1931). Руководил оформлением интерьера мавзолея В.И.Ленина (1924; архитектор А.В.Щусев), создав там (в технике итальянской мозаики) траурный фриз в виде склоненных знамен. Плодотворно работал как сценограф, оформив в духе монументально-декоративного историзма шедевр М.А.Чехова – его постановку Эрика XIV А.Стриндберга в 1-й студии МХАТ (1921), а также Принцессу Турандот К.Гоцци (в 3-й студии МХАТ; 1922), Севильского цирюльника Дж.Россини (в Оперном театре имени К.С.Станиславского; 1933) и ряд других спектаклей. Занимался плакатом и книжно-журнальной графикой. Помимо Строгановского училища, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1921–1930). Умер в Москве 27 октября 1933 года.

1882
Ксения Николаевна Дорлиак (Ксения Николаевна Фелейзен)
российская певица (драматическое сопрано), заслуженный деятель искусств РСФСР (1944), педагог. Ученица С.Гладкой и Н.Ирецкой. Выступала в концертах. В 1911-1912 гг. пела в театре «Гранд-Опера» (Париж), затем в ряде других оперных театров Европы. С 1914 г. преподавала в Санкт-Петербургской консерватории, профессор Московской консерватории (с 1930).

1883
Артур Владимирович Фонвизин
русский художник, один из наиболее самобытных мастеров, вышедших из круга «Маковца», корифей акварельной живописи. Родился в Риге в семье лесничего немецкого происхождения (поэтому первоначально подписывал свои произведения «фон Визен»). Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903) у М.П.Клодта и В.Н.Бакшеева, а затем в частных академиях в Мюнхене (1904–1906). Был дружен с М.Ф.Ларионовым и одно время творчески близок ему. Преподавал в изостудии Пролеткульта в Тамбове (с 1918) и художественном техникуме в Нижнем Новгороде (1923). С 1927 обосновался в Москве. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Примкнул к обновленному символизму «маковчан», однако был равнодушен к религиозной теме, предпочитая мир поэтических видений и грез. С конца 1920-х годов перешел почти исключительно к технике акварели. Свободные, вибрирующие мазки, сильно разжиженные, «текучие» краски, просветы белого фона (порой цветной бумаги) – все это слагается у мастера в мир зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка и музыки (многолетние серии Цирк и Песни и романсы). Символизм с его лейтмотивом искусства как вселенской тайны преобразился здесь в камерно-лирический экспрессионизм в духе «тихого искусства». Со времени эвакуации в Казахстан (1943), где он начал писать цикл Караганда, Фонвизин все чаще обращался к пейзажу. На выставках же официально отчитывался портретами актеров, большей частью актрис (Д.В.Зеркалова, 1940, Третьяковская галерея; серия Актеры театра имени В.В.Маяковского, 1944, – в собрании театра), – впрочем, и эти более академичные композиции выделялись своей легкой и игривой живописной маэстрией. Успешно выступал и как художник книги – иллюстрации к 1001 ночи (1932), Немецкой романтической повести (1936), Руслану и Людмиле А.С.Пушкина (1945) и др.; исполнил цикл рисунков к сказке Э.Т.А.Гофмана Крошка Цахес (1937, частное собрание, Москва), который, однако, остался неопубликованным. Умер в Москве 19 августа 1973 года.

1883
Николай Александрович Яцук
Один из первых русских авиаторов, капитан 2 ранга, профессор. Первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана. Участник Цусимского сражения. После русско-японской войны был механиком воздухоплавательного парка. В 1909 г. построил планёр и совершил на нём ряд полётов. С 1913 г. летал на гидроаэропланах. Во время I мировой войны воевал в составе Особого Добровольческого авиаотряда. В 1918 г. организовал первую в стране школу военной маскировки. В 20-х годах преподавал в ВВИА имени Н.Е.Жуковского. Автор книги “Воздухоплавание в морской войне”.

1885
Элис Пол
основательница Всемирной Женской партии. Присоединившаяся в 1908 к английским суфражисткам, американка Элис Пол быстро поняла, что для того, чтобы бороться за гражданские права женщин, необходимо создать нечто более мощное. Так, в 1913 Элис создает Международную женскую партию. Именно Элис Пол первой в американском конгрессе подняла вопрос о половой дискриминации. В 1964 по её милости в Конгрессе заседало уже 9 женщин-конгрессменов, вместо 2-х.

1886
Джордж Зукко
англо-американский актер.

 (486x699, 51Kb)
1888
Ефим Степанович Горохов
инженер поезда №2 по поезда по ремонту и восстановлению водокачек и водопроводных труб (Водрем-2) Управления военно-восстановительных работ №6 (УВВР-6) Волховского фронта. Родился в городе Тверь. Русский. Трудовую деятельность начал в 1903 году учеником слесаря ситценабивной фабрики местного фабриканта, затем два года проработал там же слесарем. После службы в армии, с 1911 по 1914 год трудился слесарем-инструментальщиком на той же ситценабивной фабрике. В августе 1914 года был снова призвали в армию. Участник 1-й мировой войны. В 1917 году вернулся в Тверь и работал слесарем механической мастерской Пролетарской фабрики. В 1919 году стал железнодорожником. Работал слесарем, монтером и мастером по водоснабжению на станции Тверь Октябрьской железной дороги. С началом Великой отечественной войны был направлен в Ленинград и назначен помощником начальника а затем инженером Водрема № 2 Управления военно-восстановительных работ сперва Ленинградского, а потом Волховского фронта (УВВР-6). Весь период напряженных боев в районе Калинина участок подвергался обстрелам и бомбардировкам. Горохов все время работал на самых опасных участках, в местах разрывов водонапорных магистралей, и ни разу не покинул своего поста. Порученную работу делал всегда в срок и качественно. В январе 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда, срочно была проложена линия от станции Волховстрой к Шлиссельбургу на Неве. Порой шпалы и рельсы укладывались прямо на снег. Но уже в начале февраля первый поезд прибыл в Ленинград. Город Волхов и станция Волховстрой систематически подвергались бомбардировке вражеской авиацией. Только со второй половины марта до июня 1943 года на станцию было совершено 20 налётов с участием свыше 1300 самолётов. Основной задачей Водрема-2 было обеспечить водоснабжение паровозов на линии к Шлиссельбургу, куда прежде всего доставлялось продовольствие для жителей блокадного Ленинграда. Одновременно требовалось заправлять паровозы Северной железной дороги, которые обслуживали участок Волховстрой - Тихвин. Разумеется, Горохов был не единственным специалистом в Водреме-2, но его опыт мастера водоснабжения имел большую ценность. Ему, единственному из водремовцев, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года "за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени" Горохову Ефиму Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". После полного снятия блокады Ленинграда Волховский фронт отличился в боях за освобождение Чудова и Новгорода, а затем был переименован в один из Прибалтийских фронтов и участвовал в освобождении Прибалтики. Оккупантами безжалостно разрушалось хозяйство железных дорог, водоснабжение. Е.С.Горохову, как и другим бойцам УВВР, зачастую под вражеским огнём и бомбами пришлось восстанавливать объекты водоснабжения. На протяжении всей войны Ефим Степанович в тяжелейших условиях, под бомбежками и обстрелами обеспечивал выполнение самых сложных и ответственных заданий командования по восстановлению водокачек, водонапорных башен, водопроводных колонок и других необходимых сооружений. В июне 1944 года Горохову было присвоено персональное звание инженер-майора пути и строительства. В 1945 году вернулся с победой в родной город. Жил и работал в городе Калинине (Тверь). Скончался 17 февраля 1949 года. Награжден орденом Ленина, медалями; знаком "Почетный железнодорожник".

1888
Честер Конклин
американский актер.

1888
Алексей Дмитриевич Сперанский
российский патофизиолог, академик Академии Наук СССР (1939) и Академии Медицинских Наук (1944). В 1911 г. окончил медицинский факультет Казанского университета; с 1920 г. профессор кафедры оперативной хирургии и топография, анатомии Иркутского университета. В 1923-1928 гг. ассистент И.П.Павлова и одновременно организатор (1926) и руководитель экспериментального отдела в Институте хирургической невропатологии (Ленинград). Заведующий отделами патофизиологии Ленинградского института экспериментальной медицины (1928-1934) и общей патологии Всесоюзного института экспериментальной медицины в Москве (с 1934). С 1945 г. директор Института общей и экспериментальной патологии Академии Медицинских Наук СССР; с 1954 г. (после преобразования в Институт нормальной и патологической физиологии) заведующий отделом общей патологии. Представитель нервизма. Основные труды посвящены роли нервной системы в происхождении, механизмах развития, течения и исхода патологических процессов различной природы; методологии патологии и экспериментальной терапии. Работами его и его школы вскрыты общие закономерности и особенности течения т. н. нервных дистрофий, установлена роль нервной системы в компенсации нарушенных функций, процессах выздоровления. Сталинская премия СССР (1943).

1889
Кальвин Блекман Бриджес
американский генетик. Основа основ - хромосомная генетика - превратилась из теории в научный факт благодаря Бриджесу. Он же на примере плодовой мушки дрозофилы на математическом уровне в 1925 г. показал роль X и Y хромосом в определении пола организма. Позже этим же ученым была сделана первая в мире генетическая карта для самых больших носителей наследственной информации - хромосом слюнных желез той же дрозофилы. Кальвину Блекману Бриджесу везло в его недолгой (менее, чем 50-летней) жизни. И хотя в Колумбийский университет он поступил поздно, в 20 лет, через год студент стал ближайшим сотрудником самого Томаса Ханта Моргана. Первые наблюдения о передаче наследуемых изменений с хромосомами Бриджес опубликовал в соавторстве с другим отцом новой науки - Альфредом Стертовантом. Повезло ему и с фамилией. Сделать из нее производное клеймо для русских советских ученых типа "вейсманиста-морганиста" лысенковцы не смогли, хотя, как основатель современной генетики, Бриджес такой памятник заслужил…

1890
Михаил Иванович Барсуков
один из первых организаторов советского здравоохранения, историк медицины. Член КПСС с марта 1917. В 1914 окончил медицинский факультет Московского университета. В октябре 1917 руководитель медико-санитарного отдела Военно-революционного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Участник создания пролетарского Красного Креста (1918); организатор Всероссийского федеративного союза медицинских работников (1918). В годы Гражданской войны и военной интервенции заместитель председателя Совета врачебных коллегий, начальник санитарной части Восточного, Южного, Юго-Западного фронтов и Западного военного округа. В 1923-24 заведующий Дальневосточным отделом здравоохранения, в 1924-30 нарком здравоохранения Белорусской ССР. В 1930-39 возглавлял сектор здравоохранения Госплана СССР. В годы Великой Отечественной войны - начальник фронтовых эвакопунктов Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов. С 1945 - на научной работе. Председатель Всесоюзного научного историко-медицинского общества. Основные труды посвящены истории и теории современного здравоохранения, истории военной медицины, Красного Креста. Награжден 2 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

1890
Монте Блю
американский актер.

1892
Валеска Герт
немецкая актриса.

 (600x450, 44Kb)
1892
Джакомо Фаузер (Giacomo Fauser)
итальянский химик-технолог. Родился в Новаре. В 1913 г. окончил Миланский политехнический институт. С 1921 г. работал в итальянской фирме Монтекатини (Моntесаtini). В 1932 г. основал НИИ в Новаре. Основные труды посвящены разработке методов производства синтетического аммиака, азотной кислоты, сульфата аммония, мочевины. В 1920 г. создал первую установку для синтеза аммиака под давлением 25-30 Мн/м2 (250-300 атм). С 1922 г. фирма Монтекатини начала строить заводы по производству аммиака по его способу в Италии и других странах. Умер в Новаре 7 декабря 1971 года.

1893
Михайль Семенко
украинский поэт.

 (554x699, 93Kb)
1895
Джон Эдгар Гувер
агент ФБР с 1917, директор ФБР с 1924. В детстве он был самым щуплым и маленьким в классе и был самым послушным мальчиком в квартале. Он прилежно учил уроки, ходил с мамой в церковь и мечтал, что когда-нибудь большие и сильные мальчишки будут делать то, что он им велит. Джону Эдгару рано пришлось устроиться на работу - заболел отец и семью надо было кормить. Гувер-младший работал библиотекарем, а вскоре его взяли в недавно созданное Федеральное Бюро расследований. Старательный вежливый юноша быстро сделал карьеру. Собрав свои первые картотеки, он возглавил отдел расследований, производил впечатление благонамеренного и управляемого середнячка, но министр юстиции Стоун, ался очень хорошим специалистом и порядочным человеком - охотясь за красными, Гувер усердствовал ровно столько, сколько было нужно, ни с кем из политиков молодой начальник отдела не сближался. Он производил впечатление благонамеренной и управляемой посредственности, но министр юстиции Стоун, посадивший его в 1924 году в кресло директора, очень быстро пожалел о том, что сделал. Джон Эдгар Гувер быстро превратил Бюро в государство в государстве и стал почти легендой. Его люди выследили знаменитого бандита Диллинджера, нашли похитителей летчика Линдберга, и обнаружили преступников, укравших миллиардера Чарльза Уршела! Гувер служил восьми президентам и шестнадцати министрам, его ведомство расследовало убийство президента Кеннеди, боролось с ку-клукс-кланом и "черными пантерами", американскими и японскими шпионами, разоблачало тайных коммунистов и советских резидентов. Добрая половина американцев мечтала увидеть шефа ФБР в гробу за его подозрительность и скрупулезные досье. ...Незадолго до того, как Гувера не стало, в газеты начали попадать сведения, компрометирующие президента Никсона. Президент тут же распорядился создать секретную службу, которой поручил внутреннее расследование. Гувер оскорбился, и секретная служба президента оказалась у него под колпаком. Секретная служба в ответ организовала в штаб-квартире ФБР взлом и забрала протоколы подслушивания. Гувер велел начать официальное расследование и сообщил министру юстиции, что предстоит публикация документов, которые будут неприятны для Капитолия. Сделать этого директор ФБР не успел: 2 мая 1972 года Гувер скончался. Официальное сообщение начиналось со слов: "Он умер естественной смертью". Тайна его смерти так и не была раскрыта.

1895
Милислав Демерец (Демерек)
американский генетик. Окончил сельскохозяйственный колледж в Загребе (1916). Работал на Крижевской экспериментальной станции в Югославии (1916-1919), в Корнельском университете (1921-1923), в институте Карнеги (1923-1960), с 1960 г. - в Брукхейвенской национальной лаборатории. Основные научные исследования посвящены вопросам мутагенеза. Изучал мутирование генов дрозофилы и дельфиниума, рентгеномутации у дрозофилы, природу и частоту хромосомных перестроек под влиянием радиации, устойчивость бактерий к антибиотикам, фагоустойчивость бактерий, влияние химических веществ на мутабильность бактерий, биохимические мутации у сальмонеллы, трансдукцию у микроорганизмов. Установил (1941) существование генов-муматоров. Принимал участие в создании высокопродуктивных штампов пенециллума на основе мутагенеза. Редактор (1947-1958) сборника «Успехи генетики». Один из первых руководителей симпозиумов по количественной биологии в Клод-Спринг-Харборе.

1895
Юлиан Григорьевич Оксман
российский литературовед. Основные работы посвящены истории русской общественно-политической мысли, движению декабристов, жизни и творчеству А.С.Пушкина. В 1936 г. репрессирован. После освобождения (1946-1956) профессор Саратовского университета. Принимал участие в подготовке многих собраний сочинений (К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.). Автор книг "Новые материалы о дуэли и смерти Пушкина" (1924, совместно с Б.Л.Модзалевским), "Восстание Черниговского пехотного полка" (1929), "Летопись жизни и творчества В.Г.Белинского" (1958) и др.

 (614x699, 93Kb)
1895
Лоренс Хаммонд (Laurens Hammond)
американский изобретатель электрооргана, названного его именем. Университет он закончил по специальности инженер-механик, открыл фирму, занимавшуюся выпуском электронных часов, сконструированных лично главой фирмы. Часы Hammond Clock шли нарасхват, славясь бесшумностью и точностью, правда точность эту обеспечивали... инженеры электростанций. Двигатель часов, запрятанный в звукоизолирующий корпус, синхронизировался с частотой переменного тока в общих электросетях (60 Гц). Если он менялась, часы начинали безбожно врать. Компания решила этот вопрос очень элегантно - работникам электростанций были подарены часы и заявлено, что точность хода зависит от неизменности частоты. Естественно, что владельцы старались не ударить лицом в грязь, и часы работали безукоризненно.
Казалось, что все в компании идет хорошо, но тут грянула Великая депрессия, и часы перестали пользоваться такой популярностью. Надо было срочно придумывать что-то новенькое, и Лоренса осенило. В один прекрасный день он изобрел электрическую флейту. Маленькое колесико с бугорками или зазубринами по краям вращалось напротив электромагнита, ток подавался на громкоговорители и преобразовывался в слышимые звуковые волны, и вся эта конструкция называлась "колесным тон-генератором". На основе этого изобретения вскоре был создан гигантский аппарат, имитирующий звуки органа, но Хаммонд был недоволен. В жертву было принесено лично пианино инженера. Клавиатура была оборудована простыми переключателями, которые соединяли каждую клавишу с двумя проводами, шедшими к замысловатой электросхеме, соединенной с тонгенераторами. В конце концов Хэммонду с помощниками удалось утсановить, что для того, чтобы передать знакомые звуки органа, необходимо всего-навсего... 91 тон-генератор, 1500 крошечных переключателей с палладиевыми контактами и... 13 километров проводов. Каждая клавиша задействовала одновременно девять дополнительных переключателей, соединенных с различными тяговыми стержнями, расположенными над клавиатурой. Готовый "сундук" был срочно отправлен в Патентное бюро США, 19 января 1934 года органистка Луиза Бенке продемонстрировала ответственным лицам звучание "электромонстра", а уже 24 апреля мистеру Лоренсу Хаммонду было выдано патентное свидетельство на электроорган. Один из первых 'электромонстров' Имя Хаммонда загремело на весь мир, хотя известен он не только этим изобретением. Ему, к примеру, принадлежит идея трехмерного кинематографа - и первая реализация ее. Но вернемся к электрооргану. В первый год компании удалось продать 1400 органов, а в числе первых покупателей значились Генри Форд, Джордж Гершвин, президент Рузвельт. Доходы фирмы исчислялись сотнями тысяч, но тут взбунтовались производители обычных органов. Они подали жалобу в Федеральную торговую комиссию с требованием лишить Хаммонда права называть свою продукцию органами, так как "указанный инструмент не в состоянии производить весь диапазон музыкальных оттенков" и "весь диапазон гармоник, который наличествует у духового органа". Комиссия назначила органам своеобразную дуэль. В часовню университета Чикаго, где был установлен орган Скиннера, привезли орган Хаммонда, а в качестве секундантов выступало жюри, состоящее из двух групп. В одну входили обычные студенты, во вторую - именитые музыканты (в том числе, органисты) и дирижеры. Они должны были угадать, на чем, по их мнению, был сыгран тот или иной музыкальный фрагмент (а сыграно было более 30 пьес). Студенты угадывали лишь в половине случаев, музыкантам удавалось верно определить источник лишь немногим лучше, и в конце концов ФТК признала, что орган Хаммонда имеет право называться органом, правда, с оговоркой, что он не может выдавать бесконечное количество звуков, а только... 253 миллиона... Производство органов Хаммонда прекратилось в 1976 году, а их создатель ушел из жизни четырьмя годами позже. Но инструмент жив и поныне. До сих пор многие фирмы занимаются его ремонтом и даже продают для него запчасти.

1896
Уильям Стефенсон (Стивенсон)
миллионер-разведчик. Он родился в Канаде, участвовал в 1-й мировой войне, после которой достиг больших успехов в бизнесе, занимаясь выпуском радио, автомобилей, самолетов, строительством и производством стали. В 30-е благодаря своим деловым связям, Стефенсон добывал ценную информацию о производстве вооружений и разработке шифровальной машины "Энигма" в Германии. Эту информацию он передавал английским спецслужбам. Когда премьером стал Уинстон Черчилль, Стефенсон возглавил британскую разведку в Западном полушарии, осуществляя набор агентов, их подготовку к действиям за линией фронта на секретной базе в Канаде, и осуществлял контакты с американским правительством. Большинсто из этих операций он организовывал на собственные средства. В 1945 он был возведен в рыцарское звание, а после войны вновь занялся бизнесом.

1897
Генрих Берч (Heinrich Biнch)
немецкий химик, член Академии Наук ГДР (с 1953). Окончил Высшую техническую школу в Штутгарте (1923). В 1946-1948 гг. был организатором и руководителем народных химических предприятий в Саксонии. В 1948-1949 гг. - член Немецкой хозяйственной комиссии Управления химической промышленностью Советской зоны, в 1949-1951 гг. - организатор и руководитель химической промышленности ГДР. С 1953 г. - руководитель института химии жиров и поверхностно-активных веществ Академии Наук ГДР. Научные исследования посвящены поверхностно-активным и моющим веществам, химии жиров. Синтезировал (1925) первые высокосульфатированные масла и жиры и наладил их производство. Создал способ и разработал технологию получения нейтральных моющих средств на базе сернокислых эфиров высокомолекулярных первичных спиртов. Разработал (1925-1935) количественные методы оценки моющей способности поверхностно-активных веществ. Редактор реферативного журнала «Хемишес центральблатт» (1957-1970). Умер 19 марта 1981 года.

1897
Альбрехт Гётце
американский хеттолог и ассириолог. В 1930-1933 гг. профессор Марбургского университета. Спасаясь от преследований нацистов, переехал в 1933 г. в Норвегию, а затем в США (с 1934 г. профессор Йельского университета). Опубликовал хеттские исторические документы эпохи Нового царства, а также хеттские и аккадские юридические и религиозные тексты. Его монография "Малая Азия" - основная работа по хеттской культуре. Одним из первых хеттологов исследовал роль хурритов в истории Хеттского царства в середине II тыс. до н. э. Занимался также вопросами урартологии.

1897
Ихинио Мориниго Мартинес
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1940-1948).

1898
Ханс Рудольф Кирк
датский писатель. По образованию юрист. С 1945 г. - сотрудник органа компартии "Ланд ог фольк". Автор стихов "Литература и тенденция" (1927). Первый роман - "Рыбаки" (1928). Его перу принадлежат романы "Подёнщики" (1936), "Новые времена" (1939). Тема написанного в концлагере исторического романа "Раб" (1948) - восстание рабов в ХVII в. на корабле "Сан-Сальвадор". Автор публицистических антифашистских романов "Деньги дьявола" (1952), "Клитгор и сыновья" (1952). Автор сборников рассказов "Игра теней" (1953) и "Гражданские новеллы" (1958).

1899
Ева Ле Гальенн
американская актриса. Родилась в Лондоне. Училась в Королевской академии драматического искусства, в 1915 дебютировала на лондонской сцене. В том же году переехала в США. В начале 1920-х годов увлеклась экспериментальным театром. Первый большой успех принесла ей роль Александры в Лебеде Ф.Мольнара (1923). Отдавая предпочтение драматургии прошлого, Ле Гальенн неоднократно принимала участие в постановках пьес Х.Ибсена; в 1924 и 1925 сыграла Хильду в Строителе Сольнесе, в 1926 – Эллу в Йуне Габриэле Боркмане. В том же году основала «Гражданский репертуарный театр». После его закрытия в 1933 гастролировала по стране с постановками Алисы в стране чудес, Кукольного дома и Строителя Сольнеса, в 1934 сыграла в Орленке Э.Ростана, исполнила множество ролей на сценах Нью-Йорка. В 1944 осуществила постановку Вишневого сада А.П.Чехова; в 1946 вместе с М.Уэбстер и Ч.Крофорд основала «Американский репертуарный театр». В числе бродвейских постановок с участием Ле Гальенн также Несчастливая звезда (1954) и Юго-западный угол (1955). В 1957 участвовала в постановке Марии Стюарт Ф.Шиллера на сцене театра «Феникс». Ле Гальенн записывалась на радио, преподавала. Она – основательница Национальной женской партии. Средии ее основных литературных работ переводы пьес Ибсена, две автобиографические книги – Когда исполняется 33 (At 33, 1934) и Со спокойным сердцем (With a Quiet Heart, 1953), книги для детей, а также Чудо в театре: Элеонора Дузе (The Mystic in the Theatre: Eleonora Duse, 1965). Умерла Ле Гальенн в Уэстоне (штат Коннектикут) 3 июня 1991 г.

1900
Борден Чейз
американский писатель и сценарист.

 (518x698, 116Kb)
1901
Василий Васильевич Бутков
командир 1-го танкового корпуса (3-й Белорусский фронт), генерал-лейтенант танковых войск. Родился в деревне Большая Именная (ныне – в пригородной зоне города Нижняя Тура Свердловской области). Русский. Работал на Вехнетуринском заводе. В армии с июня 1918 года. Участник гражданской войны с июня 1918 года в составе красногвардейских и партизанских отрядов Жебенева. Участвовал в боях с карательными белогвардейскими войсками и белочехами на Урале. В июле 1918 года был ранен и находился на излечении в городе Кострома. С октября 1918 года – красноармеец, командир отделения и помощник командира взвода 266-го стрелкового полка. Воевал на Восточном и Южном фронтах против войск адмирала А.В.Колчака и генерала П.Н.Врангеля. В ноябре 1920 года был ранен в голову и месяц находился в госпитале. В январе-мае 1921 года в составе 266-го стрелкового полка участвовал в боях с вооружёнными формированиями Н.И.Махно на Украине. С мая 1921 года – на лечении в госпитале в город Харьков, по выздоровлении в июле направлен в Казанский запасной полк. В 1921-1922 годах обучался на 16-х Нижегородских командных артиллерийских курсах, в 1926 году окончил Кремлёвскую объединённую военную школу имени ВЦИК. Служил в артиллерии. В 1928 году окончил Военно-политические курсы в Ленинграде. Был политруком батареи, был помощником командира учебного дивизиона (до 1934 года). В 1937 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, назначен начальником штаба механизированной бригады (в Московском военном округе). С июня 1940 года – начальник штаба механизированной дивизии, а затем механизированного корпуса (в Забайкальском военном округе). Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941-апреле 1942 –заместитель начальника и начальник штаба Главного бронетанкового управления Красной Армии. С апреля 1942 года – начальник штаба, а с сентября 1942 года – командир 8-го танкового корпуса (Брянский фронт). С сентября 1942 года командовал 1-м танковым корпусом (Юго-Западный, Западный, Прибалтийский, 1-и и 2-й Прибалтийские и 3-й Белорусский фронты). Части корпуса под его командованием участвовали в Сталинградской битве, Среднедонской и Ржевско-Вяземской (1943) операциях, боях на Курской дуге, в Черниговско-Припятской и Брянской наступательных операциях, освобождении Белоруссии и Прибалтики. В январе 1945 года в ходе Инстербургско-Кёнигсберской операции корпус совершил рейд по тылам противника, перерезал ряд важных коммуникаций, захватил несколько мостов, уничтожил 79 танков и штурмовых орудий, свыше 500 автомашин, взял в плен около 1.500 гитлеровцев и 27 января 1945 года вышел к северным окраинам Кёнигсберга. За умелое руководство соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм Указом Президиума верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года генерал-лейтенанту танковых войск Буткову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7190). С июля 1945 года командовал бронетанковыми и механизированными войсками Особого военного округа (город Кёнигсберг), в марте 1946 года в связи с упразднением округа назначен командующим бронетанковыми и механизированными войсками 11-й гвардейской армии. Командовал бронетанковыми и механизированными войсками: Северо-Кавказского (июнь-сентябрь 1946) и (1946-1950) Московского военных округов. В 1950-1953 – командующий 3-й гвардейской механизированной армией. В 1954 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. В 1954-1955 – генерал-инспектор Инспекции танковых войск Главной инспекции Министерства обороны, в 1955-1958 – 1-й заместитель командующего войсками Московского военного округа. В 1958-1961 – главный военный советник в Чехословакии. С апреля 1961 года генерал-полковник танковых войск В.В.Бутков – в запасе. Жил в Москве. Умер 24 июня 1981 года.
 (523x698, 137Kb)
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-3). Генерал-полковник танковых войск (1958). Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, 2 орденами красной Звезды, медалями, иностранными наградами. В городе Калининград именем Героя названы улица и школа-лицей №35.
 (699x525, 96Kb)
Его имя увековечено на мемориале в городе Нижняя Тура Свердловской области.

1901
Эрман Клоссон
бельгийский драматург. Писал на французском языке. Дебютировал в 1925 романом "Одинокий всадник". В драматургическом творчестве обращался к историческим или легендарным сюжетам: пьесы "Вильям, или Комедия приключений" (1838), героем которой является У. Шекспир; "Действо о четырех сыновьях Аймона" (1941), по мотивам старинной фламандской легенды; "Испытание огнем" (1943), посвященная Жанне д’Арк. При этом драматург всегда переосмысливает легенду, стремясь раскрыть тайную мотивацию поступков своих героев; его главная тема – поиск человеком своей истинной сущности.

1902
Морис Дюрюфле
французский композитор и органист. Профессор Парижской консерватории. Автор органных пьес, реквиема. В 1965 г. гастролировал в СССР.

1902
Прийт Пыльдроос
эстонский режиссёр, актер и педагог, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1942). В 1924 г. окончил в Таллине школу драматического искусства и начал сценическую деятельность в театре «Драмастудио». В 1926-1940 гг. художественный руководитель Рабочего театра, в 1940-1941 гг. – Драматического и Рабочего театров (Таллин), в 1942-1944 гг. режиссёр и руководитель художественных ансамблей Эстонской ССР (Ярославль), в 1944-1949 гг. директор и художественный руководитель Эстонского драматического театра (ныне Эстонский театр имени В.Кингисеппа в Таллине). Поставил спектакли: «Цианкали» Вольфа (1931), «Сватовство» Китцберга (1932, 1936), «Егор Булычев и другие» М.Горького (1933), «Трехгрошовая опера» Брехта (1937), «Железный дом» Таммлаана (1938), «Разлом» Лавренёва (1940), «Нашествие» Леонова (1945), «Кремлевские куранты» (1947) и «Человек с ружьем» (1949) Погодина (играл в последних двух спектаклях роль В.И.Ленина) и др. В 1946-1950 гг. педагог Эстонского театрального института (с 1946 г. профессор), в 1951-1953 гг. директор Музея театра и музыки.

1903
Эрлинг Мюре (Erling Myhre)
норвежский шахматист. Трёхкратный чемпион Норвегии (1946, 1950, 1955). Умер 12 апркля 1971 года.

1903
Алан Пейтон
писатель ЮАР. Писал на английском языке. Антирасистские романы "Плачь, любимая страна" (1948), "Слишком поздно, кулик" (1953), сборник рассказов "Дебби, уходи домой" (1961). 1905 Манфред Б.Ли (Менфорд Лепофски)(1905 — 3.04.1971), американский писатель, в соавторстве со своим двоюродным братом Фредериком Даннеем писавший под псевдонимом Эллери Куин детективные романы.

1904
Николай Александрович Федоров
российский патофизиолог, академик Академии Медицинских Наук СССР (с 1963). Окончил Воронежский университет (1926). В 1930-1938 гг. работал на кафедре патофизиологии 2-го Московского медицинского института, одновременно с 1932 г. заведовал лабораторией Центрального института гематологии и переливания крови МЗ СССР. С 1943 г. руководил кафедрой патофизиологии Московского стоматологического института, с 1968 г. – академик-секретарь Отделения медико-биологических наук Академии Медицинских Наук СССР. Основные научные исследования посвящены изучению механизма лечебного действия переливания крови, парентерального белкового питания, гуморальной регуляции кроветворения. Создал ряд кровезаменителей, широко применяющихся в клинике (серотрансфузин, коллоидный инфузин и др.).

 (492x699, 50Kb)
1905
Петр Денисович Лаврентьев
главный инженер Уфимского моторостроительного завода. Родился в Ростовской области в рабочей семье. Русский. Жил в городе Горловка Донецкой области (Украина), где на шахте работал его отец. В 1925 году окончил Горловскую горную школу и поступил в институт. В 1930 году окончил Харьковский технологический институт, авиационный факультет. По собственной просьбе был направлен на производство - поступил работать инженером на завод №26 в городе Рыбинске Ярославской области. Завода по существу не было, были мастерские, в которых собирались немецкие двигатели BMW, основные детали для них получали из Германии. Молодой инженер начал работать в отделе подготовки производства технологом по сборочному цеху. С 1933 года завод уже полностью перешел на выпуск двигателей из деталей, изготовленных своими силами. С февраля по декабрь 1938 года Лаврентьев добровольцем участвовал в национально-революционной войне в Испании. Как авиационный инженер обслуживал авиационные части, в 1939 году был награжден орденом Ленина. По возвращению в СССР вновь работал на заводе в Рыбинске. В 1939 году стал главным инженером завода, а в 1940 году – директором. В октябре 1941 года, крупнейший завод в стране по производству авиационных моторов из Рыбинска был эвакуирован в город Уфу (Башкирия). Здесь уже находились Уфимский моторный завод-дублер, два эвакуированных ленинградских завода-дублёра (№ 234 и № 451), частично эвакуированный московский № 219, другие предприятия из западных областей страны. Все они были объединены в единое производство, получившее номер головного - 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод. Директором объединенного завода был назначен заместитель наркома авиационной промышленности В.П.Баландин, П.Д.Лаврентьев стал выполнять обязанности главного инженера. На новом месте всесторонне раскрылся талант инженера и организатора Лаврентьева. На заводе уже в декабре 1941 года было организовано крупное поточное производство авиамоторов моторов конструкции В.Я.Климова для боевых самолетов Як-3, Як-9, Пе-2. Многие конструктивные решения, предложенные главным инженером, позволили значительно повысить выпуск продукции на заводе. В 1942 году он стал лауреатом Сталинской премии. Уфимские моторостроители полностью обеспечили потребности боевой авиации в моторах М-105 и М-107 и их модификациях. Всего заводом за годы войны было выпущено свыше 97 тысяч моторов. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский мотор. 23 раза коллективу присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и по окончании войны оно оставлено заводу на вечное хранение. Завод был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за успешное выполнение заданий правительства по организации производства вооружения, создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Советской Армии и Военно-Морского Флота, Лаврентьеву Петру Денисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1946-1947 годах исполнял обязанности директора Уфимского моторостроительного завода. В эти годы Уфимский моторостроительный завод первым в стране освоил выпуск нескольких марок новых реактивных двигателей. В 1947-1961 годах был директором завода №24 в городе Куйбышеве (Самара). В последующем перешел на преподавательскую деятельность: в 1961-1969 годах - профессор Куйбышевского авиационного института, заведующий кафедрой организации производства; в 1969-1977 годах преподавал в Московском авиационном институте. Жил в городе-герое Москве. Умер в 1979 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Награждён 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

1905
Манфред Беннингтон Ли (настоящее имя - Менфорд Беннингтон Лепофски)
американский писатель, в соавторстве со своим двоюродным братом Фредериком ДАннеем писавший под псевдонимом Эллери Куин детективные романы.

1905
Василий Николаевич Орехович
российский биохимик, академик Академии Медицинских Наук СССР (с 1953), ее вице-президент (1953-1963). Окончил Северо-Кавказский университет (1927). Работал в Институте экспериментального морфогенеза (1931-1936), Всесоюзном институте экспериментальной медицины (1937-1944, с 1944 г. — заведующий отделом химии белков). В 1944-1948 гг. — заместитель директора Института биологической и медицинской химии Академии Медицинских Наук СССР, с 1949 г. — директор этого института, одновременно — заведующий отделом химии белков Института биоорганической химии Академии Наук СССР и кафедрой биохимии Центрального института усовершенствования врачей. Основные научные работы посвящены химии и биохимии белков. Изучал изменения белков ферментов при регенерации тканей, эмбриогенезе и злокачественном росте. Предложил теорию зависимости восприимчивости организма к опухолям и скорости их роста от устойчивости тканевых белков. Открыл новую группу соединительно-тканных белков — поколлагенов. Изучил химическую структуру и пути превращения в организме. Открыл новый протеолитический фермент — карбоксикатепсин, изучил его свойства и показал роль в регуляции процессов образования и распада антиотензинов и брадикинина, сосудистого тонуса и в образовании релизинг-фактора, стимулирующего выделение некоторых гормонов гипофиза.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку