-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в e-learning

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 11




 Блог журнала e-Learning World
Журнал «e-Learning World» освещает общий и специальный круг вопросов в области электронного обучения и управления знаниями. В каждом номере Вы сможете найти интервью со специалистами отрасли, теоретические и практические сведения, а также российский и мировой опыт внедрения систем e-learning и knowledge management.


Наши друзья:
e-learning.<br /> Россия...............e-learning.<br /> центр


Наше развитие требует этого.

Понедельник, 28 Марта 2011 г. 04:40 + в цитатник
Аноним (e-learning) все записи автора И все же им придется вытаскивать свои жертвы наверх, чтобы погрузить на второй корабль, потому что сам линкор для подобных целей не приспособлен. В палисаднике суетились слуги. Со мной все в порядке, надо бы подышать свежим воздухом. Жрецы закалывают и сжигают теленка, не дав его телу окоченеть. С каждым ударом грохот усиливался, и ворота сотрясались вместе с изгородью. Кто же его напугал? Как солнце блестели. Что вы на это скажете? Но у него бывали странности, и одну из них он проявил на этот раз, отказавшись назначить срок для казни. Доложить не успел. И вы, однако, не выехали туда? Наше развитие требует этого. Да поторопи моего оруженосца и сержанта. Европейцы продолжали идти вперед, невзирая на то, что они были окружены кольцом, которое двигалось вместе с ними, не расширяясь, но и не суживаясь. В то время в ней содержалось около двухсот заключенных. Винить меня не в чем. Назовите ваше имя, сэр. Думаю, я поднял бы крик, если б сразу поверил своим глазам. Следовательно, такие суждения также содержат объективное знание в физическом смысле, в смысле мультиверса. Сжимая в кулаке коробку, он обнаружил, что даже не сможет выбросить ее. Многие лета нашему славному сеньору! Про нее я совсем забыла, а теперь, как увидела, так сразу вспомнила. Только не мог я, просто не мог. Меня в то время не трогали. Со стороны крестного нелепо даже думать об этом. А к нам в первый раз? Вот ведь забавно! Ну ладно, не будем углубляться в скучные споры о классификации. Однако он вовсе не выглядел потрясенным. Комнату заполнили густые пряные ароматы. Он снова сел верхом на палку. А у вас есть жена? Ного поворачивает ко мне лицо. Вы чуть напрягите воображение и представьте себе, как это все будет звучать на процессе. Я там была проездом! Ее мать была моей дочерью, и она терпела нужду. Ушла ли она вчера вечером? Форд увидел за стеклом древний пергамент, покрытый латинской каллиграфией. Чтобы в любой момент остановить бульдозеры, прекратить этот грохот и рев, механизмы со скрежетом остановятся. Мозговой штурм проблемы нередко дает положительный результат.
Как я предупреждала, это работа займет не день и не два. Вытащил бутыль с кипяченой водой из собственного багажа, добавил в свой кубок скромный глоток и с наслаждением выпил. И еще десятки раз. Председатель обернулся к шестерым вождям в масках. Он ничего не видел, но ему казалось, что комната полна народу. Джим посторонился, чтобы пропустить ее. Я убью их за это. Дыра в ковре, которую нечем прикрыть. Я проснулся оттого, что тележка затряслась на выбоинах, и увидел, что мы взбираемся на крутой холм по изрезанной колеями проселочной дороге, вьющейся среди полей. Глаза ее постоянно открыты, как у лунатика, но зрительные способности весьма ограничены. Я слышал, как хрипит у него в груди. Теперь это выглядело бы глупой, неуместной шуткой. Было очень тихо. Вокруг царило безмолвие. На ответе, видимо, настаивали, и он раздраженно затряс головой. И кто только придумывает такую чушь? Только с чем мы их встретим? Тогда я понял, что это не кто иной, как ты. Я целую бутылку выпил! Ветер трепал у него пустые штанину и рукав, как у чучела. Завтра его будут судить. Тот, что увел двести тысяч долларов. Но когда приходит ночь, огонь вырывается наружу, отец! Потом стал прощаться, пожимая каждому руку. При этой мысли девушку охватила дрожь. Взять с собой при телепортации? Нет такого шпиля перед собором, с какой стороны к нему ни подойди.
С тех пор она была его сестрой, лишившейся дара речи по болезни. Ведь их бессознательный опыт должен бы им подсказать, что спрут никогда не спит, по крайней мере его никогда нельзя застать врасплох! Теперь он знал, что женился на ней, с самого начала предчувствуя, что так будет. Она решила, что я полная дура. Он на всякий случай встал поближе к полке, где лежал пистолет.

Конференция "Электронное обучение и управление знаниями"

Понедельник, 10 Сентября 2007 г. 12:15 + в цитатник
gla3ok (e-learning) все записи автора  (600x90, 15Kb)
Организаторы:
  • Московский Государственный Университет Экономики Статистики и Информатики (МЭСИ)

  • Журнал «e-Learning World» (Мир электронного обучения)

  • Московский Государственный Университет Экономики Статистики и Информатики и Журнал e-Learning World приглашают Вас на традиционную конференцию "Электронное обучение и управление знаниями", которая состоится 4 и 5 октября (с 10:00 до 18:00) на ВВЦ в павильоне №69 в рамках выставки информационных и компьютерных технологий SofTool 2007.
    В этом году конференция обещает стать одним из самых интересных и запоминающихся образовательных и HR мероприятий этого года. Это подкрепляется участием в качестве докладчиков авторитетных и известных специалистов: как учёных, так и практиков в области электронного обучения и управления знаниями.
    Размеренный темп конференции должен послужить средством спокойного и плодотворного обсуждения вопросов образования в электронной среде и управления знаниями, а кофе и пирожки от организаторов служат неотъемлемым приложением к дискуссиям по основным темам конференции.
    Почему стоит посетить нашу конференцию? Потому что на ней вы сможете:
  • узнать последние новости отрасли;
  • лично познакомиться с ведущими специалистами отрасли;
  • приобрести новый опыт;
  • услышать мнения ведущих специалистов;
  • увидеть и опробовать последние разработки программного обеспечения;
  • получить практические рекомендации по применению систем электронного обучения и управления знаниями в вашей организации
  • попить кофе, покушать пирожков и насладиться приятной атмосферой конференции.

  • Время и место проведения: 4 и 5 октября / 10:00 - 18:00 / ВВЦ, Павильон 69
    Зарегистрироваться для участия в конференции вы можете на странице сайта журнала e-Learning World: http://elw.ru/register/

    Основные вопросы и тематика выступлений:



    День 1 (04.10.2007). Электронное обучение


    • Применение технологий Web 2.0 в электронном обучении;
    • e-Learning в современных компаниях и вузах;
    • Российские системы электронного обучения;
    • Проблемы внедрения систем e-learning;
    • Эффективность электронного обучения;
    • Проблемы и перспективы развития рынка электронного обучения в России.

    День 2 (05.10.2007). Управление знаниями

  • Управление знаниями в российских компаниях;
  • Организационные процессы захвата, удержания и распределения знаний;
  • Внедрение систем УЗ в вузах: российский опыт;
  • Новые технологии в управлении знаниями;
  • Как измерить эффективность УЗ?
  • Управление талантами;
  • Технологии преодоления сопротивления персонала при внедрении системы УЗ.

  • Метки:  

    Корпоративное творчество :)

    Понедельник, 20 Августа 2007 г. 13:12 + в цитатник
    gla3ok (e-learning) все записи автора "Понедельник - день тяжёлый!"- гласит поговорка...но только не для редакции нашего журнала, отвечаем МЫ и представляем плоды творческого сознания сотрудников:




    Автор: Ксения Мельник - наш лучший редактор!!!





    Автор я - Глазков Кирилл - просто PRщик :)

    E-learning глазами студента

    Четверг, 16 Августа 2007 г. 23:00 + в цитатник
    gla3ok (e-learning) все записи автора  (100x122, 21Kb)
    22 марта 2005 г. состоялась 1-я Научно-педагогическая конференция Международного консорциума «Электронный университет» в режиме on-line: «Образование через e-Learning: реальность и перспективы».
    В рамках конференции были организованы круглые столы по направлениям:
    Подготовка электронного контента: взаимодействие, проблемы, пути решения
    Организация и методика e-learning.
    В программе конференции прозвучал и мой доклад (моё первое выступление на тему электронного обучения) на общие темы конференции, посему он актуален и по сей день.
    Итак начну....

    Насколько реально получить сегодня современное адекватное сегодняшним требованиям высшее образование без таких вещей как Интернет и прочие информационные технологии.??? Достаточно ли просто старательно учиться на студенческой скамье, скажем, писать от руки в толстых общих тетрадях ??? Насколько важны современные технологии в получении качественного образования ???
    Вначале хотелось бы сказать о том, что обучение и развитие должно и может происходить не только на основе традиционных приемов и методов, но и с широким использованием современных информационных технологий. Раньше для того, чтобы не отстать от прогресса можно было просто не стоять на месте. Теперь уже недостаточно даже идти - нужно бежать! И лучше по неизвестным для других дорогам. Поэтому нужно не только всегда знать и использовать новые методы ведения учебного процесса, но и учиться находить свои пути.
    Все более востребованным способом получения новых знаний в мире становится E-learning (сокращение от Electronic Learning) - система электронного обучения, которая максимально приближается к потребностям пользователей. (В России используются несколько аналогов: электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение и т.д.) Вообще можно попробовать расшифровать это понятие : Learning это образование, 'е' - это все, что связано с информационными технологиями, с электронными технологиями.
    В слово E-learning можно вложить следующие смыслы:
    - это самостоятельное изучение пользователем материалов, сохраненных в электронном виде, с применением электронных средств (компьютеров, компьютерных сетей, средств связи и телевидения);
    - это возможность получить консультацию и совет у удаленного эксперта, т.е. возможность дистанционной коммуникации;
    - это создание распределенного сообщества пользователей, ведущих учебную деятельность в виртуальном пространстве;
    - это своевременная доставка учебных материалов прямо "на стол" к обучаемому, независимо от его местонахождения и времени;
    - это формирование информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими телекоммуникационными технологиями не только в обучении, но и в непосредственной деятельности;
    - это освоение инновационных педагогических технологий и передача их преподавателям;
    - это возможность развивать учебные Web-ресурсы.
    Технологии E-learning теоретически предназначены для всех, кто стремится к знаниям в любой точке мира.
    В мире структура E-learning такова — это электронные учебники (50 %), образовательные услуги (35 %), технологии (15 %). Доля России в этом объёме мала, но постепенно страна входит в систему. Мы, например, учимся у Европы тому, как создавать виртуальные модели университетов.
    В огромной стране контрастов — Российской Федерации — не будет сюрпризом, если E-learning уже в ближайшее время обгонит в отдельных отраслях и регионах другие образовательные технологии. Мешают подобному прогрессу психологическая установка многих студентов и работодателей в первую очередь на диплом, форму обучения и форму образовательного учреждения, а уже затем на знания
    В основной массе своей сегодняшние студенты- это в основном сетевое поколение, почти 100% имеют компьютеры, все они хорошо разбираются в поисковых системах Интернета, они владеют поиском в Интернете нужных им знаний. Для них это не новшество, а просто нормальная составляющая жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.
    Стремительность современного мира не позволяет тратить 4-5 часов в день на дорогу в институт. Да и накопившаяся усталость не способствует хорошему усвоению знаний.
    А если Вы живете и работаете в другом городе? Тогда трудностей еще больше. Можно ли учиться без таких потерь? Электронное обучение позволяет получать качественные образовательные услуги различного уровня непосредственно по месту жительства.
    Всё, что Вам понадобится - это компьютер с доступом в Интернет.
    Да! Интернет освобождает Вас от необходимости тратить время и деньги на поездки в институт к тому же возможности и потребности каждого человека сугубо индивидуальны: кому-то требуется больше времени на изучение теоретической стороны вопроса, кто-то привык знакомиться с новыми технологиями на практике, самостоятельно вникая во все тонкости, а кто-то нуждается в чётких руководствах преподавателя. Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учетом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и ещё E-learning не исключает общение с преподавателем лицом к лицу:
    Институт приходит к вам сам!
    -Удобное время и место для обучения
    -Прочное усвоение знаний
    -Постоянный контакт с преподавателем
    -Индивидуальный график обучения
    -Экономия времени и денег
    Но главным преимуществом E-learning помимо экономичности является гибкость учебных программ, возможность распоряжения учебным временем. Это лишь некоторые достоинства e-Learning!
    За время обучения в университете я понял, что одной из главных задач университета является обеспечение доступности высшего образования. МЭСИ занимает одно из лидирующих мест среди лучших экономических ВУЗов России и одним из первых в России начал применять в обучении дистанционные технологии.
    Но решение этих задач не под силу в одиночку ни одному, даже самому крупному российскому вузу. Первым положительным примером взаимодействия вузов является создание международного консорциума "Электронный Университет", возглавляемого Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
    e-learning также начинает использоваться в следующих вузах : Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) , Современной Государственной Академии (СГА) , Международном институте гостиничного менеджмента и туризма (МИГМТ) , Московской сельскохозяйственной академии им К.А. Тимирязева (МСХА) и в Институте экономики и финансов «Синергия»

    Я считаю что пока рано думать о внедрении полного электронного образования! Эти методы пока проходят обкатку и обработку, к ним постепенно привыкают студенты и преподаватели!!!

    Метки:  

    Введение в образовательные информационно-телекоммуникационные технологии

    Вторник, 14 Августа 2007 г. 15:34 + в цитатник
    gla3ok (e-learning) все записи автора  (100x150, 4Kb) Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние десять лет в образовательной индустрии, то абсолютное большинство из них связаны с повсеместным внедрением информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс. К сожалению, сегодня не устоялась терминология образовательной ИКТ индустрии. Наиболее популярны следующие термины так или иначе связанные с данным направлением: «e-learning» (электронное обучение), CBT (computer-based training) (компьютерное обучение), TBT (tele-based training), WBT (Web-based training), On-line Learning, Distance Learning, Blended Learning, Distributed Learning, Mobile Learning. Также нет устойчивого перевода данных терминов на русский язык. Оставляя за рамками данного материала детальное обсуждение этих терминов, приведем и будем придерживаться наиболее адекватному, на наш взгляд, определению электронному обучению, данному Wasny в 2002: E-Learning – это обучение и преподавание с полным или частичным использованием электронных средств ( Интернет, Интранет, CD-ROM, DVD и видеолента, спутниковое вещание и интерактивное телевидение).
    Сегодня с применением ИКТ в образовании многие специалисты связывают и дистанционную форму образования.
    Несмотря на то, что целью нашего семинара не является рассмотрение дистанционных форм, необходимо кратко рассмотреть данное направление , т.к. именно здесь зарождались и проходили апробацию практически все образовательные ИКТ, используемые сегодня и в традиционном очном обучении школьников и Студенов.
    Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав книгу «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования. В конце XIX века появился прародитель дистанционного образования — «корреспондентское» обучение. Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, — для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.
    История дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
    Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным. На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. В нем ежегодно учится 200 тысяч человек. Открытый Университет Великобритании (Open University) был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
    Премьер-министр Харольд Уилсон поначалу представлял себе, что заведение, занимающееся дистанционным образованием, должно называться «эфирный университет». Телевидение и радио должны были «доставлять» преподавателей на дом к ученику. Потом появилась мысль использовать для этого обычную почту. В конце 90х годов ХХ века появилась возможность доставлять учебные материалы более дешевым и оперативным способом — по электронной почте.
    Французский национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. О размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных курсов — 2,5 тысячи, количество пользователей — 350 тысяч, филиалы в 120 странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных курсов и образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации работы CEND, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.
    Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе — это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона. В 1989 г. в США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых (PBS Adalt Learning Service), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.
    Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета. Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как General Motors, J. C. Penny, Ford, Wal-Mart, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей корпорация IBM.

    В России датой официального развития электронного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.
    Рассмотрим эволюцию развития технологической составляющей электронного обучения, которая включает, по мнению Кросса и Хамильтона, в себя следующие основные этапы:
    -Этап пользовательских учебных приложений (1990-1999) характеризовался разработкой специальных тематических компьютерных программ, которые устанавливались на компьютеры слушателей. С середины 90х началось повсеместное производство CD дисков, включающих материалы какого-либо курса или их группы;
    -Этап распространения специализированных LMS приложений (1997-1999) характеризовался созданием интегрированных систем обучения с возможностью взаимодействия всех участников программы обучения;
    -Принятие Интернет/Интранет в качестве среды электронного обучения (1999-2000), при этом происходит трансформация всех учебных материалов в ВЕБ формат.

    На сегодняшний день проекты электронного обучения, широко практикуемые в российских и зарубежных компаниях, привлекают значительное число финансовых, технических, людских ресурсов. Приведем несколько цифр, характеризующих современное развитие электронного обучения в нашей стране и мире. По прогнозам исследовательского центра IDC к концу 2004 года 90% университетов США предложат on-line курсы (на начало 2004 - 81%), а в 2006 году 5млн. американских студентов будут обучаться дистанционно, при этом бюджеты e-Learning проектов в вузах США к 2005 году достигли $12 млрд. Gartner, Inc прогнозирует к 2005 году достижение общемирового e-learning рынка показателя в $33,6 млрд.
    На рынке электронного обучения сегодня можно выделить четыре основные следующие группы участников - поставщиков продуктов и услуг.
    1.Производители программного обеспечения для электронного обучения. Это в основном ИТ компании, которые производят типовые решения для электронного обучения или разрабатывают их на заказ. В течение долгого времени именно им было уделено большое внимание и большая часть бюджетов e-learning проектов. Свои решения в этом секторе предлагают большое число российских и зарубежных компаний. Специалисты выделяют следующие основные группы программных продуктов: системы управления обучением (LMS- Learning Management System), системы управления контентом (CMS - Content Management System), средства разработки учебных курсов, тестов, симуляций. Но при всей важности правильного выбора программного обеспечения электронного обучения, необходимо понимать, что оно само по себе не обуславливает успех e-learning проекта. Содержательная и методическая составляющие представляются более важными и затратными.
    2.Производители e-learning контента. Это компании, создающие, покупающие, накапливающие электронные курсы с целью их продажи организациям, вузам и частным лицам. Они отвечают за их актуализацию (обновление). Сегодня в мире созданы огромные библиотеки электронных курсов общей номенклатурой курсов в сотни тысяч. Среди них можно выделить SkillSoft, ThomsonNETg. Существуют также компании, готовые разработать курсы на заказ, что особенно актуально для корпоративного заказчика. Сегодня сложилось понимание того, что качественный контент – это основа успеха всего проекта и не случайно, больше всего ресурсов тратится именно на разработку/закупку данного контента.
    3.Поставщики e-learning программ. В эту группу включены тренинг-центры и вузы, осуществляющие непосредственное обучение при использовании e-learning технологий. Т.е. работающие непосредственно обучая и сертифицируя слушателей электронных учебных курсов. Причем в России более активную позицию занимают крупные тренинг-центры, а не вузы. Среди них можно назвать центр «Специалист» при МВТУ, Академию АйТи, хотя и некоторые вузы в последнее время на своем опыте убедились в эффективности подобных проектов, так в МЭСИ создан Центр Проектирования Контента, занимающийся как разработкой электронных курсов согласно учебным планам МЭСИ, так и разработкой курсов на заказ. Таким образом, в России заметна тенденция, когда одна организация и производит электронные курсы и ведет по ним обучение.
    4.Аналитика. К этой группе относят всевозможные исследовательские центры, консалтинговые агентства, пресса. Они создают вокруг e-learning информационное поле. В РФ существует ряд государственных программ, по которым проходит финансирование научно-исследовательских разработок в этой области.
    Именно эти четыре группы участников и делят сегодняшний рынок электронного обучения. Причем все большую часть этого рынка получают производители e-learning контента и поставщики e-learning программ.
    Существует широкий спектр задач, возлагаемых на образовательные ИКТ. Для школьного образования наиболее важной видится качественная составляющая. Использование курсов на CD носителях и размещенных в сети Интернет существенным образом нивелирует недостатки отдельных преподавателей в отдельных школах.
    Однако, разрабатывая школьные учебные курсы, необходимо учитывать технические, психологические, организационные ограничения, отмечаемые в данной области.
    Здесь можно отметить следующие внутренние и внешние барьеры:
    -Контент: низкое качество, отсутствие выбора, плохая актуализация;
    -Самомотивация: до 85% слушателей e-learning программ не заканчивают их;
    Организация поддержки процесса обучения;
    -Технологические сложности;
    -Непонимание руководства (на различных уровнях)
    -Невыделение финансов
    -Сопротивление слушателей
    -Отсутствие необходимых специалистов
    -Дефицит электронных курсов по заданным тематикам
    -Низкое качество курсов
    -Отсутствие команд по локализации
    -Неразвитость e-learning в стране.


    Автор: Печенкин Александр Евгеньевич, MSс in HRD,Кандидат экономических наук, Зам.главного редактора журнала «Мир электронного обучения» (e-Learning World)

    Метки:  

    Университет на диване.

    Понедельник, 13 Августа 2007 г. 17:54 + в цитатник
    gla3ok (e-learning) все записи автора  (100x128, 28Kb)
    Дистанционное обучение - одно из наиболее динамично развивающихся направлений на рынке образовательных услуг. Для России с ее обширными территориями эта форма получения знаний может стать хорошим дополнением классическому образованию.

    Технологическая революция в области систем передачи информации перевернула представление о многих незыблемых понятиях и непреложных ценностях, к числу которых относится и традиционное образование. Многоступенчатый конвейер классического обучения хорошо отлажен, методики отработаны на протяжении многих лет, сложившиеся общеобразовательные, специализированные, высшие и научные школы из года в год воспроизводят знания, передавая их новым поколениям.

    Однако происходящее на рынке информационных технологий не позволяет современной системе образования оставаться прежней: процессы обучения строятся уже на иных принципах, нежели те, что были основополагающими десять лет назад. К тому же темпы и уровень развития информационных технологий формируют волну спроса на специфическую, профессиональную подготовку. Популярные продукты известных производителей на рынке ИТ выходят с завидной периодичностью, диктуя значительно более высокие требования к оперативности получения профессиональных знаний.

    Сформировавшуюся нишу спроса быстро заполнил рынок дополнительных образовательных услуг, масштаб которого в России в настоящее время исчисляется десятками миллионов долларов. По оценкам экспертов учебного центра 'Академии АйТи', за 2001 г. объем российского рынка авторизованного ИТ-обучения составил 25 млн долларов, в 2002 г. - 31 млн долларов; в текущем году он должен достигнуть 38 млн долларов, в 2004 г. - 45 млн долларов, в 2006 г. - 54 млн долларов, причем эта цифра не включает широкий перечень авторских курсов, разрабатываемых для специфических нужд корпоративных пользователей.

    Развитие технологий Internet открыло принципиально новые возможности на рынке обучения. Спектр предлагаемых учебными заведениями услуг расширился с появлением такого понятия, как e-Learning - электронная форма передачи знаний. Обучение через Internet и Intranet, или, как его еще называют, дистанционное обучение, прочно вошло в жизнь технологически развитых государств, где качество жизни каждого находится в прямой зависимости от уровня образования и непрерывности процесса повышения квалификации.

    Наиболее развит рынок e-Learning в Соединенных Штатах,где имеется множество компаний-производителей систем дистанционного обучения, разработчиков курсов, а также учебных центров, непосредственно предлагающих услуги по обучению на курсах в таком формате. Довольно активно продвигается это направление в Западной Европе, особенно в Великобритании, Нидерландах, Норвегии и Швеции, а также в экономически развитых государствах с высоким качеством каналов связи. К числу государств, где дистанционные технологии обучения широко используются, принадлежат также Канада, Австралия, Япония и Китай. По прогнозам аналитической компании IDC, к 2005 г. объем европейского рынка дистанционного обучения составит 6 млрд долларов, а в США - 18 млрд долларов. Объем данного рынка в России пока еще не сопоставим с зарубежными странами, хотя спрос на подобные услуги высок.

    С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
    Так что же это такое - современная система получения знаний в удаленном режиме? Понятие дистанционного образования довольно расплывчато. В него, например, вполне вписывается существовавшая в нашей стране несколько десятилетий назад бесплатная система заочных математических школ при МГУ, непременным звеном которой были почтовые отделения связи - они доставляли брошюры учащимся и выполненные задания проверяющим. В принципе, под системой дистанционного обучения может пониматься любая форма учебного процесса, когда преподавателя и слушателя курсов разделяет расстояние большее, чем класс. Например, некоторые организации, выдавая учебники и поддерживая переписку по электронной почте, называют данную услугу дистанционным обучением, что, разумеется, не идет ни в какое сравнение с развитыми формами технологии, предлагаемыми серьезными игроками рынка обучения.

    В качестве учебных материалов для самостоятельной работы слушателям нередко высылаются комплекты книг, видеокассеты или компакт-диски с записью базовых курсов. Однако наиболее распространенный способ, по сути дублирующий 'твердые копии', - перевод учебных материалов в формат HTML и их размещение на сайтах учебных центров. Сами по себе учебники, даже в электронной форме, вкупе с программно-техническими средствами доставки контента, еще не служат связующим звеном всего процесса обучения. Эта роль традиционно принадлежит методикам, разработке которых в ведущих учебных центрах придают первостепенное значение.

    Помимо доступа к учебным материалам (обычно используются программируемые курсы либо презентационная модель) система организации учебного процесса подразумевает также возможность связи с преподавателем, получение консультации в асинхронном (off-line) либо синхронном (on-line) режимах, а по завершении этапа обучения - проверку знаний с помощью тестов. В арсенале средств дистанционных курсов - текстовые и графические (в том числе трехмерная графика) формы представления информации, анимация и флеш-анимация, аудио, видео. Весьма эффективной при организации учебного процесса оказывается видеоконференц-связь. Однако в нашей стране в силу пока еще высокой стоимости данной технологии этот способ взаимодействия преподавателя и учащихся применяется лишь в том случае, где видеоконференц-связь уже используется для других целей.

    Обязательным атрибутом дистанционных курсов стали переписка по электронной почте и встречи на форумах, где пользователи помещают комментарии, отвечают на сообщения и принимают участие в виртуальных интерактивных дискуссиях. Вообще говоря, организация общения слушателей с преподавателем является наиболее сложным и дорогостоящим элементом обучения, для этого в ход идут такие известные технологии, как текстовый диалог (чат), видео по запросу, голос по IP, что далеко не всегда доступно.

    Важным компонентом современных дистанционных систем является развитая система контроля за работой индивидуального слушателя, предоставляющая полную отчетность за весь период его обучения. В состав систем дистанционного обучения, как правило, входит инструментарий для создания контента.

    Дистанционное обучение не исключает органичного сочетания современных компьютерных и телекоммуникационных технологий с традиционными методами. Например, в Академии информационных систем (АИС), учебном центре компании "Стинс Коман", применяется комбинированная очно-дистанционная форма обучения. АИС является региональным центром Международного института менеджмента ЛИНК, а МИМ ЛИНК, в свою очередь, - стратегический партнер Открытого университета Великобритании. Для подготовки менеджеров в компании используется та же самая система дистанционного обучения, что и в Открытом университете. С этого года Открытый университет внедрил в России свои новые программы, в которые включен элемент интерактивного общения с преподавателем посредством электронной почты и виртуальных встреч в конференциях. Студентам выдаются учебники, они изучают материалы, выполняют контрольные работы, а кроме этого, для них организуются непосредственные встречи с преподавателем, длящиеся 4,5-5 ч, где обсуждаются контрольные работы, прочитанные книги, накопившиеся вопросы, проводятся деловые игры, организуется работа в группах. Еще одним элементом очного обучения на дистанционных курсах являются организуемые МИМ ЛИНК в конце курса трехдневные "Воскресные школы", на которых студенты получают возможность упорядочить свои знания и развить навыки в интенсивном режиме "погружения". На "Воскресную школу" собираются студенты из всех региональных центров МИМ ЛИНК, охватывающих 86 городов России. По окончании курсов слушателям выдаются международные сертификаты Открытого университета Великобритании.

    ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
    По единодушному мнению менеджеров, работающих в области образования, данная технология таит в себе высокий и пока слабо реализованный потенциал. Конечно, перенести опыт американского рынка обучения на российскую почву в полном объеме невозможно в силу очевидных причин - совершенно иное качество каналов связи, иной уровень спроса, другой менталитет. Сходство с американским рынком заключается разве что в обширной территории. Высокий спрос на услуги e-Learning в развитых западных странах во многом объясняется тем, что успешный рост карьеры предполагает постоянное совершенствование профессиональных навыков, что, в свою очередь, подразумевает ежегодное повышение квалификации на специализированных курсах. Кроме того, такая форма обучения наилучшим образом вписалась в государственные социальные программы по переобучению людей с невысоким уровнем доходов.

    Однако уже сейчас отчетливо прослеживается положительная динамика развития российского рынка ИТ: у многих компаний появилась развитая корпоративная сетевая инфраструктура, в стране строятся крупные магистральные сети, так что со временем для многих удаленных районов техническая оснащенность не будет служить препятствием на пути к обучению издалека. Многие менеджеры учебных центров полагают, что изменению ситуации на российском рынке дистанционного обучения препятствует не столько недостаточный охват регионов сетью Internet, сколько отечественный менталитет. Учебные центры ориентируются, как правило, на корпоративных заказчиков (хотя, например, в Центре компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Баумана немалую долю слушателей, проходящих дистанционное обучение в системе BaumanTraining, составляют частные лица). Несмотря на то что авторизованные и качественные авторские курсы в нашей стране значительно дешевле аналогичных курсов за рубежом, многие корпоративные пользователи считают существующие цены завышенными. Предложение же будет иметь спрос только тогда, когда массовым явлением станет утверждение в бюджетах компаний соответствующей статьи расходов на обучение сотрудников и руководство осознает все выгоды от повышения их профессиональных знаний.

    Чем же привлекательна форма удаленного обучения? Среди основных преимуществ стоит отметить возможность повышения уровня знаний без отрыва от работы или очного обучения, в любое время и практически в любом месте. Мало кто из руководителей согласится, скажем, отпустить администратора сети на учебу, оставив сеть без присмотра. Да и сам сотрудник не всегда может подстроиться под расписание очных занятий. При дистанционном же обучении, в зависимости от индивидуальных способностей, обучающийся осваивает предмет с оптимальной для себя скоростью, не прекращая выполнять свои должностные обязанности.

    Еще одно важное соображение, касающееся достоинств дистанционного формата обучения, состоит в рациональном использовании ценных преподавательских кадров, обладающих высоким уровнем квалификации. Благодаря наличию современных технологий их знания могут стать достоянием многих слушателей, находящихся в самых удаленных точках нашей страны. Кроме того, в качестве одного из важных преимуществ многие называют значительное сокращение расходов на обучение за счет экономии командировочного фонда. Впрочем, это зависит от перечня предоставляемых услуг: по мнению Дмитрия Гудзенко, директора Центра компьютерного обучения "Специалист", качественные дистанционные курсы с расширенным набором услуг, включающим круглосуточную поддержку преподавателя на двух языках, если они к тому же разработаны под специальные нужды заказчика, могут стоить дороже очной формы обучения.

    Что можно отнести к недостаткам удаленного метода? Они кроются в человеческой природе: слушатель (хотя точнее было бы назвать его "зритель") должен обладать самодисциплиной и очень сильной мотивацией, чтобы, начав обучение, "не сойти с дистанции". По данным аналитиков, более половины слушателей e-Learning не завершают курс, однако, как отмечают все без исключения менеджеры учебных центров, тяга к знаниям и стремление их добыть находятся в прямой зависимости от суммы денег, выложенных слушателем из собственного кармана.
    Бесспорно, по качеству обучения лидирует дневная очная форма. Однако появление альтернативы, позволяющей при соответствующей организации и наполнении получить полноценные знания и при этом оптимальным образом организовать индивидуальный график, сулит большие перспективы для рынка обучения, особенно регионального. Так, по мнению Игоря Морозова, ректора "Академии АйТи", в том случае, если крупная компания, располагающая несколькими распределенными офисами, заинтересована в повышении квалификации более тысячи своих сотрудников, другого варианта, кроме дистанционного обучения, просто не существует.

    Наиболее же оправданно с экономической точки зрения организация курсов в удаленном формате для проведения лабораторных работ с применением дорогостоящего оборудования. Например, стенды с оборудованием Cisco установлены для подобных задач в учебном центре REDCENTER (на базе модуля "Виртуальные лаборатории"), учебном центре "Микротест", учебном центре Cisco Training Center (CTC), использующем площадки учебного центра "Академии АйТи" в регионах России.

    СПЕКТР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
    Среди игроков рынка дистанционного обучения можно выделить следующие основные категории: разработчики системной оболочки, создатели контента, разработчики учебных порталов и собственно учебные центры (т. е. те, кто предоставляет услуги по обучению). На зарубежном рынке, как правило, каждая компания специализируется на профильном бизнесе. В Америке продукты для рынка дистанционного обучения выпускают более 10 тыс. компаний.

    Российские производители зачастую не только разрабатывают оболочку курсов, но и занимаются созданием контента, внедрением системы и предоставлением полного спектра услуг по обучению. Российских отечественных разработчиков систем дистанционного обучения (СДО) не так уж много, из известных - компании НОУ "Институт виртуальных технологий в образовании" (СДО "Прометей"), Cognitive Technologies ("СТ Курс"), Центр компьютерного обучения "Специалист" и Bauman Computer Training Company (совместная разработка системы корпоративного обучения BaumanTraining), учебный центр REDCENTER (система дистанционного тренинга REDCLASS), компания "ГиперМетод" (eLearning 3000), Uniar (СДО "Доцент") и ряд других.

    Многие используют системы дистанционного обучения зарубежных производителей, осуществляя их локализацию и адаптацию к нуждам российских потребителей. Так, например, поступили в Академии "АйТи" (дистанционные курсы основаны на продукте Lotus Learning Space компании IBM). В РБК СОФТ решение базируется на опыте производителей систем дистанционного обучения - Saba Software и IBM. В учебном центре "Микротест" выбрали альтернативное направление - система дистанционного обучения создана на базе исходных кодов разработанной в Австралии системы MOODUS.

    Среди множества бизнес-моделей можно выделить продажу систем дистанционного обучения, предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для их развертывания (ASP-хостинг), а также коммерческие услуги по обеспечению удаленного доступа к курсам и организации всего процесса обучения (как правило, этим занимаются учебные центры).

    Ведущие производители отрасли ИТ обычно самостоятельно готовят авторизованные курсы по своим продуктам и редко отдают этот бизнес в ведение сторонних компаний. Качество контента авторизованных курсов чрезвычайно высокое, поскольку они обкатываются на большом числе площадок во всем мире. За рубежом действует ряд организаций (AICC, SCORM, IMS, IEEE, ADL и др.), специализирующихся на разработке и принятии стандартов в области обмена контентом, с тем чтобы все разрабатываемые курсы от любого производителя имели единый формат и достаточно просто импортировались в существующие платформы обучения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Рынок дистанционного обучения в России пока еще недостаточно развит, но отдельные примеры успешных коммерческих проектов убеждают в том, что данное направление вполне может быть прибыльным, а появление новых игроков свидетельствует о росте интереса к нему. Причем это не просто дань моде или желание расширить список услуг своего сайта еще одной строчкой, но предусмотрительность, способная в будущем принести дивиденды.

    Автор: Наталья Жилкина
    По материалам www.seminars.ru

    Метки:  

    Дневник e-learning

    Четверг, 09 Августа 2007 г. 15:39 + в цитатник
    Блог журнала "e-Learning World" на LIVEINTERNET открыт.

     (270x60, 4Kb)

    Журнал «e-Learning World» освещает общий и специальный круг вопросов в области электронного обучения и управления знаниями. В каждом номере Вы сможете найти интервью со специалистами отрасли, теоретические и практические сведения, а также российский и мировой опыт внедрения систем e-learning и knowledge management.

    Метки:  

    Поиск сообщений в e-learning
    Страницы: [1] Календарь