-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Фото_храмов

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.09.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 1311


Углич. Православная архитектура.

Суббота, 15 Декабря 2007 г. 21:21 + в цитатник
aprilhaxar все записи автора Углич - административный центр Угличского района Ярославской области. Расположен на Волге и является портовым местом. Первое упоминание в качестве города датировано 1148 годом, однако дата непосредственного основания Углича – 937 год.

Древнейший на великой русской реке Волге и один из древнейших в России он имеет насыщенную событиями тысячелетнюю историю и замечательные памятники.
В далёкие времена его основной и почти единственной частью был кремль, где стоял храм, дворы горожан и с XIII века двор князя. Кремль был окружен деревянной крепостной стеной. Она стояла над обрывистым берегом Волги и ограничивала кремль с севера, с других сторон защитой ему служили Каменный ручей и речка Шелковка, превращенные в ров. С такими укреплениями город мог выдержать осаду и служить одним из охранных рубежей Русского государства.

К XIII веку с запада, юга и востока от кремля формируется посад. С ростом города там стали селиться жители, которым не хватало места в кремле. На посаде разместилась и торговая площадь. В середине XIII века при угличском князе Андрее Владимировиче его окружили земляным валом и тем надолго определили границы. Посадский земляной вал полукругом с трех сторон обошел посад, примкнул к Волге с северной стороны в районе устьев Селивановского и Троицкого ручьев. Он, конечно, не был значительным укреплением и уступал кремлю, но служил защитой городу и осаждался несколько раз, последний – в начале XVII века в Смутное время.

Кремль: Соборный (Никольский) мост, Спасо-Преображенский собор, справа от него здание Городских присутственных мест.

 (699x524, 154Kb)

Веками в Угличе создавались монастыри. Три из них основал князь Роман, управлявший городом во второй половине XIII века, – за свою деятельность на благо церкви и праведную жизнь он был причислен к лику святых. Много для обителей сделал угличский князь Андрей Большой (1446-1493). Один из монастырей – Алексеевский – был основан видным церковным и государственным деятелем времен великого князя Димитрия Донского митрополитом Алексием. К началу XVII века монастырей стало девять. Стоит сказать, что своим интересным местоположением они организовывали городской ансамбль – все они вставали по линии посадского вала, лишь один (Богоявленский) был в кремле и два на левом берегу. Подъезжавшие к городу путники видели не простую ленту земляных укреплений, а целый ряд вертикалей храмов в поясе построек и стен, перекликавшихся с церквами и дворами города. С Волги над высоким берегом вставал кремль и фланкировавшие его с двух сторон на дальнем расстоянии монастыри – Макария Египетского и Воскресенский. А посад, не прикрытый с этой стороны валом, раскрывался амфитеатром улиц. Обители окружали город настоящим кольцом, обеспечивая сакральную защиту, но некоторые из них могли быть маленькими крепостями, способными защитить участок укреплений посада. Именно с этими целями они и были поставлены. Также кольцом размещались и загородные монастыри. Вместе они образовывали второй внешний ряд, защищавший подступы к городу.

Церквей к началу XVII века тоже было немало. Трудно поверить, но в городе и слободах находилось более 70 приходов и почти в каждом из них по зимнему и летнему храму и по 2-3 престола. Всего престолов набиралось до 150. Храмы осеняли каждый чем-то примечательный уголок, каждую улицу, слободку. Но все церкви были маленькими и деревянными. Все, кроме Спасо-Преображенского собора. Монастыри тоже оставались сплошь из дерева, хотя в некоторых, самых богатых, каменное строительство уже велось.
Прожив благополучное и славное время, город на рубеже XVI-XVII в.в. вступил в полосу трагедий Смутного времени. Сначала тут погиб царевич Димитрий, и на Углич обрушились ссылки и казни Бориса Годунова. Потом на протяжении 1608-1611 гг., многократно подвергаясь набегам поляков и литовцев, он горел, разорялся, гибли его жители. После долгой череды мрачных и бурных событий от Углича остались одни развалины, он был выжжен, а многие жители или погибли или покинули город.
Со временем возродились кремль и посад, часть церквей, но не было прежнего многолюдства, исчезли многие слободы. Из девяти монастырей осталось лишь три.
Новое развитие началось лишь к концу века. Тогда же началось и активное каменное строительство. Во второй половине XVII века были созданы все лучшие и известнейшие храмы и ансамбли монастырей Углича, прославленные шедевры русской архитектуры. В XVIII веке, когда посад достаточно окреп, и появилось много богатых купцов, каменное строительство приобрело еще больший размах. К началу XIX века в Угличе уже не оставалось деревянных церквей, активно строились каменные дворы. Но архитектура этого периода, конечно, уступает предыдущей. Это уже обычное провинциальное зодчество – незамысловатое, скромное, архаичное или причудливо преображающее запоздалые отголоски новомодных стилей.



Кремль: Собор Спаса Преображения(Спасо-Преображенский собор) воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году.
Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы.
PC060204 (699x597, 140Kb)

Кремль: Собор Богоявления Господня. Музей русского искусства XVIII-XIX веков.
 (700x491, 217Kb)

Кремль: Церковь Димитрия царевича "на крови" (сейчас - музей).
Изначально на мести гибели царевича находилась деревянная часовня. В 1630 г. появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая церковь Михаила Архангела. В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний – Царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Основной объем поднят на подклет и состоит из обычных для храма четырех частей – поставленных в одну линию алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня. Алтарь полукруглый, к нему еще примыкает пристроечка, расширяющая нижний алтарь. Храмовая часть представляет собой стройное пятиглавие. С запада на паперть ведет крыльцо, по которому можно подняться на второй этаж. Все углы отмечены лопатками, сводам соответствуют пояски. На окнах узорные и крупные наличники с кокошниками и колонками.
 (699x543, 100Kb)
 (699x569, 81Kb)

Кремль: Палаты местных удельных князей входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом. Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным. Это было исключительным событием в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, и к тому же каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских. Был создан сложный комплекс зданий. После опалы и гибели Андрея в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. – царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии, после смерти Ивана Грозного со всей родней и большой свитой отправленный в Углич. После гибели царевича во дворце жил шведский принц Густав, сын короля Эрика IV. Как рассказывают легенды, он предавался тайным занятиям – чернокнижию, алхимии, к тому же мог врачевать людей. Во время разгрома Углича поляками, дворец, как и собор, стал последним убежищем для горожан (сказались его мощные каменные стены и крепостной характер). Ворвавшиеся враги, как сообщается в летописях, перебили жителей, кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов. Потом дворец был сожжен. Его развалины разрушались в течение всего XVII века. Затем их разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора.
Только Палаты – парадная и главная часть дворца – чудом уцелели. Видно, сказались лучшая сохранность и память угличан славного удельного прошлого. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палат, чтобы отбивать кирпич, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу, решив сохранить Палаты. В XVIII веке на обветшавшее здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В. Кожевникова оно было отремонтировано и тем спасено от гибели. К Палатам пристроили каменное крыльцо, окружили оградой на колоннах, а верхний этаж, служивший тронным залом или княжескими сенями, украсили росписями. Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан Палаты отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в них в 1892 г. был открыт музей.
 (699x534, 240Kb)
 (700x525, 89Kb)

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь)
К началу XVII века существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь. Затем в Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию, он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича и через некоторое время получил. Вскоре деревянная церковь была построена. В ней кроме главного Казанского престола были еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии, и Алексия человека Божия. Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. По Писцовым книгам 1674-1676 гг. это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами. Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х гг. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня. В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 гг. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.
 (700x665, 271Kb)
 (530x699, 78Kb)

Часовня Александра Невского постоена в память погибших угличан.
 (700x528, 138Kb)

Wерковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690). Безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга. В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее когда-то Н.К.Рериха, изобразившего его в картине «Углич». Долгое время архитектура крыльца, подвергшегося в 19 веке значительным переделкам, оставалась загадкой. В процессе исследований выяснилось, что крыльцо относится к редкому типу «уступчатых». Церковь, как рассказывает сказание, построена на средства богатого местного купца Григория Чеполосова. В 1663 году трагически погиб младший сын купца Ваня. В память о мальчике Чеполосов и решил построить церковь. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
 (700x622, 182Kb)
 (700x525, 91Kb)

Воскресенский монастырь время его основания неизвестно, но некоторый свет проливает Житие святого Паисия Угличского, где говорится, что 1 октября 1482 г. на освящении каменного соборного храма Покровского монастыря был в числе прочих воскресенский архимандрит Нафанаил. Есть и другое предположение - он мог быть в числе монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (1261-1285), управлявшим городом во второй половине XIII века.
В течение 1674-1677 годов был воздвигнут грандиозный монастырь, реализовавший идею монастыря-города. Ансамбль включает большой Воскресенский собор с двумя приделами, трёхпролётную звонницу с церковью Марии Египетской, трапезную палату с церковью Одигитрии. Над трапезой возвышается часовая башня, где находились часы «з боем и перечастьем». Все здания подняты на высокий подклет, поставлены в одну линию и соединены галереей.
 (700x525, 117Kb)
 (700x525, 115Kb)

Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня. До середины 17-го века девичий Богоявленский монастырь размещался на территории кремля. Его основала в конце 14-го столетия жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место. Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления (сейчас Смоленской богоматери). Особенно большое строительство началось в монастыре в начале 19-го века. Сооружаются корпуса братских келий, Фёдоровская церковь (1818г.), каменная ограда. В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора.
Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели по проекту архитектора К.Тона. Самым ярким элементом являются огромные голубые главы с золочёными звёздами.
 (699x544, 171Kb)
Богоявленский монастырь. Церковь Смоленской иконы Божией матери
В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества.
 (700x492, 102Kb)

Алексеевский женский монастырь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская Дивная церковь), Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - cамый древний из угличских монастырей построен на возвышенности, называемой в древности Огневой горой. Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства. Вплоть до 16-го века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада – Алексеевская церковь. К сожалению, в 19 веке она была полностью переделана, и теперь уже ничто не напоминает самую старую из каменных церквей Углича. В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен, угличане, защищавшие подступы к городу, убиты. Очевидно, в память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Трёхшатровая каменная церковь – явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было. Появление каменной шатровой церкви объясняется, видимо, непосредственным влиянием московского зодчества. Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки
 (700x520, 119Kb)
 (525x700, 87Kb)

Информация частично взята с http://uglich.ru/
Рубрики:  Ярославская и Владимирская область


Процитировано 3 раз

_Melisska_   обратиться по имени Суббота, 15 Декабря 2007 г. 22:04 (ссылка)
красота :) обожаю Углич!!
Ответить С цитатой В цитатник
aprilhaxar   обратиться по имени Суббота, 15 Декабря 2007 г. 22:11 (ссылка)
_Melisska_, спасибо :)
Действительно, Углич - сказочное место.
Ответить С цитатой В цитатник
_Melisska_   обратиться по имени Суббота, 15 Декабря 2007 г. 22:27 (ссылка)
salicela, сколько раз там была, и всегда назад хочется:)))
Ответить С цитатой В цитатник
aprilhaxar   обратиться по имени Воскресенье, 16 Декабря 2007 г. 03:22 (ссылка)
_Melisska_, да-да, и просто удивительное ощущение легкости дыхания.
Ответить С цитатой В цитатник
Прутков_Козьма   обратиться по имени Воскресенье, 16 Декабря 2007 г. 12:57 (ссылка)
В этом году два раза проезжал по городу, но даже не останавливались - поездка была сугубо деловая (из Ярославля в Мышкин и обратно за день).
Но даже того, что было рассмотрено в движении, было достаточно, чтобы понять - сюда надо ехать специально и все внимательно осматривать.
Прекрасные фотографии (и очень хорошо, что с историческими материалами)!
salicela, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Natalja_Fortaleza   обратиться по имени Воскресенье, 16 Декабря 2007 г. 16:58 (ссылка)
salicela, интересно и смотреть, и читать. Сама была в Угличе дважды в туристском темпе prestissimo, с теплоходных туров, увидеть город не было возможности. Вы открыли Углич для меня.
Особенно понравились две фотографии: первая - мост, собор и розовое здание. Удивительное оставляет впечатление - серый день, а всё же что-то есть радостное в этом снимке.
Вторая фотография - детали храма Иоанна Предтечи.
Успенская Дивная церковь заставила задуматься, есть ли ещё где-нибудь трёхшатровые храмы? Не видела...
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Падунский   обратиться по имени Среда, 16 Сентября 2009 г. 14:39 (ссылка)
Зимой всё совсем по-другому. Летом - разухабистей, что ли. Солнце, зелень, изгиб реки, пение ряженой у моста...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку