-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Беседы о музыке. Моцарт, или О простоте, легкости, естественной ясности музыки и искусства вообще

Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 13:37 + в цитатник
Barucaba все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Первая часть  здесь

Часть вторая: Я всегда считал, что одна из самых очевидных черт гения или гениальности в любой области - это ясность и простота, доступность произведения искусства и самого художника для всех уровней восприятия. Художников, которые демонстрируют проделанное ими усилие, которые производят "трудное искусство" - искусство тёмное, сложное, надуманное, для многих непонятное, я не люблю. Может быть, это личная особенность, но для меня это важно. Я люблю искусство "ясное", "кажущееся" самой простой вещью в мире, чем-то таким, что мог бы сделать всякий, потому что оно создано для всех. А "всякий" - значит, все: и большинство, и меньшинство. Моцарт - композитор универсального дарования, сложный, глубокий. Трудный, даже невероятно трудный, в том числе и с "исполнительской" точки зрения - возьмём ли мы отдельные инструменты, или разные группы оркестра, или голоса, или "ансамбль" в целом. Он труден для интерпретатора. Труден для понимания, для понимания его до самой глубины (хотя я знаю, что "самая глубина" вообще недостижима, и не только у Моцарта).


МОЦАРТ. СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО №13 СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР (1783) KV333. Allegro



И вместе с тем его музыка выглядит "лёгкой", да она и в самом деле "легка": она именно "ясная", понятная, приятная, "доступная", как сказали бы мы сейчас. Вся суть в том, что она не "затруднённая": она не обыгрывает трудностей процесса создания, не показывает их, как демонстрирует акробат сложность своего сальто-мортале. Скольких трудов стоила Моцарту каждая его страница, мы никогда не узнаем, как не узнаем, и какой ценой дались ему те страницы, где столь идеально, с математической выверенностью уравновешены звучание голосов и их полифоническая структура. Разумеется, они стоили ему дорого. Я сказал бы даже, они стоили ему жизни, целой жизни. Тридцати пяти лет жизни. Вот все спрашивают: от чего умер Моцарт? От музыки, ответил бы я, не колеблясь. И тем не менее все его "усилия" всегда скрыты где-то "внутри" произведения, погребены в глубине музыки и никак не проявляют себя внешне. Потому-то музыка Моцарта со всей её насыщенностью, со всеми её головокружительными пропастями вызывает у нас такую непосредственную реакцию; её измерения кажутся нам такими близкими, словно до неё можно дотянуться рукой. Его музыка вся тут, вся с тобой, улавливаешь ли ты только её "поверхность", которая уже сама по себе  вся - музыка, или проникаешь в её "глубины", где тебе открываются связи, истоки, вариации, изумительные решения технических задач, неисчерпаемая широта и универсальность поэтического смысла. 


МОЦАРТ. АДАЖИО ДЛЯ СКРИПКИ И ОРКЕСТРА МИ МАЖОР KV261

Исполняет Артюр Грюмьо (Arthur Grumiaux), скрипка



Я люблю в Моцарте эту его тотальную музыкальность, позволявшую ему всё сущее с абсолютной естественностью превращать в музыку, причем превращать способом самым прямым, самым непосредственным, самым экономным. (Разве Моцарт не сказал самодержцу, который упрекал его за то, что в каком-то его сочинении слишком много - буквально "слишком много"! - нот: "Ваше величество, ни нотой меньше, ни нотой больше, ровно столько, сколько нужно".) И он достигал этого с тем блистательным мастерством, которое не выказывает себя ни в каком внешнем усилии, с той изящной завершенностью - властной и нежной одновременно, - при которой формальное и содержательное совершенство уравновешиваются без малейшего напряжения в высшем выражении "лёгкости", с одной стороны, и "счастливости" - с другой.

МОЦАРТ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 4 CОЛЬ МАЖОР KV 41. Andante



И хотя моя смиренная работа интерпретатора далека от солнечного величия гения, я всё-таки ставлю себе в заслугу то, что разделяю его "понимание" искусства или если не искусства, то ремесла. Скрипач, который, исполняя "трудный пассаж", даёт заметить своё "усилие", демонстрирует своё "напряжение", кажется мне размалёванным комедиантом, который искусство и поэзию смешивает с той ценой, которую за них платят.

Джорджо Стрелер 

Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 15 пользователям

Чингиз   обратиться по имени Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 17:21 (ссылка)
Забираю с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 18:22 (ссылка)
Ах, Моцарт, Моцарт!
Когда же мне не до тебя?
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 18:53 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 18:54 (ссылка)
Ах, Моцарт, Моцарт!
Когда же мне не до тебя?
Ответить С цитатой В цитатник
Ylada   обратиться по имени Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 19:09 (ссылка)
Barucaba, Большое спасибо за пост! сколько бы возвышенных слов мы не сказали о Моцарте, всегда будет мало, ему трудолюбивому и гениальному, веселому и печальному, но всегда такому живому в наших сердцах. Когда я печалюсь, мне бы слушать концерт №40 ( всегда были слёзы на глазах, настолько трогала музыка), а в радости - всё его солнечное и весёлое. Обязательно процитирую пост! С благодарностью!!!
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Воскресенье, 28 Февраля 2016 г. 21:19 (ссылка)
Благодарю за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 11:23 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 11:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Ylada

Ylada, спасибо большое за такой замечательный, тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 11:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность! )
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 11:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, спасибо большое за внимание и отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 11:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios,
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 11:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Чингиз

Чингиз, рада, что пост Вам понравился! Спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Ylada   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 12:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, Наилучшие пожелания!!! И благодарность за прекрасный пост о Моцарте!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 15:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

как и понимающих, маловато
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 16:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, это точно )
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Понедельник, 29 Февраля 2016 г. 22:57 (ссылка)
Большое спасибо за такие замечательные посты!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 02 Марта 2016 г. 00:02 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, рада, что Вам понравилось, Натали! Спасибо большое за тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку