Азбука и Букварь в СССР. |
Я тоже ломала голову - почему в азбуке и букваре разный порядок букв? ))
lybimye_knigi
Для меня по-прежнему остается загадкой, где эта азбука применялась - в школе или садике? Помню свой синий букварь, его нам дали сразу в первом классе, у меня даже мое фото с ним за партой сохранилось. Азбуку тоже помню, но вот когда мы по ней учились? Обе книги одинаково учат чтению, зачем надо было дублировать?
elenka_knigolub
Думаю, что эта Азбука предназначалась для занятий детей с родителями или в детском саду.
Посмотрела сейчас Букварь - он сложнее: там уже и гласные/согласные, твердые/мягкие звуки, письмо, шарады, ребусы, и вообще он был утвержден Министерством Просвещения РСФСР, в отличие от Азбуки.
А эта Азбука, кстати, содержит помимо буквенного раздела, еще и материалы для обучения счету, а также посвященные детскому творчеству.
Для желающих "полистать" Азбуку в онлайне - тут
Почти все советские дети учились по этому букварю.
Букварь 1970 год.
Первоклассникам 70-х годов повезло меньше - обложка "Букваря" образца 1970 года была более проста и лаконична. По нему я училась в первом классе в 1984 году.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Печатали в ГДР. А все же почему? И "Кто такой? Что такое?" в двух томах тоже некогда печатали в ГДР.
У меня и мужа в детстве был такой учебник из двух частях, по которому нас учили русскому языку.
Предназначен для подготовительных и первых классов национальных школ, а также для иностранцев, начинающих изучать русский язык.
Русский язык в картинках.
Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Старая редакция учебника. 1971 год.
У меня такой был. Вторая часть не найдена.
1.
2.
3.
4.На страницах учебника отражен советский быт 60-годов.
5. Обратите внимание - плита на дровах.
6.
Эти издания были у меня и мужа. Любили их листать в детстве - смотреть на картины и пытаться читать слова.
1982 год. Первая часть
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.Для меня этот огород был как живое существо )
14. Идеальный семейный обед. Опять бабушка жарит, мама варит суп.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Плита газовая. Советский быт конца 70-х и начала 80-х годов.
10.
11.
12. Советский супермаркет, а раньше это универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков. Магазин самообслуживания.
13. А небольшой торт оказался знаком - это "Сказка"!
14. И по сей день об этом вспоминаем, когда общаемся в Интернете - на форумах, в чатах: одни ложатся спать, а другие еще на работе.
17.
Мне всегда нравились иллюстрации в этом стиле. Эмоциональные. Животные как люди. Такие картины во всех учебниках и в пособиях для внеклассной работы. Долгое время я не могла найти фамилию художника. Методом исключения я предположила, что это Е.В. Викторов. О нем не нашла в Интернете. Может, кто-нибудь из читателей о нем знает?
Е.В. Викторов создал обложки и для тетрадей по математике.
Наверно, это одна из первых работ художника. Учебник "Родная речь. 1 класс" 1975 год.
А какие были первые советские азбуки?
26 декабря 1919года был издан декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. Среди пунктов декрета был такой:
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
Значит, все умеющие читать и писать были обязаны обучить неграмотных, а те - ходить в школу. Видимо, в некоторых семьях не разрешили девочкам и женщинам идти в школы - мол, это не бабское дело.
Впрочем...
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
Полный текст декрета - тут
6. Только при советской власти женщины могли научиться читать и писать - ведь считалось, что "баба" не способна к учёбе.
Букварь для взрослых "Долой неграмотность" (1920), начинающийся лозунгом "Мы не рабы. Рабы не мы",
Чем не мантра - читать вслух по слогам и повторять. Хороший способ самовнушения "выжимать из себя раба".
Были и другие - "Рабоче-крестьянский букварь", коммунистический букварь "Грамотный красноармеец" и "Антирелигиозная азбука" (1933).
Азбука революции, 1921 г.
Серия плакатов "Азбука революции", выполненная украинским художником Адольфом Страховым, была впервые издана в 1921 году. Главная тема этого комплекта - жизнь молодой Советской республики в первые послереволюционные годы. "Азбука революции", не смотря на не вполне совершенную литературную форму своих стихов-подтекстовок, явилась значительным явлением в агитационном искусстве 1920-х годов и впоследствии - в 1969 году - была переиздана Киевским издательством "Мистецтво".
Продолжение азбуки - тут
Антирелигиозная азбука. Вряд ли для первоклассников.
Источник
УТИЛЬБЮРО ИЗОГИЗА.
Москва 1933 Ленинград.
Художник Михаил Михайлович Черемных.
- В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу. Никакого креатива, исполнение - так себе. А тут - целая азбука с приличными и выразительными (говорю как специалист) иллюстрациями!
- "В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу" - в наше время все сильно "поумнели" и чуть что, так кидаются своими правами. Поэтому хорошей социальной рекламы вы не увидите..
Ну кто мог подумать, что доживем до времен, когда подобная картина снова станет актуальна.
5. Чем Ганди не угодил советским большевикам?
- Ну, видимо, во время его политических манёвров, возникала в его адрес различная критика.
- Это же коммунисты, они всегда за границей видели только врагов, вот и против Индии, равно как и против других стран, народ настраивали..
- Почитайте историю. СССР всегда старался поддерживать дружеские отношения с Индией, как с революционной страной, восставшей против ига английских колонизационных сил.
- Зря они так про Ганди.
6.
- Насколько я помню, Форд поддерживал фашистов во времена третьего рейха, вот его и приписали в эту азбуку
- Они его сюда его приплели только потому что так называемый фордовский конвейер в понимании коммунистов является наиболее выраженной формой эксплуатации, где личность человека при производстве какого либо предмета не имеет ни малейшего значения.
Продолжение букваря в источнике
Была "Советская эротическая азбука", созданная в 1931 году будущим народным художником СССР Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (1881—1952). Интересно, что автор этой азбуки был скульптором-монументалистом, автором многочисленных монументов Иосифу Сталину (в том числе трех крупнейших на территории СССР) и Ленину, а также надгробных памятников у Кремлевской стены — Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, Я.М. Свердлову, М.В. Фрунзе.
Источник - От азбуки Ивана Федорова до букваря
Азбука Владмира Конашевича - на этот раз для детей. Без революционных лозунгов.
Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».
Издательство: Тв-во Р. Голике и А. Вильборг
Место издания: Петроград
Год издания: 1918
Интересно, твердый знак на конце слов отсутствует в азбуке, но сохранились буквы - фита и ижица.
1.
2.
3.
4.
5. Два варианта правописания - старое и новое.
6.
7.
Полностью азбука - тут
Букварь 1937 год
Время такое, что надо славить вождей и дорогих товарищей чуть ли не на коленях...
1.
И.С. Беляев. Букварь.1943г.
Госиздат К-ФССР.
Видный деятель народного образования Карелии. На преподавательской работе с 1930 по 1940г. с 1940г – заместитель наркома, а с 1944г. по 1951г. – нарком – министр народного просвещения К-ФССР. В 1944-1949гг. многое сделал для восстановления школьной сети Карелии. Заслуженный учитель Карелии, кандидат педагогических наук, автор более 20 учебников. Несколько учебников было им подготовлено и в годы войны.
1.
После войны.
2.
3.
4.
5.
6.
"Азбука", 1970 год.
Изд-во "Просвещение", издание десятое. Авторы : Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.Мама работает дома - кем?
9.
10.
А это букварь для детей с ограниченным слухом. Глухонемыми называли детей с 2-4 степенью тугоухости и с полной потерей слуха.Тогда не было специальной аппаратуры (наушники и микрофоны) и мощных слуховых аппаратов, которые бы помогли детям с 2-4 степенью. Не было современных методов обучения речи детей. Поэтому их учили писать грамотно, читать по губам - если не может сказать, то пусть напишет на бумажке. И читать книги - источник знаний. Дактильная азбука и жестовой язык в то время были, но сурдопереводчиков не очень много, в основном это слышащие дети глухих родителей, потерявших слух после болезни (приобретенная ненаследственная глухота)
Зыков С.А. Букварь для школ глухонемых
Издательство: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Год: 1952
Настоящий букварь построен по звуковому (аналитико-синтетическому) методу. Обучение по нему рассчитано на полтора года. С целью поддержания интереса учащихся в букваре даны упражнения-игры, тексты сопровождаются иллюстрациями. Для развития чувства ритма в букваре помещены короткие стихи. При чтении по букварю дети знакомятся с такими понятиями по грамматике, как единственное и множественное число существительного, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род глагола, образование слов путем прибавления приставки и т.д.
Обучение письму проводится одновременно с обучением чтению, поэтому в букваре также даны и упражнения для письма.
1.
2.
3.
4.
5. Быт советских граждан 50-х годов.Телевизор есть, а люстры не видно.
6. Артикуляция губ при звуке "а".
7.
8.
9.
10. Напоминает метод обучения иностранному языку. Это и понятно, для глухих детей родной язык все равно как иностранный. Учить слова, которые обозначают предметы, действия и др. Выделенные слога обозначают ударение, где надо поднять голос.
11.
12. Были наушники в школах для глухих детей. Но нет аппаратуры и кнопок. Видимо, почти не было их... В классе парты расположены по кругу, чтоб дети могли смотреть на учительницу, точнее на ее губы и на жесты дактильной азбуки.
13.
14.
Донская Н.Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышаших.
Второе издание. М.: Просвещение, 1986 г. Именно по нему (первое издание) я училась в первом классе сразу после букваря в синей обложке.
Художник обложки Е. в. Викторов.
1.
2.
3.
4. В классе немного учеников - не только потому, что слабослышащих много меньше, чем слышащих. Но для учителя десяток учеников то же самое, что и 30 слышащих учеников. За их речью надо следить, исправлять произношение, а на это уходит немало времени.
Аппаратура для управления наушниками и микрофонами, по-видимому, встроенная в стол.
Только что добавлено. Я сегодня поговорила на работе с глухим, у которого ребёнок идет в школу для детей с недостатком слуха. Он рассказал,что в таких школах давно нет аппаратуры, теперь все носят слуховые аппараты различной мощности.
5. Вот та самая аппаратура на столе учителя, но плохо видна. Учительница не поёт в микрофон, она говорит. Парта для двух учеников. У учениц наушники, но те не выделяются. Видимо, ходожник их не подчеркивал из эстичных соображений. Обычно это черные резиновые наушники на черном платмасовом гибком обруче.
8. Ударение в каждом слове. Забавный и поучительный рассказ. Художник все тот же Е.В. Викторов.
Ну, все, я заканчиваю пост на этом. )
А какие теперь буквари для современных школьников? Азбуки?
Рубрики: | История вещей Наше детство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |