Детство и учёба.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании - руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра.
После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей - известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи - Владимира Фаворского. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно - достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова "Кот и повар"
(продолжение ниже - Ю.К.)
ДЕЙНЕКА ТАЛАНТЛИВ НО ТУПОВАТ
мне вспоминается как Плеханов говорил о Некрасове:
"что за талант у этого человека
но что за топор его талант"
т.е. он проводил мысль что топором нельзя
проделать тонкую и изящную работу - туповат
так и с Дейнекой - он коробит взгляд советской власти
так топорно ее прославляет
и чем-то симпатичен зрителю оставляя надежду
на честность а не видимость фальши
советской пропаганды
но и он коробит антисоветский взгляд
отсутствием изящества и поэтичности
он чуточку грубоват
- искусство должно быть нежнее к сердцу человека
и согревать его
а не освежать беспрерывно холодной водой из ушата
в финале он стал посередине и это стало скучно
как скучны газетно-журнальные рисунки ... но...
искусству не нужна объективность газеты
а нужна субьективность индивидуального исследователя
========
продолжение
"Крестьянин и смерть", 1922
В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда"(1928)
перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г."
Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства - поэтом Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же - искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского - "Левый марш"(1941)
Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов.
Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы - в шахтёрский Донбасс. В 1924 году он принимает участие в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "Группы трёх", совместно с двумя другими молодыми, подающими надежды художниками - Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека - один из членов-учредителей. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта
"В Донбассе", 1925
"Перед спуском в шахту"
"На стройке новых цехов"
"Лыжники", 1926
"Текстильщицы", 1927
Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере - начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. носивший название "Безбожник у станка" (т.к. адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки:
Сам батюшка пожаловал. Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925 год
Святые прозорливцы. Рисунок для журнала «Безбожник у станка»
Чудодейница. Рисунок для журнала «Безбожник у станка»
пришлись в этом журнале ко двору. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков, интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах
Тоска по изящной жизни. Рисунок для журнала «Прожектор»
Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов:
Постановили единогласно. Рисунок для журнала «Безбожник у станка».
На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.
"Паровой молот на Коломенском заводе", 1925
"Рабочий и крестьянин"
"Футбол"
"Спортплощадка. У финиша", 1927
Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время "более графическое, чем живописное".
В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт "своей любимой вещью" - полотно "Оборона Петрограда" с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем.
Новые горизонты.
В том же году Дейнека уходит из "Общества станковистов" вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи - плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: "Я думал, что ОСТ - это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин - в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в "Октябрь".
Нельзя сказать, что его надежды оправдались - новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в "Октябре" Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов.
Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ
Ударник, будь физкультурником, 1930
Мы требуем всеобщего обязательного обучения. 1930.
Китай на пути освобождения от империализма. 1930.
Механизируем Донбасс! 1930.
Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства. 1930-1935.
Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А.Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. И художник вновь справляется с вызовом. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких.
В 1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто
Николая Асеева
Зима. Девочка у окна. Тушь, гуашь. 1931.
Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, живописец покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике - за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм... (Через год и ОСТ, и РАПХ прекратят своё существование). Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами
На балконе. 1931.
он пишет идейные и трагические картины
Наемник интервентов. 1931.
и вместе с тем продолжает рисовать плакаты
Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов. 1931.
Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу. 1931.
Плодотворные тридцатые.
1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Этим годом датируется
Мать
- одна из самых значительных его картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее:
Полдень. 1932.
Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами. 1933.
Купающиеся девушки. 1933.
Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы, исторические и спортивные:
Коммунисты на допросе (В штабе белых). 1933.
Безработные в Берлине. 1933.
"Крестьянское восстание"
(эскиз к "Крестьянскому восстанию")
Бегуны. 1934
Вратарь. 1934.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка - заграничная. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов:
Дорога в Маунт-Вернон. 1935.
Филадельфия. 1935.
Вашингтон. Капитолий. 1935.
"Танцоры в Гарлеме". 1935.
"Нью-Йорк"
Нью-Йорк. Центральный парк.
Самолеты над Нью-Йорком
Париж набережная Сены. 1935.
"Париж. В кафе"
"Париж. Площадь согласия"
Парижанка. 1935.
"Сен-Жермен"
"Тюильри"
Стадион в Риме. 1935.
Площадь в Риме. 1935.
Защита Севастополя. Бронза. 1947
Девушка.