-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21103
Комментариев: 152365
Написано: 183471


"Требуем мира!" Веры Мухиной

Среда, 10 Сентября 2008 г. 17:20 + в цитатник
NADYNROM все записи автора Лениво листала книгу о Вере Мухиной и наткнулась на рассказ об истории создания композиции «Требуем мира!»

 (700x545, 95Kb)

Как живой отклик на войну, вспыхнувшую в 1950 году в Корее и одновременно воззвание к всеобщему миру была задумана Мухиной скульптурная группа «Требуем мира!». «Агитационной скульптурой» называла она это произведение. Сделанная способом гальвано из легкого металла, композиция предназначалась для конференций мира, конгрессов, митингов. Пусть работает «до износа»! Пусть ее возит из города в город, из страны в страну! Вера Игнатьевна мечтала о скульптуре такой же политически-действенной, как знаменитые «Окна РОСТА», остро-эмоциональной, пропагандистски-убедительной, и когда ее поместили на постоянную экспозицию в Русский музей, это принесло художнице не радость, но недоуменное огорчение.
Композиция включала шесть человек: четырех мужчин и двух женщин с маленькими детьми. Здесь были и белые, и желтые, и черные - все люди живут, страдают и умирают одинаково. Поднимала на руках убитого ребенка кореянка. Шел инвалид, слепой и однорукий («Мы решили, что требовать мира должны не только полноценно здоровые представители человечества, но и жертвы войны, ибо они тоже хотят жить, тоже имеют право на жизнь, многое отдали за нее», - говорила Мухина)

Негр, русский, китаец, все они шли по поверженным фашистским знаменам вслед за русской женщиной, с руки которой слетал голубь мира. Гордая, свободная, уверенная в своем праве на счастье, эта женщина олицетворяла будущее человечества. Вера Игнатьевна не одна работала над композицией и даже не втроем, с обычными помощницами Ивановой и Зеленской. «Требуем мира!» делали бригадой: Мухина, Зеленская, Иванова и еще двое скульпторов: Сергей Васильевич Козаков и Александр Михайлович Сергеев.
«Сперва обсудили тему, - рассказывает Зеленская. - Говорили долго, старались рассмотреть ее всесторонне. Во время этого обсуждения и были намечены основные образы группы. Конечно, бригада особенно внимательно прислушивалась к словам Веры Игнатьевны, но она сама "держалась на равных", никак не подчеркивала свой авторитет, свое ведущее положение в искусстве. Только и слышишь: "А как вы думаете? А что вы об этом скажете?"
Потом разошлись на две недели, каждый старался продумать композицию. На следующем "заседании", таком же дружеском и "демократичном", каждый высказал свои предложения и - сообща - "утвердили" проект. К этому времени каждый уже знал, какую фигуру он будет лепить. Тогда и началось самое трудное: поиски типажей, натурщиков, этюды, портреты. Все это делалось от души, мы жили этой темой».
Многие близкие Вере Игнатьевне люди, в частности Всеволод Алексеевич, относились к этому коллективному творчеству с недоверием, считали, что скульптура не будет представлять собой единого целого. Положение усугублялось тем, что Вере Игнатьевне пришлось надолго уехать из Москвы, и бригада работала «без головы». Ее приезда ждали с волнением.
«Мы знали, что многие уговаривают ее отказаться от этой группы, - говорила Иванова, - и, когда она приехала, сказали: "Вера Игнатьевна, если не понравится, нам не надо ничего объяснять. Мы не обидимся и спорить с вами не станем - в ящик, и все!" В мастерскую с ней не пошли, пусть смотрит без нас, свободнее. Стоим перед дверью, нервничаем, счет времени потеряли: не знаем, то ли двадцать минут прошло, то ли два часа. Вдруг дверь распахивается, и Вера Игнатьевна кричит: "Где же вы, черти! Пора работать, идите!"»
Каждый из членов бригады делал свою часть работы, лепил свою фигуру: женщину с голубем - Сергеев, негра - Казаков, центральные фигуры русского и китайца - Иванова, слепого - Зеленская. Сама Мухина лепила кореянку.
Замысел показать женщину с мертвым ребенком на руках родился у нее еще в начале войны, в те дни, когда она особенно остро и горько размышляла о том, что «искусство не только удовольствие, но и душевная боль художника; без этого не было бы ни Гойи, ни Рембрандта; искусство - это душа и совесть народа». Мухина вылепила два эскиза - из глины и гипса, но до конца тогда работу не довела. Теперь эта задумка была реализована в образе кореянки.
Эта и не эта. Потому что хотя внешне в положении фигуры изменений немного, но психологически она стала совсем иной. В 1941 году в лице матери превалировало ощущение ужаса: она будто не могла поверить происходящему и была бесконечно одинока в своей тоске. В кореянке тоже горит отчаяние, но еще ярче, чем отчаяние, пылает в ней гнев и жажда мести. Раньше из ее груди рвался вопль боли, теперь - крик возмущения. «Она пойдет в партизаны, она такая - здесь о мольбе не может быть и речи», - говорила Вера Игнатьевна.
В 1950 году группа «Требуем мира!» была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке и вызвала много откликов. Среди потока писем, пришедших к Мухиной, было и письмо подруги ее юности Надежды Андреевны Удальцовой.
«Мне хотелось хотя бы в скупых словах передать мое впечатление о вашем произведении, - писала Надежда Андреевна. - Давно-давно скульптура не давала мне такого захватывающего впечатления, когда о вещи хочется думать, угадать мысль автора и представить себе свои собственные соображения. Мне кажется, что наша скульптура и публика в скульптуре более консервативны, чем в живописи, и, может быть, не до всех доходит, но я слышала отзывы, созвучные моему впечатлению. Мне хочется передать вам пока только схему моего восприятия. Узел завязанных сзади рук; поступь трех и стремительная поступь ведущей; женская фигура, трогательная движением ножки ребенка: протянутая рука женщины и продолжение - летящий голубь. Яркое выражение безумного отчаяния кореянки в жесте ее, форме складок платья, волос, эти формы прекрасно вкладываются в общую композицию. Много споров вызывает инвалид войны, но эта фигура необходима, и я думаю, вы ввели ее вовсе не с целью разжалобить, но как существующее прошлое, от которого мы не имеем права отмахнуться. Еще хочется сказать о рисунке, который охватывает силуэты и как будто пронизывает всю композицию. Ах, Вера Игнатьевна, за смелость - слава вам!»
С доброжелательным вниманием выделила Удальцова все лучшее в группе. Тактично обошла недостатки, главный из которых - пластическая неравноценность фигур, частое следствие бригадного метода. Возможность и желательность его дискутировались много и неоднократно. «Не надо бояться коллективного творчества, - всеми силами защищалась Мухина. - Возьмем средневековые готические соборы, мы знаем по истории, что над ними работало множество людей... возьмите лучшие вещи, которые остались нам от народного творчества». Увы, в этом высказывании ей, обычно логично мыслящей, логика изменяет: что общего у произведений фольклора, «наслоения многих мыслей многих поколений», как она сама определяла, со скульптурной группой, которую пять человек, торопясь и ежедневно мысленно подгоняя себя, делали к определенному жесткому сроку? «Известно, что Фальконе делал памятник Петру двадцать лет, Клодт своих коней на Аничковом мосту - четырнадцать лет», - эти слова тоже принадлежат Мухиной.
«Наш коллективный метод это совершенно не есть гибель индивидуальности, - не сдается, пытаясь убедить, Вера Игнатьевна. - Если мы в этой вещи ведем работу коллективно и сообща, то это совершенно не значит, что мы не работаем и совершенно отдельно. Я работаю совершенно отдельные вещи, товарищи тоже делают самостоятельные вещи, говорят своим почерком, и о стирании индивидуальности здесь и речи быть не может». Это сказано верно, но не по существу: вопрос о том, что в группе «Требуем мира!» почерк Мухиной снивелирован с почерком Сергеева или Зеленской, не ставился никогда и никем; напротив, речь шла о том, насколько гибельна для единой скульптурной композиции неоднородность этих почерков.
На выступлении во время обсуждения этой скульптуры в Третьяковской галерее, объясняя замысел, защищая группу от иных зрителей, принимая похвалы и восторги других, Мухина говорит пылко и горячо. И все-таки у нее вырывается - умышленно? нечаянно? - фраза: «Эту тему можно решить гораздо сильнее». Не в этих ли словах самая объективная и точная оценка композиции?
И тем не менее задача, поставленная перед собой скульпторами, была во многом выполнена.
«Велико дело мира, ради которого люди ставят свою подпись под Стокгольмским воззванием! Нам думается, мало этого росчерка пера, - формулировала эту задачу Мухина. - Каждый должен так же своим делом способствовать этому человеческому побуждению. Художник - гражданин и человек. Вот почему мы постарались внести свой вклад в дело пропаганды мира, говоря нашим, присущим нашему искусству языком. Этот язык образа понятен всем народам и не требует переводчика».
Отлив с группы «Требуем мира!» был подарен Корейской Народно-Демократической Республике. Да и современники этого произведения, люди, пережившие войну, в большинстве случаев воспринимали ее очень взволнованно.
«Видел новую скульптуру, созданную Вами в сотрудничестве с другими товарищами, - писал Мухиной Борис Полевой . - Долго стоял возле нее, стоял и думал. Это скульптура, которая сильна прежде всего тем, что заставляет человека задуматься, задуматься о международной обстановке, о судьбах мира, подумать о том, что ты сам делаешь, чтобы предотвратить войну, отстоять мир и собственную свою семью от новых ужасов».

Цитируется по: Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина.М.: «Искусство», 1976

Наверное, сейчас продемонстрирую свою полнейшую неграмотность.
В Парке искусств на Крымском валу композиция представлена в следующем виде:

 (700x525, 129Kb)

Трое из группы куда-то «разбежались». Ради интереса стала искать информацию о судьбе композиции в интернете, но фактически ничего не нашла.
Одни пишут, что «Требуем мира!» находились в Русском музее, другие пишут о связи с планетарием в Волгограде… Третьи – о том, что стояла она напротив гостиницы «Космос» в Москве, но в 90-х была демонтирована, потеряна многими, а затем уже отыскалась в Парке искусств… В скольких же вариантах она существовала?
В целом бред какой-то получается.
Возможно, кто-то просветит меня в связи с судьбой композиции?
Рубрики:  скульптура
Метки:  

ia_iz_Australii   обратиться по имени Заголовок Среда, 10 Сентября 2008 г. 17:29 (ссылка)
ходят слухи, что они разделились
одни пошли к Кремлю. а другие - к грузинскому посольству, не то консульству
ттребуют мира там :-)
Ответить С цитатой В цитатник
Аталия   обратиться по имени Среда, 10 Сентября 2008 г. 18:10 (ссылка)
Точно могу сказать,что скульптура стояла в сквере на стороне ВВЦ,между главным и северным входом.
А вот когда ее демонтировали сказать не могу.
Ответить С цитатой В цитатник
_Annett_   обратиться по имени Среда, 10 Сентября 2008 г. 18:11 (ссылка)
может те которые в парке - это какой-то "эскизный" вариант?
а вообще спасибо огромное за информацию, очень интересно прочитать было)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 11 Сентября 2008 г. 11:00 (ссылка)
ia_iz_Australii, логично=)
аталиа, она стояла в полном варианте?
_Annett_, мне кажется, что это именно остатки цельной скульптуры. У нее даже с постаментом что-то не то.
Ответить С цитатой В цитатник
Аталия   обратиться по имени Четверг, 11 Сентября 2008 г. 19:46 (ссылка)
NADYNROM, Да,в полном.
Очень хорошо помню,потому что жили мы неподалеку и часто там гуляли .
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку