-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183677


Nature morte (часть3)

Суббота, 05 Июля 2008 г. 13:38 + в цитатник
sunsan все записи автора

В XVII столетии огромной популярностью стали пользоваться пышные букеты цветов, красота которых подчеркивалась блеском золоченых сосудов и белизной фарфоровых блюд с разложенными на них спелыми плодами. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Подобные картины свидетельствуют, что одним из главных развлечений богатых буржуа того времени было аристократическое занятие — охота. Таким образом, развитие натюрморта напрямую зависело от изменения жизненного уклада и вкусов общества.


Снейдерс, Натюрморт с лебедем

Франс Снейдерс, Натюрморт с лебедем, между 1613 и 1620, Эрмитаж


Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались “десерты” Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным “завтракам” П. Класа и В.К. Хеды. Живущий недалеко от Схевенингенского побережья, в Гааге, А. ван Бейерен обратился к натюрморту с рыбами. А в Лейдене, славящемся своим университетом, сложились натюрморты vanitas с песочными часами и черепом. Цель таких композиций — напомнить зрителю о бренности земного бытия, заставить задуматься о своем месте в жизни. Именно в Лейдене было создано множество полотен, изображавших ученых в окружении книг, письменных принадлежностей, глобусов и других атрибутов науки, нередко занимавших все пространство первого плана.


Гербрандт ван ден Экхаут, Ученый в кабинете

Гербрандт ван ден Экхаут. “Ученый в кабинете”, Эрмитаж, Санкт-Петербург



Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621-1674), показавший на своем полотне “Ученый в кабинете” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. Интересно композиционное решение этой картины. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Свет из окна освещает большой раскрытый фолиант, карту, висящую на стене, лицо ученого, в глазах которого видна напряженная работа мысли.

Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Но композиционное решение его полотна “Ученый в своем кабинете” несколько иное. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Большие книги лежат на столе и на полу. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. Свет, выхватывающий из полумрака отдельные предметы, рождает впечатление хаоса, окружающего героя. Вещи, в беспорядке громоздящиеся в кабинете, как будто противопоставлены человеку, спокойному и погруженному в глубокую задумчивость.

Т. Вейк, Ученый в своем кабинете, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Томас Вейк, Ученый в своем кабинете


Во второй половине XVII века своими роскошными “десертами” прославились Виллем ван Альст, Корнелис де Хем, Юриан ван Стрек. Живопись последнего напоминает искусство Барента ван дер Мера (1659 — между 1690 и 1702). В то же время в некоторых его картинах ощущается и влияние Рембрандта. Таков “Десерт” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) — немногословный, но очень изысканный, восхищающий своей иллюзионистической убедительностью.


Виллем ван Альст, Натюрморт с фруктами, Эрмитаж

Виллем ван Альст, Натюрморт с фруктами, Эрмитаж


Барент ван дер Мер, Десерт, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Барент ван дер Мер, Десерт, Эрмитаж, Санкт-Петербург



Многие живописцы второй половины XVII века не раз обращались в своем творчестве к жанру цветочного натюрморта, а также к композициям с изображением насекомых. В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. Стремясь сделать свой быт более ярким и красочным, жители Голландии с любовью ухаживали в своих садах за цветами и фруктами. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Так ученые и студенты могли изучать растительный мир, составлять гербарии, проводить опыты по скрещиванию различных растений.


Значительную роль играл Лейденский университет. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. В университетских садах выводили новые сорта цветов, фруктов, пытались разводить экземпляры, привозимые из других стран. В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де л’Эклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли “отцом цветов”.

Огромной популярностью у голландцев пользовались тюльпаны. Луковицы этих цветов попали в европейские страны из Турции в конце XVI столетия. В Лейдене тюльпанами засадили обширные пространства, и энтузиасты начали экспериментировать, разводя разнообразные сорта этого цветка. За редкие разновидности платили порой огромные деньги. В стране началась настоящая “тюльпанная лихорадка”, погубившая не одного любителя (так разорился известный голландский пейзажист Ян ван Гойен).

С не меньшим вниманием жители Голландии ухаживали за плодовыми деревьями, для которых создавались оранжереи. Цитрусовые и виноград привозились в страну из колоний в Вест- и Ост-Индии.


Живописцы, как и все остальные жители страны, не могли оставаться равнодушными к красивым цветам и экзотическим фруктам. Очень часто они объединяли в своих композициях плоды и растения, созревающие и цветущие в разное время. Порой, чтобы завершить одно полотно, мастеру приходилось ждать несколько месяцев. 


В это же время появился тип натюрморта, посвященный изображению насекомых, рептилий, показанных на фоне леса или поляны, поросшей высокой травой и кустарником. Очень часто в таких композициях на открытом воздухе были представлены самые разнообразные твари, и среди них — привозимые в Голландию из других стран. Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620-1678). Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. Картины Скрика очень динамичны и полны движения, они показывают то, что обычный человек не сможет запросто увидеть вокруг себя. Таково полотно “Цветы, бабочки и змеи” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).


Отто Марсеус ван Скрик. “Цветы, бабочки и змеи”, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Отто Марсеус ван Скрик. “Цветы, бабочки и змеи”, Эрмитаж, Санкт-Петербург



Подобные темы вдохновляли и Матиаса Витхоза (ок. 1627-1703), побывавшего в Италии вместе со Скриком. С 1653 года он жил в Амстердаме, а в 1672 году поселился в Хорне. Но если на картинах Скрика показаны яркие садовые цветы, то Витхоз предпочитает дикие колючие растения, среди которых протекает таинственная жизнь зверей и насекомых (“Цветы, еж и лягушка”, 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник тщательно и очень выразительно выписывает своих “героев”. Красочное богатство композиций делает их необыкновенно притягательными для зрителей.

М.Витхоз, Цветы, еж и лягушка, 1660, Эрмитаж

М. Витхоз. “Цветы, еж и лягушка”, 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург



Цветочные мотивы привлекали голландских художников долгое время. Эта разновидность натюрморта, сформировавшись в первой половине XVII века в творчестве Амброзиуса Босхарта и Бальтазара ван дер Аста, нашла свое завершение в живописи Яна Давидса де Хема, Юстуса ван Хейсума и его сына Яна ван Хейсума — известнейшего мастера позднего натюрморта.


Ян ван Хейсум, натюрморт, Лондон, Собрание Уоллеса, Первая половина XVIII века

Ян ван Хейсум, натюрморт, Лондон, Собрание Уоллеса, Первая половина XVIII века



Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640-1679), немецкий живописец, работавший в Голландии, в Утрехте. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство (“Цветы в вазе”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Декоративные и яркие полотна с их эмалевой живописной поверхностью вызывали восторг публики.

Mignon__Abraham_The_Flowers_in_the_Vase, 1650


Абрахам Миньон. “Цветы в вазе”, Эрмитаж, Санкт-Петербург, 1650

 

Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это “зрелище, в котором можно многое открыть”. Таково полотно “Плоды” (Эрмитаж, Санкт-Петербург), изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Здесь же можно видеть связку только что пойманной рыбы и птичье гнездо с белеющими в нем яйцами.


Абрахам Миньон. “Плоды”, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Абрахам Миньон. “Плоды”, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Постепенно простые мотивы в голландских натюрмортах были окончательно вытеснены такими темами, как редкие цветы и привезенные из дальних стран плоды.


Творчество как А. Миньона, Я.Д. де Хема, Я. ван Хейсума, говорит о том, что художники обратились к утонченной технике, позволяющей запечатлеть окружающий мир декоративно и изысканно. Знакомые, обыденные образы природы отступили перед экзотикой и пышной яркостью.


Ян Давидс де Хем, Большой натюрморт с птичьим гнездом, вторая половина 17 в, Дрезден, Картинная галерея

Ян Давидс де Хем, Большой натюрморт с птичьим гнездом, вторая половина 17 в, Дрезден, Картинная галерея

 Тем удивительнее видеть картины Адрианса Коорте, работавшего с 1685 по 1723 год в Мидделбурге и Зирикзе. Он писал лаконичные и скромные натюрморты, отличающиеся мастерством исполнения (“Горшок с земляникой”, 1697, Эрмитаж, Санкт-Петербург).


Андрианс Коорте, Горшок с земляникой, 1697, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Андрианс Коорте, Горшок с земляникой, 1697, Эрмитаж, Санкт-Петербург


http://baserape.blogspot.com/2007/10/17.html


Предыдущие сообщения: Часть 1 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79620100/
Часть 2 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79620262/
Рубрики:  история стилей
живопись
Метки:  

Процитировано 13 раз

aa11111111111   обратиться по имени Суббота, 05 Июля 2008 г. 21:08 (ссылка)
да-да-да! каждый раз,как прихожу в Эрмитаж,-надолго "зависаю" у картин Снейдерса)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку